Научная статья на тему 'Регулирование регионального развития на основе эффективного использования земельных ресурсов'

Регулирование регионального развития на основе эффективного использования земельных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ЭКОНОМИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисоглебская Л.Н., Юрьева О.В.

В статье рассмотрен дифференцированный подход к регулированию регионального развития с помощью результатов управления землями на муниципальном уровне. На основе группировки территорий по показателю эффективности использования земельных ресурсов и уровню земельно-ресурсного потенциала разработана региональная модель регулирования развития муниципальных образований

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регулирование регионального развития на основе эффективного использования земельных ресурсов»

РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Л. Н. БОРИСОГЛЕБСКАЯ

доктор экономических наук, профессор, первый проректор — проректор по научнойработе E-mail: boris-gleb@rambler.ru

О. В. ЮРЬЕВА

аспирант кафедры мировой и национальной экономики

E-mail: alexjg@yandex.ru Курский государственный технический университет

В статье рассмотрен дифференцированный подход к регулированию регионального развития с помощью результатов управления землями на муниципальном уровне. На основе группировки территорий по показателю эффективности использования земельных ресурсов и уровню земельно-ресурсного потенциала разработана региональная модель регулирования развития муниципальных образований.

Ключевые слова: регион, экономика, эффективность, земельные ресурсы, регулирование, дифференциация, муниципальное образование.

Основной целью государственной экономики в настоящее время является устойчивое развитие региональной социально-экономической системы. Ведущая роль в этом направлении принадлежит региональному регулированию уровня развития муниципальных образований, направленному на обеспечение их самодостаточности и сокращение дифференциации внутри регионов. Поэтому возникает необходимость управления факторами, которые оказывают влияние на эффективность региональной экономики. Земельные ресурсы являются основным фактором экономического развития региона, объектом долгосрочных вложений, территорией проживания населения. В связи с этим возрастает роль управления земельными ресурсами в повышении эффективности региональной экономики, снижении территориальной неоднородности внутри субъекта РФ с помощью дифференцированного подхода к регулированию земельных отношений и роста эффективности использования земельных ресурсов региона.

Регион — часть политической, территориальной, экономической, социальной целостности государства. Он выступает объектом государственного управления и носителем государственных функций. Регион также — целостная система, обладающая собственной структурой, историей, связями с внешней средой, условиями жизни, потенциалом и способная к саморазвитию.

Тем самым региональное управление предполагает государственное управление в границах территории субъекта РФ, направленное на выполнение федеральных задач, входящих в их компетен-цию в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий на основе федеративных отношений. Региональное управление предполагает также самостоятельное решение вопросов по развитию региона, связанных главным образом с повышением социально-экономических условий жизни населения.

Основной целью государственного управления земельными ресурсами на федеральном уровне является формирование системы земельных отношений, заключающейся в трансформации отношений собственности на землю, создании рынка земли, обеспечении адекватной системы регулирования земельного оборота. При этом региональные органы управления должны обеспечить функционирование земельных отношений с учетом особенностей землепользования. Особенности трансформации государственной собственности на землю на уровне региона заключаются в региональной структуре собственности на землю, в соотношении категорий земель в регионе, в орга-

Региональное управление земельными ресурсами

Деятельность органов государственной власти, осуществляющих решение федеральных задач по трансформации и регулированию земельных отношений

Целенаправленный процесс, связанный с повышением эффективности использования земель в регионе и достижением его устойчивого развития

Рис. 1. Региональноеуправлениеземельнымиресурсами

низационно-экономическом механизме регулирования земельных отношений на региональном и муниципальном уровнях.

В настоящее время Россия ориентирована на устойчивое развитие. Для регионов оно предполагает динамичное наращивание потенциала территории, а также создание мотивации экономических агентов к расширенному воспроизводству и на этой основе — последовательному повышению уровня жизни населения [6]. В общем смысле потенциал территории выражается как совокупность ресурсов, свойств, отношений, которые определяют возможности устойчивого и эффективного функционирования социально-экономической системы в изменяющихся внешнихусловиях [3].

Земельные ресурсы — неотъемлемый элемент ресурсного потенциала, основа для устойчивого развития региона. Они являются основным производственным фактором всех отраслей экономики, тем самым через ценовые параметры влияют на затратную составляющую любого производственного процесса, а значит, и на величину общественно необходимых и индивидуальных издержек производства. Земельные ресурсы являются объектом налогообложения, что предполагает участие их в процессе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта. Территориальные характеристики обеспечивают участие земель в структурной трансформации региональных производительных систем. Земля, как природный объект, обладает плодородными характеристиками, что отражается на эффективности сельскохозяйственного производства и отраслевой специализации региона. Как объект прав собственности на землю этот вид ресурсов является источником долгосрочных вложений и стабильного поступления дохода, что снижает инвестиционный риск и способствует притоку инвестиций на территорию.

