Научная статья на тему 'Религиозная компетенция. Концептуализация понятия'

Религиозная компетенция. Концептуализация понятия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
374
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / РЕФЛЕКСИЯ / СУБЪЕКТИВНАЯ И КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ВЕРА / RELIGIOUS FEELING / RELIGIOUS INTELLECT / REFLEXION / SUBJECTIVE AND CONFESSIONAL BELIEF

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Юрасов Игорь Алексеевич, Юрасова Ольга Николаевна

Статья посвящена концептуализации нового для современной психологии, социологии, педагогики, философии понятия «религиозная компетенция». Оно представляет собой комплекс социально-психологических, интеллектуальных, эмоциональных характеристик индивида, которые делают возможным восприятие религиозного опыта, сакральной информации и формируют религиозный интеллект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious Competence. Conceptualisation of Notion

The article is devoted to the conceptualisation of a new to modern psychology, sociology, pedagogics, philosophy notion "religious competence". Religious competence is a set of socio-psychological, intellectual, emotional characteristics of an individual which makes possible the apprehension of religious experience, sacred information and shapes religious intellect.

Текст научной работы на тему «Религиозная компетенция. Концептуализация понятия»

вий для комфортного ориентирования субъекта профессиональной подготовки в виртуальном образовательном пространстве с целью активизации его воображения на создание психической модели конечного или промежуточного (проектируемого) результата. При этом целесообразно ориентироваться на обе существующие системы опережения сознанием результатов образовательной деятельности: организованную систему образов (представлений), возможность выбора которых лежит в основе воображения, и организованную систему понятий, возможность создания новой комбинации которых лежит в основе виртуального творческого мышления субъектов профессионального образования.

На наш взгляд, воплощенные и реализованные в субъектной реальности на методологических принципах виртуального творческого мышления и сущности воображения основные потребности личности (в самореализации, самоактуализации, самооценке, самовыражении, самосовершенствовании, самоутверждении, самоуважении) будут способствовать формированию ее профессионального менталитета и могут рассматриваться в качестве единичного в методологическом обеспечении процесса реализации возможностей виртуального образования в профессиональной подготовке будущих специалистов.

список

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. — М. : Информ.-изд. дом «Филинъ», 1996. — 472 с.

2. Войтов, А. Г. Самоучитель мышления (диалектической логики) / А. Г. Войтов. — М. : Маркетинг, 1999. — 411 с.

3. Дацюк, С. А. Теория виртуальности [Элек-

тронный ресурс] / С. А. Дацюк. — Киев, 2008. — Режим доступа: http://lit.lib.rU/d/dacjuk_s_a/

text_0010 ^Мш1#_Тос215117712.

4. Катречко, С. Л. Интернет и сознание: к концепции виртуального человека. Трансформация сознания в эпоху Интернета / С. Л. Катречко // Влияние Интернета на сознание и структуру знания. — М., 2004. — С. 57—70.

5. Мамардашвили, М. К. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский. — М. : Школа «Языки русской культуры», 1997. — 214 с.

6. Новоженина, О. В. Интернет как новая реальность и феномен современной цивилизации /

О. В. Новоженина // Влияние Интернета на сознание и структуру знания. — М., 2004. — С. 195— 215.

7. Ходусов, А. Н. Субъектно-ментальный подход в прогнозировании стратегии развития современного профессионального образования / А. Н. Ходусов // Психолого-педагогический поиск : науч.-метод. журн. — 2009. — №1 (9). — С. 65—73.

8. Юрьев, Г. П. Классификационные, терминологические и сущностные аспекты виртуального творческого мышления человека / Г. П. Юрьев, Р. А. Вартбаронов // Переход на новую модель здравоохранения : мед. и др. технологии: к 60-летию Поликлиники № 1 РАН / [ред.-сост. Г. П. Юрьев]. — М., 2006. — С. 66—69.

Поступила 02.02.11.

РЕЛИГИОЗНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ

И. А. Юрасов (Пензенская государственная технологическая академия),

О. Н. Юрасова (Пензенский государственный университет)

Статья посвящена концептуализации нового для современной психологии, социологии, педагогики, философии понятия «религиозная компетенция». Оно представляет собой комплекс социально-психологических, интеллектуальных, эмоциональных характеристик индивида, которые делают возможным восприятие религиозного опыта, сакральной информации и формируют религиозный интеллект.

