Научная статья на тему 'Религиозная обрядность православного населения Южного Урала в 60–70-е годы XX века'

Религиозная обрядность православного населения Южного Урала в 60–70-е годы XX века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
172
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА / ЮЖНЫЙ УРАЛ / ОБРЯДНОСТЬ / КРЕЩЕНИЯ / ВЕНЧАНИЯ / ОТПЕВАНИЯ / ПОМИНАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Попова К. Ю.

Данная статья посвящена одному из основных аспектов религиозной политики государства – вопросу религиозной обрядности населения. В рамках этого исследования проанализированы количественные показатели православных обрядов: крещения, венчания, отпевания, совершенных населением Южного Урала в 60–70-е гг. ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Попова К. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS CEREMONIALISM OF THE ORTHODOX POPULATION OF SOUTHERN URAL IN 60 – 70th YEARS OF XX CENTURY

One of the basic aspects of a religious policy of the state is a question of religious ceremonialism of the population. Quantity indicators of orthodox ceremonies are analysed in this research, they are christenings, weddings, the burial services, accomplished by the population of Southern Ural in 60 – 70 th of XX century.

Текст научной работы на тему «Религиозная обрядность православного населения Южного Урала в 60–70-е годы XX века»

Попова К.Ю.

Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: ksenija_0504@mail.ru

РЕЛИГИОЗНАЯ ОБРЯДНОСТЬ ПРАВОСЛАВНОГО НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОГО УРАЛА В 60-70-Е ГОДЫ XX ВЕКА

Данная статья посвящена одному из основных аспектов религиозной политики государства -вопросу религиозной обрядности населения. В рамках этого исследования проанализированы количественные показатели православных обрядов: крещения, венчания, отпевания, совершенных населением Южного Урала в 60-70-е гг. Хх века.

Ключевые слова: религиозная политика, Южный Урал, обрядность, крещения, венчания, отпевания, поминальные обряды.

В 60-е - 70-е гг. ХХ века, несмотря на некоторую стабилизацию государственно-церковных отношений, советское государство продолжало четко регламентировать деятельность религиозных объединений.

В «брежневский период» закрытие храмов происходило преимущественно за счет угасания сельских приходов и, следовательно, осуществлялось в гораздо меньших масштабах, чем при Хрущеве. Церкви Южного Урала в этом отношении не составили исключение. Здесь также продолжалось медленное сокращение количества действующих храмов, шел процесс тотального контроля за всеми элементами церковной жизни со стороны уполномоченных Совета по делам религий. Примечательно, что на Южном Урале в 1964 г. всего действовало 60 православных церквей, в том числе: в БАССР - 21 [1;С.34.], в Челябинской области - 15, в Оренбургской области - 13, в Курганской области - 11 церквей, а уже к концу 70-х гг. насчитывалось 56 православных церквей, в том числе: в БАССР - 18, в Челябинской области - 15, в Оренбургской -13, в Курганской - 10 [4].

Политика государства по отношению к Русской православной церкви (РПЦ), в первую очередь, проявлялась в постоянном контроле религиозной активности православного населения страны со стороны административных органов.

Для характеристики религиозной жизни на Южном Урале существенное значение имеет количество совершаемых населением религиозных обрядов. Действительно в духовной жизни любого православного человека важнейшую роль играют религиозные обряды крещения, венчания, отпевания и другие.

Вопреки принимаемым правительством мерам по сокращению религиозной обряднос-

ти все же ее явного снижения не происходило. Об этом свидетельствуют данные о количестве крещений в храмах БАССР и Курганской области. Так, в 1965 г. в БАССР всего было окрещено 8463 человека, в Курганской области - 845 человек; в 1972 г. - 7246 и 903; в 1975 г. - 7743 и 1161;в 1979 г. - 7459 и 1664 соответственно [5]. Отсюда видно, что количественные характеристики крещений на Южном Урале колебались незначительно, их уменьшение было связано, главным образом, с закрытием в 60-е гг. в БАССР и Курганской области нескольких церквей. Здесь стоит заметить, что Курганская область была в числе последних, среди регионов бывшего СССР, по количеству храмов, православных священников, а значит, и по религиозной обрядности, лишь с 1972 г. здесь начинает наблюдаться тенденция постепенного увеличения количества крещений [2;С.61-62.]. Этот факт можно объяснить также тем, что в общую обрядность обычно включались и крещения детей, проживающих в других областях.

