Научная статья на тему 'Религиозная безопасность в контексте духовной безопасности'

Религиозная безопасность в контексте духовной безопасности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1433
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТРАДИЦИОННАЯ РЕЛИГИЯ / БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ СФЕРА / ИДЕОЛОГИЯ / ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ДУХОВНАЯ АГРЕССИЯ / RELIGIOUS SAFETY / TRADITIONAL RELIGION / SPHERE OF UNCONSCIOUS / IDEOLOGY / IDEOLOGICAL FRAMES / SPIRITUAL AGGRESSION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гадаев Ваха Юнусович

В статье рассматриваются проблемы религиозной безопасности, обосновывается необходимость обеспечения безопасности для традиционных религий российских этносов. Автором отмечено единство и взаимозависимость духовной, религиозной и национальной безопасностей, подробно охарактеризованы основные задачи, решение которых требуется для достижения должного уровня вышеназванных безопасностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS SAFETY IN THE CONTEXT OF SPIRITUAL SAFETY

The article deals with the problems of religious safety. The need for protection of traditional religions of Russian ethnic groups is substantiated. The author notes the unity and interdependence of spiritual, religious and national securities and describes in detail the main tasks, resolution of which is required for achievement of the proper level of the mentioned securities.

Текст научной работы на тему «Религиозная безопасность в контексте духовной безопасности»

УДК 13:316.74 Гадаев Ваха Юнусович

кандидат философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, политологии и социологии Чеченского государственного педагогического института

РЕЛИГИОЗНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ

ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Gadayev Vaha Yunusovich

PhD, Professor, Head of the Philosophy, Political and Social Sciences Subdepartment, Chechen State Pedagogical Institute

RELIGIOUS SAFETY IN THE CONTEXT OF SPIRITUAL SAFETY

Аннотация:

В статье рассматриваются проблемы религиозной безопасности, обосновывается необходимость обеспечения безопасности для традиционных религий российских этносов. Автором отмечено единство и взаимозависимость духовной, религиозной и национальной безопасностей, подробно охарактеризованы основные задачи, решение которых требуется для достижения должного уровня вышеназванных безопасностей.

Ключевые слова:

религиозная безопасность, традиционная религия, бессознательная сфера, идеология, идеологические кадры, духовная агрессия.

Summary:

The article deals with the problems of religious safety. The need for protection of traditional religions of Russian ethnic groups is substantiated. The author notes the unity and interdependence of spiritual, religious and national securities and describes in detail the main tasks, resolution of which is required for achievement of the proper level of the mentioned securities.

Keywords:

religious safety, traditional religion, sphere of unconscious, ideology, ideological frames, spiritual aggression.

О проблеме религиозной безопасности впервые начали говорить еще в кризисные 90-е гг. прошлого столетия, когда участились случаи антиобщественной и антигосударственной деятельности некоторых религиозных объединений, в связи с чем было предложено «считать религиозную безопасность российского общества важным приоритетом национальной безопасности наряду с военной, политической, экономической, экологической и социальной» [1]. Данная проблема не потеряла своей остроты и в наши дни, так как геополитическое противостояние в мире становится все более динамичным и в этом противостоянии важная роль отводится религиозному фактору.

В научной литературе вместе с проблемой религиозной безопасности обычно рассматриваются вопросы защищенности личности, общества и государства в религиозной сфере. Достаточно полно эти аспекты изучены в научных исследованиях С.В. Козлова, Ю.В. Сластилина, Е.С. Сусловой, И.А. Тарасевич, Е.М. Шевкопляс и других [2].

Однако сама религия как относительно самостоятельная целостная социокультурная реальность также нуждается в надежной защите от всевозможных внутренних и внешних вызовов и угроз. Цель настоящей статьи заключается в рассмотрении проблемы обеспечения безопасности традиционной религии как социокультурной реальности. В данном контексте религиозная безопасность - это система условий, обеспечивающая сохранение традиционной религиозной системы в пределах исторически устоявшейся нормы.

