Научная статья на тему 'Религиозное воспитание и образование в Забайкалье'

Религиозное воспитание и образование в Забайкалье Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ДУХОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / RELIGIOUS EDUCATION / MORAL AND SPIRITUAL VALUES / THEOLOGICAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеев Павел Сергеевич

Раскрывается сущность и содержание религиозного воспитания, его отличие от духовно-нравственного; излагается история религиозного воспитания в разных типах учебных заведений Забайкалья, анализируются учебные планы, дается оценка феномена с современных позиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious training and education in Transbaikalia

The author reveals the essence and the content of religious training and education and its difference from spiritual and moral education. The article deals with the history of religious education in different educational institutions in Transbaikalia and the current situation.

Текст научной работы на тему «Религиозное воспитание и образование в Забайкалье»

Список

литературы

1. Водопьянова Н. Е., Старченкова тво жизни // Ежегодник Российско лы 3-го Всероссийского съезда психо. Изд-во С-Петерб. ун-та, 2003.

2. Гришина Н. В. Помогающие тенциальные проблемы // Психо личности / под ред. А. А. Крылова,

3. Дубровина И. В. Руководство здоровье детей и подростков в конт дательский центр «Академия», 1998

4. Орел В. Е. Феномен «выгорания гический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С

5. Психология здоровья: учебник СПб.: Питер, 2003. 607 с.

6. Словарь практического психол Харвест, 1997.

7. Собольников В. В. Психология виях. Новосибирск, 1998. 278 с.

отношения: профессиональные и экзис-ческие проблемы самореализации Коростылевой. СПб., 1997. 240 с. ического психолога : Психическое психологической службы. М. : Из-

логи Л. А.

практ

ексте

» в зі

. 90-

для

ога

разви

Е. С. Психическое «выгорание» и качес-о психологического общества : материа-логов, 25-28 июня 2003 года. В 8 т. СПб. :

арубежной психологии // Психоло-01.

вузов / под ред. Г. С. Никифорова. ' под ред. С. Ю. Головина. Минск : тия зрелой личности в особых усло-

УДК 913(заб)

moral education. The article deals with the

ББКЭ29(2Р54

history of religious education in different

П. С. Матвеев

educational institutions in Transbaikalia

Религиозное воспитание

and the current situation.

и образование в Забайкалье

Key words: religious education, moral

and spiritual values, theological institu-

Раскрывается сущность и содержа-

tions.

ние религиозного воспитания, его от-

личие от духовно-нравственного; изла-

Религиозное воспитание - целенап-

гается история религиозного воспита-

равленное формирование знаний по ис-

ния в разных типах учебных заведений

тории религии, устойчивой потребнос-

Забайкалья, анализируются учебные

ти в понимании религиозных ценнос-

планы, дается оценка феномена с сов-

тей, в самостоятельном поиске духовно-

ременных позиций.

мировоззренческих ориентиров; приоб-

Ключевые слова: религиозное воспита-

щение к религиозной жизни общества

ние, духовно-нравственные ценности,

критическое отношение к деятельности

духовные учебные заведения.

различного рода тоталитарных сект.

Наряду с этим, под религиозным вос-

P. S. Matveev

питанием можно понимать воспитание

Religious training and education

in Transbaikalia

которое дается с позиций религиозного мировоззрения

В современных условиях в ряде слу-

The author reveals the essence and the

чаев синонимом религиозного воспита-

content of religious training and educa-

ния может выступать понятие духовно-

tion and its difference from spiritual and

нравственного воспитания.

Религиозное (церковное, церковно- Молодежь же всегда была и будет

гражданское, конфессиональное) обра- предметом пристального внимания,

зование понимается как промежуточ- поскольку ее ориентации во многом

ный между духовным и светским тип определяют будущее как общества в це-

образования, содержание образования лом, так и конкретной религиозной ор-

которого включает наряду с общеобра- ганизации в частности. Однако реализа-

зовательной (или профессиональной) ция права на религиозное образование

компонентой и религиозную (теоре- должна осуществляться на законных

тическое изучение основ вероучения), основаниях, иначе возможно нанести

построенную на религиозных цен- урон другим правам человека и, прежде

г } г ' ' ' ностях систему воспитания, реализу- У Г г ГУ 1 ' Г ' ' всего, праву на свободу религии и убеж-

ющуюся в учебно-воспитательной де- дений, на свободу совести.

