Научная статья на тему 'Регулирование численности объектов животного мира (административно-правовой аспект)'

Регулирование численности объектов животного мира (административно-правовой аспект) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2288
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА / ЖИВОТНЫЙ МИР / АФРИКАНСКАЯ ЧУМА СВИНЕЙ (АЧС) / ПТИЧИЙ ГРИПП / БЕШЕНСТВО / ВОЛКИ / REGULATION OF NUMBER OF OBJECTS OF FAUNA / FAUNA / THE AFRICAN PLAGUE OF PIGS / A BIRD FLU / FURIOUSNESS / WOLVES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Щедрина Ольга Геннадьевна

Автор статьи дает определение регулирования численности объектов животного мира. В статье анализируется законодательство Российской Федерации в данной сфере, цели, процедура и проблемы его применения, а также положительные и отрицательные стороны его реализации. Рассматриваются случаи применения регулирования численности животного мира и их обоснованность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulation of number of objects of fauna

The author of article makes definition of regulation of number of fauna. In article the legislation of the Russian Federation in the given sphere, the purpose, procedure and problems of its application, and also positive and negative sides of its realisation are analyzed. Cases of application of regulation of number of fauna and their validity are considered.

Текст научной работы на тему «Регулирование численности объектов животного мира (административно-правовой аспект)»

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА (АДМИНИСТРАТИВНОПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

Щедрина Ольга Геннадьевна, аспирант кафедры административного и служебного права.

Место работы: Северо-Кавказской академии государственной службы.

Аннотация: Автор статьи дает определение регулирования численности объектов животного мира. В статье анализируется законодательство Российской Федерации в данной сфере, цели, процедура и проблемы его применения, а также положительные и отрицательные стороны его реализации. Рассматриваются случаи применения регулирования численности животного мира и их обоснованность.

Ключевые слова: регулирование численности объектов животного мира, животный мир, африканская чума свиней (АЧС), птичий грипп, бешенство, волки.

REGULATION OF NUMBER OF OBJECTS OF FAUNA

Schedrina Olga G., the post-graduate student of chair of administrative and office right.

Place of employment: the North-Caucasian academy of pub-lic administration (NCAPA).

Annotation. The author of article makes definition of regulation of number of fauna. In article the legislation of the Russian Federation in the given sphere, the purpose, procedure and problems of its application, and also positive and negative sides of its realisation are analyzed. Cases of application of regulation of number of fauna and their validity are considered.

Keywords: Regulation of number of objects of fauna, fauna, the African plague of pigs, a bird flu, furiousness, wolves.

Советское законодательство подразделяло диких зверей и птиц на полезных и вредных. Разрешалось истребление самих вредных животных, разорение их нор, гнезд в течение круглого года1. Под вредными животными понимались вредители лесов и сельскохозяйственных культур, переносчики инфекций, ядовитые, паразитирующие и другими хищники, которые наносят ущерб хозяйству2. В ст. 11 Закона РСФСР «Об охране природы в РСФСР» от 27.10.1960г. говорилось, что подлежат охране и регулированию использования находящиеся в состоянии естественной свободы полезные дикие животные, птицы, рыбы и др. как ресурсы охоты, зверобойного, китобойного, рыболовного и других промыслов, как истребители вредных животных и кормовая база для промысловых и других полезных животных, как объекты последующего одомашнивания и звероводства, как резерв видов для выведения но-

1 Комментарий к Федеральному закону «О животном мире»/ ред. С.А.Боголюбов. [Электронный ресурс] // Консультант плюс

2 Об охране природы в РСФСР: Закон РСФСР от 27.10.1960г. -Ведомости ВС РСФСР. - 1960. - № 40. - Ст. 586.

