Научная статья на тему 'Реклама и связи с общественностью в сфере молодежной политики'

Реклама и связи с общественностью в сфере молодежной политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2126
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIALIZATION / INFORMATION AND COMMUNICATION ACTIVITIES / PUBLIC RELATIONS / STATE YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Савельева Ирина Юрьевна

Проблема участия молодежи в общественной жизни в современной России стоит особенно остро. Время глобальных реформ, захлестнувших Россию, сломало прежнюю систему морали, перевернув все нравственные ценности. Процесс социализации нарушился, так как кардинально изменилась идеология, выведя на первый план борьбу за выживание. Это обусловило необходимость формирования основ государственной молодежной политики, соответствующих современным реалиям и новым вызовам времени. Статья посвящена проблемам информационно-коммуникативного сопровождения государственной молодежной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Савельева Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Advertising and Public Relations in the Field Youth Policy

The problem of youth participation in public life in contemporary Russia is particularly acute. The time of global reforms that engulfed Russia, broke the old system of morality, turning all moral values. The process of socialization as the transmission to the younger generation the norms and traditions developed by the previous generation, was broken, since has drastically changed the ideology, bringing to the fore the struggle for survival. This led to the necessity of forming the foundations of state youth policy, relevant to contemporary realities and new challenges. The article is devoted to information communication support of the state youth policy.

Текст научной работы на тему «Реклама и связи с общественностью в сфере молодежной политики»

Вестник Челябинского государственногоуниверситета. 2016. № 7 (389). Филологическиенауки. Вып. 101. С. 148-152.

УДК 659.4

ББК 60.842

РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

И. Ю. Савельева

Санкт-Петербургский государственный экономическийуниверситет, Санкт-Петербург, Россия

Проблема участия молодежи в общественной жизни в современной России стоит особенно остро. Время глобальных реформ, захлестнувших Россию, сломало прежнюю систему морали, перевернув все нравственные ценности. Процесс социализации нарушился, так как кардинально изменилась идеология, выведя на первый план борьбу за выживание. Это обусловило необходимость формирования основ государственной молодежной политики, соответствующих современным реалиям и новым вызовам времени. Статья посвящена проблемам информационно-коммуникативного сопровождения государственной молодежной политики.

Ключевые слова: социализация, информационно-коммуникативная деятельность, связи с общественностью, государственная молодежная политика.

Современная молодежь - это то поколение, от которого зависит будущее России и которое выгодно отличается от других групп населения. С этих позиций каждый отдельный представитель молодежи должен рассматриваться в качестве реального действующего лица инновационного развития и социального становления не только своего региона или города, а общества и государства в целом.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. обозначена цель государственной молодежной политики - создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития потенциала молодежи и его использования в интересах инновационного развития страны [1]. Практика убедительно доказывает, что в современном динамично изменяющемся мире стратегические преимущества за теми государствами, которые смогут продуктивно использовать такой инновационный потенциал развития, как молодежь.

Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации базируется еще на одном документе, а именно «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. [2]. Этот документ призван задать единый федеральный стандарт молодежной политики, ключевые принципы решения наиболее актуальных проблем молодежи,

в том числе получения доступного качественного образования, трудоустройства и многих других.

При разработке Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации учитывался лучший мировой опыт, который наглядно показывает, что наиболее эффективными механизмами решения глобальных задач государственной молодежной политики являются формирование системы общенациональных социально востребованных молодежных проектов, привлечение институтов гражданского общества к постоянной и последовательной работе с подрастающим поколением, грантовая поддержка инновационной активности и инициативы, таланта и одаренности в молодежной среде.

Государственная молодежная политика призвана выражать в отношении к молодежи стратегическую линию государства, которая направлена на обеспечение политического, социально-экономического и культурного развития страны, а также на формирование у молодых людей чувства патриотизма, уважительного отношения к истории и культуре России, к другим национальностям, соблюдение прав человека.

Государственная молодежная политика представляет собой способ государственного регулирования и контроля отношений между поколениями, управления и руководства процессом преемственности поколений, повышения человеческого потенциала в интересах населения и развития общества в целом.

