Научная статья на тему 'Рекомендации по созданию средств правового просвещения (на примере памяток, адресованных широким слоям населения)'

Рекомендации по созданию средств правового просвещения (на примере памяток, адресованных широким слоям населения) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
126
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Уголовная юстиция
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / КРИМИНАЛИСТИКА / ПАМЯТКИ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / LEGAL EDUCATION / FORENSICS / MEMOS / CRIME PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попова Елена Ильинична

Автор обращает внимание на тот факт, что существенное число преступлений совершается лицами, даже не предполагающими, что их действия (бездействие) запрещены уголовным законом. Отмечается, что одним из возможных направлений решения обозначенной проблемы видится правовое просвещение широких слоев населения силами представителей науки криминалистики. Рассматриваются критерии, на основе которых целесообразно создавать памятки просветительского характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Попова Елена Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recommendations on creating legal education means (a case study of memos addressed to general public)

The state policy in the development of legal literacy and awareness of citizens, and, consequently, legal education as its constituent part is entrusted to state bodies, local governments, professional legal communities, and public associations of lawyers. These subjects are to implement the ideas laid down in the Basics in close cooperation with the structures of civil society. A significant role in legal education should be assigned to science. In this sense, criminology (as well as other sciences of the anti-crime cycle) have broad prospects not only and not so much in the formation (creation from scratch), as in the transformation of professional forensics into educational recommendations. At the same time, newly developed means of legal education may be accompanied by technical, tactical, and forensic recommendations on their use by relevant subjects. Nowadays, a sufficiently large number of government bodies, local governments, and legal communities carry out activities aimed at promoting legal education of the population. This knowledge is necessary for citizens, who often duffer from the lack of information about the subtleties of jurisprudence. However, it is important to provide the information on the specifics of the legal norms in an accessible, which allows choosing the most acceptable variant of law-abiding behaviour in a given situation. It is the situational recommendations to citizens on the use of legal information that distinguishes legal education from legal information. It is also reasonable that the means of legal education and legal information of the population should be accessible as a variety of printed and electronic memos, manuals, lectures, video clips, posters, and booklets.

Текст научной работы на тему «Рекомендации по созданию средств правового просвещения (на примере памяток, адресованных широким слоям населения)»

2018

УГОЛОВНАЯ ЮСТИЦИЯ

Russian Journal of Criminal Law

№ 12

УДК 343.98 Б01 10.17223/23088451/12/29

Е.И. Попова

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ СРЕДСТВ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПАМЯТОК, АДРЕСОВАННЫХ ШИРОКИМ СЛОЯМ НАСЕЛЕНИЯ)

Работа выполнена при поддержке гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации НШ-4484.2018.6

Автор обращает внимание на тот факт, что существенное число преступлений совершается лицами, даже не предполагающими, что их действия (бездействие) запрещены уголовным законом. Отмечается, что одним из возможных направлений решения обозначенной проблемы видится правовое просвещение широких слоев населения силами представителей науки криминалистики. Рассматриваются критерии, на основе которых целесообразно создавать памятки просветительского характера.

Ключевые слова: правовое просвещение, криминалистика, памятки, профилактика преступлений.

Ежегодно в нашей стране регистрируется в среднем свыше двух миллионов преступлений (в 2015 г. -238 8476, в 2016 г. - 2 160 063, в 2017 г. - 2 058 476, 6 месяцев 2018 г. - 992 966). Из них около 78,5 % (в 2015 г. - 1 868 821, в 2016 г. - 1 702 284, в 2017 г. -1 621 173, за 6 месяцев 2018 г. - 770 926) составляют те, что относятся к посягательствам небольшой и средней тяжести [1]. При этом значительная доля преступлений совершается непрофессиональными преступниками, не предполагающими, что их действия (бездействие) запрещены уголовным законом. На эту закономерность обращалось внимание и ранее. Так, например Н.А. Добролюбов, анализируя криминальные проявления в обществе в дореволюционный период, отмечал, что большинство преступлений совершается по невежеству, недостатку должных представлений, неумению оценить положение и последствия своего поступка [2; цит. по: 3, с. 152, 259]. Высказывание этого видного российского общественного деятеля XIX в. не потеряло своей актуальности и по сей день. Приведем ряд типичных примеров, подтверждающих правоту подобного рода рассуждений.

