РЕЛИГИОЗНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ИНТЕРКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -НОВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ СОВЕТА ЕВРОПЫ
Я. В. Полякова
В статье рассматриваются Рекомендации Совета Европы относительно религиозным верованиям и нерелигиозным убеждениям в интеркультурном образовании и новый документ, «Дорожные указатели», направленный на их внедрение в конкретных национальных, региональных и местных контекстах.
The article deals with the recommendation CM/Rec(2008)12 on the dimension of religions and non-religious convictions within intercultural education and the new publication, “The Signposts”, helping to implement the recommendation in particular national, regional and local contexts.
Ключевые слова: Совет Европы, интеркультурное образование, религиозное измерение.
Key words: the Council of Europe, intercultural education, religious dimension.
В 2002 г. Совет Европы впервые предпринял шаги для включения религиозного измерения в свою работу в области интеркультурного образования. Это новое направление признало, что религия стала темой, активно обсуждаемой в общественной сфере, особенно в СМИ; и нецелесообразно исключать эту область из системы государственного образования. Исходя из этого, Совет Европы начал свой первый проект в области религиозного измерения в интеркультурном образовании в 2002 г. под наблюдением Руководящего комитета по образованию.
До этого момента интеркультурное образование не включало религиозный аспект, а религия считалась вопросом приватной жизни каждого человека. Постепенно стало очевидно, что религия все больше входит в сферу интересов всего общества. Эта точка зрения была подтверждена событиями 11 сентября 2001 г. в США, их анализом и публичным обсуждением во всем мире. На этой основе в европейской образовательной политике утвердилась позиция, что именно школа должна формировать у молодого поколения понимание религий и убеждений в процессе образования. Первым результатом работы Совета Европы в этой области в 2007 г. стала публикация справочного издания для работников сферы образования для европейских сран (Religious diversity and intercultural education: a reference book for schools, ed. Keast J.). Далее последовало дальнейшее обсуждение этой проблемы, которое способствовало созданию Советом Европы в 2008 г. «Белой книги по интеркультурному диалогу - Жить вместе как равные в достоинстве». В том же году Совет Европы собрал вместе европейских религиозных лидеров, представителей гуманистических организаций, институциональных партнеров в рамках Совета Европы и различных международных неправительственных организаций. Это была первая подобная встреча в рамках Совета Европы, включившая религиозных лидеров и организации, представляющие гражданское общество, целью которой было обсудить вопросы образования с учетом изменения отношения к религии в обществе. С того времени такие мероприя-
372
тия проводятся ежегодно, имеют консультативный характер и направлены на расширение и углубление сотрудничества.
В 2008 г. Комитетом министров были приняты Рекомендации СМ/Rec (2008) 12 Комитета Министров стран - членов Совета Европы по религиям и нерелигиозным убеждениям в интеркультурном образовании, которые стали важным этапом в истории образовательной деятельности Совета Европы.
Как могло так случиться, что Рекомендации, являющиеся результатом огромных усилий по сотрудничеству между правительствами, не получили какого-либо видимого воплощения и ощутимого влияния в национальных контекстах? Один из наиболее частых и наиболее простых ответов на этот вопрос в том, что Совет Европы не может положиться на армию для защиты своих ценностей и внушения уважения норм и стандартов, особенно когда это воспринимается как ни к чему не обязывающие рекомендации. Обеспечение воплощения в жизнь определенных инициатив и деклараций Совета Европы, включая и данные Рекомендации, является трудоемким процессом, зависящим от сложного сочетания условий и обстоятельств. Эти обстоятельства включают убежденность в необходимости принятия таких мер, как многообразие социополитических условий, стремление и возможности национальных политических сил и правительств, учет внешнего, коллективного опыта и стремление извлечь из него уроки.