В последние годы наметилась позитивная тенденция учета интересов и потребностей молодежи при реализации программ социально-экономического развития, что отразилось на улучшении положения молодежи в Российской Федерации. Однако вместе с тем усилились риски роста угроз ценностного, общественного и социально-экономического характера. Одним из значимых проблемных факторов является деструктивное информационное воздействие на молодежь. Значимость этого фактора особенно возрастает в условиях социального расслоения общества. Негативными последствиями такого воздействия могут стать повышенная агрессивность в молодежной среде, национальная и религиозная нетерпимость, социальное напряжение в обществе.

Серьезные трансформации положения молодежи в обществе, которые произошли за постсоветский период, вызывают необходимость поиска новых подходов к молодежной политике.

Стратегическим приоритетом государственной молодежной политики является создание условий для формирования личности гармоничной, постоянно совершенствующейся, эрудированной, конкурентоспособной, неравнодушной, обладающей прочным нравственным стержнем, способной адаптироваться к меняющимся условиям и восприимчивой к новым созидательным идеям.

Основной задачей является воспитание патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи.

В «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г.» прямо указывается на то, что государство и общество должны создать базовые условия для полноценной самореализации молодежи в социально-экономической и общественно-политической сферах жизни России, чтобы молодежь, развивая индивидуальные качества, проявляла высокий уровень социальной активности [2].

Молодежная политика в данном контексте понимается как особое направление деятельности не только государства, но и политических

партий, общественных объединений и других субъектов политических и общественных отношений. Целью молодежной политики является воздействие на процессы социализации и политико-социального развития молодежи, а также вовлечение молодежи в политическую жизнь, что должно оказать позитивное влияние на будущее состояние государства и общества.

Молодежная политика призвана преодолеть инертность подрастающего поколения, привить позицию активного и заинтересованного участия в жизни общества и государства. Она возлагает на молодых людей и их объединения реальную социальную ответственность, вовлекает молодежь в инновационные процессы, создавая условия и возможности для решения собственных проблем.

Согласно Основам государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г., эффективная реализация государственной молодежной политики должна обеспечивать устойчивый рост числа молодых людей, мотивированных на позитивные действия, разделяющих общечеловеческие и национальные духовные ценности, обладающих хорошим физическим здоровьем, занимающихся физической культурой и спортом, не имеющих вредных привычек, работающих над своим личностным и профессиональным развитием, любящих свое Отечество и готовых защищать его интересы, прилагающих усилия для динамичного развития сильной и независимой Российской Федерации.

Основными политическими институтами, реализующими молодежную политику в Российской Федерации, являются государственные органы власти, общественные организации и молодежные правительства. На протяжении всего периода развития и становления молодежной политики в Российской Федерации деятельность государственных структур в данной сфере сводилась в основном к реализации отдельных проектов или мероприятий, а характер происходящих в обществе политических и социально-экономических трансформаций мало способствовал консолидации молодежных общественных организаций. Именно поэтому можно говорить о существовании противоречия между потребностями и стремлениями молодежи и теми возможностями, которые готово предоставить и гарантировать общество и государство.

Прежние институты социализации уже не справляются с возложенными на них обязанно-

стями по социализации молодежи. Противоречивые процессы современного развития снизили воспитательные возможности таких традиционных институтов первичной социализации, как семья, окружение, школа. Урбанизация, уменьшение числа живых человеческих связей и их возрастающая социальная формализация, передел традиционных коллективных укладов уничтожают позитивное социализирующее влияние среды. Снизилось позитивное воздействие таких институтов, как СМИ, политические и общественные организации [3].

Таким образом, становится неоспоримым тот факт, что социальные вызовы, с которыми сталкивается молодежь в современном обществе, требуют системного информационного ответа. Актуальным в этом плане видится информационное обеспечение молодежной политики, которая включает в себя комплексные меры по реализации инновационного потенциала молодежи, политическому и гражданскому образованию, патриотическому воспитанию, по формированию толерантности, участию молодежи в политических процессах. От позиции молодежи в информационно-политическом пространстве, ее активности зависит продвижение России по пути демократических преобразований и формирования гражданского общества.

