Научная статья на тему 'Рекреационный потенциал Свердловской области'

Рекреационный потенциал Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5907
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Ключевые слова
РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ / РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОЦЕНКА РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пешина Эвелина Вячеславовна, Самышкина Галина Николаевна, Малюк Татьяна Андреевна

Рассматриваются рекреационные ресурсы Свердловской области, проблемы их использования, сохранения и развития; даются понятия рекреационных ресурсов и рекреационного потенциала, приводится классификация рекреационных ресурсов Свердловской области. Выявляются различия между рекреационными ресурсами и рекреационным потенциалом территорий, приводится методика оценки рекреационного потенциала территории. Базой исследования послужили нормативные правовые акты федерального и регионального уровней, а также специализированные литературные источники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Пешина Эвелина Вячеславовна, Самышкина Галина Николаевна, Малюк Татьяна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рекреационный потенциал Свердловской области»

© Пешина Э. В., Самышкина Г. Н., Малюк Т. А., 2009

ПЕШИНА Эвелина Вячеславовна

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики сферы услуг

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-47 e-mail: esy_yrgeu@mail.ru

САМЫШКИНА Галина Николаевна

Заместитель главного врача по экономическим вопросам

Государственное предприятие «Санаторий „Руш"»

622015, РФ, Свердловская область, г. Нижний Тагил, Санаторий «Руш», 10 Контактный телефон: (343) 251-96-47 e-mail: esy_yrgeu@mail.ru

МАЛЮК Татьяна Андреевна

Ассистент кафедры экономики сферы услуг

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-47 e-mail: sunnyshine@list.ru

Рекреационный потенциал Свердловской области

Ключевые слова: рекреационные ресурсы; классификация рекреационных ресурсов; рекреационный потенциал; оценка рекреационного потенциала.

Аннотация. Рассматриваются рекреационные ресурсы Свердловской области, проблемы их использования, сохранения и развития; даются понятия рекреационных ресурсов и рекреационного потенциала, приводится классификация рекреационных ресурсов Свердловской области. Выявляются различия между рекреационными ресурсами и рекреационным потенциалом территорий, приводится методика оценки рекреационного потенциала территории. Базой исследования послужили нормативные правовые акты федерального и регионального уровней, а также специализированные литературные источники.

Выгодное географическое положение на границе Европы и Азии, относительная политическая стабильность, богатое историческое наследие, высокий интеллектуальный и культурный потенциал определяют благоприятные долгосрочные перспективы развития рекреационно-туристского комплекса Свердловской области.

Согласно «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 г.» по уровню туристского предложения, учитывающего неравномерность распределения туристских ресурсов на территории России, а также различный уровень развития туристской инфраструктуры и кадрового потенциала, районы страны могут быть распределены следующим образом:

• регионы с высоким уровнем развития туристского продукта;

• регионы со средним уровнем развития туристского продукта;

• регионы с недостаточным уровнем развития туристского продукта, но обладающие значительным потенциалом для перспективного развития, в которых качественный туристский продукт только начинает появляться [1].

Несмотря на достаточный туристский потенциал, Урал согласно «Стратегии» относится к третьей группе регионов, что обусловлено его традиционно промышленной ориентацией и слабым развитием туристской инфраструктуры.

Следует констатировать, что состояние материальной базы туризма в Свердловской области не обеспечивает в достаточной степени удовлетворения потребностей населения региона в туристско-рекреационных услугах, а также возможности приема иностранных гостей на уровне современных международных стандартов обслуживания. Хотя предприятия туристской отрасли играют все более заметную роль во внешнеэкономической деятельности региона, тем не менее роль туризма как доходной экспортной статьи на региональном рынке пока недооценивается.

Считаем, что наличие богатого культурного и природного потенциала позволит Свердловской области завоевать серьезные позиции на туристском рынке в случае государственной поддержки развития отрасли. Формы такой поддержки варьируют от прямых инвестиций, направляемых на формирование туристской инфраструктуры, расходов на подготовку кадров, научное и рекламно-информационное обеспечение продвижения областного туристского продукта на российском и международном рынке до создания льготного налогового режима в отношении тех хозяйствующих субъектов, которые занимаются производством и реализацией туристского продукта по приоритетным видам туризма - въездному и внутреннему.

