Научная статья на тему 'Религиозное измерение интеркультурного образования – новая публикация Совета Европы'

Религиозное измерение интеркультурного образования – новая публикация Совета Европы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
89
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Совет Европы / интеркультурное образование / религиозное измерение / the Council of Europe / intercultural education / religious dimension

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Полякова Яна Викторовна

В статье рассматриваются Рекомендации Совета Европы относительно религиозным верованиям и нерелигиозным убеждениям в интеркультурном образовании и новый документ, «Дорожные указатели», направленный на их внедрение в конкретных национальных, региональных и местных контекстах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the recommendation CM/Rec(2008)12 on the dimension of re-ligions and non-religious convictions within intercultural education and the new publication, “The Signposts”, helping to implement the recommendation in particular national, regional and local contexts.

Текст научной работы на тему «Религиозное измерение интеркультурного образования – новая публикация Совета Европы»

РЕЛИГИОЗНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ИНТЕРКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -НОВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ СОВЕТА ЕВРОПЫ

Я. В. Полякова

В статье рассматриваются Рекомендации Совета Европы относительно религиозным верованиям и нерелигиозным убеждениям в интеркультурном образовании и новый документ, «Дорожные указатели», направленный на их внедрение в конкретных национальных, региональных и местных контекстах.

The article deals with the recommendation CM/Rec(2008)12 on the dimension of religions and non-religious convictions within intercultural education and the new publication, “The Signposts”, helping to implement the recommendation in particular national, regional and local contexts.

Ключевые слова: Совет Европы, интеркультурное образование, религиозное измерение.

Key words: the Council of Europe, intercultural education, religious dimension.

В 2002 г. Совет Европы впервые предпринял шаги для включения религиозного измерения в свою работу в области интеркультурного образования. Это новое направление признало, что религия стала темой, активно обсуждаемой в общественной сфере, особенно в СМИ; и нецелесообразно исключать эту область из системы государственного образования. Исходя из этого, Совет Европы начал свой первый проект в области религиозного измерения в интеркультурном образовании в 2002 г. под наблюдением Руководящего комитета по образованию.

До этого момента интеркультурное образование не включало религиозный аспект, а религия считалась вопросом приватной жизни каждого человека. Постепенно стало очевидно, что религия все больше входит в сферу интересов всего общества. Эта точка зрения была подтверждена событиями 11 сентября 2001 г. в США, их анализом и публичным обсуждением во всем мире. На этой основе в европейской образовательной политике утвердилась позиция, что именно школа должна формировать у молодого поколения понимание религий и убеждений в процессе образования. Первым результатом работы Совета Европы в этой области в 2007 г. стала публикация справочного издания для работников сферы образования для европейских сран (Religious diversity and intercultural education: a reference book for schools, ed. Keast J.). Далее последовало дальнейшее обсуждение этой проблемы, которое способствовало созданию Советом Европы в 2008 г. «Белой книги по интеркультурному диалогу - Жить вместе как равные в достоинстве». В том же году Совет Европы собрал вместе европейских религиозных лидеров, представителей гуманистических организаций, институциональных партнеров в рамках Совета Европы и различных международных неправительственных организаций. Это была первая подобная встреча в рамках Совета Европы, включившая религиозных лидеров и организации, представляющие гражданское общество, целью которой было обсудить вопросы образования с учетом изменения отношения к религии в обществе. С того времени такие мероприя-

372

тия проводятся ежегодно, имеют консультативный характер и направлены на расширение и углубление сотрудничества.

В 2008 г. Комитетом министров были приняты Рекомендации СМ/Rec (2008) 12 Комитета Министров стран - членов Совета Европы по религиям и нерелигиозным убеждениям в интеркультурном образовании, которые стали важным этапом в истории образовательной деятельности Совета Европы.

Как могло так случиться, что Рекомендации, являющиеся результатом огромных усилий по сотрудничеству между правительствами, не получили какого-либо видимого воплощения и ощутимого влияния в национальных контекстах? Один из наиболее частых и наиболее простых ответов на этот вопрос в том, что Совет Европы не может положиться на армию для защиты своих ценностей и внушения уважения норм и стандартов, особенно когда это воспринимается как ни к чему не обязывающие рекомендации. Обеспечение воплощения в жизнь определенных инициатив и деклараций Совета Европы, включая и данные Рекомендации, является трудоемким процессом, зависящим от сложного сочетания условий и обстоятельств. Эти обстоятельства включают убежденность в необходимости принятия таких мер, как многообразие социополитических условий, стремление и возможности национальных политических сил и правительств, учет внешнего, коллективного опыта и стремление извлечь из него уроки.