В силу того, что без земли невозможно осуществление ни одного вида деятельности, земельные ресурсы следует рассматривать как одно из важнейших средств регионального развития, т. е.

элемент социально-экономического потенциа-ларегиона. Основываясь на этом, можно определить основную цель управления земельными ресурсами в регионе: повышение эффективности использования земель и достижение устойчивого регионального развития.

Таким образом, региональное управление земельными ресурсами, с одной стороны — деятельность органов государственной власти, осуществляющих решение федеральных задач по трансформации и регулированию земельных отношений и, с другой стороны — целенаправленный процесс, связанный с повышением эффективности использования земель в регионе и достижением его устойчивого развития (рис. 1).

Государственное регулирование регионального развития предполагает воздействие государства на региональные пропорции, оно направлено на обеспечение устойчивого развития регионов и государства в целом и на снижение территориальной дифференциации [1]. Результаты регионального управления землями во многом зависят отрезультатов управления на уровне муниципальных образований.

Регулирование регионального развития предполагает обеспечение устойчивого развития региона на основе повышения экономического потенциала и его эффективного использования, снижение территориальной социально-экономической асимметрии в регионе.

Организационно-экономический механизм регулирования использования земель в регионе является составной частью региональной политики, которая включают в себя: сочетание административных и экономических, прямых и косвенных методов регулирования, дифференцированный подход региональных властей к регулированию социально-экономического развития муниципальных районов, выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

Региональный организационно-экономический механизм регулирования эффективности использования земель представляет собой целенаправленный координирующий процесс управленческого воздействия региональных органов власти на эффективность использования земельных ресурсов в регионе и в муниципальных образованиях.

Основными экономическими методами регулирования земельных отношений в регионе являются: земельный налог, арендная плата, плата за при-

Эффективность использования земель

Вывод формулы регрессионного уравнения

Определение расчетного значения результативного показателя путем подстановки фактических значений в полученное уравнение

Оценка эффективности использования земельных ресурсов путем сравнения расчетного значения и фактического значения результативного показателя

обретение земли в собственность и права аренды, плата за изменение целевого назначения земель, компенсационные выплаты за восстановление нарушенных и деградированных земель, платежи при оформлении наследования, штрафные санкции и т. п. Административные методы регулирования земельных отношений предписывают основные правила пользования владения, распоряжения землями [5].

В настоящее время для региональной экономики характерно отсутствие дифференцированного подхода к регулированию использования земель в административно-территориальных образованиях и наличие противоречий в распределении земельных платежей по уровням бюджетов.

Распределение земельных платежей между бюджетами различных уровней

зависит от решения федеральных властей и носит неустойчивый характер. За период 2005—2008 гг. процентное соотношение доходов, поступающих от платы за использование земель в бюджеты разных уровней, менялось несколько раз [2]. Распределение земельных платежей в бюджетной системе является достаточно сложным. Прочную позицию занимают лишь платежи, поступающие от земельного налога и перечисляемые в местный бюджет [4].

Такая система не может способствовать заинтересованности региональных и местных властей в проведении земельной политики и повышению эффективности использования земель, а значит, земельные ресурсы не могут являться основным средством для развития муниципальных образований и региона в целом.

Основные инструменты регулирования в регионе должны основываться на различии в эффективности использования земель и уровне земельно-ресурсного потенциала административно-территориальных образований. Под земельно-ресурсным потенциалом в рамках исследования следует понимать совокупность материальных и нематериальных характеристик земельных участков, определяющих возможности для производства

Регулирование регионального развития

Земельно-ресурсный потенциал

Выбор основных показателей характеризующих земельно-ресурсный потенциал, выбор

результативных показателей

1 Г 1 Т

Отбор значимых показателей

1 Г ' Г

Определение частных показателей земельно-ресурсного потенциала путем сравнения со средними значениями

Расчет интегрального показателя земельно-ресурсного потенциала

Рис. 2. Порядок расчета основных критериев регулирования развития муниципальных районов на основе эффективности использования земель

сельскохозяйственной продукции. Схематично расчет основных критериев регулирования развития муниципальных районов на основе эффективности использования земель представлен нарис. 2.

