Научная статья на тему 'Религиозность Орловской студенческой молодежи в социологическом измерении'

Религиозность Орловской студенческой молодежи в социологическом измерении Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
442
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОСТЬ МОЛОДЕЖИ / УРОВЕНЬ / СТЕПЕНЬ / ХАРАКТЕР РЕЛИГИОЗНОСТИ СТУДЕНТОВ / КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ / РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ / LEVEL OF RELIGIOUSNESS / DEGREE OF RELIGIOUSNESS / CHARACTER OF RELIGIOUSNESS / RELIGIOUSNESS OF STUDENTS / CONFESSIONAL STRUCTURE / RELIGION CONSCIOUSNESS / BEHAVIOUR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вовченко В. А.

В статье проводится анализ уровня, степени и характера религиозности студенческой молодежи города Орла на основе проведенного в 2008году социологического опроса студентов пяти ведущих вузов города. Рассматриваются особенности религиозного сознания и поведения студенческой молодежи, их отношение к положению религии в российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUSNESS OF THE OREL STUDENTS IN SOCIOLOGICAL OBSERVATION

In this article the analysis of level, degree and character of religiousness of students of Orel, on the basis of the sociological interrogation of students of five leading high schools of the city which was traced in 2008, is carried out. Features of religious consciousness and behaviour of students, their attitude to position of religion in the Russian society are considered.

Текст научной работы на тему «Религиозность Орловской студенческой молодежи в социологическом измерении»

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

В.А. ВОВЧЕНКО, кандидат философских наук, доцент кафедры

религиоведения и теологии Орловского государственного университета Тел.: 89536159832; witallys@mail.ru

РЕЛИГИОЗНОСТЬ ОРЛОВСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ

В статье проводится анализ уровня, степени и характера религиозности студенческой молодежи города Орла на основе проведенного в 2008году социологического опроса студентов пяти ведущих вузов города. Рассматриваются особенности религиозного сознания и поведения студенческой молодежи, их отношение к положению религии в российском обществе.

Ключевые слова: религиозность молодежи, уровень, степень, характер религиозности студентов, конфессиональный состав, религиозное сознание и поведение.

Весной 2008 года в городе Орле было проведено очередное социологическое исследование религиозности молодежи среди студентов пяти ведущих вузов города. Было опрошено 925 студентов со всех курсов различных факультетов методом случайной выборки. Опрашивались студенты как гуманитарных специальностей (66,5%), так и естественнонаучных и технических (33,5% респондентов). Юноши составили 29,7% опрошенных, соответственно девушки — 70,3%.

УРОВЕНЬ И ХАРАКТЕР РЕЛИГИОЗНОЙ ВЕРЫ

Проведенное исследование показало очень высокий уровень религиозности студентов при самоопределении. Среди учащихся вузов г. Орла, учитывая, что 1,5% респондентов не дали ответа, оказалось:

глубоко верующих 1,8% неверующих 13,0%

верующих 80,8% атеистов 2,9%

О характере религиозной веры студентов говорят ответы на вопрос о предмете их веры. Почти две трети (64,9%) студентов заявили о том, что они верят в некий божественный дух или жизненную силу, и лишь 15,7% опрошенных верят в Бога как личность, с которым можно установить личные отношения.

Исследование еще раз подтвердило размытость мировоззренческих ориентаций российских граждан. Выявлен противоречивый характер мировоззренческих взглядов неверующих. Среди тех, кто заявил о своем неверии или атеизме, 37,4% верят в некий божественный дух или даже Бога как личность. Таким образом, можно говорить, что реально неверующими являются не 15,9% студентов, указавших на свое неверие или атеизм, а скорее только те из неверующих студентов, которые заявили, что они ни в кого не верят. Таких студентов всего 5% от общего числа опрошенных и 31% среди самих неверующих и атеистов.

© В.А. Вовченко

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

1>сш

КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ СТУДЕНЧЕСТВА

По конфессиональной ориентации студенческая среда в г. Орле оказалась в значительной степени однородной. Подавляющее большинство студентов (83,8%) отнесли себя к православию. Совсем небольшое число респондентов (4%) не смогли назвать определенную конфессию. Среди сторонников других вероисповеданий оказалось 3,3%, среди которых протестантов — 0,2%, мусульман — 1%, буддистов — 0,3%, католиков — 0,2%.