вых форм и улучшения породности домашних животных и т.д.3

Со временем ученые и законодатель отказались от деления животных на полезных и вредных, т.к. этот признак носил условный характер. Поскольку в природе все взаимосвязано, отдельные виды животных в различной обстановке могут быть как вредными, так и полезными. Так, лось, заяц и дикий кабан при оптимальной численности на 1 км охотничьих угодий - животные полезные, но при превышении оптимальной численности они уже становятся вредными, так как могут нанести существенный вред лесному и сельскому хозяйству4.

В настоящее время вместо термина «вредные животные» используется словосочетание «животные, численность которых подлежит регулированию», а вместо термина «уничтожение» - регулирование численности объектов животного мира.

Впервые понятие «регулирование численности животных» появилось в ст. 83 Лесного кодекса РСФСР от 8.09.1978г. «Порядок пользования лесом для нужд охотничьего хозяйства»5, в которой упоминалась необходимость регулирования численности животных в лесах в пределах допустимой для лесных угодий плотности с тем, чтобы животные не наносили ущерба лесному и сельскому хозяйству.

Дальнейшая конкретизация была осуществлена в ст. 18 Закона СССР от 25.06.1980г. «Об охране и использовании животного мира», которая так и называлась «Регулирование численности животных». Задача заключалась в том, чтобы мероприятия по регулированию численности отдельных видов животных осуществлялись гуманными способами, исключающими причинение вреда другим видам животных и обеспечивающими сохранность среды обитания жи-вотных6.

В настоящее время регулирование численности объектов животного мира закреплено в ст. 27 ФЗ «О животном мире»7.

Однако, понятие «регулирование численности объектов животного мира» ни в одном нормативноправовом акте не было раскрыто ни в ранее действовавшем, ни в современном законодательстве.

Что же такое регулирование численности объектов животного мира?

Регулировать (нем. гедиПегеп, лат. геди1а - норма, правило) - 1. Упорядочивать, налаживать. 2. Направлять развитие, движение чего-нибудь с целью привести в порядок, в систему.8

Регулирование (в административном праве) - разновидность управленческого процесса, непременный элемент государственно-управленческой деятельности, одна из ее функций. Выражается в подчинении

3 Об охране природы в РСФСР: Закон РСФСР от 27.10.1960г. -Ведомости ВС РСФСР. - 1960. - № 40. - Ст. 586.

4 Анисимов А.П., Мохов А.А., Копылов Д.Э. Правовой режим животных как объекта гражданских и иных правоотношений // Современное право. - 2007. - № 4.

5 Об утверждении лесного кодекса РСФСР: Закон РСФСР от 08.08.1978г. // Ведомости ВС РСФСР. - 1978. - № 32. - Ст. 847.

6 Об охране и использовании животного мира: Закон СССР от 25.06.1980г. // Ведомости ВС СССР. - 1980. - № 27. - Ст. 530.

7 О животном мире: Федеральный закон РФ от 24.04.1995г., № 52-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 24.04.1995. - № 17. -Ст. 1462.

8 Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Эксмо.

- 2008. - С. 657.

определенному порядку, упорядочивание тех или иных сторон общественной жизни9.

Суммируя вышеуказанные определения и анализируя законодательство Российской Федерации, можно предложить следующее определение.

Регулирование численности объектов животного мира - мероприятия (отлов или отстрел), направленные на упорядочивание численности животного мира в целях охраны животного мира и среды их обитания, а также охраны жизни и здоровья человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, предотвращения нанесения ущерба народному хозяйству.

Необходимость регулирования численности объектов животного мира закреплена в ФЗ «О животном мире» в главе III: «Охрана объектов животного мира и среды их обитания». Таким образом, полагаем что регулирование численности животного мира является одним из методов административно-правовой охраны животного мира.