Оценка эффективности использования земельных ресурсов в регионе и в муниципальных образованиях составляет основу для принятия решений по осуществлению земельной региональной политики и включает в себя несколько этапов [7].

На первом этапе проводится отбор и классификация основных показателей, влияющих на эффективность использования земель и характеризующих земельно-ресурсный потенциал. Чтобы дать наиболее содержательную характеристику землепользованию в регионе, необходимо основываться на факторах, влияющих на земельную ренту [1]. Сформированная система показателей адаптирована к данным, содержащимся в статистических сборниках, и может быть представлена в виде трех блоков.

• Первый блок включает в себя показатели, характеризующие распределение земель по формам собственности, развитие рынка земли, распределение земельных ресурсов по их функциональному назначению. В том числе:

• доля земель, используемыхдля сельскохозяйственного назначения, на единицу площади региона;

• доля сельхозугодий на единицу площади региона;

• доля пашни на единицу площади сельхозугодий;

• доля земель, оформленных в собственность, в аренду, на единицу площади сельскохозяйственных угодий;

• доля земель, вовлеченных в рыночный оборот, на единицу площади сельскохозяйственных угодий;

• количество заключаемых сделок на рынке земли, приходящихся на 1 га или на 1 жителя. Второй блок представлен показателями, характеризующими плодородие и местоположение земельных участков. В их числе:

балл бонитета почв; удаленность от рынков сбыта; удаленность от основных магистралей; протяженность коммуникаций; удаленность от областного центра; удаленность от промышленно развитых территорий;

• доля эродированных земель на единицу площади сельхозугодий.

Третий блок представлен показателями, которые характеризуют дополнительные затраты на земельный участок. Среди них:

• численность работников, занятых в сельском хозяйстве, на единицу площади сельхозугодий;

• основные фонды сельскохозяйственных организаций на единицу площади сельхозугодий;

• количество внесенных минеральных удобрений под урожай соответствующего года;

• количество внесенных органических удобрений под урожай соответствующего года.

На втором этапе составляется уравнение множественной регрессии для выявления наиболее значимых показателей. В качестве результативного признака (целевой функции) используется показатель, характеризующий эффективность использования земельных ресурсов (Хфс/х), таким показателем может быть урожайность зерновых культур, производство продукции растениеводства на единицу площади сельхозугодий или балансовая прибыль сельхозпроизводителей в расчете на единицу площади сельхозугодий. Результаты исследования представляются в виде математической записи:

у = а0 + а1х1 + а2 х2 +... + х., где а0 — начало отсчета;

аг.. а. — параметры уравнения регрессии при факторах х{ х:,

х{ х — основные факторы, влияющие на результативный показатель. На третьем этапе определяется расчетный показатель эффективности использования земельных ресурсов региона с помощью подстановки

в полученное уравнение регрессии фактических значений показателей .^...х. Полученное значение характеризует результаты использования земель при полном вовлечении в производство факторов роста.

На четвертом этапе оценивается эффективность использования земельных ресурсов региона путем сравнения расчетных и фактических данных:

Тф

Ту- -Ч/Х

= Т"'

-Ч/х

где К — коэффициент эффективности использования земельных ресурсов региона;

— фактическая величина целевой функции;

^с/х _ расчетное значение эффективности использования земель (расчетная величина целевой функции).

Если вычисленный показатель эффективности использования земель К< 1, то земельные ресурсы используются неэффективно, т. е. основные факторы роста не полностью задействованы в производстве продукции сельхозпроизводителями.

Если вычисленный показатель эффективности использования земель К> 1, то земельные ресурсы используются эффективно и основные факторы роста полностью вовлечены в производство продукции сельского хозяйства.

Данная методика позволяет выявить основные приоритетные направления для повышения эффективности использования земельных ресурсов в муниципальных районах и в регионе, а также определить направления региональной земельной политики в зависимости от результатов исследования.

Для определения земельно-ресурсного потенциала муниципального района используется метод сравнения со средними значениями исследуемых факторов в регионе.

. X.

где Ь1 — частный /-Й показатель;

Х1 — фактическая величина /-го показателя;

X — средняя величина в регионе /-го показателя.

Так как на эффективность использования земель влияют несколько показателей, то предлагается рассчитать интегральный показатель земельно-ресурсного потенциала, который определяется по формуле:

1 п

1=1,

п м

где I— интегральный показатель земельно-ресурсного потенциала района; п — количество показателей, определяющих земельно-ресурсный потенциал. Если показатель 1> 1, то земельно-ресурсный потенциал в исследуемом муниципальном районе выше среднего, если 1< 1, то земельно-ресурсный потенциал характеризуется как ниже среднего.

