Научная статья на тему 'Регламент Европейского Суда по правам человека о формировании судейских коллегий: к характеристике демократических принципов'

Регламент Европейского Суда по правам человека о формировании судейских коллегий: к характеристике демократических принципов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
693
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
демократия / Европейский Суд по правам человека / международная юстиция / Регламент Европейского Суда по правам человека / судебное право / судейская коллегия. / democracy / the European Court of Human Rights / international justice / the Rules of the European Court of Human Rights / judicial law / the panel of judges.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — И. Г. Пирожкова, А. М. Попов

Предметом исследования выступает структура и процесс формирования судебных коллегий Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ). Целью настоящей статьи является рассмотрение принципов формирования структуры судейского сообщества в рамках работы ЕСПЧ, выявление и формализация демократических начал в этом процессе. Методологию исследования составили формально-юридический и аналитический методы. В качестве основного нормативного источника исследуется Регламент ЕСПЧ последней редакции. В работе проанализированы «вертикальные» и «горизонтальные» элементы структуры ЕСПЧ. Выявлены его коллегиальные и единоличные структурные элементы, которые увязаны с характеристикой их компетенции. Дана общая характеристика Регламента как подзаконного акта, основанного на Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Выявленные структурные связи органа международной юстиции отражены в схеме. Выводы основываются на конкретизации демократических начал формирования коллегии судей ЕСПЧ, которые базируются на методе квотирования по разнообразным социально-государственным и социально-правовым основаниям. Сделан вывод о передовой практике ЕСПЧ в рассматриваемой области. Материалы и выводы могут быть использованы для совершенствования судебной системы России и в педагогической практике в области преподавания учебных курсов, связанных с международным и судебным правом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The European Court of Human Rights’ Rules about the formation of the judiciary: to the characterization of democratic principles

The subject of the study: the structure and process of formation of the European Court of Human Rights (ECHR) panel of judges. The purpose of this article is to consider the principles of forming the structure of the judiciary within the framework of the work of the ECHR, the identification and formalization of democratic principles in this process. The methodology of the study was formed by formal legal and analytical methods. As the main normative source, the ECHR Rules of the latest edition are examined. The author analyzed the «vertical» and «horizontal» elements of the ECHR structure. Its collegial and individual structural elements that are linked to the characteristics of their competence are revealed. The general characteristic of the Regulation as a bylaw-act, based on the European Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms, is given. The author has drawn up a diagram reflecting the structural links of the body of international justice. The conclusions are based on the concretization of the democratic principles of the formation of the panel of judges of the ECHR, which are based on the method of quoting on a variety of sociostate and socio-legal grounds. A conclusion is drawn on the best practice of the ECHR in the area under consideration. Materials and conclusions can be used to improve the judicial system in Russia and in teaching practice in the field of teaching courses related to international law and judicial law.

Текст научной работы на тему «Регламент Европейского Суда по правам человека о формировании судейских коллегий: к характеристике демократических принципов»

УДК 341.645.5

И.Г. Пирожкова

кандидат исторических наук, кандидат юридических наук, доцент Тамбовский государственный технический университет Российская Федерация, 392032, г. Тамбов, ул. Мичуринская, 112-Д, к. 310.

E-mail: 0_1_23456789@list.ru.

A.M. Попов

кандидат юридических наук, доцент Тамбовский государственный технический университет Российская Федерация, г. Тамбов, 392032, ул. Мичуринская, 112-Д, к. 310.

E-mail: pamtambov@yandex.ru.

Регламент Европейского Суда по правам человека о формировании судейских коллегий: к характеристике демократических принципов

Аннотация: Предметом исследования выступает структура и процесс формирования судебных коллегий Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ). Целью настоящей статьи является рассмотрение принципов формирования структуры судейского сообщества в рамках работы ЕСПЧ, выявление и формализация демократических начал в этом процессе.

Методологию исследования составили формально-юридический и аналитический методы. В качестве основного нормативного источника исследуется Регламент ЕСПЧ последней редакции.

В работе проанализированы «вертикальные» и «горизонтальные» элементы структуры ЕСПЧ. Выявлены его коллегиальные и единоличные структурные элементы, которые увязаны с характеристикой их компетенции. Дана общая характеристика Регламента как подзаконного акта, основанного на Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Выявленные структурные связи органа международной юстиции отражены в схеме.

Выводы основываются на конкретизации демократических начал формирования коллегии судей ЕСПЧ, которые базируются на методе квотирования по разнообразным социально-государственным и социально-правовым основаниям. Сделан вывод о передовой практике ЕСПЧ в рассматриваемой области.