К специфическим проблемам реализации рекреационно-туристского потенциала Свердловской области относятся: столкновение интересов урбанизации и рекреации при расширении зон промышленной и гражданской застройки; отсутствие действенной системы регулирования рекреационных нагрузок на природные комплексы существующих зон отдыха; инфраструктурная необустроенность транспортных коммуникаций, недостаточная профессиональная подготовка кадров туристского профиля.

В «Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 г.», принятой постановлением Правительства Свердловской области № 873-ПП от 27 августа 2008 г., приоритетными направлениями развития области названы:

• развитие человеческого потенциала, в том числе улучшение качества окружающей среды, создание высокоразвитой, многоканальной и обновленной сферы услуг, обеспечение единого культурного пространства;

• становление новой экономики, в том числе структурная диверсификация экономики и рациональное природопользование;

• развитие инфраструктурного комплекса, в том числе формирование конкурентоспособной транспортной инфраструктуры; достижение уровня развития сферы услуг гостеприимства; необходимого для выполнения функций делового туризма и отдыха; повышение обеспеченности гостиничными услугами на территории области за счет строительства новых гостиниц, отвечающих мировым требованиям [2].

Развитие этих направлений на практике должно обеспечиваться соответствующими нормативными правовыми актами.

Федеральным агентством по туризму Российской Федерации была разработана Типовая структура региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта Российской Федерации, направленная на обеспечение методологического единства региональных (муниципальных) программ и согласование их с государственной стратегией развития туризма.

Цели разработки программы таковы:

• определение приоритетных направлений развития субъекта РФ;

• оценка потенциала развития туристской сферы субъекта РФ;

• обеспечение согласованности действий государственных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

• определение основных направлений деятельности субъекта РФ по управлению туристскими ресурсами и туристской индустрией [3].

Постановлением Правительства Свердловской области № 813-ПП от 31 июля 2008 г. была принята Областная государственная целевая программа «Развитие туризма в Свердловской области на 2009-2011 гг.». Одним из важнейших результатов, которые планируются к достижению в ходе ее реализации, соотносящихся с указанной в Типовой структуре нормативной целью по оценке потенциала развития туристской сферы субъекта, является обновление реестра туристских ресурсов области [4].

Кадастр туристских ресурсов - обобщенная (экономическая или экологическая) потребительная (стоимостная или балльная) оценка туристских ресурсов.

В соответствии с Туристским паспортом Свердловской области, предложенным в проекте «Концепции развития туризма в Свердловской области», все рекреационные ресурсы региона делятся на семь групп. Их классификация представлена на рисунке [5].

Согласно постановлению Правительства Свердловской области № 41-ПП от 17 января 2001 г. (в ред. от 20 ноября 2008 г.) «Об установлении категорий, статуса и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий областного значения и утверждении перечней особо охраняемых природных территорий, расположенных в Свердловской области» в регионе находится около пятисот памятников природы, среди них - геологические, геоморфологические, гидрологические, ботанические и ландшафтные [6]. В области функционируют более 70 музеев, под государственной охраной находится 1 215 недвижимых объектов культурного наследия - памятников истории, археологии, архитектуры и искусства, из них 364 - федерального значения. Кроме них выявлено около полутора тысяч памятников археологии, 25 памятников архитектуры и один памятник истории [7].

Для объективной оценки рекреационного потенциала Свердловской области необходимо применить методику, которая позволила бы раскрыть возможности территории по привлечению туристов и учесть проблемы и угрозы их реализации.

Однако обратимся к теории. Вообще следует различать понятия «рекреационные ресурсы» и «рекреационный потенциал»: во-первых, термин «потенциал» при всей его близости термину «ресурс» отличается от последнего тем, что хотя и применяется в форме единственного числа, но всегда подразумевает совокупность характеристик, предметов, явлений; во-вторых, потенциал достаточно четко увязан с конкретной задачей, для решения которой он и определяется, в то время как ресурс хотя и рассматривается в контексте своего назначения, но его связь с конкретным пользователем не столь определенна; наконец, в-третьих, описание потенциала какого-либо объекта, как правило, предполагает и его оценку в сравнении с потенциалом другого объекта. Таким образом, понятие «рекреационный потенциал» по отношению к понятию «рекреационный ресурс» выступает как более широкое.