Так, мало кто из граждан, получая социальные выплаты на основе предоставленных ими в уполномоченные органы недостоверных сведений, понимает, что такие действия могут подпадать под признаки преступления, предусмотренного ст. 159.2 УК РФ. Большинству людей практически не известно, что оказание чиновнику за совершение им действий, входящих в его должностные полномочия, имущественных услуг (например, строительство бани, ремонт автомобиля) может быть квалифицировано как дача взятки. Многие из проживающих на территории нашей страны и не подозревают, что обращение найденного сотового телефона в свою собственность в ряде случаев может образовывать состав кражи. Перечень подобных примеров, которыми богата судебно-следственная практика, можно продолжать достаточно долго [4].

Повторимся, типичным субъектом, совершающим обозначенные и многие иные, подобные им преступления, зачастую является лицо, которое не предполагает, что своими действиями нарушает уголовный закон.

Указанные обстоятельства во многом обусловлены низкой правовой грамотностью и правовым нигилизмом широких слоев населения. Вероятно, понимая остроту обозначенной проблемы, руководство страны в последнее время предпринимает все более активные действия для ее решения.

Так, в 2011 г. Президентом России утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (далее - Основы) [5]. Как обозначено в самом документе, содержащиеся в нем предписания направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства (п. 3 Основ). Заметим, что первыми среди прочих направлений осуществления государственной политики в рассматриваемом нормативном акте названы правовое просвещение и правовое информирование граждан (п. 1 ст. 15 Основ).

Развитие идей, обозначенных главой государства, мы находим и в других документах, разработанных как на федеральном, так и на региональном уровне. Среди них следует назвать Стратегию развития правового просвещения граждан в Российской Федерации, подготовленную Министерством юстиции РФ в связи с утверждением Президентом страны Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (далее - Стратегия) [6]. При обосновании предпосылок развития правового просвещения в Стратегии акцентируется внимание на том, что Основы направлены на обеспечение и реализацию гарантированных конституционных прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации. Подчеркивается, что создание сбалансированной, внутренне непротиворечивой и работоспособной юридической структуры организации и проведения на федеральном, региональном и местном уровнях правового просвещения населения долж-

но стать ведущим направлением политики по преодолению правового нигилизма в России и построения действительно демократического государства, в котором будет главенствовать закон [7].

Следует обратить внимание и на Концепцию правового просвещения на период до 2020 г., подготовленную Общественным советом при Уполномоченном по правам человека в Хабаровском крае (далее - Концепция) [8]. В документе содержится ряд принципиально значимых положений для понимания целей и содержания правового просвещения. Так, отмечается, что все граждане имеют право на получение информации, затрагивающей их интересы... Данное право распространяется на всех граждан и признается всеми, кого это касается или может касаться, на всей территории страны (ч. 3 разд. 1 Концепции). Акцентируется внимание и на том, что право граждан на правовое просвещение неотъемлемо. Лица, ограниченные в правах по решению суда, не могут быть лишены права на просвещение; ограничению подлежат лишь способы его реализации, обусловленные лишением права на свободное передвижение и свободный доступ к информации (ч. 4 разд. 1 Концепции).

Следует отметить, что реализация государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, а следовательно, ее составная часть - правовое просвещение возлагаются на государственные органы, органы местного самоуправления, профессиональные юридические сообщества, общественные объединения юристов. Названным субъектам предписывается воплощать заложенные в Основах идеи в тесном взаимодействии со структурами гражданского общества.

На наш взгляд, весомая роль в деле правового просвещения должна отводиться науке. И в этом смысле для криминалистики (равно как и других наук антикриминального цикла) раскрываются широчайшие перспективы не только и не столько формирования (создания «с нуля»), сколько преобразования криминалистических разработок для профессионалов в рекомендации просветительского характера. При этом вновь разрабатываемые средства правового просвещения могут сопровождаться технико-, тактико- и мето-дико-криминалистическими рекомендациями по их использованию соответствующими субъектами [9].

