Научная статья на тему 'Регулирование внешнеэкономической деятельности природопользователей Республики Коми как объективной основы налогообложения'

Регулирование внешнеэкономической деятельности природопользователей Республики Коми как объективной основы налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ТАМОЖЕННЫЙ ПЛАТЕЖ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чужмарова С.И.

Республика Коми располагает богатым природно-ресурсным потенциалом (нефть, газ, уголь, лес), экспортирует сырье и импортирует оборудование и механические устройства. Результаты внешнеэкономической деятельности (ВЭД) составляют объективную основу налогообложения. В статье проведен анализ налогообложения ВЭД Республики Коми. Предложены направления регулирования ВЭД природопользователей, способствующие решению проблем социально-экономического развития Республики Коми, повышению налоговых доходов бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регулирование внешнеэкономической деятельности природопользователей Республики Коми как объективной основы налогообложения»

РЕГУЛИРОВАНИЕВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ КОМИ КАКОБЪЕКТИВНОЙ ОСНОВЫ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

С. И. ЧУЖМАРОВА, кандидат экономических наук,доцент E-mail: swetlana_ch@bk.ru Сыктывкарский государственный университет

Республика Коми располагает богатым природно-ресурсным потенциалом (нефть, газ,уголь,лес), экспортирует сырье и импортирует оборудование и механические устройства. Результаты внешнеэкономической деятельности (ВЭД) составляют объективную основу налогообложения. В статье проведен анализ налогообложения ВЭД Республики Коми. Предложены направления регулирования ВЭД природопользователей, способствующие решению проблем социально-экономического развития Республики Коми, повышению налоговых доходов бюджета.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, природопользователь, социально-экономическое развитие, налогообложение, таможенный платеж.

Регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) природопользователей обусловлено необходимостью решения проблем социально-экономического развития Республики Коми. В соответствии с Конституцией РФ регулирование ВЭД находится в ведении Правительства РФ и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Законодательство РФ трактует внешнеторговую деятельность как предпринимательскую в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).

С принятием Указа Президента РСФСР от 15.11.1991 № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности» (утратил силу на основании Указа Президента РФ от 23.12.2000 № 2061) главным звеном во внешнеэкономической

деятельности страны стала ее организация. Регулирование ВЭД осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом РФ, Федеральными законами от21.05.1993 № 5003-1 «Отаможенном тарифе», от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

В Федеральном законе от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» сформулированы основные цели и принципы государственного ре-гулированияданноговидадеятельности (рис. 1).

Регулирование ВЭД в России основывается на двух основополагающих принципах: единства (политики, системы государственного регулирования и контроля, равенства всех участников внешнеэкономической деятельности) и децентрализации (разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов). Для регулирования ВЭД Республики Коми необходимо учитывать не только внешние, но и внутренние факторы, связанные с особенностями северной территории, природно-географические (природные ресурсы и полезные ископаемые, климатические условия, экономико-географическое расположение, размер территории и др.), а также социально-экономические (уровень экономического развития, отраслевая структура экономики и др.).

В России используются весьма многочисленные методы регулирования ВЭД, среди которых можно выделить: во-первых, методы прямого регулирования, включая экономические (оказывающие воздействие через валютно-финансовый механизм), административные (основанные на методах ограничений, запретов, контроля); во-вторых, методы косвенного регулирования, включая торгово-политические методы (создающие

общую инфраструктуру для благоприятного развития внешнеторговой деятельности). Законодательство РФ установило два основных метода государственного регулирования: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование.

Таможенно-тарифное регулирование основано на применении импортного и экспортного тарифа. Правовой основой таможенно-тарифного регулирования являются Федеральный закон от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе РФ», определяющий все аспекты обложения таможенными пошлинами, перемещаемыми через границу РФ, включая порядок и методологию таможенного обложения и связанные с этим действия субъектов ВЭД, и Таможенный кодекс РФ, регулирующий деятельность таможенных органов, их права и обязанности, порядок таможенного контроля, организацию таможенной службы и др.

