Научная статья на тему 'Регулирование предпринимательской деятельности в особой экономической зоне'

Регулирование предпринимательской деятельности в особой экономической зоне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
425
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Микитчук В. П.

Рассмотрены современные подходы к проблеме регулирования пред­принимательской деятельности в условиях особой экономической зоны Магаданской области. Описаны различные подходы к понятию «Особая экономическая зона». Предложены инновационные пути решения проблем данного направления экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регулирование предпринимательской деятельности в особой экономической зоне»

3. Хансен Э. Экономические циклы и национальный доход // Классики кейнсианства. - М.: Инфра-М, 1997. - 220 с.

4. Silverberg G, Lehnert D. Growth Fluctuations in an Evolutionary Model of Creative Destruction // The Economics of Growth and Technical Change. Ed. by G. Silverberg nad L. Soete. - Cornwall, 1994.

5. The World Bank Group [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.worldbank.org (дата обращения: 11.10.13).

РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ

© Микитчук В.П.*

Магаданский институт экономики Санкт-Петербургского университета управления и экономики, г. Магадан

Рассмотрены современные подходы к проблеме регулирования предпринимательской деятельности в условиях особой экономической зоны Магаданской области. Описаны различные подходы к понятию «Особая экономическая зона». Предложены инновационные пути решения проблем данного направления экономики.

Ключевые слова: особая экономическая зона, предпринимательская деятельность, стимулирование развития предпринимательства, административно-правовое регулирование.

Анализ литературы по теме исследования позволяет сделать вывод о том, что механизм совершенствования управленческой деятельности национальной экономики заключается в постоянном поиске таких моделей и инструментов, которые основаны на соединении преимуществ рыночного и планового регулирования. Развитие предпринимательства с использованием института особой экономической зоны (ОЭЗ), также предполагает, соединение рыночных и плановых инструментов. По сути дела сама ОЭЗ не что иное, как порождение плановых начал в экономике, но в целях развития предпринимательства [9].

В основе плана и инструментов планирования лежит ад министративно -правовое регулирование. Для того чтобы понять как его использовать в целях стимулирования развития предпринимательства, следует выявить специфику в области практической реализации административно'-правовых составляющих в общем механизме государственного регулирования, не противоречащих, а дополняющих механизм предпринимательства. В данном случае исходным элементом здесь является действующее законодательство [8].

* Доцент кафедры «Математические и гуманитарные дисциплины», кандидат экономических наук.

Таким образом, в соответствии с российским законодательством, ОЭЗ -это часть территории государства, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Такие зоны представляют собой самостоятельные территориально-географические анклавы с определенной степенью обособленности от остального экономического пространства страны.

Специфика административно-правового регулирования предпринимательской деятельности в ОЭЗ касается здесь следующих базовых аспектов: облегчение государственного контроля в сфере инвестиционной деятельности; стимулирование внешнеторгового оборота; установление особого порядка валютного регулирования и валютного контроля, специальное таможенное и налоговое регулирование. Данные меры способствуют становлению предпринимательства, особенно - на первоначальном этапе его становления [7].

Анализ научных исследований показал, что мировая практика знает два не противоречащих друг другу способа создания ОЭЗ (по международной терминологии их принято называть «свободные экономические зоны»): «сверху в низ» и «снизу в верх».

Создание ОЭЗ осуществляется на государственной или муниципальной земельной площадке и первоначально преимущественно за счет федерального бюджета. При этом назначается Администрация зоны, которая подчинена экономическому комитету или министерству субъекта федерации, где расположена данная зона. Необходимо отметить, что это ведет к увеличению бюрократизации в управлении зонами и потери оперативности в решении тех или иных задач, что не соответствует требованиям предпринимателей. Именно поэтому, многие положения Закона об ОЭЗ посвящены тем или иным вопросам административного регулирования работы самой ОЭЗ, а также -взаимоотношениям резидентов с управленческими органами конкретных зон.

В соответствии с действующим законодательством, процедура создания ОЭЗ в России определена Положением о проведении конкурса по отбору заявок на ее создание, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 13.09.2005 г. № 563 «Об утверждении положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон», и включает в себя пять основных этапов - рис. 1. Данный порядок создания ОЭЗ и специальный административно-правовой режим предпринимательской деятельности, осуществляемый на ее территории, направлен на развитие высокотехнологичных предприятий и отраслей производства, транспортной инфраструктуры, а при необходимости - и подъем депрессивных регионов.

