Научная статья на тему 'Рекомендации «Гражданской двадцатки» для «Группы двадцати» о мерах по борьбе с неравенством'

Рекомендации «Гражданской двадцатки» для «Группы двадцати» о мерах по борьбе с неравенством Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ГРУППА ДВАДЦАТИ" / "ГРАЖДАНСКАЯ ДВАДЦАТКА" / ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА / G20 / CIVIL20 / REDUCTION OF INEQUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларионова Марина Владимировна, Рахмангулов Марк Ринадович, Сахаров Андрей Геннадьевич, Шелепов Андрей Владимирович

В предлагаемом Вашему вниманию материале представлены рекомендации о мерах по борьбе с неравенством для «Группы двадцати», разработанные «Гражданской двадцаткой». Так как во всем мире неравенство продолжает усиливаться и оказывает негативное влияние на экономическое и социальное развитие, то странам необходимо предпринимать комплексные меры для его преодоления. В преддверие саммита «Группы двадцати» в Санкт-Петербурге «гражданская двадцатка» (Civil 20) инициировала подготовку доклада и рекомендаций, направленных на преодоление рисков, связанных с растущим неравенством доходов. Для подготовки доклада и рекомендаций была создана целевая группа, в которую вошли эксперты из большинства стран «Группы двадцати». «Гражданская двадцатка» считает, что следуя своей основополагающей задаче по справедливому распределению благ глобализации «Группа двадцати» принять инициативу по обеспечению уверенного, устойчивого, сбалансированного и инклюзивного роста, подтвердив тем самым важность равенства и инклюзивности наряду с экономическим ростом и эффективностью. В целях достижения устойчивого, сбалансированного, инклюзивного роста «Группе двадцати» необходимо принять меры по: (1) обеспечению инклюзивного экономического роста через сокращение первичного неравенства; (2) созданию возможностей для максимально широкого круга граждан посредством более справедливого распределения; (3) обеспечению прозрачности и подотчетности органов государственной власти; (4) преодолению горизонтального неравенства через обеспечение равного доступа к социальным возможностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ларионова Марина Владимировна, Рахмангулов Марк Ринадович, Сахаров Андрей Геннадьевич, Шелепов Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civil20 Recommendations on Tackling Inequality

The presented publication includes recommendations on measures to tackle inequality developed by Civil20. As inequality is increasing and negatively affect economic and social development, countries need to take integrated actions to tackle it. In the run up to the St. Petersburg G20 summit the Civil 20 initiated preparing a report and recommendations to G20 focused on surmounting the risks originating from growing income inequality. A special Task Force, bringing together experts from G20 member countries has been established to draft the report and recommendations. The Civil 20 propose that G20 leaders can act together to improve income and economic equality within their countries and beyond by agreeing the Initiative for Strong, Sustainable, Balanced and Inclusive Growth affirming the value of equality and inclusion along with economic growth and efficiency. To ensure sustainable, balanced, and inclusive growth the G20 should: (1) encourage inclusive economic growth through reducing primary inequality; (2) create opportunities for all through fair and effective redistribution measures; (3) ensure government transparency and accountability; (4) address horizontal inequality through providing equal access to social opportunities. Civil20 is ready to contribute to completion of the G20 commitments in ensuring equal opportunities both at national and international levels.

Текст научной работы на тему «Рекомендации «Гражданской двадцатки» для «Группы двадцати» о мерах по борьбе с неравенством»

Задачи «Группы двадцати» по обеспечению устойчивого, сбалансированного, инклюзивного роста и национальные политики по преодолению неравенства

Рекомендации «Гражданской двадцатки» для «Группы двадцати» о мерах по борьбе с неравенством

М.В. Ларионова, М.Р. Рахмангулов, А.Г. Сахаров, А.В. Шелепов

Ларионова Марина Владимировна — д.полит.н., директор Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) НИУ ВШЭ; E-mail: mlarionova@hse.ru Рахмангулов Марк Ринадович — заместитель директора Центра исследований глобального управления ИМОМС НИУ ВШЭ; E-mail: mrakhmangulov@hse.ru

