Научная статья на тему 'Регистрация состояния рынков аддиктивных благ'

Регистрация состояния рынков аддиктивных благ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКТИВНЫЕ БЛАГА / ИНДИКАТОР / РАЗВИТИЕ / ДЕФИЦИТ ИНФОРМАЦИИ / СТАТИСТИКА / ADDICTIVE GOODS / INDICATOR / DEVELOPMENT / DEFICIT / INFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скоков Р.Ю.

Предмет и тема. В связи с расширением спектра благ, вызывающих патологическое привыкание, ростом уровня их потребления, ведущих к усилению экономических и социальных угроз, а также дефицитом эмпирической информации и социальным табуированием предметных областей анализа, проблема развития инструментария характеристики рынков аддиктивных товаров и услуг приобретает большую актуальность. Цели и задачи. Цель работы совершенствование системы регистрации информации о состоянии рынков аддиктивных благ. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: детализовать субъектно-объектную структуру рынков аддиктивных благ; построить систему показателей их характеристики; провести анализ существующей системы государственного статистического наблюдения за развитием рынков аддиктивных благ и дать предложения по ее совершенствованию; обобщить исследования взаимосвязей индикаторов развития различных рынков аддиктивных благ. Методология. С помощью субъектно-объектного метода определена структура рынков аддиктивных благ. На основе теории матриц и комбинаторики показаны зависимости субъектов, объектов, индикаторов. Исходя из целей субъектов и отраслевых особенностей, систематизированы и классифицированы индикаторы развития рынков аддиктивных благ. В соответствии с проблемным полем мониторинга состояния видовых рынков аддиктивных благ предложены направления совершенствования статистической регистрации информации об их развитии. Результаты. Для характеристики субъектов и объектов рынков аддиктивных благ, их развития разработана система индикаторов, а также сформированы предложения по совершенствованию регистрации информации о состоянии видовых рынков аддиктивных товаров и услуг. Выводы и значимость. Дефицит эмпирической информации и социальное табуирование предметных областей анализа специфических рынков аддиктивных благ препятствуют социально ориентированному управлению ими, поэтому разработаны теоретические и прикладные предложения по совершенствованию регистрации и анализу информации об их функционировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Registration of the state of addictive goods markets

Importance Due to expanding the range of goods, which cause pathological addiction, the growing level of their consumption that leads to escalating economic and social threats, the deficit of empirical information, and social taboo on the subject areas of the analysis, the problem of developing the tools to characterize the markets of addictive goods and services becomes more significant. Objectives The aim of the study is to improve the registration system of information on the condition of addictive goods markets. Methods In the study, I used the subject-object method to determine the structure of addictive goods markets, the matrix theory and the combinatory analysis to demonstrate dependencies between market actors, objects and indicators. Based on the goals of market actors and industry characteristics, I systematized and classified the indicators of addictive goods market development, and identified directions of improving the statistical registration of information on the markets' development. Results To describe the actors and objects of the markets of additive goods and their development, I have worked out a system of indicators, and offered proposals for improving the registration of information on the state of addictive goods markets. Conclusions Scarce empirical information and social taboo on the subject areas of the analysis of addictive goods markets impede their socially oriented management. The study provides theoretical and practical ideas to perfect the registration and analysis of information about the markets' functioning.

Текст научной работы на тему «Регистрация состояния рынков аддиктивных благ»

Экономический анализ: Economic Analysis:

теория и практика 36 (2015) 37-49 Theory and Practice

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

Комплексный экономико-социально-экологический анализ РЕГИСТРАЦИЯ СОСТОЯНИЯ РЫНКОВ АДДИКТИВНЫХ БЛАГ Роман Юрьевич СКОКОВ

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Волгоградский государственный аграрный университет,

Волгоград, Российская Федерация

rskokov@mail.ru

История статьи:

Принята 14.07.2015 Одобрена 20.07.2015

УДК 339.13:31

JEL: C18, C51, D03, D11, D40, H21, H26, H30, H51, H83, Q02, Q11

Ключевые слова: аддиктивные блага, индикатор, развитие, дефицит информации, статистика

Аннотация

Предмет и тема. В связи с расширением спектра благ, вызывающих патологическое привыкание, ростом уровня их потребления, ведущих к усилению экономических и социальных угроз, а также дефицитом эмпирической информации и социальным табуированием предметных областей анализа проблема развития инструментария характеристики рынков аддиктивных товаров и услуг приобретает большую актуальность.