В данных условиях повышается роль современных коммуникативных технологий как инструмента реализации молодежной политики. Налаженная система связей с общественностью способствует развитию взаимодействия между органами власти, молодым поколением, средствами массовой информации, институтами гражданского общества. Вместе с тем грамотно выстроенное взаимодействие способно также обеспечить информационную безопасность в сфере молодежной политики.

Субъектами государственной молодежной политики являются: федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления; молодое население; молодежные общественные объединения; иные организации и граждане, которые непосредственно принимают участие в осуществлении прав и законных интересов молодежи.

Для информирования и привлечения молодежи к реализуемым программам вышеперечисленных субъектов возможно использование различных средств и методов рекламы и связей с общественностью.

Государственные институты молодежной политики по большей части обладают и финансовым, и административным ресурсом, необходимым для коммуникационного сопровождения своей деятельности. Однако в основном государственные структуры при реализации молодежной политики используют одностороннюю модель коммуникации с минимальным участием самой молодежи.

Именно поэтому технологии рекламы и связей с общественностью в молодежной политике призваны содействовать созданию условий, при которых молодые люди могли бы получать полноценную обратную связь и максимально возможное количество объективной информации. Что, несомненно, окажется позитивным фактором, способствующим интеграции молодежи в общество, формированию ее политической и гражданской позиции, участию в политических и общественных процессах.

В Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г. в качестве информационных механизмов реализации государственной молодежной политики указаны: размещение информации о реализации молодежной политики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и средствах массовой информации; развитие государственных и муниципальных информационно-аналитических систем, в том числе баз данных, социально-экспертных сетей и систем, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг, а также реализацию обратной связи молодых граждан с органами государственной власти и управления [2].

На практике рекламная и РЯ-деятельность субъектов осуществления государственной молодежной политики заключается в следующем: организация и проведение пресс-конференций, направленных на анонсирование или подведение итогов мероприятий в сфере молодежной политики; работа со средствами массовой информации для широкого освещения субъектом молодежной политики, поиск и привлечение информационных партнеров для информационного освещения деловых, досуговых и других массовых мероприятий; организация постоянного взаимодействия со СМИ; организация съемок сюжетов, интервью, создание видеоматериалов на различных телеканалах; создание социальной молодежной рекламы (как видео, так и полиграфической) и мероприятия по ее размещению; организация круглых столов, со-

вещаний, семинаров в целях обсуждения текущих актуальных проблем сферы молодежной политики; организация и проведение специальных мероприятий: фестивалей, конкурсов, спортивных соревнований, обучающих программ и пр.; мероприятия, направленные на повышение квалификации педагогов, воспитателей, сотрудников молодежных центров, проведение лекций и тренингов; организация комплекса мероприятий в рамках реализации целевых программ.

Таким образом, для эффективной реализации молодежной политики и повышения ее качества основным фактором является грамотно выработанная информационная политика, эффективное взаимодействие со СМИ, а также проведение различных еуеп1;-мероприятий, то есть в целом организация рекламной и РЯ-деятельности субъектов осуществления государственной молодежной политики.

Однако, несмотря на реализуемую информационно-коммуникационную деятельность и наличие целевых программ, молодежь в основной своей массе не подозревает о существовании молодежной политики. Поэтому дальнейшее совершенствование информационно-коммуникативной деятельности и разработка новых комплексных мероприятий является актуальной задачей субъектов молодежной политики.

Наиболее приемлемой представляется модель, основанная на принципе непосредственного участия молодых людей в формировании и реализации молодежной политики. Кроме того, учитывая политические и социально-экономические реалии российской действительности, необходима разработка и внедрение региональных моделей, отвечающих специфике федеральных округов и субъектов федерации.

Федеральное агентство по делам молодежи в описанных условиях превращается в диспетчера сети, создаваемой при ее же деятельном участии. Росмолодежь призвана создавать возможности для молодого поколения и координировать усилия для создания условий его самореализации. В рамках государственной молодежной политики Росмолодежь организует и проводит форумы и мероприятия, оказывает

поддержку молодежи во всех регионах страны. Основные усилия Росмолодежи сосредоточены на поиске новых проектов, технологий, комплексных решений в сфере государственной молодежной политики, постановке задач и формировании стратегий, распределении задач и средств. Основные исполнительские, инструментальные функции при этом должны быть делегированы регионам - на основе имеющихся в их распоряжении ресурсов только и может сложиться базовая рабочая инфраструктура молодежной политики.

