Научная статья на тему 'Регулирование трудовой миграции: научный взгляд'

Регулирование трудовой миграции: научный взгляд Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1316
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрков Дмитрий Васильевич

В статье рассматривается международный и российский опыт регулирования трудовой миграции. Выделены инструменты и механизмы, общие для большинства изученных стран. Определена возможность и границы использования международного опыта регулирования трудовой миграции в экономике современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulation of labor migration: scientific opinion

International and russian experience of regulation of labour migration is considered in the article. Tools and mechanisms that are common for the most of the studied countries are identified. The possibility and the limits of the use of international experience in regulating labour migration in the economy of modern Russia are determined.

Текст научной работы на тему «Регулирование трудовой миграции: научный взгляд»

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 3

Экономика

УДК 338.26

Регулирование трудовой миграции: научный взгляд

Юрков Д.В.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного

и муниципального управления Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова

В статье рассматривается международный и российский опыт регулирования трудовой миграции. Выделены инструменты и механизмы, общие для большинства изученных стран. Определена возможность и границы использования международного опыта регулирования трудовой миграции в экономике современной России.

Ключевые слова: миграция, трудовая миграция, миграционная политика, государственное регулирование.

Регулирование международных потоков рабочей силы происходит на различных уровнях - это и национальный уровень, и межгосударственный уровень, что вызвано существующими реалиями мировой экономики. В современной мировой экономической системе усиление миграционных процессов обусловлено рядом причин, среди которых мы выделяем: существование межстрановых различий в качестве жизни населения, военные действия в ряде регионов мира, неравномерность экономического развития стран мира, избыток рабочей силы в одних странах и недостаток высококвалифицированных работников в других, развитие информационного общества и транспортной доступности практически любых уголков Земли.

Миграционная политика разных стран вариативна и направлена на регулирование спроса и предложения на рынке труда, что весомо влияет на качество жизни населения [1] и является предметом исследования ученых из различных предметных областей.

Изучением различных аспектов трудовой миграции, ее развития и регулирования занимались такие ученые как: Дж. Саймон, С. Спатини, П. Сталкер, Д. Бартрама, Х. Расмуссен, Б. Чисвич, П. Линдерт, Д. Массей, М. Критц, И.П. Цапенко, М.В. Рязанцев, Н.Н. Зинченко, ИМ. Вашко, В.Б. Супян, ЕС. Кра-синец и другие.

И.М. Вашко [2] в своих работах исследует взгляды зарубежных ученых на различные аспекты миграции. В работах Д. Бартрама рассматриваются

аспекты регулирования трудовой миграции, связанные со спросом на рынке труда в различных странах, отмечается вариативность государственной миграционной политики. Б. Чисвич анализирует ивестиции в человеческий капитал и их результив-ность на рынке труда с точки зрения миграционных процессов. Модель Б. Чисвича — «миграционная модель человеческого капитала» (human capital model of migration) отражает новый комплексный подход в отличие от «простой модели инвестиций в человеческий капитал» (simple human capital model of investment). Г. Доменико, С. Спатини рассматривают новые подходы к решению вопросов безработицы в ЕС, роль государственных служб занятости, частных заинтересованных сторон на рынке труда. Исследования миграции Д. Массея проведены на макро- и микроуровне, включают различные аспекты воздействия мировых систем, рынка труда, причинной обусловленности и действий акторов, социального капитала. Предметом анализа М. Критц и других ученых являются миграционные потоки на макроуровне, миграционные сети, экономический эффект для посылающих и принимающих стран. В условиях глобализации происходит трансформация методологических подходов к научным обоснованиям, в которых выделяется транснациональная модель миграционных процессов [2].

С.А. Королева [3] считает, что в миграционной политике большинства стран мира, прежде всего развитых западных стран, определяющей в настоя-

115

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 3

Экономика

щее время является ее иммиграционная составляющая. В своей миграционной политике приоритетное значение они отдают иммиграционному контролю, усилению фильтрации принимаемых мигрантов, ужесточению борьбы с нелегальной иммиграцией и оптимизации объема и структуры иммиграционных потоков. Это обусловлено стремлением обеспечить национальную безопасность в условиях активизации международного терроризма, защитить национальные рынки труда от нежелательной конкуренции, а также удовлетворить потребности национальных экономик в иностранной рабочей силе [3, с. 13-14]. Как мы видим в сложившейся в ряде европейских стран ситуации, стихийно возникшие в следствие ряда очевидных причин, миграционные потоки сложно регулировать и контролировать, а названные инструменты иммиграционной политики не всегда работают.

Мы согласны с мнением И.М. Вашко [2], что большинство зарубежных ученых придерживается мнения, что миграция - это результат экономического развития, следствием чего является экономическая и социально-политическая интеграция.

