Научная статья на тему 'Религиозно-философские основы мусульманского уголовного права'

Религиозно-философские основы мусульманского уголовного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1771
547
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСЛАМСКОЕ БОГОСЛОВИЕ / ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА / МУСУЛЬМАНСКИЕ ПРАВОВЫЕ ШКОЛЫ / ШАРИАТ / ПРЕДПИСАНИЯ ИСЛАМА / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАН / ISLAMIC THEOLOGY / LEGAL DOCTRINE / THE MUSLIM LEGAL SCHOOLS / SHARIA / ISLAMIC REGULATIONS / THE CRIMINAL LAW OF THE MUSLIM COUNTRIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петровский Антон Владимирович

В статье рассматриваются религиозно-философские доктринальные теории мусульманского права и классического мусульманского уголовного права в частности. Культурно-религиозные аспекты становления и развития шариата послужили фундаментом для религиозно-правовых школ (мазхабов), которые в свою очередь стали основой для криминологических теорий и уголовного законодательства современных мусульманских стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers religious and philosophical theory of Islamic Law and classical Islamic Criminal Law. Cultural and religious aspects of development the Sharia served as the foundation for the religious and legal school, which is turn became the basic criminological theories and criminal laws of modern Muslim countries.

Текст научной работы на тему «Религиозно-философские основы мусульманского уголовного права»

20

Юридическая наука. 2015. № 1

РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ МУСУЛЬМАНСКОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА

ПЕТРОВСКИЙ Антон Владимирович

Аннотация. В статье рассматриваются религиозно-философские доктринальные теории мусульманского права и классического мусульманского уголовного права в частности. Культурнорелигиозные аспекты становления и развития шариата послужили фундаментом для религиозноправовых школ (мазхабов), которые в свою очередь стали основой для криминологических теорий и уголовного законодательства современных мусульманских стран.

Annotation. The article considers religious and philosophical theory of Islamic Law and classical Islamic Criminal Law. Cultural and religious aspects of development the Sharia served as the foundation for the religious and legal school, which is turn became the basic criminological theories and criminal laws of modern Muslim countries.

Ключевые слова: исламское богословие, правовая доктрина, мусульманские правовые школы, шариат, предписания ислама, уголовное законодательство мусульманских стран.

Key words: Islamic theology, legal doctrine, the Muslim legal schools, Sharia, Islamic regulations, the Criminal Law of the Muslim countries.

Теоретические положения классического мусульманского права предполагают, что государство в лице суверена-монарха или в лице парламента (президента) не может творить право (законодательство)1. В исламском государстве власть выступает только слугой права, созданного самим Аллахом и его посланником пророком Мухаммедом, поэтому сущностью добра для человека является послушание божественному закону, неповиновение которому неминуемо ведет к греху. Господствующей доктриной является религия, и поэтому любые рассуждения о необходимости либо легитимации норм мусульманского права основываются на данной точке зрения. У всех религиозных доктрин есть фундаментальные основы веры -это Бог, вера в Бога, человек и его отношение к Богу. Для ислама фундаментом является создание правильного общества путем служения Создателю, руководствуясь шариатом. Следуя праведным путем, человек руководствуется договором, который определяет его поступки в конкретных случаях жизни, обеспечивая добросовестное служения и определяя возда-ние по заслугам. Признаком принятия человеком этого договора является признание единства Аллаха, Его пророка Мухаммеда.

1 Ахкумбекова Ж.Д. О некоторых общих вопросах соотношения норм религии и права в мусульманской правовой системе // Черные дыры в российском законодательстве. 2012. № 5. С. 18-24.

Целью исламской религии является создание общества по Божьим законам и заповедям, где господствуют благородные достоинства человека и отрицаются плохие качества последнего. Государство, согласно теологическим исламским постулатам, существует не потому, что оно создано людьми, а потому, что этого пожелал Аллах. Исламское богословие рассматривает законы шариата в качестве идеальных, данных Богом, имеющих нечеловеческое происхождение и поэтому не подлежащих сомнению. Исламская форма государственного правления определяет, что шариату должны соответствовать все формы и виды поведения независимо от способа закрепления такого деяния обычным либо формальным правом. Исламу не присуще разграничение социальных норм на правовые и иные, поэтому деяние, носящее антисоциальный характер и запрещаемое шариатом, одновременно является антиобщественным и противоправным2. Доминирующая правовая доктрина велайатфаких (территория господства исламских юристов) определяет, что границы исламских законов, решений государства, управление страной определяется шариатом, однако ислам трансна-

2 Боронбеков С. Шариат: его место и роль в формировании климата доверия, толерантного сознания и борьбе с экстремизмом в российском обществе : монография. Рязань, 2004. С. 61.

