Научная статья на тему 'Регламентация функционирования заповедников на основе Закона Об охране природы Украинской ССР (1960-1970 годы)'

Регламентация функционирования заповедников на основе Закона Об охране природы Украинской ССР (1960-1970 годы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
248
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПОВЕДНИКИ / ЗАКОН "ОБ ОХРАНЕ ПРИРОДЫ УКРАИНСКОЙ ССР" 1960 Г / БИОРАЗНООБРАЗИЕ / ОХРАНА ПРИРОДЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Казак Рината Алимовна

В статье осуществлен анализ правового регламентирования функционирования заповедников на основе Закона «Об охране природы Украинской ССР» 1960 г. и принятых в его развитие иных нормативных актов с целью определения полноты регулирования этой сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATURE RESERVES FUNCTIONING BASED ON THE LAW ON NATURE PROTECTION OF UKRAINIAN SSR (60 70-

The article deals with the legal regulation of nature reserves under the basic Law "On Nature Protection of Ukrainian SSR" (1960) to identify the completeness of the legal regulation.

Текст научной работы на тему «Регламентация функционирования заповедников на основе Закона Об охране природы Украинской ССР (1960-1970 годы)»

УДК 340.15:349.6"19"(477)

Рината Алимовна Казак,

стажер-исследователь Национальный юридический университет имени Ярослава Мудрого, г. Харьков

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗАПОВЕДНИКОВ НА ОСНОВЕ ЗАКОНА ОБ ОХРАНЕ ПРИРОДЫ УКРАИНСКОЙ ССР

(1960-1970 годы)

В статье осуществлен анализ правового регламентирования функционирования заповедников на основе Закона «Об охране природы Украинской ССР» 1960 г. и принятых в его развитие иных нормативных актов с целью определения полноты регулирования этой сферы.

Ключевые слова: заповедники, Закон «Об охране природы Украинской ССР» 1960 г., биоразнообразие, охрана природы.

При постановке вопроса о защите биологического разнообразия особое внимание должно уделяться таким природоохранным объектам, как заповедники. Заповедники играют ключевую роль в сфере защиты флоры и фауны Украины и планеты в целом. В отличие от заказников (охрана животных или растений) или зоопарков (охрана животных), на территории заповедников под охраной находятся не определенные части экосистемы, а их совокупность - целый природный комплекс. Например, в фауне Луганского природного заповедника НАН Украины (созданном согласно постановлению Совета Министров УССР № 568 от 12 ноября 1968 г.) насчитывалось 4000 видов, из них 99 внесены в Красную книгу Украины, 75 значились в списке Боннской конвенции 1979 г., 196 - в Бернской конвенции 1979 г., 53 - в Конвенции СИТЕС (CTTES) 1975 г., 22 - в списке МСОП , 29 - в Европейском красном списке [14]. Заповедник, как форма особо охраняемой природной территории, предназначенный для защиты и сохранения биоразнообразия 3 -х уровней его организации - флоры, фауны и биотопа (среды обитания), требует создания оптимальной и многоаспектной нормативно-правовой базы для своего функционирования. Еще в 1960 г. был принят Закон «Об охране природы Украинской ССР». Именно в этот период происходил интенсивный генезис правовых норм, развивались базовые положения, активизировалась природоохранная деятельность республики. Историко-правовой опыт является важным и в наши дни, потому что проблема расширения сети заповедников и создания новых объектов природно-заповедного фонда стоит перед украинским обществом достаточно остро: по данным Всеукраинской экологической лиги на 2013 г., территория свалок в стране (7 %) существенно превышает площадь объектов природного заповедного фонда (4,5 %) [15].

