Научная статья на тему 'Реинжиниринг бизнес-процессов на примере промышленного предприятия'

Реинжиниринг бизнес-процессов на примере промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13125
1343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / РЕИНЖИНИРИНГ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / АНАЛИЗ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермолина Л. В.

В статье рассмотрен вариант реализации реинжиниринга на примере промышленного предприятия с использованием соответствующих методов. Предложены некоторые мероприятия по проведению реинжиниринга бизнес-процессов как на уровне существующих структурных подразделений, так и на уровне системы управления в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ермолина Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reengineering OF Business ProcessES ON THE example of AN industrial enterprise

The variant of realization of reengineering on the example of an industrial enterprise using appropriate methods is viewed. Some measures for carrying out re-engineering of business processes either on the level of existing structural units, or on the level of the system of management overall.

Текст научной работы на тему «Реинжиниринг бизнес-процессов на примере промышленного предприятия»

УДК 338.4

Л.В. Ермолина *

РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА ПРИМЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье рассмотрен вариант реализации реинжиниринга на примере промышленного предприятия с использованием соответствующих методов. Предложены некоторые мероприятия по проведению реинжиниринга бизнес-процессов как на уровне существующих структурных подразделений, так и на уровне системы управления в целом.

Ключевые слова: бизнес-процесс, реинжиниринг, процессный подход, анализ, система управления предприятием, эффективность деятельности предприятия.

Функционирование успешно действующих предприятий в промышленном секторе экономики подтверждает тот факт, что причиной их успеха являются не только инвестиции, но и грамотно налаженный процесс внутрифирменного менеджмента в существующих производственных подразделениях и в целом в системе управления предприятием [1].

Таким образом, каждая компания в своем развитии рано или поздно приходит к необходимости пересмотра действующего бизнеса, в том числе и в части его управления, на основе реинжиниринга бизнес-процессов.

Для наглядной демонстрации возможностей реинжиниринга бизнес-процессов рассмотрим результаты внедрения процессного подхода в управлении на примере производственного предприятия ООО «НПП «Тензоприбор», функционирующего в г.о. Самара. Данная компания занимается разработкой и выпуском продукции, необходимой для модернизации оборудования и автоматизации производства на базе применения тензо-измерительных систем веса, а также современных микропроцессорных и компьютерных средств обработки измерительной информации (тензодатчики силы и перемещений, технологические весы, дозаторы и др.).

Формирование желаемого и необходимого с точки зрения будущего выживания и развития образа производственного предприятия происходит в рамках разработки его стратегии [2].

Бизнес-направление деятельности рассматриваемого предприятия представлено на рис. 1.

Оценивая необходимость применения реинжиниринга бизнес-процессов на предприятии ООО «НПП «Тензоприбор», стоит отметить, что в данном решении наиболее нуждаются такие бизнес-процессы, как стратегическое управление и взаи-

мосвязанное функционирование звеньев организационной структуры, т. е. в целом необходимо перепроектирование всей системы управления предприятием [3].

Разработка предложений по совершенствованию системы управления предприятием может осуществляться в соответствии с алгоритмом, представленном на рис. 2.

Моделирование бизнес-процессов «НПП «Тен-зоприбор» будем осуществлять путем выявления множества самих процессов предприятия и их соответствующих функций (рис. 3).

Каждую функцию при этом можно разбить на более мелкие составляющие. Так, например, функция управления себестоимостью продукции заключается в проведении анализа фактора себестоимости, а именно в анализе расходования материалов, анализе затрат на ремонт и обслуживание оборудования, анализе затрат на энергообеспечение, автотранспорт и др.

В последнее время еще одним важнейшим стратегическим направлением деятельности ООО «НПП «Тензоприбор» является перевод производства на инновационный путь развития. Иными основными направлениями развития предприятия являются: развитие компетенций в области планирования, совершенствование системы управления проектами, формирование процессной модели управления.

В связи с последним, ожидаемый будущий образ предприятия после проведения реинжиниринга представляется в виде экономически эффективной, технически оптимальной и технологически гибкой процессной модели управления предприятием [4].

Построим технологическую карту основных бизнес-процессов управления ООО «НПП «Тензоприбор» [3], представленную в таблице 1.

* © Ермолина Л.В., 2014

Ермолина Ёилия Валерьевна (ermolinalv@inbox.ru), кафедра прикладного менеджмента, Самарский государственный экономический университет, 443090, Российская Федерация, г. Самара, ул. Советской Армии, 141.