Теория и история права и государства, история учений о праве и государстве

21

ционален и государственными границами не связан, поэтому правовая доктрина должна создаваться на основе религиозных учений.

Вся мусульманская правовая доктрина основывается на вере в Аллаха, согласно которой только у Него есть права на установление правил и канонов, равно и на законотворчество, только Он указывает, как жить, что хорошо и что плохо, что награждаемо, а что наказуемо. Разработка и принятие законов государством означает правотворческую деятельность властей, которая также является результатом понимания воли Аллаха. Элементарная цель мусульманского права состоит в защите либо в обеспечении благосостояния людей путем защиты пяти необходимых ценностей: религии, жизни, ума, происхождения и собственности. Мусульмане должны следовать за явными и подразумеваемыми исламскими постановлениями, когда они выражены буквально, понятны, рациональны и приемлемы для людей.

Пример. Согласно ст. 2 Конституции 1979 года Исламской Республики Иран государство основывается на вере в фундаментальную роль Божественного откровения в установлении законов, в Божественную справедливость законодательства и идею иджтихада3.

Смысл земной жизни мусульманина заключается в обязанности вести справедливый образ жизни, готовя себя к неземной. Положения шариата призваны регулировать все стороны жизнедеятельности мусульманина, обеспечивая как общественный порядок и безопасность, так и правовой порядок.

Одной из основных обязанностей мусульманина, признанной еще со времен приверженцев благочестия (первые правоверные Халифы и ближайшие сподвижники Пророка), было соблюдение основного положения: «сеять добро и запрещать зло». Мусульманский шариат был универсальным по охвату и не допускал классового деления общества, подразумевая этим, что все мусульмане должны быть равны. Не признавалась наследуемая классовая структура, единственное правомерное различие - это степень набожности. Не признавались национально-территориальные границы, ибо в исламе единственными правами и обязанностями были те, которые дал Бог, и у всех

3 Манучихри А. Политическая система Ирана // Петербургское востоковедение. СПб., 2007. С. 56-60.

они были одинаковые. Шариат не особо признавал и государство, вернее, не государство, а организации, отвечающие за удовлетворение коллективных потребностей, потому что любая из последних являлась либо вопросом исполнения воли Бога, либо недозволенным легкомыслием. Но если это был вопрос исполнения воли Бога, данная обязанность возлагалась на каждого в отдельности. Не могло быть никакой коллективной ограниченной ответственности, благодаря которой отдельный человек мог уклониться от исполнения своего долга, то есть ни один человек, учреждение или организация людей не имели законных полномочий, которые позволили бы мусульманину облегчить бремя его личного долга перед Богом. Господствовала бесспорная идея, что установление законов и правил является прерогативой только Аллаха. Кроме того, утверждалось, что в божественной книге и пророческих преданиях приведены все нормы и правила и для земной, и для потусторонней жизни4. Такая концепция развития права четко выявляется при изучении научных трудов и трактатов основателей разных мусульманских правовых школ - мазхабов.

В научной литературе дается большое количество определений шариата, которые будут приведены ниже. Однако, по нашему мнению, на формулировку оказывает влияние восприятие светскими учеными теологических воззрений и особенности перевода на русский язык арабских и персидских слов. В работе С. Боронбекова шариат определяется как «путь», «следование» и используется для обозначения начертанного пути, следуя которому правоверный достигает нравственного совершенства, мирского благополучия и может попасть в рай5. По утвердившемуся в мусульманской литературе мнению, шариат определяется как совокупность обращенных к людям предписаний, установленных Аллахом и переданных Им через Пророка6 либо как правовая систематизация поведения правоверных перед людьми, обществом и Аллахом7. О том, что шариат является исламским правом, содержа-

4 Вайсс Б.Дж. Дух мусульманского права. М. ; СПб., 2008. С. 206-213.

5 Боронбеков С. Указ. соч. С. 73.