М.С. Блинова в своих работах [4; 5] укрупненно выделяет следующие научные школы: российскую, европейскую и американскую. В ее работах исследуются расширение масштабов, география международной миграции, детерминирующее воздействие глобализирующегося рынка труда на структуру миграционных процессов: их циркулярный характер, феминизация, рост доли высококвалифицированных мигрантов и значение трудовой миграции, активизация вынужденной и нелегальной миграции, влияние демографических изменений, изменение мотивации мигрантов, развитие миграционных сетей [4, с. 114-138].

Мы разделяем мнение И.П. Цапенко об активном включении развитых стран в интеллектуальную миграцию [6-8]. На общем фоне международных перемещений населения, в целом существенно интенсифицировавшихся в последние десятилетия, потоки интеллектуальной миграции отличаются особым динамизмом. С 1990 по 2000 гг. число лиц с образованием третьей ступени, выехавших из Латинской Америки, увеличилось на 97 %, из Азии - на 84 %, из Африки - на 113 %. Стремительно развивается и международная студенческая миграция, В 2005 г. число иностранных студентов в мире достигло 2,73 млн. человек, более чем удвоившись по сравнению с 1995 г. [7, с. 134]. Так же следует отметить, что в миграционном регулировании И.П. Цапенко выделяет три направления: иммиграционную политику, интеграционные механизмы и противодействие факторам, детерминирующим миграцию [8, с. 192].

Интересным, на наш взгляд, представляется мнение С.А. Королевой [3] об особенностях междуна-

родной трудовой миграции: увеличение масштабов международной миграции рабочей силы, изменение качественного состава мигрирующей рабочей силы, заключающееся в увеличении среди мигрантов лиц с высоким уровнем образования и профессиональной квалификацией; рост нелегальной миграции; самопроизвольное превращение временной миграции в постоянную; формирование этнических анклавов с этнической экономикой в местах территориальной концентрации мигрантов; усиление ксенофобии в странах, принимающих мигрантов [3, с. 10-11]. Особую актуальность приобретают эти выводы в свете происходящего в Европе миграционного коллапса.

На основе проведенного исследования нами предложен ряд рекомендаций в области государственного регулирования миграции:

• Основным приоритетом долгосрочной миграционной политики РФ является сохранение и приумножение трудового потенциала;

• Соблюдение всех международных норм в области миграционного законодательства и прав мигрантов;

• Противодействие нелегальной миграции: незаконному въезду-выезду, незаконному пребыванию, незаконной трудовой деятельности;

• Стимулирование интеллектуальной миграции;

• Оптимизация миграционных потоков на основе регулирования спроса и предложения на национальном рынке труда;

• Нормативно-правовое и социокультурное обеспечение интеграции мигрантов;

• Развитие и стимулирование внутренней трудовой миграции, создание институциональных условий.

Литература:

1. Фахрутдинова Е.В. Качество жизни населения: теоретический аспект // Экономические науки. -

2009. - № 10. - С. 130-133.

2. Вашко И.М. Государственная политика регулирования трудовой миграции: зарубежный опыт и возможности его использования в Республике Беларусь // Журнал международного права и международных отношений. - 2012. - № 1. - URL: http://evolutio.info/content/view/1939/235/ (доступ свободный, дата обращения: 15.08.2015 г.).

3. Королева С.А. Зарубежный опыт регулирования международной миграции рабочей силы: возможности применения в России: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2005. - 28 с.

116

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 3

Экономика

4. Блинова М.С. Современные социологические теории миграции населения. - М.: Изд-во КДУ, 2009. - 160 с.

5. Блинова М.С. Социология миграции: история становления и перспективы развития. - М.: Изд-во КДУ, 2009. - 192 с.

6. Цапенко И.П. Международная миграция ученых и студентов: возможности государственного управления // Вопросы государственного управления. - 2007. - Том II. - № 2-3. - С. 37-58.

7. Цапенко И.П. Интеллектуальная миграция в развитых странах // Научная политика и проблемы развития науки. - 2010. - С. 126-150.

8. Цапенко И.П. Управление миграцией: опыт развитых стран. - М.: Изд-во Academia, 2009. - 384 с.

9. Бекяшев Д., Иванов Д. Международно-правовое регулирование вынужденной и трудовой миграции. - М.: Изд-во Проспект, 2015. - 392 с.

10. Западнюк Е.А. Интеллектуальная миграция и ее влияние на экономику страны: проблемы государственного регулирования // Экономические науки. - 2007. - № 30. - С. 295-299.

11. Юдина Т.Н. Миграция. Словарь основных терминов. - М.: Изд-во РГСУ, 2007. - 480 с.

Regulation of labor migration: scientific opinion D.V. Yurkov

Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov

Summary: International and russian experience of regulation of labour migration is considered in the article. Tools and mechanisms that are common for the most of the studied countries are identified. The possibility and the limits of the use of international experience in regulating labour migration in the economy of modern Russia are determined.

Key words: migration, labour migration, migration policy, state regulation.

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.