Нетарифное регулирование основано на использовании комплекса методов, в числе которых:

• экономические: налоговые или паратарифные (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные сборы), валютные (курс иностранных валют, санкции за нарушения законодательства);

• административные: количественные ограничения экспорта и импорта (квотирование, лицензирование, контингентирование, добровольное самоограничение экспорта), запретительные меры (запрет вывоза или ввоза отдельных товаров, эмбарго на торговлю с отдельными странами), сертификация или специальные требования к импортным товарам, валютный контроль, таможенный контроль цен. Таким образом, налогообложение является

одним из экономических (нетарифных) методов

Рис. 1. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

регулирования ВЭД. Результаты ВЭД Республики Коми, располагающей богатым природно-ресурс-ным потенциалом (нефть, газ, уголь, лес), составляют объективную основу налогообложения.

Основой благополучия Республики Коми является наличие эффективно функционирующих организаций (топливно-энергетического и лесопромышленного комплексов) с устойчивым платежеспособным спросом, высоким уровнем рентабельности, поставляющих значительную часть своей продукции на экспорт. В большинстве своем они имеют необходимую инфраструктуру экспортного сбыта и, как правило, без посредников реализуют свою продукцию на внешнем рынке. При этом в Республике Коми функционируют

также неплатежеспособные организации с низкой или отрицательной рентабельностью, неконкурентоспособностью выпускаемой продукции, отсутствующими платежеспособными потребителями (организации сельскохозяйственной и лесохозяйственной ориентации). Преобладание указанных организаций обусловливает социально-экономические проблемы северных территорий, в том числе: недостаточность налоговых доходов бюджета, низкий уровень жизни населения и др. [7, с. 8—10]. При этом единичные организации выходят на прямые связи с зарубежными партнерами. Основные показатели внешней торговли Республики Коми представлены в табл. 1.

Анализ табл. 1 показал, что внешнеторговый оборот увеличился незначительно (с 1 304,2 млн долл. в 2000г. до 1607,2 млн долл. в 2008г., т. е. на 23,2%), его доля во внешнеторговом обороте России составляет лишь 0,2 % (без учета экспорта нефти, оформленного в Центральной энергетической таможне). Внешнеторговый оборот со странами СНГ увеличился в 3,8 раза, а со странами дальнего зарубежья лишь на 8,3 %. Снизился коэффициент покрытия импорта экспортом (с 4,897 до 3,252) и

коэффициент несбалансированности торгового оборота (доля чистого сальдо в обороте) (с 66,1 до 53,0%). В общем объеме товарооборота на долю экспорта приходится 76,5, импорта — 23,5 %.

Традиционно экспортные поставки превалируют над импортными, при этом темпы роста импорта намного превышают темпы роста экспорта. Факторами незначительного роста стоимостного объема республиканского экспорта в 2008 г. (по сравнению с предыдущим годом — на5,7 %) являются: во-первых, увеличение стоимости экспорта в страны дальнего зарубежья на 14,2 % за счет роста средних цен на 75,5 при уменьшении физических объемов экспорта — на 39,0%; во-вторых, уменьшение стоимости экспорта в страны СНГ на 16,8 % за счет уменьшения физических объемов экспорта на 34,5 при росте средних цен на 51,1 %. Товарная структура экспорта Республики Коми приведена в табл. 2.

