Научная статья на тему 'Рекомендации по строительству воздушных линий электропередачи напряжением 6-10-15-20 кВ с кабелем воздушным самонесущим квс типа SAKXA в распределительных электрических сетях'

Рекомендации по строительству воздушных линий электропередачи напряжением 6-10-15-20 кВ с кабелем воздушным самонесущим квс типа SAKXA в распределительных электрических сетях Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
2612
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬСТВУ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Валявский Ю. П.

Рекомендации по строительству воздушных линий электропередачи напряжением 6-10-15-20 кВ с кабелем воздушным самонесущим КВС типа SAKXA в распределительных электрических сетях содержат основные положения выполнения работ по строительству КВС типа SAKXA, раскатке, подвеске, регулировке, установке натяжной и поддерживающей, соединительной арматуры. Указывается область применения, основные габариты и способы прокладки КВС типа SAKXA в воздухе, земле и водоемах. "Рекомендации…" предназначены для инженерно-технических работников и персонала, занимающихся проектированием, монтажом и эксплуатацией электрических сетей, инженерно-технических специалистов, бригадиров и монтеров электросетевых строительно-монтажных бригад, выполняющих строительство и монтаж воздушных линий электропередачи напряжением 6-10-15-20 кВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Валявский Ю. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recommendations about building of air-lines of an electricity transmission by pressure 6-10-15-20

Recommendations about building of air-lines of an electricity transmission by pressure 6-10-15-20 кВ with a cable air self-bearing KVS type SAKXA contain substantive provisions of fulfilment of works in distributive electric networks on building KVS of type SAKXA, раскатке, a suspension bracket, adjustment, installation of tension and supporting, connecting fixture. The scope, the basic dimensions and methods of lining KVS of type SAKXA in air, the earth and reservoirs Is underlined. «Recommendations …» are intended for engineering employees and the staff, attending to designing, installation and operation of electric networks, technical experts, foremen and adjusters of the electronetwork construction teams performing building and installation of air-lines of an electricity transmission by pressure 6-10-15-20 кВ

Текст научной работы на тему «Рекомендации по строительству воздушных линий электропередачи напряжением 6-10-15-20 кВ с кабелем воздушным самонесущим квс типа SAKXA в распределительных электрических сетях»

= 28

Энергобезопасность в документах и фактах

ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ

Рекомендации по строительству воздушных линий электропередачи напряжением 6-10-15-20 кВ с кабелем воздушным самонесущим КВС типа 5АКХА в распределительных электрических сетях

Ю.П. Валявский,

генеральный директор

ООО “ИНФОРМ-ПРОЕКТ”, инженер-электрик, заслуженный энергетик РФ

Рекомендации по строительству воздушных линий электропередачи напряжением 6-10-15-20 кВ с кабелем воздушным самонесущим КВС типа SAKXA в распределительных электрических сетях содержат основные положения выполнения работ по строительству КВС типа SAKXA, раскатке, подвеске, регулировке, установке натяжной и поддерживающей, соединительной арматуры. Указывается область применения, основные габариты и способы прокладки КВС типа SAKXA в воздухе, земле и водоемах.

"Рекомендации..." предназначены для инженерно-технических работников и персонала, занимающихся проектированием, монтажом и эксплуатацией электрических сетей, инженерно-технических специалистов, бригадиров и монтеров электросетевых строительно-монтажных бригад, выполняющих строительство и монтаж воздушных линий электропередачи напряжением 6-10-15-20 кВ с кабелем воздушным самонесущим КВС типа SAKXA в распределительных электрических сетях, а также могут быть использованы студентами техникумов и учащимися ПТУ энергетических и электротехнических специальностей.

Примечание. Финская фирма NK ENERGY LTD (ранее НОКИЯ КАБЕЛЬ) переименована. В настоящее время фирма специализируется на производстве силовых кабелей для сетей 0,4 - 500 кВ, самонесущих изолированных проводов (СИП) типа АМКА для ВЛИ до 1 кВ, изолированных проводов марки SAX для ВЛЗ 6 - 110 кВ, а также кабелей воздушных

самонесущих КВС типа SAKXA напряжением 6-1015-20 кВ и другой кабельной продукции и арматуры, носит название PIRELLI CABLES AND SYSTEMS OY или PRYSMIAN.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Порядок строительства и последовательность строительных и монтажных работ должны соответствовать пояснительной записке рабочего проекта на строительство воздушных линий электропередачи напряжением 6-10-15-20 кВ с кабелем воздушным самонесущим КВС типа SAKXA в распределительных электрических сетях (Раздел "Организация строительства").

1.2. Строительную часть воздушных линий электропередачи напряжением 6-10-15-20 кВ с кабелем воздушным самонесущим КВС типа SAKXA в распределительных электрических сетях следует выполнять в соответствии с технологическими картами, разработанными институтом "Сельэнергопро-ект":

ТК-1-1-0,4. Погрузка и разгрузка стоек опор автокраном или опоровозом с перевозкой их авто - или тракторными поездами.

ТК-1-2-0,4. Сборка на пикете железобетонных опор.

ТК-1-3-0,4. Разработка котлованов и установка опор бурильно-крановой машиной.