Цели и задачи. Цель работы - совершенствование системы регистрации информации о состоянии рынков аддиктивных благ. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: детализовать субъектно-объектную структуру рынков аддиктивных благ; построить систему показателей их характеристики; провести анализ существующей системы государственного статистического наблюдения за развитием рынков аддиктивных благ и дать предложения по ее совершенствованию; обобщить исследования взаимосвязей индикаторов развития различных рынков аддиктивных благ.

Методология. С помощью субъектно-объектного метода определена структура рынков аддиктивных благ. На основе теории матриц и комбинаторики показаны зависимости субъектов, объектов, индикаторов. Исходя из целей субъектов и отраслевых особенностей, систематизированы и классифицированы индикаторы развития рынков аддиктивных благ. В соответствии с проблемным полем мониторинга состояния видовых рынков аддиктивных благ предложены направления совершенствования статистической регистрации информации об их развитии.

Результаты. Для характеристики субъектов и объектов рынков аддиктивных благ, их развития разработана система индикаторов, а также сформированы предложения по совершенствованию регистрации информации о состоянии видовых рынков аддиктивных товаров и услуг.

Выводы и значимость. Дефицит эмпирической информации и социальное табуирование предметных областей анализа специфических рынков аддиктивных благ препятствуют социально ориентированному управлению ими, поэтому разработаны теоретические и прикладные предложения по совершенствованию регистрации и анализу информации об их функционировании.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Аддиктивные блага - это мериторные товары и услуги, удовлетворяющие естественно не обусловленные потребности и вызывающие у потребителей патологическую зависимость под воздействием содержащихся в них психоактивных веществ и/или поведенческих паттернов, что приводит к иррациональному потребительскому поведению (отказу действия закона спроса, росту предельной полезности, снижению возможностей альтернативного выбора, игнорированию бюджетного ограничения и отрицательных последствий потребления), а также снижению эластичности спроса, обращению к криминальным источникам для удовлетворения растущего

потребления, деградации человеческого капитала, расширению рисков и теневого предложения, увеличению регулирующей роли и расходов государства.

На современном этапе к основным аддиктивным благам можно отне сти алкогольную и спиртосодержащую продукцию, табачные изделия, энергетические напитки, наркотики, азартные игры и др.

Расширение спектра благ, вызывающих патологическое привыкание, и рост уровня их потребления ведут к усилению экономических и социальных угроз, порождая разнообразные институциональные «ловушки» и дисфункции,

Матрица комбинаций зависимостей между субъектами, объектами, индикаторами

Субъекты Объекты Индикаторы

Субъекты Взаимосвязь и взаимодействие субъектов Воздействие аддиктивных благ на субъектов Индикаторы в разрезе субъектов

Объекты Воздействие субъектов на аддиктивные блага Взаимосвязь аддиктивных благ Индикаторы в разрезе аддиктивных благ

Индикаторы Описание субъектов по индикаторам Описание аддиктивных благ по индикаторам Корреляция индикаторов

Источник: составлено автором.

среди которых активизация теневой и неформальной деятельности, коррупция, незаконное лоббирование, протекционистские усилия региональных властей, бюрократические барьеры при лицензировании, создание преференций для государственных предприятий, «крышевание» государственными структурами организованной преступности, недополучение бюджетами различных уровней значительных финансовых средств, снижение конкурентоспособности легальных хозяйствующих субъектов и т.д.

Субъектная структура рынков аддиктивных благ дифференцирована на конституентов (непосредственных акторов) и стейкхолдеров (заинтересованных и причастных сторон трансакций), требующих учета специфики их интересов и ценностей в рамках регулятивной политики.