Анализ табл. 2 показал, что состав основных экспортных позиций в последние годы практически не изменился. В товарной структуре экспорта наибольшая доля продукция природопользователей Республики Коми — конкурентоспособное сырье. В

Таблица 1

Основные показатели внешней торговли Республики Коми за 2000-2008гг., млн долл. [4]

Показатель Год

2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Товарооборот, всего 1304,2 1293,3 1498,6 864,7 1102,4 1203,7 1400,0 1 607,2

В том числе:

со странами вне СНГ 1 232,0 1 184,1 1 379,2 659,1 850,9 997,6 1 066,7 1 333,8

со странами СНГ 72,2 109,2 119,4 205,6 251,5 206,1 333,3 273,4

Экспорт, всего 1145,1 1188,9 1310,4 720,4 866,5 1 015,4 1162,6 1229,2

В том числе:

со странами вне СНГ 1 102,8 1 095,4 1 207,3 545,0 642,1 830,0 846,2 966,0

со странами СНГ 42,3 93,5 103,1 175,4 224,4 185,4 316,4 263,2

Импорт, всего В том числе: 159,1 104,4 188,2 144,3 235,9 188,3 237,4 378,0

со странами вне СНГ 129,2 88,7 171,9 114,1 208,8 167,6 220,5 367,8

со странами СНГ 29,9 15,7 16,3 30,2 27,1 20,7 16,9 10,2

Сальдо, всего В том числе: 986,0 1 084,5 1122,2 576,1 630,6 827,1 925,2 851,2

со странами вне СНГ 973,6 1 006,7 1 035,4 430,9 433,3 662,4 625,7 598,2

со странами СНГ 12,4 77,8 86,8 145,2 197,3 164,7 299,5 253,0

Товарная структура экспорта Республики Коми, % [5]

Товар 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Древесина, целлюлозно-бумажные изделия 48,1 53,1 59,6 56,8

Минеральные продукты 48,5 43,0 36,6 38,4

Продукция нефтехимического комплекса 1,5 2,0 2,2 2,4

Текстильные материалы и текстильные изделия 0,6 1,1 1,3 1,4

Другие товары 1,3 0,8 0,3 1,0

Итого 100 100 100 100

Таблица 2

целом на две основные группы сырья и материалов (энергоносители, древесина и целлюлозно-бумажные изделия) в 2008г. приходилось 95,2% всего республиканского экспорта, при этом доля готовой продукции незначительна. Природопользователи экспортируют из Республики Коми древесину и целлюлозно-бумажные изделия (лесоматериалы необработанные и обработанные, пиломатериалы фасонные, шпон лущеный, древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты, фанеру, древесную целлюлозу, бумагу, картон и изделия из бумажной массы), минеральные продукты (важнейшие виды энергоносителей — уголь, нефть, газовый конденсат, нефтепродукты, газ), а также грибы и ягоды. При этом в различные страны экспортируется одни и те же виды продукции, что свидетельствует об ограниченном предложении северных товаропроизводителей. Динамика экспорта основных видов товаров по Республике Коми представлена в табл. 3.

Финансовый кризис отразился на динамике экспорта основных видов товаров природопользо-вателей Республики Коми. В 2008 г. по сравнению с предыдущим годом снизились объемы экспорта: нефти сырой, включая газовый конденсат (на 3,72%), технического углерода (на 8,64%), каменного угля (на 63,26 %), деловой древесины (на 45,97%), пиломатериалов (на 17,95%), древесноволокнистых плит (на 10,34 %), древесно-стружеч-ныхплит (на 17,90 %), фанеры (на 17,29 %), бумаги и картона (на 2,14 %).

Динамика экспорта основных вщ

Указанная ситуация повлияла на ухудшение социально-экономического положения Республики Коми. Снизился сальдированный финансовый результат деятельности организаций республики (на 37,1 %), в том числе организаций, осуществляющих добычу полезных ископаемых (на 70,7%), обработку древесины и производство изделий из дерева (на 37,4%), производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них (на 20 %). Увеличилась доля убыточных организаций (с 29 % в 2007 г. до 35 % в 2008 г.), в том числе организаций, осуществляющих добычу сырой нефти и природного газа, предоставление услуг в этих областях (с 28 до 32 %), обработку древесины и производство изделий из дерева (с 40 до 53%), целлюлозно-бумажное производство (с 8 до 10 %).

