Научная статья на тему 'Rehabilitation possibilities of the informationeducated activity'

Rehabilitation possibilities of the informationeducated activity Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕКИ / САМООБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ / ФЕСТИВАЛИ ТВОРЧЕСТВА ИНВАЛИДОВ / МУЗЕИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИНВАЛИДОВ / INTEGRATION / REHABILITATION / OUTREACH ACTIVITIES OF THE LIBRARY / SELF-EDUCATION OF CHILDRENINVALIDS / FESTIVAL OF CREATIVITY OF INVALIDS / MUSEUMS / SOCIAL ORGANIZATIONS OF INVALIDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Gudina T. V.

The aim of the research is to cover the problem of the children-invalids status and their potential in information society. In this article, the function of integration and rehabilitation of invalids with the help of different organizations is considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Rehabilitation possibilities of the informationeducated activity»

УДК 37

Гудина Татьяна Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент Вологодский государственный технический университет

GTV1968@mail.ru

РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Автор статьи считает, что, как бы ни раздвигались границы познания, не обновлялась материальнотехническая база информации и просвещения, есть социальные институты, которые в отношении детей-инвалидов берут на себя основные содержательные функции интеграции и реабилитации, — это библиотека, музей, выставочные залы, учреждения клубного типа и др.

Ключевые слова: интеграция, реабилитация, информационно-просветительной деятельности библиотеки, самообразование детей-инвалидов, фестивали творчества инвалидов, музеи, общественные организации инвалидов.

амократизация общественно-полити-[еских отношений, освобождение со-деально-культурной сферы от идеоло-административного пресса, восстановление исторически сложившихся национально-культурных традиций, широкое развитие международных связей и ряд других объективных факторов создали благоприятные условия для превращения учреждений культуры в общественно-государственные центры удовлетворения и дальнейшего обогащения духовно-эстетических потребностей людей.

XXI век открывает перед человечеством самые широкие возможности получения информации и удовлетворения своих познавательных интересов. Однако, как бы ни раздвигались границы познания, не обновлялась материально-техническая база информации и просвещения, есть социальные институты, которые веками сохраняют и будут сохранять свое особое, неповторимое место в духовной жизни общества, а в отношении детей-инвалидов берут на себя основные содержательные функции интеграции и реабилитации - это библиотека, музей, выставочные залы, учреждения клубного типа и др.

Обеспечивая преемственность поколений, превращая документы истории и образцы культурной деятельности в средства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия, эти культурно-просветительные институты помогают детям постигать непреходящие ценности человечества, осваивать новую информацию, включаться в социально-культурное творчество.

Значительная роль принадлежит библиотекам, которые, участвуя в реализации различных реабилитационных программ, могут взять на себя

посредническую функцию, координируя усилия и ресурсы различных организаций, занимающихся проблемами инвалидов, предоставляя условия для взаимодействия педагогов, родителей, медиков, социальных работников, работников культуры, ученых, представителей власти, СМИ.

Как образовательный центр, библиотека призвана обеспечить доступ к новейшим образовательным технологиям, организовать процесс самообразования инвалидов, и особенно детей-ин-валидов, обучающихся по индивидуальной программе, помочь войти в мир культуры социально наименее защищенным лицам. Для этого библиотеки должны быть оснащены компьютерными диагностическими и обучающими методиками, в том числе специально созданными для лиц с нарушениями в развитии. Современная библиотека становится местом хранения кино-, фоно- и фотоматериалов: фонотекой, видеотекой, игротекой, выставочным залом и даже музеем. Интеграция различных видов искусств позволяет библиотеке наиболее полно осуществить посредничество между культурой и личностью, оптимизировать терапевтические и рекреационные процессы.

На базе библиотеки осуществляется, как правило, такое направление психотерапевтической работы, как библиотерапия, разрабатываются программы креативной педагогики, формирующей способность к продуктивной деятельности, самостоятельному творчеству детей, обеспечивающие интеллектуальное, эмоциональное и духовное развитие личности. Систематические занятия детей-инвалидов художественным творчеством позволяют достичь высоких результатов в развитии их литературно-художественных способностей, образного мышления, воображения,

речи, гармонизировать личность, научить терпимости и доброжелательности, повысить самооценку, приобрести более оптимистический взгляд на жизнь.

Увеличение общего объема информации и усиление ее разнообразия обусловили необходимость значительно расширить рамки информационно-просветительной деятельности библиотеки, детерминировали укрепление ее связей с образовательными учреждениями и институтами культуры и досуга в решении единых социальнокультурных задач. Сохраняя принцип добровольности и свободы выбора, библиотеки позволяют создавать благоприятную культурную среду, изучать, удовлетворять и возвышать реально проявляемые духовные интересы и потребности детей-инвалидов, вовлекать их в различные виды познавательного творчества, а через него в широкий мир культуры.

