Научная статья на тему 'Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии: традиции и современность (по следам конференции)'

Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии: традиции и современность (по следам конференции) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1135
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ / СЕВЕРО-ЗАПАД РОССИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии: традиции и современность (по следам конференции)»

ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ

А. Ю. Григоренко

РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РОССИИ И В СТРАНАХ БАЛТИИ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ (ПО СЛЕДАМ КОНФЕРЕНЦИИ)

В июне 2012 года в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена прошла VIII Международная научно-практическая конференция «Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии: традиции и современность». Минуло уже восемь лет со дня проведения первой конференции на эту тему, которая вызвала столь большой интерес ученых, политических и общественных деятелей, религиозных иерархов, что побудило ее организаторов придать этой конференции ежегодный характер. Причины столь пристального внимания к конференции объясняются просто: сегодня, как никогда ранее, возросло значение религиозного фактора в жизни общества. Многие события конца XX — начала XXI века имеют явно выраженный религиозный подтекст. По этой причине исследователи-религиоведы должны уделять больше внимания изучению религии как социального института, как специфической подсистемы общества, религиозной ситуации. В связи с тем что не бывает религиозной ситуации вообще — она всегда складывается в данном конкретном месте, объекте и отражает его сущность и специфику — крайне важно изучение ее региональных аспектов. Именно объединение таких ученых, изучающих религиозные процессы на Северо-Западе России и в странах Балтии, является целью инициативы кафедры религиоведения РГПУ им. А. И. Герцена. На протяжении многих лет кафедра выступает инициатором различных научных проектов и программ, связанных с изучением духовных процессов в российском обществе в прошлом и настоящем. Одним из таких проектов является ежегодная Международная научно-практическая конференция «Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии: традиции и современность» (на сегодняшний день прошло уже восемь конференций).

Религию можно рассматривать как сложный многосистемный феномен. Она предстает и как духовное явление, и как психологическое, и, конечно же, как явление социальное, как социальный институт. Действенным инструментарием изучения религии как социального явления и его влияния на общество является категория «религиозная ситуация». «Религиозная ситуация, — как определил ее один из участников конференции Р. А. Лопаткин в своем докладе «Социологическая интерпретация понятия "религиозная ситуация", — это такое положение дел в обществе, регионе, на исследуемом объекте, которое характеризуется наличием, типом (характером и интенсивностью) религиозных проявлений, динамикой и направленностью их изменений, характером и степенью воздействия на общество или исследуемый объект» [1].

По мнению большинства социологов, религиозная ситуация имеет две основные составляющие. Это — состояние религиозности (религиозных проявлений) на объекте и факторы изменения и стабильности религиозной ситуации на исследуемом объекте. Состояние религиозности на объекте является важнейшей характеристикой религиозной ситуации на объекте [Там же. С. 134.]. Поэтому многие участники конференции в своих выступлениях осветили результаты исследований, полученных ими в процессе изучения религиозности населения регионов как на уровне институциональном (в деятельности

конфессий, религиозных институтов и организаций), так и на уровне массового сознания: в сознании, настроениях, поведении, отношениях людей, прежде всего верующих, последователей различных религий и конфессий, а также неверующих и атеистов [2].

При изучении религиозной ситуации обычно прибегают к массовым конкретно-социологическим исследованиям, поэтому в выборке часто оказываются в основном представители тех религиозных объединений, которые преобладают на территории данного региона, чье влияние на религиозную ситуацию в регионе наиболее значимо. Но такой перекос при изучении религиозной ситуации в регионе, по нашему мнению [3], чреват тем, что за бортом массового социологического исследования останется положение так называемых религиозных меньшинств, проживающих в данном регионе. По этой причине, анализируя религиозную ситуацию в регионах, необходимо изучать культовую и внекультовую деятельность не только крупных и обычно традиционных для этого региона религиозных объединений, но и малых религиозных групп, часто недавно там появившихся и оказывающих определенное влияние на религиозную ситуацию в регионе. Без изучения этих групп информация о религиозной ситуации в регионе будет неполной. Исследователи, занимающиеся изучением таких малых групп, обычно прибегают не к массовым конкретно-социологическим методам, а используют в своих полевых исследованиях социально-антропологические методы, имеющие свою специфику и позволяющие получать качественный анализ исследуемого объекта. Такие методы использовали, к примеру, И. В. Петляк [4], С. Б. Филатов [5], Е. А. Агеева [6, 7], А. В. Гайдуков [8], В. В. Симонова [9], Aitamurto Kaarina [10] и др.

