Научная статья на тему 'Рекомендательная библиография в России в 1917-1921 гг. Часть 1'

Рекомендательная библиография в России в 1917-1921 гг. Часть 1 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2211
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКОМЕНДАТЕЛЬНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ / ИСТОРИЯ БИБЛИОГРАФИИ В РОССИИ / ТИПЫ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫХ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ В ОБЛАСТИ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОЙ БИБЛИОГРАФИИ / RECOMMENDATORY BIBLIOGRAPHY / THE HISTORY OF BIBLIOGRAPHY IN RUSSIA / THE TYPES OF RECOMMENDED BIBLIOGRAPHIC AIDS / POLITICAL INFLUENCE IN THE AREA OF RECOMMENDATORY BIBLIOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Михеева Галина Васильевна

В этой части статьи рассматривается развитие рекомендательной библиографии в России от ее зарождения в 1860-е гг. до 1917 г. включительно. Разбираются различные виды и типы рекомендательных библиографических пособий. Указан вклад основных деятелей в области рекомендательной библиографии: Н. А. Рубакин, И. В. Владиславлев, А. И. Лебедев и др. Обосновывается высокий уровень развития этого вида библиографии к 1917 г., формирование которого испытывало постоянное политическое влияние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recommendatory bibliographyin Russia during 1917-1921 1917. Part 1

In this part of the article describes the development of recommendatory bibliography in Russia from its beginnings in 1860 to 1917, inclusive. Understand the different kinds and types of recommended bibliographic aids. Specified contributions of major figures in the field of recommendatory bibliography: N. A. Rubakin, I. V. Vladislavlev, A. Lebedev, etc. substantiates a high level of development of this bibliography to 1917, the formation of which has experienced continuous political influence.

Текст научной работы на тему «Рекомендательная библиография в России в 1917-1921 гг. Часть 1»

УДК 019.922"18/19"

Г. В. Михеева

Рекомендательная библиография в России в 1917-1921 гг. Часть 1

В этой части статьи рассматривается развитие рекомендательной библиографии в России от ее зарождения в 1860-е гг. до 1917 г. включительно. Разбираются различные виды и типы рекомендательных библиографических пособий. Указан вклад основных деятелей в области рекомендательной библиографии:

H. А. Рубакин, И. В. Владиславлев, А. И. Лебедев и др. Обосновывается высокий уровень развития этого вида библиографии к 1917 г., формирование которого испытывало постоянное политическое влияние.

Ключевые слова: рекомендательная библиография, история библиографии в России, типы рекомендательных библиографических пособий, политическое влияние в области рекомендательной библиографии

Galina Mikheeva

Recommendatory bibliographyin Russia during 1917-1921. Part 1

In this part of the article describes the development of recommendatory bibliography in Russia from its beginnings in 1860 to 1917, inclusive. Understand the different kinds and types of recommended bibliographic aids. Specified contributions of major figures in the field of recommendatory bibliography: N. A. Rubakin,

I. V. Vladislavlev, A. Lebedev, etc. substantiates a high level of development of this bibliography to 1917, the formation of which has experienced continuous political influence.

Keywords: Recommendatory bibliography, the history of bibliography in Russia, the types of recommended bibliographic aids, political influence in the area of recommendatory bibliography

Состояние рекомендательной библиографии к 1917 г.

Зарождение рекомендательной библиографии в России Н. В. Здобнов связывает с именем Н. Н. Бантыша-Каменского1, который в 1776 г. в качестве приложения к учебнику риторики И. Ф. Бугрия опубликовал <Юе по^-^а ИЬгогит КоББкогит, БуБ1ета^се ехроБИ 1огит» («Описание российских книг, систематически расположенных»)2. В предисловии к «Описанию» отмечалось, что оно составлено «во благо старательных юношей»3, т. е. имело своей задачей рекомендацию книг с образовательно-воспитательными целями для учащейся молодежи. Это были лишь зачатки рекомендательной библиографии, и сам Н. В. Здобнов сомневался в определении вида библиографии в отношении этой работы4, но, по свидетельству Н. В. Здобнова, «свыше 10 лет он оставался единственным рекомендательным указателем»5. Впрочем, и в этих своих взглядах Н. В. Здобнов не был до конца последовательным и в той же «Истории...» указывал, что «еще в XVI в. появляются первые ростки рекомендательной библиографии»6, имея в виду «Указец» Арсения Высокого 1584 г., характеризуя который, Н. В. Здобнов отмечал: «.в „Указце" Арсения мы видим яркий образец зарождавшейся русской рекомендательной библиографии: в нем взяты только избранные места из избранных книг.»7.

В первой половине XIX в. известны от-

дельные случаи «перерастания» учетно-регистрационной библиографии (В. С. Сопиков и др.) и издательско-книготорговой (каталог П. П. Должикова и др.) в рекомендательную8, однако возникновение рекомендательной библиографии для массового читателя, превращение ее в общественное явление, в котором сталкиваются и борются различные общественно-политические движения, следует отнести все-таки к 1860-м гг.9 Отмена крепостного права, обсуждение на страницах либеральной печати вопросов о народном образовании, создание народных библиотек, издание литературы для детского и народного чтения, возникновение различных обществ и кружков для распространения народного просвещения - все это ставило вопросы: что читать народу и что издавать для народа? Кроме обсуждения на страницах периодических изданий, это привело к небывалому до той поры стремительному развитию рекомендательной библиографии и превращению ее в арену острых дискуссий и споров об общих вопросах мировоззрения, о равноправии языков и национальностей. С первых же пособий в рекомендательной библиографии наметились два течения: демократическое и «охранительное»10.

Большую роль в руководстве народным чтением и развитии рекомендательной библиографии демократической направленности сыграл Петербургский комитет грамотности при Вольном экономическом обществе. «Официальную» рекомендательную библиогра-

фию книг всемерно развивало Министерство народного просвещения, сосредоточив свои усилия главным образом на рекомендации учебных руководств и пособий для средних и низших учебных заведений. Развивалась и рекомендательная библиография, ориентированная на читателей церковных и приходских библиотек.

Возросший поток рекомендательных библиографических пособий; попытки издания специальных журналов, посвященных рекомендательной библиографии; вовлечение в создание библиографических пособий все большего числа общественных организаций (Петербургского, Московского и Киевского комитетов грамотности, рекомендательного бюро при Одесской комиссии народных чтений, Учебного отдела Общества распространения технических знаний в Москве, Отдела для самообразования при комитете Педагогического музея военно-учебных заведений в Петербурге и др.); отдельных библиографов, официальных и ведомственных образований в полной мере отражали важнейшие течения русской общественной мысли конца XIX в.

Усиление цензурных ограничений приводило к созданию нелегальных рекомендательных пособий, особенно получивших распространение в связи с возникновением и развитием марксистских кружков11.

Расширяется и адресат рекомендательной библиографии.Большой популярностью пользовались многократно переиздававшиеся программы чтения, рассчитанные на самообразование демократической провинциальной интеллигенции: московские «Программы для домашнего чтения», подготовленные Комиссией по организации домашнего чтения при учебном отделе Общества распространения технических знаний (8 изданий с 1894 по 1914 г.) и петербургские «Программы чтения для самообразования» (6 изданий с 1895 по 1911 г.). В составлении и тех, и других принимали участие видные ученые -профессора университетов12.

С 1907 г. Общество распространения технических знаний в Москве стало издавать библиографический журнал «Критическое обозрение», на страницах которого Комиссия по организации домашнего чтения помещала отдельные программы чтения для лиц, занимавшихся самообразованием.

Как отмечала М. В. Машкова, «эпизодические программы были дальнейшим шагом в сторону демократизации знания. Гибкие по форме и подвижные по содержанию, они постоянно освежались подбором новых тем и новой лите-ратуры»13.

