Научная статья на тему 'Регулирование деятельности банков в условиях олигополии'

Регулирование деятельности банков в условиях олигополии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
590
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОЛИГОПОЛИЯ / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / РЕНТООРИЕНТИРОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / BANK / REGULATION / OLIGOPOLY / TRANSACTION COST / RENT SEEKING BEHAVIOUR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якунин С. В.

В статье рассматривается специфика олигопольной структуры банковского рынка в России, которая явилась следствием поддержки банковского сектора со стороны государства. Отмечено, что происходящая интеграция банковского бизнеса с другими отраслями меняет структуру рынка данных отраслей на олигопольную. Это, в свою очередь, влияет на трансакционные издержки на рынке банковских услуг. Делается вывод, что в условиях олигопольного рынка рентоориентированное поведение крупнейших банков можно изменить только через стимулирование конкуренции между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF BANK ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF OLIGOPOLY

The paper considers the specifics of oligopoly banking market in Russia, which resulted from the support of the banking sector by the state. It is noted that integration occurring between banking business and other sectors of the market changes the structure of these industries into oligopolistic structure. This, in turn, affects transaction costs in the banking services market. The author concludes that in the oligopolistic market rent-seeking behavior of the largest banks can only be changed through stimulation of competition between them.

Текст научной работы на тему «Регулирование деятельности банков в условиях олигополии»

ся от столь широкой инвестиционной декларации и оставить средства в прежнем, консервативном портфеле. Но для этого им надо перестать быть «молчунами», а именно до 30 сентября написать соответствующее заявление в Пенсионный фонд России.

Перспектива укрепления позиций государственной структуры, конкурента негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний, вызвала негативную реакцию последних. При этом «негосударствен-ники» не скрывают: кризис подкосил и их прибыльность. По итогам 2008 г. рынок потерял до 25% активов. Сейчас ассоциация разрабатывает концепцию развития негосударственного пенсионного обеспечения, в которой прописывает различные механизмы, призванные обеспечить стабильность системы и повысить доверие населения к частным фондам. Однако этого недостаточно для реализации пенсионной реформы. Необходимо, чтобы система накопления пенсионных средств заработала. В сознании большинства россиян не сформирован подход к накоплению собственной пенсии. Зачастую именно этим, а не со-

отношением риска вложений обусловлен молчаливый отказ участия в негосударственных схемах управления капиталами. Только широкомасштабная информационная работа, существенные финансовые, в том числе и налоговые, стимулы будут способствовать созданию в нашей стране пенсионной системы соответствующей современным реалиям.

1. См.: Федеральный закон от 18 июля 2009 г. № 182- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О негосударственных пенсионных фондах^’ и Федеральный закон “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации”».

2. См.: Кривощекова Е., Окунева Е, Окунев В. Обязательное пенсионное страхование: теория и практика российской пенсионной реформы // Вопросы экономики. 2006. № 6.

3. См.: Муравлева Т.В. Виды негосударственных пенсионных фондов и особенности их действия в современных условиях // Вестник СГСЭУ. 2009. № 3 (27).

4. См.: Муравлева Т.В. Риски негосударственного пенсионного страхования // Вестник СГСЭУ. 2009. № 5 (29).

5. См.: Официальный сайт Пенсионного фонда России. 1^1.: http://www.pfrf.ru.

удк 336.71 С.В. Якунин

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ В УСЛОВИЯХ ОЛИГОПОЛИИ

В статье рассматривается специфика олигопольной структуры банковского рынка в России, которая явилась следствием поддержки банковского сектора со стороны государства. Отмечено, что происходящая интеграция банковского бизнеса с другими отраслями меняет структуру рынка данных отраслей на олигопольную. Это, в свою очередь, влияет на трансакционные издержки на рынке банковских услуг. Делается вывод, что в условиях олиго-польного рынка рентоориентированное поведение крупнейших банков можно изменить только через стимулирование конкуренции между ними.

Ключевые слова: банк, регулирование, олигополия, трансакционные издержки, рентоориентированное поведение.

S. V Yakunin REGULATION OF BANK ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF OLIGOPOLY

The paper considers the specifics of oligopoly banking market in Russia, which resulted from the support of the banking sector by the state. It is noted that integration occurring between banking business and other sectors of the market changes the structure of these industries into oligopolistic structure. This, in turn, affects transaction costs in the banking services market. The author concludes that in the oligopolistic market rent-seeking behavior of the largest banks can only be changed through stimulation of competition between them.