Ключевыге слова: религиозное переживание; религиозный интеллект; рефлексия; субъективная и конфессиональная вера.

В настоящее время широко обсужда- ных на компетентностной модели. Уче-

ются проекты новых государственных ные-теоретики и педагоги-практики пред-

образовательных стандартов, основан- лагают свои многочисленные типы и

© Юрасов И. А., Юрасова О. Н., 2011

виды модели компетенций выпускника вуза, ссуза. Существует понятие корпоративных компетенций. Несмотря на большое количество и кажущееся разнообразие моделей, все они объединены общим концептуальным пониманием и похожими парадигмальными подходами и во всех них отсутствует важная, на наш взгляд, составляющая — религиозная компетенция. Она охватывает знание, умение, навык, комплекс социально-психологических характеристик, которые делают возможным мистические, религиозные переживания у тех или иных личностей.

Религиозная компетенция — новое, не совсем обычное для светского либерального государства понятие. Многие годы атеистического государственного террора отодвинули это социально-психологическое переживание на задний план. Пренебрежение им привело к тому, что сама религиозная компетенция, религиозные чувства формируются у людей независимо от интереса (или его отсутствия) к проблеме со стороны ученого сообщества, государства и церкви. В таком случае ее формирование пускается на самотек и принимает уродливые, вредные для общества, государства, церкви формы. Следствием этого выступают религиозный экстремизм, сектантство, расколы, религиозный фундаментализм.

Указанная компетенция по-разному формируется в разных типах общества, у конкретных людей в конкретном социальном окружении. В этом отношении ее можно сравнить с музыкальным слухом, литературным талантом, способностью к той или иной науке. Невозможность реализовать эту компетенцию в нормальных условиях не останавливает ее развитие, а приводит к различным формам маргинализации и девиантным формам проявления, таким как пензенские затворники 2007—2008 гг. и исламский терроризм.

Религиозная компетенция является базовой частью, основой религиозного интеллекта, который существует в социуме наряду с рациональным, эмоциональным. По всей видимости, в компетент-

ностную модель выпускника светских школы и вуза она включена быть не может, но может служить базой при отборе детей и юношества в духовные учебные заведения. Совсем вредно не обращать на эту проблему внимание в научном, религиозном и педагогическом дискурсах. Знание закономерностей ее формирования и развития поможет управлять религиозной компетенцией в обществе, отбирать наиболее «религиозно талантливых» индивидов, работать с ними на государственном, церковном уровнях, не допуская манипулирования их поведением со стороны экстремистских религиозных группировок независимо от конфессиональной принадлежности. Именно в этом состоит актуальность концептуализации исследуемого явления.

Проблему религиозной компетенции можно охарактеризовать как комплексную и междисциплинарную. Она предполагает привлечение данных многих гуманитарных наук, таких как социология, психология, философия, социальная психология, лингвистика. Результатом разработки этой темы и исследования религиозных чувств и компетенций станет формирование самостоятельной научной дисциплины — религиозной социальной психологии, которая поможет решить проблемы религиозного экстремизма и религиозных конфликтов.

Основу религиозной компетенции составляет вера. Само существование веры опосредовано двумя ментальнологическими образованиями: исчислимо-стью и субъектностью в языке [4]. Ис-числимость и субъектность как категории, имеющиеся во всех языках, приводят к формированию веры. Другими словами, вера человека начинает формироваться вместе с человеческим языком. Чисто лингвистические отличия дают различные формы интерпретации одного и того же явления — веры, выражаясь в дальнейшем в конфессиональных отличиях, таких как те или иные формы христианства, ислама, иудаизма, буддизма и т. д.