Среди выдающихся библиографов, внесших заметный вклад в развитие дореволюционной

рекомендательной библиографии в России, были Х. Д. Алчевская (Что читать народу. СПб.; М., 1884-1906. Т. 1-3)14, И. И. Янжул (Книга о книгах. Толковый указатель для выбора книг по важнейшим отраслям знания. М., 1892. Ч. 1-2),

А. И. Лебедев (Детская и народная литература. Н. Новгород. Вып. 1-2. Труд многократно переиздавался вплоть до 1916 г.), А. В. Панов (Домашние библиотеки. Н. Новгород, 1902; 3-е изд. СПб., 1906)15, Н. А. Рубакин (Среди книг. СПб., 1906; 2-е изд. 1911-1915)16, К. Н. Дерунов (Примерный библиотечный каталог. СПб., 1906. 2-е изд., 1908-1911. Ч. 1-2)17, И. В. Владиславлев (Гульбинский) (Библиографический ежегодник: сист. указ. лит. за [1911-1914] г. М., 1912-1915; серия «Что читать?». 1911-1918) и др.

Значительное влияние на развитие рекомендательной библиографии в начале ХХ в. оказала революция 1905-1907 гг. Резкое изменение русского книжного рынка (появление потока демократической, революционной книги, возникновение множества периодических изданий, политических брошюр, листовок, дешевой «идейной» беллетристики) привело к повороту всей рекомендательной библиографии в сторону отражения в первую очередь актуальной тематики, содействовало возникновению новых разнообразных форм рекомендательных библиографических пособий, оперативно пропагандирующих преимущественно популярную общественно-политическую литературу.

Повсеместно возникали библиографические списки, листовки, краткие указатели. Они были основными так называемыми малыми формами рекомендательной библиографии этих революционные лет, рассчитанными на сиюминутное использование и столь же быстро исчезавшими, как и возникавшими. Подвергшиеся впоследствии конфискации и уничтожению, они очень часто оставляли свой след лишь в списке запрещенных изданий, а сведения о них стали доступны только после 1917 г.18

В первое десятилетие ХХ в. все большее развитие получает такой тип рекомендательного библиографического пособия, как библиотека самообразования для начинающего читателя.

Одной из наиболее сильных и влиятельных групп среди рекомендательных библиографических пособий политической окраски становятся библиографические пособия, пропагандирующие марксистскую литературу: списки литературы для занятий в марксистских кружках, программы чтения для рабочих, отдельно изданные или помещенные на страницах большевистской периодики, списки для занимающихся в воскресных классах19. «Выросшая из рукописных и гектографированных программ кружковых за-

нятий и кратких списков самообразовательного чтения рекомендательная библиография. была частью партийной работы, она служила пропагандистским целям, помогая читателям ориентироваться во всех вопросах современности и определить свое место в политической борьбе»20. На это назначение рекомендательной библиографии, на ее роль в подготовке умелых агитаторов было обращено внимание на II съезде РСДРП, в резолюции которого «О постановке пропаганды» ставилась особая задача создания систематических указателей литературы для занятий в подпольных кружках21. На создание таких рекомендательный библиографических пособий были брошены большие партийные силы профессиональных революционеров: С. Г. Струмилина (Струмилло-Петрашкевича), П. М. Лебедева (Керженцева), С. Степанова, М. Г. Лунца. Обзор литературы о К. Марксе и марксизме был составлен В. И. Лениным для популярного «Энциклопедического словаря» братьев Гранат (1915 г.). Основной задачей большевистской рекомендательной библиографии в дореволюционный период была помощь в политическом просвещении широких масс, пропаганда общественно-политической марксистской литературы. В основу систематизации материала в этих указателях была положена практическая программа социал-демократической партии.

Обширную группу составляли рекомендательные библиографические пособия других партий, прежде всего эсеровские. Их также готовили опытные пропагандисты, а по методике составления они, порой, превосходили большевистские пособия (например «Библиотека социалиста» Г. Нестерова (М., 1906); «Каталог социалиста» И. Шейнкмана (М., 1906) и др.).

Еще одним типом рекомендательных библиографических пособий, получившим широкое развитие в предреволюционные годы, стали пособия в помощь народным библиотекам (например, «Чем пополнить народные библиотеки А. А. Покровского и А. К. Покровской» (Н. Новгород, 1906), «Для самообразования и общедоступной библиотеки» Е. Д. Трауцкой и

А. А. Покровского (М., 1915)). Особенно активно подобные каталоги для библиотек составляли земства, Московское и Петроградское общества грамотности, различные культурно-просветительные, благотворительные и религиозные организации. Среди них выделяются широко распространившиеся «Примерные каталоги для народных библиотек», подготовленные справочно-библиографическим отделом книгоиздательства «Наука», которым в 1910-1915 гг. руководил И. В. Владиславлев.

Немаловажную роль в подготовке реко-

мендательной библиографии по разным отраслям знания сыграл Подвижной музей учебных пособий при Постоянной комиссии по техническому образованию Русского технического общества в Петрограде. Библиографические пособия Подвижного музея создавались в основном для взрослых читателей и включали лучшие книги по естествознанию, географии, истории, общественным наукам, беллетристике. К отбору и рецензированию включаемых в пособия книг привлекались известные ученые и педагоги. Медицинским просвещением в форме рекомендательных библиографических списков и пособий активно занималась Комиссия по распространению гигиенических знаний в народе при Обществе русских врачей в память Н. И. Пирогова. Популярную литературу по сельскому хозяйству пропагандировали редакция газеты «Сельский вестник» в «Указателях общеполезных книг по сельскому хозяйству» (СПб., 1909-1910. Вып. 1-2) и Комиссия по распространению сельскохозяйственных знаний при Вольном экономическом обществе в «Библиографических обзорах популярной сельскохозяйственной литературы» (СПб., 1913-1916. Вып. 1-2). Определенный вклад в создание рекомендательной библиографии по сельскому хозяйству внесла Комиссия по просмотру популярной сельскохозяйственной литературы Киевского агрономического общества, опубликовавшая в 1913-1914 гг. 4 выпуска «Обзоров текущей популярной сельскохозяйственной литературы» и предпринявшая в 1914 г. попытку издания двухмесячного журнала «Вестник популярной сельскохозяйственной литературы», выход в свет которого прекратился с началом Первой мировой войны. Рекомендательной библиографией сельскохозяйственной литературы занималась также Комиссия по народным чтениям при Департаменте земледелия, выпуская «Списки книг для народных сельских библиотек» (Пг., 1914; 1916).

Подводя итог развития отечественной рекомендательной библиографии за предреволюционный период, необходимо отметить богатый опыт подготовки и разнообразие типов и жанров рекомендательных библиографических пособий. Основная цель отечественной рекомендательной библиографии - помощь в содействии общему самообразованию - все больше дополнялась задачей политического просвещения, которому уделяли внимание различные партии и политические группировки. Уже до 1917 г. рекомендательная библиография стала ареной острой политической борьбы, характеризовалась стремлением привлекать на сторону различных политических платформ все более

широкие слои населения, пропагандировать идеи своей партии и дезавуировать деятельность других политических группировок.

Рекомендательные библиографические пособия отличались разнообразной дифференциацией читательского назначения по социальному, профессиональному, партийному, образовательному признаку. Все чаще стали появляться пособия, рассчитанные на рабочие и крестьянские массы.

Под влиянием приближавшегося революционного 1917 г. и обострением классовой борьбы, как справедливо отмечено у М. В. Машковой, «рельефнее выступают различия в направлениях дореволюционной рекомендательной библиографии и отчетливее определяются идейные позиции библиографов»22.

Периодизация рекомендательной библиографии в 1917-1921 гг.

Анализируя состояние и развитие рекомендательной библиографии в России в первое послереволюционное пятилетие, наблюдаешь достаточно отчетливо выраженные временные отрезки ее модификации даже в такой непродолжительный период. Их условно можно разделить следующим образом.

Прежде всего, как ни в одном другом виде библиографии, особняком стоит 1917 г., характеризующийся обилием библиографических пособий самой разной тематики, форм и жанров. В этом году, с одной стороны, полностью сохраняется общая просветительская направленность многих рекомендательных библиографических трудов, с другой - наблюдается все возрастающий накал борьбы различных группировок и партий за овладение сознанием широких народных масс и стремление «просвещать» читателя с определенных идеологических позиций.

