Культурология
УДК 006.9(571)
Колганова Елена Юрьевна Elena Kolganova
РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ПРЕДБАЙКАЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ВРЕМЕН СТОЛЫПИНСКОЙ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ В АРХИТЕКТУРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОМ МУЗЕЕ «ТАЛЬЦЫ»
THE REBUILDING OF HISTORICAL SURROUNDINGS OF STOLYPIN TIME SETTLEMENT IN PREDBAIKALIYA ON THE TERRITORY OF ARCHITECTURAL AND ETHNOGRAPHIC MUSEUM «TALSY»
Анализируются особенности материальной культуры переселенческих деревень Предбайкалья, образованных крестьянами из центральных губерний Российской империи во время столыпинской аграрной реформы. Рассматривается перспектива музе-ефикации этномаркирующих компонентов культуры в домостроении, внутреннем убранстве жилищ, хозяйственной деятельности переселенцев через фрагментарную реконструкцию переселенческого поселения Предбайкалья начала ХХ в. в архитектурно-этнографическом музее «Тальцы»
Ключевые слова: материальная культура, переселенческие деревни, Предбайкалье, столыпинская аграрная реформа, музеефикация, реконструкция, архитектурно-этнографический музей «Тальцы
The article analyses the material culture features and peculiarities of Russian villages in Predbaikaliya region which were formed by the peasants from the Central Russian guberniyas during Stolypin's agrarian reform time. The author considers the perspective of museumfication of the typical characteristics in the dwellings, its interior design, and life-day economy of the immigrants through the rebuilding of the early 20 th century Predbaikaliya settlement in Architectural and Ethnographic museum «Talsy»
Key words: material culture, emigrant villages, Predbaikaliya, Stolypin's agrarian reform, museumfica-tion, the rebuilding, Architectural and Ethnographic museum «Talsy»
Наиболее оптимальным способом сохранения и трансляции традиционной народной культуры, позволяющим воссоздать целостную историко-культурную среду поселений, является создание музейных комплексов под открытым небом архитектурно-этнографического профиля.
«Музеи под открытым небом этнографического (архитектурно-этнографического) профиля — это музейные комплексы под открытым небом, ретроспективно
фрагментарно реконструирующие в хронологическом отрезке историческую среду му-зеефицируемой территории» [1; С. 5].
Имея большое познавательное значение, этнографические музеи под открытым небом также оказывают эмоциональное воздействие на посетителей, что объясняет популярность данного типа музеев в современном мире.
Архитектурно-этнографический музей «Тальцы» — это музейный комплекс регио-
нального типа, отражающий материальную и духовную культуру этносов и этнических групп, населяющих регион Предбайкалье, через фрагментарную реконструкцию историко-культурной среды национальных поселений.
По технологии формирования музей «Тальцы» является музеем транслоциро-ванного типа, экспозиционные зоны которого создавались путем перевозки (транслокации) памятников.
На основании историко-культурного зонирования территории Предбайкалья выделено девять историко-культурных зон (ангаро-илимская, витимская, трактовая, верхнеленская, городская, бурятская, эвенкийская, тофаларская, пересел енчес-кая) , которые необходимо отразить в музейном пространстве посредством создания экспозиционных зон [2; С. 37].
«Ангаро-илимская, верхнеленская и трактовая экспозиционные зоны предназначены для реконструкции традиционной культуры русского крестьянства, основным занятием которого было земледелие. Витимская золотопромышленно-промыс-ловая экспозиционная зона предполагает показ процесса добычи золота промышленным и лоточным способами, а также быта рабочих, занятых в этом производственном процессе. Городская коммерческая экспозиционная зона предполагает реконструкцию самобытной культуры русского городского населения, городской архитектуры, быта и хозяйственного уклада...» [3; С. 29].
Бурятская, эвенкийская, тофаларс-кая экспозиционные зоны музея призваны показать быт, культуру и традиционное хозяйство коренных народов Предбайкалья.