24 июля 2009г. был принят ФЗ № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об охоте), который вступает в силу с 1 апреля 2010г., в котором закреплено, что регулирование численности объектов животного мира является одним из видов охоты. На наш взгляд, понятие охоты противоречит самой идее регулирования численности животного мира и в связи с этим регулирование численности не может быть видом охоты. Охота - это выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц10; это деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием животного мира, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой11. Таким образом, целью в охоте является сама добыча животного, а в регулировании численности целью является охрана здоровья, жизни человека, домашних животных и сельского хозяйства. Охота является одним из видов пользования животным миром, а регулирование численности - способом охраны животного мира.

Таким образом, считаем, что нахождение регулирования численности объектов животного мира в законе об охоте не вполне уместно.

Целями регулирования численности объектов животного мира, в соответствии со статьей 27 ФЗ «О животном мире», являются: охрана здоровья населения, устранение угрозы для жизни человека, предохранение от заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, предотвращение нанесения ущерба народному хозяйству, животному миру и среде его обитания.

Проанализировав практику применения данной статьи, можно сделать вывод, что регулирование численности объектов животного мира осуществляется в следующих случаях:

Возникновения угрозы эпидемии и пандемии. В последнее время к таким угрозам относят: Бешенство; Африканская чума свиней (АЧС); Птичий грипп и др.

9 Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской федерации: Учебник. - М.: ИКД «ЗеркалоМ». - 2001. - С.11.

10 Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР: Постановление Совмина РСФСР от 10.10.1960г., № 1548 // СП РСФСР.

- 1960. - № 34. - Ст. 164.

11 Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении

изменений в отдельные законодательные акты РФ: Федеральный закон РФ от 24.07.2009г., № 209-ФЗ //Российская газета. -28.07.2009. - № 137.

Круглогодичное регулирование численности животных, без доказательств причинения ими какого-либо вреда: волк, шакал, серая ворона, лисица, енотовидная собака, бродячие кошки и собаки.

Регулирование численности птиц: на аэродромах; в рыбном хозяйстве.

Первый случай. Возникновение угрозы эпидемии и пандемии.

Бешенство - острая вирусная болезнь животных и человека, характеризующаяся признаками полиоэн-цефаломиелита и абсолютной летальностью. По оценке Всемирной организации здравоохранения, бешенство по наносимому экономическому ущербу занимает пятое место среди инфекционных болезней12.

Проблема борьбы с Бешенством в России существует уже не первое десятилетие, но она до сих пор стоит очень остро. Ежегодно Министерство здравоохранения (Минздрав), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), Главный государственный санитарный врач РФ публикуют отчеты по борьбе с бешенством. Каждый год они отмечают количество заболевших, количество неблагополучных пунктов по бешенству. Они каждый раз называют необходимые мероприятия для профилактики бешенства, которые могут быть сведены к следующему:

- принять нормативные правовые акты, регламентирующие правила содержания домашних животных, и организовать действенный контроль за их соблюдением.

- провести комплекс работ по учету поголовья собак и кошек, проведению их профилактической вакцинации, выделению площадок для их выгула, созданию и оснащению постоянно действующих бригад для отлова безнадзорных животных.

- выделить необходимые ассигнования для строительства мест содержания безнадзорных и подозрительных на бешенство животных, а также кремационных печей для утилизации трупов животных.

Вакцинация против бешенства домашнего скота и диких животных.

Принять меры к ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, провести при необходимости дератизационные работы.

Регулировать численность диких хищных животных, проводить отстрел бродячих собак и кошек, браконьерствующих в охотничьих угодьях.

Из вышеуказанных шести пунктов мероприятий по профилактике бешенства выполняется только один -регулирование численности диких животных. Можно предположить, что местные власти не хотят тратить финансовые средства на решение вопросов с бродячими домашними животными, со свалками, с вакцинацией, а выгодней для них разрешить регулирование численности диких животных.

Исходя из вышесказанного, на наш взгляд, следует запретить регулирование численности объектов животного мира в целях устранения эпидемии бешенства.

Африканская чума свиней (АЧС) - это острое вирусное заболевание. В естественных условиях к АЧС восприимчивы домашние и дикие свиньи всех возрастов. Естественное заражение происходит при контакте здоровых с больными свиньями и вирусоносителями.