Сахаров Андрей Геннадиевич — м.н.с. Центра исследований глобального управления ИМОМС НИУ ВШЭ; E-mail: agsakharov@hse.ru

Шелепов Андрей Владимирович — м.н.с. Центра исследований глобального управления ИМОМС НИУ ВШЭ; E-mail: ashelepov@hse.ru

В предлагаемой вашему вниманию статье представлены рекомендации о мерах по борьбе с неравенством для «Группы двадцати», разработанные «Гражданской двадцаткой». Во всем мире неравенство продолжает усиливаться и оказывает негативное влияние на экономическое и социальное развитие, поэтому странам необходимо принимать комплексные меры для его преодоления. В преддверии саммита «Группы двадцати» в Санкт-Петербурге «Гражданская двадцатка» (Civil 20) инициировала подготовку доклада и рекомендаций, направленных на преодоление рисков, связанных с растущим неравенством доходов. Для подготовки доклада и рекомендаций была создана целевая группа, в которую вошли эксперты из большинства стран «Группы двадцати». «Гражданская двадцатка» считает, что следуя своей основополагающей задаче по справедливому распределению благ глобализации «Группа двадцати» должна принять инициативу по обеспечению уверенного, устойчивого, сбалансированного и инклюзивного роста, подтвердив тем самым важность равенства и инклюзивности наряду с экономическим ростом и эффективностью. В целях достижения устойчивого, сбалансированного, инклюзивного роста «Группе двадцати» необходимо принять меры по: (1) обеспечению инклюзивного экономического роста через сокращение первичного неравенства; (2) созданию возможностей для максимально широкого круга граждан посредством более справедливого распределения; (3) обеспечению прозрачности и подотчетности органов государственной власти; (4) преодолению горизонтального неравенства через обеспечение равного доступа к социальным возможностям.

Ключевые слова: «Группа двадцати», «Гражданская двадцатка», преодоление неравенства, рекомендации по обеспечению уверенного, устойчивого, сбалансированного и инклюзивного роста Key words: G20, Civil G20, reduction of inequality, recommendations for strong, sustainable, balanced and inclusive growth

Экономическое неравенство продолжает усиливаться как в отдельных странах, так и на глобальном уровне. Коэффициент Джини в глобальном масштабе составляет 0,70. Одной из закрепившихся тенденций последних трех десятилетий является увеличение неравенства доходов в большинстве стран «Группы двадцати».

Растущее неравенство имеет негативные экономические, социальные и политические последствия, сдерживает экономический рост, негативно сказывается на инвестиционной активности, подрывает социальное единство и политическую стабильность. Устранение причин неравенства и превращение структурных барьеров в новые возможности по его преодолению является ключевым условием для обеспечения уверенного, устойчивого, сбалансированного и инклюзивного экономического роста. Переход к такой модели роста зависит от последовательности действий, предпринимаемых странами «Группы двадцати» как на национальном, так и на глобальном уровне.

В преддверии саммита «Группы двадцати» в Санкт-Петербурге «Гражданская двадцатка» (Civil 20) инициировала подготовку доклада и предложений, направленных на преодоление рисков, связанных с растущим неравенством доходов. Для подготовки доклада была создана целевая группа, в которую вошли эксперты из большинства стран «Группы двадцати».

Предложения «Гражданской двадцатки» для «Группы двадцати» о мерах по борьбе с неравенством стали результатом широких консультаций. Они сформированы непосредственно на основе анализа достоверных данных международных организаций о причинах неравенства доходов и мерах по его искоренению в странах «Группы двадцати», данных страновых докладов, подготовленных членами Целевой группы по равенству (на сегодняшний день доклады включают Австралию, Канаду, Китай, Францию, Индию, Индонезию, Мексику, Корею, Россию, Турцию и США).