Снижение налоговой базы природопользова-телей привело к дефициту консолидированного бюджета Республики Коми в 2008 г. — 422 млн руб., республиканского бюджета — 1 046 млн руб. Таким образом, сырьевая направленность республиканского экспорта предопределила обострение социально-экономических проблем, вызванных финансовым кризисом. Товарная структура импорта в Республику Коми представлена в табл. 4.

За исследуемый период в товарной структуре импорта в Республику Коми значительных изменений не произошло. Основным направлением импорта является продукция машиностроительного комплекса (71,8%). Большинство стран ввозят сюда оборудование и механические устройства, что

Таблица 3

! товаров по Республике Коми [4]

Товар 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Нефть сырая, включая газовый конденсат, тыс. т 974,5 948,4 907,4 873,6

Технический углерод, тыс. т 21,6 23,9 24,3 22,2

Сжиженный газ, тыс. т 181,3 183,4 148,0 150,3

Каменный уголь, тыс. т 590,6 1016,7 1443,9 530,5

Деловаядревесина,тыс. м3 6,6 1,2 24,8 13,4

Пиломатериалы, тыс. м3 523,7 590,0 688,4 564,8

Древесно-волокнистые плиты, млн. м2 9,2 11,3 5,8 5,2

Древесно-стружечные плиты, тыс. м3 18,3 26,8 42,7 35,1

Фанера, тыс. м3 240,9 235,8 223,2 184,6

Бумага и картон, тыс. т 412,6 370,4 360,3 352,6

Товарная структура импорта в Республику Коми, % [5] Таблица 4

Товар 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Продукция машиностроительного комплекса 72,2 67,4 55,9 71,8

Продукция нефтехимического комплекса 14,1 16,7 17,7 14,5

Металлы и изделия из них 3,6 2,8 16,9 6,0

Продукция лесоперерабатывающего комплекса 4,2 5,0 4,3 2,9

Текстиль, текстильные изделия и обувь - - 3,8 2,4

Другие товары 5,9 8,1 1,4 2,4

Итого 100 100 100 100

Таблица 5

Динамика таможенных платежей в доходах федерального бюджета Российской Федерации

Показатель Год

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Таможенные платежи, млрд руб. 358,8 539,9 588,3 757,6 1219,5 2105,2 2860,4 3220,2 4682,2

Доля таможенных платежей в доходах федерального бюджета, % 31,69 33,87 26,68 29,29 35,58 41,02 45,56 41,38 50,49

свидетельствует о серьезных проблемах развития промышленности, в частности машиностроительного комплекса Республики Коми и России в целом. Проблема заключается в том, что при-родопользователями вывозится сырье, а ввозится готовая продукция.

Следует отметить, что Республика Коми развивает внешнеторговую деятельность с 89 странами, включая страны дальнего зарубежья и страны СНГ, в том числе со всеми бывшими союзными республиками. При этом динамика экспорта и импорта свидетельствует о нестабильности международных связей со многими странами. Основными торговыми партнерами Республики Коми являются Финляндия, Германия, Австрия, Польша, Украина. Именно с указанными странами наблюдаются долговременные экспортные и импортные поставки. Таким образом, Республике Коми необходимо усилить внимание развитию международного сотрудничества с другими странами.

Увеличение объемов внешнеторгового оборота Республики Коми, как объективной основы налогообложения, свидетельствует о потенциально возможном росте налоговой базы и доходов бюджета. Динамика таможенных платежей в доходах федерального бюджета РФ представлена в табл. 5.

За исследуемый период поступления таможенных платежей в федеральный бюджет увеличились в 13 раз (с 358,8 млрд руб. в 2000 г. до 4 682,2 млрд руб. в 2008г.). Несмотря на колебания в динамике, в целом прослеживается постепенное укрепление позиции таможенных платежей в структуре доходов федерального бюджета (табл. 5). В настоящее время доходы от ВЭД являются основным источником пополнения государственной казны и составляют более 50 % всех доходов федерального бюджета. Для срав-

5 000 4 500 4 000 3 500 3 000 2 500 2 000 1 500 1 000 500 0

нения: в США доля таможенных пошлин в доходах федерального бюджета составляет 1 %, в Великобритании — 1,в Германии — около4%.