1918-1918 гг. характеризуются выработкой основ новой социалистической рекомендательной библиографии. Внешкольный отдел Наркомпроса, руководимый Н. К. Крупской, основываясь на ленинских принципах организации и содержания библиотечной деятельности, отводит рекомендательной библиографии в первую очередь политико-просветительную роль, функции проводника социалистических идей. Отвергая надклассовую, чисто просветительскую составляющую этого вида библиографии, Внешкольный отдел всеми средствами внедряет в сознание широких масс идею партийности рекомендательной библиографии. Идут поиски наиболее адекватных форм этого вида библиографии в новых социально-экономических условиях; разнообразные государственные,

частные и общественные организации без координации друг с другом занимаются составлением библиографических пособий.

Особую страницу составляет библиографическая деятельность в Красной армии. Стоит задача, с одной стороны, ликвидировать малограмотность красноармейских масс, в основном выходцев из крестьянской и рабочей среды, с другой - созданные в этот период военно-политические органы всеми доступными средствами ведут политико-просветительную деятельность, в том числе и средствами рекомендательной библиографии, внедряя в сознание красноармейцев социалистические идеи, рассматривая красноармейцев как будущих проводников этих идей в широкие слои трудящихся.

Наконец, по завершении Гражданской войны и переходу к мирному строительству нового социалистического строя создаются условия для объединения всех параллельно и изолированно существующих органов, осуществляющих рекомендательную библиографическую деятельность.

Создание Главполитпросвета в 1920 г. и развертывание основных направлений его деятельности в 1921 г. завершает формирование основ советской рекомендательной библиографии.

Рассмотрим последовательно и подробно развитие отечественной рекомендательной библиографии в соответствии с этими этапами.

1917 год

Февральская революция 1917 г., заложившая основы свободного - в рамках демократического строя - развития печати, закрепленные в постановлениях Временного правительства от 27 апреля 1917 г. «О печати» и «Об учреждениях по делам печати», освободивших печать от любого воздействия цензуры, придала мощный толчок развитию именно рекомендательной библиографии. Следствием этого явилось то, что 1917 г. характеризуется поистине лавинообразным потоком создания, издания и переиздания рекомендательных библиографических пособий, главным образом общедемократической направленности.

В период между Февральской и Октябрьской революциями возникло сравнительно большое число рекомендательных библиографических журналов. Особое место среди них занимает созданный И. В. Владиславлевым рекомендательный журнал «В помощь читателю и библиотекарю». Идея подобного издания возникла у И. В. Владиславлева еще в конце 1916 г., тогда он писал Н. А. Рубакину: «.придется нам, библиографам-общественникам, свой какой-

нибудь, хоть захудалый журнальчик библиографический создать, с возможно более широко поставленным справочным отделом. Так ведь нужно у нас библиографическое] издание, кот[орое] обслуживало бы 1) общедоступн[ые] библиотеки и 2) обширный круг лиц, преследующих цели самообразования. Ведь это - пробел, кот[орый] не заполняется ни одним из существующих изданий»23.

Подобный журнал небольшого тетрадочного формата И. В. Владиславлев начал издавать с мая 1917 г., открыв его знаковой статьей «Книжный голод»24, в которой подчеркивал: «Неудовлетворение духовных запросов страны - опасно. <...> Дайте свободному народу свободное слово! Иначе. иначе революцию постигнет тяжелая участь.»25. В 1917 г. было выпущено 8 номеров этого журнала. С 1918 г. журнал поменял местами заглавие и подзаголовок и стал называться «Библиографический ежемесячник: В помощь читателю и библиотекарю». Под таким названием вышел один № 1(9) за январь-март 1918 г. Как отмечала М. В. Машкова, сравнивая его с аналогичными появившимися в период между двумя революциями рекомендательными библиографическими журналами, он был «более широким по своему назначению и программе и более ясным и четким по структуре».

Раскрывая программу журнала в № 2 за 1917 г., И. В. Владиславлев писал: «В „Библиографическом ежемесячнике" главное внимание будет уделяться текущей популярной литературе по общественно-политическим вопросам, причем отзывы будут даваться. не об отдельных книжках, а по вопросам, темам, издательствам.

Возможно шире постарается поставить „Ежемесячник" и отдел „Новых книг", в котором будут даваться систематические перечни (.с краткими заметками описательного и комментирующего характера) популярной и популярно-научной литературы по всем отраслям знания. Должное внимание будет уделяться также периодической печати и вопросам детской литературы»26.

Очевидно, что такую обширную и сложную программу в исторических условиях революционного хаоса журнал выполнить не мог.

Первые выпуски журнала были встречены критикой весьма строго. В обзоре «Библиографическая литература по вопросам текущего момента» Н. М. Лисовский раскритиковал это издание: «Приходится констатировать весьма резкое несоответствие между планом „ежемесячника" и его выполнением. Редакция ставит себе очень обширные задания: она желает да-

вать и руководящие статьи, и обзоры текущей популярной литературы по общественно-политическим вопросам, и перечни таких же новых книг по всем отраслям знаний (с дополнением даже хороших старых книг), и обзоры новой периодической печати в России (газеты и журналы), и списки детской литературы, и, наконец, сведения из литературной и книжной хроники. В результате - несколько тощих брошюр с таким же багажом.»27.

По мере сил и возможностей И. В. Владиславлев старался совершенствовать «ежемесячники», и уже через полгода рецензенты были более снисходительны. В первом номере «Петроградского кооператора» А. В. Мезьер в рецензии на первые шесть выпусков библиографического ежемесячника «В помощь читателю и библиотекарю» отмечала: «Журнальчик очень необходим для кооперативных библиотек, где он сослужит пользу и библиотекарю, и читателю. и тот, и другой найдут указания, что можно выбрать лучшего из литературы по вопросу об Учредительном собрании, о политических партиях, о государственном управлении, о городском и земском самоуправлении, в частности, о волостном земстве. Журнальчик ценен тем, что, наряду с обзорами новых книг, он не забывает и о хорошем старом и напоминает о нем в таких обзорах, как: „О дешевых изданиях русских классиков", „Книга о книгах", „Что брать из общих пособий для первоначального ознакомления с русской историей"»28.

Недолго просуществовавший «журнальчик» тем не менее оставил определенный след в рекомендательной библиографии 1917 г. Почти в каждом его номере был представлен «Обзор популярной литературы по общественно-политическим вопросам», всего отразивший свыше 385 книг и брошюр. М. В. Машкова подчеркивала: «Это было единственное издание, в котором велась пропаганда марксистской книги. В разделе „Периодическая печать" на первое место были выдвинуты социал-демократические газеты, в одном из выпусков ежемесячника помещена библиография изданий „Манифеста Коммунистической партии" (19051906 и 1917 гг.)29, составленная А. А. Покровским, в обзоре литературы по аграрному вопросу среди других рекомендованы пять работ В. И. Ленина»30. В большинстве номеров ежемесячника был раздел «Новые книги», в котором помещались систематические списки литературы по различным отраслям знания31. Всего в этом разделе за все время издания журнала отражено 455 названий новых книг, частично -с аннотациями.

В постоянных библиографических разделах

журнала принимали участие Д. М. Браиловский,

В. Л. Львов-Рогачевский, А. В. Мезьер, А. А. Покровский, Г. И. Поршнев, Н. А. Рубакин, С. О. Се-рополко, Л. Б. Хавкина и другие деятели книги и народного просвещения.

Кроме «Библиографического ежемесячника» в межреволюционный период возникло еще несколько рекомендательных библиографических журналов, главным образом они выходили в Москве и в Петрограде. Большинство из них было с той или иной политической окраской, чаще всего - эсеровской.

Так, в рассматриваемый период Бюро по снабжению общественно-политической литературой при Всероссийском союзе городов в качестве приложения к журналу «Город: вестник Всероссийского союза городов» - двухнедельному эсеровскому изданию по вопросам муниципальной жизни - издало 6 номеров «Библиографического справочника»32. В этих номерах с подробными аннотациями приведены сведения о книгах и брошюрах, изданных в 1917 г. по вопросам истории всеобщей и русской, политическому устройству, финансовой и аграрной политике государства и отдельных партий, местного самоуправления, рабочему и национальному вопросам и др. Всего учтено около 320 названий опубликованной в течение года литературы. Все номера справочника вышли под редакцией историка литературы, критика Вл. П. Кранихфельда. В его подготовке принимали участие также известный социал-демократ Л. Б. Грановский, историк и искусствовед

А. К. Дживилегов, юрист, будущий разработчик нового советского права, заместитель наркома юстиции СССР Е. Б. Пашуканис и другие известные политические и общественные деятели.