Проблемам исследования нормативно-правовых основ деятельности заповедников посвящены работы советских ученых II половины ХХ в.: В. Г. Емельяновой, Г. Я. Кукушкина, О. С. Колбасова, В. М. Хрусталевой, Л. Я. Окороков, Н. Т. Реджеповой, И. Ф. Панкратова, Ф. Р. Штильмарка, С. В. Скрябина и др. Актуальность этой правовой тематики растет и в XXI в. Поскольку охрана биоразнообразия является важным показателем устойчивого развития, а одним из инструментов его реализации выступает организация и рациональное использование природно-заповедного фонда Украины [16, с. 268]. Указанной проблеме посвящены публикации таких современных украинских ученых, как М. О. Товкун, Я. А. Герасименко, А. П. Гетьмана, В. И. Лозо, В. М. Бевзенко, К. Н. Марич и др. Они касаются как теоретических, так и практических аспектов функционирования заповедников, правового режима природно-заповедных территорий,

юридической ответственности за нарушение правовых норм и совершенствования законодательства в этой области.

Многогранность проблемы создания и функционирования заповедников обуславливается тем, что ее вопросы могут рассматриваться не только в трудах представителей экологического, земельного, гражданского и хозяйственного права, но и историков права. Ведь для определения оптимальной модели функционирования заповедников и развития их научного, культурного и природоохранного потенциала необходимо учитывать весь правовой опыт их деятельности на территории Украины и Европы в целом.

Целью этой статьи является изучение нормативно-правовой базы, которая регулировала статус заповедников и их деятельность в сфере защиты и сохранения биоразнообразия в Украине во второй половине ХХ в. Ее актуальность заключается в том, что объективная оценка современной системы функционирования природно-заповедного дела и улучшение практической значимости последней невозможны без установления исторических особенностей развития указанной системы, а также потенциала намеченных задач. Непосредственной задачей этой публикации является анализ норм права, связанных с функционированием заповедников, для выявления полноты и своевременности их правовой регламентации. Новизна указанных в статье положений обуславливается малым диапазоном предметных историко-правовых исследований деятельности заповедников в рассматриваемый исторический период. Впервые на основании нормативной базы раскрывается влияние заповедного дела на защиту биоразнообразия путем эффективного сохранения всех его элементов т^Ьи. В статье приобретает дальнейшее развитие научное обоснование периодизации становления законодательных основ функционирования заповедников в Украине: выделяется этап после принятия Закона « Об охране природы УССР» (1960 г.).

В начале ХХ ст. создание заповедников стало актуальным методом защиты одного из элементов биоразнообразия - сред обитания. Как справедливо отмечал еще в 1913 г. известный основатель природоохранного движения, один из основоположников этико-эстетического подхода в заповедном деле и охране дикой природы И. П. Бородин, «наиболее неотложным представляется мне создание степных заповедных участков. Степные вопросы - это наши, чисто русские вопросы, между тем именно степь, девственную степь, мы рискуем потерять скорее всего» [18, с. 301].

На рубеже XIX и ХХ веков хищническое использование природных богатств привело к обнищанию окружающей среды [19, с. 5]. Общество начало искать выход из ситуации, при которой биоразнообразие начало сокращаться в несколько раз быстрее по сравнению с восстановлением. Государственные заповедники стали всеобъемлющим форматом защиты биоразнообразия, ведь в них охраняется «весь природный комплекс» [ 19, с. 15]. Именно это и обусловливает огромную значимость названных объектов в деле защиты биологического разнообразия планеты. Как отмечалось в правовой литературе (И. Ф. Панкратовым, Н. Т. Реджеповой), развитие и совершенствование нормативно-правовой базы деятельности и охраны заповедных объектов постепенно привело к созданию «определенной отдельной самостоятельной подотрасли - природозаповедного законодательства» [20, с. 97]. По нашему мнению, такой подход является актуальным для совершенствования правовой регламентации современной системы заповедников в Украине.

Функционирование заповедников - сложный и многоаспектный процесс выполнения возложенных на них всех функций и задач, для эффективного обеспечения которого требуется существование широкой нормативной базы в этой сфере.