В 2014 г. был опубликован документ, целью которого является помочь разработчикам образовательной политики, школам, профессиональным учебным заведениям и другим участниками образовательного процесса воплотить данные Рекомендации в конкретных национальных, региональных и местных контекстах. Полное название документа - «Дорожные указатели. Политика и практика изучения религий и нерелигиозных мировоззрений в интеркультурном образовании» (Signposts - Policy and practice for teaching about religions and non-religious world-views in intercultural education). Название документа - «Дорожные указатели» - имеет особый смысл, поскольку его целью является способствовать обсуждению и использованию Рекомендаций в государствах - членах Совета Европы, которые сами определяют наиболее важные для них аспекты в конкретных национальных условиях. На обложке издания - дорожные указатели с изображениями символов крупнейших мировых религий. Авторы идеи создания этого документа в 2010 г. вошли в Совместную группу внедрения, созданную Советом Европы и Европейским Вергеланд-Центром (Габриэль Маца, который, будучи инициатором этого проекта в качестве Директора по образованию Совета Европы, являлся председателем Совместной группы внедрения и направлял ее работу; профессор Роберт Джексон, вице-председатель и автор текста; Абдельджалил Аккари, директор исследовательской группы по международному образованию в университете Женевы; Ванда Альбертс - профессор кафедры археологии, истории, культурологии и религии в университете Бергена (Норвегия), сооснователь Рабочей группы по изучению религии в секулярном образовании Европейской Ассоциации по изучению религий (EASR); Франческа Гоббо -профессор интеркультурного образования и педагогической антропологии в университете Турина (Италия), редактор международного журнала «Интеркультурное образование»; Клаудиа Ленз - глава отдела исследований и раз-

373

вития в Европейском Вергеланд Центре, профессор Норвежского университета технологии и естественных наук; Виллано Квириази - глава отдела образовательной политики в Совете Европы; Питер Шрайнер - старший научный сотрудник института Комениуса, Протестантский центр исследований в области образования и развития (Мюнстер, Германия), Президент Ин-тер-европейской комиссии по вопросам церкви и школы (ICCS) и модератор Координационной группы по вопросам религии в образовании в Европе (CoGREE); Марианна Шахнович - профессор и заведующая кафедрой философии религии и религиоведения Санкт-Петербургского государственного университета).

Структура «Дорожных указателей» следующая: (1) Рекомендации: обоснование, проблемы и вызовы. (2) Введение в «Дорожные указатели».

(3) Терминология, связанная с изучением религий и убеждений. (4) Компетенция и дидактика для понимания религий. (5) Класс как безопасное пространство. Репрезентация религий в средствах массовой информации. (6) Нерелигиозные убеждения и мировоззрения. (7) Проблемы прав человека. (8) Связь школ с широкой общественностью и организациями. (9) Дальнейшее обсуждение и действия.

Межправительственная деятельность, которая привела к принятию Рекомендаций СМ/Rec (2008)12, разработка самих Рекомендаций и последующая публикация «Дорожных указателей» показывает растущую убежденность в необходимости включения изучения религиозных убеждений в образование, исходя из нескольких причин: первая - общие задачи Парламентской Ассамблеи, Комиссара по правам человека, механизмов межправительственного сотрудничества Совета Европы и Секретариата, связанные с постоянным и гармоничным вовлечением проблематики религиозного измерения в интеркультурный диалог; вторая причина - стремительное нарастание и эффективное осуществление межправительственного взаимодействия, которое привело к своевременному принятию Комитетом Министров Рекомендаций СМ/Rec (2008) 12; третья причина вытекает из намерения Комитета Министров запустить 10-летний процесс прямого вовлечения в эту многогранную предметную область деятельности европейские страны, через организацию соответствующих мероприятий в государствах - членах Совета Европы; четвертая причина - активная роль, совместно с Европейским Вергеланд-Центром, Секретариата Совета Европы, не только в инициировании этого процесса в целом, но и в его поддержке вплоть до сегодняшнего дня, путем создания данного документа - «Дорожных указателей», нацеленных на увеличение возможностей, ранее приложенных для создания Рекомендаций, и увеличение шансов для их избирательного и вдумчивого применения в государствах - членах Совета Европы.