12 Об информационном бюллетене по бешенству: Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22.11.2006г., № 0100/12449-06-32 // [Электронный ресурс] // Консультант плюс

Инфекция распространяется через корм, пастбища, транспортные средства, загрязненные выделениями больных. Насекомые, хищные птицы и звери, собаки могут быть переносчиками вируса. Болезнь развивается очень быстро. Профилактика направлена на острую изоляцию подозрительных по заболеванию животных. При возникновении АЧС, всех свиней фермы убивают, трупы уничтожают, свинарники и инвентарь дезинфицируют. Для человека вирус не опасен.

В России АЧС возникает уже в третий раз, но ни вакцинация, ни лечение до сих пор не разработано. Последний случай АЧС возник в начале 2008г. и продолжается до сих пор.

Россельхознадзор в июне 2009г. пришел к выводу, что причиной широкого распространения АЧС на территории Республики Северная Осетия-Алания стало несвоевременное принятие мер по диагностике и неудовлетворительная организация мер борьбы с АЧС. Администрацией Ставропольского края не было принято своевременного решение ограничительных мероприятий по АЧС на Ставропольский край, что явилось причиной распространения инфекции и возникновения неблагополучного по АЧС пункта в Ростовской области.

Из всего вышесказанного следует, что ни в одном субъекте Российской Федерации Южного федерального округа, уполномоченные органы субъектов РФ в области охраны и использования объектов животного мира не проводили исследований по установлению причин возникновения АЧС, не искали действительных средств по борьбе с этой болезнью. Местные жители, товаропроизводители не соблюдали установленные меры по профилактике АЧС.

Таким образом, на наш взгляд, стоит не только запретить регулирование численности в целях устранения АЧС без заключений научных организаций, обосновывающих необходимость регулирование численности животных, но и привлекать к ответственности должностных лиц, позволивших такое регулирование численности животных.

«Птичий грипп» (H5N1) - болезнь домашних и диких птиц различных видов, способная протекать в форме эпизоотий. При этом грипп может вызывать смертность зараженной птицы, близкую к 100%, и большой экономический ущерб13.

Птичий грипп передается как аэрогенно (воздушнокапельным путем), так и алиментарно (пищевым путем). Через мясо больной птицы можно заразиться, если употребить его в сыром виде. Мясо, прошедшее термическую обработку, не может быть источником инфекций. Таким образом, птичий грипп для человека не опасен.

В некоторых странах (в том числе и в России) власти предлагают контролировать распространение вируса птичьего гриппа путем уничтожения диких птиц, разрушения мест их обитания, отпугивания от мест гнездования или ночевок.14 По мнению международной организации Bird Life International эти средства не эффективны по той причине, что отстрелы очень дорогостоящи, птицы многочисленны и очень подвижны. Таким образом, это средство могло бы быть эф-

13 Об утверждении правил по борьбе с гриппом птиц: Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 27.03.2006г., № 90 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 08.05.2006. - № 19.

14 Позиция Bird Life International. Птичий грипп и дикие птицы.

[Электронный ресурс] // Режим доступа:

http://www.rbcu.ru/birdflu/news//?p=164

фективным лишь в одном случае - если полностью истребить всех диких птиц. Но это привело бы к экологической катастрофе планетарного масштаба, последствия которой стали бы неизмеримо серьезнее пандемии птичьего гриппа. Кроме того, попытки массового истребления птиц могут привести лишь к еще большему распространению вируса.

Таким образом, в первом случае - случае возникновения угрозы эпидемии и пандемии, на наш взгляд, к регулированию численности объектов животного мира стоит прибегать только в крайних случаях, когда другие использованные средства не помогли справиться с предстоящей эпидемией, и обязательно при наличии заключений научных организаций.