Для большинства развивающихся стран таможенные пошлины сохраняют свое регулирующее и фискальное значение. Эти страны поддерживают высокий уровень импортных таможенных пошлин на готовые товары, чтобы оградить от конкуренции отечественных товаропроизводителей. С другой стороны, таможенные пошлины используются в качестве важного источника поступлений доходов в бюджет. На таможенные пошлины приходится от 10 до 50% государственных доходов, например, в Мадагаскаре — 55, Индии — 20, Перу — 21 % [6, с. 964—967]. Внешняя торговля оказывается гораздо доходнее, чем средства, получаемые от федерального имущества, государственных пакетов акций. Значительный рост поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет обусловлен, прежде всего, ростом внешнеторгового оборота, увеличением экспортной выручки от продажи нефти и ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть.

Динамика поступлений таможенных платежей по Республике Коми свидетельствует о нестабильности указанных поступлений (рис. 2).

На объем и структуру таможенных платежей, взимаемых таможенными органами Республики

4 525,38

1 995,069

2000

2001

2002

2003

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2004

2005

2006

2007

2008

-Всего таможенныхплатежей

Рис. 2. Динамика поступлений таможенных платежей по Республике Коми за2000-2008гг.,млнруб.

Коми, оказывают влияние внешнеэкономическая политика и экономическая ситуация как в стране, так и на территории Республики Коми.

Наблюдается проблема в области межбюджетных отношений. В соответствии со ст. 50 и 51 Бюджетного кодекса РФ таможенные платежи участников ВЭД, вносимые в бюджет в качестве налогов и неналоговых поступлений, полностью зачисляются в федеральный бюджет [1]. Рост поступлений таможенных платежей по Республике Коми вызван значительным увеличением размеров вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газовый конденсат и товары, выработанные из нефти. При этом бюджет Республики Коми налоговых и неналоговых доходов от ВЭД природо-пользователей не получает. Динамика отдельных видов таможенных платежей по Республике Коми приведена в табл. 6.

Анализ табл. 6 показывает, что за исследуемый период по Республике Коми более чем в два раза увеличились поступления вывозной пошлины, ввозной пошлины и НДС. При этом поступления акцизов по внешнеторговым операциям резко снизились (на98,9 %). Структура таможенных платежей по Республике Коми приведена в табл. 7.

Следующая проблема обусловлена значительным превышением экспорта над импортом товаров в Республике Коми (3:1), повлиявшим на структуру таможенных платежей. Наибольшую долю в таможенных платежах Республики Коми составляет вывозная пошлина — 60,91 % от общей суммы платежей за 2008 г. Доля платежей, взимаемых при

импорте (ввозная пошлина, НДС, акцизы) в 2008 г. составила 37,29 % от общего объема перечислений в федеральный бюджет, что значительно ниже суммы таможенных платежей, взимаемых при экспорте. Следует отметить, что при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, применяется ставка НДС в размере ноль процентов, а при реализации подакцизных товаров указанные операции освобождены от налогообложения акцизами [3]. Вывозная таможенная пошлина, основным предназначением которой является сдерживание вывоза сырья и пополнение доходов бюджета, не относится к самым эффективным инструментам внешней торговли. Тем не менее в перспективе она будет оставаться основным источником доходов федерального бюджета.

Размеры ввозной таможенной пошлины по комплектующим изделиям, технологическому оборудованию, машинам и механизмам, предназначенным для нефтяной, угольной, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности невысокие и составляют 5—10 %. В результате поступления таможенных платежей от импортных операций значительно ниже экспортных. На многие виды ввозимого технологического оборудования постановлениями Правительства РФ установлены нулевые ставки таможенных пошлин. Указанные меры не способствуют социально-экономическому развитию Республики Коми, сдерживают темпы роста отечественного машиностроения, влияют на уровень экономической безопасности страны и региона.