Весомый вклад в дело сохранения природы и разрешения проблем восстановления природных богатств в стране внесли государственные заповедники. Акты, регулирующие их деятельность, появились еще в первые годы Советской власти, но они в большей степени имели индивидуально-конкретный характер и не содержали общих принципов

функционирования этих объектов. Среди первых нормативных актов природозаповедного направления - декрет СНК УССР от 3 апреля 1919 г. «Об объявлении частей бывшего имения Фальцфейна «Аскания-Нова» и «Елизаветфельд» народно-заповедным парком» [1], декрет СНК УССР от 8 февраля 1921 г. «Об Аскании-Нова» [2], постановление Украинского Экономического Совета от 11 февраля 1922 г. «О государственном рыбном заповеднике «Антонина» [3], и др.

Некоторыми исследователями (в частности Е. Н. Ковтун) предлагается научная классификация процесса формирования законодательных основ об охране территорий и объектов природно-заповедного фонда Украины с разделением их на 3 этапа: IX - начало XX ст.; 1917 - 1991 гг., и 1991 г. - до настоящего времени [17, с. 23]. Автор этой статьи делает акцент на разделении второго этапа (1917 -1991 гг.) на 2 периода, а именно: 1917 -1959 и 1960 - 1991 гг., обосновывая это тем, что природозаповедная деятельность особенно бурно развивалась во второй половине XX в. с принятием Закона «Об охране природы Украинской ССР» (1960 г.).

Государственные заповедники - это природоохранные учреждения на территориях, изъятых из хозяйственного использования. Они призваны сохранять в обычном состоянии типичные и уникальные для той или иной ландшафтной зоны природные комплексы с целью изучения в них течения природных процессов и явлений и разработки научных основ охраны окружающей среды [21, с. 68]. В ст. 23 Закона «Об охране природы Украинской ССР» (1960 г.) и постановлении Совета Министров «Об утверждении Положения о государственных природных заповедниках Украинской ССР» от 5 октября 1962 г. приводится юридическое определение государственных заповедников: это отдельные лесные, земельные и водные пространства, природные богатства, имеющие особую научную, историческую или народно-хозяйственную ценность с точки зрения сохранения на них первозданной фауны и флоры или имеющие водоохранное, противоэрозионное, климатическое, оздоровительное, геологическое или иное научно-исследовательское и культурно-воспитательное значение [4].

Иначе говоря, можно констатировать, что даже в юридической дефиниции термина «государственный заповедник» законодатель закрепляет комплексность этого объекта: определяется территориальная основа, на которой создан заповедник, выделяются значения и ценность заповедной территории. В ст. 6 этого Постановления вырисовывались задача государственных заповедников: а) охрана в обычном состоянии типичных для определенной географической зоны уникальных природных объектов; б) охрана и восстановление редких видов растений и животных, имеющих ценность для науки и хозяйства; в) теоретическая разработка методов воспроизводства флоры и фауны, их использование в народном хозяйстве. По нашему убеждению, именно комплексность функционирования заповедников выделяет их среди других природоохранных учреждений в сфере защиты биоразнообразия. Ведь для осуществления эффективной охраны последнего необходимо учитывать многоаспектный характер этого явления, изучать его элементы в комплексе, а охрана лишь его отдельных элементов (фауны, флоры или сред обитания) не даст ожидаемых результатов. Учитывая такую важность заповедников, для обеспечения их практических функций и с целью защиты от уничтожения и повреждения природных богатств заповедных территорий эти объекты ставились под особую охрану государства (ст. 3). В заповедниках запрещалась любая производственная деятельность, а вокруг их границ устанавливались охранные зоны.