Книгоиздательство «Солидарность» выпустило три номера под редакцией И. П. Сазонова «периодического сборника отзывов и систематических обзоров популярных брошюр и книг» -«Брошюра и книга»33. Все рецензируемые книги и брошюры оценивались следующим образом: А - безупречные; Б - с изъянами, но трудно заменимые; В - не рекомендуемые. Как верно заметила М. В. Машкова, в оценке изданий преобладали меньшевистско-эсеровские тенденции. Брошюры и книги меньшевиков и эсеров о продолжении войны до победного конца, о поддержке Временного правительства, активно направленные против большевиков, все без исключения относились к первой группе, тогда как работы М. С. Ольминского, А. М. Коллонтай и других большевиков с резко отрицательными оценками попадали в последнюю, третью группу34.

В августе 1917 г. эсеровское издательство

«Земля и воля» приступило к изданию «журнала, посвященного вопросам самообразования, библиотечного дела, пропаганды и библиографии» «Читатель». Журнал редактировал известный библиограф, составитель ряда крупных пособий «журнальной литературы» Н. А. Ульянов.

Всего вышло 5 номеров - 4 в 1917 г. и один, 5-й в начале 1918 г. Поставив своей задачей сделаться «добрым советником и товарищем» для читателей в выборе книг, журнал «Читатель» открылся практическими советами Н. А. Рубакина «Как и с какой целью читать книги. Каким способом каждый желающий может сделаться образованным, интеллигентным человеком с наименьшей затратой времени, сил и средств»35.

Журнал оперативно откликался на злободневные вопросы политической жизни и уже с 1-го номера начал печатание списка О. Н. Эльдаровой «Популярная литература о волостном земстве», продолжив его в 3-м номере36. В том же 3-м номере опубликован список известного публициста и деятеля партии эсеров

В. С. Горбачевского «Популярная литература о социализме»37, содержащий главным образом издания народных социалистов и эсеров.

Эсеровскую платформу отражал и единственный номер журнала «Что читать?», выпущенный Литературно-агитационным отделом при Всероссийском совете рабочих и солдатских депутатов. С подробными аннотациями в нем приведен список «Об Учредительном собрании» (17 названий книг и брошюр)38 и перечень изданий Литературно-издательского отдела.

Определенной кадетской ориентации в своих оценках придерживался критико-библиографический «Бюллетень Общества политического просвещения армии и широких слоев населения»39, прекратившийся на втором номере. В обоих номерах присутствовал раздел «Библиографический листок», в котором по тематическому принципу сформированы рецензии, также отражающие взгляды кадетской партии (к примеру, в разделе «Война и мир» приведены рецензии исключительно на брошюры, пропагандирующие идеи продолжения Первой мировой войны до победного конца. Такие издания названы «чрезвычайно ценными», и они «должны быть горячо рекомендованы для самого широкого распространения»40. В рецензии на сборник документов «Программы политических партий в России», опубликованный под редакцией И. В. Владиславлева, особо отмечалось, что «программа партии к.-д. напечатана по старому изданию, причем составитель не потрудился внести в нее поправку к п. 14»41 и т. д.). Всего в двух номерах в этом разделе подвергнуты критическому разбору свыше 120 названий книг и

брошюр. В «Списке книг, рекомендуемых для составления первоначальной дешевой библиотечки по политическим вопросам» на фоне внешней беспартийности также присутствуют кадетские симпатии42.

Подобную политическую платформу отражал и издаваемый Обществом с 1917 г. журнал «Народоправство». В помещенных в ряде его номеров в разделах «Среди книг» и «Вышли из печати» списках рекомендована главным образом кадетская литература: брошюры о войне, о социализации и др.43

Стремлением сохранять аполитичность отличался журнал «Спутник читателя», издаваемый Комиссией по народной литературе при Союзе писателей: всего в 1917 г. вышло три номера журнала, первый номер имел подзаголовок «Критическое обозрение новейшей литературы по общественно-политическим вопросам», второй и третий - «Указатель современной литературы по общественно-политическим вопросам». Ответственными редакторами этого журнала были Л. Я. Гуревич и историк и библиограф С. В. Вознесенский. В числе активных авторов «Спутника читателя» были Н. В. Брюло-ва-Шаскольская, В. В. Водовозов, С. В. Вознесенский, О. А. Волькенштейн (Ольгович), С. И. Гессен, В. А. Зеленко, Н. И. Кареев, Л. К. Клейнборт, Б. А. Кржевский, Л. П. Куприянова, А. В. Мезьер, Д. М. Одинец, М. А. Полиевктова, Питирим Сорокин, С. И. Тхоржевский, Вера Фигнер, М. Л. Хей-син, М. М. Янчевская, А. Г. Ярошевский и др.

Раскрывая программу журнала в первом номере «Спутника читателя», редакция отмечала, что он рассчитан на «представителей нашей молодой интеллигенции, которые в настоящий, исключительный по своей значительности исторический момент взяли на себя трудное и ответственное дело гражданского просвещения широких народных масс»44. При этом подчеркивалось: «Признавая полную свободу мысли, относясь с терпимостью ко всякому честному убеждению, не присваивая себе монополии на непогрешимость, редакция сборников в деле анализа и критики популярно-научных произведений будет стоять на внепартийной почве, взвешивая научную доброкачественность сообщаемого в брошюрах материала, с одной стороны, и степень доступности изложения его, с другой»45.

Изложенная программа была журналом выполнена. Кроме рецензий, обзоров и списков, посвященных указанной тематике (наиболее значительным из них представляется «Брошюры, вышедшие со времени государственного переворота по 10 мая 1917 г.»46 (155 названий, большинство из которых не попало в

«Книжную летопись»)), в журнале приведен список издательств, выпускавших брошюры по современным общественным и политическим вопросам в Петрограде, Москве, Казани, Нижнем Новгороде, Саратове - как беспартийных, так и партийной принадлежности самого широкого спектра, главным образом - социалистического. В рецензии на это издание, опубликованной в «Библиографических известиях», «Спутник читателя» назван «ценным и удачно задуманным библиографическим опытом»47.

Попытку издавать «Указатель рекомендуемой литературы по вопросам социально-политическим» предприняло Общество младших преподавателей Московского университета. Вышло всего три номера, отразившие в систематическом порядке свыше 300 названий книг и брошюр научно-политического характера за 1906-1917 гг. Этот указатель также не остался без внимания строгих критиков. В том же обзоре «Библиографическая литература по вопросам текущего момента» Н. М. Лисовский отмечал множество «дефектов с точки зрения чисто библиографической, выражающихся главным образом в недостаточности, а иногда и отсутствии сведений о месте выхода изданий, времени и т. д.»48. Сказывалась торопливость в подготовке подобных указателей «на злобу дня».

Сведения о выходе рекомендательных библиографических журналов оперативно попадали на страницы газет. Так, появилась информация о том, что Комиссия по народной литературе при Союзе писателей выпускает «Спутник читателя» -«серию библиографических указателей с обзорами, рецензиями, списками брошюр для солдатских, крестьянских и иных библиотек»49, а Литературноагитационный отдел при Всероссийском совете рабочих и крестьянских депутатов - библиографический журнал «Что читать?»50.

Как видим, в центре внимания всех без исключения рекомендательных библиографических журналов 1917 г. стояли насущные вопросы политической жизни страны (вопрос о власти, об Учредительном собрании, об отношении к войне, вопрос о земле). Вся пропаганда текущей литературы в виде библиографических обзоров, рекомендательных списков, подборок рецензий велась соответственно политической платформе редакции этих журналов. Все они просуществовали недолго и к концу 1917 г. или в самом начале 1918 г. прекратили свое существование.

Регулярно помещали на своих страницах критико-библиографическую информацию о новейшей общественно-политической литературе в межреволюционный период газеты разных политических партий: «День» - орган меньшевиков, «Воля народа» - орган партии правого

крыла эсеров, кадетская «Речь» и др. Не осталась в стороне и большевистская «Правда».