Непосредственные акторы рыночных трансакций -субъекты спроса и предложения (в том числе теневого); заинтересованные стороны - это субъекты, прямо связанные своими экономическими интересами со сценарием институционального развития рынка, к которым отнесены регуляторы; причастные стороны - индивиды и общественные организации, испытывающие воздействие экстернальных эффектов функционирования данного рынка, косвенно заинтересованные в определенном векторе его эволюции - социальные группы и институты (семья, друзья, окружающие, в том числе пострадавшие).

На основе теории матриц и комбинаторики составлена комбинаторная матрица зависимостей субъектов, объектов, индикаторов (см. рисунок).

Для характеристики субъектов и объектов рынков аддиктивных благ разработаны индикаторы (табл. 1).

Таблица 1

Основные индикаторы характеристики рынков аддиктивных благ в разрезе субъектов

Субъект

Индикаторы

первичные (родовые)

вторичные

Потребители Фактическое потребление на душу взрослого населения, ед.

Численность заболевших от этиологии, связанной с употреблением аддиктивных товаров, чел.

Число умерших от причин этиологии, связанной с употреблением аддиктивных товаров, чел.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в РФ, руб.

Численность населения, потребляющего аддиктивные блага, чел.

Доступность легальных товаров населению по величинам среднедушевых денежных доходов, %

Взято под диспансерное наблюдение больных с впервые в жизни установленным диагнозом зависимости, чел.

Численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях, на конец отчетного года, чел.

Удельный вес населения РФ с величиной среднедушевых денежных доходов ниже прожиточного минимума, %

Учебная, академическая успеваемость

Расходы на потребление аддиктивных благ

Численность индивидов, не окончивших учебное учреждение в связи с потреблением аддиктивных благ, чел.

Психологические издержки

Окончание табл. 1

Субъект

Индикаторы

первичные (родовые)

вторичные

Хозяйствующие субъекты

Норма прибыли на капитал, %.

Средние потребительские цены на аддиктивные блага, руб.

Уровень рентабельности проданной продукции, %

Товар надлежащего качества от отобранных образцов, %

Соответствие уровня загрязнения окружающей среды выбросами и отходами производства экологическим нормам, %

Средние цены на нелегальные аддиктивные товары, руб.

Отношение цены водки обыкновенного качества отечественного производства за литр к цене килограмма говядины

Выпуск аддиктивных благ, ед. Розничная реализация аддиктивных благ, ед. Экспорт аддиктивных благ, ед. Импорт аддиктивных благ, ед.

Издержки бизнеса в связи с потерей трудоспособности индивидов, руб.

Удельный вес прибыльных организаций в общем их количестве, %

Уровень использования производственных мощностей, %

Удельный вес организаций, оборудованных очистными сооружениями, в общем количестве организаций, %

Уровень рентабельности проданной продукции организаций смежных отраслей, %

Количество занятых в производстве и реализации аддиктивных благ, чел.

Производительность труда

Го сударственные институты

Норма потребления на душу взрослого населения, ед.

Средняя ставка акциза на единицу товара, руб.

Уровень теневой деятельности, %

Ежегодные потери бюджета от лобби, руб.

Расходы на содержание органов государственной власти, руб.

Поступление налогов и сборов, руб.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников отрасли, руб.

Расходы на лечение, профилактику аддиктивного поведения и его последствий, руб.

Издержки государства в связи с потерей трудоспособности индивидов, руб.

Соотношение эффективной и действующей ставки акциза, %

Соотношение медицинской безопасной нормы потребления продукции на человека с фактическим потреблением продукции на человека, %

Удельный вес преступлений, совершенных в состоянии опьянения, в общем количестве, %

Количество преступлений, связанных с незаконным оборотом аддиктивных товаров, зарегистрированных в отчетном периоде

Третьи лица Ущерб от настоятельного стремления потребителя к аддиктивным благам, руб.

Ущерб от несчастных случаев по вине потребителей в состоянии опьянения, руб.

Численность пассивных потребителей аддиктивных благ, чел.