Таким образом, данное исследование подтверждает отмечаемую многими исследователями особенность религиозного сознания россиян, связанную с восприятием религии как культурной среды, к которой относят себя по факту рождения, а не мировоззренческого выбора. Действительно, православных студентов (83,8%) оказалось больше по сравнению с верующими в Бога, как бы его не понимали (80,6%). Кроме того, среди неверующих и атеистов 46,3% отождествили себя с православием, и они же составили 8,4% от общего числа православных студентов.

Проведенное исследование показывает, что, несмотря на высокий уровень конфессиональной самоидентификации студенческой молодежи, только каждый пятый студент (20,1%) уверен, что истина присутствует в одной религии, для 71,2% опрошенных очевидно, что истина присутствует во всех религиях, хотя и в разной степени.

О значимости религиозных авторитетов и собственного поиска в вопросах веры для студенческой молодежи говорят следующие данные. Чуть больше половины студентов (51,5%) готовы полагаться в вопросах веры на авторитет духовенства традиционных религий, 42,9% респондентов не согласны с этим. Однако только четверть студентов (25,7%) готовы пробовать и испытывать разные варианты духовной жизни, чтобы прийти к собственному пониманию веры. Несогласных с этим 62,3% респондентов.

СОДЕРЖАНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ

Если рассматривать содержание веры студентов по объектам веры, то выясняется, что в практически полностью христианской среде основные элементы религиозного мировоззрения не находят признания. Даже бессмертие души бесспорный факт максимум для 43,8% верующих или 42,6% православных, и только 44,4% православ-

ных студентов верят в то, что Иисус есть сын Божий, и 27,6% верят в его воскресение. Что же касается прихода Спасителя или воскресение человека, то в этом уверены лишь 23,3% и 12,4% верующих студентов соответственно. В то же время больше всего среди верующих студентов распространена вера в наиболее приятные для человека явления потустороннего мира — в ангелов (60,5%) и рай (53,7%). Однако и пугающие стороны сохраняют свою убедительность: в ад и колдунов верят соответственно 48,6% и 33,9% верующих студентов. Можно отметить и достаточно низкий уровень эсхатологических настроений у современных студентов. Только 8,2% студентов верят в близкий Конец Света.

В целом можно констатировать, что православные студенты демонстрируют меньше веры в знаковые части христианского мировоззрения, чем верующие люди в целом. Наличие среди православных 8,4% неверующих и атеистов ничего не решает, поскольку и среди неверующих много признающих важные положения христианской доктрины.

Верят в Право- славные^ Верующие, % Неверующие, %

ангелов 59,0 60,5 20,4

Бог отвечает 58,5 61,0 15,6

на молитвы

рай 51,7 53,7 13,6

Иисус существовал 48,3 50,3 18,4

ад 47,1 48,6 14,3

Бог сотворил мир 47,0 48,4 12,2

Иисус — сын Божий 44,4 45,2 9,5

бессмертие души 42,6 43,8 27,2

религиозные чудеса 35,4 36,0 10,9

колдунов и ведьм 33,9 33,9 25,2

дьявола и демонов 30,3 29,8 19,7

Иисус воскрес 27,6 28,4 2,7

Страшный Суд 27,2 28,4 5,4

приход Спасителя 22,6 23,3 4,1

переселение душ 17,8 17,5 16,3

воскресение человека 11,7 12,4 3,4

близкий Конец Света 7,5 8,2 6,1

Из приведенной таблицы видно, что многие студенты, формально объявившие о своем неверии или атеизме, демонстрируют проявления религиозного сознания. Вера в различные сверхъестественные явления характерна для подавляющего числа неверующих. Не указали о своей вере во что-либо из этого только 16,3% неверующих и атеистов, или около 2,6% студентов.

Одним из наиболее значимых, на наш взгляд,

показателей, который говорит о заметном интересе к своей вере, является знание Символа Веры. Нам представляется, что определить, насколько студенты знакомы с Символом Веры, можно по знанию количества членов в Символе Веры. При этом мы посчитали за правильный ответ не только число 12, но и 11 и 13, предполагая, что, даже зная Символ Веры, студент может ошибиться в подсчете или он мог прочитать, но не запомнить. Однако даже при таком подходе знакомы с Символом Веры лишь 7,4% студентов, или 8,1% православных студентов.