Вопрос об использовании библиографических материалов в агитационно-пропагандистской деятельности большевиков на страницах «Правды» в межреволюционный период, когда была сметена всякая цензура, достаточно подробно изучен А. Г. Шевченко51. Свобода печатного слова позволяла максимально использовать возможности газеты в области пропаганды литературы. Методы и формы пропаганды существенно расширились; в ней выделились три основных направления: пропаганда большевистской периодики; пропаганда большевистских непериодических изданий (книг, брошюр, листовок); информация о работе большевистских издательств, книжных складов, библиотек. Наряду с традиционными рекомендательными списками, помещались многочисленные объявления о новых книгах, брошюрах, листовках, поступивших в продажу, о выходе очередных номеров газет и журналов, обзоры их содержания или перепечатка оглавлений. Например, уже 11 марта 1917 г. в «Правде» был помещен один из первых легальных списков «Социал-демократическая партия. Партийная литература»52. Важнейшее место на страницах «Правды» отводилось пропаганде произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, В. Либкнех-та, А. Бебеля, видных партийных публицистов: Я. М. Свердлова, А. М. Коллонтай и др. Значительное место в библиографических материалах газеты занимала пропаганда «Программы» и «Устава» РКП(б). Как отмечено А. Г. Шевченко, «библиографическая деятельность „Правды" в период между двумя революциями. являлась важной составной частью партийной пропаганды, активно содействовала организации рабочего класса на борьбу за социалистическую революцию»53.

Регулярно оповещалось о выходе новых изданий в большевистских издательствах и на страницах других большевистских газет.

Орган Военной организации Петербургского комитета, а затем ЦК РСДРП(б) «Солдатская правда» уже через месяц со дня своего основания 15 апреля 1917 г. стал помещать тематические обзоры, издательскую информацию, библиографические списки («Какие следует читать книги», «Что читать солдатам и рабочим» и др.)54. Естественно, рекомендовались книги большевистской направленности, велась непримиримая борьба за политическое просвещение широких масс, пропагандировались социалистические идеи, подвергались критике идейные платформы других партий.

Рекомендательные списки и обзоры про-

должали печататься и впоследствии на страницах центральных газет («Правда», «Известия», «Красная газета» и др.) и они играли заметную роль в агитационно-пропагандистской деятельности РКП(б)55. Стремление газет пропагандировать вновь выходящую литературу оперативно и регулярно позволило М. С. Манежевой с полным основанием утверждать, что в это время «на страницах „Правды", „Известий" и „Красной газеты" по существу начала формироваться советская текущая рекомендательная библиогра-

фия»56.

Не осталась в стороне от библиографирования текущей литературы по общественным и политическим вопросам и такая общественная культурная организация, как возникший еще в конце XIX в. в Петербурге по инициативе Н. А. Ру-бакина Подвижной музей учебных пособий при Постоянной комиссии по техническому образованию Русского технического общества. В первое пятнадцатилетие XX в. развитие рекомендательной библиографии в России во многом определялось библиографической деятельностью именно этой организации, подготовившей немало библиографических рекомендательных пособий по самым разным отраслям знания для вечерних школ для взрослых рабочих и работниц, воскресных классов, начальных училищ, профессиональных, ремесленных, торговых средних учебных заведений, бесплатных народных библиотек и т. д.57

Подвижной музей уже имел опыт издания «Указателя книг по истории и общественным вопросам» в 1910 г., в котором, по мнению советских историков библиографии, проявился «буржуазно-либеральный характер» отбора изданий по отношению к марксистской литературе58.

В 1917 г. при литературно-издательском отделе Подвижного музея создается специальная комиссия под эгидой Временного комитета Государственной думы для просмотра и рекомендации текущей литературы по общественным и политическим вопросам. Стремясь, как и в указателе 1910 г. сохранять объективность и аполитичность, Комиссия подготовила в 1917 г. 2 выпуска рекомендательного пособия «Что читать по общественным и политическим вопросам гражданину свободной России?»59. Это был 27-й по счету каталог Подвижного музея. Как отмечалось Комиссией, «цель указателя -помочь читателям разобраться в текущей литературе, чтобы массовый читатель был в состоянии отделить все временное, агитационное от того, что действительно способно просветить, осведомить, расширить горизонт, показать современное состояние общественной мысли в ее различных проявлениях. Вместе с тем это,

конечно, исключает и всякую партийность при оценке того, что призвано служить лишь делу просвещения»60.

Всего в обоих выпусках включено около 200 названий. Литература в каждом разделе расположена по 4 «рубрикам»: в рубрику 1 вошли издания для неподготовленного читателя; в рубрику 2 - для читателя с некоторой подготовкой, рубрики 3 и 4 ориентированы на подготовленного читателя. Таким образом, вся литература в списках расположена по степени ее доступности для читателей различных категорий. В составлении списков, в которые, в основном, включена «литература брошюрного характера» («ввиду наблюдающегося. повышенного спроса на небольшие издания»61), принимали участие также справочное бюро при Обществе библиотековедения, Культурно-просветительная комиссия при Василеостровской районной думе, представители городских бесплатных библиотек. Обещанную аполитичность Комиссии удалось выдержать. Так в разделе «Политические партии» приведены программы эсеров, «трудовиков», социал-демократов, кадетов и социал-демократической группы «Единство»62.

В том же 1917 г. Московская городская общественная управа выпустила «пособие для читателей, народных учителей, лекторов, библиотекарей, заведующих народными домами, книжными складами и для других работников по народному образованию» «Указатель книг по политическим и общественным вопросам» Н. А. Малиновского63. В указателе в систематическом порядке, внутри разделов - по трем ступеням сложности приведены 702 названия книг и брошюр с конца XIX в. В предисловии автором дан систематический обзор включенной литературы под названием «Система чтения»64.

Популярную литературу по актуальным политическим, экономическим и социальным вопросам рекомендовали своим читателям «Бюллетени литературы и жизни»65. Составленный «по материалам партийной и беспартийной периодики» список (169 названий) раскрывал животрепещущие темы: Учредительное собрание; избирательное право; государственное устройство; земельный вопрос; рабочий вопрос; война и мир; местное самоуправление; кооперация; партийные платформы - вот далеко не полный список тем, отраженных в большинстве рекомендательных библиографических пособий по политическим и общественным вопросам в 1917 г.

Продолжавший издаваться с 1905 г. «профессиональный и общественно-педагогический журнал» Всероссийского учительского союза «Народный учитель» в 1917 г. опубликовал со-

ставленный В. А. Невским указатель беллетристики на социальные темы «Политическое образование народа»66, продолжилось печатание этого указателя и в 1918 г.67 Составитель отмечал: «Особенное внимание в деле политического просвещения широких народных масс нужно уделить. беллетристике на социальные темы. Заключая в себе богатый раствор политических знаний и настроений, многие художественные произведения для широких слоев будут. может быть, ценнее самых удачных брошюр»68. Всего в этих выпусках отражено в тематическом порядке около 300 названий книг и статей с конца XIX в. Составленный незадолго до Октябрьской революции указатель для библиотек полковых революционных комитетов перепечатывался трижды на страницах периодики: в «Известиях Комитета Западного фронта Всероссийского земского союза» (Минск, 1917); в книге В. А. Невского «Второй сборник статей по внешкольному образованию» (Кострома, 1919) и во втором издании этой же книги (Казань, 1921). Кроме того, в 1920 г. он вышел отдельным изданием в Мелекессе, в 1922 и 1924 гг. в Москве. Указатель постоянно перерабатывался составителем. В своей оценке этого издания А. Г. Фомин подчеркивал его справочное значение, но отвергал рекомендательное, отмечая, что «некоторые отмеченные в нем произведения в наше время не могут быть рекомендованы массовому советскому читателю»69.

Этот указатель и впоследствии вызывал неоднозначную оценку советских библиографо-ведов. Так, И. Г. Моргенштерн, назвав указатель

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В. А. Невского «первым, в котором осуществлялся принцип предметизации беллетристики»70, отмечал «некритический подход к отбору литературы»71 и заключал «задача указателя -сделать художественную литературу „орудием общественного воспитания широких народных масс (в духе зарождающейся коммунистической культуры)" (цитата из предисловия к 7-му изданию указателя В. А. Невского, с. 3. - Г. М.), выполнялась явно неудовлетворительно»72.