Общепризнанным является тот факт, что религия в наше время, в силу известных обстоятельств, все больше занимает ведущие позиции в духовной жизни людей, она трансформировала свои установки по отношению к науке, а наука «принудила религию к миру», что привело к успешному завершению векового противостояния этих двух важных форм общественного сознания. Поскольку религия все активнее выдвигается на передовые позиции в духовной жизни общества, она оказывает существенное влияние и на другие формы общественного сознания: нравственность, искусство, политику, право, философию и даже на науку, что беспрецедентно повышает ее значимость в духовном бытии общества и актуализирует проблему религиозной безопасности.

Вместе с тем не только религия оказывает воздействие на другие формы общественного сознания, на культуру общества в целом, но и сама испытывает влияние с их стороны. Любая религия, как известно, развивается в определенной этнокультурной, социально-экономической, политико-правовой среде, успешно адаптируется к ней, питается ее жизнетворными духовно-нравственными ферментами. Обогащенная непреходящими вековыми ценностями данного социума религиозная система выступает важным фактором социально-политической стабильности и духовно-нравственной устойчивости не только конкретного этноса, но и любого общества в целом.

Здесь особо следует подчеркнуть, что в данном случае речь идет лишь о традиционной религиозной системе с многовековой историей и имеющей глубокую корневую систему в толще народной культуры. В этой связи Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркивает, что «и традиционные конфессии РФ, и ядерный щит России являются теми составляющими, которые укрепляют российскую государственность, создают необходимые предпосылки для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны» [3].

Поэтому не случайно в духовной экспансии против России главной мишенью для нанесения идеологического удара выбраны именно традиционные верования ее народов. Особенно это относится к мусульманским регионам, где сильны позиции традиционного ислама. В этой связи можно привести известные трагические события в Чеченской Республике в конце XX в., когда яростные атаки со стороны на традиционный ислам начинались здесь под благовидным предлогом «очищения ислама от всего греховного, наносного и неистинного». Истинной же целью противника было разрушение духовно-нравственных опор самого многочисленного северокавказского этноса и их стержневой основы - традиционного ислама (суфизма).

Религия как социокультурный феномен представляет собой сложную иерархическую систему, основными сегментами которой являются религиозное сознание, религиозный культ, религиозные отношения и религиозные организации. Системообразующим ядром в ней выступает религиозное сознание, которое включает в себя религиозную идеологию и религиозную психологию или реально функционирующее религиозное сознание рядовых верующих, мотивирующее их поведение [4, с. 99]. Религиозная идеология и религиозная психология тесно взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга, при этом религиозная идеология наряду с другими факторами играет активную роль в формировании и развитии религиозной психологии, то есть совокупности религиозных представлений, потребностей, стереотипов, установок, чувств, привычек и традиций рядовых верующих.

Ударную мощь весьма агрессивной чужеродной религиозной идеологии наши недруги пытаются использовать для ревизии и теоретического развенчания именно местного традиционного суфийского вероучения, которое в значительной степени угнетено и размыто вследствие долгого отсутствия должного воздействия со стороны догматически развитой суфийской идеологии в силу многих исторических обстоятельств.

Объектом для следующего удара радикалистская идеология выбирает религиозный культ -суфийскую практику. Суфийская культовая практика на протяжении многих веков своего функционирования в этнокультурной среде впитала многие ее духовные традиции, ритуально-обрядовые элементы, в реальной жизни протекал, да и поныне протекает, незримый и плодотворный процесс взаимовлияния и взаимопроникновения суфизма и народного искусства. Вот эту благотворную и для суфизма, и для самобытной этнической культуры и искусства, веками сложившуюся гуманистическую традицию пытаются уничтожить радетели чистого ислама и радикалистской идеологии. Эти попытки не дают желаемого результата, но наши идеологические противники не останавливаются, они предпринимают новые отчаянные попытки вернуть утраченные позиции, расширить плацдарм для новых идеологических диверсий, изыскать новые и повысить эффективность традиционных форм, методов и средств мировоззренческого, психологического, информационного воздействия, особенно на молодежь.