Массовые детские библиотеки могут организовывать совместную деятельность детей с ограниченными возможностями и здоровых сверстников, обеспечивая органичное и плавное включение в процесс социально-психологической интеграции. В частности, на первом этапе такая совместная деятельность осуществляется в форме присутствия детей-инвалидов на общих для всех детей мероприятиях. Или наоборот - последние могут выступать в качестве авторов творческих работ, а здоровые дети - как зрители и участники выставки. Для детей с ограниченными возможностями такие формы станут способом не только интеграции, но и психологической реабилитации - они позволят ощутить себя в социально значимой, возвышающей роли. Далее можно практиковать опосредованное общение детей-инвалидов и их здоровых сверстников (например, ознакомление с продуктами творчества), а также последующие встречи на базе библиотеки. Этап непосредственного общения предполагает организацию любительских объединений и клубов по интересам.

Современная библиотека привлекает читателей-инвалидов не только как образовательный и информационный центр. Она воспринимается и как место межличностного общения, отдыха, интересного проведения досуга. В наибольшей степени это относится к детям-инвалидам. Инвалидность ведет к изоляции ребенка от общества, затрудняя его физическое, психическое, личностное развитие. И библиотека должна стать местом, где юному человеку помогут справиться со своей

бедой, сделают все возможное, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным членом общества.

Формы и методы работы с детьми-инвалидами возможны самые разнообразные Основная цель библиотекарей - развитие способностей детей-ин-валидов, приобщение их к чтению с помощью литературно-творческих, познавательных игр, конкурсов, участие в праздниках. Во многих библиотеках успешно работают клубы по интересам и кружки любителей музыки, поэзии, изобразительного искусства; приобретение видеофильмов позволяет использовать их в работе киноклубов; проводятся экскурсии, разнообразные по форме и содержанию: экскурсия-диспут, экскурсия-диалог, экскурсия-путешествие и др.; развивающие игры, интеллектуальные игры, смотры, конкурсы и другие виды культурно-досуговой деятельности.

Принципиальная особенность библиотечной деятельности в современных условиях связана с широким внедрением электронной техники. Появление в библиотеках персональных компьютеров позволило обучать детей-инвалидов навыкам работы на компьютере и вспомогательной технике, им предлагаются курсы английского языка и информатики.

Как подчеркивает И.Е. Баренбаум, электронная книга теснит на библиотечных полках традиционные формы печатных изданий [2]. Фонды библиотек все более пополняются различными аудиовизуальными средствами, компьютерами, компакт-дисками, видеокассетами. Возникают артотеки, диатеки, фильмотеки. Привычные книгохранилища, библиотеки превращаются в «медиатеки», появляются и утверждают себя новые средства и способы хранения и передачи информации.

Работа с ребенком-инвалидом в библиотеке невозможна без контакта с его семьей. Традицией многих библиотек стало объединение родителей детей-инвалидов в советы, семейные клубы, «родительские классы». Это своеобразные группы взаимопомощи с общей жизненной проблемой, где люди могут обмениваться опытом, информацией, эмоциональной поддержкой и ресурсами. В группе возникает огромный потенциал взаимопонимания и доверия, помогающий родителям чувствовать, что они не одиноки, и осознавать свою силу.

Стараясь оказать помощь матерям детей-ин-валидов, в некоторых библиотеках организуются «клубы мам», в которых женщины могут реализовать себя, свои возможности и таланты. В ре-

зультате совместно проводимого досуга они выходят из социальной изоляции, обретают уверенность, начинают «новую» жизнь. На встречах в семейных клубах мамы говорят и обсуждают свои проблемы, делятся опытом. Наличие одинакового запаса знаний о предмете обсуждений (проблемный ребенок), доброжелательное, заинтересованное отношение собеседников друг к другу делают такое общение желанным и продуктивным.

Современная библиотека утвердилась как неотъемлемое звено системы образования и воспитания, приняв на себя существенную роль:

- в реализации внешкольных форм социализации, инкультурации и индивидуализации детей-инвалидов;

- в обеспечении самореализации творческих потенций личности, выходящих за пределы учебной деятельности;

- в оказании помощи учреждениям, занимающимся проблемами инвалидов (образовательным, реабилитационным, коррекционным, воспитательным), координируя усилия и ресурсы этих организаций;

- в содействии семье и школе в общекультурном и профессиональном воспитании детей с проблемами в развитии;

- в информационно-методической деятельности (выпуск газеты, проведение семинаров, помощь в создании теле- и радиопередач о творчестве детей, имеющих инвалидность);

- в организации интеллектуально насыщенного досуга, формированию новых культурнодосуговых потребностей детей-инвалидов.