В 2014 г. был опубликован документ, целью которого является помочь разработчикам образовательной политики, школам, профессиональным учебным заведениям и другим участниками образовательного процесса воплотить данные Рекомендации в конкретных национальных, региональных и местных контекстах. Полное название документа - «Дорожные указатели. Политика и практика изучения религий и нерелигиозных мировоззрений в интеркультурном образовании» (Signposts - Policy and practice for teaching about religions and non-religious world-views in intercultural education). Название документа - «Дорожные указатели» - имеет особый смысл, поскольку его целью является способствовать обсуждению и использованию Рекомендаций в государствах - членах Совета Европы, которые сами определяют наиболее важные для них аспекты в конкретных национальных условиях. На обложке издания - дорожные указатели с изображениями символов крупнейших мировых религий. Авторы идеи создания этого документа в 2010 г. вошли в Совместную группу внедрения, созданную Советом Европы и Европейским Вергеланд-Центром (Габриэль Маца, который, будучи инициатором этого проекта в качестве Директора по образованию Совета Европы, являлся председателем Совместной группы внедрения и направлял ее работу; профессор Роберт Джексон, вице-председатель и автор текста; Абдельджалил Аккари, директор исследовательской группы по международному образованию в университете Женевы; Ванда Альбертс - профессор кафедры археологии, истории, культурологии и религии в университете Бергена (Норвегия), сооснователь Рабочей группы по изучению религии в секулярном образовании Европейской Ассоциации по изучению религий (EASR); Франческа Гоббо -профессор интеркультурного образования и педагогической антропологии в университете Турина (Италия), редактор международного журнала «Интеркультурное образование»; Клаудиа Ленз - глава отдела исследований и раз-
373
вития в Европейском Вергеланд Центре, профессор Норвежского университета технологии и естественных наук; Виллано Квириази - глава отдела образовательной политики в Совете Европы; Питер Шрайнер - старший научный сотрудник института Комениуса, Протестантский центр исследований в области образования и развития (Мюнстер, Германия), Президент Ин-тер-европейской комиссии по вопросам церкви и школы (ICCS) и модератор Координационной группы по вопросам религии в образовании в Европе (CoGREE); Марианна Шахнович - профессор и заведующая кафедрой философии религии и религиоведения Санкт-Петербургского государственного университета).
Структура «Дорожных указателей» следующая: (1) Рекомендации: обоснование, проблемы и вызовы. (2) Введение в «Дорожные указатели».
(3) Терминология, связанная с изучением религий и убеждений. (4) Компетенция и дидактика для понимания религий. (5) Класс как безопасное пространство. Репрезентация религий в средствах массовой информации. (6) Нерелигиозные убеждения и мировоззрения. (7) Проблемы прав человека. (8) Связь школ с широкой общественностью и организациями. (9) Дальнейшее обсуждение и действия.
Межправительственная деятельность, которая привела к принятию Рекомендаций СМ/Rec (2008)12, разработка самих Рекомендаций и последующая публикация «Дорожных указателей» показывает растущую убежденность в необходимости включения изучения религиозных убеждений в образование, исходя из нескольких причин: первая - общие задачи Парламентской Ассамблеи, Комиссара по правам человека, механизмов межправительственного сотрудничества Совета Европы и Секретариата, связанные с постоянным и гармоничным вовлечением проблематики религиозного измерения в интеркультурный диалог; вторая причина - стремительное нарастание и эффективное осуществление межправительственного взаимодействия, которое привело к своевременному принятию Комитетом Министров Рекомендаций СМ/Rec (2008) 12; третья причина вытекает из намерения Комитета Министров запустить 10-летний процесс прямого вовлечения в эту многогранную предметную область деятельности европейские страны, через организацию соответствующих мероприятий в государствах - членах Совета Европы; четвертая причина - активная роль, совместно с Европейским Вергеланд-Центром, Секретариата Совета Европы, не только в инициировании этого процесса в целом, но и в его поддержке вплоть до сегодняшнего дня, путем создания данного документа - «Дорожных указателей», нацеленных на увеличение возможностей, ранее приложенных для создания Рекомендаций, и увеличение шансов для их избирательного и вдумчивого применения в государствах - членах Совета Европы.
