Научная статья на тему 'Религиозность и правовые аспекты формирования светскости в системе образования*'

Религиозность и правовые аспекты формирования светскости в системе образования* Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
952
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОСТЬ / СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / СВЕТСКОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СВЕТСКОСТИ / RELIGIOUSNESS / SECULAR STATE / GOOD BREEDING OF EDUCATION / LEGAL ASPECTS OF GOOD BREEDING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ерышева В. А., Хлысталова Н. Ю.

В данной статье проанализировано влияние религиозности на современную систему образования, основанную на конституционных началах светскости, рассмотрена проблема соотношения религии и правовых норм, действующих в государстве, а также возможные перспективы их дальнейшего взаимодействия в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUSNESS AND LEGAL ASPECTS OF GOOD BREEDING IN AN EDUCATION SYSTEM

In this article are analysed infl uence of religiousness on the modern education system based on the constitutional beginnings of good breeding, the problem of a ratio of religion and the rules of law existing in the state, and also possible prospects of their further interaction in education is considered.

Текст научной работы на тему «Религиозность и правовые аспекты формирования светскости в системе образования*»

09.00.00 - ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 09.00.00 - PHILOSOPHICAL SCIENCES

УДК 101.1:316 В.А. ЕРЫШЕВА

кандидат философских наук, декан юридического факультета Орехово-Зуевского филиала Российского нового университета E-mail: eryshevava@mail.ru Н.Ю. ХЛЫСТАЛОВА

старший преподаватель кафедры общих гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Орехово-Зуевского филиала Российского нового университета E-mail: svetla3@yandex.ru

UDC 101.1:316 V.A. YERYSHEVA

PhD in Philosophy, Dean of Law Faculty of Orekhovo-Zuevo Branch of Russian New University E-mail: eryshevava@mail.ru N.YU. HLYSTALOVA senior Teacher of Humanities and Natural Sciences Department of Orekhovo-Zuevo Branch of Russian New

University E-mail: svetla3@yandex.ru

РЕЛИГИОЗНОСТЬ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЕТСКОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ*

RELIGIOUSNESS AND LEGAL ASPECTS OF GOOD BREEDING IN AN EDUCATION SYSTEM

В данной статье проанализировано влияние религиозности на современную систему образования, основанную на конституционных началах светскости, рассмотрена проблема соотношения религии и правовых норм, действующих в государстве, а также возможные перспективы их дальнейшего взаимодействия в образовании.

Ключевые слова: религиозность, светское государство, светскость образования, правовые аспекты светскости.

In this article are analysed influence of religiousness on the modern education system based on the constitutional beginnings ofgood breeding, the problem of a ratio of religion and the rules of law existing in the state, and also possible prospects of their further interaction in education is considered.

Keywords: religiousness; secular state; good breeding of education; legal aspects of good breeding.

Характер взаимоотношений религиозности и права на различных этапах общественного развития имел неоднозначный характер и порой являлся предметом острых споров и дискуссий. Особый интерес данные отношения представляют во взаимосвязи религиозности и образования, интерпретируя конституционные начала государственной светскости.

Исторические данные доводят до нас свидетельства дифференцированных подходов и взглядов как в общественной, так и в политико-правовой мысли относительно линий соприкосновения этих двух институтов. Одни утверждали, что сфера религиозности - внутренняя духовная составляющая человека, и нет ей места в политике государства и, как следствие, в образовании. Другие же, напротив, считали, что именно религиозные принципы должны лежать в основе построения страны, давать фундаментальные основы для формирования государства. Несмотря на прошедшее время и сменившиеся человеческие измерения, данный вопрос так и не нашел своего ответа, продолжает концентрировать на себе внимание различных исследователей, в первую очередь представителей правовой науки. Так какова же роль религиозности в современном обществе и государстве и как она влияет на формирование светскости в системе образования, основанной на конституционных началах?

Не секрет, что религия предстает явлением достаточно сложным, исключающим возможность одномерного толкования. На сегодняшний день существует множество различных суждений относительно данной категории. При этом понимание религии у каждого свое - у философов, религиоведов, политологов, теологов, социологов и т.д. Но несмотря на все сложности, неотступно продолжаются поиски путей и методов выявления существа данного феномена, стремление определить и показать то главное свойство, которое делает религию именно религией и, возможно, отличает ее от любого другого духовно-общественного явления, в чем-то, может быть, даже сходного с ней. Немалые усилия в этом направлении предпринимают и юристы.