Для достижения своей основополагающей цели по справедливому распределению благ глобализации «Группа двадцати» должна одобрить Санкт-Петербургскую инициативу по обеспечению уверенного, устойчивого, сбалансированного и инклюзивного роста, подтвердив тем самым ценность равенства и инклюзивности наряду с экономическим ростом и эффективностью. В основу данной инициативы должны лечь общие принципы, дополненные конкретными действиями, актуальными для стран «двадцатки».

«Группа двадцати» должна в приоритетном порядке:

1. Оценивать и учитывать влияние предлагаемых мер экономической политики на социальную сферу, достижение равенства и экономического роста. Первым шагом может стать формальное включение задач по достижению равенства и, позднее, соответствующих целевых показателей, в Рамочное соглашение по обеспечению уверенного, устойчивого и сбалансированного экономического роста.

2. Выделить в качестве приоритета меры, которые одновременно нацелены как на борьбу с неравенством, так и на обеспечение экономического роста. Начать следует с мер, которые непосредственно способствуют созданию новых источников роста и занятости, а также финансовой устойчивости в кратко- и среднесрочной перспективе.

3. Подтвердить необходимость укрепления основ государственной политики в области борьбы с неравенством посредством: а) проведения макроэкономической политики, направленной на создание рабочих мест и стимулирование совокупного спроса; б) реализации налогово-бюджетной и монетарной политики, способствующей эффективному инвестированию; в) искоренения коррупции, борьбы

с уклонением от уплаты налогов и повышения эффективности государственных расходов.

4. Усиливать системы социальной защиты с целью максимального расширения круга граждан, имеющих доступ к ним, обеспечения их эффективности и максимальной ответственности с точки зрения расходования средств.

5. Создать Рабочую группу «двадцатки» по равенству для работы с соответствующими международными организациями и неправительственными группами с целью доработать и внедрить настоящие рекомендации, а также выработать новые к саммиту «Группы двадцати» в Брисбене в ноябре 2014 г.

6. Используя механизмы ООН, способствовать включению цели по преодолению неравенства в качестве одной из Целей глобального развития после 2015 г.

При решении проблем неравенства в максимальной степени должны учитываться вызовы и возможности, характерные для конкретных стран. Однако можно выделить четыре основных направления действий по преодолению неравенства и созданию новых возможностей:

1. Обеспечение инклюзивного экономического роста через сокращение первичного неравенства:

— Реализация мер макроэкономической и промышленной политики, направленных на создание рабочих мест, стимулирование совокупного спроса; макроэкономическую стабилизацию без ущерба для восстановления экономики.

— Проведение промышленной политики, поощряющей создание более эффективных рабочих мест с уровнем оплаты труда выше прожиточного минимума.

— Осуществление фискальной и монетарной политики, направленной на поощрение эффективных инвестиций в противовес спекуляции на финансовых рынках и стимулирование устойчивого роста.

— Осуществление действий по обеспечению равного доступа к рынкам капитала и предпринимательской деятельности, человеческому капиталу, ключевым факторам производства, рынкам, и мер, улучшающих условия ведения бизнеса в целом (в том числе поддержка малых и средних предприятий, молодых предпринимателей, инновационных производств).

2. Создание возможностей для максимально широкого круга граждан путем реализации мер по обеспечению более справедливого распределения:

— Реализация мер, направленных на создание равных возможностей, таких как инвестиции в человеческий капитал посредством развития общедоступного здравоохранения, высококачественного образования и профессионального обучения, чувствительных к изменениям в экономике и обществе, для того, чтобы дать возможность гражданам реализовать свой потенциал на рынке труда и содействовать предприятиям в повышении инновационного потенциала и конкурентоспособности.

— Осуществление мер, направленных на генерацию доходов и расширение налогооблагаемой базы с целью сделать налоговую систему более справедливой и прогрессивной (повышение налогов на доходы от капитала, наследство, недвижимость и земельные ресурсы кроме официального постоянного места жительства или земельного участка, необходимого для пропитания; повышение налогов для наиболее обеспеченных граждан; сокращение регрессивных налогов).