6 Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997. С. 4.

7 Васильев Л.С. Ислам как религиозная доктрина // Азия и Африка сегодня. 1977. № 7. С. 118, 119, 141-144 ; Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990. С. 246-248.

22

Юридическая наука. 2015. № 1

щим совокупность норм или правил, извлеченных из божественных откровений, которым обязан следовать верующий мусульманин, если он хочет исполнить свой религиозный долг, отмечают в своей работе К. Цвайгерт и Х. Кётц8 9. Предметом шариата являются все догматические религиозные правила и постановления, обряды и нормы поведения, относящиеся к частной и общественной жизни мусульманина. Мусульманское (религиозное) право, в отличие от других правовых систем, - не самостоятельная отрасль науки, а неотъемлемая часть

9

шариата и религии ислама .

Ислам буквально означает покорность; смысл и значение этой религии основываются на трех основных концепциях: единственность (тавхид), пророчество (рисала) и жизнь после смерти (ахира). Третье положение концепции для понимания правосознания нам наиболее интересно, ибо мусульмане верят в то, что жизнь человека начинается не с рождения, а в тот самый момент, когда Богу угодно будет сотворить живую душу; оканчивается жизнь не со смертью, а в ту самую секунду, когда Бог соблаговолит растворить эту душу10 11.

Решение вопроса о соотношении свободы и необходимости для человека в исламе основано на представлении о двойственности нравственной природы человека. Последний по природе добр, но слаб, поэтому быть добрым для человека означает следовать закону, предоставленному людям в доступной им форме, причем следовать в той мере, в которой это посильно для человека. Соответственно степени неповиновения мусульманские законоведы и теологи различали как преступления и про-ступки11. Согласно классической теории мусульманского права в основе обязательности норм права лежит вера в Бога и религиозная кара за их нарушение, а государственное принуждение воспринимается как частичное воплощение на земле божественного правосу-дия12, ибо если по тем или иным причинам

8 Цвайгерт К., Кётц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права : в 2 т. Т. 1 : Основы : пер. с нем. М. : Международные отношения, 1998. С. 447.

9 Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнительное право) : пер. с фр. М., 1967. С. 386-395.

10 Максуд Р. Ислам : пер. с англ. М., 1999. С. 6-7.

11 См.: Волобуев А.В. Концепт человека в антропологии ислама : автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2012.

12 Артемов В.Ю. Основные институты мусульманского

уголовного права : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 17.

земная ответственность не наступает, то все равно виновный не сможет избежать ответственности потусторонней, что обеспечивает высокую эффективность норм мусульманского права13. В религиозных правовых системах преступление и грех представляют собой единое понятие, поэтому заповеди «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй» рассматриваются в качестве религиозных и правовых за-

14

претов одновременно .

Говоря о становлении мусульманского уголовного права, необходимо различать три периода: до колонизации (VII-XIX века), колониальный (XIX-середина XX века) и постколониальный (с середины XX века и до наших дней). Каждый период имеет особенности влияния на становление уголовно-правовой школы современных мусульманских государств, поэтому необходимо подробно их рассмотреть.

В доколониальный период (VII - вторая половина XIX века) во всех государствах с преобладающим мусульманским населением, с правителями-мусульманами и государственным устройством на основе шариата при рассмотрении уголовных дел применялось мусульманское право, сформированное за счет школ (мазхаб(ов) - путь следования). Изначально существовало несколько центров протоюриспруденции, в которых образованные люди высказывали свои суждения по определенному вопросу. Таковы были Мекка, Медина, Куфа, Басра, Дамаск и позже Багдад. В Мекке авторитетными источниками считались Ибн Аббас и Ата ибн Аби Рабах, в Медине - Омар и его сын АбдАллах ибн Омар, в Куфе - Али и АбдАллах ибн Маъсуд, в Басре - Шуъба ибн аль-Хажжаж, в Дамаске - аль-Авзаи и, наконец, в Багдаде - Ибн Ханбаль15. Известны четыре основные суннитские школы, которые названы по именам их основателей: ханифитская - основатель Абу Ханиф ибн Сабит (699-767); маликитская - основатель Малик ибн Анас (713-795); шафиитская - основатель Мухаммед ибн Идоисаш-Шафии (767820); ханбалитская - основатель аш-Шафин

13 Елаян Г.Ф. Основы мусульманского уголовного права. Махачкала, 2002. С. 9.