В соответствии со ст. 14 Конституции РФ Российская Федерация - светское государство, где никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Никто не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиоз-

* Статья публикуется при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.В37.21.2120

© В.А. Ерышева, Н.Ю. Хлысталова © V.A. Yerysheva, N.Yu. Hlystalova

ных объединениях»). Эти конституционные и законодательные положения в полной мере воспроизводятся в основных принципах образовательной политики, распространяя свое действие и на систему высшего и послевузовского профессионального образования.

В юридической науке содержание понятия светскость образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях раскрывается: во-первых, как недопустимость установления какого-либо мировоззрения, в том числе религиозного, в качестве обязательного в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; во-вторых, как недопустимость вмешательства религиозных и общественных объединений в управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями; недопустимость передачи религиозным и общественным объединениям полномочий и функций администраций государственных и муниципальных образовательных учреждений; в-третьих, как обеспечение прав обучающихся и преподавателей на свободу совести и слова; недопустимость принуждения при обучении религии или изучении религиозной культуры, а также к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем; в-четвертых, как недопустимость проведения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях религиозных обрядов.

Принцип светскости образования является одной из гарантий реализации человеком свободы совести, поскольку только в условиях светского образования человеку предоставляется свобода выбора мировоззрения и устраняется угроза дискриминации по религиозным основаниям.

Вместе с тем в доктрине выделяют и дополнительные элементы в составе данных свобод: право распространять атеистические убеждения, право на благотворительную и культурно-просветительскую деятельность, право на религиозное образование, право на альтернативную военной гражданскую службу, тайна исповеди, равенство перед законом всех граждан независимо от их отношения к религии.

Российская Федерация как светское государство поддерживает различные формы образования и самообразования.

В настоящее время одним из наиболее актуальных вопросов государственно-конфессиональных отношений является взаимодействие светской школы и религиозных объединений.

Федеральный закон «О свободе совести...» закрепляет право каждого получить религиозное образование по своему выбору индивидуально или совместно с другими. Данное право может быть реализовано путем получения религиозных знаний как дома (через родителей и законных представителей), так и в соответствующих образовательных учреждениях религиозной направленности. Последние могут быть созданы религиозными организациями в соответствии со своим уставом. Это могут быть, к примеру, приходские школы при церкви или медресе при мечетях.

Однако закон не ограничил право данными пун-

ктами, он предусмотрел, что религиозные организации могут обучать детей и в соответствующих муниципальных образовательных учреждениях, для этого нужны инициатива самих родителей и согласие детей, а также согласование с соответствующим органом местного самоуправления, а сам предмет должен быть вне рамок образовательной программы, т.е. носить факультативный характер.

Тем не менее значительную часть ответственности в данном вопросе переложили на школы, и какие результаты покажет такая политика, нам остается только ждать. Значительную актуальность в последнее время приобрёл вопрос о месте и роли религиозных норм в системе современного правового регулирования. Если с самого начала построения демократического государства в нашей стране роль проводника человеческих ценностей брали на себя в большей мере правовые институты, а уровень интеграции общества обеспечивало законодательство, то сегодня не менее важную роль в обществе играют религиозные нормы и каноны.

Говоря о неизбежности данной проблемы, некоторые авторы отмечают важность ее теоретического осмысления. Хотя рассуждениям о том, что первично - правовые нормы или религиозные, предшествует не один десяток лет, а может, и столетий.

С 1 сентября 2012 г. во всех общеобразовательных учреждениях России учащиеся 4-х классов начали изучать курс «Основы религиозных культур и светской этики». В рамках данного учебного предмета по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, исламской культуры, буддийской культуры, иудейской культуры, мировых религиозных культур, основы светской этики.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №84-р с 2012-13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях запланировано введение комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».