Конечно же, основное внимание при анализе религиозной ситуации на Северо-Западе России и в странах Балтии участники конференции уделяют изучению религиозных процессов, происходящих в конце XX — начале XXI века [11]. В то же время на конференции прозвучали результаты изучения далекого и не столь далекого прошлого различных церквей и конфессий, представленных в изучаемом регионе и по сей день [12]. Попытки соединить прошлое с настоящим и выяснить, как прошлое влияет на настоящее, были осуществлены на основе сравнительно-исторического подхода к изучению конфессиональной картины региона [13].

В центре внимания участников конференции, естественно, были процессы, происходившие и происходящие сегодня в жизни православных общин и приходов Северо-Запада России, изучение общественного мнения о Русской православной церкви на материалах полевых исследований [14].

Постоянными участниками конференции были представители государственной власти различных субъектов Российской Федерации, которые в своих выступлениях и статьях характеризовали состояние государственно-церковных отношений в религиозной ситуации в целом, показывали динамику межконфессиональных отношений в представляемых ими регионах. Они представляют почти все территории, входящие в этот регион: Мурманск [15], Псков [16], Вологду [17], Республику Карелия [18], Республику Коми [19], Санкт-Петербург [20] и др.

В работе конференции приняли участие иностранные представители как светских, так и религиозных организаций [21], в докладах которых освещается религиозная ситуация в различных странах Северной Европы.

В обсуждении проблем, поднимаемых на конференции, активно участвовали не только ученые, преподаватели вузов, государственные служащие, но и представители различных религиозных объединений: Архимандрит Августин (Никитин) [22], протоиерей Владимир (Федоров) [23], архиепископ Турку и Финляндии Юкка Паарма, его советник

К. Каапатеп, многолетний председатель Генерального Синода ЕЛЦ А. А. Пастор [24], пастор Церкви адвентистов седьмого дня в России В. С. Ляху [25] и др.

При изучении религиозной ситуации на региональном уровне нельзя ограничиваться только крупномасштабными процессами в конфессиональной жизни исследуемого региона. Малоизвестные и малочисленные религиозные феномены, не влияющие непосредственно на развитие религиозной ситуации, также представляют немалый общественный и научный интерес, так как участвуют в формировании самобытной духовной культуры региона. Анализу таких религиозных феноменов посвятили свои выступления многие участники конференции: Т. Е. Сиволап [26], М. Г. Шукан [27], А. А. Селин [28], Т. В. Чумакова [29], М. В. Шкаровский [30], И. В. Герасимова [31], М. М. Левин [32], Ф. П. Тулынин [33], А. Б. Филатов [34] и др.

Не остались без внимания участников конференции вопросы религиозного и религиоведческого образования, духовно-нравственного воспитания, становления православных школ в регионе, что стало крайне актуально после введения в начальные классы общеобразовательных школ преподавания комплексного курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики». Об опыте преподавания такого курса, о специфике религиозного и религиоведческого образования рассуждали протоиерей Владимир (Федоров) [35], профессор кафедры конфессионально-государственных отношений РАГС Т. Кудрина [36], зав. кафедрой религиоведения РГПУ им. А. И. Гер -цена А. Ю. Григоренко [37], профессор вологодского педагогического университета Л. Г. Морина [38], Г. С. Тарасенко [39], декан философского факультета Саратовского государственного университета В. Н. Белов [40] и др.