14 Малиновский А.А. Сравнительное правоведение в сфере уголовного права. М. : Международные отношения, 2002. С. 15.

15 Schacht J. The Origins of Muhammadan Jurisprudence. ACLS History E-Book Project, 2001. P. 22-34.

Теория и история права и государства, история учений о праве и государстве

23

Ахмад ибн Ханбаломаш-Шейбани (780-855). Кроме того, существуют и шиитские правовые школы - джафаритская (имамитская) и зайдит-ская16.

В своей работе Б.Дж. Вайс указал, что признание хадисов Пророка основным источником законов привело к тому, что изложение законов превратилось в экзегетическую задачу, то есть практически свелось к толкованию Корана и хадисов. В то время тексты Корана имели довольно скромный объем по сравнению с корпусом текстов хадисов. Впоследствии к хадисам оказалось привязано большее количество законов, чем к Корану, и экзегезис -выведение законов из текстов - стал основой мусульманской юриспруденции17. Первоначальное формирование правовых школ (мазха-бов) было связано с территориями, ставшими центрами мусульманской правовой мысли:

1) Сирия, где законоведы оказались под влиянием омеядских правовых обычаев и органов управления (аль-Авзаи, умер в 744 году);

2) Медина, где правоведы придерживались близкого соответствия к Сунне Пророка (Малик ибн-Анас18; Мухаммед ибн Идоисаш-Шафии19; аш-Шафин Ахмад ибн Ханбаломаш-Шейбани20; Дауд ибн Халяф, умер в 883 году -основатель закириитской школы21); Ирак, где законоведы применяли аналогию, но также предпочитали принцип справедливости; испытывали влияние практики государственного управления в Ираке и аббасидских правовых обычаев (Абу Ханифа ибн Сабит22).

16 Хайдарова М.С. Основные направления и школы мусульманского права // Мусульманское право. М., 1984. С. 38-47.

17 Вайсс Б.Дж. Указ. соч. С. 30.

18 Активная деятельность по проверке достоверности хадисов, особенно сунны Пророка, применение аналогии.

19 По мнению М. Ходжсона, именно последователи Аль-Шафии стали опираться на решения по хадисам, принятым по иным основаниям, отвергая кияс (аналогию) в пользу простых и ясных хадисов, утверждая, что хадисов существует достаточно, чтобы создать полноценную систему фикха, без использования кияса, требуя, чтобы хадисы понимались буквально и правоведы не позволяли себе никаких вольных трактовок.

20 В данной школе внимание уделялось тщательно отобранным хадисам, отдавая предпочтение вместо «слабого» хадиса «сильной» аналогии.

21 Упор на буквальное применение Корана и хадисов из Сунны Пророка.

22 Последователи данной школы (Абу-Юсуф, умер в 798

году, - ученик Абу-Ханифы, Аш-Шейбани, умер в 805 году), кроме «столпов» фикха, отстаивали право использовать при рассмотрении правовых вопросов то, что остальные называли «рай», то есть личное суждение своих первых учителей на основании обращения к принципу «справедливой предпочтительности».

Школы шиитского фикха формировались, основываясь на сокровенном знании (ильм) имамов. В своей работе Ф.И. Акилов приводит несколько трудов ученых-правоведов шиитского фикха: 1) «Аль-Мухтасар» (Краткое руководство по правоведению) - книга состоит из нескольких частей, повествует об обязанностях человека к Богу, о гражданских взаимоотношениях, о наследстве, браке, об убийствах, ранениях и наказаниях, автор - Ахмед Ибну-л-Хасан Ахмеда ал-Исфахани (434-500 г.х.); 2) «Танбих», автор - Абу Исхак Ибрагим аш-Ширази (умер в 476 г.х.); 3) «Аль-Мустасфа мин илм ал-усул» (Основы исламского права), «Мишкатул-анвор» (Ниша света), «Насихатул-мулук» (Наставление правителям), автор - Абу Хамид Мухаммад аль-Газали (1058-1111), известный исламский философ23. Двунадесятни-кииисмаилиты наделили ведущим авторитетом шиитского имама Джафара ас-Садика, имамы шиитов-зейдитов тоже разработали две собственные системы.