Апробация курса в 21 субъекте РФ успешно завершена в 2011 г. Министерством образования и науки РФ подготовлены соответствующие документы, как то: План мероприятий по введению с 2012-13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. N 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. N 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской

09.00.00 - ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 09.00.00 - РИ1Ь080РИ1СЛ1,

Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312».

Изучение «Основ религиозных культур и светской этики» направлено, прежде всего, на достижение таких целей, как развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию, знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

В светских современных государствах каких-либо существенных разногласий между государственным образованием и церковью не наблюдается: положение церкви в государстве стабилизировано и не подвергается каким-либо кардинальным изменениям. Построение системы образования также предопределено государственными нормативно-правовыми актами, поэтому религиозность, оказывая влияние на правовые аспекты формирования светскости, делает это только в той мере и в таком виде, насколько это предопределено совместной работой органов государства и церкви, то есть так, чтобы результат удовлетворял обе стороны.

Однако, думается, государство имеет преимущественный потенциал воздействия на положение церкви путем принятия законов, которые обязательны для исполнения.

На данном этапе в обществе ведутся большие дискуссии по поводу того, является ли Россия светским государством.

С юридической точки зрения это неоспоримый факт, так как это закреплено в Конституции РФ (ст. 14) и Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Светское государство - конституционно-правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета. Конституция РФ (ст. 24) запрещает устанавливать какую бы то ни было религию в качестве государственной или обязательной.

Данная характеристика означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т.е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Получается, в нашем государстве нет какой-то определенной и обязательной религии, но в то же время на территории РФ проживают люди различных национальностей, которые исповедуют определенные вероучения и живут в соответствии с ними.

В России основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и другие вероисповедания (католицизм, буддизм, иудаизм и др.). Они совсем недавно обрели необходимые права для своей деятельности, поскольку тоталитарное государство (считавшее себя так-

же светским, а на деле бывшее грубо атеистическим) осуществляло гонение на веру, преследовало религиозных служителей.

Следует отметить укрепление положения церкви в России. О том, что церковь возрождается в России, можно судить по многим обстоятельствам: реконструируются старые и строятся новые храмы; выпускается множество газет религиозного содержания («Благовест», «Православные Вести» и др.), да и в других газетах все чаще появляются заметки и статьи, так или иначе связанные с церковной тематикой; по телевидению в самых разных программах часто можно увидеть не только репортажи о церкви, но и самих церковных деятелей, которые, также принимают достаточно активное участие в общественной жизни страны; люди все чаще и охотнее посещают церковь; открываются религиозные образовательные учреждения.

Хотя современная Россия является светским государством, это не значит, что власть не стремится к взаимодействию с церковью. На сегодняшнем этапе общественной жизни России как цивилизованного государства правительство страны поддерживает взаимосвязь религии с культурно-социальным развитием подрастающего поколения. Свидетельством тому как раз и является введение в школьную программу основ религиозной культуры. Религиозные нормы, несмотря на динамичность развития общества, по-прежнему сохраняют свои каноны - все ценности бытия. Поэтому, невзирая на социальный статус или положение в обществе, в семье, к религии и обращается большинство людей современности. Постоянство, уникальность и кротость общественных норм поведения, а главное, их неопровержимость, дают человеку ответы на многие вопросы бытности.

Те сложности, о которых сейчас говорят при реализации данного проекта (например, недостаточное обеспечение учебно-методического комплекта - рабочих тетрадей, книжек-раскрасок, географической карты для 4 класса, рассчитанной под модуль, таблиц и схем, всего того, что должно быть направлено на службу преподавателю), не портят в целом достаточно позитивного впечатления о проделанной работе государства и носят скорее технический характер.

Однако, самое главное, чего можно достичь в образовании при данном подходе, - это то, что преподавание ребенку культуры одной религии перекрывает путь к воспитанию толерантности по отношению к другим религиям. Нельзя разделять младших школьников по конфессиям в зависимости от желания родителей. Думается, что для воспитания духовно ориентированного и толерантно настроенного гражданина России было бы более корректно преподавать всем школьникам без разделения на группы сначала светскую этику, а потом основы мировых, а не только традиционных для России религиозных культур.