По такому важному показателю вовлеченности студентов в религиозную жизнь, как знание церковных молитв, были получены следующие результаты. В целом студенты, знающие больше трех молитв, составляют 10,9% респондентов, о знании двух-трех заявили 23,8% студентов и еще 34,1% знают одну молитву. Соответственно ни одной молитвы не знает почти каждый третий студент (31,5%). Среди православных соотношение знающих и не знающих молитвы практически такое же. Больше трех молитв знают 12%, две-три — 27%, одну — 34,6%, ни одной — 27,7%.

О характере религиозного сознания современных студентов говорят и ответы на вопрос о значимости религиозных обрядов в определенные периоды жизни человека. Подавляющее большинство студентов считают, что необходимо проведение религиозных обрядов при рождении и посмертно (89,8% и 88,2% соответственно). Для двух третей студентов (69,4%) религиозные обряды нужны и при бракосочетании. Показательно, что при рождении и смерти для большинства студентов обряды очень важны (53,6% и 54,6% соответственно), а при бракосочетании для большей части студентов (42,9%) обряды просто важны, а очень важны они лишь для 26,5%.

Проведенный опрос показывает не только слабую укорененность в сознании студентов элементов христианского мировоззрения, но и достаточно высокий уровень содержания элементов нехристианского мировоззрения, что вновь свидетельствует о размытости, неопределенности мировоззренческих установок молодежи. При этом наибольшую веру в различные магические практики демонстрируют православные студенты. Столь же показательным является и тот факт, что значительное количество неверующих и атеистов разделяют веру в сверхъестественные явления и только 12,2% из них отказываются во что-либо верить.

Верят в Право- славные^ Верующие, % Неверующие, %

«вещие сны» 62,2 61,4 48,3

приметы 56,1 55,1 40,8

ясновидение 38,3 39,0 29,3

колдовство и магию 29,7 29,3 24,5

гадания 28,9 27,9 23,8

астрологию 26,5 25,8 25,9

хиромантию 24,6 23,6 25,9

НЛО 18,7 19,0 31,3

телепатию 17,8 18,7 26,5

переселение душ 17,8 17,5 16,3

привидения 17,5 17,3 19,0

карму 13,5 14,8 11,6

выход из тела 12,6 14,0 11,6

телекинез 11,9 11,5 19,0

ни во что 13,2 13,7 12,2

Распространенность веры в перечисленные явления определяется не только активной популяризацией их в СМИ, но и личным опытом студентов. Так, с «вещим сном» столкнулись 46,9% студентов, со сбывшимся предсказанием — 21,9%, с чтением мыслей — 7,1%, с проявлением сверхъестественных способностей человека — 7,0%, с чудесным выздоровлением — 6,7% и даже с НЛО — 3,2%. Следует обратить внимание и на то, что у 65,7% студентов дома есть те или иные книги по эзотерике, медитации, астрологии, толкованию снов, колдовству и магии.

Еще одним показателем отхода от традиционного религиозного сознания является доверие к информации, полученной при общении людей с духовными сущностями, определяющими себя как ангелы или представители внеземных цивилизаций. Доверяют такой информации 10,5% студентов, а еще 1,8% имели такой контакт. Среди неверующих студентов по сравнению с верующими доверяющих в два раза меньше (11,6% и 5,4%), однако имевших такой контакт — в два раза больше (3,4% и 1,6%).

РЕЛИГИОЗНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТОВ

Анализ следующего аспекта степени религиозности — знакомства со Священным Писанием — показывает, что 30,2% студентов никогда не читали его, 47% респондентов когда-то немного читали, еще 18,1% иногда обращаются к чтению главной христианской книги и лишь 2,9% студентов читают его регулярно.

Если говорить непосредственно о студентах, определивших себя как православных, то получается следующая картина. Регулярно читают Свя-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

1>сш

щенное Писание только 2,7% православных студентов, периодически читают — 20%, когда-то читали — 49,5%, совсем не читали — 26,7%. Можно отметить, что среди неверующих и атеистов совсем никакого интереса к Священному Писанию не проявили 52,4%, однако около 7% хотя бы изредка читают.

Важным показателем вовлеченности студентов в религиозную жизнь является индивидуальное молитвенное делание. Никогда не молится каждый пятый студент (21,8%). Регулярно, раз в день и чаще, молятся 18,8% респондентов, остальные делают это иногда. Среди православных студентов не молятся 15,2%, раз в день и чаще это делают 20,9%.