И здесь хотелось бы обратить внимание на следующее. На сегодняшний день деятельность, которая призвана способствовать правовому просвещению населения, осуществляют достаточно большое число органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических сообществ. Так, например, официальные сайты многих из них содержат разделы, посвященные вопросам правового просвещения, правовой грамотности, антикриминальной профилактики (см., например, сайты: Прокуратуры Нижегородской области http://proc-nn.ru/; Комитета гражданской обороны и защиты населения Республики Марий Эл http://gov.mari.ru/kgo/prav_prosv.shtml; Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Иркутской области http://irkobl.ru/sites/mirsud/; Прокуратуры Приморского края http://prosecutor.ru/education/, и многие

другие). Размещаемая там информация посвящена актуальным вопросам, находящимся в ведении соответствующих субъектов и, безусловно, способствует преодолению правового нигилизма и повышению правовой грамотности и культуры граждан. Вместе с тем необходимо отметить, что изучение данной информации показывает, что, как правило, она является кратким изложением (некоей «выжимкой») содержания тех или иных нормативных правовых актов. Таким образом, по сути, реализуется правовое информирование населения, заключающееся лишь в доведении до адресата какой-либо информации правового характера (более подробно об этом см., например [10], а также соответствующие разделы сайтов Прокуратуры Иркутской области https://www.irkproc.ru/qa/285.html, Прокуратуры Томской области http://www.prokuratura. tomsk.gov.ru). Конечно, подобного рода знания необходимы гражданам, зачастую недостаточно осведомленным в тонкостях юриспруденции. Однако не менее важной для них является информация, касающаяся особенностей реализации норм права, и разъяснения, изложенные в доступной для адресата форме, позволяющие выбрать наиболее приемлемый вариант законопослушного поведения в той или иной ситуации (курсив наш. - Е.П.). Именно наличие ситуационно-обусловленных рекомендаций гражданам по применению правовой информации отличает правовое просвещение от правового информирования. Разумно и то, что средства правового просвещения и правового информирования населения могут быть облечены в форму разнообразных печатных и электронных памяток, пособий, лекций, видео-роликов, плакатов, буклетов [9].

На страницах настоящей публикации хотелось бы остановиться на особенностях разработки комплексов рекомендаций, облеченных в форму разнообразных Памяток для граждан, поскольку научный коллектив, осуществляющий работу по гранту Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ России НШ-4484.2018.6, уже имеет значительный опыт создания подобного рода научных продуктов [11-13; 14, с. 10-13; 15, с. 3-7; 16, с. 86-98].

Работая над названными средствами правового просвещения, представляется важным придерживаться некоторых условий:

1. Для начала следует определить адресата и то, что конкретно вы собираетесь до него донести. С учетом этого рекомендации могут варьироваться в зависимости: а) от категории граждан; б) от вида (категории) посягательств (а).

2. Необходимо помнить, что Памятки, как правило, включают в себя различную надлежащим образом систематизированную информацию. С учетом этого они как бы аккумулируют в себе нормы различных отраслей права, а также следственную и/или судебную практику.

3. Важно отметить, что рекомендации должны быть максимально прикладными, конкретными, нужными для адресата.

С это целью рекомендуется: а) проанализировать действующее законодательство, регулирующее этот и

смежные правовые институты; б) данные официальной статистики; в) разъяснения высших судебных органов; г) материалы судебно-следственной практики; д) использовать методы анкетирования, интервьюирования, экспертных оценок; е) научные публикации, посвященные рассматриваемой вами сфере правоотношений.

4. Недопустимо предлагать рекомендации, противоречащие действующему законодательству. Текст целесообразно снабжать ссылками на нормативно-правовые акты, разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, решения Конституционного Суда РФ и т.п. В ряде случаев рекомендации могут подкрепляться статистическими данными, краткими примерами из практики, иллюстрирующими ту или иную ситуацию.

