Научная статья на тему 'Религиозно-культурный фактор как условие трансформации международных и правовых отношений'

Религиозно-культурный фактор как условие трансформации международных и правовых отношений Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
352
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Орлов Михаил Олегович

Одной из главных черт современных международных отношений является возвращение религии в общественную жизнь, включая политику. На деле это означает, что политическая деятельность людей все чаще мотивируется идеями, имеющими религиозное происхождение. Неизбежность появления такого рода мотивации обусловлена таким свойством религиозного мировоззрения, как холизм -целостность. Являясь основой жизни религиозного человека, вера определяет все аспекты его общественной и личной жизни. Следовательно, чем больше становится верующих людей и чем активней они себя ведут в политике, тем больше религиозно мотивированные идеи оказывают влияние на международные отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозно-культурный фактор как условие трансформации международных и правовых отношений»

ф

Миропорядок

Михаил ОРЛОВ

религиозно-культурный фактор как условие трансформации международных и правовых отношений

Одной из главных черт современных международных отношений является возвращение религии в общественную жизнь, включая политику. На деле это означает, что политическая деятельность людей все чаще мотивируется идеями, имеющими религиозное происхождение. Неизбежность появления такого рода мотивации обусловлена таким свойством религиозного мировоззрения, как холизм -целостность. Являясь основой жизни религиозного человека, вера определяет все аспекты его общественной и личной жизни. Следовательно, чем больше становится верующих людей и чем активней они себя ведут в политике, тем больше религиозно мотивированные идеи оказывают влияние на международные отношения.

ОРЛОВ

Михаил Олегович — к.ф.н., доцент кафедры теоретической и социальной философии Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского

В качестве иллюстрации влияния религиозных идей на мировую политику, по понятным причинам, чаще всего сегодня приводится пример терроризма, основанного на экстремистском прочтении ислама. Существуют и другие религиозно мотивированные концепты, появляющиеся вокруг той или иной религиозной традиции. Нередко на этом основании делается вывод о том, что религии во взаимодействии с политикой способны генерировать только разрушительные идеи, которые угрожают миру и человеческой жизни. При этом на второй план уходит созидательная роль религии и те идеи, которые были рождены в ее лоне, а затем приобрели светский характер и активно используются в политике в созидательном ключе. Одной из таких мощнейших положительных идеей современного мира является концепция прав человека.

В своей основе это целый комплекс идей, которые имеют религиозное, более того, христианское происхождение. Эти идеи развивались во многом из христианских представлений о достоинстве человека. Однако в течение столетий вплоть до сегодняшнего дня представления о достоинстве человека интерпретировались таким образом, что во многих пунктах эта интерпретация противоречила ее традиционно христианскому пониманию. Именно в таком порой антихристианском виде концепция прав человека реализовывалась и реализуется в политической практике. По этой причине некоторые силы предлагают отбросить концепцию прав человека и объявить ее врагом номер один для традиционного христианского сознания. Но социально-ориентированная церковная традиция сегодня нацелена на диалог с различными системами взглядов, если в них хотя бы частично присутствуют здравые идеи, близкие христианским представлениям. Церковь всегда руководствовалась принципом тщательного собирания малейших крупиц истины и правды, рассеянных в человеческом опыте познания мира. Этот подход связан с именами таких крупных христианских мыслителей, как святой Иустин Философ, Ориген, Климент Александрийский и, наконец, святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

#

05’2008__________________ВЛАСТЬ_________________________67

Концепция прав человека появилась в результате развития народов Запада, прежде всего протестантских государств. Значительно позже эта концепция прошла соответствующую рефлексию в Католической Церкви. Православная мысль в России активно подключилась к осмыслению прав человека одновременно с католическими мыслителями, примерно в конце XVIII — начале XIX вв. Этот процесс прервала Октябрьская революция, которая в своем роде также была определенным ответом на эти дискуссии. К сожалению, в советское время тема прав человека часто использовалась исключительно для пропагандистских целей, а серьезная дискуссия внутри страны по этой теме не велась.