В законодательстве, введенном в 1961 г., говорилось о том, что крещение новорожденного в церкви могло быть проведено только с согласия обоих родителей. В каждой церкви и молитвенном доме был заведен учет тех лиц, которые крестили своих детей, причем обязательно записывались и их адреса. Данные учета использовались советскими и партийными органами для конкретной работы по отвлечению населения от соблюдения религиозных обрядов [6]. Соответственно, младенцы, родившиеся и окрещенные в том же году, не составляли большинства среди общего количества лиц, принявших таинство. Об этом свидетельствуют данные о младенцах Курганской и Оренбургской областей, окрещенных в год их

рождения. Так, в 1964 г. в Курганской области окрещено 350 новорожденных, что составило 1,81% к общему числу родившихся, в Оренбургской области - соответственно 7704 младенца и составило 18,3%. В 1976 г. окрещенные младенцы в Курганской области составили -0,85%; в Оренбургской - 11,8% к общему числу родившихся [7].

Незначительный процент окрещенных младенцев, имеющий тенденцию к сокращению, можно объяснить рядом причин: во-первых, не все родители были верующими; во-вторых, боязнью молодых родителей иметь за совершение религиозного обряда неприятности по месту работы или учебы. В 70-е гг. о каждом окрещенном младенце поступала оперативная информация по месту жительства, работы, учебы родителей. Так, в 70-е гг. уволили с работы преподавателя начертательной геометрии Курганского машиностроительного института за то, что она окрестила своего ребенка [2;С.62,64.].

В Оренбургской области, согласно данным статистики за 1969 г., из 100% опрошенных респондентов 22,8% крестили своих детей по традиции; 43% - под нажимом верующих бабушек и дедушек [8].

Но уже в конце 70-х - начале 80-х гг. начинает повсеместно наблюдаться рост религиозной обрядности. Так, уполномоченный Совета по делам религий Челябинской области П.И. Тарасов отмечал наметившуюся тенденцию на примере обряда крещения, который увеличился с 4246 в 1976 г. до 5185 в 1980 г [3;С.35.]. В Оренбургской области наблюдалась аналогичная ситуация. Так, если обряды крещения в 1976 г. составили 4188, то в 1981 г. возросли до 4635 человек [9].

Партийно-государственные и комсомольские органы принимали меры и для снижения обряда церковного венчания. Получили широкое распространение так называемые «комсомольские свадьбы». Венчание молодоженов в церкви отрицательно сказывалось на их работе, карьере, поэтому количество венчаний в церквях РПЦ на территории Южного Урала было невелико. Так, в БАССР количество венчаний с 1964 по 1978 гг. практически не изменилось (340 и 335). Такая же картина наблюдалась и в Курганской области (23 и 24). В отличие от них в Оренбургской области происходит резкое сокращение количества венчаний - в 2,6 раза (515 и 195) [10]. Этот факт можно объяснить лишь

более последовательной антирелигиозной пропагандой со стороны советских и партийных органов Оренбургской области.

Процент церковных венчаний к общему количеству зарегистрированных в учреждениях ЗАГСов Оренбургской и Курганской областей был достаточно низким. Он составлял: 1964 г. - 2,9% (к общему количеству в 17242) в Оренбургской области и 0,25% (к общему количеству в 9200) в Курганской области; 1978 г. - 0,8 (к 24375) и 0,15(к 16000) соответственно [11].

