Научная статья на тему 'Регламентирование оценки бизнеса в зарубежных стандартах оценки'

Регламентирование оценки бизнеса в зарубежных стандартах оценки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
294
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регламентирование оценки бизнеса в зарубежных стандартах оценки»

Регламентирование оценки бизнеса в зарубежных стандартах оценки

Ю.В. Школьников

член правления Коллегии оценщиков России, кандидат экономических наук

В статье проводится анализ существующей зарубежной и международной практики регламентации оценки бизнеса и рассматривается возможность применения зарубежного опыта к российским условиям.

Вопросы, связанные с регламентацией оценки бизнеса, нашли отражение в американских Единых стандартах профессиональной практики оценки (USPAP) в конце 80-х годов ХХ века, в 1992 году Американское общество оценщиков приняло стандарты по оценке бизнеса. При этом вопросы оценки бизнеса рассматриваются именно в стандартах, то есть документах, обязательных к применению. Основное содержание этих, достаточно кратких документов - задать минимальные критерии, которыми должен руководствоваться оценщик при выполнении работ в соответствии с указанными стандартами.

В Европейских стандартах оценки (TEGOVA) вопросы, связанные с оценкой бизнеса, нашли отражение в середине 1990-х годов, в Международных стандартах оценки (МСО) - в 2000 году. Оценка бизнеса присутствует в разделе «Руководства» указанных стандартов (как и другие виды оценки различных объектов), в которых содержатся рекомендации по конкретным проблемам и ситуациям оценки. В руководствах последних версий стандартов достаточно подробно изложены методические основы проведения оценки бизнеса.

В Европейских и Международных стандартах элементы регламентирования во многом совпадают. Рассмотрим ключевые элементы процесса оценки бизнеса, которые нашли отражение в указанных руководствах, и проанализируем целесообразность их регламентации, исходя из сложившейся практики оценки бизнеса в России.

Объект оценки

В Международных стандартах объектом оценки выступает «бизнес» без детальной конкретизации. В Европейских стандартах содержится основная классификация объектов оценки (стоимость предприятия или стоимость собственного капитала), и приводится определение указанных понятий.

В отечественной практике оценки, несмотря на требование законодательства «точного описания объекта оценки», достаточно типичной является ситуация, когда в отчете в качестве объекта оценки смешиваются различные объекты. В одном и том же отчете в качестве объекта могут быть указаны «бизнес», «предприятие», «имущественный комплекс», «акционерный капитал». Проблема недостаточно четкой идентификации объекта оценки связана не только с формированием исчерпывающего перечня объектов оценки, а но и с точной формулировкой цели оценки и задания на оценку.

Цель оценки

Идентификация цели оценки является наиболее общим требованием, которое указано во всех документах, регламентирующих проведение оценки, в том числе и в российских нормативных актах. Классификация целей оценки достаточно подробно приведена в европейских стандартах, в которых указаны как цели, обусловленные требованиями законодательства, так и другие ситуации, когда необходимо проведение оценки. В ряде российских законов и нормативных актов (например в федеральных законах «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О несостоятельности (банкротстве)») содержатся прямые

указания на необходимость проведения оценки. Можно уверенно констатировать, что в отечественной практике уже сформирован достаточно устойчивый перечень целей проведения оценки.

Определение видов стоимости

Требования российского законодательства и нормативных документов предполагают определение только одного вида стоимости -рыночной, несмотря на то, что объективно во многих случаях требуется определение вида стоимости, отличной от рыночной.

Задание на проведение оценки

В российских нормативных документах практически не рассматриваются требования к заданию на оценку, за исключением статьи 10 Федерального закона № 135, «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в которой сформулированы требования к договору на проведение оценки. Из содержательных элементов в этой статье указываются только вид объекта оценки и вид определяемой стоимости. Этого явно недостаточно, поскольку результат оценки во многом определяется тем, насколько точно и однозначно было сформулировано задание на проведение оценки.

МСО предполагает, что задание на проведение оценки бизнеса должно включать следующие сведения:

• идентификация объекта оценки (бизнес, доля собственности в бизнесе или ценная бумага, подлежащие оценке). Отсутствие точной идентификации объекта оценки приводит к ошибкам при ее выполнении и часто вводит пользователя результатов оценки в заблуждение;

• указание даты оценки - элемент, который практически всегда содержится в задании, но часто не учитывается при проведении оценки;

• определение вида стоимости;

• указание собственника доли;

• указание целей проведения оценки и использования ее результатов.

В МСО также сформулированы основные факторы, которые должен принимать во внимание оценщик бизнеса.