При применений КВС типа SAKXA могут быть использованы опоры согласно действующим в РФ типовым проектам с проверкой расчетной агрузки.

Рис. 1. Конструкция кабеля воздушного самонесущего КВС типа SAKXA для ВЛ напряжением 6-10-15-20 кВ

ивимеиийиЯ

-Q-

= 30

Энергобезопасность в документах и фактах

Рис. 2. Схема раскатки кабеля воздушного самонесущего КВС - SAKXA в анкерном пролете

Конструктивное исполнение ВЛ:

- железобетонные опоры СВ 105(110)-3,5 без верхнего штыря;

- деревянные пропитанные антисептиком опоры.

1.3. Монтаж несущего изолированного троса необходимо производить, охраняя его от механических и коррозионных повреждений.

1.4.Температура окружающего воздуха при монтаже БЛКХЛ не должна быть ниже 0 °С. Если температура окружающей среды в диапозоне от 0 до -5 °С, необходимо предварительно нагреть кабель в течение 24 часов как минимум до 40 °С. Если температура окружающей среды ниже -5 °С, протягивание КВС должно быть отложено.

1.5. Кабель воздушный самонесущий БЛКХЛ нельзя складировать в течение долгого времени с непосредственным соприкосновением с землей.

1.6. При прокладке БЛКХЛ следует предупреждать возможность его механических повреждений, следить за целостностью изоляции. При монтаже БЛКХЛ на угловых опорах следует пользоваться протяжными роликами надлежащего размера. При

натяжении необходимо следить за тем, чтобы БЛКХЛ не застревал в роликах.

1.7. При выполнении соединений и ответвлений необходимо предохранять БЛКХЛ от механических повреждений и не оставлять заусениц в местах соединений и ответвлений. В местах крепления БЛКХЛ необходимо предохранять изоляцию от истирания.

1.8. Все работы по монтажу ВЛ с БЛКХЛ, представляющие электрическую опасность, необходимо производить в обесточенном состоянии электрической сети, с наложением с обеих сторон места работ инвентарных заземлителей.

1.9. Минимальный радиус кривизны в момент монтажа равен 16 х наружный диаметр скрученного кабеля БЛКХЛ 1,20 - 1,40 м.

1.10. Следует выполнять отличительную маркировку ВЛ БЛКХЛ. В случае, когда от трансформаторной подстанции отходят несколько ВЛ с БЛКХЛ, необходимо для предупреждения ошибочных действий персонала снабдить БЛКХЛ каждой ВЛ отличительной маркировкой (биркой).

1.11. До начала монтажа ВЛ с БЛКХЛ должны быть выполнены следующие работы:

Рис. 3. Перед началом работ по строительству и монтажу SAKXA должны быть проверены оборудование, инструменты

и готовность персонала

- подготовлена трасса ВЛ с БЛКХЛ;

- собраны и установлены в проектное положение опоры, с их закреплением в грунте;

- выполнены защитные устройства пересечений с инженерными сооружениями;

- доставлены на трассу барабаны с БЛКХЛ и механизмы для его раскатки и натяжения.

1.12. Выполнение работ по монтажу ВЛ с БЛКХЛ предусматривается с применением средств механизации, приспособлений и монтерского инструмента заводского изготовления.

1.13. Работы по монтажу ВЛ с БЛКХЛ выполняет бригада электролинейщиков в следующем составе:

электролинейщик 5 разряда (бригадир) - 1 чел.;

электролинейщик 4 разряда - 1 чел.;

электролинейщик 3 разряда - 2 чел.;

шофер 5 разряда - 1 чел.

1.14. Все электролинейщики должны быть оснащены:

- каской строительной;

- поясом предохранительным;

- лазами монтерскими;

- рукавицами.

1.15. Монтаж кабеля БЛКХЛ и регулирование проводятся всегда под механическим напряжением.

1.16. Для развозки по трассе ВЛ с КВС линейной арматуры и бригадного инструмента следует использовать бригадную машину, укомплектованную в обязательном порядке медицинской аптечкой и бачком с кружкой для питьевой воды.

1.17. Комплекты средств механизации, приспособлений и инструмента приведены в соответствующих разделах настоящей “Рекомендации”.

2. РАСКАТКА SAKXA В АНКЕРНОМ ПРОЛЕТЕ

(см. рис. 2)

2.1. Технологический процесс раскатки БЛКХЛ в анкерном пролете выполняют в следующем порядке. На установленные опоры, анкерные и промежуточные, электролинейщики закрепляют на анкерной опоре механизм для раскатки БЛКХЛ и производят раскатку троса-лидера с одновременной подвеской монтажных роликов и узлов крепления поддерживающих зажимов на опорах монтируемого участка с БЛКХЛ. Трос-лидер закрепляют монтажным зажимом с несущим тросом БЛКХЛ и протягивают КВС от первой анкерной опоры до второй анкерной опоры. Натягивание и регулировку БЛКХЛ производят, соблюдая заданные тяжения и получаемые при этом стрелы провеса, затем производят закрепление КВС на опорах.

2.2. Средства механизации, приспособления, инструмент (табл. 1).

2.3. Подготовка и условия выполнения технологического процесса.