Особенно опасным представляется проникновение в сознание человека, обладающего высокой потенциальной рели-

гиозной компетенцией, чуждых псевдо-религиозных компонентов, преследующих политические, экономические и социальные цели. Например, традиционный ислам Корана имеет миролюбивый характер. Ислам же ваххабитского толка серьезно отличается от него, пропагандируя экстремистские, крайне нетолерантные и нетерпимые нормы поведения. Индивид с высокоразвитой религиозной компетенцией может быть потенциальным миротворцем или террористом — в зависимости от того социально-религиозного окружения, в котором он окажется. Выявляя и анализируя религиозную компетенцию, управляя ею, можно избежать многих социально-политических проблем в обществе. При этом необходимо иметь в виду, что определенная категория людей никогда не откажется от религиозной веры и религиозного мировоззрения (как, впрочем, и другая категория людей, которая не будет верить и разделять религиозные чувства ни при каких обстоятельствах).

Религиозная вера есть синкретичный компонент субъективной реальности, су-персубъектное семиотическо-прагмати-ческое образование [4, с. 40]. Основу религиозной компетенции составляет сложный социокультурный и социальнопсихологический комплекс — рефлексивность. Само понятие рефлексивности является сложным и дискутируемым в общей и социальной психологии. До настоящего времени отсутствует не только целостная обобщающая психологическая концепция рефлексивности, но и сколько-нибудь оформившийся единый подход к ее разработке, что, в свою очередь, дает почву для эклектичности и эмпиризма представлений в данной области.

Еще более принципиально то, что рефлексия характеризуется достаточно выраженной неопределенностью своего понятийного статуса и места в системе психологических понятий. Как правило, она рассматривается с позиций различных базовых психологических категорий: деятельности, действия, психических процессов, способностей и др. При исследовании религиозной компетенции

необходимо учитывать и рефлексивность как психическое свойство, и рефлексию как процесс, и рефлексирование как состояние.

Анализ рефлексивности предполагает дифференциацию ее проявлений по такому важному критерию, как направленность. В соответствии с ним, как известно, выделяются два типа рефлексии, которые условно обозначаются как интра- и интерпсихическая рефлексия. Первая соотносится с рефлексивностью как способностью к самовосприятию содержания собственной психики и его анализу, вторая — со способностью к пониманию психики других людей, включающей наряду с рефлексивностью как способностью «встать на место другого» также механизмы проекции, идентификации, эмпатии. Следовательно, общее свойство рефлексивности охватывает оба указанных типа, а уровень развития данного свойства является производным от них одновременно.

Религиозная компетенция связана с тремя главными видами рефлексии, выделяемыми по так называемому временному принципу: ситуативной (актуальной), ретроспективной и перспективной.

Ситуативная рефлексия обеспечивает непосредственный самоконтроль поведения человека в актуальной ситуации, осмысление ее элементов, анализ происходящего, способность субъекта к соотнесению своих действий с ситуацией и их координации в соответствии с изменяющимися условиями и собственным состоянием. Поведенческими проявлениями и характеристиками этого вида рефлексии выступают, в частности, время обдумывания субъектом своей текущей деятельности; то, насколько часто он прибегает к анализу происходящего; степень развернутости процессов принятия решения; склонность к самоанализу в конкретных жизненных ситуациях.

Ретроспективная рефлексия проявляется в склонности к анализу уже выполненной в прошлом деятельности и свершившихся событий. В данном случае предметами рефлексии служат пред-

посылки, мотивы и причины произошедшего; содержание прошлого поведения, а также его результативные параметры и, в особенности, допущенные ошибки. Эта рефлексия выражается, в частности, в том, как часто и насколько долго субъект анализирует и оценивает случившееся, склонен ли он вообще анализировать прошлое и себя в нем.

Перспективная рефлексия соотносится с функцией анализа предстоящей деятельности, поведения; планированием как таковым; прогнозированием вероятных исходов и др. Ее основные поведенческие характеристики: тщательность планирования деталей своего поведения, частота обращения к будущим событиям, ориентация на будущее.

Ретроспективная рефлексия является доминирующим образованием в области религиозной компетенции, для развития и совершенствования которой она должна быть дополнена чувством сострадания к другим людям. На развитии сострадания и рефлексивности благотворно сказываются уединение человека, возможность побыть один на один со своими мыслями и чувствами.

Основу для формирования рефлексивности и религиозных переживаний составляют эволюция в сознании человека, становление форм субъектно-объектных отношений [4]. Религия в сознании человека выступает одной из форм объективации субъектно-объектных отношений. Если последние способствуют развитию чувства тревоги и страха, то религиозное чувство — душевному равновесию и гармонизации.