5. При составлении Памятки представляется верным обращать внимание на следующие технические требования:

- Текст не должен быть неоправданно большим и одновременно должен быть максимально информативным. В связи с этим не рекомендуется приводить в большом количестве ссылки на теоретические источники и цитаты ученых. Но если без них не обойтись, то число их должно быть минимальным.

- Текст должен быть максимально доступным для восприятия, учитывать особенности адресата. Так, рекомендации для широких слоев населения целесообразно излагать максимально простым, доступным для восприятия языком, по возможности избегая длинных и не всегда понимаемых лицами, не имеющими юридического образования и опыта работы в соответствующей сфере, терминов.

- Памятки должны быть структурированы, могут содержать разделы, подразделы и т.п.

- Для того чтобы сделать в тексте акцент на ключевых словах, словосочетаниях, можно и нужно выделять их курсивом, другим цветом или размером шрифта и т. п.

- В тексте важно обратить внимание адресата не просто на необходимость изучения содержания Памятки, но и соотнесения ее с действующим законодательством (например, размещенным в справочно-правовых системах Консультант, Гарант, Кодекс). Это особенно актуально, если учитывать высокую активность законодателя.

- Рекомендуется указать разработчика Памятки и дату ее издания (например, путем включения соответствующей информации в нижний или верхний колонтитул).

6. Текст должен носить рекомендательный, а не принуждающий характер, оставлять адресату право выбора. Поэтому лучше употреблять не слова: должен, обязан, а выражения типа: рекомендуется, вероятно, как следует из судебной или следственной практики и т. д.

7. В содержании Памятки недопустим обвинительный уклон. Так, нецелесообразно писать, что если обвиняемый не является по вызову должностных лиц, в отношении него будет избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Лучше так: если обвиняемый не является по вызову должностных лиц, следователь при наличии к тому оснований вправе рассмотреть

вопрос о необходимости избрания в отношении этого участника уголовного судопроизводств меры пресечения в виде заключения под стражу.

8. Помимо Памятки может быть разработан целый комплекс сопутствующих материалов: образцы протоколов, жалоб, ходатайств и т. п. Так, нами разработано и внедрено в следственную практику Руководство для следователей и дознавателей по использованию норм об особом порядке, куда, помимо Памяток для практических работников и обвиняемого, вошли и протоколы разъяснения норм главы 40 УПК РФ и особенностей из реализации, адресованные обвиняемым и потерпевшим [17, с. 31].

9. После того как проект Памятки готов, рекомендуем направить ее опытным практикам (специалистам в соответствующей сфере) для критического анализа. При этом желательно обратить внимание рецензентов, что для вас особую ценность представляют именно замечания, которые могут возникнуть по итогам изучения текста. Такая критика, безусловно, поможет усовершенствовать ваш научный продукт. После устранения замечаний можно внедрять.

10. Внедрять лучше по нескольким направлениям:

В научную среду:

- путем публикации в журналах, сборниках, монографиях;

- путем выступления на конференциях, круглых столах.

В правоприменительную практику:

- путем проведения занятий, в рамках курсов повышения квалификации;

- посредством направления созданного вами научного продукта с сопроводительным письмом на имя того или иного руководителя учреждения, организации, ведомства различного уровня. В сопроводительном письме можно указать на особенности ваших рекомендаций, их научную обоснованность, отличие от других, ранее имевших место, и, в конечном счете, ценность для практики. В завершении обычно излагается просьба о внедрении научного продукта.

Отметим также, что одним из перспективных направлений внедрения тех или иных рекомендаций является их размещение в Интернете, а также создание мобильных приложений. Чтобы Памятка принесла пользу потенциальному адресату-правоприменителю, желательно, чтобы она была в свободном доступе для просмотра, а лучше скачивания в электронном виде.