ятельности церковных образователь- Также попытка оставить без внима-

ных учреждений. В структуре Русской ния или противодействие религиозно-

православной церкви православные му воспитанию могут стать фактором,

гимназии, Православный Свято-Тихо- J У Т 1 ' дестабилизирующим общество, особен-

новский гуманитарный университет, но в условиях интенсивного формиро-

У Г У г 7 Православный богословский универси- вания национального самосознания,

тет им. Иоанна Богослова и др. Данные нередко связанного с определенным на-

учебные заведения не являются ориен- правлением религии.

тированными на профессиональную Религиозное воспитание обычно свя-

подготовку священнослужителей, ско- зывают с преподаванием предметов ре-

рее наоборот, их выпускники - воцер- лигиозного содержания в школах. Од-

ковленные миряне. нако ведущая религиозно воспитатель-

Существующая система атеистичес- ная роль принадлежит семье. Наиболее

кого воспитания нацелена на отторже- твердой основой правильного духовно-

ние молодежи от религии. Но с конца го развития ребенка нужно считать ре-

80-х гг. ХХ в. наблюдается повышенное лигиозно-нравственный склад и харак-

внимание к религии и ко всему, что с тер жизни самой семьи.

ней связано. Россия - поликонфессио- В государственных школах програм-

нальное государство, при особой роли ма религиозного воспитания согласу-

православного христианства. Наряду с ется между представителями религи-

этим, признанные традиционными ис- ^’У г г озных организаций и официальными

лам, буддизм и иудаизм призваны иг- органами Министерства образования.

рать интегрирующую роль в обществе, До революции предметы р.в. были обя-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

поэтому обеспечение права на религи- зательными в школах.

озное воспитание среди прочих про- В процессе религиозного воспитания,

блем занимает особое место. Оно явля- как правило, используются различные

ется действенным средством укрепле- традиционные методы и формы воспи-

г ' г ния в вере членов определенной рели- тания (урочная система, семинары, лек-

гиозной организации и воцерковления ции и пр.; праздничные мероприятия,

тех, кто лишь иногда посещает церковь; экскурсии, любительские объединения,

распространения своего вероучения и хоры, оркестры и т.д.), наполняясь специ-

пополнения паствы. И в то же время оно фическим для религиозного воспитания

служит средством укрепления нравс- в той или иной конфессии содержанием.

У г ' J г г твенных устоев общества, взаимопони- Религиозное воспитание осуществля-

мания представителей различных рели- ется священнослужителями, педагогами

гиозных традиций. конфессиональных и светских учебных

Г У

заведений, воспитателями детских и метике, и двуклассные (четырехлетние),

юношеских объединений (действующих где дополнительно преподавалась исто-

при религиозных и светских организа- рия Церкви и Отечества. Впоследствии

циях, например, скаутских); средствами двухклассные школы стали переходить

массовой коммуникации, контролируе- в подчинение Министерства народного

мыми религиозными организациями. В просвещения.

семье и окружающей социальной среде В 1884 г. в церковно-приходских шко-

религиозным воспитанием занимаются лах обучалось 57 учащихся, к 1903 число

родители, родственники, члены рели- их возросло до 9835, а в школах грамо-

гиозной общины и пр. ты соответственно с 574 до 3265 человек.

В процессе и в результате религиоз- Руководство этими школами осуществля-

ного воспитания у детей формируются лось Читинским церковным братством

определенные духовно-нравственные Святых равноапостольных Кирилла, Ме-

ценности, особенности мышления и по- фодия и Иннокентия Иркутского чудот-

ведения, стиль жизни, а также стратегия ворца, созданное епископом Мелетием. В

адаптации в социуме. 1885 братство сформировало Читинское

В России, среди православного насе- уездное отделение Иркутского епархи-

ления, которое составляло большинство, У ■ ' ^ г 7 Г ального училищного совета, с 1891 г. пе-

религиозное воспитание на начальном реименованного в училищный совет.

этапе осуществлялось посредством пред- Получила свое развитие в Забайкалье

мета «Закон Божий» - обучение основ- сеть духовных приходских училищ.