Инвестиции в социальные проекты, руб. Психологические издержки

Источник: составлено автором.

Для описания аддиктивных благ можно выделить общие показатели и отраслевые.

Фактическое потребление всех аддиктивных благ на одного человека, одного взрослого человека или в целом населением можно оценить в стоимостном выражении. Данный показатель будет означать количество денежных средств, затраченных в тот или иной период, на приобретение аддиктивных благ. Сопоставимые стоимостные показатели позволят исследовать динамику расходов на аддиктивные блага, структуру расходов на приобретение аддиктивных благ по видам, долю расходов на аддиктивные блага в общих потребительских расходах и т.д.

Потребление алкогольной и спиртосодержащей продукции по видам анализируют в литрах. Главная характеристика алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции - содержание пищевого спирта. Алкогольная продукция подразделяется по содержанию этилового спирта на высокоалкогольную, крепкую, среднеалкогольную, слабоалкогольную. При подсчете производства и потребления всех алкогольных напитков на душу населения числовые показатели выражаются в литрах абсолютного спирта (содержащего 100% этанола). В статистике используется понятие «абсолютный спирт» или «абсолютный алкоголь».

В отношении потребления кофеиносодержащих напитков и азартных игр фактически отсутствуют типовые индикаторы. При подсчете потребления всех кофеиносодержащих напитков числовые показатели необходимо выражать в миллиграммах, граммах, килограммах кофеина за тот или иной период. Индикатор для азартных игр - численность постоянных участников азартных игр. Медицинской науке необходимо установить критерий постоянства, при котором игра в азартные игры может принимать характер зависимости.

Наиболее распространенными индикаторами потребления табачных изделий и наркотических веществ является численность потребителей, которая показывается в абсолютных величинах, в процентах ко всему населению, в процентах только к взрослому населению, по половозрастным группам. Частным специфическим показателем потребления табачных изделий является численность пассивных потребителей. В отчетах Всемирной организации здравоохранения приводится такой оценочный показатель потребления табачных изделий, как количество сигарет, выкуриваемых в день.

Важнейшими медико-социальными индикаторами для всех аддиктивных благ являются соотношение фактического потребления с медицинской безопасной нормой потребления продукции на человека, средний возраст начала употребления.

Показателями, характеризующими вред от потребления аддиктивных благ в целом и по видам, являются:

- численность заболевших и умерших от причин этиологии, связанных с употреблением аддиктивных товаров;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях;

- численность взятых под диспансерное наблюдение больных с впервые в жизни установленным диагнозом зависимости;

- средний уровень продолжительности жизни потребителя того или иного аддиктивного товара;

- ущерб от несчастных случаев по вине потребителей в состоянии того или иного вида опьянения;

- численность погибших и пострадавших в результате несчастных случаев по вине людей в состоянии опьянения;

- удельный вес преступлений, совершенных в состоянии опьянения, в общем количестве преступлений;

- издержки государства и бизнеса в связи с потерей трудоспособности индивидов;

- численность индивидов, не окончивших учебное учреждение в связи с потреблением аддиктивных благ и др.

Интерес представляют индикаторы, характеризующие как общую величину, так и вклад каждого аддиктивного блага в общий показатель:

- поступления налогов и сборов;

- занятость населения в производстве и реализации;

- расходы на содержание органов государственной власти;

- теневая деятельность; преступность, связанная с незаконным оборотом аддиктивных товаров;

- потери бюджета от лоббистской деятельности;

- расходы на лечение, профилактику аддиктивного потребления и его последствий и др.

Показателями, характеризующими уровень развития предпринимательства, эффективность предпринимательской деятельности в том или ином секторе аддиктивных благ, являются:

- количество участников в производстве, оптовой, розничной реализации аддиктивных товаров по видам;

- уровень рентабельности проданной продукции;

- норма прибыли на капитал;

- удельный вес прибыльных и убыточных предприятий в общем количестве;

- уровень загрузки производственных мощностей;

- среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников отрасли и др.