Региональная молодежная политика может быть эффективна только в том случае, если проекты, разрабатываемые для реализации приоритетных направлений, будут открывать возможности для равного участия в них всех молодых людей независимо от пола, национальности, профессии, географии и социального статуса, предоставлять молодежи возможности заниматься теми видами деятельности, которые более всего соответствуют их интересам. Также необходимо внедрение механизмов прямого информационно-коммуникативного взаимодействия с молодежью для обеспечения высокой результативности и оперативности в управлении процессами, протекающими в молодежной среде. Воздействие технологий рекламы и связей с общественностью на молодежную политику направлено на установление и поддержание конструктивных отношений между политическими институтами, осуществляющими молодежную политику и самой молодежью [4].

Роль рекламы и связей с общественностью в реализации молодежной политики возрастает. Вместе с тем закрепление на законодательном уровне информационного обеспечения государственной молодежной политики позволит перейти на качественно новый уровень в реализации молодежной политики. Речь идет, прежде всего, о комплексном и системном информационно-коммуникативном обеспечении, а также расширении применения технологий рекламы и связей с общественностью в реализации молодежной политики.

Список литературы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. - URL: http://www.government.ru/gov/results/1181/.

2. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. - URL: http://government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.

3. HR-Portal: HR-Сообщество и публикации. - URL: http://hr-portal.ru/article/molodezh-strategicheskiy-resurs-gosudarstva.

4. Рашковецкая, Н. С. Связи с общественностью в реализации молодежной политики (на материалах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов) : автореф. дис. ... канд. полит. наук / Н. С. Рашковецкая. - Краснодар, 2012.- 26 с.

Сведения об авторе

Савельева Ирина Юрьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры коммуникационных технологий и связей с общественностью, Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Санкт-Петербург, Россия. daki2000m@mail.ru

Bulletin of ChelyabinskState University. 2016. No. 7 (389). Philology Sciences. Issue 101. Pp. 148-152.

ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS IN THE FIELD YOUTH POLICY

I. Yu. Saveleva

St. PetersburgStateEconomic University. St. Petersburg, Russia. daki2000m@mail.ru

The problem of youth participation in public life in contemporary Russia is particularly acute. The time of global reforms that engulfed Russia, broke the old system of morality, turning all moral values. The process of socialization as the transmission to the younger generation the norms and traditions developed by the previous generation, was broken, since has drastically changed the ideology, bringing to the fore the struggle for survival. This led to the necessity of forming the foundations of state youth policy, relevant to contemporary realities and new challenges. The article is devoted to information-communication support of the state youth policy.

Keywords: socialization, information and communication activities, public relations, the state youth policy.

References

1. Koncepciya dolgosrochnogo socialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii naperiod do 2020 goda. Utverzhdena rasporyazeniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 17 noyabrya 2008 g. № 1662-p [The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020. Approved by the Federal Government on November 17, 2008 № 1662-p]. Available at: http://www.government.ru/gov/results/1181/, accessed 25.01.2016. (InRuss.).

2. Osnovy' gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Utverzhdeny' rasporyazeniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 noyabrya 2014 g. № 2403-p fundamentals of State Youth Policy of the Russian Federation for the period up to 2025. Approved by the Federal Government on November 29, 2014 № 2403-p]. Available at: http://government.ru/media/ files/ceFXleNUqOU, accessed24.01.2016. (InRuss.).

3 HR-Portal: HR-soobshhestvo i publikacii [HR-Portal: HR-Community and publications]. Available at: http://hr-portal.ru/article/molodezh-strategicheskiy-resurs-gosudarstva, accessed 24.01.2016. (InRuss.).

4. RashkoveczkayaN.S. Svyazi s obshhestvennost'yu v realizacii molodezhnoj politiki (na materialax Yuzhnogo i Severo-Kavkazskogo Federal'ny'x okrugov) [Public Relations in the realization of youth policy (on materials of Southern and North Caucasian Federal District)]. Krasnodar, 2012. 26 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.