Прошедшее с момента проведения первой конференции время показало актуальность проблематики для современного научного сообщества и востребованность религиоведческих исследований Северо-Запада для российского социума. Поскольку религиозная ситуация представлена в постоянной динамике взаимодействия различных факторов, влияющих на религиозные процессы, происходящие в обществе, одной из задач данного исследовательского проекта является мониторинг различных социальных проявлений религиозности в Северо-Западном регионе. В целом, обобщая выводы различных исследований, отраженных в этих материалах, можно сказать, что религиозная ситуация на Северо-Западе России развивается без сколько-нибудь серьезного социального напряжения, а традиции религиозной толерантности в значительной степени определяют культурное своеобразие этого региона. Традиционные религиозные организации, представленные в регионе, позитивно влияют на развитие общественных процессов, сотрудничают с общественностью и органами власти в деле духовного оздоровления социума, активно занимаются благотворительностью и участвуют в культурной жизни региона. Что касается нетрадиционных религий, религиозных меньшинств, то они в большинстве своем ищут свою нишу, свое место в российском обществе и достаточно успешно адаптируются, невзирая на проблемы, возникающие у них во взаимоотношениях с органами власти на местах, с традиционными религиями, с местным населением.

Прошедшее с момента проведения первой конференции «Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии» время показало актуальность данной проблематики для современного научного сообщества и востребованность религиоведческих исследований Северо-Запада для российского социума. В настоящее время планируется проведение очередной IX конференции, к участию в работе которой оргкомитет приглашает всех специалистов, интересующихся проблемами религиозной жизни Северо-Запада России и стран Балтии.

Библиографический список

1. Лопаткин Р. А. Социологическая интерпретация понятия Религиозная ситуация // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 130—138.

2. Гудим-Левкович Г. Е. Религиозность населения Архангельской области (по данным социологических исследований // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2.; Клинецкая Н. В. Религиозность подростков в Санкт-Петербурге // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2009. Вып. 5. С. 54—59; Клинецкая Н. В. Религиозность молодежи в Санкт-Петербурге // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2002. Вып. 1. С. 96—99; Лукина Т. С. Представления молодежи о Русской Православной Церкви (по материалам локального исследования) // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2007. Вып. 4. С. 148—153; Серов А. П. Религиозность в молодежной среде на Северо-Западе России (Санкт-Петербург и Ленинградская область) // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 211—216; Kaariainen K. Thrends of religiosity in Russia // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2002. Вып. 1. С. 128—132; Посадский А. В. Религиозная жизнь студенческой молодежи России и стратегические перспективы развития духовного просвещения // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2009. Вып. 5. С. 89—97.

3. Григоренко А. Ю. Религиозная ситуация и некоторые аспекты ее социологического изучения // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2002. Вып. 1. С. 37—47.

4. Петляк И. В. Староверие в Латвии сегодня: взгляд глазами староверов // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2006. Вып. 3. С. 111—118.

5. Филатов С. Б. Финно-угры в современной Русской Православной Церкви // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2006. Вып. 3. С. 124—130.

6. Агеева Е. А. Староверы эстонского причудья по полевым исследованиям начала XXI века // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2007. Вып. 4. С. 7—12.

7. Агеева Е. А. История и современность древлеправославной поморской церкви на Северо-Западе России и в странах Балтии // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2009. Вып. 5. С. 5—10.

8. Гайдуков А. В. Современное славянское (русское) язычество в Петербурге: конфессиональная динамика за десятилетие // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 37—57.

9. Симонова В. В. Феномен современного шаманизма (на региональном материале — лето 2002, 2004 гг.) // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 287—295.

10. Aitamurto Kaarina. Russian neo-paganism and the modern world // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 295—301.

11. Лункин Р. Н. Протестанты Северо-Запада: патриотические тенденции и особенности их социальной активности // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 138—149; Прилуцкий А. М. Современные тенденции развития экуменических организаций на Северо-Западе России: герменевтический аспект // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 166—180; ЗудовЮ. В. Проблемы государственно-церковных отношений в современной Дании // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2007. Вып. 4. С. 80—85; Губницына О. П.