Среди православных треб наибольшее распространение получили обряды, связанные со смертью людей (отпевания очные, отпевания заочные, сорокоусты, обедни, панихиды, и т. д.). Именно эти обряды имели постоянную тенденцию роста, так как для их выполнения не обязательно личное присутствие на службе. Так, уполномоченный Совета по делам религий по Оренбургской области Г.Д. Василенко, объясняя быстрый рост поминальных обрядов в области, указывал на то, что верующим достаточно попросить кого-то из знакомых заказать обряд, ведь главное, по их мнению, - помянуть родственников, выполнить долг перед ними. Исходя из этого, уполномоченный делает вывод о деформации религиозного чувства у населения [12]. На примере данных оренбургских соборов можно проследить резкий рост поминальных обрядов. Так, число заказных обеден увеличилось в 1,46 раз с 13280 в 1969 г. до 19316 в 1973 г.; сорокоустов в 1,52 с 3716 до 5651; поминаний в 1,62 с 3624 до 5887 соответственно [12, Л.18.].

Косвенным показателем совершения треб являются сведения о церковных доходах, полученных от религиозных обрядов. Данные о доходах церквей от совершения религиозных обрядов составляют: в Курганской области в 1969 г. - 77,2 тыс. руб. или 24,95% общего дохода церкви (при общем доходе в 309554 тыс. руб.); в 1978 г. - 119,7 тыс. руб. или 25,3% (при доходе в 473,2 тыс. руб.); в Оренбургской области в 1969 г. - 342,8 тыс. руб. или 27,3% (при доходе в 1256,6 тыс. руб.); в 1978 г. - 473,9 тыс. руб. или 23,4% (при доходе в 2022 тыс. руб.) соответственно [13].

Таким образом, доходы церквей Южноуральского региона за счет совершения религиозных обрядов в основном росли стабильно. Церкви получали от исполнения треб примерно одну четвертую часть всех своих доходов.

Стоит также учитывать, что на повышение сум- сельских жителей (основной массы верующих),

мы доходов церквей за счет треб оказывали вли- улучшение благосостояния прихожан в целом,

яние и такие факторы как рост уровня жизни а также инфляционные процессы.

22.03.2011

Список литературы:

1. Сергеев Ю.Н. Православная церковь и государственная власть в БАССР (1918-1991 гг.): этапы взаимоотношений // Река времени. Сб. статей. Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис. - 2000. - С. 31-35.

2. Федченко М.Н. Русская православная церковь на территории Курганской области (1943 - начало 2000-х гг.). Курган: Издательство Курганского государственного университета. - 2006. 124 с.

3. Шакирова Э.З., Баннова В.И. Эволюция государственной политики в области этноконфессиональных отношений на примере Оренбургской, Челябинской, Курганской и Самарской областей (середина 1950-х - 2005 гг.): учебное пособие. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ. - 2009. 61 с.

4. ОГАЧО. Ф.П-288. Оп.204. Д.473. Л.3.; Д.497. Л.6.; ЦДНИОО. Ф.371. Оп.33. Д.80. Л.41.; ГАКО. Ф.Р-1800. Оп.1. Д.103. Л.117.; Текущий архив Совета по делам религий при правительстве РБ. Статистические сведения и переписка по ним за 1968-1980 гг.

5. Текущий архив Совета по делам религий при правительстве РБ. Статистические сведения и переписка по ним за 19681980 гг.; ГАКО. Ф.Р-1800. Оп.1. Д.56. Л.103.; Д.103. Л.125.;

6. ЦДНИОО. Ф.371. Оп.38. Д.67. Л.17.

7. ГАКО. Ф.Р-1800. Оп.1. Д.94. Л.190-191.; ЦДНИОО. Ф.371. Оп.40. Д.58. Л.36.

8. ЦДНИОО. Ф.371. Оп.40. Д.58. Л.37.

9. ГАОО. Ф.617. Оп.1. Д.420. Л.2.

10. Текущий архив Совета по делам религий при правительстве РБ. Статистические сведения и переписка по ним за 19681980 гг.; ЦДНИОО. Ф.371. Оп.40. Д.58. Л.36.; ГАОО. Ф.617. Оп.1. Д.412. Л.18.; ГАКО. Ф.Р-1800. Оп.1. Д.46. Л.115.; Д.103. Л.118.