ным положениям религии, изучение ее В XIX в. православная церковь играла

истории, богослужения, учреждений и ведущую роль в развитии образования

Г ' У ' У Г ^ ' установлений. Состав Закона Божия пра- ' У У X 1 1 в Забайкалье. Подчас священники были

вославного вероисповедания как предме- единственными грамотными людьми в

та преподавания в начальных учебных отдаленных селениях. Именно церко-

заведениях включал церковные молитвы, вью создаются первые учебные заведе-

священную историю, объяснение бого- ния. В 1805 г. в Нерчинске было откры-

J і / служения и катехизиса; в средней школе то первое духовное училище, которое

изучались те же разделы, но в более ши- просуществовало почти сто лет, а затем

роком виде, с присоединением истории было переведено в Читу.

церкви. Предмет Закон Божий препода- В 1865 г. в Чите было открыто при-

вался в Забайкалье в церковно-приходс- ходское Михайло-Архангельское учи-

ких школах, официально утвержденных лище, преобразованное впоследствии

«Правилами о церковно-приходских в городское. Это было первое в городе

школах» (1884); в школах грамоты («Пра- учебное заведение. Одноэтажное дере-

вила о школах грамоты», 1891). вянное здание училища находилось у

Церковно-приходские школы име- современного железнодорожного вок-

ли цель «утверждать в народе право- зала на перекрестке улиц Корейской

славное учение веры и нравственности (Ленинградской) и Петровской на месте

христианской и сообщать первоначаль- Забайкальского института предприни-

ные полезные знания». После 1891 г. к мательства. В 1877 г. построено новое

ним прибавились школы грамоты. Су- здание для училища. 5 сентября 1895 г.

ществовало два типа таких школ. Одно- в доме было открыто второе приходское

классные (двухлетние), где преподавал- училище.

ся Закон Божий, церковное пение, чте- К началу XX в. в городе было уже не-

ние церковной и гражданской печати и сколько приходских училищ. В 1904 г. для

письмо, начальные сведения по ариф- приходских училищ городской управой

Г ^ , Г У г

был построен двухэтажный дом из крас- мо, русскую и славянскую грамматику,

ного кирпича (Чкалова, 120). Ранее на словесность (литературу), арифметику,

этом месте был небольшой сквер, где ус- географию, физику, историю русскую

траивались гуляния, а в 1903 г. выступал и всеобщую, педагогику и рукоделие.

конный цирк. В 1906 г. в доме был открыт При епархиальных училищах и семина-

городской педагогический музей при ди- риях обычно устраивались начальные

рекции народных училищ. Это здание школы, в которых могли практиковать-

было первым каменным сооружением ся будущие преподаватели.

для приходских училищ. Первые четыре Важную роль в религиозном воспи-

училища занимали деревянные дома и тании имели миссионерские училища.

были скорее похожи на бараки. 1 у Первое миссионерское училище в Забай-

Второе каменное двухэтажное здание калье было открыто еще в 1862 г., когда

приходского училища было построено в была учреждена и сама Забайкальская

Г ^ У ^ г 1907 г. на улице Охотской (Декабристов). Духовная миссия. Первоначально учи-

В советское время здесь была школа I сту- 'У Г У лище находилось в резиденции началь-

пени (начальная). С 1939 г. здесь располо- ника Миссии в Посольском монастыре

жена школа № 18. К 1917 г. в Чите было на Байкале. После создания Забайкаль-

двадцать приходских училищ. ской епархии училище перевели в Читу,

Лучшими преподавателями Зако- разместив в нескольких комнатах перво-

на Божьего были священники П. Сту- го этажа Архиерейского дома. В 1907 г.

ков, А. Макаров, М. Титов, С. Данилов, отец Епифаний (будущий епископ Еф-

Д. Эпов, Ю. Писарев, С. Большаков; учи- 1 V у/ у 1 рем Селенгинский) возбудил ходатайс-

теля предметники: дьякон П. Первушин, тво о выделении двадцати тысяч рублей

Л. Стерькова, Н.А. Лавров, М. Громова, из фонда архиепископа Вениамина (Бла-

Е. Каменская, В. Климович, В. Демидов, гонравова) на постройку специального

Е. Касаткина и др. здания для Миссионерского училища в

К средним учебным заведениям ду- Чите. Но так как советом Православного

ховного ведомства принадлежали также Миссионерского Общества эти деньги

епархиальные женские училища. Пер- предназначались для устройства мис-

вое «училище для девиц духовного зва- сионерского стана в Кударе, получить

ния» было учреждено в России в 1843 г. их для постройки училища не удалось.

