Жуликов П.П.1, Жуликова О.В.2 ©
'К.т.н., соискатель степени д.э.н., доцент МГУПИ; 2к.э.н., доцент МГУПИ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ВУЗАХ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы организации учебной практики студентов в публичной библиотеке, что позволяет значительно расширить кругозор студентов. Периодика являются серьезным дополнением к академической учебной литературе, что позволяет расширить и углубить знания, полученные в ходе изучения общих дисциплин, и приобрести навыки научного исследования.
Ключевые слова: учебная практика, научно-исследовательская работа студентов (НИРС), навыки проведения научного исследования.
Keywords: training, research work of students, the skill of carrying out scientific research.
Вопрос повышения эффективности образования в российских ВУЗах стал притчей во-языцех и муссируется на всех представительских и непредставительских форумах. Предлагаются варианты с применением дорогого оборудования, дорогого программного обеспечения и самых современных информационных технологий и других, несомненно нужных и важных, мероприятий. И это, наверное, хорошо, новое есть новое, и применять его безусловно следует, хотя хочется заметить, что для повышения качества образования, особенно в общественных науках не следует забывать и о добротных старых методах и технологиях обучения. Применение таких технологий с современными информационными возможностями позволяют получить поистине замечательные результаты.
Сегодня одним из самых проблемных вопросов в обучении стал вопрос организации практической и научной работы студентов. В чеховском филиале МГУПИ разработана методика организации и проведения учебной практики студентов первых курсов экономических специальностей в городской библиотеке. Практическая работа студентов под руководством опытного преподавателя позволяет студентам ознакомиться со всеми новациями, доступными в информационном пространстве, и приобрести навыки научных исследований (НИРС). Рассмотрим применение предлагаемой методики на примере организации проведения учебной практики бакалавров первого курса направления обучения «менеджмент».
Учебная практика может организовываться и проводиться в городской публичной библиотеке, где студенты знакомятся и изучают периодические источники экономической информации.
Изучение периодики позволяет значительно расширить кругозор студентов в рамках изучаемой проблематики и являются серьезным дополнением к академической учебной литературе, поскольку в них можно своевременно ознакомится со всеми новыми направлениями развития исследуемого научного направления.
Например, целью проведения учебной практики студентов 2 курса направления «Менеджмент» профиля «Маркетинг» в библиотеке является расширение и углубление знаний, полученных в ходе изучения общих дисциплин первого курса, за счет изучения периодических источников и приобретения навыков научного исследования.
В этом случае перед студентами ставятся следующие задачи учебной практики:
- расширить кругозор студентов по профилю обучения «Маркетинг»;
- ознакомиться с современными трендами, наиболее актуальными направлениями в маркетинге;
- обучить студентов работе с печатными источниками;
- начать подготовку списка использованных источников для написания курсовых работ и дипломной работы.
© Жуликов П.П., Жуликова О.В., 2014 г.
Результатом учебной практики должен быть представлен оформленный в соответствии с требованиями и стандартами ВУЗа конспект (эссе уточняется преподавателем) по выбранному направлению изучения.
Порядок выполнения работ:
- студент выбирает и согласовывает тему и направление исследования с руководителем практики (или получает тему);
- студент составляет подборку периодических источников, в которых освещается выбранное направление (не менее 5 авторов);
- студент составляет конспект выбранных статей, в которых отражается содержание статей по выбранному направлению и выделяет подходы и взгляды, общие для рассматриваемых авторов, выделяет аспекты, по которым существуют разночтения;
- студент оформляет конспекты (по отдельности или в едином эссе, в зависимости от уровня знаний студента) и защищает работу в формате процедуры зачета по учебной практике.
Например, если в качестве периодического источника для конспектирования будет выбран журнал «Маркетинг в России и за рубежом», то перечень направлений для изучения и составления конспекта может быть представлен следующим списком:
1. Маркетинг за рубежом
2. Маркетинговые коммуникации
3. Маркетинговый инструментарий
4. Маркетинг в непроизводственной сфере
5. Маркетинговые исследования
6. Маркетинговый консалтинг
7. Внешняя среда маркетинга
8. Теория и методология маркетинга
9. Продуктовая политика
10. Региональный маркетинг
11. Каналы сбыта
12. Конкурентоспособность
13. Рынки: состояние и развитие
14. Новые публикации по маркетингу
15. Недобросовестная конкуренция
16. Интернет-маркетинг
17. Маркетинг в сфере услуг
18. Международный маркетинг
19. Банковский маркетинг
20. Маркетинг в торговле
21. Ценообразование
22. Маркетинг в сфере образования
23. Маркетинг продовольственных товаров
24. В поддержку российских товаропроизводителей
25. Организация маркетинга
26. Политический маркетинг
27. Отраслевой маркетинг
28. Аудит маркетинга
29. Состояние и развитие рынка России
30. Экспортный маркетинг
31. Территориальный маркетинг
Для работы студенту предлагается следующий план учебной практики:
1. Выбрать научные статьи для работы (под руководством руководителя практики);
2. Перечислить названия конспектируемых статей в соответствии с правилами оформления библиографических ссылок;
3. Дать краткое описание (только наиболее существенных моментов) каждой из статей.
4. Провести сравнительный анализ статей по таким направлениям, как используемые определения, классификации, подходы к изучению явления или процесса. В процессе анализа необходимо выделить различия и общие моменты в рассмотрении одного и того же явления разными авторами. Желательно резюмировать конспект собственным отношением к рассматриваемой проблеме.
Оценка работ осуществляется следующим образом:
- на «удовлетворительно» студент выполняет конспектирование 5-и работ по заданной теме и оформляет их в распечатанном виде;
- на «хорошо», тоже самое, что и на удовлетворительно, плюс оформление анализа в виде отчёта с кратким описанием наиболее существенных моментов;
- на «отлично», тоже самое, что и на хорошо, но работа выполняется в виде эссе, в котором проводится сравнительный анализ статей по таким направлениям, как используемые определения, классификации, подходы к изучению явления или процесса, причём при анализе выделяются различия и общие моменты в обсуждении одного и того же явления разными авторами, и делается резюме с указанием собственного отношения к рассматриваемой проблеме.
Предлагаемая методика организации практических занятий апробирована в чеховском филиале МГУПИ в течении трёх лет и показала положительные результаты.
Во-первых студенты получают дополнительные знания по изучаемому направлению и практические навыки работы с конспектами и навыки проведения НИРС.
Во-вторых, конспекты студентов объединяются в единый сборник, который имеется у каждого студента, что даёт возможность повысить качество обучения всей группы.
Литература
1. Т.В. Ланцева, П.П. Жуликов - Перспективы высшего образования в России // Интеграл. - 2009. -№1. - С. 134
2. Т.В. Якушина - Оказание образовательной услуги как процесс создания ценности // Предпринимательство. - 2010. - №5. - С.45-50