До начала работ по раскатке БЛКХЛ следует на расстоянии 10-15 м от опоры анкерного типа подготовить площадку, установить и надежно закрепить на ней раскаточное устройство (колесно-кабельный транспортер или кабельные домкраты). Подкатить к раскаточному устройству барабан с БЛКХЛ, подготовить комплект раскаточных роликов, перемотать из бухты на металлическую катушку лидерный трос.

2.4. Количество комлектов раскаточных роликов принимается в зависимости от числа промежуточных опор и опор анкерного типа в монтируемом

Таблица 1

Средства механизации, приспособления, инструмент

Вид работ Наименование средств механизации, приспособлений и инструмента ГОСТ, ТУ, поставщик Количество

1. Установка барабана с СИП на раскаточное устройство Колесно-кабельный транспортер УКТ-30А-ГПИ Домкрат кабельный ДК-3* Навлинский завод "Промсвязь" 1 2

2. Снятие обшивки с барабана Лом строительный ДН-24 5** Лом монтажный ЛМ-20 Лом-гвоздодер ЛГ-20 Молоток слесарный 1 1 1 1

3. Установка на анкерной опоре механизма для раскатки СИП Рама специальная Катушка металлическая Трос лидерный, диаметром 10-12 мм Мотор бензиновый 1 1 600 м 1

4. Раскатка троса - лидера с подвеской монтажных роликов Ролик монтажный для установки на опоре анкерного типа Ролик монтажный для подвески на промежуточной опоре Канат капроновый диаметром 10 мм 2 (не менее) По проекту 20 м

5. Раскатка КВС в анкерном пролете длиной до 500 м Чулок монтажный Чулок ЧТК-К20 ЧТК-К30 ЧТК-К40 СКТБ Минсвязи 1 1 Комплект

* Возможен вариант замены.

** При отсутствии стандартного вала раскаточного устройства.

ІЩ6ІЮ12ЖІ

Энергобезопасность в документах и фактах

участке ВЛ с БЛКХЛ. Развозка раскаточных роликов и бригадного инструмента по трассе производится бригадной автомашиной.

2.5. Описание приемов труда.

2.5.1. Бригада разделяется на два звена, которые ведут работы параллельно. Одно звено в составе двух электролинейщиков готовит к раскатке барабан с БЛКХЛ, другое звено в составе трех электролинейщиков закрепляет на опоре механизм для раскатки КВС и производит раскатку троса-лидера с одновременной подвеской монтажных роликов и узлов крепления поддерживающих зажимов на опорах монтируемого участка с БЛКХЛ.

Рис. 4. Монтажный шкив

2.5.2. Снятие обшивки с барабана и установка его на раскаточное устройство.

Два электролинейщика с помощью лома-гвоздодера, лома монтажного и молотка удаляют наружную обшивку барабана. Поверхности щек барабана должны быть полностью освобождены от гвоздей и других острых предметов, способных повредить изоляцию с БЛКХЛ в процессе раскатки; в случае необходимости ремонтируют поврежденную обшивку щек барабана. Производится осмотр наружных витков БЛКХЛ, отмечаются обнаруженные повреждения изоляции для последующего ее ремонта. Разворачивают барабан с БЛКХЛ относительно оси раскатки таким образом, чтобы после его установки на раскаточное устройство и в процессе раскатки провод сходил с верхней части барабана.

Лебедкой, смонтированной на раме колесно-кабельного транспортера, устанавливают барабан. При установке на кабельные домкраты в отверстия щек барабана вставляется ось вращения, которая закрепляется в ложементах домкратов.

Барабан поднимают над поверхностью земли с одновременным вращением грузовых винтов домкратов.

После установки на раскаточное устройство с барабана сматывают вручную в сторону раскатки 1015 м БЛКХЛ, проверяют плавность вращения барабана и надежность его закрепления на раскаточном устройстве.

2.5.3. Установка механизма для раскатки БЛКХЛ на опоры анкерного типа.

Звено электролинейщиков в составе 3 человек, включая водителя бригадной автомашины, устанавливает на анкерной опоре специальную раму. Закрепление рамы на опоре производят посредством цепных стяжек, позволяющиих регулировать длину крепления в зависимости от размеров сечения охватываемой стойки опоры ВЛ с БЛКХЛ. Грубая регулировка длины цепного крепления производится перестановкой звеньев цепи (с максимально возможным натягом) на крюк рамы, а окончательное закрепление на опоре производят резьбовым соединителем с гайкой-барашком, закрепленным на раме и соединенным с цепью. Затем на раме устанавливают и закрепляют бензиновый двигатель и катушку с лидерным тросом.

Допускается взамен крепления на анкерной опоре специальной рамы для установки механизмов раскатки БЛКХЛ использовать гидроподъемник ПГ-22 или подъемник типа МШТС (с выдвижной стрелой).

2.5.4. Раскатку троса-лидера в анкерном пролете с подвеской монтажных роликов и поддерживающих зажимов на узлах их крепления производят два электролинейщика, которых сопровождает бригадная автомашина, перевозящая комплект роликов, бригадный инструмент и линейную арматуру.