Главной целью женских училищ было ^ Г У У ^ Между тем, необходимые средства были

образование и воспитание дочерей ду- ^'У ' ' ' I'1 найдены очень быстро, и уже 16 мая

Г п I ховенства. Обучение в них, так же как 1907 г. на углу улиц Зейской (Чайковс-

и духовных семинариях, продолжалось кого) и Софийской (Бутина) была совер-

^У г ' г 6 лет. В начале XX в. при епархиальных шена торжественная закладка здания

училищах открывались седьмые пе- Миссионерского училища. Построили

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дагогические классы, по несколько со- здание тоже очень быстро. Первый его

кращенным учебным планам женских этаж был каменным, второй деревян-

гимназий. Выпускницы епархиальных ным. В училище было четыре класса -

училищ получали звание домашних образцовая школа на сто пятьдесят уче-

учительниц и могли преподавать в на- ников, помещение для пансиона на сто

чальных школах, чаще всего - в приход- двадцать человек и две квартиры - для

ских. В конце XIX в. подобное училище учителя и заведующего. На втором эта-

действовало и в Чите. У ^^у г же была устроена домовая Спасо-Преоб-

Учебный план епархиальных учи- раженская церковь, для которой Синод

лищ включал в себя, помимо Закона выделил иконостас стоимостью в четыре

Божьего, также церковное пение, пись- тысячи рублей. В домовой церкви была

сделана роспись стен, а 4 июля 1912 г., приобретать новые формы система про-

на звонницу были подняты колокола. В фессионального религиозного образо-

здании училища жил и сам начальник вания, ориентированная на подготовку

Миссии. В результате внутренних пре- священнослужителей. 2. Начинает раз-

образований училище превратилось из виваться система религиозных воспи-

начальной школы в низшее образова- тательных и образовательных учрежде-

тельное заведение Духовного ведомства. г у г ний, находящихся в ведении религиоз-

Специально для работы в миссионерс- ных организаций (воскресные школы,

ких станах здесь готовили псаломщиков клубы, курсы, просветительские центры

и диаконов, изучался бурятский язык, и др.). 3. Начинается взаимодействие ре-

п ' У У I 7 история и практика миссии. С 1911 г. лигиозных организаций с государствен-

здесь имелся приют для подкидышей. ной системой образования. Предметы

С установлением в России в октябре религиозного содержания вводятся в

1917 г. советской власти начинаются го- учебно-воспитательный процесс свет-

нения на церковь. Они затрагивают и ских учебных заведений.

религиозное воспитание. Право на образование закреплено в

Изданный 23 января декрет «Об отде- Конституции РФ. В ст. 43 указывается,

лении церкви от государства и школы от У ^ У ' что каждый имеет право на образова-

г У г г церкви» в законодательном порядке пре- ние, закрепляются и многие другие га-

кратил существование церковной сис- рантии. Помимо Конституции РФ, дан-

темы народного образования. Система ную сферу регулирует также Закон РФ

образования становится светской. Вос- у г г; г у г; «Об образовании».

питание и образование пропитываются В соответствии с указанным законом

атеистическим мировоззрением, идео- и Национальной доктриной образова-

логией коммунизма и материализмом. ния в Российской Федерации принци-

Меняются формы и методы воспита- пами государственной политики РФ в

тельной работы. С 1 марта 1918 г. в учеб- сфере образования являются:

г г У ных заведениях Забайкальской области - уважение к правам и свободам чело-

запрещалось преподавания Закона Бо- У 1 ' века;

жия, священнослужители увольнялись, - единство федерального культурного

' ^ У У ' религиозные обряды отменялись. Учеб- м Г Г У У г и образовательного пространства, защита

ные заведения, находящиеся в ведении и развитие системой образования нацио-

Забайкальской епархии, например мис- нальных культур, региональных культур-

сионерские школы, Читинское женское У J I ' I У У I ных традиций и особенностей в условиях

епархиальное училище, были закрыты, многонационального государства;

а их преподаватели уволены. Система - общедоступность образования;

религиозного воспитания в Забайкалье - свобода и плюрализм в образовании;

была полностью уничтожена. Такая си- - демократический, государственно-

туация продолжалась до 90-х гг. XX в. В общественный характер управления

связи с социально-политическими из- образованием, автономность образова-

менениями в России наступает новый тельных учреждений.

этап. Религиозное воспитание получает ; г - светский характер образования в го-

новый импульс. Отношения государства сударственных и муниципальных обра-

и религиозных организаций ставятся на зовательных учреждениях.