11. ЦДНИОО. Ф.371. Оп.40. Д.58. Л.36.; ГАОО. Ф.617. Оп.1. Д.412. Л.18.; ГАКО. Ф.Р-1800. Оп.1. Д.46. Л.115.; Д.103. Л.118.

12. ГАОО. Ф.617. Оп.1. Д.406. Л.19.

13. ГАКО. Ф.Р-1800.Оп.1. Д.65. Л.10-11.; Д.103. Л.138-139.; ЦДНИОО. Ф.371. Оп.40. Д.58. Л.33-34.; ГАОО. Ф.617. Оп.1. Д.412. Л.22.

Сведения об авторе:

Попова Ксения Юрьевна, аспирант 3 года обучения кафедры истории, методики преподавания истории и обществознания Оренбургского государственного педагогического университета,

e-mail ksenija_0504@mail.ru

UDC 234 (470.56)

Popova K.Yu.

Orenburg State Pedagogical University E-mail: ksenija_0504@mail.ru

RELIGIOUS CEREMONIALISM OF THE ORTHODOX POPULATION OF SOUTHERN URAL IN 60 - 70th YEARS OF XX CENTURY

One of the basic aspects of a religious policy of the state is a question of religious ceremonialism of the population. Quantity indicators of orthodox ceremonies are analysed in this research, they are christenings, weddings, the burial services, accomplished by the population of Southern Ural in 60 - 70th of XX century.

Key words: a religious policy, Southern Ural, ceremonialism, christenings, weddings, burial services, commemorative ceremonies.

Bibliography:

1. Sergeyev JU.N. Orthodox church and the government in BASSR (1918-1991): stages of mutual relations // the River of time. Ufa. - 2000. - Pages. 31-35.

2. Phedchenko M.N. Russian orthodox church in territory of Kurgan region (1943 - the beginning of 2000th). Kurgan: Publishing house of Kurgan state university. - 2006. 124 p.

3. Shakirova E.Z., Bannova V.I. Evolution of a state policy in sphere of ethnoconfession relations by the example of the Orenburg, Chelyabinsk, Kurgan and Samara regions (the middle 1950 - 2005). Orenburg: - 2009. 61 p.

4. USAChR. Ph.P-288. Op.204. D.473. L.3.; D.497. L.6.; CDNIOO. Ph.371. Op.33. D.80. L.41.; SAKR. F.P-1800. Op.1. D.103. L.117.; the Current archive of Council on affairs of religions at government RB. Statistical data and correspondence on them for 1968-1980.

5. The Current archive of Council on affairs of religions at government RB. Statistical data and correspondence on them for 1968-1980; SAKR. F.P.-1800. Op.1. D.56. L.103.; D.103. L.125.;

6. CDNIOO. F.371. Op.38. D.67. L.17.

7. SAKR. F.P-1800. Op.1. D.94. L.190-191.; CDNIOO. F.371. Op.40. D.58. L.36.

8. CDNIOO. F.371. Op.40. D.58. L.37.

9. SAOR. F.617. Op.1. D.420. L.2.

10. The current archive of Council on affairs of religions at government RB. Statistical data and correspondence on them for 1968-1980; CDNIOO. F.371. Op.40. D.58. L.36.; GAOR. F.617. Op.1. D.412. L.18.; GAKR. F.P-1800. Op.1. D.46. L.115.; D.103. L.118.

11. CDNIOO. F.371. Op.40. D.58. L.36.; GAOR. F.617. Op.1. D.412. L.18.; GAKR. F.P-1800. Op.1. D.46. L.115.; D.103. L.118.

12. GAOR. F.617. Op.1. D.406. L.19.

13. GAKR. F.P-1800. Op.1. D.65. L.10-11.; D.103. L.138-139.; CDNIOO.F.371. Op.40. D.58. L.33-34.; GAOR. F.617. Op.1. D.412. L.22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.