На базе ретроспективной рефлексии формируется такое социально-психологическое качество, как абстрактная вера, которая представляет собой соединение различных произвольных гносеологических, психологических и природных компонентов. К аспектам абстрактной веры относятся рационально-понятийный, интуитивный, бессознательный, эмоциональный и волевой.

С учетом социально-психологических свойств рефлексивности и абстрактной веры выделяются следующие составляющие (уровни) религиозной компетенции:

субъективная религиозная вера; конфессиональная вера.

В психике человека субъективная религиозная вера является свободной, индивидуальной, не признающей каких-либо внешних критериев истинности тех или иных индивидуальных мистических представлений. В данном случае человек опирается на собственный мистический и сакральный опыт и делает выводы, столь распространенные в общественном российском сознании: «Я верю, но по-своему», «Я в церковь не хожу, у меня Бог — в сердце» и т. п. Именно на этом социально-психологическом уровне формируются различные религиозные девиации — ереси, расколы, сектантство. Именно до этого уровня развита религиозная компетенция у большинства маловерующих людей во всем мире. Именно этот уровень наиболее опасен для самосознания. Религиозность без норм и границ стихийно существует в сознании людей. Подобное духовное состояние замечательно описал А. С. Пушкин: «Духовной жаждою томим...». Личность чувствует горячую потребность в сакральной коммуникации, в приобретении мистического опыта, пытается выйти за рамки своего ограниченного материального существования. Субъективные феномены религиозного опыта объективируются в религиозные представления и определяют первоначальные значения религиозных концептуализаций. В данном случае очень важно не пустить развитие религиозной компетенции на самотек, что чревато многими социальными и нравственными проблемами.

Религиозная компетенция есть продукт человеческой способности к трансцендентности и самотрансцендентности. Благодаря ей исторически сложившееся и символически заданное мировоззрение перерабатывается индивидом во внутреннюю субъективную форму. Индивид приобретает способность к выходу за границы самого себя, своего собственного мира, за пределы человеческого понимания пространства и времени. На этом этапе происходит членение окружающего пространства на «профанный» и «сакральный» миры, после чего начина-

ется интеллектуальная децентрация, когда человек не воспринимает только себя как центр мироздания. Развитая религиозная компетенция характеризуется стремлением верующего человека упорядочить свое пространство и время, свою жизнь во всех ее проявлениях. Религиозные конфессиональные нормы позволяют ему удовлетворить эту важную экзистенциальную потребность. Нерелигиозный человек тоже испытывает подобное стремление, но не знает, как его объективировать, что приводит к маргинальным попыткам использования химического инструментария.

Формирование трансцендентности и самотрансцендентности как социальнопсихологического феномена связано с развитой эмоциональной системой. Известный исследователь Античности, историк, философ, филолог А. И. Зайцев в эмоциональности человека видел основу и первопричину формирования религиозного сознания и структурирования религиозных переживаний [3, с. 205]. Главная функция религии в данном случае — защита от базовой негативной эмоции, экзистенциального страха: страха смерти, страха неизвестного, непознанного. Из индивидуального способа интерпретации универсальных глубинных психологических переживаний возникает специфика существующих теоретических религиозных концептов.

В основе развития трансцендентности и самотрансцендентности лежат трансперсональные переживания человека в измененных состояниях сознания. Изменить состояние сознания можно и с помощью химических стимуляторов: алкоголя, наркотиков. Данные трансперсональные состояния можно назвать практикой отрицательной трансцендентности, которые не мешают развитию религиозной компетенции.

На наш взгляд, механизмы развития религиозной компетенции заложены в индивидуальных переживаниях и субъективных эмоциях. Благодаря возникновению логико-дискурсивного мышления эти эмоции объективируются. Так как эмоции выступают первопричиной появления религиозной компетенции, то вполне

объяснимо существование многообразных типов религиозных концептов.