В качестве примеров специфических отраслевых показателей в сфере организации и проведения азартных игр можно назвать средние ставки и выигрыш, количество игорных зон, игорных заведений, залов игровых автоматов, букмекерских контор, тотализаторов, пунктов приема ставок букмекерской конторы. Экспортные возможности и уровень развития собственного производства характеризуют абсолютные и относительные показатели производства, вывоза и ввоза аддиктивных товаров в целом и по видам.

В отраслях, производство продукции которых сопровождается вредным воздействием на окружающую среду, рекомендуется оценивать соответствие уровня загрязнения окружающей среды выбросами и отходами производства экологическим нормам. Например, в спиртовой отрасли важным является показатель удельного веса заводов, оборудованных очистными сооружениями и оборудованием по переработке барды, в общем количестве организаций. Табачные фабрики оборудуются фильтрами очистки воздуха перед выбросом в атмосферу.

По уровню средних потребительских цен на аддиктивные товары по видам с учетом специфических характеристик, например, содержания спирта, эффективности сигаретного фильтра, можно прогнозировать структуру их потребления. Анализ динамики специфического для алкогольной отрасли показателя соотношения цены одного литра водки обыкновенного качества отечественного производства и цены одного килограмма говядины позволяет проследить изменение доступности

водки и в некоторой степени изменение налоговой политики государства.

Интересным представляется анализ среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, уровня производительности работников, учебной и академической успеваемости людей, употребляющих различные аддиктивные блага по видам и воздерживающихся от их потребления.

В экономической периодике чаще появляются теоретические работы, посвященные рынкам алкогольной и спиртосодержащей продукции и реже - рынкам табачных изделий, энергетических напитков, азартных игр, наркотиков.

Основным препятствием для позитивного теоретического подхода к изучению рынков аддиктивных благ и смежных социальных и правовых проблем является дефицит или полное отсутствие достоверной институциональной и статистической информации.

На рынках наркотиков и азартных игр фактически отсутствует информация об объемах рыночного спроса, предложения и других сторонах работы отраслей, поскольку в условиях юридического запрета регистрация информации невозможна в принципе (табл. 2).

Статистический учет информации о производстве и реализации юридически разрешенных алкогольных и безалкогольных энергетических напитков осуществляется в числе других слабоалкогольных и безалкогольных напитков, данные таможенной статистики об экспорте и импорте в натуральном выражении отсутсгЕуют. Как следствие - статистическая информация об энергетических напитках фактически отсутствует. Представляется необходимым в статистическом и таможенном учетах выделить энергетические напитки в самостоятельную группу.

Информация об экспорте и импорте табачных изделий приводится в долларах и тоннах. Поскольку внешнеэкономическая деятельность на рынке табачной продукции имеет значительные объемы, отсутствие прямых данных затрудняет расчет потребления табачных изделий на душу взрослого населения. Необходимо осуществлять штучный учет всех операций по табачным изделиям.

Статистический учет многолетней динамики показателей в наибольшей мере представлен по алкогольной продукции, что позволяет установить четкую функциональную зависимость между ценой, спросом и предложением, эффективностью запретительных мер.

Таблица 2

Регистратор состояния рынков основных аддиктивных благ

_ Алкогольная Табачные _ Азартные тт

Показатель Энергетика Наркотики

продукция изделия игры

Производство в натуральном + + - - -

выражении

Розничная реализация в натуральном + - - - -

выражении

Экспорт и импорт в натуральном + - - - -

выражении

Расходы регуляторов - - - - -

Государственные расходы на - - - - -

меры по снижению потребления и ослаблению последствий

Численность заболевших и умерших + - - - -

от причин этиологии, связанных с

употреблением

Средние потребительские цены + + - - -

Финансовые показатели организаций + + - + -

Среднемесячная номинальная + + - - -

начисленная заработная плата работников отрасли

Соответствие уровня загрязнения + - - - -

окружающей среды выбросами и отходами производства экологическим нормам

Ущерб третьих лиц - - - - -

Количество правонарушений, + - - - +

связанных с незаконным оборотом

Источник: составлено автором.

