Научная статья на тему 'Рельеф в эстетике культовых сооружений: теоретические и практические аспекты'

Рельеф в эстетике культовых сооружений: теоретические и практические аспекты Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
127
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
геоморфология / Эстетика / культурный ландшафт / сакральные территории / Geomorphology / aesthetics / cultural landscapes / sacred territory

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Маркарян Давид Арсенович

Проводится анализ современного состояния нового направления экологической геоморфологии эстетической геоморфологии. Рассматриваются теоретические вопросы эстетической привлекательности ландшафтов, основу которых составляет рельеф, а также вопрос ландшафтных истоков формирования человеческой перцепции. Практический элемент проведенного исследования составляет определение роли геоморфологической системы в формировании и функционировании территорий Валаамского и Соловецкого монастырей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This work analyzes the current state of the new direction of environmental geomorphology aesthetic geomorphology. The theoretical issues of aesthetic appeal of landscapes is considered, which are based on topography, and the landscape of the origins of human perception. The practical element of this research is, the role of geomorphological systems monastery Valaam and Solovetsky in their formation and functioning is defined

Текст научной работы на тему «Рельеф в эстетике культовых сооружений: теоретические и практические аспекты»

УДК 151.4

РЕЛЬЕФ В ЭСТЕТИКЕ КУЛЬТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

© 2010 г. Д.А. Маркарян

Кубанский государственный университет, Kuban State University,

ул. Ставропольская, 149, г. Краснодар, 355040, Stavropolskaya St., 149, Krasnodar, 355040,

rector@kubsu.ru rector@kubsu.ru

Проводится анализ современного состояния нового направления экологической геоморфологии — эстетической геоморфологии. Рассматриваются теоретические вопросы эстетической привлекательности ландшафтов, основу которых составляет рельеф, а также вопрос ландшафтных истоков формирования человеческой перцепции. Практический элемент проведенного исследования составляет определение роли геоморфологической системы в формировании и функционировании территорий Валаамского и Соловецкого монастырей.

Ключевые слова: геоморфология, эстетика, культурный ландшафт, сакральные территории.

This work analyzes the current state of the new direction of environmental geomorphology — aesthetic geomorphology. The theoretical issues of aesthetic appeal of landscapes is considered, which are based on topography, and the landscape of the origins of human perception. The practical element of this research is, the role of geomorphological systems monastery Valaam and Solovetsky in their formation and functioning is defined.

Keywords: geomorphology, aesthetics, cultural landscapes, sacred territory.

Русские монастыри играли и продолжают играть огромную роль в духовной и культурной жизни страны. В литературе широко освещены вопросы, связанные с историей их возникновения, исследована роль монастырей в истории страны, влияние их на развитие русской культуры, искусства, образование, воспитание. Но практически не изучены функционально-пространственные, религиозно-семантические, эстетические взаимосвязи русских монастырей с природным окружением. Связи эти, как отмечает А.П. Вер-гунов, складывались по-разному в зависимости и от исторической эпохи, и от географических факторов (где располагался монастырь - в центральных, северных или южных регионах России, в городе или среди девственной природы) [1]. Одним из определяющих географических факторов в выборе местоположения монастырей являются геоморфологические особенности ландшафтов.

Рельеф формирует пространственную и визуальную среду местообитания [2]. Именно поэтому человек с давних времен научился ценить и использовать особенности рельефа для создания неповторимых ландшафтно-архитектурных композиций. Функциональность форм рельефа как объектов чувственного восприятия осознавалась человеком также издавна. В палеолите видовые точки (вершины, уступы, живописные скалы) выбирались для культовых святилищ, что определило обожествление природных явлений, ритуальное восприятие некоторых ландшафтных урочищ, введение строгих запретов на их хозяйственное использование.

Культовые сооружения не только были призваны стать объектами поклонения верующих, но и представляли собой неприступные цитадели, где они мог-

ли укрыться от многочисленных врагов. Отсюда и выбор места их сооружения - на высоких плато с неприступными обрывистыми склонами, островах, излучинах рек и т.д.

Монастырские ландшафты - это пример умелого использования любых, даже незначительных по масштабам форм рельефа: естественный рельеф определял архитектурно-планировочные решения. Осуществлялась связь с окрестностями, соседними населенными пунктами.

Все культовые сооружения располагались в живописных местах и очень органично вписывались в местный пейзаж. Древние зодчие хорошо использовали красоту рельефа, его обозреваемость, стабильность, магнетизм; учитывались не только практические функции особенностей форм рельефа (защищенность, неприступность для врага), но и его эстетическое ощущение.