Фактически, и сам Европейский Вергеланд-Центр является конкретным примером инициативы Совета и норвежского правительства, способной помочь справиться с вызовами XXI в. в терминах гражданской демократии, прав человека и интеркультурного образования в Европе. Европейский Вергеланд Центр по вопросам образования для демократического гражданства, прав человека и межкультурного воспитания (the European Wergeland centre on education for democratic citizenship, human rights and intercultural awareness) был

374

создан Советом Европы и правительством Норвегии именно с целью «построения мостов» между политикой и практикой, и именно их совместная инициатива для увеличения потенциала внедрения Рекомендаций СМ/Rec (2008) 12 является непосредственным источником «Дорожных указателей». Значительные успехи этой организации - источник законного удовлетворения для тех, кто участвовал в его создании как в Осло, так и в Страсбурге, и в самом Секретариате Совета Европы.

«Дорожные указатели» вносят большой вклад в приоритеты Совета как основание для построения более широкой концепции (подобной Общеевропейским рекомендациям по языковому образованию), в которой могут быть определены демократические и гражданские компетенции (включая интеркультурные), призванные внести вклад в обогащение демократической культуры.

«Дорожные указатели» были написаны в помощь разработчикам образовательной политики, школам, педагогическим учебным заведениям и другим участникам в конструктивной работе с Рекомендациями. «Дорожные указатели», таким образом, должны восприниматься не как конечный продукт, а как инструмент и элемент, и шаг в непрерывном процессе. Данный документ призван сыграть большую роль в развитии ценных инициатив в отдельных странах, а также совместных исследований в различных частях Европы и, возможно, за ее пределами.

Первые результаты обсуждения «Дорожных указателей» и пути их реализации рассматривались на совместном коллоквиуме ICCS (Inter-European Commission on Church and School), CoGree (Coordinating Group for Religion in Education in Europe) и EFTRE (European Forum for Teachers of Religious Education) в Клингентале (Франция) 6-10 октября 2014 г. В рамках этой встречи обговаривались направления развития образовательной политики Совета Европы в области интеркультурного и религиозного образования. В работе коллоквиума приняли участие и представители Европейского Вергеланд Центра (д-р Клаудиа Ленз, глава исследовательского отдела). Участники коллоквиума встретились в Совете Европы с директором по вопросам демократического гражданства Жаном-Кристофом Басом. Многое уже было сделано группой экспертов, ответственной за первую фазу, последовавшую за разработкой Рекомендаций, включая первые общие педагогические руководства для использования в школе. Уточнение постоянных лингвистических и семантических двусмысленностей (неоднозначностей) и изучение взаимосвязей между интеркультурным образованием, с одной стороны, и феноменом основанной на религиозной и нерелигиозной системы убеждений и ценностей, соответственно, с другой. Тем не менее многое еще предстоит сделать, особенно по отношению к образованию взрослых и внешкольному образованию, необходима связь с образованием на протяжении всей жизни и перспективой социокультурного развития общества, и импликации для начальной и непрерывной подготовки учителей и других связанных с этими процессами подготовки кадров.

И хотя работа в данном направлении только началась, следующая фаза должна повлечь за собой расширение обсуждений, увеличение количества их участников, включая СМИ, религиозные и светские организации и экспер-

375

тов, в дополнение к учителям и педагогическим учебным заведениям. «Дорожные указатели» обязаны своим существованием одной из признанных сил Совета Европы: его способности заниматься проблемами через различные долгосрочные проекты, избегать эфемерных, недолговечных инициатив и использовать широкий диапазон как хорошо проверенных, так и инновационных методов работы. Через осуществление этих двух успешных проектов - разработка долгожданных Рекомендаций, а вслед за ними и «Дорожных указателей» - Совет в очередной раз позиционировал себя как первопроходец и разработчик стандартов в такой непростой области для политического, социального и образовательного будущего Европы, как религиозное образование.

Список литературы

I.Jackson R. Signposts - Policy and practice for teaching about religions and non-religious world views in intercultural education: https://book.coe.int/eur/en/human-rights-education-intercultural-education/6101-signposts-policy-and-practice-for-teaching-about-religions-and-non-religious-world-views-in-intercultural-education.html

2.Inter-European Commission on Church and School http://www.iccsweb.org

3. Coordinating Group for Religion in Education in Europe http://www.cogree.com/

4. The European Forum for Teachers of Religious Education. http://www.eftre.net/

376

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.