В сфере аддиктивных благ следует организовать учет государственных расходов на регулирование рынков аддиктивных благ и расходов (осуществляемых муниципальной, региональной и федеральной властями), поступающих на реализацию мер по снижению их потребления и ослаблению последствий. Важно, чтобы система учета позволяла последовательно рассматривать цепочку эффективности государственных мер, подразделяя ее по потребителям и доходам, регулирующим процессам и затратам.

В затраты необходимо включать и общественные потери от употребления аддиктивных благ, методики оценки которых в отечественной науке не получили необходимого развития. Расчет издержек сложно осуществить из-за специфичности, отсутствия или недоступности подходящих данных и методологических сложностей. Данные об экономических издержках общества от потребления алкогольной продукции рассчитывались в Канаде, Финляндии, Франции, Ирландии, Италии, Японии, Новой Зеландии, Шотландии, Южной Африке, Швейцарии, США, Великобритании [1].

В России оценку экономических последствий от употребления алкоголя молодежью провела М.С. Пономарева1. Необходимо разработать и утвердить методологию расчета ежегодного ущерба от потребления аддиктивных благ. Федеральной службе государственной статистики следует ежегодно осуществлять оценку ущерба. Для получения достоверных сведений из различных источников необходимо совершенствовать систему государственного статистического наблюдения на основе современных информационных технологий и с учетом международного опыта.

Несмотря на ограниченность возможностей, работа по развитию знаний является необходимой. Пока отсутствуют достоверные данные по табачным изделиям, энергетическим напиткам, игорному бизнесу, наркотикам следует опираться на теоретические выводы, полученные при изучении алкогольных напитков, поскольку аддиктивные блага

1 Пономарева М.С. Злоупотребление алкоголем молодыми людьми как угроза национальной безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 7. С. 52-63.

Экономический анализ: Economic Analysis: теория и практика 36 (2015) 37-49 Theory and Practice Таблица 3 Исследования взаимосвязей индикаторов

Корреляция индикаторов Вид аддиктивного товара Автор исследования

Зависимость потребления аддиктивных благ от цены Алкоголь Андриенко Ю.В., Немцов А.В., Дмитриев В.К, Clements K.W., Selvanathan K.W., Quek K.E., Salo M., Cook P. J., Tauchen G., Ornstein S.I., Hanssen D.M.

Табак Becker G.S., Murphy K.M., Chaloupka F., Lewit E., Coate D.

Наркотики Chaloupka F., Saffer H., Bretteville-Jensen A.L., Sutton M., Van Ours J., Liu J.T., Liu J.L., Chou S.Y.

Зависимость потребления аддиктивных благ от дохода домохозяйства Алкоголь Андриенко Ю.В., Немцов А.В., Пономарева М.С.

Влияние потребления аддиктивных благ на улучшение здоровья Алкоголь Александри А.Л., Kонстантинов В.В., Деев А.Д., Kапустина А.В., Шестов Д.Б., Peele S., Brodsky A., Djoussе L.

Табак Шварц А., Мартынова Ю.

Влияние уровня потребления аддиктивных товаров на производительность труда, учебу и успеваемость

Алкоголь

Sato M., Ohkusa Y. (производительность); Loveland-Cherry C.J., Cook P. J., Moore M.J. (учеба и успеваемость)

Взаимосвязь между потреблением аддиктивных благ и умственными способностями Алкоголь Bates M.E., Tracy J.I.

Влияние уровня потребления аддиктивных товаров на социализацию Алкоголь Nezlek J.B., Pilkington S.J., К.Г. Библро

Влияние уровня потребления аддиктивных товаров на трудоустройство и зарплату Алкоголь Chatterji P., DeSimone J., MacDonald Z., Shields М.А., Berger M. C., Liu J., Tekin Е., Bryant R.R., Zarkin G.A.

Влияние потребления аддиктивных благ на численность заболевших от причин этиологии, связанных с их употреблением, на число умерших от отравлений Алкоголь Всемирная организация здравоохранения, Edwards G., Андреев Е.М., Збарская И.А.

Влияние потребления аддиктивных благ на смертность от внешних причин Алкоголь English D.R.