Сложившаяся на идеологическом фронте ситуация требует мобилизации всех имеющихся ресурсов для решения проблемы духовной безопасности нашего общества и ее фундаментального сегмента - религиозной безопасности. Среди основных задач в этом направлении можно выделить следующие:

1. Проблема подготовки новой смены идеологических кадров. В этой связи следует с сожалением констатировать, что проблема идеологических кадров продолжает оставаться весьма острой и у нас нет в должной мере подготовленной смены философов, социологов, политологов, культурологов и т. д., способной эффективно противостоять все более возрастающей идеологической агрессии на южных рубежах России. Следовательно, в будущем предвидятся большие проблемы с интеллектуально-идеологической защитой наших ценностей. Сегодня наши народы еще как-то могут защитить себя физически: на страже нашего государства и общества стоят мужественные, физически сильные воины. Хуже обстоят дела с интеллектуальной, идеологической защитой, и интеллектуально-идеологическая мощь нашего общества нуждается в серьезном усилении. Необходимо поднять эту проблему на правительственном уровне. Следует создать правительственную программу подготовки в первую очередь из пассионарной части граждан молодых бойцов идеологического фронта, свой собственный «религиозно-идеологический спецназ», специалистов по актуальным социально-гуманитарным наукам: философии, истории, культурологи, социологии, политологии, религиоведении и т. д.

2. Особо актуальной является проблема подготовки патриотически настроенной части богословских кадров, религиозных просветителей и проповедников. В этой связи можно назвать Чеченскую Республику, где создана и эффективно функционирует программа подготовки богословских кадров, способных защитить традиционные религиозные ценности и ориентированных на противостояние экстремистской и радикалистской идеологии.

3. Подготовленных идеологов и богословов необходимо вооружить эффективной религиозной идеологией, способной на должном информационном, интеллектуальном, психологическом, религиозно-догматическом уровне защитить традиционные религиозные взгляды, представления, чувства, веками складывавшиеся стереотипы религиозных отношений и поведения верующих. Необходимо решительно отказаться от пресловутой концепции деидеологизации общественных отношений, в том числе и в религиозной сфере. Любая религиозная система без соответствующей религиозной идеологии, как человек без иммунитета, не защищена от агрессивного воздействия извне. На Северном Кавказе в качестве такой идеологии среди мусульман могла бы выступить, например, суфийская идеология, ибо, как пишет турецкий писатель Харун Яхья, «великодушие и толерантность проходит красной нитью в исламском суфизме» [5, с. 233].

Вместе с тем актуальной поныне является проблема разработки эффективной религиозной идеологии, учитывающей все более глобализирующееся мировое пространство, обостряющееся геополитическое соперничество мировых держав, вызывающее поведение и агрессивную политику «господствующей семерки», усиление динамики духовной конкуренции и духовной экспансии.

4. Важным фактором обеспечения религиозной безопасности является защита бессознательной сферы сознания верующего от негативного воздействия на нее со стороны деструктивных сил. Сегодня бессознательная сфера сознания верующего является одним из основных объектов внимания со стороны этих сил. Выделены громадные финансовые ресурсы, мобилизованы лучшие интеллектуальные силы, сосредоточены огромные усилия для освоения малоизведанных, во многом таинственных и бескрайних просторов бессознательной «вселенной» человеческого духа. И в этом направлении достигнуты определенные результаты, которые наши недруги пытаются использовать в психологической обработке верующих. И эта обработка, как мы видим, нередко приводит к трагическим последствиям, так как подвергнутые данной обработке вроде психически здоровые люди убивают ни в чем не повинных мирных граждан, детей, женщин, стариков, взрывают себя и других, превращая в мертвую зону окружающее цветущее жизненное пространство.

Формы, методы и средства, используемые противником для психологического воздействия на своих жертв, достаточно полно отражены в научной литературе, и тем не менее проблема психологической безопасности верующих, защиты бессознательной сферы их сознания продолжает оставаться наиболее важной в современной психолого-идеологической борьбе.