В завершение хотелось бы сказать, что разработка Памяток, иных научных продуктов - это дело творческое. Сегодня были названы лишь некоторые критерии создания таких кратких прикладных пособий (полагаем, перечисленные рекомендации по созданию научно-обоснованных прикладных памяток могут быть полезны не только в направлении борьбы с правонарушениями и преступлениями, но и для целей оптимизации по другим направлениям), которые, смеем надеяться, позволят облегчить работу разработчиков-исследователей в этом направлении и способствовать правовому просвещению населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Состояние преступности в 2015 г., 2016 г., 2017 г., 6 мес. 2018 года. URL: http://www.mvd.ru. Загл. с экрана (дата обращения:

11.10.2018).

2. Добролюбов Н.А. Избранные философские произведения. М., 1948. Т. 1. 582 с.

3. Векленко С.В. Понятие, сущность, содержание и формы вины в уголовном праве. Омск : Омская академия МВД России,

2002. 191 с.

4. ЧумаковА.В. Особенности методики расследования мошенничества при получении выплат : дис. ... канд. юрид. наук. Бар-

наул, 2018. 239 с.

5. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граж-

дан, утвержденные Президентом РФ 04 мая 2011 г. № 1465р. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/11139 (дата обращения: 20.10.2018).

6. Стратегия развития правового просвещения граждан в Российской Федерации. URL: http://pandia.ru/text/77/390/34387.php

(дата обращения 20.10.2018).

7. Предпосылки развития правового просвещения // Стратегия развития правового просвещения граждан в Российской Федера-

ции. URL: http://pandia.ru/text/77/390/34387.php (дата обращения: 20.10.2018).

8. Концепция правового просвещения на период до 2020 года, подготовленная Общественным советом при Уполномоченном

по правам человека в Хабаровском крае / Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае. URL: http://pravo.khv.ru/ (дата обращения: 02.08.2018).

9. Гармаев Ю.П. Правовое просвещение и правовое информирование в уголовном процессе и криминалистике // Официальный

сайт Международной ассоциации содействия правосудию. URL: http://www.iuaj.net/node/1768 (дата обращения: 15.10.2018).

10. Шмелев А.А. Что такое правовая информация? URL: http://www.jurprofs.ru/pages.php?p=406 (дата обращения: 29.01.2018).

11. Гармаев Ю. П. Предупреждение коррупции в вузе и защита от незаконного обвинения в коррупционном преступлении (для занятий с профессорско-преподавательским составом) : практич. пособие. Улан-Удэ, 2014. 78 с.

12. Степаненко Р.А., Гармаев Ю.П. Противодействие коррупционным преступлениям, связанным с мнимым посредничеством во взяточничестве: памятка для следователей Следственного комитета Российской Федерации и работников других правоохранительных органов / отв. ред. Ю.П. Гармаев. Новосибирск, 2015. 64 с.

13. Гармаев Ю.П., Фалилеев В.А. Предупреждение коррупции и реализация мер антикоррупционного просвещения органами прокуратуры РФ и органами Следственного комитета РФ : учеб.-методич. пособие. Новосибирск, 2015. 35 с.

14. Гармаев Ю.П., Попова Е.И. Памятка подозреваемому, обвиняемому об особенностях рассмотрения уголовного дела судом в особом порядке, предусмотренном главой 40 УПК РФ, и советы по ее практическому применению // Российский следователь. М. : Юристъ, 2013. № 22. С. 10-13.

15. Попова Е. И. Памятка потерпевшему об особенностях рассмотрения уголовного дела судом в особом порядке, предусмотренном главой 40 УПК РФ // Администратор суда. 2014. № 2. С. 3-7.

16. Попова Е.И. Памятка потерпевшему, заявившему гражданский иск в уголовном процессе // Проблемы и перспективы развития государства и права в XXI веке : материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции 23-25 июня 2017 г. / под ред. И.А. Шаралдаевой ; отв. ред. Е.А. Хлыстов. Улан-Удэ : Изд-во ВСГУТУ, 2017. С. 86-98.

17. Гармаев Ю. П., Попова Е. И. Руководство по использованию норм об особом порядке (гл. 40 УПК РФ) в рамках досудебного производства по уголовному делу (с памятками и протоколами для подозреваемого, обвиняемого и потерпевшего) : учеб. пособие. Новосибирск, 2015. 31 с.