Специфика становления религиозности на Беломорском Севере России // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2007. Вып. 4. С. 52—59; Прилуцкий А. М. Высокоцерковное лютеранство на Северо-Западе России // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2009. Вып. 5. С. 97—103; Чернышова О. В. Церковь и проблемы иммиграции в современной Швеции // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2007. Вып. 4. С. 239—244.

12. Терюкова Е. А. Из истории протестантизма в России: англоязычные протестантские общины Петербурга. Начало XX века // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2002. Вып. 1. С. 236—242; Головушкин Д. А. Обновленчество — феномен субкультуры Санкт-Петербурга первой четверти 20 века // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 57—64; Головушкин Д. А. Совершилась революция политическая, «но может быть грядет революция церковная». Обновленческое движение в Петрограде весной — летом 1917 г. // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2007. Вып. 4. С. 42—52.

13. Григоренко А. Ю. Религиозные процессы на Северо-Западе России: традиции и современность // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 75—81; Булдаков Д. С. Становление православной традиции на крайнем Севере европейской России // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2006. Вып. 3. С. 14—18; Булдаков Д. С. Демаркационная функция религиозной составляющей в культуре // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2007. Вып. 4. С. 22—28; Петляк И. В. Религиозно-культурная преемственность в традиционных конфессиях Латвии // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2007. Вып. 4. С. 166—180.

14. Семенков В. Е. Русская Православная Церковь в публичном пространстве Санкт-Петербурга 90-х годов // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2002. Вып. 1. С. 193—198; Свиридова Л. О. Митрополит петроградский Питирим // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 210—215; Шка-ровский М. Экзархат Московской патриархии в Прибалтике в 1941—1945 гг. // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 238—247; Булдаков Д. С. Становление православной традиции на Крайнем Севере европейской России // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2006. Вып. 3. С. 14—18; Дойникова Н. А. Милосердно-благотворительная и патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в Вологодском крае в годы первой мировой войны // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2006. Вып. 3. С. 70—75; Окашева Н. Е. Монастырь, которого нет на земле: современное почитание Леушинских святынь // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2006. Вып. 3. С. 107—111; Рутман М. Д. Моделирующие особенности жизни православного монастыря (Центр и Северо-Запад России в XIX — нач. XX в. // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2006. Вып. 3. С. 208—211; Костелло А. С. «Либеральное» и «консервативное» течения в Санкт-Петербургской епархии РПЦ (2000-е годы) // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2007. Вып. 4. С. 105—113; Радецкая А. В. Православные периодические издания об экуменическом движении // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2010. Вып. 6. С. 61—67.

15. Игнатенко В. И. Религиозная ситуация в Мурманской области // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 95—109.

16. Тасалов А. В. Религиозная ситуация в Псковской области (в текущем году) // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2002. Вып. 1. С. 231—236.

17. Дойникова Н. А. На пути становления государственно-церковного диалога. Региональный аспект // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2002. Вып. 1. С. 74—79.

18. ДетчуевБ. Ф. Государственно-конфессиональные отношения в Карелии: уроки истории, современность // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2002. Вып. 1. С. 67—74.

19. Габушева Г. И. О религиозной ситуации в Республике Коми // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 27—37.

20. Мусиенко Л. А. Религиозная ситуация в современном Санкт-Петербурге // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2002. Вып. 1. С. 162—165.

21. Rissanen Seppo. ISLAMIC COMMUNITIES, CHURCH AND STATE IN INTER-FAITH DISCUSSIONS IN FINLAND // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2006. Вып. 3. С. 237—241; Luukkanen Arto. THE SOVIET PESANTRY AND THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN 1924 (ACCORDING TO THE ГПУ FILES) // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2006. Вып. 3. С. 241—249; Cantel Risto. THE EVANGELICAL LUTHERAN CHURCH OF FINLAND AND ECUMENISM // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 51—57; Dennen Xenia. RussiaS Far North: Christianity Today In The Komi Republic // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 57—63; Sihvo J. The Lutheran faith of the Ingrian Finns in Russia // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 198—205; Kaariainen K. Thrends of religiosity in Russiia // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2002. Вып. 1. С. 128— 132; Aitamurto Kaarina. Russian neo-paganism and the modern world // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 295—301; Jaakko Maekelae. Indpendent Churches, a growing section of Christianity. Reflections on Independent Churches in Russia and Thailand // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 247—262; Heikki Kirjavainen. Knowledge, faith and suprstition // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2010. Вып. 6. С. 97—113.