Из эстетики рельефа, учитывая системный анализ в связи с реальной геоморфологической обстановкой, следует обратить внимание на ее онтологический раздел, включающий в себя «специфическое проявление ценностного отношения человека к миру», что позволяет определить эстетику рельефа как проявление ценностного отношения человека к нему [2].

Высшая эстетическая ценность концентрируется в категории «прекрасное», которое в рельефе многообразно для любого человека, тем более для специалиста-геоморфолога. Для последнего это понятие шире, так как включает в себя не только живописный рельеф, но и несущий познавательность, проблемность, новизну как в морфологии, так и в морфодинамике; и что наиболее важно - рельеф определяет устойчивость территории к антропогенному воздействию.

Научно-методические основы эстетического ландшафтоведения

Существующие методологии оценки эстетических свойств ландшафта неоднозначны по своей результативности. Более продуктивным будет совместное привлечение научных изысканий из различных областей науки: географии, психологии, медицины, философии, дизайна и др. Оценочная система эстетического восприятия должна затрагивать морфологические и семиотические показатели рельефа.

По определению В.А. Николаева, эстетика (греч. Л18(кейко8 - «чувствующий, воспринимаемый чувствами») определяется как наука о природе и закономерностях эстетического освоения действительности, о сущности и формах творчества по законам красоты [3]. С этой позиции, первичным в формировании эстетического восприятия человека следует признать природную среду.

В соответствии с вышеизложенным аналогично понимается и другая важнейшая категория эстетики -прекрасное, имеющая несколько десятков различных трактовок. Так, западноевропейская эстетика конца Х1Х-ХХ вв. отдала предпочтения воззрениям, согласно которым человек в процессе восприятия одухотворяет эстетически нейтральный мир и заставляет его излучать красоту. Природа лежит «по ту сторону прекрасного и безобразного», она «внеэстетична», как и «вне-моральна» и «внелогична». Красоту в природу вносит человек [3, 4].

Начало развития направления эстетического ландшафтоведения связывают с А. Гумбольдтом и В.П. Семеновым-Тян-Шанским, которые обозначили ландшафтную эстетику как важную географическую проблему. В 1960-х гг. вопросы эстетических ценностей ландшафта поднял Д.Л. Арманд. Он возвратился к античной идее, что красивое должно быть полезным (соответственно, разумное должно быть красивым), и призывал сохранять красоту естественной и рукотворной природы.

В 1975 г. выходит беспрецедентный труд литовских исследователей под руководством К.И. Эрингиса «Экология и эстетика ландшафта», посвященный классификации, картографированию, эстетической и экологической оценке пейзажей. Аналогов ему в настоящий момент нет.

Среди множества разнообразных статей и монографий, вышедших в последнее время, кардинальных и глубоких исследований почти нет. Можно только назвать дискуссии геоморфологов на тему «Рельеф и человек» в рамках Иркутского семинара по проблемам теоретической геоморфологии, в итоге которых опубликована монография «Рельеф и человек», где поднимаются вопросы в области эстетической геоморфологии.

Принципиально геоморфология базируется на системе взаимоотношений человек - рельеф. Рельеф признается основой экосистемы человека - это главная концепция в экологической геоморфологии. В начале XXI в. возникло новое направление в геоморфологии, которое с подачи Д.А. Тимофеева с соавторами получило название эстетическая геоморфология. Оно сразу же получило признание, свидетельством чего

являются многочисленные публикации в виде отдельных статей и в сборниках научных конференций [3].

Эстетическое восприятие возникло в процессе многотысячелетнего приспособления человечества к среде обитания как оптимальная система отношений представителей человеческого рода к визуальным проявлениям явлений природы. Таким образом, среда обитания (ландшафт) - та историческая база, на которой в качестве надстройки сформировалось восприятие человека, в том числе эстетическое.

Геоморфологические аспекты в процессе создания монастырей России

Иночество на Руси имеет глубокие корни, уходящие в далекую древность. До появления христианства по византийскому (православному) обряду в Древнерусском государстве распространились соответствующие традиции монашеского жития. В России сформировался особый тип монастыря, чему немало способствовали географические условия. Русское православное монашество создавалось на византийском духовном и культурном наследии, но генетически связано с общехристианским началом, являясь ветвью древневосточного монашеского древа.