Материалы и выводы могут быть использованы для совершенствования судебной системы России и в педагогической практике в области преподавания учебных курсов, связанных с международным и судебным правом.

Ключевые слова: демократия, Европейский Суд по правам человека, международная юстиция, Регламент Европейского Суда по правам человека, судебное право, судейская коллегия.

Для цитирования: Пирожкова И.Г., Попов А.М. Регламент Европейского Суда по правам человека о формировании судейских коллегий: к характеристике демократических принципов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2019. - № 1 (81). - С. 75-81.

Irina G. Pirozhkova

Cand. Sci. (Jurid.), Cand. Sci. (Hist.), Docent

Tambov State Technical University 112-D, Michurinskaya str., Tambov, 392032, Russian Federation.

E-mail: 0_1_23456789@list.ru.

Alexey M. Popov Cand. Sci. (Jurid.), Docent

Tambov State Technical University 112-D, Michurinskaya str., Tambov, 392032, Russian Federation.

E-mail: pamtambov@yandex.ru.

The European Court of Human Rights' Rules about the formation of the judiciary: to the characterization of democratic principles

Abstract: The subject of the study: the structure and process of formation of the European Court of Human Rights (ECHR) panel of judges.

The purpose of this article is to consider the principles of forming the structure of the judiciary within the framework of the work of the ECHR, the identification and formalization of democratic principles in this process.

The methodology of the study was formed by formal legal and analytical methods. As the main normative source, the ECHR Rules of the latest edition are examined.

The author analyzed the «vertical» and «horizontal» elements of the ECHR structure. Its collegial and individual structural elements that are linked to the characteristics of their competence are revealed. The general characteristic of the Regulation as a bylaw-act, based on the European Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms, is given. The author has drawn up a diagram reflecting the structural links of the body of international justice.

The conclusions are based on the concretization of the democratic principles of the formation of the panel of judges of the ECHR, which are based on the method of quoting on a variety of socio-state and socio-legal grounds. A conclusion is drawn on the best practice of the ECHR in the area under consideration.

Materials and conclusions can be used to improve the judicial system in Russia and in teaching practice in the field of teaching courses related to international law and judicial law.

Keywords: democracy, the European Court of Human Rights, international justice, the Rules of the European Court of Human Rights, judicial law, the panel of judges.

For citation: Pirozhkova I.G., Popov A.M. The European Court of Human Rights' Rules about the formation of the judiciary: to the characterization of democratic principles // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of internal Affairs of Russia. - 2019. - № 1 (81). - P. 75-81.

Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) - одна из первых организаций системы международных судебных органов, в которую входят также Суд Европейского Союза, Международный суд ООН и др.

Осознание и формализация структуры, значимости, необходимости человеческих прав и свобод юридически выразились в принятии Всеобщей декларации прав человека1. Логическим продолжением, имею-

щим в своем тексте (преамбуле) отсылку к Декларации, является Конвенция о защите прав человека и основных свобод2. Таким образом, в результате политико-правового развития послевоенного международного сообщества стран-победителей сформировались документы первичного уровня, образующие нормативный материал для работы ЕСПЧ.

Вторичный уровень нормативного материала составляет Регламент ЕСПЧ3. Если Конвенция, идеологическая и правовая основа существования ЕСПЧ, в доктрине права рассматривалась весьма тщательно [1-3], то Регламент как акт подзаконный в терминологии российской системы права, меняющийся и не требующий официальной процедуры признания странами-участницами, менее изучен. Последние изменения вносились в него в 2015 г. и действительны с 1 января 2016 г.

Этот документ содержит основную информацию о составе, структуре, порядке назначения судей ЕСПЧ, а также формы для реализации процессуальных действий, описание обеспечительных мер и т.д. По форме это акт высокой степени систематизации правового материала, хотя его не принято называть кодексом (термин, имеющий в сложившейся правовой доктрине чёткое содержание, основанное на понятии закона), хотя, принимая во внимание формы консолидации правового материала, он, безусловно, близок к кодифицированному акту.

В соответствии с ним число судей, заседающих в ЕСПЧ, определяется количеством стран-участниц согласно правилам присоединения к Конвенции, утвержденным протоколом № 11 к ней. Таким образом, в насто-

1 Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948 г. / Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».

2 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (в редакции Протокола № 14). Принята в 1950 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 2. - Ст. 163.

3 Регламент Европейского Суда по правам человека (ред. от 01.01.2016 г.) [Электронный ресурс]: http://www.echr.coe.int/Documents/Rules_Court_RUS. pdf URL: (дата обращения: 12.12.2017)

ящее время в ЕСПЧ 47 судей. Не существует ограничений по количеству судей - граждан одного государства.

