Научная статья на тему 'Религиозное чувство в структуре идентичности'

Религиозное чувство в структуре идентичности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
274
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР / РЕЛИГИОЗНОЕ ЧУВСТВО / ИДЕНТИЧНОСТЬ / RELIGIOUS FACTOR / RELIGIOUS SENSE / IDENTITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зражевская Инна Александровна, Короленко Цезарь Петрович

В статье говорится о значении религиозного фактора в клинике психических нарушений. Предлагается при создании новых образовательных программ, особенно на этапе последипломного образования, учитывать необходимость изменения ментальности врачей. В связи с этим целесообразно введение в образовательные программы для последипломного образования врачей-психиатров, психотерапевтов и медицинских психологов специального раздела «Религия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS SENSE IN THE INDENTITY STRUCTURE

The meaning of religious factor in mental disorders diagnosis is considered. Authors suggest to take into account the necessity of change in doctor's mentality and to introduce the special subject Religion during the postgraduate education for psychiatrists, psychotherapeutists, psychologists.

Текст научной работы на тему «Религиозное чувство в структуре идентичности»

РЕЛИГИОЗНОЕ ЧУВСТВО В СТРУКТУРЕ ИДЕНТИЧНОСТИ

И. А. Зражевская, Ц. П. Короленко

ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет

Роздрава» (г. Новосибирск)

В статье говорится о значении религиозного фактора в клинике психических нарушений. Предлагается при создании новых образовательных программ, особенно на этапе последипломного образования, учитывать необходимость изменения ментальности врачей. В связи с этим целесообразно введение в образовательные программы для последипломного образования врачей-психиатров, психотерапевтов и медицинских психологов специального раздела «Религия».

Ключевые слова: религиозный фактор, религиозное чувство, идентичность

Негативное восприятие религии, характерное для периода существования СССР, привело к тому, что специалисты в области психиатрии, психотерапии и психологии стали игнорировать значение религиозного фактора в клинике психических нарушений. Наши наблюдения показывают, что религиозные убеждения, переживания и религиозный опыт в целом занимают важное, а нередко и центральное место в жизни многих пациентов с психическими расстройствами, а также лиц, мировоззренческие убеждения которых могут быть ошибочно интерпретированы, как психические нарушения.

Уже в очень раннем периоде развития человеку свойственен идеальный перенос, выражающийся в связи с Высшей Силой, которая является первопричиной окружающего мира и позволяет уйти от хаоса. Первое представление о Высшей Силе во многом обусловлено особенностями или характером родительского воспитания, поскольку на нее переносятся атрибуты, присущие родителям. Содержание отношений с Высшей Силой может быть очень разным, изменяющимся с возрастом. Так, например, она может восприниматься как нечто осуществляющее постоянный контроль или карающее за провинности, как фактор безопасности и защиты либо утешения и прощения и т. п. В течение дальнейшего развития эти ранние содержания могут в определенной степени трансформироваться или приобретать новое содержание, но при этом остается само чувство связи. На основе этих отношений формируется идентичность. Процесс происходит не столько на сознательном, сколько на бессознательном уровне. Формирующееся ядро идентичности приближается к понятию аутентичного Бе1Ра, характер которого и определяет, очевидно, постановку жизненных целей, мотиваций, а также успешность их реализации.

Высказывается предположение, что именно отношения с Богом являются «ядром» идентичности, на которое по принципу «снежного кома» накладываются остальные ее компоненты. Большое значение имеет образ Бога, воспринимаемый, создаваемый и сохраняемый индивидуумом. Этот

образ может быть наказующим, всепрощающим, требующим жертвоприношения, покровительствующим, осуществляющим защиту и заботу. На первичной модели отношений с Богом выстраивается восприятие себя, отношение к другим, ко всему миру, к жизни в целом. От образа Бога формируются моральные убеждения, последующие цели в жизни, социальные роли и т. д. Религиозное чувство является первичным ядром, вокруг которого консолидируется Self (аутентичная, ядерная, идентичность).

Сегодня к психотерапевтам и психиатрам все чаще обращаются пациенты, в структуре переживаний которых выступают содержания религиозного характера, связанные с вероисповеданием или религиозным мировоззрением. Однако в классификации психических расстройств отсутствуют рубрикаторы, позволяющие идентифицировать эти состояния и проводить дифференциальную диагностику.

Целью медикаментозного лечения должно являться купирование эгодистонных психотических симптомов, ведущих к дезадаптации, а не эгосинтонных идей и других психических феноменов, присущих мировоззрению пациента, какими бы неприемлемыми эти идеи не представлялись лечащему врачу. В случаях установления контентов, носящих мистический или оккультно-религиозный характер, необходимо тщательно соотносить их с мировоззрением пациента. Проведение психотерапии должно ориентироваться на личностные особенности пациента, особенно в тех случаях, когда имеет место обострение характерологических черт, тем более, если последние доходят до уровня личностного расстройства, как нозологической категории.

Можно рассчитывать на получение наибольшего

психотерапевтического эффекта и эффекта усиления идентичности в случаях, если содержание психотерапии будет максимально приближено к религиозной конфессии, идея которой наиболее близка к личностной организации пациента. Взаимодействие психиатрии, психотерапии и теологии наиболее эффективно в лечении и профилактике аддиктивных, невротических, аффективных и связанных со стрессом расстройств, а также при работе с этическими переживаниями старческого возраста, с лицами, совершившими суицидальные попытки и пациентами, страдающими труднокурабельными заболеваниями (рак, СПИД и т. п.). Появилась

потребность в разработке новых духовно ориентированных

реабилитационных программ для лиц с психическими и поведенческими расстройствами.

Предлагается при создании новых образовательных программ, особенно на этапе последипломного образования, учитывать необходимость изменения ментальности врачей. В связи с этим целесообразно введение в образовательные программы для последипломного образования врачей-психиатров, психотерапевтов и медицинских психологов специального раздела «Религия». Назрела потребность введения в классификаторы

состояний, связанных с религиозной тематикой в качестве самостоятельных нозологических форм.

Список литературы

1. Армстронг К. История Бога. Тысячелетние искания в иудаизме, христианстве и исламе : пер. с англ. / К. Армстронг. - Киев : София ; М. : ИД София, 2004. - 496 с.

2. Дмитриева Т. Б. Психическое здоровье россиян / Т. Б. Дмитриева, Б. С. Положий // Человек. - 2002. - № 6.

3. Кант И. Религия в пределах только разума : пер. с нем. / И. Кант. -СПб. : Тип. В. И. Яковенко, 1908. - 302 с.

4. Кондратьев Ф. В. Психиатрический и правовой аспекты оказания помощи адептам культовых новообразований («сект») с психическими расстройствами / Ф. В. Кондратьев // Психологические и психиатрические проблемы клинической медицины : сб. науч. тр. -СПб. : СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова, 2000.

5. Юнг К.-Г. Проблемы души нашего времени : пер. с нем. / К.-Г. Юнг. -М. : Академический Проект, 2007. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.