Рис. 5. Подвеска барабана с кабелем на стальной оси с помощью домкратов

Рис. 6. Подвеска монтажных роликов

Подъем троса-лидера, подвеска монтажных роликов и поддерживающих зажимов производятся по мере продвижения вдоль анкерного пролета

О

Рис. 7. Раскаточный стальной монтажный чулок и вертлюг

от механизма раскатки к барабану с БЛКХЛ. У очередной опоры укладывают трос-лидер в монтажный ролик, один из электролинейщиков поднимается на опору и закрепляет ролик с тросом на промежуточной опоре, другой в это время удерживает трос-лидер.

На опорах анкерного типа устанавливают сдвоенный монтажный ролик, который закрепляется на стойке опоры посредством цепной стяжки и резьбового соединителя с гайкой-барашком.

2.5.5. По окончании раскатки троса - лидера электролинейщики надевают раскаточный стальной чулок на свободный конец несущего троса БЛКХЛ при помощи вертлюга во избежания перекручивания. Для этого один электролинейщик сжимает чулок, а другой электролинейщик вставляет свободный конец несущего троса БЛКХЛ в чулок. После освобождения от сжимающего усилия раскаточный чулок плотно охватывает конец несущего троса БЛКХЛ.

Для более надежного соединения чулка с БЛКХЛ на чулок накладывают два бандажа. Необходимо покрыть дополнительным монтажным чулком также кабельную скрутку, чтобы объединить фазы с несущим тросом без передачи усилий протяжки на кабели. Это должно обеспечить легкий проход через раскаточные ролики. К грузовому кольцу чулка через вертлюг привязывают трос-лидер и проверяют надежность выполненного соединения.

После протягивания удалить часть кабеля, на котором были зажаты монтажные чулки.

Пучок КВС типа БЛКХЛ должен иметь форму конуса, для этого каждый кабель обрезают на 20 см и соединяют в пучок клейкой лентой.

2.5.6. После проверки готовности к раскатке БЛКХЛ дается команда на запуск двигателя раска-точного механизма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обязанности между членами бригады распределяются следующим образом: один электролинейщик регулирует работу бензомоторного двигателя и следит за равномерностью намотки троса-лидера на катушку раскаточного механизма, другой следит за плавностью вращения барабана с БЛКХЛ, остальные электролинейщики наблюдают за прохождени-

ем узла соединения троса-лидера с БЛКХЛ через монтажные ролики.

2.5.7. Скорость раскатки БЛКХЛ не должна превышать 5 км/ч.

2.5.8. В процессе раскатки не допускается трение БЛКХЛ о поверхность земли, металлические и железобетонные элементы опор ВЛ.

Команды об остановке технологического процесса раскатки в случае необходимости передаются электролинейщику, находящемуся у раскаточного механизма.

Процесс раскатки продолжается до тех пор пока весь трос-лидер не навьется на металлическую катушку раскаточного механизма, а узел соединения троса с монтажным чулком не приблизится вплотную к катушке.

Бензомоторный двигатель останавливают, БЛКХЛ прикрепляют к анкерной опоре капроновым канатом или временным анкером, после чего освобождают от монтажного чулка трос-лидер и снимают с БЛКХЛ монтажный чулок.

3. НАТЯЖЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ 5АКХА В АНКЕРНОМ ПРОЛЕТЕ

3.1. В процессе натяжения и закрепления БЛКХЛ в анкерном пролете выполняют следующие работы:

- установку анкерного зажима и закрепление БЛКХЛ на первой анкерной опоре;

- натяжение БЛКХЛ и закрепление его на второй анкерной опоре;

- закрепление БЛКХЛ на промежуточных опорах.

3.2. Средства механизации, приспособления, инструмент (табл. 2).

3.3. Подготовка и условия выполнения технологического процесса.

По монтажным таблицам в зависимости от температуры окружающего воздуха, сечения жил БЛКХЛ, подлежащего монтажу, и расстановки опор в анкерном пролете определяют величину тягового усилия, с которым будет натягиваться БЛКХЛ.

Подготавливаются комплекты линейной арматуры, приспособлений и инструмента.

Є

= 34

Энергобезопасность в документах и фактах

Таблица 2

Средства механизации, приспособления, инструмент

Вид работ Наименование средств механизации, приспособлений и инструмента Поставщик Количество

1. Установка анкерных и поддер- Щетка стальная 4

живающих зажимов Смазка (технический вазелин) 4 тюб.

Клинья отделительные 4 ком.

Ключ динамометрический 2

Удлинитель ключа 2

Втулки 2 ком.

Ключ шарнирный 4

Ключ трубчатый 4

2. Натяжение СИП в анкерном Лебедка ручная с тяговым усилием СКТБ Минсвязи 1

пролете 1000 кг

Лебедка ручная рычажная ТА-1 1

Динамометр на максимальное 1

усилие 1000 кгс

Ножницы секторные 2

Временный анкер 1

Рис. 8. Линейная арматура:

1 - металлический кронштейн на промежуточную опору; 2 - металлический кроншейн на анкерную опору;

3 - подвесной зажим; 4 - анкерный зажим; 5 - накладка пластмассовая; 6 - стяжной хомут; 7 - соединительный зажим; 8 - концевая заделка; 9 - ручной пресс для соединительных зажимов (монтаж и демонтаж)

3.4. Описание приемов труда.