Малик ибн-Анас, формулируя законы шариата и фикха в частности, настаивал на том, что социально-культурные и религиозные традиции Медины лежат в основе традиционного ислама. Идеализированный образ Медины снабдил последующих правоведов первой особенностью мусульманского права. Эта особенность заключалась в том, что законодательство не являлось производным от народных практик, принципов, традиций, а представляло собой формализацию в нормах права действий отдельных людей, получивших одобрение Бога, то есть действия самого Мухаммеда либо действия других людей, против которых Он не возражал, и главное было не личность совершившего деяние, а факт одобрения Богом по-

24

ступка .

Вторую особенность тоже обеспечила Медина, и она легла в основу организации общества внутри. Обязанности, которые могли исполнить не все, распределялись между теми, кто был способен их исполнить и лично отвечал за это, и если они исполнялись хорошо, остальных эти задачи не затрагивали. Право-

23 Акилов Ф.И. Уголовное право Исламской Республики Иран: становление, основные институты и тенденции развития : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 66-67.

24 Ходжсон М. История Ислама: Исламская цивилизация от рождения до наших дней / пер. А.Н. Гордиенко, И.В. Матвеева, Н.В. Шевченко ; под науч. ред. Т.К. Ибрагимова. М., 2013. С. 229-231.

24

Юридическая наука. 2015. № 1

веды Средневековья разделили все обязанности на фард дайн, которые должны исполнять все независимо от того, как справлялись с ними их собратья, - это молитвы, выполнение обязательств по договорам; и на фардкифайя, которые лежали на всех членах общины, но могли не распространяться на остальных, если один человек исполнил их удовлетворительно - служащий мечети, следящий за порядком, либо служащий на рынке, контролирующий точность весов. Остальные мусульмане освобождались от этой ответственности, но освобождение было условным и основывалось на том, что обязанности выполняются хорошо. Такая обязанность или ответственность не могла быть перепоручена другому человеку либо продана, так как являлась не должностной, а личной. Благодаря этому принципу не было необходимости создавать конституцию либо общественный договор, так как то, что определялось как долг общественный должно было исполняться как долг личный.

Пример. Халиф Омар лично приносил еду нищему, про которого забыли его помощники, поскольку знал, что не сможет оправдаться в Судный день тем, что возложил свою личную обязанность на своих лучших подчиненных.

Третья особенность Медины стала основой в отношениях с неверными. Мусульманская община должна нести Божью справедливость всему миру, поэтому господство мусульманской общины распространяется на всех неверных - христиан, иудеев, зароост-рийцев, которым позволялось не отступать от веры, если их вера не шла вразрез с публичным признанием единства Бога и если они подчинялись мусульманам в делах общества. Им присваивался статус зимми - защищаемых подданных.

Таким образом по мусульманским законам должны были жить только те, кто лично взял на себя обязательства ислама, и только им было позволено нести ответственность за общество в целом. Исполнение законов является священной обязанностью мусульманина, Аллах указал верующим истинный путь (шариат), в соответствии с которым каждый мусульманин обязан строить свою жизнь. Такая обязанность неоднократно упоминается в Коране: «Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие - кто уверовал в Аллаха, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков,

и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, - и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды,- это те, которые были правдивы, это они - богобо-язнены» (Сура 2, Аят 172); «В Законе этом кроется сохранность вашей жизни, о вы, кто обладает разуменьем! Чтоб благочестие могли вы обрести (Сура 2, Аят 179)»25.

Для мусульман истинным «законодателем» выступает только Аллах, воля которого и воплощена в шариате. Руководствуясь такой позицией, король Саудовской Аравии не разрешил использовать термины «закон» и «законодательство» применительно к действующим в стране правовым актам, которые символично называются «низамами» - регламентами. Это-наименование призвано подчеркнуть, что земная государственная власть обладает лишь рег-ламентарными полномочиями, ограниченными истинным правом - шариатом, и в Основном низаме о власти 1992 года, играющем роль основного закона страны, конституцией Королевства объявлены Коран и сунна Пророка26.