Фактически, и сам Европейский Вергеланд-Центр является конкретным примером инициативы Совета и норвежского правительства, способной помочь справиться с вызовами XXI в. в терминах гражданской демократии, прав человека и интеркультурного образования в Европе. Европейский Вергеланд Центр по вопросам образования для демократического гражданства, прав человека и межкультурного воспитания (the European Wergeland centre on education for democratic citizenship, human rights and intercultural awareness) был
374
создан Советом Европы и правительством Норвегии именно с целью «построения мостов» между политикой и практикой, и именно их совместная инициатива для увеличения потенциала внедрения Рекомендаций СМ/Rec (2008) 12 является непосредственным источником «Дорожных указателей». Значительные успехи этой организации - источник законного удовлетворения для тех, кто участвовал в его создании как в Осло, так и в Страсбурге, и в самом Секретариате Совета Европы.
«Дорожные указатели» вносят большой вклад в приоритеты Совета как основание для построения более широкой концепции (подобной Общеевропейским рекомендациям по языковому образованию), в которой могут быть определены демократические и гражданские компетенции (включая интеркультурные), призванные внести вклад в обогащение демократической культуры.
«Дорожные указатели» были написаны в помощь разработчикам образовательной политики, школам, педагогическим учебным заведениям и другим участникам в конструктивной работе с Рекомендациями. «Дорожные указатели», таким образом, должны восприниматься не как конечный продукт, а как инструмент и элемент, и шаг в непрерывном процессе. Данный документ призван сыграть большую роль в развитии ценных инициатив в отдельных странах, а также совместных исследований в различных частях Европы и, возможно, за ее пределами.
Первые результаты обсуждения «Дорожных указателей» и пути их реализации рассматривались на совместном коллоквиуме ICCS (Inter-European Commission on Church and School), CoGree (Coordinating Group for Religion in Education in Europe) и EFTRE (European Forum for Teachers of Religious Education) в Клингентале (Франция) 6-10 октября 2014 г. В рамках этой встречи обговаривались направления развития образовательной политики Совета Европы в области интеркультурного и религиозного образования. В работе коллоквиума приняли участие и представители Европейского Вергеланд Центра (д-р Клаудиа Ленз, глава исследовательского отдела). Участники коллоквиума встретились в Совете Европы с директором по вопросам демократического гражданства Жаном-Кристофом Басом. Многое уже было сделано группой экспертов, ответственной за первую фазу, последовавшую за разработкой Рекомендаций, включая первые общие педагогические руководства для использования в школе. Уточнение постоянных лингвистических и семантических двусмысленностей (неоднозначностей) и изучение взаимосвязей между интеркультурным образованием, с одной стороны, и феноменом основанной на религиозной и нерелигиозной системы убеждений и ценностей, соответственно, с другой. Тем не менее многое еще предстоит сделать, особенно по отношению к образованию взрослых и внешкольному образованию, необходима связь с образованием на протяжении всей жизни и перспективой социокультурного развития общества, и импликации для начальной и непрерывной подготовки учителей и других связанных с этими процессами подготовки кадров.
И хотя работа в данном направлении только началась, следующая фаза должна повлечь за собой расширение обсуждений, увеличение количества их участников, включая СМИ, религиозные и светские организации и экспер-
375
тов, в дополнение к учителям и педагогическим учебным заведениям. «Дорожные указатели» обязаны своим существованием одной из признанных сил Совета Европы: его способности заниматься проблемами через различные долгосрочные проекты, избегать эфемерных, недолговечных инициатив и использовать широкий диапазон как хорошо проверенных, так и инновационных методов работы. Через осуществление этих двух успешных проектов - разработка долгожданных Рекомендаций, а вслед за ними и «Дорожных указателей» - Совет в очередной раз позиционировал себя как первопроходец и разработчик стандартов в такой непростой области для политического, социального и образовательного будущего Европы, как религиозное образование.
Список литературы
I.Jackson R. Signposts - Policy and practice for teaching about religions and non-religious world views in intercultural education: https://book.coe.int/eur/en/human-rights-education-intercultural-education/6101-signposts-policy-and-practice-for-teaching-about-religions-and-non-religious-world-views-in-intercultural-education.html
2.Inter-European Commission on Church and School http://www.iccsweb.org
3. Coordinating Group for Religion in Education in Europe http://www.cogree.com/
4. The European Forum for Teachers of Religious Education. http://www.eftre.net/
376