К ним относятся:

• права, привилегии или условия, связанные с долей в собственности, будь то владение ею в рамках корпоративной формы, партнерства или индивидуального предприятия;

• сущность бизнеса и история бизнеса. Поскольку стоимость определяется возможностями извлечения выгоды от будущей собственности, история представляет ценность, так как помогает прогнозировать стоимость бизнеса в будущем;

• экономические перспективы, которые могут повлиять на рассматриваемый бизнес, в том числе политические перспективы и государственная политика. Такие параметры, как валютный курс, инфляция и процентные ставки, могут различным образом сказаться на бизнесах, действующих в разных секторах экономики;

• состояние и перспективы конкретной отрасли, которые могут оказать влияние на рассматриваемый бизнес;

• активы, обязательства, собственный капитал и финансовое состояние оцениваемого бизнеса;

• способность бизнеса приносить прибыли и выплачивать дивиденды;

• наличие у бизнеса нематериальных активов и величина их стоимости;

• предыдущие сделки с рассматриваемыми долями в бизнесе, являющемся предметом оценки;

• относительный размер доли в бизнесе, подлежащей оценке;

• прочие рыночные данные, то есть ставки отдачи (доходности) по альтернативным вариантам инвестиций, преимущества от наличия контроля или ущерб в силу недостаточной ликвидности и т. п.

Анализ перечисленных факторов позволяет правильно идентифицировать объект оценки, определить ключевые предпосылки и допущения.

Европейские стандарты оценки содержат достаточно подробный список данных, которые оценщик должен получить для выполнения работы по оценке. Этот перечень включает в себя как информацию о бизнесе, так и информацию о рынке. Надо сказать, что некоторые требования стандартов

выглядят излишне жесткими. Например, в Европейских стандартах указано, что « оценщик должен посетить сооружения компании и каждый объект, включенный в оценку». Такое требование может быть нецелесообразно в целом ряде случаев - начиная от ситуации, когда объектом оценки выступает бизнес, не обладающий значительными материальными активами, и заканчивая ситуацией, когда объектом оценки является миноритарный пакет акций.

В целом следует отметить, что регламентирование задания на оценку является одним из ключевых вопросов, решение которого поможет избежать появления многих ошибок, неточностей и двусмысленностей в процессе проведения оценки.

Анализ источников информации

Анализ источников информации - один из наиболее актуальных вопросов, обсуждаемых в настоящее время. Достаточность и достоверность используемой при проведении оценки информации вызывает множество дискуссий в отечественном профессиональном сообществе. В МСО по этому поводу содержится следующая рекомендация: «Во многих случаях в круг услуг Оценщика не входит полная проверка достоверности второстепенных и третьестепенных источников данных. Соответственно, Оценщик должен предпринять такие разумные шаги для проверки точности и обоснованности источников данных, которые являются общепринятыми на рынках и в месте проведения оценки».

Вопрос в том, что является общепринятым на рынке. Если исходить из анализа подавляющего большинства отчетов, то критерии обоснованности являются более чем лояльными, если вообще таковые имеются. Достаточно сложно сформулировать такие требования в общем виде, но, на наш взгляд, в первую очередь необходимо обращать внимание на следующие элементы:

• насколько точно указан источник информации и возможна ли его проверка как в момент проведения оценки, так и в дальнейшем;

• какую репутацию имеет источник информации;

• насколько полно предоставляемая информация позволяет идентифицировать характеристики объекта или условия рынка.

Отдельно стоит вопрос об анализе информации, предоставленной клиентом. Требования МСО сводятся к тому, что « Оценщик должен указать источник любых таких данных, на которые он полагается, в устных и письменных отчетах, а данные должны быть по мере возможности проверены». Как правило, вопросы проверки такой информации сводятся к получению официальной отчетности или справок, подписанных уполномоченными лицами. Следует отметить, что полезным бывает сопоставить данные, полученные от заказчика, с отраслевыми данными, которые обычно общедоступны, или с данными по аналогичным объектам, имеющимся в архиве оценщика или полученными в процессе сбора информации.

Совершенно особо выделяется такое требование МСО, как наличие специального образования, подготовки, навыков и опыта при проведении оценки бизнеса. В нашей стране сложилась парадоксальная ситуация - практически все специалисты, которые работают в оценочных компаниях, формально являются оценщиками бизнеса, как, впрочем, и всего остального.

Финансовый анализ деятельности

компании

В Международных стандартах оценки вопросам финансового анализа уделяется много внимания, и их можно рассматривать как ключевой элемент соответствующего руководства.

Основными задачами, которые должен решать финансовый анализ, являются:

• установление связей, существующих между показателями отчета о прибылях и убытках, и баланса, в том числе тенденций изменения во времени, для того, чтобы оценить риск, присущий операциям оцениваемой компании, и перспективы относительно результатов ее будущей деятельности;

• проведение сравнения с аналогичными компаниями, чтобы оценить параметры риска и стоимости;

• корректировка данных отчетов за прошлые периоды, чтобы оценить экономические возможности и перспективы бизнеса.

В руководстве достаточно подробно указывается, какие величины использовать при проведении анализа, порядок и целесообразность корректировки финансовой отчетности.

В Европейских стандартах эти вопросы почти не рассматриваются, указывается только на необходимость классификации активов компании.