Рассмотрим применение данной методики на примере Курской области. В качестве целевой функции используется показатель урожайности зерновых культур (Г), аргументы функции представлены следующими показателями:

— доля земель, переданных в собственность, аренду, уставный капитал на единицу площади сельхозугодий, %(Х1);

— количество сделок с земельными участками, приходящихся на единицу площади сельхозугодий, ед. /тыс. га (Х2);

— доля невостребованных земель, которыми не распорядились, на единицу площади сельхозугодий, % (ХЗ);

— доля эродированных земель на единицу площади сельхозугодий, % (Х4);

— численность работников, занятых в сельском хозяйстве, на единицу площади сельхозугодий, чел./ тыс. га (Х5);

— основные фонды крупных и средних коммерческих организаций, приходящиеся на единицу площади сельхозугодий, млн руб. /тыс. га (Х6);

— внесено органических удобрений сельскохозяйственными организациями под урожай соответствующего года, тыс. т (Х7);

— внесено минеральных удобрений сельскохозяйственными организациями под урожай соответствующего года, тыс. ц (Х8);

— удаленность от областного центра, км (Х9);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— удаленность от промышленно развитых территорий1 (Х10).

1В Курской области промышленно развитыми территориями

традиционно считаются городские округа: Курск, Курчатов,

Железногорск, Льгов.

При исследовании была рассмотрена система показателей по муниципальным районам Курской области за 2006—2008 гг.:

7= 16,507 + 0,46 Х2 + 0,26 Х5 + 0,124 Х6.

Показатели XI, ХЪ, Х4, XI, ХЪ, Х9, ХЮ исключены из модели как статистически незначимые коэффициенты регрессии.

Коэффициент множественной корреляции полученной математической модели Я = 0,76, множественный коэффициент детерминации Я2= 0,57, поэтому можно сделать выводы об умеренной связи между целевой функцией У1 и аргументами ХГ Множественный коэффициент детерминации свидетельствует о том, что доля вариации целевой функции на 57 % обусловлена изменением аргументов, входящих в многофакторную регрессионную модель. Проверка ее на адекватность позволяет отвергнуть гипотезу Н0 о несоответствии заложенных в уравнении множественной регрессии связей реально существующим, поскольку расчетный ^-критерий Фишера больше табличного (Ж = 35,35 = 1,88).

^ р' кр ' 7

Полученные данные свидетельствую о том, что в Ведовском, Большесолдатском, Глушковском, Железногорском, Золотухинском, Кореневском, Курском, Льговском, Медвенском, Рыльском, Советском, Солнцевском, Суджанском, Череми-синовском, Щигровском районах использование земельных ресурсов характеризуется как неэффективное (табл. 1).

На основе показателей количества сделок с земельными участками, среднегодовой численности населения, занятого в сельском хозяйстве, основных фондов сельхозпроизводителей на единицу площади сельхозугодий в муниципальных районах Курской области были рассчитаны частные показатели по состоянию на 2008 г. и сведены в интегральный показатель (табл. 2).

Результаты исследования показали, что в Большесолдатском, Горшеченском, Дмитриевском, Касторенском, Конышевском, Курчатовском, Льговском, Мантуровском, Обоянском, Октябрьском, Рыльском, Советском, Солнцевском, Тимс-ком, Хомутовском, Щигровском районахуровень земельно-ресурсного потенциала характеризуется ниже среднего. Уровень муниципальных районов по показателю эффективности использования земель (К) и интегральному показателю земельно-ресурсного потенциала (I) представлен нарис. 3.

Основываясь на двух критериях — эффективности использования земельных ресурсов и уровне земельно-ресурсного потенциала муниципального района, выделим четыре группы территорий, для ко-

Таблица 1

Результаты использования земельных ресурсов в муниципальных районах Курской области в 2008 г.