Для того чтобы понять влияние природного фактора на формы аскезы и на создание различных типов монастырей, распространение их в дальнейшем в России, необходимо вспомнить историю возникновения монашества. Родиной иноческого жития является Египет, Нильская долина и сменяющая ее пустыня. Здесь на окраине Римской Империи вынуждены были скрываться от гонений за веру первые христиане, выбирая труднодоступные места. В дальнейшем, во времена мирной жизни, когда христианство получило широкое распространение, став государственной религией Римской Империи, произошел парадоксальный факт: вынужденное, насильственное мученичество сменилось добровольным. Вновь выбирались труднодоступные места вдали от мира: пещеры, вершины гор и т.п. Именно природный ландшафт определил особую организацию территории для совместного проживания -монашеские общины (монастырь, лавра, скит, пустынь). Местность, выбираемая монахами-отшельниками, влияла на вид аскетического подвига: пещерни-чество, столпничество, безмолвие и другие, но предпочтение отдавалось возвышенностям - высоким холмам и горам [5].

Начиная с XVIII в. при выборе местности для монастырей Российской империи руководствовались той целью и задачами, которые определялись функциями вновь устраиваемой обители и в соответствии с правовыми нормами. Природа и рельеф местности иногда вносили свои коррективы в устройство монастыря и в организацию внутренней жизни. В то же время монашеские обители влияли на формирование культурного ландшафта, планировочную структуру и пространственную композицию места. Кроме того, территориальное расположение предопределяло тип иноческой обители, т.е. нахождение в пределах населенного пункта (город, село) -это собственно монастырь, а вдали от населенного пункта - пустынь, скит.

Островные монастыри в культурном ландшафте России

Островные монастыри занимают в культурном ландшафте и духовно-религиозной жизни Русского Севера особое место. Некоторые из них приобрели общерусскую известность, стали выдающимися по красоте архитектурными ансамблями, местом притяжения многочисленных паломников. Особую притягательность этим монастырям придавало именно их островное положение, так как оно соединило в них множество смыслов, создававших феномен островного монастыря. Одни из этих смыслов вели свое начало от сакрализации острова в древней языческой картине мира. Другие были рождены мифологизацией острова в коллективной исторической памяти, представлениями о нем как об особой территории, вырванной из повседневности бытия. И, наконец, свои смыслы вкладывало в образ островного монастыря христианское сознание, увидевшее в соединении монастыря и острова путь к спасительной аскезе, идеальные условия для духовной сосредоточенности, своего рода пространство преображения и истины.

Таким образом, островные монастыри создали «концентрированную сакральную ценность». Каждый из них является ярким элементом культурного ландшафта. Они основаны на важнейших путях славянского проникновения на Север и расположены по северо-западной границе расселения русских на наиболее крупных озерах. Кроме того, благодаря им осуществлялась духовная связь с православными центрами вселенского монашества (Афон) и церковно-административная с Новгородской кафедрой. Они несли образы Святой Земли.

Тема Небесного Иерусалима характерна для всего христианского искусства от его зарождения и до настоящего времени.

Прослеживается эта идея и в архитектуре. В русской архитектуре есть примеры, когда эта идея воплощена настолько зримо, что ее можно буквально считывать в виде топографии Святой Земли (например, Новоиерусалимский монастырь патриарха Никона). Но существует памятник, в котором эти две стороны сочетаются - это Валаамский Спасо-Преобра-женский мужской монастырь.

Архипелаг Валаам расположен в северо-восточной части Ладожского озера и по праву часто называется «Жемчужиной Ладоги». На протяжении долгого времени, вплоть до XVIII в., эти земли принадлежали Великому Новгороду, и с самого своего основания Валаамский монастырь стал не только духовным, но и ключевым культурным, экономическим и политическим центром северных новгородских земель. А в период своего наивысшего расцвета, в Х1Х-ХХ вв., обитель олицетворяла собой Северный Иерусалим и была одним из главных центров паломничества в России. Все архитектурные ансамбли архипелага неразрывно связаны с природным окружением. Размещение монастыря, скитов, хозяйственных построек свидетельствуют о глубоком понимании их создателями

особенностей местности и активном использовании ее ландшафтных возможностей.