новую законодательную базу. У г ^ Последний принцип указывает на

Религиозное воспитание начинает светский характер образования, но од-

развиваться по нескольким направле- новременно с этим светское образова-

ниям. 1. Начинает восстанавливаться и ние должно выполнять свои цели по пе-

редаче «духовных богатств» и «культур- условиях светского характера образова-

ных ценностей». Насколько возможно ния в государственной и муниципаль-

последнее без религиозного, этического ной школе может быть реализована на

или религиоведческого компонента об- основе культурологического подхода к

разования? изучению религий.

На основании Закона «Об образова- Именно реализация данного методо-

нии» не разрешается в государственных логического принципа заложена в ре-

и муниципальных образовательных уч- шении президента РФ Д.А. Медведева

реждениях создавать религиозные дви- о введении в программу общеобразова-

жения и организации. тельной школы предметов по направле-

Федеральный закон «О свободе со- нию «Духовно- нравственное воспита-

вести и о религиозных объединениях» ние». На совещании с представителями

1997 г. позволил законно действовать на традиционных религий 21 июля 2009 г.

территории РФ многим религиозным он заявил: «Исходя из принципиальных

объединениям. В том числе стало раз- соображений, что можно было бы сде-

виваться и религиозное образование. лать в самом начале? Я считаю возмож-

Статья 5 этого Закона устанавливает: ным провести в ряде регионов - пока

«1. Каждый имеет право на получение подготовлены 18 регионов, и эта циф-

религиозного образования по своему ра, естественно, может быть обсужде-

выбору индивидуально или совместно на - эксперимент по преподаванию ос-

с другими. 2. Воспитание и образова- нов религиозной культуры. Ученики и

ние детей осуществляются родителями их родители должны будут самостоя-

или лицами, их заменяющими, с учетом тельно выбрать предмет обучения. Что

права ребенка на свободу совести и сво- это может быть? Во-первых, это могут

боду вероисповедания. 3. Религиозные быть основы православной культуры,

организации вправе в соответствии со основы культуры мусульманской, осно-

своими уставами и с законодательством вы иудаизма, буддизма. То есть по этим

Российской Федерации создавать обра- вопросам и ученики, и их родители смо-

зовательные учреждения. 4. По просьбе гут принять решение. Если найдутся те,

У г ' г родителей или лиц, их заменяющих, J г г <^J ' кто захочет изучать все многообразие

с согласия детей, обучающихся в госу- российской религиозной жизни, ... мо-

дарственных и муниципальных обра- жет быть разработан общий курс по ис-

зовательных учреждениях, админист- тории традиционных крупнейших кон-

рации указанных учреждений по согла- фессий нашей страны. И тогда все эти

сованию с соответствующим органом вопросы будут погружены в одну про-

местного самоуправления предоставля- грамму, соответственно, это будут одни

ют религиозным организациям возмож- и те же пособия по изучению. Наконец,

ность обучать детей религии вне рамок третий вариант: тем, кто не имеет оп-

образовательной программы». ределенных религиозных убеждений,

Но практическая реализация прав на Х ^т Г J 1 1 ГГ/ у кого они не сформировались, должно

религиозное воспитание и образование быть предоставлено право изучать осно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в системе государственного образова- вы светской этики. Таким образом, мы

ния сталкивается с рядом проблем: ме- охватим всех, кто имеет разные пред-

тодологической, методической, кадро- ставления о том, что необходимо для

вой. Все они взаимосвязаны и вытекают обучения, сообразуясь с представления-

из методологического обоснования. По- ми самих учеников, сообразуясь с пред-

пытка разрешить все спорные и неод- ставлениями, конечно же, их родителей.

нозначные вопросы этой проблемы в Выбор учеников и их родителей должен

быть абсолютно добровольным - это В 2009 г. решением Священного Сино-

важнейшее дело. Любое принуждение да РПЦ МП курсы были преобразованы

по этому вопросу не только носит неза- в Духовное училище во имя апостола

конный характер, но и будет абсолютно / >У у Иоанна Богослова. 25 ноября состоялось

контрпродуктивным. освящение и торжественное открытие

Преподавать эти предметы будут свет- Духовного училища.