Для ее решения необходимо разработать специальную научно обоснованную целевую программу, учитывающую все аспекты реальной угрозы психическому здоровью верующего человека. В первую очередь необходимо организовать подготовку кадрового потенциала для работы в этой специфической сфере человеческого духа, способного освоить накопленный опыт, методику и секреты психологической обработки противника и нейтрализовать его усилия в этом направлении. Видимо, назрела необходимость подготовки в высших учебных заведениях по специальной программе специалистов-психологов для противостояния диверсиям в психологической сфере, для умелой и результативной борьбы против различных вербовщиков, сектантов, радикалистов, экстремистов, которые против воли и желания человека пытаются изменить психическое состояние и психологические характеристики человека, модифицировать его поведение и ограничить свободу выбора.

Необходимо скрупулезно изучить целый комплекс идей, теоретических разработок, совокупность учений, весь идеологический арсенал деструктивных сил, с помощью которых они пытаются разрушить психическое здоровье верующих. С учетом изученного материала следует создать соответствующую теоретическую базу, идеологически эффективные учебно-методические разработки, информационно-психологические методики, фото- и видеосюжеты и т. д., которые способствовали бы развенчанию основополагающих идей и установок, подлинных целей и замыслов наших недоброжелателей.

5. В последнее время в российском обществе в процессе сложной и противоречивой эволюции формируется новая историческая общность - российский народ, представляющая собой многообразие родственных по культуре и менталитету этносов. У этих этносов многие века функционируют свои традиционные религиозные верования, уходящие своими корнями в толщу собственной народной культуры и питающиеся ее живительными ферментами. Представители всех традиционных религий России должны объединиться и совместными усилиями противостоять социокультурной экспансии извне, нетрадиционным верованиям, самым различным сектантским, радикалистским и экстремистским религиозным угрозам и вызовам. Более того, необходимо

не только противостоять и отражать духовные атаки противника, но и напротив, осуществить встречную духовно-мировоззренческую, культурно-религиозную экспансию на другие территории, пропагандировать в мире свои идеи, показать величие, гуманистическую сущность и живительную силу духовно-культурных, религиозных ценностей братских российских народов.

6. Серьезную угрозу для религиозной безопасности представляют отдельные представители из числа служителей культа, различных чиновников, служащих, бизнесменов и т. д., позиционирующие себя в обществе убежденно верующими, демонстрирующие свою близость к традиционной религии (стоят со свечками в церквях, крестятся, молятся в мечети и т. д.), но вместе с тем своими порочными действиями бросающие тень на нее. Необходимо показывать нравственное убожество и духовное лицемерие этих людей, постоянно очищать и оберегать светлый образ важнейшей духовной ценности любого этноса - традиционную религию.

Итак, главным приоритетом деятельности общества и государства является обеспечение национальной безопасности, но ее реализация невозможна без обеспечения духовной безопасности, важным сегментом которой, в свою очередь, выступает религиозная безопасность. Все эти три вида безопасности органически взаимосвязаны, следовательно усилия общества и государства должны быть направлены на разработку комплекса мероприятий, обеспечивающих надежную защиту всех названных сфер жизни социума в единстве.

Ссылки:

1. Постановление ГД ФС РФ от 15.12.1996 № 918-11 ГД «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 52.

2. Козлов С.В. Юридические механизмы обеспечения религиозной безопасности : дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2007 ; Сластилина Ю.В. Свобода вероисповедания в Российской Федерации: правовое регулирование и обеспечение религиозной безопасности : дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 1999 ; Суслова Е.С. Религия и проблемы национальной безопасности на Северном Кавказе : дис. ... канд. филос. наук. М., 2004 ; Тарасевич И.А. Религиозная безопасность как ключевая сфера национальной безопасности Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 3. С. 10-14 ; Шевкопляс Е.М. Уголовно-правовая охрана свободы совести в России : дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 1999.

3. Якунин В.И. Социальное партнерство государства и религиозных организаций / В.И. Якунин, С.С. Сулакшин, В.В. Симонов, В.Э. Багдасарян, М.В. Виллисов. М., 2009. С. 18.

4. Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. М., 1973. 239 с.

5. Гадаев В.Ю. Молодое поколение Чеченской Республики: проблемы духовного развития. Грозный, 2011. 344 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.