Таблица 6

Динамика отдельных видов таможенных платежей по Республике Коми, млн руб. [5]

Вид платежа Год

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Вывозная пошлина 1 171.283 1 389,793 1 506,971 2 081,008 2 021,611 1 682,390 2 756,186

Ввозная пошлина 185,925 384,472 256,106 407,159 215,435 256,300 384,855

НДС 566,203 1 125,405 637,121 1 168,661 737,549 855,990 1 302,723

Акциз 2,710 0,002 - 0,007 0,008 0,009 0,031

Таможенные сборы и иные платежи 68,948 67,665 59,743 112,291 110,075 70,838 81,585

Итого 1995,069 2 967,337 2 459,941 3 769,126 3 084,680 2 865,527 4525,380

Структура таможенных платежей по Республике Коми, млн руб. [5]

Вид платежа Год

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Вывозная пошлина 58,7 46,8 61,3 55,2 65,5 58,71 60,91

Ввозная пошлина 9,3 13,0 10,4 10,8 7,0 8,94 8,50

НДС 28,4 37,9 25,9 31,0 23,9 29,87 28,79

Акциз 0,1 - - - - 0,0 0,0

Таможенные сборы и иные платежи 3,5 2,3 2,4 3,0 3,6 2,48 1,80

Итого 100 100 100 100 100 100 100

Таблица 7

На уровень взимания таможенных платежей значительное влияние оказывают установленные Федеральным законом от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» тарифные льготы (тарифные преференции) в виде: возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Законодательством РФ предусмотрены льготы по таможенным пошлинам, таможенным сборам, акцизам и НДС. Допускается предоставление тарифных льгот в отношении следующих товаров:

• ввозимых на таможенную территорию РФ и (или) вывозимых с этой территории временно под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных ТК РФ;

• вывозимых в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с межправительственными соглашениями, участником которых является РФ;

• вывозимых с таможенной территории РФ в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд, определяемых в соответствии с законодательными актами РФ;

• ввозимых на таможенную территорию РФ в качестве вклада в уставные фонды организаций с иностранными инвестициями, а также вывозимых этими организациями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции.

В соответствии с двусторонними соглашениями о свободной торговле, заключенными между РФ и соответственно с Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Украиной, с которыми у Республики Коми налажены тесные внешнеторговые связи, товары, происходящие и ввозимые на территорию РФ из указанных государств, ввозными таможенными пошлинами не облагаются.

Проблема формирования доходов бюджета обусловлена ежегодным ростом объемов предоставленных таможенных льгот. При этом структура таможенных льгот принципиально не меняется (рис. 3).

Наибольшую долю занимают льготы, предоставляемые при ввозе товаров в уставный капитал (58 %), в частности, освобождение от НДС ввозимого в качестве взносов в уставный капитал оборудования для лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

□ Ввоз товаров из стран СНГ - 13%

□ Соглашение о разделе продукции - 16%

□ Вывоз товаров в страны таможенного союза -13%

□ Ввоз товаров в уставный капитал - 58%

Рис. 3. Структура таможенных льгот по Республике Коми

Таможенные льготы инвесторам, предусмотренные соглашениями о разделе продукции (16 %), предоставлены при ввозе отдельных видов товаров собственного производства. Таможенные льготы (13%) при ввозе товаров из стран СНГ (Украина, Азербайджан, Узбекистан) направлены также на освобождение от уплаты таможенной пошлины оборудования, ввозимого для лесоперерабатывающей, химической и нефтегазоперерабатывающей промышленности Республики Коми. Таможенные льготы при ввозе товаров в страны Таможенного союза (13%) предоставлены организациям, осуществляющим деятельность в лесной и лесоперерабатывающей промышленности Республики Коми, крупнейшей из которых является ОАО «Монди Бизнес Пейпа «Сыктывкарский ЛПК».