3.4.1. Анкерные зажимы устанавливают на концах мерных (анкерный пролет и др.) участков БЛКХЛ. Работы по установке анкерных зажимов выполняют два электролинейщика.

Сначала из жгута БЛКХЛ выделяют несущий трос. На концах БЛКХЛ эту операцию выполняют вручную, на участке БЛКХЛ, удаленном на значительном расстоянии от конца жгута, эту операцию

выполняют с помощью отделительных клиньев. При неизолированом несущем тросе место установки анкерного зажима тщательно зачищают стальной щеткой, снимая грязь и окисный слой, а затем покрывают слоем смазки. Слой этой смазки наносят и на контактные поверхности анкерных зажимов, причем контактные поверхности разъемных болтовых зажимов также предварительно зачищают стальной щеткой.

Рис. 9. Выделение несущего троса

Перед установкой зажима на несущий трос БЛКХЛ выполняют следующие операции:

• отводят в сторону прижимную планку анкерного зажима, освобождая пространство для укладки несущего троса БЛКХЛ;

• с этой же целью на зажимах с одной стороны ослабляют два болта и откидывают в сторону прижимную планку;

• затем, развернув зажим стальной полупетлей в сторону крюка опоры анкерного типа, накладывают его на несущий трос БЛКХЛ, устанавливают на место прижимную планку и затягивают гайки или болты.

Момент затяжки резьбовых соединений должен быть не более нормируемого.

В неразъемных зажимах перед их установкой на несущий трос отвинчивают на несколько витков гайку - барашек и, слегка постукивая по ней молотком, выводят цангу из зацепления с корпусом зажима. При этом диаметр проходного отверстия увеличивается.

В него со стороны гайки-барашка вводят несущий трос БЛКХЛ и затем подвигают по ней зажим до подготовленного места установки. Гайку - барашек завинчивают до упора (момент затяжки не контролируется), а выступающий конец, несущий трос БЛКХЛ загибают на 90°, при необходимости отрезают, оставляя участок длиной 15-20 см.

3.4.2. По обе стороны от анкерного зажима на жгут БЛКХЛ накладывают бандажные ленты, а концы изолированных жил закрывают концевыми термосжимаемыми колпачками или эластичными кольцевыми заделками (каппами).

3.4.3. Закрепление БЛКХЛ на первой опоре анкерного типа.

Один электролинейщик удерживает раскатанный БЛКХЛ вручную, а второй электро линейщик отвязывает капроновый канат, удерживающий раскатанный БЛКХЛ от обратного проскальзывания в анкерный пролет. Затем этот же электролинейщик закрепляет один конец капронового каната на БЛКХЛ непосредственно около анкерного зажима, другой конец каната закрепляет на своем монтерском поясе, далее поднимается на опору анкерного типа.

Наверху он, отвязав от пояса конец каната, перебрасывает его через крюк опоры, начинает подтягивать вверх конец БЛКХЛ с анкерным зажимом.

Электролинейщик, оставшийся на земле, помогает ему, вытягивая БЛКХЛ за свободный конец каната.

Когда анкерный зажим окажется в непосредственной близости от крюка опоры анкерного типа, электролинейщик, находящийся на опоре, надевает анкерный зажим на крюк, отвязывает от БЛКХЛ капроновый канат и спускается вниз.

3.4.4. Натяжение БЛКХЛ и закрепление его на второй опоре анкерного типа.

Все члены бригады переходят к опоре анкерного типа, около которой установлен барабан с БЛКХЛ.

Один электролинейщик, захватив анкерный зажим, ручную лебедку, динамометр, отделительные клинья, временный анкер и секторные ножницы, поднимается на опору анкерного типа и закрепляет на опоре ручную лебедку как можно ближе к оси закрепления монтируемого БЛКХЛ, а временный анкер несколько выше узла крепления монтажных роликов.

Рис. 10 Установка лебедки

В это время остальные члены бригады вручную (с усилием около 500 ДаН на одного рабочего) вытягивают БЛКХЛ из анкерного пролета, навивают его на барабан с остатками БЛКХЛ и затормаживают барабан.

Электролинейщик, находящийся на опоре, на предельном для него расстоянии от оси опоры (в сторону анкерного пролета) выделяет из общего жгута БЛКХЛ несущий трос и закрепляет на ней монтажный зажим ручной лебедки.

Вращением рукоятки ручной лебедки электролинейщик начинает натяжение БЛКХЛ, сверяя показания динамометра с проектной величиной натяжного усилия. Если по окончании цикла, когда весь тяговый трос ручной лебедки намотан на ее барабан, показания усилия тяжения на динамометр ниже требуемых по условиям монтажа, процесс повторяют в следующем порядке.