Второй случай. Круглогодичное регулирование численности животных, без доказательств причинения ими какого-либо вреда: волк, шакал, серая ворона, лисица, енотовидная собака, бродячие кошки и собаки.

Волки. По мнению ученых, широко обсуждаемый вопрос, вредны или полезны волки, не может быть решен однозначно. В районах пастбищного скотоводства, там, где волки уничтожают много домашнего скота, они подлежат преследованию и истреблению. В ряде мест (например, в некоторых центральных областях европейской части России), где численность волков сильно снижена искусственным путем, появляются гибриды волка с собаками - волко-собаки. Эти животные могут наносить более значительный ущерб охотничьей фауне, чем волки.15

Волк наносит вред животноводству и охотничьему хозяйству, но с другой стороны, играет важную роль в экосистеме, контролируя численность животных и уничтожая слабых и больных особей.

На всей территории Ростовской области случаи причинения вреда сельхозтоваропроизводителям волками были зафиксированы всего 7 раз (пострадавшими являются овцы и козы) за весь 2008 год. Таким образом, можно сделать вывод, что волки не наносят большого урона экономике области.

Следует также учитывать, что волк является охотничьим животным. Так, в Законе об охоте в статье 48 предусмотрено, что регулирование численности осуществляется в целях поддержания численности охотничьих ресурсов, однако волк тоже является охотничьим ресурсом. Таким образом, никто даже не задумывается о том, что эти изгои (волки, лисы, шакалы) попадают под охрану закона, т.к. велик стереотип в отношении этих видов животных.

На наш взгляд, необходимо не только вести учет численности популяции волков, но и соотносить его численность с другими видами животных, и тогда, может, будет видно, что волков не так уж и много, а может они даже и на грани вымирания.

Таким образом, хищные животные - естественный и необходимейший компонент природных экологических систем. Истребление какого-либо вида причинит непоправимый вред всему биогеоценозу в целом, не говоря о том, какой урон это нанесет нашему хозяйству. Однако, это не говорит о том, что их численность совсем не нужно регулировать. В регулировании численности нуждаются и эти животные, но регулирование должно происходить на научной основе, с соблюдением всех правил и процедур с ведением учета их численности и процентного соотношения к другим видам животных.

15 Жизнь животных. В 7т./ ред. В.Е.Соколов. Т. 7. Млекопитающие. - М. - Просвещение. - 1989. - С.273.

Третий случай. Регулирование численности птиц: на аэродромах; в рыбном хозяйстве.

Годами сложилась практика и разрешена была в советские времена организация в течение всего года регулирования численности рыбоядных птиц, обитающих на прудах, где ведется интенсивное разведение рыбы и где указанные птицы причиняют рыбному хозяйству существенный вред. Кроме того, на участках птицеводческих ферм, фазанариях и других дичефермах, а также в хозяйствах, специализирующихся на охоте по водоплавающей дичи и ондатре Приказом Главохоты РСФСР предусмотрена была возможность отстрела и отлова некоторых видов птиц16.

Отстрел птиц в рыбных хозяйствах вполне естественен, т.к. в рыбных хозяйствах занимаются выращиванием рыбопосадочного материала (малька). Рыбоядные птицы постоянно находятся на территориях таких хозяйств и уничтожают мальков, чем причиняют экономический вред рыбным хозяйствам. Кроме того, такие птицы являются дифинитивным и промежуточным хозяином паразитарных болезней рыб.

На наш взгляд, регулирование численности птиц в рыбных хозяйствах, это обоснованная и необходимая мера.

Еще один случай регулирования численности птиц -это птицы на аэродромах. Этот случай регулирования численности животных является неоднозначным, т.к. все понимают, что птицы действительно создают опасность для полетов, но в то же время не все знают, что есть масса специальных средств для отпугивания птиц, для профилактики появления птиц на аэродромах.