В развитие базового Закона « Об охране природы Украинской ССР» (1960 г.) было принято постановление Совета Министров СССР «Об улучшении охраны природы, рационального использования и восстановления природных богатств в Украинской ССР» от 8 мая 1964 г. [5], в которой Совет Министров УССР, рассмотрев материалы проверки состояния выполнения названного Закона, отметил, что с принятием его Верховным Советом УССР в 1960 г. в стране проведено соответствующую работу по рациональному использованию и восстановлению природных богатств. Однако были отмечены и серьезные

недостатки, имевшие место в охране полезной фауны: в некоторых областях в запущенном состоянии находились заповедники и памятники природы, уровень научно-исследовательской работы не отвечал необходимым требованиям. В связи с этим Совет Министров УССР в ст. 1 постановил: (а) взять под неослабный контроль выполнение этого природоохранного акта и (б) выработать контрольные действенные меры по соблюдению норм Закона относительно рационального использования и восстановления природных богатств, обратив особое внимание на зеленые зоны городов, заповедники и памятники природы. В ст. 9 этого Постановления говорилось о необходимости уточнения границ заповедников и о запрете осуществлять любые их изменения без разрешения Совета Министров УССР. На государственные органы и общественные организации возлагались задачи по усилению борьбы с браконьерством, по восстановлению флоры и фауны, учету и контролю за состоянием отдельных объектов. Нарушители законов и решений правительства по охране природы привлекались к ответственности согласно действующему законодательству. Ввиду этого особое внимание законодатель уделял борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты, закрепив особый правовой режим охотничьих угодий на заповедных территориях. Согласно постановлению Совета Министров УССР «Об утверждении Положения об охоте и охотничьем промысле» от 8 августа 1969 г. охота в государственных заповедниках категорически запрещалась [6].

Деятельность природозаповедного характера того периода была чрезвычайно эффективной, о чем свидетельствует то, что в нормативных актах закреплялись не только декларативные принципы функционирования заповедников, но и такой важнейший аспект, как осуществление практических мероприятий. Например, значительное внимание уделялось расширению в республике сети заповедников. Основным среди нормативных актов этого периода стало постановление Совета Министров УССР от 28 января 1972 г. «О мерах по расширению сети государственных заповедников и улучшению заповедного дела» [7]. В этом акте анализировалась работа по сохранению и воспроизводству природных богатств и давалась в целом положительная оценка ее правового регулирования, в том числе отмечалось расширение числа государственных заповедников, взятие под охрану более 1000 выдающихся памятников природы и значительных площадей лесов. После обнаружения существенных недостатков функционирования заповедников (созданные государственные заповедники представляли всего лишь 6 из 25 основных ботанико-географических районов, недостаточно проводились научные наблюдения и пр.) заповедное дело получило более наукоемкие принципы своей организации с привлечением научных разработок Академии наук УССР. Об этом свидетельствует и та часть указанного Постановления, в которой Совет Министров УССР постановил: (а) подготовить предложение об установлении охранных зон существующих государственных заповедников, (б) разработать перспективные планы проведения комплексных научно-исследовательских работ, (в) положить на Академию наук УССР организацию научных исследований и публикацию научных трудов, касающихся заповедников. Важным пунктом в этом правовом акте стало согласование предложения Государственного комитета Совета Министров УССР по охране природы и Академии наук УССР об обозначении территорий в основных ботанико-географических районах, на которых предусмотрено создание государственных заповедников и заказников в 1972 - 1980 гг. по перечню, приведенному в приложении № 2 этого Постановления (всего 28 наименований).

Эффективность сотрудничества Государственного комитета Совета Министров по охране природы и Академии наук УССР отображалась в немедленном достижении поставленной цели: для реализации обозначенного в рассматриваемом Постановлении плана по организации новых заповедников понадобился лишь один год, и уже 20 февраля 1973 г. было принято постановление Совета Министров УССР «Об организации новых государственных заповедников и расширении Черноморского государственного заповедника» [8]. Комплексный характер функционирования заповедников подтверждается достаточно широким перечнем органов и учреждений, которые совместно занимались

проблемами в этой области. Так, с целью сохранения природных комплексов и научно-исследовательской и хозяйственной деятельности по охране и воспроизводству редких ценных животных и растений Совет Министров УССР постановил принять согласно Госплану УССР предложение Госкомитета по охране природы, Министерства лесного хозяйства УССР, Академии наук УССР, Крымского, Одесского и Херсонского областных исполкомов об организации в Крымской области Ялтинского горно-лесного государственного заповедника площадью 14076 га и государственного заповедника «Мыс Мартьян» площадью 240 га (в соответствии с приложением № 1 к данному Постановлению) и о расширении Черноморского государственного заповедника (согласно приложению № 2). Согласно указанным Постановлением на соответствующие органы возлагалась задача утвердить положение и программу научной и хозяйственной деятельности для каждого из новых государственных заповедников.

