Научная статья на тему 'Рекомендации по организации учебной практики в вузах'

Рекомендации по организации учебной практики в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ (НИРС) / НАВЫКИ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / RESEARCH WORK OF STUDENTS / THE SKILL OF CARRYING OUT SCIENTIFIC RESEARCH / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуликов П.П., Жуликова О.В.

В статье рассматриваются вопросы организации учебной практики студентов в публичной библиотеке, что позволяет значительно расширить кругозор студентов. Периодика являются серьезным дополнением к академической учебной литературе, что позволяет расширить и углубить знания, полученные в ходе изучения общих дисциплин, и приобрести навыки научного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рекомендации по организации учебной практики в вузах»

Жуликов П.П.1, Жуликова О.В.2 ©

'К.т.н., соискатель степени д.э.н., доцент МГУПИ; 2к.э.н., доцент МГУПИ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ВУЗАХ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы организации учебной практики студентов в публичной библиотеке, что позволяет значительно расширить кругозор студентов. Периодика являются серьезным дополнением к академической учебной литературе, что позволяет расширить и углубить знания, полученные в ходе изучения общих дисциплин, и приобрести навыки научного исследования.

Ключевые слова: учебная практика, научно-исследовательская работа студентов (НИРС), навыки проведения научного исследования.

Keywords: training, research work of students, the skill of carrying out scientific research.

Вопрос повышения эффективности образования в российских ВУЗах стал притчей во-языцех и муссируется на всех представительских и непредставительских форумах. Предлагаются варианты с применением дорогого оборудования, дорогого программного обеспечения и самых современных информационных технологий и других, несомненно нужных и важных, мероприятий. И это, наверное, хорошо, новое есть новое, и применять его безусловно следует, хотя хочется заметить, что для повышения качества образования, особенно в общественных науках не следует забывать и о добротных старых методах и технологиях обучения. Применение таких технологий с современными информационными возможностями позволяют получить поистине замечательные результаты.

Сегодня одним из самых проблемных вопросов в обучении стал вопрос организации практической и научной работы студентов. В чеховском филиале МГУПИ разработана методика организации и проведения учебной практики студентов первых курсов экономических специальностей в городской библиотеке. Практическая работа студентов под руководством опытного преподавателя позволяет студентам ознакомиться со всеми новациями, доступными в информационном пространстве, и приобрести навыки научных исследований (НИРС). Рассмотрим применение предлагаемой методики на примере организации проведения учебной практики бакалавров первого курса направления обучения «менеджмент».

Учебная практика может организовываться и проводиться в городской публичной библиотеке, где студенты знакомятся и изучают периодические источники экономической информации.

Изучение периодики позволяет значительно расширить кругозор студентов в рамках изучаемой проблематики и являются серьезным дополнением к академической учебной литературе, поскольку в них можно своевременно ознакомится со всеми новыми направлениями развития исследуемого научного направления.

Например, целью проведения учебной практики студентов 2 курса направления «Менеджмент» профиля «Маркетинг» в библиотеке является расширение и углубление знаний, полученных в ходе изучения общих дисциплин первого курса, за счет изучения периодических источников и приобретения навыков научного исследования.

В этом случае перед студентами ставятся следующие задачи учебной практики:

- расширить кругозор студентов по профилю обучения «Маркетинг»;

- ознакомиться с современными трендами, наиболее актуальными направлениями в маркетинге;

- обучить студентов работе с печатными источниками;

- начать подготовку списка использованных источников для написания курсовых работ и дипломной работы.

© Жуликов П.П., Жуликова О.В., 2014 г.

Результатом учебной практики должен быть представлен оформленный в соответствии с требованиями и стандартами ВУЗа конспект (эссе уточняется преподавателем) по выбранному направлению изучения.

Порядок выполнения работ:

- студент выбирает и согласовывает тему и направление исследования с руководителем практики (или получает тему);

- студент составляет подборку периодических источников, в которых освещается выбранное направление (не менее 5 авторов);

- студент составляет конспект выбранных статей, в которых отражается содержание статей по выбранному направлению и выделяет подходы и взгляды, общие для рассматриваемых авторов, выделяет аспекты, по которым существуют разночтения;

- студент оформляет конспекты (по отдельности или в едином эссе, в зависимости от уровня знаний студента) и защищает работу в формате процедуры зачета по учебной практике.

Например, если в качестве периодического источника для конспектирования будет выбран журнал «Маркетинг в России и за рубежом», то перечень направлений для изучения и составления конспекта может быть представлен следующим списком:

1. Маркетинг за рубежом

2. Маркетинговые коммуникации

3. Маркетинговый инструментарий

4. Маркетинг в непроизводственной сфере

5. Маркетинговые исследования

6. Маркетинговый консалтинг

7. Внешняя среда маркетинга

8. Теория и методология маркетинга

9. Продуктовая политика

10. Региональный маркетинг

11. Каналы сбыта

12. Конкурентоспособность

13. Рынки: состояние и развитие

14. Новые публикации по маркетингу

15. Недобросовестная конкуренция

16. Интернет-маркетинг

17. Маркетинг в сфере услуг

18. Международный маркетинг

19. Банковский маркетинг

20. Маркетинг в торговле

21. Ценообразование

22. Маркетинг в сфере образования

23. Маркетинг продовольственных товаров

24. В поддержку российских товаропроизводителей

25. Организация маркетинга

26. Политический маркетинг

27. Отраслевой маркетинг

28. Аудит маркетинга

29. Состояние и развитие рынка России

30. Экспортный маркетинг

31. Территориальный маркетинг

Для работы студенту предлагается следующий план учебной практики:

1. Выбрать научные статьи для работы (под руководством руководителя практики);

2. Перечислить названия конспектируемых статей в соответствии с правилами оформления библиографических ссылок;

3. Дать краткое описание (только наиболее существенных моментов) каждой из статей.

4. Провести сравнительный анализ статей по таким направлениям, как используемые определения, классификации, подходы к изучению явления или процесса. В процессе анализа необходимо выделить различия и общие моменты в рассмотрении одного и того же явления разными авторами. Желательно резюмировать конспект собственным отношением к рассматриваемой проблеме.

Оценка работ осуществляется следующим образом:

- на «удовлетворительно» студент выполняет конспектирование 5-и работ по заданной теме и оформляет их в распечатанном виде;

- на «хорошо», тоже самое, что и на удовлетворительно, плюс оформление анализа в виде отчёта с кратким описанием наиболее существенных моментов;

- на «отлично», тоже самое, что и на хорошо, но работа выполняется в виде эссе, в котором проводится сравнительный анализ статей по таким направлениям, как используемые определения, классификации, подходы к изучению явления или процесса, причём при анализе выделяются различия и общие моменты в обсуждении одного и того же явления разными авторами, и делается резюме с указанием собственного отношения к рассматриваемой проблеме.

Предлагаемая методика организации практических занятий апробирована в чеховском филиале МГУПИ в течении трёх лет и показала положительные результаты.

Во-первых студенты получают дополнительные знания по изучаемому направлению и практические навыки работы с конспектами и навыки проведения НИРС.

Во-вторых, конспекты студентов объединяются в единый сборник, который имеется у каждого студента, что даёт возможность повысить качество обучения всей группы.

Литература

1. Т.В. Ланцева, П.П. Жуликов - Перспективы высшего образования в России // Интеграл. - 2009. -№1. - С. 134

2. Т.В. Якушина - Оказание образовательной услуги как процесс создания ценности // Предпринимательство. - 2010. - №5. - С.45-50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.