22. Архимандрит Августин (Никитин). Ислам в Северной Европе // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 165—192.

23. Протоиерей Владимир (Федоров). Социальная значимость межконфессионального и междисциплинарного сотрудничества в светском и религиозном образовании // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2009. Вып. 5. С. 109—112.

24. Пастор А. А. Евангелическо-лютеранская Церковь в России и других государствах СНГ: история и современность // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2002. Вып. 1. С. 171—177.

25. Ляху В. С. Неопротестантизм на Северо-Западе России: кризис миссиологического и скрип-турального сознания // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 138—145.

26. Сиволап Т. Е. Деятельность церковно-археологических обществ по сохранению памятников истории и культуры в северо-западных губерниях России (конец XIX — начало XX века) // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2006. Вып. 3. С. 216— 220; Сиволап Т. Е. Музей церковных древностей в дореволюционной России // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. Вып. 4. СПб., 2007. С. 213—218.

27. Шукан М. Г. Правовая оценка смены собственника на имущество православной церкви после заключения Брестской церковной унии 1596 г. // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2006. Вып. 3. С. 234—237.

28. Селин А. А. О росписи новгородских церквей 1615 г. архимандрита Киприана // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2007. Вып. 4. С. 206—219.

29. Чумакова Т. В. Музей истории религии АН СССР: передача Казанского собора в ведение АН СССР в 1931—1932 гг. // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2007. Вып. 4. С. 244—248.

30. Шкаровский М. В. Почитание Св. Апостола Андрея на Северо-Западе России // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2007. Вып. 4. С. 253—259.

31. Герасимова И. В. Жизнь ученых и ремесленников поликонфессиональной Вильны в период московской оккупации (1655—1661) // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2007. Вып. 4. С. 28—34.

32. Левин М. М. Некоторые особенности церковной музыки стран Балтийского региона в XX в. // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2002. Вып. 1. С. 132—138.

33. Тулинин Ф. П. Об участии лютеран в музыкальной жизни Санкт-Петербурга // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2010. Вып. 6. С. 80—85.

34. Филатов А. Б. Феномен музея Старой Руссы, наследие Достоевского — источник православия // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2009. Вып. 5. С. 112—116.

35. Протоиерей Владимир (Федоров) Социальная значимость межконфессионального и междисциплинарного сотрудничества в светском и религиозном образовании // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2009. Вып. 5. С. 109—112.

36. Кудрина Т. Социальный запрос на религиозное образование: кому и как его исполнить? // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2002. Вып. 1. С. 123—128.

37. Григоренко А. Ю. Религиозное образование глазами социолога и религиоведа // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2002. Вып. 1. С. 47—54.

38. Морина Л. Г. О духовно-нравственном просвещении и воспитании молодежи в Вологодской области // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2002. Вып. 1. С. 154—162.

39. Тарасенко Г. С. Православные приходы при высших светских учебных заведениях Санкт-Петербурга // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2002. Вып. 1. С. 228—231.

40. Белов В. Н. Предмет «Основы православной культуры» и проблема взаимодействия светского и религиозного образования // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2007. Вып. 4. С. 12—16.

Соболева О. Б.

УЧЕБНИК ФИКСИРОВАННОГО ФОРМАТА В ЖИЗНЬ! (СОЗДАНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ УНИВЕРСИТЕТА)

В 2005 году по заказу издательства «Просвещение» ученые нескольких факультетов Герценовского университета, прежде всего кафедры педагогики, начали разработку школьного учебника будущего. На основе обобщения существующих теорий, касающихся средств обучения, исследования отечественных и мировых традиций в деле создания школьных учебников, анализа передовых зарубежных образцов, опроса всех участников педагогического процесса от Москвы до Магадана была создана модель идеального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.