Проанализировав приведенные нормативные акты, можем отметить особенности деятельности государственных заповедников: (а) их многофункциональность; (б) постоянное расширение системы заповедных территорий на плановых началах (постановление Совета Министров «Об организации новых государственных заповедников в УССР» от 12 ноября 1968 г.); (в) неизменное внимание компетентных органов и организация ими практических мер по охране этих территорий; (г) сотрудничество государственных органов; (д) системность; (е) регламентация особого правового режима.

В исследуемый период неослабевающее внимание уделялось не только созданию новых заповедников и расширению заповедных территорий, но и охране уже существующих. Одним из видов охраны таких объектов стало закрепление охранных зон вокруг границ заповедников для уменьшения негативного влияния деятельности человека. К примеру, постановлением от 29 ноября 1972 г. «Об установлении охранных зон вокруг государственных заповедников» [9] Совет Министров УССР утвердил предложение Госкомитета по охране природы о создании охранных зон, сеть которых была согласована с соответствующими министерствами, ведомствами и облисполкомами, что также указывает на проведение совместной деятельности органов власти в вопросах защиты этих важных объектов. В частности, охранные зоны устанавливались вокруг Карпатского, Луганского, Украинского степного, «Аскании - Нова» и Каневского заповедников.

Верхней хронологической рамкой нами избран 1973 г. в связи с принятием очередного рубежного постановления ЦК КПУ и Совета Министров УССР «Об усилении охраны природы и улучшению использования природных ресурсов республики» от 8 мая 1973 г. [10]. Ее принятие не только государственным республиканским органом власти, но и высшим партийным органом свидетельствует об усиленном внимании к этой проблеме. Указанным актом на государственные органы, областные исполкомы, министерства и ведомства УССР возлагалась задача усилить внимание к вопросам охраны природы, рационального использования природных ресурсов и установления систематического контроля за соблюдением действующих правил и норм (п. 1). Это Постановление закрепляло также плановый характер решения проблем охраны окружающей среды. Об этом свидетельствует содержание п. 3 Постановления, в котором на указанные органы, на Киевский и Севастопольский горисполкомы и на Госплан УССР, начиная с 1974 г., возлагалось обеспечить следующие виды деятельности:

- разработку перспективных и годовых планов проведения мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов и внесение их на рассмотрение в Совет Министров УССР одновременно с проектом плана развития народного хозяйства для представления в Госплан СССР;

- подготовку проектов сводных, перспективных и годовых планов охраны природы на территории областей, крупных промышленных центров и в целом на территории республики.

Выражаем солидарность с мнением исследователей о том, что в рассматриваемый нами период «выявление и выделение особо охраняемых территорий поставлено на

плановую основу» [23, с. 76]. Приходим к выводу, что территориальные и временные краткосрочные и среднесрочные планы, разрабатываемые Госкомитетом по охране природы совместно с Академией наук УССР, составляли основы заповедного дела в государстве. Они как раз и представляли собой единственно правильный и успешный путь в деле развития широкой сети заповедников и расширения границ уже существующих заповедных территорий.