Отличие суннитских правовых школ от шиитских заключается в разных источниках мусульманского права27: 1) шииты признают высокий авторитет имамов в религиозных и правовых вопросах, также считают возможным ссылаться не только на Коран и Сунну, но и на высказывания имамов; 2) шииты не признают в качестве источников права сборники преданий (хадисов), кроме тех, которые содержат высказывания самого Мухаммеда и его родственников через имама Али - зятя Пророка, его потомков и сторонников, среди которых наиболее известны: Микдад, Абузар, Аммад Ясар и др., в то время как сунниты признают таковыми высказывания всех сподвижников Мухаммеда28; 3) шииты, в отличие от суннитов, не признают кияс (аналогию) в качестве

25 Коран в переводе И.Ю. Крачковского. М., 1963.

26Сюкияйнен Л.Р. Исламское право и диалог культур в современном мире. - М. : ВШЭ, 2008.

27 Оценки статуса человека в шиизме гораздо пессимистичнее по сравнению с суннизмом, и в этом смысле шиизм близок к христианству. Шиизм акцентирует внимание на слабости, ничтожности и заброшенности человека, а грех Адама считает предательством, нарушением договора между Богом и человеком. Эта идея в какой-то степени приближается к концепту первородного греха в христианстве.

28 Артемов В.Ю. Указ. соч. С. 45-46.

Теория и история права и государства, история учений о праве и государстве

25

источника права (приблизительно с VIII века), обосновывая это тем, что он ведет лишь к вероятностным, а не к строго определенным выводам29. Говоря о преданиях Пророка как источниках права следует отметить, что приверженцы шиитской школы, которыми является население Ирана, часть населения Таджикистана, Йемена, Бахрейна, признают предания шиитских имамов источниками права, в том числе и уголовного. В учении шиитской школы роль 12 имамов (религиозных лидеров, относящихся к роду Пророка Мухаммеда) отмечена особо, так как они являлись потомками пророка Мухаммеда и продолжали Его дело30. В последствии дела и слова этих имамов, по сути, означали приношение божественной воли людям, и они стали эталоном поведения, которое послужило источником права для сторонников этой школы наравне с преданиями Пророка.

Илмешараэ (законоведение) разделяется на две части: илме калом и илмефекха. Илме калом (учение о вере), где излагаются правила и постановления об основных принципах религии, и лица, овладевшие этой наукой, приобретают право решать вопросы и недоразумения по религиозным делам мусульман31. Илмефекха - познание, постижение, мусульманское правоведение, это исламская правовая доктрина (фикх) о правилах поведения и необходима судьям (кадиям, казиям, улемам) для решения спорных правовых вопросов32. Фикх - это система всеобъемлющих этическо-правовых норм, которые определяют весь ход земного существования мусульманина, указывая способы выполнения его социально-религиозных обязан-ностей33. Илмефекха (фикх) состоит из трех частей: эбодот - практическое учение о вере, обрядах, молитве, посте, паломничестве, празднествах; маомелот - вопросы неправомерного поведения мусульманина и укубат -регулирующие вопросы преступности деяния, наказания за его совершение, процедурные (процессуальные) вопросы исполнения наказания. Вопросы, рассматриваемые фикхом, в литературе делятся на три группы: 1) касающие-

29 Hossein Moderessi Tabatabai. An introduction to Shii Law. London, 1998. P. 29.

30 Акилов Ф.И. Указ. соч. С. 59- 60.

31 Боронбеков С. Указ. соч. С. 74.

32 Ислам : энциклопедический словарь. М., 1991. С. 254.

33 Цвайгерт К., Кётц Х. Указ. соч. С. 448.

ся веры человека (усули дин); 2) дозволительных и запрещенных деяний (ахком); 3) внут-

34

реннего развития и морали человека .

Мусульманское уголовное право (укубат) включает в себя процессуальные нормы и нормы, регулирующие исполнение наказаний35. Хотя, по мнению С. Боронбекова, мусульманскому праву вообще не присуща отраслевая класси-фикация36. Также в классическом мусульманском уголовном праве нет Общей части в понимании человека, знающего европейское уголовное право, по сути укубат представляет собой Особенную часть, которая содержит отдельные нормы и институты Общей части и значительное число процессуальных и исполнительных норм37. Если обратимся к уголовному законодательству Исламской Республики Иран либо Уголовному кодексу Пакистана, то мы обнаружим наличие классических исламских институтов: понятие и виды нормированных наказаний (худдуд), вира (дийа), процедурные вопросы доказывания, порядок их

38

исполнения .