Рекреационные ресурсы - это часть туристских ресурсов, представляющая собой природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с помощью существующей технологии и имеющихся материальных возможностей.

Существует несколько подходов к классификации рекреационных ресурсов.

Согласно генетической классификации все рекреационные ресурсы разделяются на две основные группы - природные и социогенные. К природным рекреационным ресурсам относятся имеющие рекреационную ценность природные комплексы и их компоненты (рельеф, климат, акватории, растительность и т. п.), к социогенным (созданным человеком) - культурно-исторические памятники, архитектурные объекты, уникальные технические сооружения, поселения и т. п.

По назначению использования различают: курортные, оздоровительные, спортивные и экскурсионно-туристские рекреационные ресурсы.

Рекреационные ресурсы Свердловской области

Лечебные природные ресурсы и курорты

— Месторождения минеральных вод

— Месторождения лечебных грязей

Ресурсы экскурсионного туризма

— Экспозиции музеев

Памятники истории, архитектуры, искусства, археологии

— Памятники природы

Ресурсы спортивного и специализированного туризма

Ресурсы религиозного/ паломнического туризма

— Храмы и соборы

— Монастыри

— Святые источники

Историко-архитектурный музей-заповедник Верхотурье

Ресурсы делового туризма

Горнолыжные комплексы

Карстовые пещеры

Акватории

Спортивная инфраструктура

Охотничьи заказники

Рыболовные ресурсы

Ресурсы экологического туризма

— Памятники природы

— Лесные и природные парки

— Ландшафтные заказники

I— Заповедники

Народные промыслы и ремесла

Выгодное географическое положение

Статус административного центра УрФО

— Художественная ковка металла

— Наличие выставочных комплексов

Активное развитие транспортнологистической инфраструктуры

Камнерезное и ювелирное искусство

Художественное ручное ковроткачество

— Гончарное производство

Производство посуды и художественная керамика

Классификация рекреационных ресурсов Свердловской области

Технологическая классификация отражает способы и особенности использования различных рекреационных ресурсов.

Исходной категорией для планирования устойчивой рекреационной деятельности является рекреационный потенциал территории, т. е. совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических ресурсов для организации рекреационной деятельности на определенной территории, совместная эксплуатация которых технически возможна, экономически эффективна и экологически допустима. Рекреационный потенциал определяется качеством составляющих его ресурсов, площадью его проявления и рекреационной емкостью территории. В состав рекреационного потенциала входят как природные, так и социогенные рекреационные ресурсы. Наряду с собственно рекреационными показателями, оценка рекреационного потенциала должна учитывать последствия рекреационной деятельности населения и хозяйства региона.

Рекреационный потенциал лимитируется:

а) рекреационной емкостью территории, превышение которой связано с деструкцией природных комплексов;

б) пропускным потенциалом рекреационных объектов и инфраструктуры [8].

Рекреационная емкость - показатель способности привлекательной для отдыха

территории или акватории обеспечивать некоторому числу отдыхающих психофизиологический комфорт и спортивно-укрепляющую деятельность без деградации природной среды или антропокультурных комплексов на этой территории (акватории) и без быстрого износа специального оборудования. Рекреационная емкость, как и допустимая рекреационная нагрузка, выражается количеством людей или человеко-дней на единицу площади или рекреационный объект за определенный отрезок времени.

Пропускной потенциал - максимальная нагрузка, которую может выдержать тот или иной туристский объект без серьезного ущерба для местных ресурсов, негативного воздействия на впечатления от поездки и без возникновения социально-экономических проблем у населения. Различают следующие виды пропускного потенциала:

1) экологический пропускной потенциал - уровень посещаемости объекта или местности, превышение которого приводит к неприемлемым экологическим последствиям в результате действий (или естественных процессов жизнедеятельности) самих туристов либо вследствие функционирования обслуживающей туризм инфраструктуры;

2) туристский социальный пропускной потенциал - уровень посещаемости туристского объекта или местности, превышение которого влечет за собой ухудшение впечатлений от поездки;

3) местный социальный пропускной потенциал - уровень посещаемости, превышение которого приводит к негативным последствиям для местной культуры и ухудшению взаимоотношений населения с туристами [9].