Автор определяет создание заповедников основным методом сохранения биоразнообразия «т^Ш», а проведенный анализ нормативной базы свидетельствует о комплексном характере охраны, при котором сохраняется целостный природный комплекс (флора, фауна, среда обитания). Двадцатилетие после принятия Закона «Об охране природы УССР» (1960 г.) характеризовалось активной, действенной и своевременной правотворческой деятельностью Совета Министров УССР, принятием нормативных актов в сфере защиты фауны и флоры страны и среды их обитания и эффективным сотрудничеством государственных органов и научных учреждений. Фундамент, на который опиралась заповедное дело УССР (системность, постоянное внимание компетентных органов, плановый характер природоохранной деятельности) определяются автором как наиболее правильный и оптимальный метод развития и расширения границ существующих заповедников на территории современной Украины.

После провозглашения независимости в Украине был принят Закон «О природно-заповедном фонде Украины» от 16 июня 1992 г., задачей которого стало регулирование общественных отношений по организации, охране и использованию территорий и объектов природно-заповедного фонда, по воспроизведению природных комплексов, организации управления в этой сфере (ст. 1) [11]. Государство продолжило традиции предшествующего исторического периода, в основу которых был положен принцип комплексного планирования деятельности по охране природы и развитию заповедного дела. В частности, уже в марте 1994 г. издан указ Президента Украины «О резервировании для последующего заповедания ценных природных территорий» [12], в котором рассматривались вопросы создания плана первоочередной организации в 1994 - 1996 гг. новых и расширения существующих природных заповедников, приводился перечень их территорий с предложением создания определенного режима заповедания. Дальнейший анализ и сравнение украинского и европейского законодательства второй половины ХХ в. представляются перспективными для планирования охраны биоразнообразия путем развития заповедников на территории Украины.

Список литературы: 1. Про оголошення частин колишнього маетку Фальцфейна «Аскашя-Нова» i «€лiзаветфельд» народно-заповщним парком: декрет РНК УСРР вщ 03.04.1919 р. // ЗУ УСРР. - 1919. - № 16. - Ст. 176. 2. Про оголошення "Аскашя-Нова" державним степовим заповщником УССР : декрет РНК УСРР вщ 08.02.1921 р. // ЗУ УСРР.

- 1921. - № 2. - Ст. 48. 3. Про державний рибний заповщник «Антонша» : пост. Укр. Економ. Ради вщ 11.02.1922 р. // ЗУ УСРР. - 1922. - № 7. - Ст. 114. 4. Об утверждении Положения о государственных заповедниках Украинской ССР : пост. СМ УССР от 05.10.1962 г. // СП УССР. - 1962. - № 10. - Ст. 141. 5. Об улучшении охраны природы, рационального использования и восстановлении природных богатств в Украинской ССР : пост. СМ УССР от 08.05.1964 г. // СП УССР. - 1964. - № 5. - Ст. 59. 6. Об утверждении Положения об охоте и охотничьем промысле : пост. СМ УССР от 08.08.1969 г. // СП УССР.

- 1969. - № 8. - Ст. 106. 7. О мерах по расширению сети государственных заповедников и улучшению заповедного дела : пост. СМ УССР от 28.01.1972 г. // СП УССР. - 1972. - № 2.

- Ст. 11. 8. Об организации новых государственных заповедников и расширения Черноморского государственного заповедника : пост. СМ УССР от 20.02.1973 г., № 84 // СП УССР. - 1973. - № 2. - Ст. 11. 9. Об установлении охранных зон вокруг государственных заповедников : пост. СМ УССР от 29.11.1972 г. // СП УССР. - 1972. -№ 12. - Ст. 107. 10. Об усилении охраны природы и улучшении использования природных

ресурсов республики : пост. ЦК КПУ и СМ УССР от 08.05.1973 г., № 223 // СП УССР. -1973. - № 5. - Ст. 35. 11. Про природно-заповщний фонд Украши : Закон Украши вщ 16.06.1992 р., № 2456-XII [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2456-12 12. Про резервування для наступного заповщання цшних природних територш: Указ Президента Украши вщ 10.03.1994 р., № 79/94 [Електронний ресурс]. - Режим доступу :

http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/U079_94.html 13. Товкун М. О. Правовi проблеми збереження бiорiзноманiття / М. О. Товкун // Юридична осшь 2011 року : матер. наук. конф. (м. Харюв, 9 листоп. 2011 р.). - Х.: Нац. ун-т "Юрид. акад. Украши iM. Я. Мудрого", 2011.