Наркотики Stenbacka M., Leifman A., Romelsjц A.

Влияние потребления аддиктивных благ на продолжительность жизни Табак Данишевский К.Д.

Алкоголь Коротаев А., Халтурина Д., Немцов А.В., Подлазов А.В.

Влияние потребления аддиктивных благ на количество преступлений, совершенных в состоянии опьянения Алкоголь Pernanen K.

Влияние структуры потребления аддиктивных благ на индивидуальные проблемы Алкоголь Bobak М., Murphy K.M., Rose R., Marmot M.

Влияние урбанизации, индустриализации на потребление Алкоголь Дмитриев В.К., Simpura J.

Источник: составлено автором.

имеют близкие экономические характеристики. Также необходимо принимать во внимание широкий круг информации косвенной, данные, полученные наркологами, психологами, социологами.

Как показывает анализ публикаций, наибольшее внимание исследователей привлекает проблема влияния цены на потребление аддиктивных благ, в том числе эластичности спроса.

На рынках аддиктивных благ потребители проявляют широкое разнообразие предпочтений и спрос формируется из трех уровней: патологический спрос, при котором потребитель не способен покинуть рынок в результате сознательного экономического выбора; нулевой спрос, при котором потребитель не проявляет интереса к благу, но и не отвергает его полностью; свободный спрос, при котором спрос полностью определяется свободным решением потребителя.

Наиболее устойчивым выводом экономических

" 2

исследований спроса2 является демонстрация обратной связи между потреблением аддиктивных товаров и ростом цен на них [2-13].

Автор работы [14] пришел к выводу, что за почти сорокалетний период царской России не было ни одного случая повышения или понижения душевого потребления алкоголя, которое бы с уверенностью (или хотя бы с большей степенью вероятности) могло быть отнесено к следствиям колебаний урожаев или повышений обложения.

Исследователями также проводилась оценка степени реакции покупателя аддиктивных благ на изменение цен. В результате выявлено значительное колебание эластичности спроса по цене - в диапазоне от эластичного до совершенно неэластичного. Установлено нелинейное взаимоотношение потребления алкоголя и дохода.

Ряд исследований посвящен связи потребления аддиктивных благ с различными выгодами для общества и индивидуума. В работах [15, 16] показано, что снижению риска заболеваний сердечнососудистой системы способствует умеренное потребление алкоголя, особенно красного вина.

По оценкам некоторых исследователей [17], употребление алкоголя повышает производительность труда мужчин на 13%, а по другим расчетам3, напротив, косвенные экономические затраты из-за снижения производительности пьющих в молодости индивидов в 2006 г. составили 66 млрд руб.

Существуют исследования, доказывающие наличие корреляции между потреблением алкоголя и успеваемостью молодежи, выпуском из учебного учреждения. Выявлены обратная зависимость между успеваемостью и количеством потребляемого алкоголя, положительная зависимость - между

2 Андриенко Ю.В., НемцовА.В. Оценка индивидуального спроса на алкоголь. URL: www.cefir.ru/download.php?id=626.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Пономарева М.С. Злоупотребление алкоголем молодыми людьми как угроза национальной безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 7. С. 52-63.

пропуском занятий в школе, плохими оценками и увеличением потребления алкоголя [18]. В работе [19] утверждается, что старшеклассники, употребляющие алкоголь дважды в неделю, учатся на 2-3 года меньше, чем их сверстники.

Установлена и положительная взаимосвязь между потреблением алкоголя и умственными способностями [20]. В работе [21] представлено положительное влияние потребления алкоголя молодежью на их социализацию, преодоление психологических барьеров. Анализ занятости и доходов показал, что умеренное потребление алкоголя положительно влияет на трудоустройство и заработную плату мужчин и женщин [22-27].

Между тем, в работах [28, 29] доказывается, что употребление аддиктивных благ отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье человека, приводит к значительному числу болезней. Это подтверждают и данные ВОЗ4.