Район XI Х5 Х6 Т-Ф ^ с/х ^ с/х К

Беловский 2,14 39,97 19,38 29,90 31,60 0,95

Большесолдатский 0,65 25,01 5,89 26,50 26,59 1,00

Глушковский 0,83 35,90 31,85 34,20 30,47 1,12

Горшеченский 0,50 7,94 5,23 21,90 21,50 1,02

Дмитриевский 0,60 3,66 4,21 22,50 20,51 1,10

Железногорский 0,49 20,72 31,37 23,60 25,05 0,94

Золотухинский 1,73 15,56 10,17 21,90 24,05 0,91

Касторенский 0,83 13,88 10,95 17,50 22,66 0,77

Конышевский 0,46 9,41 4,28 23,60 22,08 1,07

Кореневский 0,99 36,38 21,32 31,00 30,27 1,02

Курский 1,21 20,30 17,91 21,90 25,06 0,87

Курчатовский 0,52 8,77 14,97 25,00 22,11 1,13

Льговский 0,72 18,04 5,89 21,10 24,14 0,87

Мантуровский 0,67 15,83 6,09 23,10 23,79 0,97

Медвенский 1,16 28,04 18,59 26,50 27,62 0,96

Обоянский 0,65 15,19 10,84 26,70 24,06 1,11

Октябрьский 0,22 6,68 8,30 26,20 21,57 1,21

Поныровский 2,27 18,55 18,45 21,90 25,09 0,87

Пристенский 1,03 5,00 29,87 22,50 21,05 1,07

Рыльский 0,45 14,23 12,47 27,20 23,77 1,14

Советский 1,13 13,93 11,59 24,00 23,61 1,02

Солнцевский 0,32 10,94 3,69 18,60 21,80 0,85

Суджанский 1,80 23,51 18,89 27,00 26,79 1,01

Тимский 2,01 9,70 2,73 19,50 22,36 0,87

Фатежский 0,79 15,65 20,53 23,90 23,90 1,00

Хомутовский 0,73 6,22 1,60 18,50 20,74 0,89

Черемисиновский 1,63 19,39 5,22 22,60 25,10 0,90

Щигровский 1,01 11,56 6,57 21,30 22,61 0,94

Курская область 0,98 16,78 12,82 23,93 24,28 0,98

торых можно применить унифицированные методы регулирования. В частности, механизмом, который в той или иной мере может повлиять на результаты землепользования в муниципальном образовании, является корректировка ставки земельных платежей, атакже перераспределение средств, поступающихв региональный бюджет от платы за аренду и продажу государственных земель.

Первая группа муниципальных районов характеризуется эффективным использованием земель и высоким уровнем земельно-ресурсного потенциала.

В этой группе высокие экономические результаты достигаются за счет эффективного использования земель. Земельные и прочие платежи, поступающие в бюджеты этого уровня управления, обеспечивают покрытие расходов муниципального образования на мероприятия, повышающие земельно-ресурсный потенциал. В муниципальных районах ставка, применяемая к земельному налогу, арендной плате и прочим платежам по недвижи-

Таблица 2

Анализ земельно-ресурсного потенциала муниципальных районов Курской области в 2008 г.

Район а Ь Ь I К

Беловский 2,19 2,38 1,51 2,03 0,95

Большесолдатский 0,66 1,49 0,46 0,87 1,00

Глушковский 0,85 2,14 2,48 1,82 1,12

Горшеченский 0,51 0,47 0,41 0,46 1,02

Дмитриевский 0,61 0,22 0,33 0,39 1,10

Железногорский 0,50 1,23 2,45 1,40 0,94

Золотухинский 1,76 0,93 0,79 1,16 0,91

Касторенский 0,85 0,83 0,85 0,84 0,77

Конышевский 0,47 0,56 0,33 0,46 1,07

Кореневский 1,01 2,17 1,66 1,61 1,02

Курский 1,24 1,21 1,40 1,28 0,87

Курчатовский 0,53 0,52 1,17 0,74 1,13

Льговский 0,73 1,08 0,46 0,75 0,87

Мантуровский 0,68 0,94 0,48 0,70 0,97

Медвенский 1,19 1,67 1,45 1,44 0,96

Обоянский 0,67 0,91 0,85 0,81 1,11

Октябрьский 0,22 0,40 0,65 0,42 1,21

Поныровский 2,32 1,11 1,44 1,62 0,87

Пристенский 1,05 0,30 2,33 1,23 1,07

Рыльский 0,46 0,85 0,97 0,76 1,14

Советский 1,15 0,83 0,90 0,96 1,02

Солнцевский 0,33 0,65 0,29 0,42 0,85

Суджанский 1,83 1,40 1,47 1,57 1,01

Тимский 2,05 0,58 0,21 0,95 0,87

Фатежский 0,81 0,93 1,60 1,11 1,00

Хомутовский 0,75 0,37 0,13 0,41 0,89

Черемисиновский 1,66 1,16 0,41 1,08 0,90

Щигровский 1,03 0,69 0,51 0,74 0,94

мости, адекватна уровню использования земельных ресурсов правообладателями. В первую группу вошли Глушковский, Кореневский, Пристенский, Суджанский, Фатежский районы.