Снова на некотором расстоянии от опоры с помощью отдельных клиньев выделяют несущий трос, на ней закрепляют монтажный зажим временного анкера. После этого снимают с несущей жилы монтажный зажим ручной лебедки и, отмотав предварительно с барабана лебедки несколько витков тягового троса, переставляют монтажный зажим лебедки на несущем тросе БЛКХЛ возможно дальше от опоры в сторону анкерного пролета. Процесс натяжения БЛКХЛ повторяют необходимое число раз. Допускается натягивать БЛКХЛ с усилием, превышающим проектную величину примерно на 5% из того расчета, что через несколько часов после окончания монтажа БЛКХЛ удлинится за счет освобождения от дефор-

еиквяи

О

= 36

Энергобезопасность в документах и фактах

маций, возникших в нем при намотке и хранении на барабане. Бригадир визуально (по стрелам провеса) оценивает качество натяжки 8ЛКХЛ в анкерном пролете, после чего провод, как правило, до начала следующей смены оставляют "отвисеться". Технология закрепления анкерного зажима и установки на опоре описана выше.

После установки зажима с опоры снимают приспособления и инструмент.

3.4.6. Закрепление 8ЛКХЛ на промежуточных опорах.

Для закрепления 8ЛКХЛ на промежуточной опоре электролинейщик с комплектом инструмента и промежуточным зажимом поднимается на опору. С помощью отделительных клиньев выделяет из жгута 8ЛКХЛ несущий трос. Затем, приподняв 8ЛКХЛ, отводит с крюка опоры наружную подвижную щеку ролика и снова опускает несущий трос в ручей ролика. При неизолированной несущей жиле стальной щеткой зачищает, а затем смазывает ее участок, предназначенный для установки поддерживающего зажима.

При закреплении зажима несущий трос укладывают в лодочку зажима, надвигают сверху прижимную планку и затягивают крепежный болт шарнирным или трубчатым ключом.

При установке поддерживающего зажима на угловой промежуточной опоре электролинейщик должен находиться с внешней стороны угла поворота ВЛ.

3.4.7. Закрепление 8ЛКХЛ на угловых промежуточных опорах рекомендуется выполнять в следующей последовательности.

ручной лебедки, а на другой - монтажный зажим временного анкера.

Ручной лебедкой 8ЛКХЛ подтягивают настолько, чтобы на участке между двумя монтажными зажимами можно было установить поддерживающий зажим и закрепить его на крюке опоры.

Технология установки и закрепления поддерживающего зажима описана выше.

Максимальный пролет между опорами меньше 70 м. Высота крепления КВС типа 8ЛКХЛ на опоре 8 м. Расстояние от КВС типа 8ЛКХЛ до земли в населенной местности при наибольшей стреле провеса должно быть не менее 5 м. Расстояние до КВС типа 8ЛКХЛ при наибольшем их отклонении до тросов подвески дорожных знаков должно быть не менее 1,5 м.

1 I

Б= 40-50 м(< 70 м) 1=9-11м

Рис. 11а. Условный пролет КВС типа БЛКХЛ

3.4.8. Соединение 8ЛКХЛ.

При раскатке двух барабанов или при ремонте обрыва 8ЛКХЛ производят соединение концов кабелей. Для этого используют специальные соединительные зажимы (см. рис. 8). Порядок установки соединительных зажимов производят на земле с ненатянутым кабелем.

Рис. 11. Монтаж БЛКХЛ на угловой опоре

Рис. 11б. Место установки воздушного соединения

На опоре выше монтажного ролика закрепляют с одной стороны ручную лебедку, с другой стороны временный анкер. По обе стороны от монтажного ролика с помощью двух пар отделительных клиньев выделяют участки несущего троса и устанавливают на один из них монтажный зажим тягового троса

Кабели кладут внахлест длиной 4 м. Сначала соединяют несущий трос. После этого кабели скручиваются вокруг несущего троса, как показано на рисунке 11в, и обрезаются по длине таким обазом, чтобы соединения каждой фазы отстояли друг от друга минимум на 1 м. Принимаются все необходимые меры для

Рис. 11в. Воздушное соединение КВС типа БЛКХЛ в пролете:

10 — соединив кабеля-фазы; 11 — ремешки-фиксаторы; 12 — соединение несущего троса

того, чтобы после установки БЛКХЛ на соединения не действовало механическое напяжение.

На ВЛ КВС типа БЛКХЛ в месте соединения через регулярные интервалы помещаются связки (ремешки) с тем, чтобы зафксировать эту восстановленную часть кабеля.

Подстанция П - образной конструкции для трансформаторов мощностью до 100 кВА напряжением 10 кВ наружной установки служит для приема электрической энергии трехфазного переменного тока частотой 50 Гц и напряжением 10 кВ, преобразования в электроэнергию напряжением 0,4 кВ и электроснабжения сельскохозяйственных потребителей, отдельных населенных пунктов, небольших промышленных объектов и других потребителей в районах с умеренным климатом (от -45 до +45°С).

Прокладка воздушной линии электропередачи напряжением 6-10-15-20 кВ с КВС типа БЛКХЛ выполняется в соответствии с требованиями гл.1,7 и 2.5 ПУЭ.

■е-

38 Энергобезопасность в документах и фактах

4. Переход воздушной линии SAKXA в подземную кабельную линию 10 кВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этом случае три скрученных кабеля спускаются вниз по опоре (см. рис. 12). БЛКХЛ крепятся к опоре при помощи хомутов. Механическая защита кабеля осуществляется в металлической трубе высотой 2 м. Несущий трос и арматура на опоре заземляются.

4.1. Трасса кабельной линии.