Так, в крупном международном аэропорту Шереметьево действует большая орнитологическая служба, наличествует масса средств по отпугиванию птиц, орнитологическая служба постоянно изобретает новые средства по отпугиванию птиц, и они никогда не используют таких средств по борьбе с птицами как их отстрел, и у них получается успешно справляться с птицами. Они постоянно, в целях ликвидации мест гнездования и кормежки птиц на аэродроме, проводят вырубки кустарников, осушение заболоченных участков и уборку мусора.

Что касается самой процедуры регулирования численности объектов животного мира, то в ФЗ «О животном мире» не обозначен порядок и способы регулирования численности. Общим требованием является недопустимость причинения вреда другим объектам животного мира и ухудшение среды их обитания.

В соответствии со статьей 27 ФЗ «О животном мире», порядок регулирования численности объектов животного мира определяется федеральными органами исполнительной власти. Во исполнение данной нормы, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации издало приказ № 23 от 20.01.2009г. «Об утверждении Порядка регулирования численности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты» (далее - Приказ). Однако до сих пор не принят нормативный акт, в отношении объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты, хотя регулирование численности всегда проводилось и проводится до сих пор.

Согласно указанного Приказа способами регулирования численности объектов животного мира являются изъятие животных из среды их обитания, а именно -

16 Комментарий к Федеральному закону «О животном мире»/ ред. Боголюбов С.А. [Электронный ресурс] // Консультант плюс

отстрел, живоотлов, отлов с умерщвлением. В Приказе в первом же пункте упомянут способ изъятия - живоотлов, но в дальнейшем его процедура не раскрыта.

Не смотря на издание данного Приказа, на практике как существовала, так и продолжает существовать проблема в получении заключений научных организаций, т.к. ни одна научная организация в Ростовской области таких исследований не проводит. В целях исполнения требований законодательства органы исполнительной власти Ростовской области уговорили одну научную организацию выдавать подобные заключения, но она не обладает знаниями в данной сфере и не имеет возможностей проводить подобные исследования. Таким образом, норма предусматривавшая обязательность заключения научной организации как была мертвой, так она ею и осталась и после принятия Приказа.

В п. 17 Приказа предусмотрено, что по решению специально уполномоченного государственного органа для проведения регулирования численности отдельных видов охотничьих животных могут создаваться специализированные бригады, которые при наличии выданного на члена бригады разрешения на регулирование численности охотничьих животных и под контролем специально уполномоченных государственных органов имеют право производить изъятие в течение всего года, применять авиа- и автомототранспортные средства, охотничье оружие, капканы, сетевые самоловы и другие технические средства. На наш взгляд, данный пункт Приказа противоречит законодательству Российской Федерации.

В соответствии со ст. 27 ФЗ «О животном мире», регулирование численности животного мира должно осуществляться способами, исключающими причинение вреда другим объектам животного мира и обеспечивающими сохранность среды их обитания, с учетом заключений научных организаций, и по согласованию со специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими охрану земельных, водных и лесных ресурсов. Статья 258 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за охоту с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей. Из смысла данной статьи следует, что применение транспортного средства, воздушного судна является способом массового уничтожения животных.

Таким образом, в нарушение ФЗ «О животном мире» Приказ предусмотрел случай, когда по решению одного органа будет осуществляться отстрел в течение всего года животных без заключения научной организации, без согласования со специально уполномоченными органами, способами массового уничтожения животных, т.е. эта норма направлена на разрешение того, что ранее делалось тайком - организация охоты для власть имущих с применением снегоходов, вертолетов и других транспортных средств.

Подводя итоги, можно сказать, что регулирование численности объектов животного мира - необходимый элемент, но с ним нужно обходиться очень аккуратно с учетом мнения ученых, т.к. если мы переусердствуем в своих стараниях, то экологическая катастрофа настанет гораздо раньше, чем нам обещали.

Исследовав теперь не только теоретические определения слова «регулирование» и законодательство Российской Федерации, но и практику применения законодательства и выводы полученные в нашем исследовании, можно дать другое, более верное и точное

определение «регулирования численности объектов животного мира».