В этом вопросе отчетливо проявилась и непоследовательность, противоречивость мировоззренческих взглядов неверующих и атеистов. Среди них не только много просто знающих одну молитву (27,2%) и даже от двух и больше (8,8%), но значительное количество из них прибегают к молитвенному обращению к Богу — 32% делают это иногда, а 2,7% — раз в день.

Относительно соблюдения постов можно выделить незначительное преобладание соблюдающих посты среди общей массы студентов — 3,4%, над православными — 3,1%. Правда, частично посты соблюдают больше православных (17,4% и 15,6%). Однако существенным остается факт, что 79,5% православных, или 81% всех студентов, не соблюдают посты.

Продолжая разговор о религиозном поведении студентов, можно отметить, что чуть больше трети студентов (36,1%), в том числе и православных (28,5%), либо совсем не посещают храмы, либо делают это очень редко.

Посещение храма Все студенты, % Православные студенты, %

Раз в месяц и чаще 12,0 13,7

Несколько раз в год 37,8 42,8

Раз в год 14,1 15,0

Реже, чем раз в год 15,4 15,1

Практически никогда 20,8 13,4

Проведенное исследование показывает, что по наиболее значимому показателю включенности в жизнь христианской общины — причащению Святых Даров — большая часть православных студентов (69,1%) явно не соответствует идеалу жизни православного христианина, поскольку игнорирует данную форму богообщения или прибегает к ней крайне редко.

Частота причащения Студенты, % Православные студенты, %

Раз в месяц и чаще 3,4 3,6

Несколько раз в год 10,5 12,1

Раз в год 13,5 15,1

Реже, чем раз в год 17,7 20,1

Практически никогда 54,9 49

Поведение неверующих и атеистов в этом вопросе выглядит также достаточно противоречивым. Из них 4,1% причащаются раз в год и чаще, и еще 10,2% делают это реже чем раз в год.

Анализируя внешние показатели религиозности в виде ношения религиозных символов (крестик, иконка, четки и т.п.), можно констатировать, что большинство студентов носят их почти всегда — 66,7% и еще 17,7% — иногда. Православные студенты носят в целом более регулярно — 73,3% и 17,2% соответственно. Особо следует подчеркнуть, что не отказываются носить религиозные символы и больше половины неверующих и атеистов. Почти всегда это делают 35,4%, и еще 16,3% носят их иногда.

О не очень большой значимости религии в жизни современных студентов можно судить и по количеству обращавшихся за советом к священнослужителям. Периодически это делают 11,2% студентов, и ещё 12,5% опрошенных имели опыт такого общения. Среди православных студентов 26,8% тех, кто обращался или продолжает обращаться к священнослужителям.

В студенческой среде получили практическую реализацию не только христианские элементы мировоззренческой установки,но и дохристианские «магические» компоненты.

В качестве основных показателей такого «магического» или «языческого» (согласно позиции сторонников православия) поведения были выбраны: отношение к приметам, к гороскопам, колдовству, экстрасенсорике, медитации.

Приметы регулярно или иногда влияют на поведение 34,3% студентов, еще 44,4% респондентов просто обращают внимание на приметы. Показательно, что и среди неверующих студентов 32,7% согласуют свое поведение с приметами.

Среди студентов 25,7% следуют предписаниям гороскопов, и ещё 2,5% студентов обращаются к астрологам или сами составляют гороскопы. Больший интерес к рекомендациям астрологов проявляют верующие студенты, чем неверующие (ср. 26,8% и 20,4%). Однако среди неверующих в три раза больше тех, кто обращается к астрологам и сам составляет гороскопы, чем среди верующих (6,1% и 1,8%).

Занимались гаданием или обращались к гадателям 42,8% студентов, причем 15,8% студентов делают это периодически. Возможность обращения к гаданиям в будущем допускают 13,3% респондентов. Следует отметить, что и среди неверующих каждый третий (33,3%) так или иначе пытался узнать будущее.

По вопросу колдовства и магии исследование показывает, что обращались к специалистам или пробовали сами 7,1% студентов, еще 2,2% продолжают практиковать. Правда, среди обращавшихся к специалистам и практиковавшим самостоятельно 60% не намерены этого больше делать. Однако не исключают возможность такого обращения 11,5% тех, кто никогда с колдовством и магией не сталкивался. Значимым является и тот факт, что занимались магией или обращались к колдунам в два раза больше среди неверующих (15%), а продолжают этим заниматься в 4,3 раза больше, чем среди верующих (6,1% и 1,4%).