Вторая группа муниципальных районов характеризуется эффективным использованием земель и низким уровнем земельно-ресурсного потенциала.

Эффективное использование земель для этой группы не может обеспечить рост показателей, влияющих на результаты использования земель, земельные и другие платежи в муниципальном бюджете не покрывают необходимых расходов на развитие муниципалитетов. Осуществить увеличение ставок земельных платежей недопустимо, так как их повышение может негативно сказаться на использовании земель. В связи с этим целесообразно основную массу земельных платежей, поступающих на вышестоящие уровни, оставлять местной казне. К таким районам в Курской области относятся Большесолдатский, Горшеченский, Дмитриевский, Конышевский, Курчатовский, Обоянский, Октябрьский, Рыльский и Советский.

2,00

1,50

1,00

0,50

0,00

Третья группа муниципальных обра- 2,50 зований характеризуется низким уровнем земельно-ресурсного потенциала и неэффективностью использования земель.

Из-за неэффективного использования земельных ресурсов муниципальные районы недополучают необходимые средства в местные бюджеты, земельные ресурсы не являются основой для развития территории. Ставки земельных платежей завышены, их снижение позволит сельхозпроизводителям найти необходимые резервы повышения эффективности использования земель. Необходимо перераспределить дотации в муниципальные образования для покрытия управленческих расходов на повышение земельно-ресурсного потенциала или основную массу земельных платежей, поступающих на вышестоящие уровни оставлять местной казне. В этой группе оказались Касторенский, Льговский, Мантуровский, Солнцевский, Тимский, Хомутовский, Щигровский районы.

Четвертая группа районов характеризуется высоким земельно-ресурсным потенциалом и низкими показателями эффективности использования земель.

Земельные платежи обеспечивают рост земельно-ресурсного потенциала, но необходимы меры для повышения эффективности использования земельных ресурсов. В этих районах необходимо снизить ставку земельного налога и арендной платы. В четвертую группу попали Беловский, Желез-ногорский, Золотухинский, Курский, Медвенский, Поныровский, Черемисиновский районы.

Для осуществления регулирования развития муниципальных образований на основе результатов использования земельных ресурсов необходимо предусмотреть расширение полномочий в сфере экономического регулирования земельных отноше-

3 « ж Й к к И И И

I

ж

ККККККККККККККК''''""' '

й и

□ к

□ I

13

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а „

й Г4

Я1ч О 2

3 ^ч

4 о и

оооооооооооооооооооооо^оо

к ■

8 а & а

и м с( о V

„ & И . .

<и ^ о о

13 Й «

о о тео 5 а я о М2 а [

О а

§ § О К 5 & В

> § ^

и к

Рис. 3. Уровень муниципальных районов по показателю эффективности использования земель (К) и интегральному показателю земельно-ресурсного потенциала (I)

нии, в частности, позволить региональным властям устанавливать предельные максимальные ставки земельного налога в муниципальных образованиях.

Рассмотренная методика предполагает также предоставление полномочий региональным органам власти по распределению земельных платежей в виде арендной платы и платежей, поступающих от продажи государственных земель.

Таким образом, повышение эффективности использования земельных ресурсов в муниципальных образованиях является необходимым фактором регионального развития. Воздействие на развитие муниципальных образований с помощью регулирования использования земель будет способствовать повышению эффективности землепользования и устойчивому развитию региона.

Список литературы

1. Борисоглебская Л. Н., Юрьева О. В. Земельные ресурсы как основа эффективной региональной экономики // Региональная экономика: теория и практика, 2010. № 6.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

3. Дмитриева В. С. Оценка социально-экономического потенциала региона. Автореферат дис. на...канд. экон. наук. Новгород, 2007.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

5. Никонова Т.Н. Организационно-экономический механизм регулирования земельных отношений на региональном и муниципальном уровнях // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2007. № 1.

6. Положенцева Ю. С., Вертакова Ю. В. Направления формирования парадигмы устойчивого регионального развития // Вестник Воронежского государственного технического университета, 2008. № 1.

7. Юрьева О. В. Экономическая эффективность использования земельных ресурсов региона // Вестник Сумского аграрного университета. Серия «Экономика и менеджмент», 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.