Проблема заключается в усилении внимания природопользователей Республики Коми к экспорту сырья (лес, нефть, газ), освобожденных от НДС и акцизов. При этом тем же природопользователям предоставляются таможенные льготы при ввозе на таможенную территорию РФ оборудования, машин и механизмов и при вывозе товаров собственного производства в страны Таможенного союза и в рамках соглашений о разделе продукции. Сложившаяся ситуация в налогообложении внешнеэкономической деятельности природопользователей не способствует расширению международных экономических связей, улучшению социально-экономического развития Республики Коми.

Проведенный анализ позволяет определить основные направления регулирования ВЭД природопользователей как объективной основы налогообложения, призванные способствовать социально-экономическому развитию Республики Коми, расширению внешней торговли, повышению налоговых и неналоговых доходов бюджета.

Первое направление — содействие формированию импортозамещающих и экспортоориентированных обрабатывающих производств в Республике Коми путем обеспечения государственной поддержки развития новых технологий переработки добытых полезных ископаемых, производства новых видов готовой продукции северных товаропроизводителей, востребованной на российском и мировых рынках.

Необходима поддержка развития производства новейших видов машин и оборудования для горно-рудного, лесопромышленного, химического комплексов, по технологическим характеристикам не уступающим зарубежным аналогам.

Второе направление — изменение структуры экспорта за счет повышения доли обработанной продукции природопользователей. Повышение доли экспорта товаров глубокой переработки позволит увеличить внешнеторговый оборот и обеспечит дополнительные поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет. При этом вывоз сырья, включая круглый лес, нефть и природный газ, остается важной статьей республиканского экспорта.

Третье направление — налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности природопользователей, направленное на стимулирование экспорта из Республики Коми товаров глубокой переработки. На взгляд автора, возможно повышение налоговой нагрузки на природопользователей, экспортирующих конкурентоспособное на мировых рынках сырье, и снижение налоговой нагрузки для экспортеров товаров глубокой переработки. Следует отметить, что действующий механизм налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость используется недобросовестными налогоплательщиками для незаконного уменьшения налоговых обязательств перед бюджетом. Необходимо совершенствование механизма налогообложения косвенными налогами (НДС, акцизами), повышение уровня налогового администрирования.

Четвертое направление — обеспечение возможности кредитования закупки новейшего российского оборудования для развития экспортных производств. При этом необходимо учитывать возможность снижения ставки по кредитам, полученным на указанные цели, и включения процентов за пользование заемными средствами в расходы, учитываемые

для целей налогообложения прибыли организаций. Необходимо упростить процедуру получения инвестиционного налогового кредита для природопользователей, осуществляющих финансовые вложения в развитие экспортных производств конкурентоспособной готовой продукции.

Пятое направление — предоставление возможности осуществления страховых операций, связанных с освоением новыхрынков. Необходимо предоставить страхователям возможность освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость указанных операций по страхованию, а также включения затрат на страхование в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли организаций.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. от27.12.2009 № 374-ФЭ).

2. Закон Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (в ред. от 28.06.2009 № 125-ФЗ).

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от27.12.2009). Ст. 164и183.

4. Статистический ежегодник Республики Коми // Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми. Сыктывкар. 2008. 451 с.

5. Таможенная статистика внешней торговли Республики Коми. Бюллетень. Федеральная таможенная служба Российской Федерации. Северо-Западное таможенное управление. Сыктывкарская таможня. Сыктывкар. 2009. 42 с.

6. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под общ. ред. А. Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика. 2002. 1168 с.

7. Чужмарова С. И. Социально-экономическое развитие Республики Коми в условиях реформирования налогообложения внешнеэкономической деятельности (б-ка менеджера; вып. 14) / под общ. ред. д. э. н., профессора В. В. Фаузера. М.: Экон-Информ. 2009. 196 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.