В последние годы заметно растет интерес к реабилитации детей-инвалидов средствами культуры и искусства. В этом немалая заслуга фестивалей творчества инвалидов, их очевидная эффективность не только в реабилитации, но и в информационно-просветительной направленности. Фестивали художественного творчества инвалидов - это культурное мероприятие, позволяющее обратить внимание общественности и государственных органов на проблемы людей с ограниченными возможностями, создать условия для их творческого потенциала, привлечь специалистов к оказанию творческой, методической помощи всем инвалидам, проявляющим интерес к художественному творчеству. Велико значение фестивалей и с точки зрения социализации личности инвалида, его интеграции в общество. Фестивали как бы высвечивают процессы продвижения ин-

валида от пассивного состояния к активному, трансформируют пассивные виды досуга в деятельные, созидательные формы.

Проанализировав задачи и цели фестивалей творчества инвалидов, уместно подчеркнуть, что в мировой и российской практике сложились два основных типа фестивалей, два взгляда в оценке их сущности. С одной стороны, творческая деятельность детей-инвалидов рассматривается как средство обогащения культуры, создание ощутимого художественного результата наиболее талантливыми, т.е. немногими из инвалидов. Эта цель реализуется путем содействия развитию творческого потенциала наиболее одаренных и талантливых инвалидов, оказания им адресной материальной поддержки.

С другой стороны, ставится задача «привлечения широких кругов инвалидов к активному участию в культурной жизни общества», т.е. творческая деятельность рассматривается как средство максимально широкого включения детей-инвалидов в культуру, как средство их социальной реабилитации и адаптации в обществе.

Однако наряду с этим решаются не менее значимые задачи развития социальной рефлексии и привлечения внимания широкой общественности к сфере художественного творчества детей-инвалидов, организации помощи на местах, создание целевых программ комплексной медико-психолого-педагогико-социальной защищенности одаренных детей, имеющих инвалидность.

Культуросозидающая, воспитательная, информационно-просветительная функция присуща любому музею, независимо от его профиля. Музей выступает как посредник, необходимое звено между индивидом и культурной средой. Он доносит своими средствами комплекс духовных ценностей, идей, эмоций. Тем самым музей включает детей с ограниченными возможностями в культурно-исторический процесс. В экспозиции музеев, отражающих лучшие образцы архитектуры, живописи, скульптуры, мозаики, литературы, музыки, хореографии, фольклора, прикладного творчества и иных компонентов народнотрадиционной культуры, проявляется концентрированное отражение культурной памяти, культурного наследия. Для детей-инвалидов принципиально важным представляется одновременное воздействие экспозиции музея на сознание и эмоциональную сферу, проявляющееся в активизации его физических и духовных сил, способностей.

Эффективность социально-педагогического воздействия строится с учетом единства информационно-логического и эмоционально-образного мышления, достигаемого в условиях активного освоения музейных ценностей. Основой этого эффекта выступают:

- экспозиция, наглядно отражающая непреходящие ценности истории и культуры;

- информационно-коммуникативный потенциал экскурсии и мастерство экскурсовода; деятельность экскурсовода строится не на перекладывании объема знаний, а, прежде всего, на возбуждении сознания, памяти, представлений, ассоциаций и опыта детей;

- расширение и углубление гуманитарных знаний (познание отечественной истории, усвоение ценностей мировой и национальной культуры), ассоциативное восприятие экспозиции музея;

- широкое использование издательской, информационно-просветительной и рекламно-иллюстративной деятельности для расширения информационного поля музея и включения в него средств массовой информации, клубных учреждений, учебных заведений и иных социальных институтов, подготовка информационных страниц в Интернете;

- создание условий для постижения ценностей музейной экспозиции в сфере семейного и индивидуального досуга.

Музеи осуществляют широкую информационно-образовательную деятельность в детских садах, школах-интернатах, детских домах, коррекционных учреждениях. Организуют выставки, цель которых выявлять и поддерживать творческий рост детей с ограниченными возможностями. Работы представляются по номинациям: живопись, графика; декоративно-прикладное искусство; компьютерная графика, фотография. Во время экспозиции проводится конкурс.

Проблемы, с которыми сталкиваются инвалиды в современном обществе, имеют не только материальную направленность, но это и трудности в передвижении. Для детей с ограниченными возможностями часто недоступны обычные школы, театры, музеи, где нет пандусов, лифтов и прочих приспособлений, недоступен городской транспорт. Только в последние годы петербургские музеи начинают разрабатывать программы, с помощью которых музейное пространство становится досягаемо для людей в инвалидных колясках. Государственный Русский музей стал одним из первых

в России и первым в Санкт-Петербурге музеем, полностью приспособленным для посещения людьми с ограниченными возможностями [4].

Повседневную работу по нравственно-эстетическому воспитанию ведут музеи учебных заведений, которые создают на своей базе школы общественных экскурсоводов и клубы друзей музея, проводят встречи с интересными людьми, вовлекают детей в различные формы социальнокультурного творчества.