Свою должность судьи получают выборным путём, что наследует общеевропейские традиции их избрания, особенно развитые в системе англо-саксонского права. Представители законодательной ветви власти в системе государственных органов ЕС -Парламентская ассамблея - выбирают судей ЕСПЧ на 6-летний срок из списка, представляемого государствами - членами ЕС. После избрания судья приносит присягу, текст которой зафиксирован ст. 3 Регламента ЕСПЧ: «Клянусь» - или «Торжественно заявляю» - «что буду выполнять обязанности судьи честно, независимо и беспристрастно и буду соблюдать тайну совещаний судей». Для судей возможно переизбрание. Половина состава коллегии судей слагает полномочия спустя половину срока полномочий избранного судьи, т.е. коллегия может обновляться каждые три года.

Требования к личности и профессиональным качествам судей основаны на необходимости высоких моральных качеств, признания среди юридического сообщества их профессионального авторитета. Члены ЕСПЧ озвучивают свою позицию в суде лично и не представляют политическую или иную позицию государства. В рамках требований существует традиционный ценз несовместимости, установленный во многих странах для государственных служащих, судей и должностных лиц. Этот ценз призван, с одной стороны, обеспечить независимость и беспристрастность, с другой -функциональную возможность выполнять рабочие обязанности на постоянной основе. Возрастной ценз, верхний возрастной предел для судей ЕСПЧ - 70 лет.

Для отстранения судьи от его должности предусмотрен только один механизм, основанный на корпоративном коллегиальном решении остальных судей ЕСПЧ квалифицированным числом, превышающим две трети от общего их числа, о том, что он перестал соответствовать предъявляемым требованиям. Таким образом, требования к судьям и условиям их деятельности не про-

писываются строго формально, и во многом их определение через упомянутую процедуру предоставлено самим членам судейского сообщества. Демократизм процедуры заключается в том, что согласно ст. 7 Регламента процедуру может инициировать любой судья.

Своеобразной формой работы Суда, образующей элементы его структуры, является Пленарное заседание. В рамках таких заседаний избирается Председатель, заместители (1 или 2), а также Председатели Секций. Срок их полномочий - 3 года. Также в Пленарном заседании избирают руководителя Секретариата и его заместителей. Секретариат - структура, входящая в систему вспомогательных органов ЕСПЧ, которая имеет традиционный для таких организаций кадровый состав административных, технических работников и юристов. Общая численность Секретариата 679 человек, гражданство России имеют 62 человека.

В структуру Суда могут входить временные структурные элементы: рабочие комиссии, рабочие группы для изучения и сбора материала по актуальным вопросам. Формирование таких структур происходит путём голосования.

В рамках Пленарных заседаний могут приниматься не только организационные и административные решения по кадровым и управленческим вопросам. Могут обсуждаться и официально приниматься и позиции Суда по вопросам защиты прав человека, носящим декларативный характер. Так, в 2001 г. Суд принял «Заключение по проекту Дополнительного Протокола к Рамочной Конвенции «О защите национальных меньшинств»4.

В рамках Суда существуют постоянные его подразделения. Рассмотрим их статус и пути формирования.

Относительно новым является введенное в 2003 г. (ст. 9а Регламента) Бюро, «содействующее деятельности Суда». Оно образуется из Председателя Суда, заместителей Председателя Суда и Председателей

4 Рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств (Страсбург, 1 февраля 1995 г.) // Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».

Секций. Если заместитель Председателя Суда и Председатель Секции не могут присутствовать на совещаниях Бюро, они заменяются заместителем Председателя Секции или - в случае его отсутствия - членом Секции, следующим по старшинству. Бюро может пригласить на одно из своих совещаний любого члена Суда или любое иное лицо, присутствие которого Бюро сочтет необходимым. Бюро - это структура, которая создана для содействия Председателю и по его поручению может заниматься любым административным или внесудебным вопросом. Бюро имеет своего секретаря, назначаемого Председателем.

Суд делится на четыре Секции, состав каждой из которых формируется на три года. Существуют требования квотирования, обеспечивающие в составе секций баланс представителей, учитывающий географический и гендерный признак, а также обеспечивающий представительство государств с разными правовыми системами. У каждой из Секций есть свой Председатель. Два председателя Секций одновременно являются и заместителями Председателя Суда. Внутри Секций на срок до года формируются Комитеты, состоящие из трёх судей. Комитеты - основная рабочая структурная единица постоянного характера, львиная доля работы по подготовке к заседаниям, отбору дел лежит на них. Комитет ведёт первичный отбор, сортировку поступающих исков и может своим решением (единогласным в протоколе) отклонить иск при усмотрении в нём неприемлемых условий. Такое решение является окончательным.