RECOMMENDATIONS ON CREATING LEGAL EDUCATION MEANS (A CASE STUDY OF MEMOS ADDRESSED TO GENERAL PUBLIC)

Ugolovnaya yustitsiya - Russian Journal of Criminal Law, 2018, no. 12, pp. 152-156. DOI 10.17223/23088451/12/29

Elena I. Popova, East Siberian State University of Technology and Management (Ulan-Ude, Russian Federation). E-mail: popovaele-

na03@yandex.ru

Keywords: legal education, forensics, memos, crime prevention.

The state policy in the development of legal literacy and awareness of citizens, and, consequently, legal education as its constituent part is entrusted to state bodies, local governments, professional legal communities, and public associations of lawyers. These subjects are to implement the ideas laid down in the Basics in close cooperation with the structures of civil society. A significant role in legal education should be assigned to science. In this sense, criminology (as well as other sciences of the anti-crime cycle) have broad prospects not only and not so much in the formation (creation from scratch), as in the transformation of professional forensics into educational recommendations. At the same time, newly developed means of legal education may be accompanied by technical, tactical, and forensic recommendations on their use by relevant subjects. Nowadays, a sufficiently large number of government bodies, local governments, and legal communities carry out activities aimed at promoting legal education of the population. This knowledge is necessary for citizens, who often duffer from the lack of information about the subtleties of jurisprudence. However, it is important to provide the information on the specifics of the legal norms in an accessible, which allows choosing the most acceptable variant of law-abiding behaviour in a given situation. It is the situational recommendations to citizens on the use of legal information that distinguishes legal education from legal information. It is also reasonable that the means of legal education and legal information of the population should be accessible as a variety of printed and electronic memos, manuals, lectures, video clips, posters, and booklets.

References

1. Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. (n.d.) Sostoyaniye prestupnosti v 2015 g., 2016 g., 2017 g., 6 mes. 2018 goda

[The state of crime in 2015, 2016, 2017, 6 months of 2018]. [Online] Available from: http://www.mvd.ru. (Accessed: 11.10.2018).

2. Dobrolyubov, N.A. (1948) Izbrannye filosofskieproizvedeniya [Selected Philosophical Works]. Vol. 1. Moscow.

3. Veklenko, S.V. (2002) Ponyatie, sushchnost', soderzhanie i formy viny v ugolovnom prave [The concept, essence, content and forms

of guilt in criminal law]. Omsk: Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

4. Chumakov, A.V. (2018) Osobennosti metodiki rassledovaniya moshennichestva pri poluchenii vyplat [Methods of investigation of

fraud in the receipt of payments]. Law Cand. Dis. Barnaul.

5. Russian Federation. (2011) Osnovy gosudarstvennoy politiki Rossiyskoy Federatsii v sfere razvitiya pravovoy gramotnosti i pravosoz-

naniya grazhdan, utverzhdennye Prezidentom RF 04 maya 2011 goda № 1465r [Basics of the state policy of the Russian Federation in the development of legal literacy and legal awareness of citizens, approved by the President of the Russian Federation on May 4, 2011 No. 1465r]. [Online] Available from: http://kremlin.ru/events/president/news/11139. (Accessed: 20.10.2018).

6. Isaeva, E. (n.d.) Strategiya razvitiya pravovogo prosveshcheniya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii [The strategy for the development

of legal education of citizens in the Russian Federation]. [Online] Available from: http://pandia.ru/text/77/390/34387.php. (Accessed: 20.10.2018).

7. Isaeva, E. (n.d.) Predposylki razvitiya pravovogo prosveshcheniya. Strategiya razvitiya pravovogo prosveshcheniya grazhdan v Ros-

siyskoy Federatsii [Prerequisites for the development of legal education. Strategy for the development of legal education of citizens in the Russian Federation]. [Online] Available from: http://pandia.ru/text/77/390/34387.php. (Accessed: 20.10.2018).