В 1917 г. по-прежнему издавалось немало таких видов рекомендательных библиографических пособий, как примерные каталоги библиотек.

Среди них следует назвать прежде всего выпущенное Московским городским народным университетом им. А. Л. Шанявского 2-м переработанным и дополненным изданием «Руководство для небольших библиотек» Л. Б. Хавкиной, получившее высокие оценки еще по выходе 1-го издания в 1911 г. Популярность этого пособия Л. Б. Хавкиной по-прежнему оставалась высокой, в связи с чем в следующем, 1918 г. вышло 3-е

переработанное и значительно дополненное издание этого труда73. В «Руководстве.» были не только изложены техническая и организационная стороны библиотечной работы, но и приведены 46 названий библиографических указателей, библиографических журналов и пособий по руководству чтением за 1904-1917 гг., которые, по мнению автора, могли стать «основою для комплектования небольшой общеобразовательной библиотеки»74. Среди них - заслужившие высокое признание пособия Е. Д. Трауцкой и А. А. Покровского, А. И. Лебедева, Н. А. Рубакина, «Каталог книг для народных библиотек-читален» Харьковского губ. земства, московские и петроградские «программы чтения», библиографические работы И. В. Владиславлева, В. И. Чарнолу-ского, Н. В. Чехова, Е. Н. Медынского и других деятелей народного образования.

Известный библиотековед и библиограф А. А. Покровский, воспитавший к тому времени целую плеяду библиотечных работников на курсах при Народном университета им. А. Л. Ша-нявского и подготовивший до 1917 г. не один библиографический указатель в помощь народному образованию, в 1917 г. выпустил пособие «О выборе книг для общедоступной библиотеки»75, которое сразу же было переиздано 2-м и 3-м изданием в 1918 г. В своей рецензии на 2-е издание этого труда Н. К. Крупская писала: «Книжка предназначена для библиотекарей общедоступных библиотек и дает немало ценных указаний»76.

В пособии изложены подробные методические указания для читателей, полезные советы библиотекарям по комплектованию общедоступной библиотеки и рекомендации по пропорциональности книжного состава различных отделов таких библиотек, что было принципиально новым явлением и закладывало основы формировавшейся тогда новой области библиотековедения - фондоведения. Пособие А. А. Покровского содержало ряд библиографических списков, в том числе «Список книг, наиболее нужных для общедоступной библиотеки: (Для взрослых читателей)»77 (209 названий). Подчеркивая аполитичность в выборе рекомендуемых книг, А. А. Покровский отмечал: «Принцип беспартийности общественной библиотеки требует, чтобы в библиотеке не очень маленькой все главные политические партии были представлены своими органами»78. Отстаивая в качестве основы самообразовательного чтения отказ от политического воспитания читателя, положенный в основу решений Первого всероссийского библиотечного съезда79, А. А. Покровский неизбежно заслужил в будущем упреки советских библиографоведов, отмечавших, что его

взгляды в тот период на отбор книг для самообразования были «упрощенными» и ошибочными, а его объективность была подвергнута критике80. Рецензенты-современники А. А. Покровского, напротив, отмечали как положительный факт стремление автора сохранять аполитичность в выборе книг. Так Н. М. Лисовский в упоминавшемся уже обзоре «Библиографическая литература по вопросам текущего момента», рецензируя «Краткий указатель книг по политическим и социально-экономическим вопросам» А. А. Покровского, изданный в 1917 г. Русским библиотечным обществом в Москве, писал: «Труд. Покровского, несмотря на его незначительный объем (всего 16 стр.), дает обширный и весьма детально классифицированный перечень избранных книг и брошюр по вопросам современности. Приятно при этом отметить, что автор стоит на точке зрения беспартийности библиотечной и всякой культурной работы (не в смысле, конечно, исключения каких-либо партийных изданий, а в том смысле, чтобы читатель, по ознакомлении со взглядами разных партий, мог сам сознательно сделать свой выбор)»81.

В той же работе А. А. Покровский привел и «Список важнейших пособий по выбору книг» (ок. 30 названий с подробными аннотациями)82. Среди них, так же как и у Л. Б. Хавкиной, работы А. И. Лебедева, П. М. Лебедева, И. В. Владиславлева, Н. А. Рубакина, А. В. Панова, московские и петроградские «программы чтения», указатели научно-популярных книг в «Сельском календаре» И. И. Горбунова-Посадова, своды отзывов о вновь выходящих книгах в журналах «Библиотекарь», «Вестник народного образования», «Бюллетени литературы и жизни», «Библиографический ежегодник» под редакцией И. В. Владиславлева и др. В последующих изданиях А. А. Покровский добавил и списки книг по библиотековедению, подготовленные и изданные Русским библиотечным обществом в 1911-1918 гг.83

Издавались и пособия для комплектования отдельных типов библиотек. Так Всероссийская социал-демократическая организация «Единство» во второй половине 1917 г. выпустила брошюру редактора «Библиотеки свободного гражданина» С. В. Вознесенского «Рабочая и солдатская библиотечка. Указатель популярных книжек, вышедших со времени февральско-мартовского переворота 1917 г.»84. Типовой каталог рекомендовал для начального формирования рабочих и солдатских библиотечек около 200 названий книг и брошюр. Материал распределен по 13 разделам: I. Рабочий вопрос и социализм; II. Аграрный вопрос; III. Формы государственного строя; IV. Гражданские свободы; V. Учреди-

тельное собрание; VI. Всеобщее избирательное право; VII. Политические партии; VIII. Местное самоуправление; IX. Революционные движения в России; X. Революционные движения на Западе; XI. Российская революция 1917 г.; XII. Мировая война и германский империализм; XIII. Современная экономическая разруха. Каждый раздел открывается краткой вступительной статьей, раскрывающей суть вопроса. Аннотации, порой чрезвычайно обширные, сжато пересказывают содержание работ. Отметив в предисловии, что «в указателе перечисляются как социалистические, так и не социалистические брошюры»85 и приведя список 35 издательств различной политической направленности86, С. В. Вознесенский тем не менее завершает его постскриптумом: «Большинство указанных нами книг можно приобрести на складе при Всерос. С.-Д. Организации „Единство"»87. Таким образом, понятно, что для рекомендации отбирались издания вполне определенной политической направленности.

Продолжался выпуск каталогов для сельских библиотек. В 1917 г. отдел народного образования Ярославского губернского земства выпустил «Каталог книг для сельских библиотек-читален Ярославской губернии»88. Поставив своей задачей «дать сельским библиотекам список лучших книг, как вышедших в последнее время, так и включенных в каталоги и указатели»89, отдел включил 1979 названий книг, обращая особое внимание не то, чтобы рекомендуемые издания были в продаже и их можно было беспрепятственно приобрести для сельской библиотеки. Для отбора изданий использовались лучшие библиографические указатели А. И. Лебедева, Е. Д. Трауцкой и А. А. Покровского, каталог книг Харьковского губернского земства, каталоги Подвижного музея и т. д. Материал в каталоге расположен по принятой тогда для небольших библиотек Оснабрюкской системе90. Список лучших книг и брошюр по самым разным вопросам под заглавием «В помощь самообразованию» (70 названий) был помещен в «Кооперативном сельском календаре на 1918 г.»91. Повторенный годом позже, этот список был уже расширен до 200 названий92.

В 1917 г. вышел заключительный том московских «Программ чтения» - «Энциклопедия. Философские знания. Религия. Общественные знания»93, представлявший собой, как и предыдущий, 1-й выпуск (по состоянию на сентябрь 1914 г. и отразивший романы, повести, рассказы, стихотворения и драматические произведения русских и иностранных писателей), «извлечения» из каталогов московских городских библиотек-читален (Библиотеки в Замоскворечье,

библиотек им. Н. В. Гоголя и А. С. Грибоедова). В этом втором выпуске «Программ» в систематическом порядке включено около 2000 названий книг с конца XIX в. по 1913 г., призванных помочь читателям в самообразовательном чтении и поиске необходимых книг в каталогах библиотек.