Трасса кабельной линии 10 кВ с БЛКХЛ выбирается с учетом наименьшего расхода кабеля, обеспечения его сохранности от механических повреждений.

Трасса КЛ 10 кВ с БЛКХЛ намечается камерально на плане М 1:500, где нанесены все существующие подземные и надземные сооружения, указаны черные и красные зоны и отметки планировки, а также проведены уточнения на местности путем детального рекогносцировочного обследования и визуального трассирования.

Трасса согласовывается со всеми заинтересованными организациями.

Начальным пунктом кабельной линии БЛКХЛ является анкерная опора (концевая), от которой кабель КВС проходит в земле до конечного пути кабеля и которая оканчивается у анкерной опоры (концевая), где подземная кабельная линия снова переходит в воздушную линию.

По трассе встречаются пересечения с силовыми кабелями, пересечения с автомобильными дорогами, трамвайными, железными, водными путями, пересечения с трубопроводами и другими препятствиями.

Кроме того, на трассе кабельной линии имеется параллельное прохождение с кабельными линиями, трубопроводами и т.п.

При прокладке кабельных линий в зоне насаждений расстояние от кабелей до стволов деревьев должно быть, как правило, не менее 2 м. Допускается уменьшение этого расстояния при условии прокладки кабелей в трубах, проложенных путем подкопки. Прокладка кабельной линии электропередачи напряжением 10 кВ в земле (траншее) выполняется в соответствии с требованиями гл. 2.3 ПУЭ.

Арматура крепления для КВС квс типа ЭАКХА

Рис. 12. Переход воздушной линии БЛКХЛ в подземную кабельную линию 10 кВ

Рис. 13. Взаимное расположение подземных сетей в профиле трассы кабельной линии

4.2.Конструктивное выполнение кабельной линии.

Кабель прокладывается в земле (траншее) на глубине 0,7 м от поверхности земли, а при пересечении улиц и площадей - в трубах на глубине 1 м, по типовой документации серии 4.407-214, шифр А128 института "Тяжпромэлектропроект".

Рис. 14. Размеры траншеи в зависимости от числа прокладываемых кабельных линий:

1 — слой песка или мягкой просеянноой земли;

2 — железобетонная плитка или красный кирпич; 3 — грунт

При прохождении кабеля непосредственно в земле до фундаментов зданий и сооружений должно быть не менее 0,6 м. Расстояние в свету от кабельной линии до опоры ВЛ до 1 кВ должно быть не менее 1 м, а при прокладке кабеля на участке сближения в изолирующей трубе - 0,5 м.

При параллельной прокладке кабельных линий расстояние по горизонтали в свету между кабелями, эксплуатируемыми различными организациями, а также между силовыми кабелями и кабелями связи, должно быть не менее 500 мм, 1 м до трубопроводов с

горючими жидкостями и газами, водопровода, канализации и дренажа, газопровода низкого (0,0049 МПа), среднего (0,294 МПа), высокого давления (от 0,294 до 0,588 МПа).

При пересечении кабельными линиями других кабелей они должны быть разделены слоем земли не менее 0,5 м; это расстояние в стесненных условиях для кабелей до 35 кВ может быть уменьшено до 0,15 м при условии разделения кабелей на всем участке пересечения плюс по 1 м в каждую сторону плитами или трубами из бетона или другого равнопрочного материала, при этом кабели связи должны быть расположены выше силовых кабелей.

При пересечении с подземными инженерными сооружениями кабель прокладывается в асбестоцементных трубах.

При пересечении кабельными линиями выездов для автотранспорта во дворы, гаражи и т.д. прокладка кабеля должна производиться в трубопроводах. Таким же способом должны быть защищены кабели в местах пересечения ручьев и канав.

Для соединений, устройства концевых заделок и устройства поворотов кабеля необходимо укладывать "змейкой"с запасом, равным 5% строительных длин траншеи. Это исключает возможности возникновения опасных механических напряжений при смещениях почвы и температурных деформациях, а также при возможном ремонте КЛ при эксплуатации. Предусматривать запас кабелей по длине в виде колец (витков) запрещается. Для предотвращения возможных механических повреждений кабеля по всей длине траншей проложена сигнальная пластмассовая лента, которая

ИВИМИШИйЯ

= 40 Энергобезопасность в документах и фактах

укладывается над кабелем на расстоянии 250 мм от их наружных покровов в присутствии представителя электромонтажной организации и владельца сетей.

Перед прокладкой кабеля в траншее необходимо:

- заготовить, уложить, присыпать землей или закрепить трубы в траншее в местах пересечений и сближения трассы с дорогами, подземными коммуникациями и сооружениями;

- заготовить проходы для вводов в здание через фундаменты и заделать в них трубы;

- удалить из траншеи воду;

- удалить камни и прочие посторонние предметы из траншеи и выровнять ее дно;

- сделать подсыпку толщиной 100 мм на дне траншеи мелкой землей, не содержащей камней, шлака, строительного мусора и т.п., или песком и заготовить вдоль трассы мелкую землю для засыпки кабеля;

Постель и засыпка кабеля в траншее на глубине 0,5 м выполняется просеянным, без каких-либо фракций, грунтом или песком.

Разрыхленный грунт и почвенный слой засыпаются с учетом просадки до планировочной отметки земли.