Еще одним структурным элементом Суда являются его Палаты в составе семи судей. Члены Палаты назначаются в порядке очередности. По каждому рассматриваемому иску в состав Палаты входят Председатель Секции и судья, избранный от государства, выступающего стороной в деле. Если такой судья не является членом Секции, то он имеет право и обязан заседать в качестве члена Палаты «по обязанности» (ex officio). Члены Секции, не являющиеся одновременно членами Палаты, участвуют в слушаниях по делу в качестве запасных судей, т.е. не

имеют права голоса. Запасные судьи заменяют отсутствующего назначенного судью. Регламент употребляет для характеристики статуса таких судей латинское выражение «ad hoc», т.е. назначенные специально для такого случая. Палата - основной структурный элемент Суда, который выносит решения о приемлемости межгосударственных и индивидуальных жалоб в тех случаях, когда это решение очевидно и не требует дополнительного их изучения.

Еще одним структурным элементом является Большая Палата в составе семнадцати судей, которая также формируется на трёхлетний период. По должности в нее входят Председатель Суда, его заместители и председатели Секций. Остальные члены Большой Палаты делятся на две группы, которые входят в нее поочередно. Группы сформированы также в соответствии с принципами адекватного представительства и квот по упомянутым выше критериям. Данная структура занимается жалобами по межго-

сударственным и индивидуальным искам в тех случаях, когда Палата из семи судей уступает ей свою юрисдикцию. Коллективные структуры ЕСПЧ также основаны на кадровом принципе старшинства, традиционного для судебной системы, т.е. судьи назначаются, выбираются Председателем (руководителем) для исполнения поручения с учетом его возраста, по старшинству.

Таким образом, предусмотрены кадровый и юрисдикционный механизмы, обеспечивающие профессиональное коллегиальное участие в особо сложных делах, например, таких, которые не имеют прецедентов в ранних решениях. Перечень случаев для возможной передачи рассмотрения жалобы в Большую Палату не является закрытым.

На основе вышеизложенного структура ЕСПЧ может быть представлена в схематичном виде следующим образом (рис. 1).

Суммируя сказанное, можно сделать вывод о демократичности устройства струк-

Рис. 1. Постоянные структурные части Европейского Суда по правам человека

79

турных элементов ЕСПЧ - Комитетов, Палат, Большой Палаты, которая выражается в следующих принципах:

- принципе выборности всех возможных структурных элементов Суда и вспомогательных органов, их Председателей и заместителей; сопровождающемся традиционными требованиями к профессионализму и высоким моральным качествам соискателя должности судьи;

- принципе срочности пребывания в должности, которая определяется основными периодами в 6 лет и половиной срока в 3 года;

- принципе ротации, своеобразного «круговорота» судей в рамках должностей и функций в ЕСПЧ;

- принципе учёта возраста судей (старшинство) при прочих равных условиях в коллегиальной субструктуре Суда;

- принципе баланса представительства через кадровый состав структур Суда разных социальных интересов и сложившихся государственных культур, выражающихся в правовой системе стран-участниц Конвенции. При этом критериями баланса выступают пол, географическая принадлеж-

ность и т.д., то есть имеет место квотирование состава Суда, однако размер квот документами не конкретизирован.

Демократические принципы продиктованы самими причинами (политическими, идеологическими, юридическими) появления органа международной юстиции в Европе и процессами формирования наднациональных интегративных квазигосударственных образований в условиях необходимости послевоенного восстановления мирных отношений и современных тенденций глобализации [9].

Таким образом, связи ЕСПЧ копируют традиционную схему современных демократических механизмов государства и встроены в наднациональную систему разделения властей. Оставляя за пределами данного исследования споры по вопросу возможности применения данной теории к международным отношениям и разделяя точку зрения на интегративное образование (Европейский Союз) как на квазигосударственное образование, наделённое чертами конфедерации, мы признаём условную возможность применения теории разделения властей к таким образованиям.

Список литературы

1. Бессарабов В. Г. Европейский суд по правам человека. - Москва: Юрлитинформ, 2006. - 247 с.

2. Брусенцев И. С. Некоторые особенности деятельности Европейского суда по правам человека / Законность в современном обществе : сборник статей Международной научно-практической конференции 10 мая 2016 г. - Екатеринбург: Аэтерна, 2016. - С. 16-18.

3. Давыдов П. А. О влиянии Европейского Суда по правам человека на судебную систему РФ в современных реалиях / Государство, общество, право: традиции, современность, будущее : материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции, г. Астрахань, 30 ноября 2016 г. - Астрахань: Издательство «Индивидуальный предприниматель Сорокин Роман Васильевич», 2016. - С. 16-19.