Проектируемая переселенческая зона должна отразить в музейном пространстве материальную и духовную культуру крестьян, переселившихся на территорию Предбайкалья по столыпинской аграрной реформе. Сотрудниками АЭМ «Тальцы» в 2011-2012 гг. были организованы экспедиционные обследования столыпинских деревень региона для сбора информации по этой зоне. Материалы, полученные в ходе обследования деревень, образованных вы-
ходцами из центральных губерний Российской империи (Смоленской, Орловской, Тамбовской, Рязанской и др.) , легли в основу данной работы.
Главной причиной, побуждавшей крестьян переселиться в Сибирь, было их тяжелое материальное положение, вызванное малоземельем в европейской части Российской империи [4; С. 176]. Первоначально переселенцы на новых землях устраивали временные жилища: шалаши, землянки. Крестьяне, прибывшие весной, вначале распахивали и засеивали землю и лишь затем приступали к строительству домов. Строившийся переселенческий поселок выглядел так: «С первого взгляда он производит впечатление погоревшего или подвергнувшегося какому-либо иному бедствию селения. Если это степь, то по краю широкой ( шире Невского проспекта) улицы, поросшей зеленой травою, со слабо наезженными колеями, стоят постройки самого разнообразного вида. С большими промежутками видны одна-две избы, иной раз без крыши или без всякого прируба, иногда без дверей и оконных рам. Одни усадьбы обрыты со всех сторон глубокой канавой, заменяющей заборы и плетни, другие открыты и не ограждены. В тайге такие первые жилища выглядят мрачно; пустыри между усадьбами заросли лесом, на «улице» стоят пни, часто весь «порядок» завален бревнами и камнем — едва можно проехать. При таких условиях, держась долго со своим скарбом чуть не под открытым небом, начинает переселенец вкапываться в землю, врубаться в лес, словом, кладет первый камень фундамента своей новой жизни» [5; С. 482].
Обустроенные переселенческие участки имели четко геометрический план: усадьбы составляли прямую двухрядную улицу или две параллельные улицы, имевшие значительную ширину ( в среднем 40.50 м). Застройка усадеб проводилась строго по красной линии, что регламентировалось переселенческим ведомством.
Усадьбы переселенцев имели протяженный уличный фасад, что разительно отличало их от усадеб трактовых сел Пред-байкалья, где разрыв между домами был
сокращен до минимума. «Из-за экономических выгод, которые давал тракт, жители этих селений не хотели строиться в отдалении от него, село тянулось вдоль тракта на многие километры, поэтому место для развития усадьбы вширь стало экономиться» [6; С. 228]. По набору построек усадьбы переселенцев не отличались от небогатых крестьянских усадеб в старожильческих и трактовых селах Предбайкалья. В состав усадьбы входили амбар, завозня, стайки с выгоном, ледник, располагавшиеся по периметру двора; баня и гумно находились в огороде. Натурные обследования показали, что переселенческие усадьбы имели большие дворы и огороды, как правило, земли было около 80 соток. Усадьбы огораживались поскотиной, позднее появились заплоты.
Жилища крестьян-переселенцев из центральных губерний России во многом были аналогичны небогатым жилищам русских крестьян в трактовых и старожильческих селах Предбайкалья. Дома, как правило, располагались по красной линии застройки усадьбы, имели двухкамерную структуру: дом и сени с кладовой, дом в плане представлял прямоугольник. Во внутренней планировке можно было выделить четыре зоны: прихожую, гостиную, спальню, кухню. По словам старожила деревни Кундуй Куйтунского района Иркутской области Н.П. Гориной, кухня находилась за печью и отделялась от общего помещения перегородкой, гостиная зона была представлена красным углом, расположенным по диагонали от печи, где стояли стол, скамейки, висели иконы, убранные рушниками. Спальная зона находилась около двери. Это были полати, устроенные над дверью и (или) кроватью около входа в избу [7].