В российской практике при проведении оценки бизнеса в отчете об оценке практически всегда присутствует достаточно объемный раздел, посвященный финансовому анализу. Однако в подавляющем большинстве случаев этот раздел имеет абсолютно формальный характер и практически не связан с процессом определения стоимости.

Подходы к оценке бизнеса

Как в Международных, так и Европейских стандартах оценки достаточно подробно рассматриваются три традиционных подхода к оценке.

1. Подход к оценке бизнеса на основе активов

Международные и Европейские стандарты оценки содержат очень похожие описания этого подхода. И в тех, и в других стандартах указывается основной алгоритм реализации подхода, состоящий в том, что баланс, составленный на основе затрат, заменяется балансом, в котором все активы -материальные и нематериальные - и все обязательства показаны в значениях рыночной стоимости или какой-либо другой подходящей стоимости. Также указаны ситуации, в которых целесообразно применение подхода на основе стоимости активов, и ситуации, в которых этот подход не должен быть единственным из применяемых подходов.

Подход к оценке бизнеса на основе активов является вполне разумным, но вступает в противоречие с требованиями российских нормативных документов. Вместо того, чтобы обосновывать целесообразность применения того или иного подхода в каждой конкретной ситуации, оценщики вынужде-

ны или искусственно использовать данный подход в ситуации, в которой его использование совершенно не оправданно, или пытаться доказать, почему этот подход не применялся.

В Европейских стандартах достаточно подробно указывается, какие базы оценки должны применяться к разным видам активов (для земли - рыночная стоимость; для текущих активов - чистая стоимость реализации; для зданий, оборудования и других материальных активов - большая из двух величин: рыночная стоимость и амортизируемые затраты замещения).

2. Доходный подход (подход капитализации дохода - по терминологии МСО)

В Международных стандартах оценки рассматриваются два традиционных метода в рамках доходного подхода: дисконтирование денежного потока и капитализация дохода. Приводится краткое описание каждого метода, даются краткие рекомендации по определению ставок капитализации и дисконтирования, определению потока дохода.

Европейские стандарты рассматривают доходный подход как основной при оценке бизнеса (что совершенно справедливо) и достаточно подробно описывают алгоритм его применения и факторы, которые должен учитывать оценщик, применяя этот подход к оценке.

Наличие большого количества ошибок при использовании доходного подхода в отечественной практике настоятельно требует определенной регламентации в применении этого подхода. Следует отметить, что такая регламентация не должна иметь форму жестких требований, формальное отступление от которых без учета специфики конкретной ситуации всегда будет рассматриваться как отступление от стандартов. В тоже время следует учитывать, что такая «регламентация» не должна становиться барьером при проведении оценки.

Важно отметить достаточную «консервативность» рассматриваемых стандартов. Наряду с указанными методами в оценочной практике используются, а в учебной литературе по оценке рассматриваются, и другие методы, описание возможностей использо-

вания которых отсутствует даже в последних версиях стандартов.

3. Рыночный (сравнительный) подход

И в Европейских, и Международных стандартах оценки указываются основные источники данных, которые надлежит использовать в случае применения рыночного подхода: «открытые фондовые рынки, на которых осуществляется продажа долей собственности на аналогичные бизнесы, рынок поглощений, на котором осуществляется продажа бизнесов целиком, и предыдущие сделки с собственностью рассматриваемого бизнеса».

В отличие от Европейских стандартов, в которых рыночный подход рассматривается достаточно кратко, в Международных стандартах рассматриваются основные факторы, которые необходимо учитывать при выборе компаний-аналогов, и сформулированы критерии расчета оценочных мультипликаторов.

Заключение

Как в Европейских, так и Международных стандартах оценки сформулированы основные критерии, которые должны быть учтены при итоговом формулировании вывода о стоимости объекта оценки, основанном на расчетных величинах, полученных в результате применения используемых методов оценки.

Подводя итоги обзора требований к оценке бизнеса, предъявляемых в зарубежных стандартах оценки, следует отметить:

• указания сформулированы не в качестве жестких требований, а в форме рекомендаций;

• имеются четкие указания учитывать особенности национального законодательства;

• не все требования, изложенные в рассмотренных документах, являются универсальными. Существует большое количество ситуаций, когда выполнение тех или иных требований нецелесообразно или невозможно;

• в руководствах содержится перечень методов оценки, не предполагающий расширительного толкования. Фактически вне рамок стандартов оказываются многие методы оценки, основанные на концепции экономической прибыли, статистических методах обработки данных и т. д.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы.

1. В настоящее время весьма полезной была бы попытка регламентации оценки бизнеса, но она не должна иметь жесткого, безапелляционного характера (как это реализовано в действующих в России стандартах оценки, обязательных к применению).

2. Использование в качестве регламентов лучших образцов зарубежного опыта (Международных и Европейских стандартов оценки) без существенной переработки нецелесообразно, учитывая «страсть» российских чиновников каждый документ из пособия и руководства превращать в инструкцию, отступление от которой будет рассматриваться как ненадлежащее выполнение оценщиком своих обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.