8. Commissioner for Human Rights in the Khabarovsk Territory. (n.d.) Kontseptsiya pravovogo prosveshcheniya na period do 2020

goda, podgotovlennaya Obshchestvennym sovetom pri Upolnomochennom po pravam cheloveka v Khabarovskom krae [The concept of legal education till 2020, prepared by the Public Council under the Commissioner for Human Rights in the Khabarovsk Territory]. [Online] Available from: http://pravo.khv.ru/. (Accessed: 02.08.2018).

9. Garmaev, Yu.P. (n.d.) Pravovoe prosveshchenie i pravovoe informirovanie v ugolovnom protsesse i kriminalistike [Legal education

and legal information in criminal proceedings and forensics]. [Online] Available from: http://www.iuaj.net/node/1768. (Accessed: 15.10.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Shmelev, A.A. (n.d.) Chto takoe pravovaya informatsiya? [What is legal information?]. [Online] Available from: http://www.jurprofs.ru/pages.php?p=406. (Accessed: 29.01.2018).

11. Garmaev, Yu.P. (2014) Preduprezhdenie korruptsii v vuze i zashchita ot nezakonnogo obvineniya v korruptsionnom prestuplenii (dlya zanyatiy s professorsko-prepodavatel'skim sostavom) [Prevention of corruption in the university and protection against illegal charges of corruption offenses (for classes with the teaching staff)]. Ulan-Ude: [s.n.].

12. Stepanenko, R.A. & Garmaev, Yu.P. (2015) Protivodeystvie korruptsionnym prestupleniyam, svyaznym s mnimym posrednichestvom vo vzyatochnichestve: pamyatka dlya sledovateley Sledstvennogo komiteta Rossiyskoy Federatsii i rabotnikov drugikh pravookhranitel'nykh organov [Counteraction to corruption crimes, connected with imaginary mediation in bribery: a reminder for investigators of the Investigative Committee of the Russian Federation and employees of other law enforcement agencies]. Novosibirsk: [s.n.].

13. Garmaev, Yu.P. & Falileev, V.A. (2015) Preduprezhdenie korruptsii i realizatsiya mer antikorruptsionnogo prosveshcheniya organami prokuratury RF i organami Sledstvennogo komiteta RF [Prevention of corruption and the implementation of anti-corruption education by the bodies of the Prosecutor's Office of the Russian Federation and the bodies of the Investigative Committee of the Russian Federation]. Novosibirsk: [s.n.].

14. Garmaev, Yu.P. & Popova, E.I. (2013) Instruction to the suspect accused about features of consideration of criminal case by court of a special order, the Criminal Procedure Code of the Russian Federation provided by ^apter 40 and ^untils on its practical application. Rossiyskiy sledovatel' - Russian Investigator. 22. pp. 10-13. (In Russian).

15. Popova, E.I. (2014) Memo to the victim about the features of the criminal proceedings in a special court procedure stipulated by Chapter 40 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation. Administrator suda - Court's Administrator. 2. pp. 3-7. (In Russian).

16. Popova, E.I. (2017) [Memo to the victim who filed a civil lawsuit in the criminal process]. Problemy i perspektivy razvitiya gosu-darstva i prava v XXI veke [Problems and Prospects of State and Law Development in the 21st Century]. Proc. of the 8th All-Russian Conference. Ulan-Ude, June 23-25, 2017. Ulan-Ude: VSGUTU. pp. 86-98. (In Russian).

17. Garmaev, Yu.P. & Popova, E.I. (2015) Rukovodstvo po ispol'zovaniyu norm ob osobom poryadke (gl. 40 UPK RF) v ramkakh dosudebnogo proizvodstva po ugolovnomu delu (s pamyatkami i protokolami dlya podozrevayemogo, obvinyayemogo i po-terpevshego) [Guidelines on the use of rules on a special procedure (Chapter 40 of the Code of Criminal Procedure) in the framework of pre-trial criminal proceedings (with instructions and protocols for the suspect, accused and victim)]. Novosibirsk: [s.n.].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.