Г '•'/-‘г*'* “ Г ' У ские педагоги, но при подготовке мето- 'У У В первом учебном году занятия нача-

дических и учебных пособий нам нужно лись на пастырском отделении, в даль-

будет руководствоваться рядом сообра- нейшем планируется певческое и ико-

жений. Главное соображение простое: нописное отделение, а также годичные

мы должны воспитывать порядочных, курсы колокольного звона. Преподава-

приличных, терпимых, честных граждан, ние богословских дисциплин ведут свя-

которые с интересом относятся к окружа- щеннослужители Забайкальской епар-

ющему миру, с уважением относятся ко хии, имеющие высшее богословское или

взглядам и убеждениям своих сограждан. одновременно семинарское и высшее

В результате этой работы, по итогам экс- светское образование. Светские дисцип-

перимента, можно будет распространить лины преподают профессора и доценты

наработанную практику на всю страну, читинских вузов. Укомплектована биб-

возможно, например, с 2012 г.». лиотека, в здании училища имеется все

Все вышеназванные проблемы и на- необходимое для успешного обучения.

правления развития религиозного вос- По благословению епископа Читин-

питания нашли свое отражение и в За- ского и Забайкальского Евстафия при

байкалье. Годы безбожия нанесли урон Казанском кафедральном соборе дейс-

не только богослужебной жизни Забай- твуют Катехизаторские курсы.

калья, но и религиозному воспитанию Катехизация (от греч. «наставле-

и образованию в нашем крае. Импульс ние») - это объяснение основных истин

к возрождению духовного образования православного вероучения.

Г г был задан в 1997 г. епископом Иннокенти- г г у Их цель состоит в том, чтобы дать учи-

ем (Васильевым) (ныне архиепископ Кор- телям, преподавателям, социальным ра-

сунский). По его благословлению и при ботникам и всем желающим начальные

непосредственном его участии были ор- богословские знания, необходимые для

ганизованы на приходах Воскресные шко- квалифицированного ведения религи-

лы для детей и взрослых, созданы Кате- оведческих курсов и для социальной

хизаторские курсы для мирян, а при епар- деятельности. Лекции читают священ-

хиальном управлении были открыты ники, преподаватели университетов.

Пастырские курсы. В отличие от других Возраст, семейное или социальное поло-

образовательных учреждений цель Пас- жение слушателей не имеет значения.

Ґ У г ^ тырских курсов была одна - подготовка Воскресные школы Читинской и Крас-

церковнослужителей, певчих и псалом- нокаменской епархии в большинстве

щиков. За десять лет на курсах получи- своем работают по программам, состав-

ло образование более ста человек. Из ленным в центральных регионах страны

них десять приняли священнический и уже зарекомендовавшим себя в плане

сан, несколько способных выпускников у г ■жг-ж^ православного детского образования в

продолжают обучение в Московской, городах Москве, Новосибирске, Екате-

1 ' 1 У / Тобольской и Хабаровской семинари- ринбурге, Красноярске и др. За основу

ях, остальные работают на приходах, в берутся программы, рассчитанные на

качестве старост, псаломщиков, певчих, два или три года обучения. За это время

алтарников. ребята изучают Закон Божий, знакомят-

ся с Евангелием и житиями святых, уз- преподаванию «Основ православной

нают много нового о православных тра- культуры» в школе, ссузе и вузе. В кон-

дициях и церковных праздниках, учатся це обучения слушатели защищают дип-

петь и читать по-церковнославянски, а ломные работы по православной лите-

также рисуют, лепят, вышивают. ратуре и искусству.

Базовой школой и методическим цен- Другим источником подготовки пе-

тром всех Воскресных школ является дагогических кадров служит тематичес-

Воскресная школа Казанского кафед- кий семинар «Основы русской традици-

рального собора. онной культуры» на базе ЗабКИПКРО,

30 октября 2009 г. в конференц-зале действующий с 2004 г.

Казанского собора прошел методичес- Особое место в религиозном воспита-

кий семинар для руководителей и пре- нии и образовании занимает основанная

подавателей воскресных школ по вопро- в 2005 г. Православная прогимназия во

сам преподавания вероучительных дис- имя святителя Иннокентия Иркутского.

циплин и организации воспитательной Прогимназия работает по государствен-

работы в воскресной школе. ному стандарту общего среднего обра-

Воспитательный процесс в воскрес- зования с добавлением ряда предметов

ных школах ведется и во время летне- религиозного содержания.