Key words: bank, regulation, oligopoly, transaction cost, rent seeking behaviour.

Еще 9 лет назад олигопольная структура банковского рынка воспринималась как негативное явление. Например, Г.А. Тосунян олигопольную и непрозрачную структуру банковской собственности считал одной из главных проблем российской экономики [6, с. 1]. В публикациях того времени часто встречались критические высказывания в отношении олигополии банковского рынка («рынок для своих») [2, с. 1].

На современном этапе дискуссии на тему: хороша олигополия или нет, - стали неактуальными; подобную структуру рынка нужно рассматривать как данность. Это вызвано тем, что олигополия создается всеми участниками рынка. Преследуя разные цели, бан-

ки , регулирующие органы и потребители тем не менее сообща способствуют формированию олигопольного рынка (таблица).

Исследователи выделяют два вида современной олигополии. Первый - олигополия без сговора, где каждая фирма, ориентируясь на действия конкурентов, самостоятельно максимизирует прибыль, управляя собственной ценой и объемом поставок продукции. Второй вид - олигополия со сговором, когда фирмы пытаются в целях повышения собственной прибыли найти кооперативное решение [7, с. 1].

С.М. Богомолов говорит о том, что функция Банка России как кредитора последней инстанции уходит на

Формирование олигополии участниками рынка

Уч астники рынка Цель участника рынка Способы Последствия

Банки (акционеры - владельцы банка) Стремле ние к выживанию на рынке Диверсификация деятельности; поиск новых рынков услуг; приобретение инвестиционных компаний Скупка компаний и уменьшение количества участников рынка (смена доминирующих собственников и концентрация услуг)

Регулирующие органы Обеспечение стабильности банковской системы Повышение количественных требований Уход компаний, не отвечающих требованию, с рынка или присоединение к более успешным

Повышение качественных требований

Потребители услуг Минимизации рисков Выбор банков, отвечающих требованиям, надзорными органами Выбор банков, предоставляющих лучшие условия, что ведет к уменьшению клиентов в небольших банках и оптимизации их деятельности путем сворачивания/отказа от неперспективных направлений

Выбор банков, предоставляющих наиболее полный и качественный перечень услуг

второй план [1, с. 26]; она проявляется в непосредственном участии ЦБ РФ в формировании олигополии государственных банков путем предоставления кредитов на приобретение банков. Например, Внешэкономбанк получил от Банка России на процедуры по оздоровлению Связь-Банка около 2,5 млрд дол., которые были направлены в 2009 г. на выкуп дополнительной эмиссии акций Связь-Банка и его проблемных активов, а также на погашение долгов банка. ВТБ приобрел 19,9% акций ФК «Открытие», выкупив дополнительную эмиссию на сумму около 150 млн дол. Агентство по страхованию вкладов в 2009 г. получило полный контроль над банком «Российский Капитал» путем выкупа дополнительной эмиссии акций банка на сумму около 100 млн дол.

В результате формируется специфическая структура олигопольного рынка. Ее особенность состоит в том, что, с одной стороны, банки, принадлежащие государству, действуют совместно (олигополия со сговором); с другой стороны, остальные банки ориентируются на конкурентов, прежде всего на банки с государственным участием (олигополия без сговора). Поведение государственных банков оказывает влияние на других участников рынка. Существует двойная конкуренция на рынке банковских услуг, т.е. конкуренция как на рынке ресурсов (депозитов), так и на рынке, где данные ресурсы размещаются (кредитов). Следовательно, принадлежность банка к государству выступает дополнительным фактором, который может влиять на выбор клиентов. Безусловно, учитывая, что банки входят в систему страхования вклада, клиенты отдают предпочтение тем банкам, которые предлагают наиболее выгодные условия (чтобы размещать временно свободные денежные средства в банках, предоставляющих максимальные проценты, а брать кредиты там, где проценты минимальны ). Однако по продуктам и услугам, которые не попадают в систему страхования вкладов, преимущество будет на стороне государственных банков.