В случаях выявления при рытье траншей для КЛ 10 кВ пересечений с подземными и наземным коммуникациями (водопровод, автодороги и др.), а также при выводах и вводах в распределительные устройства напряжением 10 кВ закрытых РП, кабели прокладываются в асбоцементных трубах с диаметром условного прохода, равным 100 мм.

Наименьший допустимый радиус изгиба кабеля ^изг) по отношению к наружному диаметру кабеля фнар) составляет:

Rизг. — 10 х Dнар. .

Перед окончательной засыпкой траншеи кабель, хранившийся у заказчика и принятый проектом, должен быть испытан в полном объеме приемо-сдаточных испытаний, регламентируемых разделом 28 "Норм испытания электрооборудования".

Уплотнение труб выполняется по типовой документации серии 4.407-214.

Кабельная линия должна быть заземлена.

Прокладка кабельной линии электропередачи напряжением 6-10-15-20 кВ с КВС в земле (траншее) выполняется в соответствии с требованиями гл. 2.3 ПУЭ.

5. Подводная прокладка КВС типа SAKXA

В местах пересечения КВС типа БЛКХЛ водоемов, малых рек и каналов, ручьев, их пойм, канав и т.п. он должн прокладываться премущественно на участках с дном и берегами, мало подверженными размыванию.

Прокладка КВС типа БЛКХЛ в зонах пристаней, причалов, гаваней, паромных переправ, а также зимних регулярных стоянок судов и барж не рекомендуется.

КВС должен заглубляться в дно в прибрежных и на мелководных участках - не менее чем на 1,0 м. Расстояние между кабельными линиями, заглубленными в дно, рекомендуется принимать не менее 250 мм.

Рис. 15. Общий вид проекта подводного перехода

Пересечение КВС типа БЛКХЛ между собой и другими кабельными линиями под водой запрещается. При прокладке в воде трех и более КВС типа БЛКХЛ должен быть предусмотрен один резерный КВС типа БЛКХЛ на каждые три рабочих.

В месте перехода КВС на берегах должен быть предусмотрен резерв кабеля по длине не менее 10 м.

Прокладка КВС типа БЛКХЛ через водоемы осуществляется по проекту, согласованному с органами, владеющими водоемами.

Разработка траншеи в дне водоема выполняется с помощью гидромониторов при давлении 5-6 атм.

Дно траншеи покрывается слоем песка толщиной 100-200 мм. Положенный на песчаную постель КВС должен иметь защиту от механических повреждений (волокушами, якорями и пр.), выполненную из мешков с песком, а затем каменной наброской или бетонными плитами. Установка соединительных муфт в подводной части не рекомендуется. При устройстве КВС через водоемы с усовершенствованными набережными на обоих берегах сооружаются специальными кирпичные или железобетонные колодцы. От колодца до дна водоема прокладываются металлические трубы. Для предупреждения повреждения КВС, выходящего на берег, не имеющий каменной одежды, необходимо КВС на этом участке заглубить, а откосы берега укрепить.

Укрепление берега выполняется сваями (шпунтами) или плитами, при этом на откосах для предохранения от размывов должно быть произведено замощение камнем. Через небольшие и мелкие водные пространства КВС прокладываются вброд с настилов

или мостиков, специально сооружаемых для этого, или с лодок. Через широкие водоемы КВС прокладывается с помощью лебедок, установленных на противоположных берегах водных пространств. Трос для прокладки КВС с помощью лебедок применяется с десятикратным запасом прочности. Конец троса передается на лодке на другой берег и закрепляется на лебедке. Барабан с КВС поднимается домкратом и конец несущего троса БЛКХЛ преклепляется к подтянутому лидерному тросу. По мере дальнейшей намотки лидерного троса и размотки БЛКХЛ с барабана КВС прикрепляется к тросу захватами через 1-2 м или к пустым бочкам через каждые 5-10 м, на которых плывет КВС до другого берега. КВС освобождается от бочек с лодок, начиная с середины водоема.

Рис. 17. Прокладка КВС типа БЛКХЛ через водоем из лодки

В зимнее время КВС прокладывается непосредственно со льда через полыньи, вырубленные во льду.

Все подводные переходы КВС должны быть ограждены на местности предостерегающими сигнальными знаками. Предостерегающие сигнальные знаки выполняются в соответствии требованиями действующих "Правил плавания по внутренними водным путям РФ".

Места установки предостерегающих сигнальных знаков на гранитных благоустроенных набережных и конструкция их крепления согласовываются с организацией, эксплуатируещей набережные.

Прокладка КВС типа БЛКХЛ по каменным, железобетонным и металлическим мостам должна выполняться под пешеходной частью моста в каналах или в отдельных для каждого КВС несгораемых трубах; необходимо предусмотреть меры по предотвращению стока ливневых вод по этим трубам. По металлическим и железобетонным мостам и при подходе к ним КВС рекомендуется прокладывать в асбестоцементых трубах; КВС должны быть электрически изолированы от металлических частей моста.

Прокладка КВС типа БЛКХЛ по плотинам, дамбам, пирсам и причалам непосредственно в земляной траншее допускается при толщине слоя земли не менее 1 м.

ИВИИИШИйЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.