Особое значение для формирования религиозной компетенции наряду с рефлексией, со способностью к трансцендентности, самотрансцендентности, с любовью к сознанию теоретических, духовных конструкций имеет интуиция. С ней связаны различия между непосредственным и опосредованным знанием. Эти различия привели в тому, что философы стали выделять непосредственное, интуитивное знание. Как писал В. Ф. Асмус, такие истины не созерцаются чувственным зрением, однако осознаются как истины, непосредственно отражающие действительность [1, с. 127].

Философия различает три вида интуиции: рациональную, эмоциональную, интеллектуальную. Интеллектуальная интуиция понимается как способность познания содержания других реальностей или других индивидов без посредства органов чувств и без вмешательства рассудка. Она тесно соприкасается со способностью к построению инновационных теоретических конструкций и с религиозной компетенцией, религиозной психотехникой. Интеллектуальная интуиция — наивысшая степень познания, прорыв в трансцендентность.

Эмоциональная интуиция вкупе с интеллектуальной приводит к возникновению в человеческом социуме «инстинкта любви». Из него вытекает очень важный признак религиозной компетенции — способность к интуитивному непосредственному познанию чужой одушевленности. Именно с этим познанием связана способность постигать в той или иной мере чужую жизнь, чувствовать другого человека.

Религиозно развитая эмоциональная сфера трансформируется со временем в такую социально-психологическую характеристику, как религиозная духовность.

Способность к самотрансцендентно-сти переходит в трансперсональные состояния в индивидуальном сознании. При анализе религиозной компетенции следует обращать внимание на характер трансперсональных переживаний, которые могут быть индивидуальными и кол-

лективными [2, с. 41]. С этих позиций становятся очевидными относительные сходства и различия многообразных религиозных представлений, вопреки ожидаемым сходствам при сравнительноисторическом подходе. Неопределенность экзистенциального характера является причиной объективации эмоциональных переживаний в религиозные представления.

Высшей формой развития религиозной компетенции является конфессиональная вера, в которой ретроспективная рефлексия и абстрактная вера входят в рамки какой-либо нормы и структуры и принимают вид конкретной религиозной системы. Формирование конфессиональной религиозной компетенции наталкивается в современную эпоху постмодернизма на особый дискурс — набор правил, которые формируют суждение. Постмодернистский дискурс характеризуется плюрализмом, повышенной субъективностью. Это приводит к тому, что в либеральных обществах тормозится формирование строгих форм конфессиональной религиозности и тем самым создаются условия для распространения различных лжеучений, сект, еретических самостоятельных трактовок сакральных вопросов и проблем духовности.

Конфессиональная религиозная компетенция приобретается через религиозный нарратив (вербальное изложение основных норм, традиций, принципов вероучения). Источник конфессиональной веры — процесс реификации, т. е. восприятия продуктов человеческой деятельности как чего-то совершенно от

него отличного, вроде природных явлений, следствий космических законов или проявления Божественной воли. Религия, ритуалы и обычаи представляют собой реифицированные институты. Реифика-ция означает, что человек не помнит и не осознает, что социальный мир был создан людьми и может быть ими переделан [2, с. 41].

Таким образом, религиозная компетенция — это сложный духовный, социально-психологический феномен, состоящий из таких способностей и качеств, как способность к рефлексии, трансцендентности, самотрансцендентности, интеллектуальной и эмоциональной интуиции. Религиозная компетентность присутствует в той или иной мере в психике любого человека. Невнимание к развитию этой сферы, отсутствие приемлемых технологий управления ею приводят к формированию девиантных практик религиозного поведения, вредных для общества и светского государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмус, В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике / В. Ф. Асмус. — М. : Мысль, 1965. — 312 с.

2. Дандарон, М. Б. Социальное конструирование религиозного сознания : автореф. дис. ... д-ра филос. наук / М. Б. Дандарон. — Улан-Уде, 2009. — 44 с.

3. Зайцев, А. И. Греческая религия и мифология : курс лекций / А. И. Зайцев. — М. : Академия ; СПб. : Филол. фак. СПбГУ, 2005. — 205 с.

4. Мальчукова, Н. В. Проблема оснований общей теории языка : автореф. дис. ... д-ра филос. наук / Н. В. Мальчукова. — Красноярск, 2009. — 39 с.

Поступила 28.10.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.