Изучая основные положения мусульманского уголовного права, необходимо учитывать, что предписания ислама делятся на три группы:

1) идеологические (основы религии) - система, формирующая мышление и идеологию мусульманина (человека), которая предполагает убежденность в правильности веры, веру в Бога, в Его посланников, Судный день и т.д.;

2) практические (предписания и законы) -предписания, которые включают в себя дозволения и запреты, а также порядок их соблюдения при наличии правильной веры и поклонения Всевышнему;

3) нравственные - руководства, воспитывающие человека и обеспечивающие его духовное развитие. Нельзя забывать о доктрине “maslahat” или “zarurat”, которая определяет основной целью законодательства в Исламском государстве обеспечение и защиту благосостояния людей, защиту их интересов, блага и имущества от вреда. В уголовном законодательстве “maslahat” применяется в тех случаях,

34 Акилов Ф.И. Указ. соч. С. 71-72.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35 Елаян Г.Ф. Указ. соч. С. 155.

36 Боронбеков С. Указ. соч. С. 71.

37 Артемов В.Ю. Указ. соч. С. 20.

38 См. подробнее: Закон об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики Иран / науч. ред. А.И. Ахани ; пер. М.С. Пелевина. СПб., 2008 ; Pakistan Penal Code (Act XLV of 1860). URL : www.pakistani.org

26

Юридическая наука. 2015. № 1

когда нормативные акты не противоречат ша- возникающих у социума вопросов и обладают риату, являются необходимыми для решения признаком общественной полезности.

Библиографический список

1. Акилов, Ф.И. Уголовное право Исламской Республики Иран: становление, основные институты и тенденции развития : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2010.

2. Артемов, В.Ю. Основные институты мусульманского уголовного права : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2008.

3. Ахкумбекова, Ж.Д. О некоторых общих вопросах соотношения норм религии и права в мусульманской правовой системе // Черные дыры в российском законодательстве. - 2012. - № 5.

4. Боронбеков, С. Шариат: его место и роль в формировании климата доверия, толерантного сознания и борьбе с экстремизмом в российском обществе : монография. - Рязань, 2004.

5. Вайсс, Б.Дж. Дух мусульманского права. - М. ; СПб., 2008.

6. Васильев, Л.С. Ислам как религиозная доктрина // Азия и Африка сегодня. - 1977. - № 7.

7. Волобуев, А.В. Концепт человека в антропологии ислама : автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 2012.

8. Давид, Р. Основные правовые системы современности (сравнительное право) : пер. с фр. -М., 1967.

9. Елаян, Г.Ф. Основы мусульманского уголовного права. - Махачкала, 2002.

10. Еремеев, Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. - М., 1990.

11. Закон об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики Иран / науч. ред. А.И. Аха-ни ; пер. М.С. Пелевина. - СПб., 2008.

12. Ислам : энциклопедический словарь. - М., 1991.

13. Коран в переводе И.Ю. Крачковского. - М., 1963.

14. Максуд, Р. Ислам : пер. с англ. - М., 1999.

15. Малиновский, А.А. Сравнительное правоведение в сфере уголовного права. - М. : Международные отношения, 2002.

16. Манучихри, А. Политическая система Ирана // Петербургское востоковедение. - СПб., 2007.

17. Сюкияйнен, Л.Р. Исламское право и диалог культур в современном мире. - М. : ВШЭ, 2008.

18. Сюкияйнен, Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. - М., 1997.

19. Хайдарова, М.С. Основные направления и школы мусульманского права // Мусульманское право. - М., 1984.

20. Ходжсон, М. История Ислама: исламская цивилизация от рождения до наших дней / пер. А.Н. Гордиенко, И.В. Матвеева, Н.В. Шевченко ; под науч. ред. Т.К. Ибрагимова. - М., 2013.

21. Цвайгерт, К. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права : в 2 т. / К. Цвайгерт, Х. Кётц. - Т. 1 : Основы : пер. с нем. - М. : Международные отношения, 1998.

22. HosseinModeressiTabatabai. An introduction to Shii Law. - London, 1998.

23. Pakistan Penal Code (Act XLV of 1860) [Electronic resource]. - Mode of access : www.pakistani.org

24. Schacht, J. The Origins of Muhammadan Jurisprudence. - ACLS History E-Book Project, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.