Человеку, прежде всего, необходимо прививать ответственность за все, что он вносит своей деятельностью в окружающий его мир, и так должны быть построены все разделы школьной программы от ма-

тематики, которая описывает в числах и формулах окружающий мир до литературы, которая должна формировать правильное восприятие действительности и места в ней человека с соблюдениями принципов добра и терпимости.

«Самая большая озабоченность, которая возникает в связи с обсуждением образовательных проблем, - это озабоченность, связанная с формированием личности. Может ли школа полностью устраниться от того, чтобы воспитывать человека? Сегодня практически так произошло и происходит за редчайшим исключением Народное образование должно служить интересам народа, интересам личности, оно должно формировать человека, а сегодня отсутствие ценностных ориентиров в системе образования приводит к тому, что на выходе мы имеем человека, мировоззренчески никак не ориентированного», - считает патриарх Кирилл.

Следует полагать, что новый учебный предмет не должен разделять школьников. Напротив, детям право-

славных христиан, которые уже получают религиозное воспитание в семье, было бы интересно узнать в школе об основах исламской или другой религиозной культуры.

Таким образом, очень убедительно звучит введение этого проекта, нежели отказ от него, ведь религия существует в обществе не как чужеродное ему тело. Связь между религией и обществом не следует рассматривать как взаимодействие двух самостоятельных величин; религия - часть общественной жизни, в том числе может быть частью образования, от которого не может быть изолирована, так прочно она вплетена в ткань социальных отношений. А позиция права в соционормативном комплексе цивилизаций отнюдь не является свидетельством их развитости либо отсталости. В одних случаях происходит формальное размежевание права и религии, в других - взаимодополняемость и слияние, к которому, хочется надеяться, стремится современная Россия.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) / Российская газета, N 7, 21.01.2009.

2. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О свободе совести и о религиозных объединениях» / Собрание законодательства РФ, 29.09.1997, N 39, ст. 4465.

3. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании» / Российская газета, N 172, 31.07.1992.

4. Антоненко Т.А. Религиозные нормы как регулятор общественных отношений. Ростов-на-Дону, 1999.

5. ВенгеровА.Б. Теория права. М., 1996.

6. Дорская А.А. Влияние церковно-правовых норм на развитие отраслей российского права. СПб., 2000.

7. Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994.

8. Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение. М., 2009.

9. Нерсесянц В.С. Право и культура: предмет и проблема юридической аксиологии // Право и культура. М., 2002.

10. Понкин И.В. Теоретико-правовые и международно-правовые аспекты регулирования отношений между государством и религиозными объединениями. М., 2000.

11. Савва С. С. Конституционно-правовое закрепление принципа светскости образования: содержание и практика реализации // Право и политика. 2006. N 7.

References

1. Constitution of the Russian Federation (adopted 12.12.1993) (With Amendments of 30.12.2008 N6-FCL, and of 30.12.2008 N 7-FCL) / Rossiiskaya Gazeta, N 7, 21.01.2009

2. Federal Law of 26.09.1997 N 125-FL (01.07.2011 edition) "On Freedom of Conscience and Religious Organizations" / Collection of Russian Laws, 29.09.1997, N 39, art. 4465

3. Law ofthe Russian Federation of10.07.1992 N 3266-1 (ed. 12.11.2012) "On Education" / Rossiiskaya gazeta, N 172, 31.07.1992

4. Antonenko T.A. Religious Norms as Regulator of Social Relations. Rostov-na-Donu, 1999.

5. Vengerov A.B. Theory of Law. M., 1996

6. Dorskaya A.A. Influence of Church Norms on the Development of Branches of Russian Law. SPb, 2000.

7. Livshits R.Z. Theory of Law. M., 1994

8. Lukasheva Ye.A. Man, Law, Civilizations: Prescriptive and Evaluative Dimension. M., 2009

9. Nersesyants V.S. Law and Culture: Subject and Problem of Juridical Axiology //Law and Culture. M., 2002

10. Ponkin I.V. Theoretical Legal and International Legal Aspects of Regulating Relationships between State and Religious Organizations. M., 2000.

11. Savva S.S. Constitutional and Juridical Foundation of Secular Education Principle: Contents and Practice of Implementation // Law and Politics. 2006 N7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.