Характерной чертой предпринимательской деятельности, осуществляемой в ОЭЗ, является и особый режим, регулирующий использование рабочей силы. Благоприятный инвестиционный климат предполагает наличие недорогой и доступной производственной составляющей, наличие развивающихся рынков сбыта произведенной продукции, соответствующих финансово-административных условий для инвестиционной деятельности.

Рис. 1. Алгоритм создания ОЭЗ на территории Российской Федерации [3]

Однако одной из основных проблем, требующей своего обязательного решения - это охрана прав интеллектуальной собственности и коммерческой тайны. Несмотря на принятые законодателем нормативно-правовые акты, практика их использования не приносит заметных успехов. Проиллюстрировать это можно на динамике рейдерских захватов собственности. Статистика МВД говорит о росте рейдерской активности. В 2010 году оперативники зарегистрировали чуть более 30 экономических преступлений, связанных с рейдерством, а в 2011 г. - 77. За первое полугодие 2012 г. было зарегистрировано 52 подобных преступления [10].

И, несмотря на то, что в последние годы наблюдается процесс совершенствования как уголовного, так и административного законодательства за экономические преступления и правонарушения, проведенная работа еще не решила всех поставленных в этом деле задач.

Теоретический анализ процесса административно-правового регулирования позволяет не только дать оценку его содержания и даже сущности, но понять по какому направлению следует двигаться дальше в совершенствовании предпринимательской среды. С практической точки зрения, такие исследования дают возможность выявить эволюцию развития, проследив и классифицировав этапы движения. Это же дает возможность вскрывать проблемные и узкие места, устранение или минимизация которых и есть функция государственного управления, предполагающая использовать не только административно-правовые, но и экономические инструменты.

В совокупности же, соединение государственного регулирования с рыночными регуляторами, создают определенные формы, которые можно пред-

ставить как внешнее выражение управленческой деятельности, которые реализуется на практике и от которого во многом зависит результативность работы ОЭЗ и значимой части предприятии и зарегистрированных в этих зонах. При анализе содержания административно-правового регулирования предпринимательской деятельности в ОЭЗ выясняется, из чего складывается данное регулирование, его смысл и назначение. Оно определяется через понимание того, с помощью каких действий органы управления ОЭЗ используют возложенные на них обязанности. В дополнение к этому, определяется также юридическая природа этих действий и предъявляемые к ним обществом и предпринимателями требования. Таким образом, вопрос о формах административно-правового регулирования предпринимательской деятельности в ОЭЗ Российской Федерации - это вопрос о характере и правовой природе действий. Именно посредством их осуществления Правительство Российской Федерации, а также Федеральное агентство по Управлению особыми экономическими зонами организует и практически обеспечивает реализацию тех задач, ради которых и созданы Особые экономические зоны. В связи с положениями, рассмотренными в данной статье, необходимо обратить внимание на применяемые формы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности - рис. 2.

-\

Издание нормативно-правовых актов

Рис. 2. Основные формы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности в рамках ОЭЗ

Методы являются наиболее важной и динамичной составляющей в общем механизме административно-правового регулирования предпринима-

тельской деятельности, осуществляемой в ОЭЗ. Совершенствование методов будет способствовать развитию общего процесса административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, осуществляемой в ОЭЗ [2]. Методы, реализуемые при этом, могут быть классифицированы следующим образом - рис. 3.

Методы, иполь-зуемые в про-цессе стимули-рования предпри-нимателей ("вывод из тени")

Методы стимулирования предпринимателъско й деятельности Методы, 1 направленные на обеспечение экономической безопаснтостии ррявпштряпкя

Щ

/ Методы \ / ретулирова- \ / ния |

I предприни- I \ мательства в / \ ОЭЗ у

Рис. 3. Методы регулирования предпринимательства в ОЭЗ

Для реализации данных методов особое внимание следует обратить на льготы, важные на начальном этапе развития предпринимательских структур, - налог на прибыль, землю, имущество, а еще нужен отдельный порядок для гринфилдов - предприятий, созданных на новой территории с нуля. Для этого Министерство финансов России в конце 2012 г. вышло с предложением к Председателю Правительства России активней создавать ОЭЗ промышленно-производственного типа по калининградскому типу, которые следует ориентировать на экспорт сырья [4].

Кроме льгот по региональным налогам (на имущество и землю) Минфин РФ согласен на льготы по налогу на прибыль: федеральную часть (2 %) обнулить на 20 лет, региональную (18 %) убрать полностью в первые 10 лет и частично (не менее 10 %) в последующие 10 лет. Льготы должны действовать строго для новых проектов, начатых с 2013 по 2022 г. Вместе с тем, на льготы не должны претендовать нефтегазовые проекты, производители алкоголя и сигарет, торговцы, финансовые компании и предприятия, оказывающие бытовые услуги населению. Минфин объясняет, почему не поддерживает другие льготы. Преференции по страховым взносам вынудят федеральный бюджет компенсировать выпадающие доходы фондам [6].