го отдыха. В течение нескольких лет на Религиозное воспитание в системе

базе летнего детского лагеря проводит- светского образования осуществляет-

ся православная смена. Распорядок дня ся на базе двусторонних договоров,

православных отрядов подчинен обще- заключенных между Читинской и За-

му режиму лагеря, но это не мешает ре- байкальской епархией РПЦ МП и го-

у г ; г ' г бятам жить в православных традициях, сударственными и муниципальными

а наоборот, помогает ребенку адапти- органами образования Забайкалья, а

роваться к миру, понять, что он может также рядом вузов и ссузов г. Читы. В

быть православным, дружить со светс- этой сфере религиозное воспитание и

кими ребятами и в какой-то мере быть образование осуществляется на уровне

миссионером. I V 1 у1 ознакомления учащихся с основами ре-

Для решения проблемы подготовки лигиозных культур без приобщения к

педагогических кадров для религиозно- у у г г активной религиозной жизни (это пе-

го воспитания с 2005 г. начат набор на редается на усмотрение родителей и

дополнительную специализацию «Рус- самих учащихся).

ская православная культура» на фило- у / Начало изучения предметов по осно-

г У у г г логическом факультете Забайкальского У г вам русской духовной культуры было

государственного гуманитарно-педа- ГУ Jг положено в лицее при ЗабГГПу. Пре-

гогического университета. В програм- подавание факультативных курсов осу-

му трехлетнего обучения входят курсы ' Г У У Г У ществляется также в ряде других школ

«Православной словесности», «Право- г. Читы и районах Забайкалья. Религи-

славного искусства», «Истории русской озное воспитание также осуществляется

православной церкви», «Русской пра- через предметы гуманитарного цикла,

вославной литературы», «Православно- преподаваемые с позиций религиозного

го музыкального искусства» и «Основ мировоззрения.

православного мировоззрения и образа Значительное место в религиозном вос-

жизни». Курсы читают преподавате- питании стали занимать различные фор-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

;г г ли вуза и священник РПЦ. В зимние и мы внеклассной воспитательной работы.

летние сессии сдаются зачеты и экзаме- Большой популярностью пользовались

ны, создаются авторские программы по ежегодные «Рождественские Чтения»,

Пасхальные концерты на ФФ ЗабГГПу

В современных условиях религиозное

праздник Дней славянской письменнос-

воспитание в Забайкалье имеет в основ-

ти и культуры, олимпиады по церковно-

ном православное содержание. Предста-

славянскому языку и другие.

вители ислама и иудаизма осуществляют

Начиная с 1997 г., проводится ежегод-

его в пределах своих религиозных об-

ная научно- практическая конференция

щин через воскресные школы. Наиболее

«Иннокентьевские чтения», в которой

существенным элементом в религиозном

активное участие, наряду с учеными

воспитании буддистов является Буддист-

принимают студенты и учащиеся школ.

ская академия в п. Агинское.

Процесс религиозного воспитания

В связи с проникновением в послед-

начинает развиваться на уровне вы

ние десятилетия в Забайкалье нетра-

сшего образования. В вузах (ЧитГу

циционных религиозных культов на-

ЗабГГПу, ЧГМА, ЗИП) Читы читаются

блюдается попытка их проникновения

элективные курсы по Основам право-

в общеобразовательные школы и иные

славной культуры. Преподавание осу

учебные заведения.

ществляется силами священнослужите

лей епархии и преподавателей вузов.

Список литературы

1. Кузьмина С. В. Школа и религия среда в системе учреждений профе тезисы докладов научно-практически 2001 г. : в 2 ч. Чита : Изд-во ЗабГПу,

2. Костикова М. Н. Вероисповедная свещения Российской империи. XIX 2001. 288 с.

3. Басалаев А. Е. Церковно-приходс ской области. 1884-1917 гг. : автореф

4. Рогова А. В. Проблемы духовно туры в философско-педагогической XX в.) // БГу. Серия 7. Педагогика.

5. Константинов А. В., Константи (1971-1922 годы). Чита : Экспресс-изд

Духовно-нравственная образовательная сионально-педагогической подготовки : ой конференции. г. Балей. 23-25 августа 2001. Ч. 1. С. 24-30.

политика Министерства народного провек. СПб. : Изд-во РГПу им. А. И. Герцена,

кие школы и школы грамоты Забайкаль-канд. дис. Иркутск, 2000. нравственного воспитания человека куль-мысли Русского Зарубежья (первая пол. Вып. 10. Улан-Удэ : Изд-во БГу, 2003. нова Н. Н. Забайкалье : Ступени истории ательство, 2009. С. 130-146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.