1917 год отмечен и выпуском отраслевых рекомендательных библиографических пособий для самообразовательного чтения. Среди них выделяется очередной четвертый выпуск указателя И. В. Владиславлева в серии под общим названием «Что читать?».

Взгляды И. В. Владиславлева на самообразовательное чтение, на постепенное расширение читательского назначения серии, первые выпуски которой были рассчитаны на учащихся, достаточно подробно раскрыты автором этой статьи в выпущенной в 2006 г. монографии94.

Оценивая библиографию, по выражению самого И. В. Владиславлева «популярно-педагогического типа», рассчитанную на взрослых читателей, Владиславлев отмечал, что «имеющиеся. справочно-библиографические пособия, посвященные популярной литературе, предназначаются обслуживать в сущности, не столько самого читателя, сколько руководителей этого читателя и вообще профессиональных работников книги. <.> Серия „Что читать?", давая обзор избранной популярной литературы, предназначается для целей общего, первоначального самообразования и имеет прежде всего в виду именно самого читателя и его запросы»95. 4-й выпуск серии «Что читать?» ориентирован как на учащуюся молодежь, так и главным образом на взрослого читателя «для целей первоначального самообразования»96. Он включил описания около 1500 названий произведений русских и зарубежных авторов с конца XIX в. по 1916 г. Кроме того, что все описания аннотированы, каждый раздел предваряется краткой вступительной статьей. В приложении приведен список «Историческая беллетристика по эпохам и странам» (около 200 названий произведений русских и зарубежных авторов). При составлении 4-го выпуска указателя «Что читать?», который вышел в свет в 1917 г. одновременно с третьим изданием 1-го и 2-го вып., стояли три сложные задачи: отбор наиболее ценной литературы, раскрытие ее содержания и определение степени доступности каждой книги, и составитель смог с успехом их решить. Выход в свет 4-го выпуска не остался не замеченным критиками. Он был положительно оценен А. В. Мезьер97, а Н. Э. Сум оценил его как «крайне необходимый в библиотечной работе»98.

Методические указания, конспекты и списки литературы для лекторов, учителей и других

работников народного просвещения в серии «Популярная общественно-политическая библиотека „Наука и жизнь"» под названием «Как вести беседы по политическим вопросам» в том же году выпустил известный деятель народного образования Е. Н. Медынский. В его пособии приведено около 200 названий книг и брошюр с начала XIX в. к лекциям по истории, политике и экономике99. В основном приведена литература разных партий социалистической ориентации.

Продолжало свою просветительскую деятельность в виде рекомендательных каталогов и Общество русских врачей в память Н. И. Пирогова, издав в 1917 г. в форме листовки «Список популярных изданий Комиссии по распространению гигиенических знаний»100.

Ученый комитет Министерства земледелия еще с 1894 г. начал публикацию ежегодных списков сочинений по разным отраслям сельского хозяйства, естествознанию и другим предметам, рекомендованных, одобренных и допущенных Ученым комитетом для подведомственных Министерству учебных заведений на страницах «Известий Министерства земледелия и государственных имуществ». В 1917 г. вышел подготовленный автором популярных брошюр по земледелию Л. А. Золотаревым сводный «Список книг и брошюр, одобренных Ученым комитетом Министерства земледелия для сельскохозяйственных учебных заведений с 1896 по 1916 г.»101. Тот же список вышел в виде приложения к журналу «Сельскохозяйственное образование» (1917. № 7/8). В целом отражено около 1300 названий изданий по вопросам сельского хозяйства и естественным наукам.

Заведующий библиотеками Северного района А. Арнольди выпустил «Каталог библиотеки по образцовому списку № 6-А книг, избранных для чтения раненых и больных нижних чинов», составленный на основании каталога книг, допущенных Военным ведомством для лазаретов102. Включивший 390 названий книг каталог состоял из следующих разделов: Духовно-нравственный; Военно-исторический; Литературный (романы, повести, рассказы и стихотворения); География, путешествие и этнография; Сельское хозяйство. Естественная история. Ремесла. Промыслы. Медицина. Никаких общественно-политических отделов в этом каталоге не присутствовало.

Таково в целом было состояние общей и отраслевой рекомендательной библиографии в 1917 г.

Примечания

1 Здобнов Н. В. История русской библиографии до начала ХХ в. Изд. 3-е. М., 1955. С. 83.

2 Бантыш-Каменский Н. Н. De notitia librorum Rossico-rum, systematice expositorum // Bugrii I. F. Elementa oratoria. М., 1776. С. 228-271.

3 Там же. С. 228.

4 Так, в «Синхронистических таблицах русской библиографии, 1700-1928» он относил этот труд к общей библиографии (Указ. соч. М., 1962. С. 14), а первым рекомендательным библиографическим пособием считал публиковавшийся с 1860 г. библиографический указатель «Русского педагогического вестника» «Книги, годные для употребления в воскресных школах и по цене более или менее доступные большинству» (Рус. пед. вестн. 1860. № 5-9; 1861. № 1) (Здобнов Н. В. Синхронистические таблицы... с. 31).

5 Здобнов Н. В. История. С. 86.

6 Там же. С. 353.

7 Там же. С. 31.

8 Подробно об этом см.: Здобнов Н. В. История. С. 353-354.

9 Существует и иная точка зрения Э. К. Беспаловой, которая пишет: «Рекомендательная библиография возникла очень рано, и начальный этап ее развития совпадает с начальным этапом существования библиографии в целом» (выделено авт. - Г. М.) (Беспалова Э. К. Проблемы советской рекомендательной библиографии. М., 1983. С. 43). Не привлекая к периодизации библиографии только сущностно-функциональный подход, позволим себе присоединиться к точке зрения К. Р. Симона и его последователей.

10 Здобнов Н. В. История. С. 357.

11 Об этом подробно см.: Здобнов Н. В. Конфискованные библиографические издания 80-х гг. // Каторга и ссылка. 1934. Кн. 4. С. 105-121; Его же. Из истории рекомендательной библиографии 80-х гг. // Совет. библиогр. 1941. № 1 (19). С. 152-174.

О знаменитых «одесских» и «челябинском» указателях см. Здобнов Н. В. История. С. 485-499.

12 Подробно о московских и петербургских программах см.: Машкова М. В. История русской библиографии ХХ в. (до октября 1917 г.). М., 1969. С. 132-139.

13 Машкова М. В. Указ. соч. С. 135.

14 Подробно о Х. Д. Алчевской и библиографической деятельности учительниц Харьковской воскресной школы см.: Фридьева Н. Я. Жизнь для просвещения народа. (О деятельности Х. Д. Алчевской). М., 1963. 100 с.

15 Подробно о жизни и деятельности А. В. Панова см.: Машкова М. В. А. В. Панов. (Из истории русской рекомендательной библиографии начала ХХ в.) // Тр. / ГПБ. 1962. Т. 10 (13). С. 141-152.

16 Подробно о Н. А. Рубакине см.: Рубакин А. Н. Руба-кин. (Лоцман книжного моря). М., 1967.

17 Подробно о К. Н. Дерунове см.: Кирпичева И. К. К. Н. Дерунов (1866-1929). Очерк жизни и деятельности. М., 1963.

18 Об этом подробно см. разделы «Библиография ранее запрещенных изданий» и «Библиография „летучих изданий“» в кн.: Михеева Г. В. История русской библиографии (февраль 1917-1921 гг.). СПб., 2006. Ч. 1. С. 319-336.

19 Подробно об этом см.: Машкова М. В. Указ. соч. Большевистская рекомендательная библиография. С. 154-180.

20 Там же. С. 155.

21 Второй съезд РСДРП. Июль-август 1903. Протоколы. М., 1959. С. 434.

22 Машкова М. В. Указ. соч. С. 235.

23 Цит. по: Везирова Л. А. И. В. Владиславлев (18801962). М., 1978. С. 43.

24 Владиславлев И. Книжный голод // В помощь читателю и библиотекарю: библиогр. ежемесячник. 1917. Вып. 1. С. 5-10.

25 Там же. С. 10.

26 О «Библиографических ежемесячниках» // Там же. Вып. 2. С. 4.

27 Библиогр. изв. 1917. № 1/2. С. 52.

28 Петрогр. кооператор. 1918. № 1. С. 44. Подп.: А. М.