Рекреационный потенциал территории может быть расширен в результате целенаправленной конструктивной деятельности или сужен и даже полностью утрачен вследствие нерационального использования. Развитие рекреационного потенциала возможно за счет проведения мелиоративных мероприятий и регенерации биоценозов, создания новых объектов, развития инфраструктуры. Все это часто требует значительных инвестиций и эксплуатационных расходов [8].

Оценка рекреационных ресурсов всегда осуществляется в нескольких аспектах: функциональном, гигиеническом, эстетическом, технико-экономическом и природоохранном. Эти же аспекты учитывают и при оценке рекреационного потенциала территории. Очевидно, оценки в каждом из названных аспектов могут и должны основываться на различающихся принципах и критериях, наиболее адекватных каждому конкретному аспекту оценивания.

Оценка рекреационного потенциала преследует такие цели, как:

• учет и систематизация имеющихся рекреационных ресурсов;

• выявление проблем, связанных с использованием и охраной рекреационных ресурсов;

• планирование развития использования рекреационных ресурсов территории.

Не все компоненты потенциала удается оценить количественно, для получения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

итоговой (суммарной) оценки целесообразно переводить все количественные оценки в качественные. Обычные градации качественной шкалы варьируются от очень низкого до очень высокого. Затем ту или иную качественную шкалу необходимо перевести в балльную. При этом следует учитывать, что рекреационный потенциал складывается из множества факторов, часть которых может негативно воздействовать на его величину. Для объективности оценки таким факторам целесообразно присваивать отрицательные значения.

Сложность оценки территории для целей рекреации заключается в том, что для разных видов рекреационной деятельности необходимы различные ресурсы и условия. Даже в пределах одной группы рекреационных занятий необходимы порой взаимоисключающие природно-климатические условия. Другими словами, каждый вид рекреационной деятельности требует особой группировки оцениваемых факторов и особого прочтения их значения. При этом внимание следует уделять не только положительным, но и отрицательным факторам, которые могут ограничить или даже исключить использование территории в рекреационных целях.

Проведение комплексной оценки методами факторного анализа предполагает пошаговое выполнение следующих процедур (этапов оценки) [10]:

1) выделение и группировка факторов (признаков), по которым ведется оценка;

2) определение интенсивности и уровня фактора (признака);

3) разработка критериев оценки и оценочных шкал;

4) проведение балльной оценки по каждому единичному фактору;

5) проведение комплексной балльной оценки по всей группе факторов;

6) ранжирование и категоризация единиц территории с установлением их приоритета.

Источники

1. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 г. // Официальный сайт Федерального агентства по туризму Российской Федерации. Режим доступа : http://www.russiatourism.ru.

2. О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 г. : постановление Правительства Свердловской области № 873-ПП от 27 августа 2008 г.

3. Об утверждении типовой структуры региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта Российской Федерации : приказ Федерального агентства по туризму № 66 от 11 июля 2007 г.

4. Об Областной государственной целевой программе «Развитие туризма в Свердловской области» на 2009-2011 гг. : постановление Правительства Свердловской области № 813-ПП от 31 июля 2008 г.

5. Туристский паспорт Свердловской области: проект Концепции развития туризма в Свердловской области.

6. Об установлении категорий, статуса и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий областного значения и утверждении перечней особо охраняемых природных территорий, расположенных в Свердловской области : постановление Правительства Свердловской области № 41-ПП от 17 января 2001 г. (в ред. от 20 ноября 2008 г.).

7. Официальный сайт Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области. Режим доступа : http:// www.patrimony.ru.

8. Разумовский М. Природопользование: учебник. СПб. : Изд-во Санкт-Петербуг-ского ун-та, 2003.

9. Кусков А. С., Голубева В. Л., Одинцова Т. Н. Рекреационная география : учеб.-ме-тод. комплекс. М. : МПСИ ; Флинта, 2005.

10. Поморов С. Б. Аттрактивность - фундаментальная характеристика ландшафтов при проектировании рекреационных объектов и систем // Ползуновский альманах. 1999. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.