Регулирование численности объектов животного мира - мероприятия, направленные на упорядочивание численности конкретного объекта животного мира на определенной территории (охотничьем угодье) и приведения его к оптимальной численности, путем снижения их плотности (отстрел, отлов, переселение) или увеличения (гибридизация, переселение, разведение), в целях достижения баланса между различными видами животного мира, и как следствие - баланса в природе.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Об утверждении лесного кодекса РСФСР: Закон РСФСР от 8.08.1978г. // Ведомости ВС РСФСР. - 1978.

- № 32. - Ст. 847.

2. Об охране и использовании животного мира: Закон СССР от 25.06.1980г. // Ведомости ВС СССР. - 1980. -№ 27. - Ст. 530.

3. Об охране природы в РСФСР: Закон РСФСР от 27.10.1960г. // Ведомости ВС РСФСР. - 1960. - № 40. -Ст. 586.

4. О животном мире: Федеральный закон РФ от 24.04.1995г., № 52-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 24.04.1995. - № 17. - Ст. 1462.

5. Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2009., № 209-ФЗ // Российская газета. - 28.07.2009. - № 137.

6. Об утверждении правил по борьбе с гриппом птиц: Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 27.03.2006г., № 90 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. -08.05.2006. - № 19.

7. Положение об охоте и охотничьем хозяйстве

РСФСР: Постановление Совмина РСФСР от

10.10.1960г., № 1548 // СП РСФСР. - 1960. - № 34. -Ст. 164.

8. Об информационном бюллетене по бешенству: Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22.11.2006г., № 0100/12449-06-32 [Электронный ресурс] // Консультант плюс

9. Руководство по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации: Приказ Министерства гражданской авиации СССР от 26.12.1988г., № 209. -М.: Воздушный транспорт, 1989.

10. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской федерации: Учебник. - М.: ИКД «Зеркало-М». - 2001. - 592с.

11. Анисимов А.П. Правовой режим животных как объекта гражданских и иных правоотношений. / А.П. Анисимов, А.А. Мохов, Д.Э. Копылов // Современное право. - 2007. - № 4.

12. Жизнь животных. В 7т./ ред. В.Е.Соколов. Т. 1. Простейшие. - М. - Просвещение. - 1987. - 448с.

13. Жизнь животных. В 7т./ ред. В.Е.Соколов. Т. 7. Млекопитающие. - М. - Просвещение. - 1989. - 558с.

14. Комментарий к Федеральному закону «О животном мире»/ ред. С. А. Боголюбов. [Электронный ресурс] // Консультант плюс

15. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов.

- М.: Эксмо. - 2008. - 944с.

16. «Мы вас ждем, товарищ, птица, отчего вам не ле-

тится?»[Электронный ресурс] // Режим доступа:

http://www.redbook.ru/ article222.html

17. Позиция Bird Life International. Птичий грипп и дикие птицы. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www. rbcu. ru/bi rdfl u/news//?p= 164

18. [Электронный ресурс] // Режим доступа:

http://www.canislupus.ru/nauka/02.php

РЕЦЕНЗИЯ

Статья написана на очень злободневную и важную проблему административного и природоресурсного права. Автором проанализирована нормативноправовая база регулирования численности фауны как советского, так и современного периодов; вскрыты определённые пробелы в законодательстве, приведены интересные примеры опасностей и последствий депопуляции отдельных видов животных и птиц. Несмотря на некоторое увлечение автора описательной стороной вопроса, вся статья содержит нетривиальные предложения и несколько расширяет сферу правового регулирования популяции объектов живой природы.

Полагаю, что данная статья может быть рекомендована для опубликования в научном издании.

Зав. кафедрой административного и служебного права ФГОУ ВПО «Северо-Кавказская академия Государственной службы» профессор Акопов Л.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.