В настоящее время наблюдается тенденция, когда банки, действуя в условиях олигополии, стремясь опередить конкурентов, начинают приобретать инвестиционные, страховые, лизинговые компании. Это объясняется тем, что простое эволюционное развитие банковской структуры не является путем к успешному росту, поэтому интеграционные преобразования неизбежны , если компания собирается одержать верх в конкурентной борьбе [3, с. 43]. Подобные преобразования

могут происходить двумя способами - путем горизонтальной или вертикальной интеграции. Различают также интеграцию «назад» и «вперед». В первом случае фирма расширяет свой бизнес за счет, например, стадии производства сырья; во втором - за счет последующих стадий производства и сбыта. Выделяют также смешанные формы интеграции (фактически включающие в себя и горизонтальную, и вертикальную), связанные с укрупнением масштабов фирм, -комбинирование и диверсификацию. Вместе с тем необходимо помнить, что любая интеграция обусловлена одними и теми же процессами на финансовом рынке, и, следовательно, выбор в пользу той или иной формы слияния делается с целью выживания в условиях нарастающей конкуренции.

В результате объединения банковских активов состоявшихся финансово-промышленных и банковских групп набирает обороты процесс приобретения крупными банками различных компаний. Так, ОАО «Сбербанк» заключил сделку о покупке ИК «Тройка Диалог», что, несомненно, свидетельствует о переделе рынка инвестиционных услуг. Сбербанк приобрел ведущую инвестиционную компанию по торговле ценными бумагами, брокерским услугам, слияниям и поглощениям, корпоративному финансированию, управлению активами и услугам программы «private banking», которой могут пользоваться клиенты в России, странах СНГ и за рубежом. Крупнейший банк-олигополист, приобретая крупнейшую компанию, тем самым избежал ценовой конкуренции на рынке инвестиционных услуг. Сбербанк, являясь профессиональным участником рынка ценных бумаг и предлагая клиентам аналогичные инвестиционной компании услуги, понимал, что конкурентная борьба путем ценовых войн безрезультатна, поэтому за счет приобретения инвестиционной компании закрепил за собой всех крупных клиентов данной компании с расчетом на сохранение олигопольной прибыли и расширение рынка.

Однако по мере формирования новых структурообразующих банков происходит процесс постепенной адаптации к ним других, менее значимых, «локальных» банков, что, в свою очередь, влияет на трансакционные издержки, так как вообще любые действия, связанные с изменением партнерских и хозяйственных связей, требуют не только средств, но и времени. Внезапная смена партнеров или контрактов приводит к перерасходу средств на формирование и осуществление данных трансакций. В результате трансакционные издержки возрастают непропорционально времени, увеличиваются риски потерь по причине ненадежных связей и иные риски, изменчивая среда порождает высокие издержки, которые ложатся на потребителей банковских услуг.

Таким образом, складывается противоречивая ситуация, когда снижение трансакционных издержек только увеличивает потребность в финансовых посреднических услугах, поскольку изменение среды представ-

ляет собой адаптацию рынка к новым задачам. Трансакционные издержки на определенном этапе могут быть высокими, но эти потери списываются на поиск и выбор эффективных стратегий и партнеров. Со временем потенциальный круг стратегий и партнеров сужается до оптимального уровня и трансакционные издержки на установление партнерских отношений сокращаются, в результате технологии выбора партнеров и установления контрактных отношений с ними отлаживаются до деталей и оптимизируются, что ведет к сокращению ненужных затрат. Рынок достигает оптимальной точки эффективности, но отношения на рынке в целом становятся более жесткими, а рынок - олигопольным.

Интеграция банковского бизнеса с другими отраслями меняет структуру рынка этих отраслей на олиго-польную. Поэтому центральным моментом современной теории банковского посредничества мы считаем ужесточение олигополии, которая, с одной стороны, способствует увеличению размеров банка, что повышает конкурентоспособность, с другой - ведет к росту трансакционных издержек. Однако, даже имея преимущества по издержкам, олигополисты не стремятся использовать понижение цен для привлечения новых покупателей, так как в условиях неустойчивого институционального окружения генерируются запредельно высокие издержки оппортунистического поведения, которые элиминируют эффект от снижения трансакционных издержек.