Соловецкий монастырь в Белом море был первым, основанным не на озерном, а на морском острове. Соловецкие острова находятся в северной части Онежского залива и являются крупнейшими. Современный вид архипелаг приобрел примерно 8,5-9,0 тыс. лет назад, когда растаял ледниковый панцирь, сковывавший острова. Характерной особенностью территории являются массивные валуны, которые воздействуют на восприятие самого ландшафта и на возведенные здесь постройки. Типичный пейзаж островов - это сочетание холмов с разнообразными склонами: лесистыми, покрытыми россыпями валунов; уходящими в поросшие мхами и кустарниками болота или обрывающимися на берегах озер. Еще одной особенностью островов являются многочисленные озера, отличающиеся необычным разнообразием по своему положению, очертанию, площади, глубине, рельефу дна, цвету воды, растительности.

Автор данной статьи исследовал природно-архи-тектурные комплексы Валаамского и Соловецкого монастырей, роль рельефа в их формировании, оценивая его эстетические свойства. Результаты этого исследования в краткой форме представлены в таблице, которая приводится ниже.

Подводя итог в определении роли островных монастырей в культурном ландшафте, а также в истории России, следует отметить, что в определенные периоды они выполняли разные функции. В XVI в. многие из них становяится крупными промысловыми и хозяйственными центрами Севера. Они концентрировали опыт адаптации к природно-климатическим условиям региона, создавали существенные ресурсы для его колонизации и освоения. Потеряв эту роль в XVIII в., островные монастыри стали местом притяжения паломнических потоков общероссийского, регионального и локального масштабов. В настоящее время монастыри совмещают вышеперечисленные функции, а также являются востребованными центрами у рекреантов.

Из вышеизложенного следует, что среди множества новых процессов в культурном ландшафте России в настоящее время происходит:

- превращение монастырских комплексов, территорий, поселений в особые части культурного ландшафта;

- понимание культурного ландшафта, прежде всего, как сети «оазисов духовности», каковыми считаются преимущественно церковные места. Такое представление о культурном ландшафте как о наложении точек и маршрутов «духовности» на исконную природную основу разрабатывается в Институте культурного и природного наследия [6].

Таким образом, в настоящее время наблюдается процесс клерикализации ландшафта - усиление в культурном ландшафте роли монастырских комплексов, превращение их в новые центры и полюса организации и жизни ландшафта с особым режимом посещения, осмотра; подчинение таким объектам.

Ландшафтно-геоморфологическая характеристика Валаамского и Соловецкого монастырей

Элемент характеристики Валаамский монастырь Соловецкий монастырь

Северо-западный район Северный район

Характеристика рельефа Крупнохолмистая интрузия с крутыми склонами и редкими холмистыми равнинами Крупно- и мелкохолмистая гряда в сочетании с моренными равнинами

Абсолютные высоты, м 52 88

Относительные высоты, м 0-30 0-40

Расчлененность рельефа (относительная) Ярко выраженная Слабо выраженная

Преобладающие ландшафты Лесные - таежные Лесные с преобладанием хвойных; озера; луга

Относительная измененность ландшафтов Слабая: большая часть территории -девственные таежные леса Средняя и слабая; лишь около Уз территории занято антропогенными ландшафтами (пастбища, сенокосы и т.д.)

Привлекательности местности: эстетическая Выразительный холмистый, а по берегам скалистый рельеф, с преобладанием хвойных лесов. Характерны живописные виды на усадьбу и монастырские скиты, являющиеся неотъемлемой частью культурного ландшафта Выразительный плавнохолмистый рельеф, с преобладанием хвойных лесов. Особенностью является разнообразие природных ландшафтов - морские террасы, покрытые тундровой растительностью, таежные леса, высокие холмы и озера

рекреационная Высокая и очень высокая: эстетически привлекательная местность с девственными таежными лесами, уникальным растительным и животным миров, а также гармоничным расположением объектов духовной культуры Высокая и очень высокая: привлекательная в эстетическом и рекреационном плане территория, с уникальным разнообразием природных ландшафтов на сравнительно небольшой территории

4. URL: http://etelien.ru/Collection/62/62_00066.htm (дата обращения : 20.11.2009)

5. Бороденко В.Е. Роль ландшафта и природно-климатические условия в процессе зарождения монашества и создания монастырей Северного Кавказа // Вестн. регионального отделения Русского географического общества. Краснодар, 2005. С. 81-83.

6. Каганский В.Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. М., 2001. 123 с.

Поступила в редакцию_19 января 2010 г.

Литература

1. Вергунов А.П., Горохов В.А. Монастыри. Природа и люди. М., 2006. 624 с.

2. Рельеф и человек // Материалы Иркутского геоморфологического семинара. Иркутск, 2004. 178 с.

3. Николаев В.А. Ландшафтоведение: Эстетика и дизайн. М., 2003. 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.