производство датчиков, весов и дозаторов, приборов и систем

коммерческий отдел, отдел сбыта и снабжения

Рис. 1. Бизнес-направление деятельности ООО «НПП «Тензоприбор»

Общий анализ деятельности предприятия

Анализ элементов управления, негативно влияющих на эффективность управления

Формирование альтернативных вариантов системы управления предприятием

Выбор наиболее оптимальной системы управления предприятием

Разработка алгоритма перехода предприятия к новой системе управления

Разработка алгоритма перехода каждого структурного подразделения предприятия к новой системе управления

Новая система управления полностью удовлетворяет целям

Анализ предприятия и изучение существующей системы управления

Прогнозирование результатов внедрения новой системы управления

Новая система управления полностью или частично не удовлетворяет целям

Внедрение новой системы управления предприятия

Рис. 2. Алгоритм разработки предложений по совершенствованию системы управления предприятием

Бизнес-процессы и функции

Бизнес-процессы и функции

производство

логистика

».подготовка производства; „производство продукции; ►контроль качества; ►научно-изыскательские и конструкторские разработки

сбыт

"обеспечение поставок „сырья;

складирование; доставка

административное обеспечение

поиск новых клиентов; работа с базой клиентов; заключение договоров

ведение

делопроизводства

техническое обеспечение

техническое ►обслуживание и ремонт оборудования

обеспечение финансовых операций

расчеты с

контрагентами;

работа с банком и кассой

информационное обеспечение

обеспечение техническими средствами; ведение баз данных

обеспечение безопасности

хозяйственное обеспечение

обеспечение безопасных условий труда; охрана и безопасность предприятия

реализация социальной политики

закупка материальных "ценностей; обслуживание территории, помещений

организация питания; обеспечение дополнительных социальных гарантий

Бизнес-процессы и функции системы управления

организация и координация планирования

планирование

исследование рынка; исследование продукции; ценообразование; продвижение

производство; управление качеством; сервисное и гарантийное обслуживание; исследования и разработки

управление поставками; складирование и управление запасами;

сбыт; доставка

управление себестоимостью; экономический анализ

управление финансовыми средствами; финансовый анализ

бухгалтерский учет

Рис. 3. Бизнес-процессы предприятия ООО «НПП «Тензоприбор»

Таблица 1

Технологическая карта бизнес-процессов

Процесс Информация Механизм

Управление предприятием Информация о внутренней и внешней среде предприятия Директор

Управление снабжением Информация о рынке поставщиков сырья и материалов. План деятельности предприятия Служба снабжения

Управление финансами Финансовая информация о предприятии. План деятельности предприятия. План закупок Директор Бухгалтерия

Управление производством Заявки от покупателей, заказы. План закупленных сырья и материалов, годных к использованию. План деятельности предприятия Директор Служба производства Отдел разработок

Управление сбытом Запросы потребителей. Счет-фактура. План деятельности предприятия Коммерческий отдел Отдел сбыта и снабжения

объект реинжиниринга

ценностное значение процесса

Рис. 4. Выбор процессов для реинжиниринга

При реинжиниринге для удовлетворения требований по качеству продукции, уровню обслуживания, гибкости и низкому уровню издержек бизнес-процессы должны оставаться простыши, а простые трудовые задания преобразовываться в более сложные.

В первую очередь необходимо отобрать те процессы, которые являются наиболее значимыми для компании и ее клиентов, т. е. которые являются одновременно стратегическими и создающими ценность (рис. 4). При этом важно учесть, что решение, над какими именно процессами проводить реинжиниринг, должно приниматься на основе последовательной процедуры отбора, которая будет учитывать стратегическую важность задач, поставленных перед предприятием. При этом в реинжиниринге нуждаться может как один определенный процесс, так и в целом вся система бизнес-процессов [1].

Далее при проведении реинжиниринга представляется необходимым провести схематичное наложение процессов предприятия на его организационную структуру. Данный механизм даст возможность более детально и грамотно провести такое мероприятие, как оптимизация количества процессов.

Для предприятия ООО «НПП «Тензоприбор» наложение процессов на его структуру выглядит следующим образом (рис. 5).

При проведении мероприятий реинжиниринга можно воспользоваться, например, любым из следующих методов: устранение излишних или длинных потоков; устранение разрытов в бизнес-процессах; уменьшение длительности цикла, объединение нескольких работ в одну; упрощение работ; вовлечение в бизнес-процесс как можно меньшего количества ресурсов; выполнение бизнес-процесса самим клиентом или поставщиком; создание множества версий сложных процессов.

Проанализировав сеть бизнес-процессов ООО «НПП «Тензоприбор», можно предложить внесение изменений в систему управления предприятием как на уровне уже существующих структурный: подразделений, так и на уровне системы управления в целом. При этом на уровне структурных подразделений использование реинжиниринга необходимо проводить по двум направлениям: в области бизнес-процессов, связанных с коммерческим отделом и в области управления маркетингом.

Бизнес-процессы, связанные с деятельностью коммерческого отдела рассматриваемого предпри-

Название Дирек- Служба Бухга- Служба Отдел Ком- Отдел

тор снабже- терия произ- разра- мер - сбыта

ния водства боток ческий отдел и снабжения

1. Производство

2. Логистика

3. Сбыт

4. Административное обеспечение

5. Техническое

обеспечение

6. Обеспечение

финансовых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

операции

7. Информационное обеспечение

8. Обеспечение

безопасности

9. Хозяйственное

обеспечение

10. Реализация

социальной

политики

11. Планирование

12. Маркетинг

13. Организация

производства

14. Логистика

15. Экономика

16. Финансы

17. Учет

Рис. 5. Сеть бизнес-процессов предприятия

ятия, также нуждаются в применении вышеперечисленных методов реинжиниринга.