Сегодня для России важно вновь, на серьезном интеллектуальном уровне, развивать эту дискуссию. В решении этой задачи современная российская научная, общественная и религиозная мысль должна проявить себя одновременно общемировой и самобытной. Открытость к другим цивилизациям, в частности западной, состоит в том, что самосознание народа России не отвергает важные наработки опыта других народов, а самобытность появляется в соотнесении этих идей со своим национальным опытом. В современных международных отношениях права человека подаются западными странами как общественно-политическая норма, приемлемая для всех народов мира. Однако об их внедрении в той или иной стране судят по тому, насколько внешние признаки — общественные и политические институты, правовые нормы и общественнополитические процессы — совпадают с западной практикой. Если эти формы не приживаются в западном виде на другой культурно-цивилизационной почве, то нередко представители Запада начинают говорить о желательности смены этой почвы, замены ее на западные образцы в религии, культуре, политике, экономике и т.д. Эта логика способна порождать настоящий культурный империализм, не разбирающийся в средствах достижения своих целей, поскольку для его сторонников он обосновывается благими намерениями — приобщением народов мира к правильным идеям. Если оставить за скобками политические мотивы подобной линии поведения, на наш взгляд,

она находит поддержку на Западе, а также в некоторых других странах мира, потому что там всерьез не задумываются над тем, что является универсальным, а что — вариативным в концепции прав человека.

Универсальным в концепции прав человека является ценностный уровень. Утверждение, что достоинство человека является важной ценностью, которая должна защищаться обществом и государством, представляет из себя значимое положение для подавляющего числа цивилизаций, в том числе для православной. Также важной является ценность свободы, которая в концепции прав человека выполняет функцию условия реализации достоинства человека. Вариативным в концепции прав человека является понимание этих ценностей и способы реализации этого понимания. К вариативному уровню также относится стиль жизни человека, организация общественной и политической жизни в той или иной стране, воплощающие эти ценности. Наконец, к вариативному уровню концепции прав человека относится то эксклюзивное значение, которое часто придается ценности свободы в обеспечении достоинства человека. Сама ценность свободы, как было отмечено выше, православным подходом не оспаривается, но не рассматривается как единственное условие реализации достоинства человека.

Склонность к абсолютизации ценности свободы для защиты достоинства человека вытекает из самобытной истории западной цивилизации. Уже в эпоху до разделения Церквей оформились два подхода к пониманию свободы, в том числе в ее политическом проявлении. Один стал доминирующим на Западе, а второй преобладал на Востоке. Сама проблема свободы стала актуальной для всех Церквей без исключения после того, как христианство приобрело статус государственной религии в Римской империи. История поставила перед всеми христианами серьезный вопрос о применении политической власти в вопросах веры. Прежде всего речь шла о возможности использования государственной власти для защиты и распространения веры.

В предшествующий период гонений христианские мыслители были сторонниками свободы совести, считая, что

ф

68_______________________ВЛАСТЬ___________________05’2008

обращение ко Христу может быть только добровольным.

Действительно, сторонники использования принудительной силы государства в миссионерских целях и борьбе с ересями были как на Востоке, так и на Западе. Однако именно в западной традиции на долгие столетия закрепился подход, оправдывающий структурное насилие в отношении инакомыслия. Более того, он развился в определенные формы церковной и общественной жизни. В церковном плане на Западе получила развитие идея папства, в соответствии с которой пребывание человека в лоне истинной Церкви теснейшим образом увязывалось с обязательным следованием учительному авторитету Римского епископа. В VIII в. папы получают светскую власть и затем активно используют ее для укрепления своего духовного влияния на людей. В XIV в. появилась инквизиция, преследовавшая еретиков. Подобной институционализации механизмов принуждения в делах веры на Востоке никогда не было или по крайней мере в таких хорошо разработанных формах. Наоборот, на православном Востоке сохранялось понимание необходимости добровольности в принятии веры. Хорошей иллюстрацией существования этого отношения к вопросу о приходе к вере являются византийские, а затем и русские православные миссии. В отличие от западных, они никогда не делали главный упор на силу оружия, а действовали с помощью просвещения и убеждения.

В конце концов, действие механизмов принуждения в делах веры на Западе привело к сопротивлению, обоснования которого черпались из самого христианства. Первым духовным и интеллектуальным движением, которое обратило внимание Рима на несоответствие некоторых его доктрин христианскому духу, стала Реформация. В Новое время протест против практики принуждения раздался со стороны просвещенческих мыслителей, которые и стали родоначальниками современной философии прав и свобод человека. Однако из-за того, что христианство ассоциировалось с Католической Церковью, идея свободы преимущественно оформлялась вне традиционного христианства и во многом как антиклерикальное и антихристианское движение. Сегодня философия прав человека

нередко используется для того, чтобы оправдать отступления от нравственных норм: культ насилия, наживы и потребления, аборты, гомосексуализм, эвтаназию и др.