— Улучшение пенсионных систем с целью максимизации стимулов для активного участия в экономической деятельности опытных пожилых работников.

— Изменение структуры субсидий таким образом, чтобы фактическими получателями субсидий были не богатые, а малообеспеченные слои населения, пострадавшие от рецессии; обеспечить условия для того, чтобы субсидии достигали своих целей, не искажались в результате коррупции и не наносили ущерба налогово-бюджетной устойчивости в средне- и долгосрочной перспективе.

3. Обеспечение прозрачности и подотчетности органов государственной власти:

— Борьба с уклонением от уплаты налогов и минимизацией суммы налогообложения. На национальных уровнях необходимо расширять налогооблагаемую базу и сделать систему налогообложения более справедливой и прогрессивной посредством реализации мер, направленных на борьбу с уклонением от уплаты налогов и минимизацией сумм налогообложения, а также незаконными финансовыми потоками, опираясь на решения, принятые на встрече министров финансов и глав центральных банков «Группы двадцати» в апреле 2013 г. в Вашингтоне. Поскольку одни лишь национальные меры недостаточны для эффективной борьбы с уклонением от уплаты налогов, страны «Группы двадцати» должны активно включаться в международные механизмы сотрудничества по вопросам налогообложения, такие как: автоматический обмен информацией; многосторонние одновременные налоговые проверки; международная помощь в сборе налогов, подлежащих уплате.

— Повышение эффективности государственных расходов, внедрение эффективных механизмов, позволяющих привлекать органы государственной власти к ответственности, а организациям гражданского общества и другим группам граждан проводить мониторинг исполнения принятых обязательств по перераспределению социальных услуг и их качества, а также эффективности государственных расходов: публичные слушания, независимые аудиторские проверки, оценки общественных организаций и граждан, коллективные отчеты об исполнении бюджета.

4. Преодоление горизонтального неравенства через обеспечение равного доступа к социальным возможностям:

— Обеспечение наиболее уязвимых слоев населения доступом к важнейшим общественным благам посредством более эффективного перераспределения и осуществления социальных программ, включая внедрение минимального уровня социальной защиты.

— Осуществление регулятивных мер, полностью соответствующих международным стандартам в области занятости, направленных на борьбу с эксплуатацией и позволяющих работникам осуществлять коллективные действия по защите собственных прав. Эти меры, однако, должны вводиться постепенно, учитывая слабость институтов и финансовые ограничения в различных развивающихся странах.

— Защита прав на всеобщий и равный доступ для уязвимых слоев населения к продовольствию, воде, здравоохранению, образованию, социальной защите, доступному жилью, а также других, таких как право свободного перемещения граждан внутри страны.

— Создание инклюзивной системы предоставления финансовых услуг, обеспечивающей доступ к финансовым услугам для большей части населения, включая наиболее уязвимые его слои.

— Поддержка экономического роста регионов посредством продвижения региональных инициатив, включая программы по улучшению инфраструктуры,

человеческого капитала, программы по достижению межрегионального равенства и интеграции.

Несмотря на то, что меры по борьбе с неравенством должны приниматься на национальном уровне, очевидно, что при помощи исключительно национальных действий невозможно решить проблемы, являющиеся причинами усиливающегося экономического неравенства. Например, промышленная политика, направленная на привлечение инвестиций в высокотехнологичные отрасли, во многом зависит от структуры международного режима защиты прав интеллектуальной собственности. В условиях повышенной мобильности капитала налогообложение финансовых операций также не может быть осуществлено эффективно без соответствующих механизмов международной координации. Скоординированные действия мирового сообщества — непременное условие обеспечения исполнения международных стандартов на рынках труда. Таким образом, необходимо укреплять политическую волю к решению проблем неравенства не только внутри стран, но и в рамках международных механизмов координации экономической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.