Льготы по налогу на добычу полезных ископаемых и сейчас при необходимости даются на федеральном уровне. Экспорт товаров и так облагается нулевой ставкой НДС, а льготы по подоходному налогу сложно админи-

стрировать, к тому же они подорвут экономическое единство страны, считают в Минфине. Одних налоговых льгот, конечно же, недостаточно. Необходимы конкурентоспособные тарифы на электроэнергию и транспортировку, также через прямые субсидии и налоговую поддержку следует стимулировать приток рабочей силы [1].

Однако необходимо отметить, что, несмотря на заметные успехи развития ОЭЗ в целом, и те предложения, которые должны будут активизировать эту работу, они кардинально не решают всех проблем развития предпринимательской деятельности той или иной территории. Следует отметить, что в сравнении с иными институтами призванным обеспечить развитие предпринимательства на местах, ОЭЗ являются одним самых затратных проектов. Вложенные в создание инфраструктуры этих зон бюджетные средства смогут окупиться через десятки лет.

Эти предложения можно классифицировать в два уровня. Первый -краткосрочное планирование, которое должно решать текущие задачи и оперативно реагировать на конъюнктуру рынка:

- разработка механизма управления ОЭЗ и отдельными ее объектами, а также расширение сфер деятельности фирм-резидентов;

- привлечение к работе для развития ОЭЗ зарубежных компаний, являющихся лидерами в проектировании и планировании проектов по созданию и развитию ОЭЗ, а также консультировании их администрации;

- адаптация регулирующих инструментов к меняющимся условиям бизнеса, что может проявляться, например, в изменении входного использованного порога для компаний крупного, среднего и малого предпринимательства, планирующих реализацию своих проектов на территории ОЭЗ, используя те льготы, которые они предоставляют;

- создание программы продвижения среди российских и зарубежных предпринимателей возможностей ОЭЗ на основе использования передовых достижений в области маркетинга и PR.

Второй уровень заключается в долгосрочном планировании и реализации мероприятий, направленных на совершенствование всей системы управления и администрирования предпринимательской деятельностью не только на рассматриваемой территории или субъекте федерации, но и страны в целом. Именно в комплексности залог успеха развития ОЭЗ [5].

Резюмируя изложенное можно сделать вывод о том, что, исходя из мировой практики и учитывая российский опыт необходимо создание простой, но эффективной системы управления особой экономической зоной. Но создать унифицированную систему для всех зон невозможно и, скорее всего, не целесообразно. Это объясняется различиями как в назначении зон, уровнем социально-экономического развития тех территорий, где они созданы, этапом ее жизненного цикла, устойчивостью связи с основными экономическими центрами страны и мирового рынка и даже, природно-климатическими

условиями. В этой связи следует детально рассмотреть особенность ОЭЗ созданной в Магаданской области.

Список литературы:

1. Без налога на прибыль // Ведомости. - 19 октября 2012. - С. 1.

2. Вишняков В.Г. Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития // Журнал российского права. - 2003. - № 1. - С. 23.

3. Постановлением Правительства РФ от 13.09.2005 г. № 563 «Об утверждении положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон». - Раздел 2.

4. Платонова Н.Л. Правовые проблемы и перспективы создания свободных экономических зон на территории Российской Федерации // Предпринимательское право в XXI веке: преемственность и развитие. - М.: Экономика, 2006. - С. 134.

5. Плотников В.А. Обеспечение конкурентоспособности российского предпринимательства // Экономика и управление. - 2009. - № 11. - С. 24-25.

6. Рыбаков С. Особые экономические зоны: выгоды и льготы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.business.su/chsdnw.php?chsdnew=1276.

7. Сидоров Ю.Ю. Особые экономические зоны в промышленной политике Санкт-Петербурга // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 1. -С. 103.

8. Темнова Н.К. Плановые и рыночные регуляторы функционирования предприятия // Государство и рынок: механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса: монография. Т. 2. - СПб.: Астерион, 2010. -С. 253.

9. Харламов А.В. Государственная институциональная политика и модернизация реального сектора // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3. - 2010. - № 2. - С. 25.

10. http://www.allmedia.ru/newsitem.asp?id=930730.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ

© Мурадов А.А.*

Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина,

г. Москва

Рассмотрена сущность государственно-частного партнерства в сфере инновационной деятельности. Установлены основные формы этого парт-

* Старший научный сотрудник, кандидат физико-математических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.