4. Дюрягина Е. В. Структура Европейского Суда по правам человека / Актуальные направления гуманитарных и социально-экономических исследований : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции : в 3 ч. - Ч. 1 / под общ. ред. Е. П. Ткачевой. - Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2018. - С. 118-121.

5. Коломенцев Е. А. К вопросу о Европейском суде по правам человека / Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития наук : сборник статей Международной научно-практической конференции : в 2 ч. - Ч. 1. - Уфа: Аэтерна, 2017. -С. 183-185.

6. Кузнецов А. А., Жадан В. Н. Международно-правовое положение Европейского Суда по правам человека / Приоритетные направления развития науки : сборник статей Международной научно-практической конференции / Ответственный редактор А.А. Сукиасян. -Москва: Аэтерна, 2014. - C. 103-106.

7. Петров В. Ю. Эволюция структуры Европейского Суда по правам человека // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - № 1. - С. 52-55.

8. Петрухин И. Л. О реформе Европейского Суда по правам человека // Российская юстиция. - 2010. - № 3. - С. 69-71.

9. Пирожкова И. Г., Лисицина Е. Н. Дискуссионные нормы российского судебного права в контексте юрисдикции Европейского Суда по правам человека // Право: история и современность. - 2018. - №1. - С. 125-130.

10. Филатова В. В. Реформа Европейского суда по правам человека: проблемы и перспективы // Вопросы экономики и права. - 2015. - № 81. - С. 23-26.

References

1. Bessarabov V. G. Evropeyskiy sud po pravam cheloveka. - Moskva: Yurlitinform, 2006.

- 247 s.

2. Brusentsev I. S. Nekotoryie osobennosti deyatelnosti Evropeyskogo suda po pravam cheloveka / Zakonnost v sovremennom obschestve : sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 10 maya 2016 g. - Ekaterinburg: Aeterna, 2016. - S. 16-18.

3. Davyidov P. A. O vliyanii Evropeyskogo Suda po pravam cheloveka na sudebnuyu sistemu RF v sovremennyih realiyah / Gosudarstvo, obschestvo, pravo: traditsii, sovremennost, buduschee : materialyi Vserossiyskoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, g. Astrahan, 30 noyabrya 2016 g. - Astrahan: Izdatelstvo «Individualnyiy predprinimatel Sorokin Roman Vasilevich», 2016.

- S.16-19.

4. Dyuryagina E. V. Struktura Evropeyskogo Suda po pravam cheloveka / Aktualnyie napravleniya gumanitarnyih i sotsialno-ekonomicheskih issledovaniy : sbornik nauchnyih trudov po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii : v 3 ch. - Ch. 1 / pod obsch. red. E.P. Tkachevoy. - Belgorod : OOO Agentstvo perspektivnyih nauchnyih issledovaniy (APNI), 2018. - S. 118-121.

5. Kolomentsev E. A. K voprosu o Evropeyskom sude po pravam cheloveka / Sovremennyie problemyi i perspektivnyie napravleniya innovatsionnogo razvitiya nauk : sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii : v 2 ch. - Ch. 1. - Ufa: Aeterna, 2017. -S. 183-185.

6. Kuznetsov A. A., Zhadan V. N. Mezhdunarodno-pravovoe polozhenie Evropeyskogo suda po pravam cheloveka / Prioritetnyie napravleniya razvitiya nauki : sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / Otvetstvennyiy redaktor A.A. Sukiasyan. - Moskva: Aeterna, 2014. - S. 103-106.

7. Petrov V. Yu. Evolyutsiya strukturyi Evropeyskogo Suda po pravam cheloveka // Probelyi v rossiyskom zakonodatelstve. - 2013. - № 1. - S. 52-55.

8. Petruhin I. L. O reforme Evropeyskogo Suda po pravam cheloveka // Rossiyskaya yustitsiya.

- 2010. - № 3. - S. 69-71.

9. Pirozhkova I. G., Lisitsina E. N. Diskussionnyie normyi rossiyskogo sudebnogo prava v kontekste yurisdiktsii Evropeyskogo Suda po pravam cheloveka // Pravo: istoriya i sovremennost.

- 2018. - № 1. - S. 125-130.

10. Filatova V. V. Reforma Evropeyskogo suda po pravam cheloveka: problemyi i perspektivyi // Voprosyi ekonomiki i prava. - 2015. - № 81. - S. 23-26.

© Пирожкова И.Г., Попов А.М., 2019

Статья поступила в редакцию 10.12.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.