- С. 118, 119. 14. Сова Т. В. О заповеднике «Луганський природний заповщник НАН Украши» / Т. В. Сова, Л. П. Боровик, С. В. Глотов [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://zapovednik.lg.ua 15. Дудко Е. «Свалки занимают 7% территории Украины»/ Е. Дудко // UNN Украинские национальные новости [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://www.unn.com.ua/ru/news/1236687-smittyezvalischa-zaymayut-7-teritoriyi-ukrayini-ekolog 16. Герасименко Я. О. Правова охорона природно-заповщного фонду Украши / Я. О. Герасименко // Вюн. Акад. прав. наук Украши : зб. наук. пр. / вщп. ред. В. Я. Тацш -Х. : Право, 2010. - № 4 (63). - С. 266-271. 17. Ковтун О. М. Законодавство Украши про охорону природно-заповщного фонду : становлення, сучасний стан, проблеми реформування / О. М. Ковтун // Адвокат. - 2008. - № 2. - С. 21-24. 18. Бородин И. П. Охрана памятников природы (Отдельный оттиск из "Трудов Ботанического Сада Императорского Юрьевского Университета") / И. П. Бородин. - Юрьев: Тип. К. Маттисена. - 1910. - Т. № 10.

- С. 297-317. 19. Емельянова В. Г. Законодательство о заповедниках, заказниках, памятниках природы : монография / В. Г. Емельянова. - М. : Юрид. лит., 1971. - 64 с. 20. Реджепова Н. Совершенствование природопользования на заповедных объектах (правовые вопросы) / Н. Реджепова // Пробл. совершенствования сов. законодательства : Труды - Вып. 37. - М.: Изд-во ВНИИСЗ, 1987. - С. 97-109. 21. Емельянова В. Г. Новые типовые положения о государственных заповедниках, памятниках природы, заказниках и природных (национальных) парках / В. Г. Емельянова// Пробл. соц. законности. - Вып. 12.

- Х.: Вища шк., 1983. - С. 67-71. 22. Кукушкин Г. Я. Государственное планирование социалистического природопользования : монография / Г. Я. Кукушкин. - М: Мысль, 1981.

- 158 с. 23. Колбасов О. С. Охрана природы по советскому законодательству : монография / О. С. Колбасов. - М. : Госюриздат, 1961. - 74 с. 24. Окорокова Л. Я. Правовой режим государственных заповедников в СССР : монография / Л. Я. Окорокова. - Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1982. - 107 с.

РЕГЛАМЕНТАЦ1Я ФУНКЦ1ОНУВАННЯ ЗАПОВ1ДНИК1В НА ОСНОВ1 ЗАКОНУ ПРО ОХОРОНУ ПРИРОДИ УКРА1НСЬКО1 РСР

(1960-1970 роки) Казак Р. А.

У статп здшснено аналiз правово'1 регламентацп функщонування заповщниюв на основi Закону «Про охорону природи Украшсько'1 РСР» 1960 р. i прийнятих на його розвиток шших нормативних акпв з метою виявлення повноти регулювання ще! сферь

Ключов1 слова: заповщники, Закон «Про охорону природи Украшсько'1 РСР» 1960 р., бiорiзноманiття, охорона пририди.

THE NATURE RESERVES FUNCTIONING BASED ON THE LAW ON NATURE PROTECTION OF UKRAINIAN SSR (60 - 70-е yy) Kazak R. A.

The article deals with the legal regulation of nature reserves under the basic Law "On Nature Protection of Ukrainian SSR" (1960) to identify the completeness of the legal regulation.

Key words: the nature reserves, Law "On Nature Protection of Ukrainian SSR" 1960, the biodiversity, nature conservation.

nocmynuna epeda^uw 30.03.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.