Важным направлением совершенствования деятельности музея стало приведение его информационно-методического обеспечения в соответствие с требованиями и техническими возможностями начала XXI века. В первую очередь это было связано с подключением к Интернету и иным мировым информационным структурам, установлением системы обмена научно-методической информацией с ведущими музеями мира. Дети с ограничениями по состоянию здоровья, получив доступ в Интернет, имеют возможность побывать в музеях России и мира. «Музейный Интернет-клуб» предлагает инновационные методики специализированного музейного обслуживания детей-инвалидов [3].

В создании условий, оптимизирующих процесс социально-культурной реабилитации инвалидов, особая роль принадлежит общественным организациям, создаваемым по инициативе самих инвалидов и с их участием. Эти общества имеют целью привлечь к решению жизненно важных проблем людей с ограниченными возможностями государственные структуры, общественность. Практические задачи обществ состоят в помощи инвалидам в области трудоустройства, образования, рекреации, досуга и т.п. За счет собственных средств они развивают производство, ведут жилищное строительство, содержат клубы и дома культуры, самодеятельные и профессиональные творческие коллективы, санатории и базы отдыха, занимаются просветительской и издательской деятельностью, организуют спортивнооздоровительную и досуговую деятельность как своих членов, так и всех категорий инвалидов.

В число основных социальных функций информационно-просветительной деятельности досуговых центров входят компенсаторная функция (восполнение недостатков базового образования), адаптирующая (оказание помощи в приспособлении к изменяющейся действительности), креативная функция (развитие творческих спо-

собностей человека, включение инвалида в культурное пространство) [1].

Наиболее ценным в информационно-просветительной деятельности культурно-досуговых учреждений является то, что они принимают на себя стимулирование, ориентирование и опосредованное руководство процессом культурного самосовершенствования лиц с ограниченными возможностями.

Общественные организации, созданные по инициативе инвалидов, в том числе и досуговые центры, призваны удовлетворять широкую гамму рекреативных и духовных потребностей де-тей-инвалидов. Однако эти потребности нельзя представить усредненными, они должны отражать реальную дифференциацию способностей, возможностей, наклонностей, дарований, интересов конкретных людей.

Проблема социокультурной реабилитации инвалидов требует комплексного подхода. При этом основными объектами социально-культурной политики следует рассматривать условия и образ жизни инвалида, основные социокультурные формы жизнедеятельности (жизнеобеспечение, социализация, инкультурация, социальная коммуникация, рекреация). Такой подход позволяет: найти конкретные виды деятельности, способные компенсировать имеющийся дефект; определить, какие организационные структуры и социокультурные технологии следует исполь-

зовать для социокультурной адаптации и реабилитации детей-инвалидов с целью их максимально эффективной интеграции в социокультурную жизнь микрорайона, города, страны, мира. Проблемное поле детей-инвалидов задает основные направления и содержание социально-реабилитационной и коррекционной деятельности. Необходимо отметить, что помимо традиционных направлений (таких, как художественно-творческая реабилитация, психологическая реабилитация, физическая реабилитация, трудовая терапия инвалидов, социально-психологическая адаптация и социальная поддержка) особое место отводится духовной реабилитации детей-инвалидов средствами информационно-просветительской деятельности, проявлению социальной активности, самореализации индивидуально-творческих потенций во всех сферах жизнедеятельности.

Библиографический список

1. Ариарский М.А. Прикладная культурология. - СПб.: Санкт-Петербургский гос. унив-т культуры и искусств, 2001. - 326 с.

2. Баренбаум И.Е. Книговедение и электронная книга // Культура на пороге III тысячелетия. Материалы IV международного семинара в Санкт-Петербурге 30 мая - 3 июня 1997 г. - СПб., 1998. -С. 49-53.

3. http://www.museum.ru/N34631.

4. http://www.regnum.ru/news/554207.html.

УДК 378

Дорохина Надежда Николаевна

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

licei5@rambler.ru

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

В данной статье раскрывается комплексный подход к процессу формирования ценностных ориентаций младших школьников из неблагополучных семей.

Ключевые слова: процесс формирования, ценностные ориентации, неблагополучная семья, младшие школьники, педагогика, психология.

Коренные социально-экономические изменения в стране, переход к рыночной . экономике, ослабление социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей, прежде всего института семьи, привели к значительному росту неблагополучных семей.

Актуальность исследования данной проблемы обусловлена следующими статистическими данными: в органах внутренних дел на соци-

алньно-профилактическом учёте состоит свыше 200 тысяч неблагополучных семей; в размерах страны наблюдается увеличение числа несовершеннолетних с девиантным поведением. Ежегодно несовершеннолетними совершается 100 тысяч правонарушений [3, с. 3].

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей; самый

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.