Практически каждый десятый студент (9,9%) обращался к экстрасенсам, а еще 2,9% сами обладают экстрасенсорными способностями. Из обращавшихся только каждый четвертый (26,2%) не намерен этого больше делать. Экстрасенсы среди неверующих не так популярны, как колдуны, к ним обращались лишь 5,4%, однако именно среди неверующих в 3,3 раза больше экстрасенсов, чем среди верующих (6,8% и 2,1%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совсем немного студентов проявили интерес к медитации. 4,1% студентов пробовали заниматься, но бросили, продолжают заниматься 2,9%. Показательно, что среди неверующих заметно больше тех, кто пытался заниматься медитацией (ср. 7,5% и 3,5%), и продолжающих эту практику (ср. 4,1% и 2,6%), чем среди верующих.

Следует отметить, что читают книги по эзотерике, медитации, астрологии, снам, колдовству и магии 44,1% студентов, но используют их в жизни только 11,1% респондентов.

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Об отношении студентов к представителям разных религий и мировоззренческих позиций можно судить по следующей таблице:

Отношение к Положительное отношение, % Настороженнонегативное, %

1 Православным 80,3 1,2

2 Католикам 29,6 8,9

3 Мусульманам 28,8 17,8

4 Буддистам 27,6 11,4

5 Иудеям 23,5 14,8

6 Протестантам 23,0 15,2

7 Атеистам 15,7 27,7

8 НРД 10,7 42,7

Как можно заметить, только к мусульманам проявляется двойственное отношение. У них одновременно высокие рейтинг и антирейтинг.

РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО

Среди студентов большая часть (55,4%) поддерживает идею введения государственной религии в России. При этом 29,2% студентов желают видеть в качестве таковой православие. 11,9% студентов считают, что государственной религией должна быть какая-то одна, а еще 14,3% выступают за признание государственными нескольких религий. Однозначно против появления государственной религии в России выступает треть опрошенных студентов (36,4%).

Как показывает исследование, две трети студентов (64%) выступают за равные права для всех религий в России. В то же время больше половины студентов (54,7%) соглашаются с тем, что Русская Православная Церковь должна иметь определенные привилегии. Обусловлено это, вероятно, высоким уровнем доверия к РПЦ среди студентов. Полностью доверяют ей 29,2% респондентов, и ещё 52,3% скорее доверяют.

Долгое время в стране не утихают споры о необходимости введения религиозного образования в государственные образовательные учреждения и о форме такого образования. Молодые люди, недавно окончившие школу, достаточно определенно высказались по этому вопросу. Однозначно против необходимости получения знаний о религии в школе высказался каждый пятый студент (19,6%). Подавляющее же большинство (63%) поддерживают эту идею в форме факультатива, и еще 16% студентов выступают за обязательный предмет в школе. Что касается конкретно учебного курса, то половина студентов (51,4%) поддерживает введение предмета «История религий». Альтернативный курс с заметным конфессиональным уклоном — «Основы православной культуры» нашел поддержку только у 30,9% студенческой молодежи.

Таким образом, проведенное исследование показывает, что при высоком уровне религиозности и конфессиональной самоидентификации современных студентов их сознание сохраняет черты традиционного российского двоеверия, поскольку причудливым образом сочетает элементы христианского и оккультно-магического мировоззрения. Данный феномен наблюдается как у верующих, так и неверующих студентов и, в свою очередь, оказывает влияние на их поведение, включающее в себя и христианское благоче-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

стие, и древний оккультизм. Высокий уровень в государстве и необходимости изучения всех

доверия к Русской Православной Церкви сочета- религиозных традиций в государственной систе-

ется с поддержкой идеи равенства всех религий ме образования.

V.A. VOVCHENKO RELIGIOUSNESS OF THE OREL STUDENTS IN SOCIOLOGICAL OBSERVATION

In this article the analysis of level, degree and character of religiousness of students of Orel, on the basis of the sociological interrogation of students of five leading high schools of the city which was traced in 2008, is carried out. Features of religious consciousness and behaviour of students, their attitude to position of religion in the Russian society are considered.

Key words: level of religiousness, degree of religiousness, character of religiousness, religiousness of students, confessional structure, religion consciousness, behaviour.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.