В противоположность Западу, где существовали развитые институциональные механизмы принуждения к единомыслию в духовных делах, христианский Восток часто страдал от духовного и, как следствие, политического разномыслия. Именно на Востоке, как правило, возникали многочисленные богословские партии и национальные течения, раздиравшие единство многих государств и наносившие вред человеческой жизни. Поэтому особой проблемой для Востока было нахождение путей к единению общества, причем таких, которые бы в идеальном плане основывались на доброй воле людей.

Если обратиться к истории русского государства, то на начальном этапе его существования главной заботой русских князей было сохранение единства Руси. В XVI в. возникает идея применения церковного принципа соборности в общественно-политической сфере. Ее практика и нормы оформляются постепенно. Перенесенная с церковной почвы, в государственной жизни соборность стала пониматься как проявление совместных усилий всех слоев общества в решении общих проблем и задач, когда личные интересы отступают на второй план.

Начиная с XIX в., русские мыслители вновь обращаются к идее соборности, оставленной в результате петровских реформ, но продолжавшей привлекать православную мысль. Для православного мировоззрения идея соборности является важным, наряду со свободой, условием развития достоинства личности. Религиозное и философское исследование идеи единства привело русских философов к пониманию того, что единство невозможно без свободного участия личности в жизни общества. Достоинство личности развивается не только в условиях свободы, но и в братском общении с другими личностями, предполагающем отказ от приоритета своих личных интересов. На мой взгляд, в основании стремления многих наших предков к собиранию земель и укреплению единства России лежало прежде всего не желание покорения новых территорий и народов,

#

05’2008______________________ВЛАСТЬ_____________________________69

а создание большой братской политически организованной общины.

Исторический опыт России свидетельствует о том, что в реализации достоинства человека православное мировоззрение указывает на важность как свободы отдельной личности, так и соборных начал общественной деятельности. Пренебрежение одной из этих ценностей приводит к разрушению общества и личности. Абсолютизация общины в ущерб свободе ведет к тоталитаризму, а абсолютизация свободы личности в ущерб соборности приводит к развалу общества и деградации личности. Вклад России в развитие прав человека может состоять в утверждении баланса между свободой личности и соборностью общества. Между прочим, для этого есть все основания во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в которой, в частности, говорится: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности».

Другим не менее важным вкладом России в развитие и реализацию концепции прав человека может быть привнесение нравственного начала в эту важную для современных международных отношений политико-философскую парадигму. Большинство современных обществ, в том числе на Западе, сегодня находится в плачевном состоянии: ослабляются социальные связи, находятся в упадке семейные ценности, фиксируется демографический спад. Это происходит потому, что во многих демократических государствах отсутствует целенаправленная поддержка нравственных норм в общественной жизни. Такое положение дел ведет к раскрепощению человеческих страстей, которые, в свою очередь, разрушают само общество. Поэтому, выстраивая систему защиты индивидуальных прав и свобод, мы не должны забывать о мерах, направленных на укрепление соборных и нравственных начал, без которых невозможна реализация личных свобод.

ЮБИЛЕЙ

Редакция журнала «Власть» поздравляет коллектив Института социологии Российской Академии наук с 40-летием со дня основания.

В новейшей истории отечественной социологии институт занимает особое место.

Его вклад в создание советской, а затем и российской социологической школы уникален. В стенах института работали и сегодня осуществляют научное творчество десятки выдающихся ученых. Их трудом и талантом отечественная социология стала в ряд с лучшими достижениями мировой социологической мысли.

Фундаментальные теоретические и конкретно - прикладные исследования института, проводимые в последнее время, пользуются огромным вниманием у широких кругов научной общественности. Они востребованы всеми участниками политического процесса и пользуются заслуженным авторитетом у представителей бизнес-элиты.

Коллектив журнала «Власть» не без гордости отмечает, что все большее число сотрудников института публикуется в нашем издании, а директор ИС РАН член-корреспондент Российской академии наук, доктор философских наук, профессор М.К. Горшков возглавляет редакционный Совет журнала.

Желаем коллективу Института социологии РАН новых творческих успехов, серьезных достижений в области социологического изучения российского общества и продвижения российской социологии на уровень мировой социологической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.