В рамках рассматриваемого предприятия деятельность сотрудников коммерческого отдела включает в себя следующие ключевые операции:

— работа с потенциальным заказчиком, в том числе прием, презентация продукции, переговоры с заказчиком;

— заключение соответствующего договора.

После проведенного анализа была выявлена

тенденция увеличения численности клиентов, которые в результате проведения переговоров от заключения договоров отказались. Иными словами, при сохранении количества заключаемых договоров снизилось количество вновь заключенных договоров с новыми заказчиками.

Таким образом, в деятельности предприятии наблюдается проблема, что сотрудники ООО «НПП «Тензоприбор» не проводили необходимую работу по привлечению новых потенциальных заказчиков при достаточно благополучной ситуации с заказами в целом.

В сложившейся ситуации появилась необходимость увеличения объемов договоров за счет повышения эффективности работы с потенциальными заказчиками.

В результате анализа был осуществлен выбор метода реинжиниринга, предполагающего исполь-

зование множества версий сложных бизнес-процессов. Данный метод реинжиниринга предусматривает:

— разработку и внедрение типологии (классификации) заказчиков по группам: клиенты, крупные клиенты, У1Р-клиенты;

— разработку и внедрение дифференцированной технологии работы для каждого вида клиентов.

В рамках второго направления использования реинжиниринга — в области управления маркетингом, был сделан следующий вывод: к осуществляемым процессам управления оперативного уровня необходимо добавить один из ключевых бизнес-процессов управления, а именно — управление маркетингом.

Данные изменения можно объяснить тем, что на исследуемом предприятии на сегодняшний день отсутствует достаточно ярко выраженное организационное подразделение, в область компетенции которого входили бы только вопросы маркетинга. Выполнение некоторых функций названного направления одновременно отнесено к двум службам: службе снабжения и коммерческому отделу. По этой причине на предприятии маркетинг является узкоспециализированным. На данный момент базовое направление деятельности сотрудников отделов — поиск покупателей произведен-

ной продукции. Предприятие не обладает достаточной, необходимой информацией об имеющихся на рынке конкурентах и их производственных возможностях, а имеет в своем распоряжении только общую информацию.

Добавление бизнес-процесса управления маркетингом позволит осуществить на предприятии усовершенствование деятельности в сфере маркетинга, так как, существуя отдельно, маркетинговый отдел (служба) сможет охватить больше направлений исследования в данной сфере. Кроме анализа рынков продаж уже имеющейся продукции, предприятие ООО «НПП «Тензоприбор» будет способно затрагивать какие-либо новые направления развития своего производства, а также освоение новых рынков сбыта.

Выделение в составе предприятия самостоятельной структурной единицы для бизнес-процесса управления маркетингом, которая уже не будет зависеть только от сбытовых и снабженческих факторов, даст компании возможность не только повысить эффективность планирования производства, но также позволит предоставлять руководству информацию о положении конкурентов и тенденциях рынка более комплексно. Это обеспечит проведение более эффективных рекламных кампаний и разного рода исследований.

На уровне системы управления в целом в результате проведенного анализа представляется возможным сделать следующие выводы относительно системы бизнес-процессов для рассматриваемого предприятия:

— отсутствие налаженных в достаточной степени информационных взаимосвязей между структурными подразделениями;

— наличие некоторых разрывов в бизнес-процессах.

В результате проведения реинжиниринга бизнес-процессов на уровне системы управления в целом предприятием ООО НПП «Тензоприбор» может быть использован метод устранения разрывов в бизнес-процессах, который даст возможность устранить так называемые «слепые места» в данных процессах.

Поскольку реинжиниринг имеет дело с самими процессами, которые разбиваются на отдельные стадии, это дает возможность проведения анализа слабых мест, устранения их и тем самым обеспечения целостности и эффективности всей сети бизнес-процессов предприятия.

Библиографический список

1. Ермолина Л.В. Стратегическая эффективность организации // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 10 (91). С. 37-40.

2. Катков Е.В., Сорочайкин А.Н. Моделирование процессов инновационного развития предприятий // Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 10. С. 33-39.

3. Официальный сайт ООО «НПП «Тензоприбор» [Электронный ресурс]. URL: http://tenzo-smr.ru (дата обращения: 09.05.2014).

4. Каратеева Г.Ю. Реинжинирирнг на российских предприятиях // Российский внешнеэкономический вестник. 2011. № 5. С.72-74.

L.V. Ermolina*

REENGINEERING OF BUSINESS PROCESSES ON THE EXAMPLE OF AN INDUSTRIAL ENTERPRISE

The variant of realization of reengineering on the example of an industrial enterprise using appropriate methods is viewed. Some measures for carrying out re-engineering of business processes either on the level of existing structural units, or on the level of the system of management overall.

Key words: business process, reengineering, process approach, analysis, enterprise management system, effectiveness of activity of a company.

* Ermolina Lilia Valerievna (ermolinalv@inbox.ru), the Dept. of Applied Management, Samara State University of Economics, Samara, 443090, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.