К особенностям домостроения переселенцев из центральных губерний России начала ХХ в. можно отнести отсутствие подклета, ставней; окна в холодное время закрывались щитками, крепившимися при помощи «вертушек». В исследованных деревнях сохранились дома, в которых при строительстве использовался способ соединения бревен «в охряпку», один из самых
простых способов соединения элементов сруба, но очень редко встречающийся в сибирском домостроении из-за низкой герметичности узлов соединения сруба. В основном он использовался при возведении сараев и прочих хозяйственных построек, при соединении окладных венцов домов, где герметичность не играла существенной роли.
Для фрагментарной реконструкции столыпинской деревни, образованной выходцами из центральных губерний Российской империи, в Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» планируется вывоз нескольких сохранившихся домов переселенцев начала ХХ в. вместе с объектами усадебной инфраструктуры. В музейном пространстве предлагается также отразить начальный этап освоения территории Предбайкалья переселенцами через показ временных жилищ и фрагмента раскорчевки и расчистки территории от леса.
Основными занятиями переселенцев в Предбайкалье были земледелие (товарное производство зерна) и животноводство, к подсобным занятиям относились охота, рыболовство, собирательство, из ремесел — обработка дерева, кожи, металла, ткачество.
На огородных участках переселенцы помимо овощей выращивали технические культуры для домашнего использования — табак и лен. Столыпинскими пересел енца-ми массово внедрено в регион (как в целом в Сибирь) льноводство. Предбайкальский климат, достаточное количество чистой воды для вымачивания прекрасно подходили для этого [8; С. 65].
Переселенцами перенесен опыт пчеловодства на осваиваемые предбайкальские земли. В Памятной книжке Иркутской губернии за 1911 г. говорится: «Пчеловодство в Иркутской губернии находится в зачаточном состоянии, и опыты производятся переселенцами, которые перевозят пчел с родины. Но леса и луговая растительность, по мнению агрономов, дают неисчерпаемый источник запасов меда» [9; С. 95]. По воспоминаниям старожилов переселенческих поселков Одер и Верхний Бурбук Тулунс-кого района Иркутской области О.Х. Ос-
тапенко, М.А. Дунцовой, в конце огородов размещалось по несколько бортей ( в среднем по 3...5 шт.), обеспечивавших семьи продуктами пчеловодства [7].
В усадьбах переселенческой экспозиционной зоны предполагается создать небольшие огородные участки для ознакомления посетителей с основными сельскохозяйственными культурами, выращиваемыми переселенцами: рожью, овсом, ячменем, пшеницей, льном. Экспозиция даст возможность показать значение переселения начала ХХ в. в развитии льноводства в регионе, участок также будет задействован в интерактиве «Рождение одежды от семечка до полотна», в котором будет представлен весь цикл производства льняной ткани: от сбора культуры, вымачивания, трепания до прядения и ткачества. В конце огородных участков рекомендуется устроить несколько колод бортей для показа подсобного занятия переселенцев — пчеловодства, интенсивно внедряемого ими в регионе. Фрагментарный показ данного вида хозяйственной деятельности в музее «Таль-цы» позволит наиболее полно представить значение столыпинского переселения для развития пчеловодства в Предбайкалье.
Из общественных зданий в крупных переселенческих поселках строились церкви, больницы, школы. Архитектура церквей была традиционной для храмов переселенческих районов Сибири начала ХХ в. Одноэтажные деревянные храмы завершались пологой скатной кровлей над аттиковым ярусом, по его углам были установлены небольшие главки. В центре поднималась более крупная глава. Двухъярусная колокольня имела глухой шатер. Элементы декоративного убранства заимствованы из типовых проектов, рекомендованных Министерством путей сообщения для строений вдоль новой железной дороги. Схожие архитектурные решения имели церкви во многих селах Иркутской губернии: Авдю-шино, Батама, Глинки, Броды, Хор-Тагна, Ичера, Мухтуйск [10; С. 169].
Сохранившиеся в переселенческих поселках дома священников представляют собой строения городского типа, значитель-
ные по размерам. По объемно-планировочному решению это дома-пятистенки. Декор строений особенно богат на фризе и карнизе: фриз украшен вертикально набранными дощечками с пропильной резьбой по нижнему краю и завершением в виде пик. Подшивной профилированный карниз украшен резьбой, окаймляющей свесы кровли. Дома представляют интерес как образцовые проекты, характерные для архитектуры домов причта в переселенческих поселках Иркутской губернии начала ХХ в.