В результате возникает вопрос: в какой момент и каким образом государство должно вмешиваться в регулирование данного рынка? Только в момент выявления злоупотреблений рыночной властью или оно должно быть постоянным? В последние годы финансовые системы многих стран подвергаются преобразованиям. Государством осуществляются огромные финансовые вливания для преодоления кризисных явлений в экономике страны. При ответе на вопросы, каким образом этот процесс отразится на масштабах финансовых рынков и как увеличение денежных средств, находящихся у финансовых посредников, отразится на трансакционных издержках и проблеме агентских отношений, необходимо учитывать особенности банковского сектора и его регулирования в различных странах. Решение о поддержке банковского сектора во время финансового кризиса оказывает серьезное воздействие на распределение усилий банков между повышением эффективности использования ресурсов и поиском ренты. В России ужесточение олигополии (прежде всего, со стороны государственных банков) привело к ограничению конкуренции, и, следовательно, поведение участников рынка приобрело ярко выраженный рентоориентированный характер. Так, доля банков с госучастием в общей прибыли банков за 2010 г. составила 71% [8, с. 1]. Однако может наступить момент, когда в крупнейших российских банках механизмы поиска резервов роста внутренней эффективности будут исчерпаны, что приведет к парадоксальной ситуации, когда действия центральных банков, нацеленные на помощь непосредственно банковскому сектору косвенно будут направлены на поддержку государственного банковского сектора.

Существует две основные цели, которые государство должно преследовать на банковском рынке, - обеспечение стабильности банковской системы и формирование конкуренции в условиях олигопольного рынка.

Практика предлагает два диаметрально противоположных подхода к решению этих задач: 1) ужесточение требований к банкам-олигополистам (Швейцария); 2) снижение требований, для того чтобы банк «не выпал» из системы страхования вкладов (Россия).

Финансовый сектор Швейцарии - один из самых больших в мире: его доходы формируют 11% ВВП страны, при этом активы банков составляют свыше 80% ВВП. В России те же показатели составляют 5% и 72% соответственно. Хотя в Швейцарии насчитывается 325 банков, 54% активов приходится только на 2 из них (регулятор классифицирует их как «big banks») - Credit Suisse и United Bank of Switzerland (UBS); их обязательства превышают ВВП Швейцарии более чем в 4 раза. Комиссия причислила эти банки к «слишком большим, чтобы допустить их банкротство» и предложила повысить к ним требования, чтобы ограничить системные риски в будущем. Из рекомендованных 19% норматива достаточности собственного капитала минимум 10% должно быть представлено в форме капитала первого уровня. Оставшиеся 9% могут быть в форме облигаций (конвертируемых в акционерный капитал при условии падения норматива достаточности основного капитала ниже 5%). Комиссия также рекомендует ограничить коэффициент левереджа, характеризующий соотношение основного капитала и активов, 5% против 3% в «Базеле III».

Снижение требований в России, имеющее отношение к крупнейшим структурообразующим банкам, затрагивает и средние и мелкие банки. Тем самым данные послабления вряд ли могут способствовать увеличению конкурентоспособности крупнейших российских банков по сравнению с мировыми кредитными институтами.

Необходимо понять, какие социальные и экономические функции должны выполнять банки-олигополисты внутри страны, и принимать законы, которые будут способствовать изменению их бизнес-модели таким образом, чтобы она выполняла эти функции. В зависимости от специфики деятельности различных участников рынка государственные органы применяют различные методы как функционального, так и институционального регулирования. Методы институционального регулирования связаны, прежде всего, с регулированием финансового положения конкретных финансовых институтов и качеством управления [4, с. 45]. Мы считаем, что в условиях олигопольного рынка рентоориентированное поведение крупнейших банков можно изменить только усилением конкуренции между банками, т.е. принимаемые законы должны стимулировать конкурентное поведение, а не создавать тепличные условия, ведущие к стагнации всей отрасли.

1. См.: Богомолов С.М. Теоретические аспекты оценки современной роли Банка России // Роль Центрального банка в экономике России: сб. науч. тр. СГСЭУ. Саратов, 2010.

2. См.: Гонтмахер А, Грозовский Б. Банковская олигополия на старте, или ускоренная капитализация по Александру Мамуту. иР1_: http://bre.ru/risk/5660.html.

3. См.: Динз Г., Крюгер Ф, Зайзель С. К победе через слияние. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

4. См.: Копченко Ю.Е. Финансовое обеспечение деятельности банка: теория и методология финансирования. Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 2009.

6. См.: иР1_: http://www.arb.ru/site/docs/docs.php?doc=.

7. См.: и И.: http://math.isu.ru/ru/chairs/me/files/filatov/2009_-_oligopoly.pdf.

8. См.: иР1_: http://www.business-gazeta.ru/article/39564/15/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.