29 В помощь читателю и библиотекарю. 1917. Вып. 5. С. 13-15.

30 Машкова М. В. Указ. соч. С. 391.

31 Новые книги: (Сист. списки лит. по различ. отраслям знания) // В помощь читателю и библиотекарю: библиогр. ежемесячник. 1917. Вып. 1. С. 20-24; Вып. 2. С. 16-25; Вып. 3/4. С. 26-35; Вып. 5. С. 23-28; Вып. 8. С. 23-27; 1918. Вып. 1(9). С. 17-21.

32 Библиографический справочник / ред. В. П. Краних-фельд; Изд. Глав. ком. Всерос. союза городов. М., 1917. № 1 (сент.) - 5 (нояб.). Прил. к журн. «Город: вестник Всероссийского союза городов». № 6-9, 12/13.

33 Брошюра и книга: период. сб. отзывов и сист. обзоров попул. брошюр и кн. / при участии Н. В. Блинова и др.; ред. И. П. Сазонов. М.: Солидарность, 1917. № 1-3 (около 210 названий).

34 Машкова М. В. Указ. соч. С. 390-391.

35 Читатель. 1917. № 1/2. С. 3-5.

36 Там же. С. 12-15; № 3. С. 11-12.

37 Там же. № 3. С. 12-15.

38 Алымов В. Об Учредительном собрании // Что читать? Пг., 1917. № 1. С. 5-8.

39 М., 1917. № 1 (июль) - 2 (авг.). Общество политического просвещения армии и широких слоев населения возникло в июне 1917 г. в Москве. Обеспокоенность тем, что нереализованные «запретные остатки брошюрочной литературы 1905-1907 гг.» хлынули в армию, что терпит крах агитация за продолжение войны до победного конца и необходимо с политической платформы кадетской партии вести пропагандистскую работу в связи с предстоящими выборами в Учредительное собрание, привела к созданию этой организации. Подробно о первых шагах по созданию этого общества см.: Полнер Т. И. Цели общества. История его возникновения // Бюл. О-ва полит. просвещения армии и широких слоев населения. 1917. № 1. С. 1-5.

40 Бюл. О-ва полит. просвещения армии и широких слоев населения. 1917. № 1. С. 5.

41 Там же. С. 26.

42 Там же. С. 33-36; № 2. С. 27-29.

43 Народоправство. 1917. № 1. С. 20; № 2. С. 20; № 3.

С. 19-20; № 4. С. 18-19.

44 От редакции // Спутник читателя. Пг., 1917. № 1. С. 1.

45 Там же. С. 2.

46 Там же. С. 23-31.

47 Библиогр. изв. 1917. № 1/2. С. 62. Подпись: П. Кудр-ов.

48 Там же. С. 51.

49 Речь. 1917. 28 апр. С. 6.

50 Солдат. жизнь. 1917. 29 апр. с. 4; Голос солдата. 1917.

8 сент. С. 4.

51 Шевченко А. Г. Пропаганда большевистских изданий на страницах «Правды» (март-октябрь 1917 г.) // Совет. библиогр. 1977. № 4. С. 78-83.

52 Правда. 1917. 11(24) марта.

53 Шевченко А. Г. Указ. соч. С. 83.

54 Подробно об этом см.: Мартынов И. Ф. Критико-библиографическая информация в большевистской газете 1917 г. // Совет. библиогр. 1968. № 1. С. 38-42.

55 Об этом подробно см.: Манежева М. С. Пропаганда книги в центральных газетах, 1917-1920 гг. // Совет. библиогр. 1983. № 3. с. 61-68; Ее же. Становление советской газетной рекомендательной библиографии в 1917-1920 гг.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1974. С. 12-13.

56 Манежева М. С. Становление. С. 15.

57 Подробно о рекомендательных библиографических пособиях и деятельности Подвижного музея в дореволюционный период см.: Машкова М. В. Указ. соч. С. 225-229.

58 Машкова М. В. Указ. соч. С. 228.

59 Что читать по общественным и политическим вопросам гражданину свободной России?: (Список брошюр и кн., сост. чл. Комис. Лит.-изд. отд. Подвижного музея при Постоян. комис. по техн. образованию Рус. техн. о-ва). Вып. 1-2 / Гос. Дума. Врем. ком. Пг., 1917.

60 Там же. Вып. 1. С. 2.

61 Там же. С. 2-3.

62 Там же. С. 15-16.

63 Малиновский Н. А. Указатель книг по политическим и общественным вопросам. М., 1917. 40 с.

64 Там же. С. 3-7.

65 Рекомендуемые брошюры // Бюл. лит. и жизни. 1917. Кн. 7/8. С. 75-80.

66 Нар. учитель. 1917. № 15/20. С. 10-12.

67 Там же. 1918. № 11/12. С. 11-14.

68 Там же. 1917. № 15/20. С. 11.

69 Фомин А. Г. Путеводитель по библиографии, биобиблиографии, историографии, хронологии и энциклопедии литературы. Л., 1934. С. 175.

70 Моргенштерн И. Г. Развитие советской тематической библиографии художественной литературы // Тр. / ЛГБИ. 1961. Т. 9. С. 37.

71 Там же.

72 Там же. С. 38.

73 Хавкина Л. Б. Руководство для небольших библиотек. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Моск. гор. ун-т им. А. Л. Шанявского, 1917. VI, 242 с.; То же. 3-е изд., перераб. и значит. доп. 1918. VIII, 248 с.

74 Хавкина Л. Б. Указ. соч. 2-е изд. С. 95.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

75 Покровский А. А. О выборе книг для общедоступной

библиотеки. М., 1917. 29 с.

76 Нар. просвещение. 1918. № 4/5. С. 102-103.

77 Там же. С. 37-48.

78 Там же. С. 26.

79 Ср.: «Общественные библиотеки по своему книжному составу должны быть чужды какой-либо политической, национальной или религиозной тенденции» (Труды Первого всероссийского съезда по библиотечному делу. СПб., 1912. С. 202).

80 Ср., например: Машкова М. В. Указ. соч. С. 224-225.

81 Библиогр. изв. 1917. № 1/2. С. 51.

82 Покровский А. А. Указ. соч. С. 27-29.

83 Покровский А. А. Указ. соч. 2-е изд. М., 1918. 2-3-я с. обл.; То же. 3-е изд. 1919.

84 Пг., 1917. 24 с.

85 Вознесенский С. В. Рабочая и солдатская библиотечка: указ. попул. книжек, вышедших со времени февр.-март. переворота 1917 г. / Рос. социал.-демократ. рабочая партия. Пг., 1917. С. 4.

86 Там же. С. 5-7.

87 Там же. С. 24.

88 Ярославль, 1917. 76 с.

89 Каталог книг для сельских библиотек-читален Ярославской губернии. Ярославль, 1917. С. I.

90 Оснабрюкская система - одна из разновидностей

десятичной классификации (название ввела Л. Б. Хавкина), особенностью ее является то, что отделы обозначаются инициалами входящих в них знаний (например, А - Религия).

91 В помощь самообразованию // Кооперативный сельский календарь на 1918 г. М., [1917]. С. 107-108.

92 То же // Кооперативный сельский календарь на 1919 г. [1918]. С. 97-99.

93 Программы чтения. Энциклопедия. Философские знания. Религия. Общественные знания. М., 1917. Вып. 2. Ноябрь 1915 г. 112 с.

94 См.: Михеева Г. В. История русской библиографии (февраль 1917-1921 гг.). СПб., 2006. С. 385-390.

95 Владиславлев И. В. Что читать?: указ. сист. домаш. чтения. Вып. 4. История первобытной культуры. Всеобщая история. Русская история: с прил. указ. ист. беллетристики по эпохам и странам. М., 1917. С. 3.

96 Там же. С. 5.

97 Мезьер А. В. Новый указатель чтения по истории // Петрогр. кооператор. 1917. № 34/36. С. 52-54.

98 Сум Н. Э. Краткий обзор литературы по внешкольному образованию // Пед мысль. 1919. № 7/9. С. 132.

99 М., 1917. 31 с.

100 М., 1917. 4 с.

101 Пг., 1917. 95 с.

102 [Пг., 1917]. 12 с.

Продолжение в следующем номере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.