Школы в переселенческих поселках были церковноприходскими и министерскими, часто создавались по типовому плану.
Не во всех переселенческих поселках строились больницы. Обычно они находились в крупных переселенческих пунктах, таких, например, как Хор-Тагна Иркутской губернии. В этом поселении в начале ХХ в. построена переселенческая больница; ее архитектура традиционна для переселенческих общественных зданий данного периода.
Общественные постройки переселенческих сел Предбайкалья по архитектуре и внутреннему убранству не отличались от общественных зданий старожильческих и трактовых сел Предбайкалья. Ввиду того, что храм, школа, больница представлены в ангаро-илимской и трактовой экспозиционных зонах музея «Тальцы», в переселенческой зоне подобные строения представлены не будут (во избежание дублирования экспозиций).
Поселения, образованные в Предбай-калье во время столыпинской аграрной реформы выходцами из центральных губерний Российской империи, в домостроении и планировке усадеб имели особенности, отличающие их от старожильческих и трактовых поселений региона. Для пересел ен-ческих поселков были характерны четкая геометрическая планировка со значительной шириной улиц, протяженные уличные фасады усадеб, большие размеры дворов и огородов. В домах отсутствовали подклеты, часто применялся способ соединения бревен сруба «в охряпку», редко встречаемый в сибирском домостроение. Отличались
переселенческие деревни и некоторыми видами хозяйственной деятельности: выращиванием переселенцами льна, занятием пчеловодством. Данные обстоятельства актуализировали вопрос о музеефикации исторической среды переселенческого поселка в Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» через фрагментарную реконструкцию усадьб переселенцев начала ХХ в. Вывезенные и отреставрированные дома, объекты хозяйственной инфраструктуры,
воссозданные интерьеры жилищ позволят посетителям музея в полной мере погрузиться в атмосферу быта и культуры переселенческой деревни Предбайкалья начала ХХ в. Фрагментарный показ некоторых видов хозяйственной деятельности ( льноводства, пчеловодства) в переселенческой зоне музея даст возможность наиболее полно представить значение столыпинского переселения в развитии сельского хозяйства региона.
Литература
1. Тихонов В.В. Региональный туристический проект «Этнографическое кольцо Московского тракта периода столыпинской реформы». Иркутск, 2007. С. 5.
2. Бычков О. В. Основные концептуальные направления формирования АЭМ «Тальцы»: метод. рекомендации. Иркутск, 1999. С. 37.
3. Тихонов В. В. Основные направления развития архитектурно-этнографического музея «Тальцы». Иркутск, 2006. С. 29.
4. Воробьев В.В. Формирование населения Восточной Сибири (географические особенности и проблемы). Новосибирск: Наука, 1975. С. 176.
5. Азиатская Россия. СПб.: Изд. Переселенческим управлением. 1914. Т. 1. С. 482.
6. Нефедьева А.К. Московский тракт. Иркутск: ГУК АЭМ «Тальцы», 2010. С. 228.
7. Личный архив автора.
8. Винокуров М.А.Экономика Сибири: 1900-1928. Новосибирск: Наука, 1996. С. 65.
9. Памятная книжка Иркутской губернии за 1909 год. Иркутск, 1909. С. 95.
10. Калинина И.В. Православные храмы Иркутской епархии XVII — начала XX века. М.: Галарт, 2000. С. 169.
Коротко об авторе_Briefly about the author
Колганова Е.Ю., зав. научно-исследовательским E. Kolganova, the chief of research department, Au-
отделом, Иркутское областное автономное учрежде- tonomous Institutions of Culture in Irkutskiy Region -
ние культуры архитектурно-этнографический музей Architectural and Ethnographic museum «Talsy» «Тальцы»
Научные интересы: материальная культура пе- Scientific interests: The material culture of emigrant
реселенческих деревень villages