Существенно влияние алкоголя на смертность от внешних причин - убийств, самоубийств, ДТП, травм, несчастных случаев и т.д. [30]. В России с алкоголем связаны 61% смертей от внешних причин5. Каждая третья смерть в России имеет прямой или косвенной причиной алкоголь, а абсолютные потери могут достигать 750 тыс. в год. В развитых странах 34% всех автомобильных аварий, утоплений и падений, а также 47% убийств, 41% суицидов и 44% пожаров, повлекших за собой смерть людей, были совершены под воздействием алкогольного опьянения [31].

Влияние потребления аддиктивных благ на продолжительность жизни исследовал автор работ [32]. По мнению исследователей, курение в среднем отнимает 10 лет жизни, а увеличение эффективного потребления алкоголя на 1 л/чел. в год сокращает продолжительность жизни мужчин на 0,84 ± 0,04 года, а женщин - на 0,32 ± 0,03 года6.

Аддиктивные блага вовлечены в различные типы правонарушений, включая насильственные преступления. Данная взаимосвязь исследована в работе [33].

4 Global Status Report on Alcohol 2004. URL: http://whqlibdoc. who.int/publications/2004/9241562722_(425KB).pdf.

5 Злоупотребление алкоголем в Российской Федерации: социально-экономические последствия и меры противодействия: доклад Общественной палаты Российской Федерации от 13.05.2009. М.: Асконлайн, 2009. С. 16.

6 Коротаев А., Халтурина Д. Русский водочный крест. URL: http://alcomarket.info/CRNAP/prmt.asp?NewsId=48474; Подлазов А.В. Модернизации смертности в России. Алкоголь и реформы. URL: http://demoscope.ru/weekly/2006/0265/analit02.php.

Помимо объема среднедушевого потребления аддиктивных товаров на индивидуальные проблемы влияет структура потребления - частота, доза и виды потребляемых аддиктивных благ. На примере трех городов в России, Чехии и Польше авторы работы [34] показали, что в России, несмотря на более низкий объем и редкую частоту потребления, разовые дозы этанола выше, чем в других странах, как следствие - больше индивидуальных проблем, связанных с алкоголем.

Авторы работ [16, 35] исследовали влияние урбанизации и индустриализации на потребление алкоголя. Исследование статистики царской России показало, что всякое усиление отлива населения из деревень в городские и индустриальные центры сопровождается повышением потребления алкоголя в стране [16]. Совсем противоположные выводы сделаны современным исследователем в работе [35].

Таким образом, препятствием для продуктивного изучения и эффективного регулирования рынков

аддиктивных благ является дефицит (отсутствие) достоверной институциональной и статистической информации. Разнообразная субьектно-обьектная структура рынков аддиктивных благ предполагает применение для характеристики видовых рынков системы индикаторов, учитывающей цели субъектов и отраслевые особенности. Для совершенствования системы регистрации информации о состоянии рынков аддиктивных благ необходимо в статистическом и таможенном учетах выделить в отдельные группы алкогольные и безалкогольные энергетические напитки, фиксируя данные в натуральном выражении; вести учет экспорта и импорта табачных изделий в штуках; организовать учет государственных и местных расходов на регулирование рынков аддиктивных благ и реализацию мер по снижению уровня их потребления; разработать и реализовать методологию ежегодного расчета национального ущерба от потребления аддиктивных благ; усовершенствовать систему статистического наблюдения на основе современных информационных технологий и международного опыта.

Список литературы

1. Lopez A.D., Mathers C.D., Ezzati M., Jamison D.T., Murray C.J.L. Global Burden of Disease and Risk Factors. N.Y.: World Bank and Oxford University Press, 2006. 476 p.

2. Clements K.W., Selvanathan K.W. Alcohol consumption // Applied Demand Analysis: Results from System-Wide Approaches. Cambridge, Mass., Ballinger Publishing Company, 1987, pp. 185-264.

3. Selvanathan E.A. Alcohol Consumption in the United Kingdom, 1955-1985: a System-wide Analysis // Applied Economics, 1988, vol. 20, pp. 188-194.

4. QuekK.E. The demand for Alcohol in Canada: An econometric Study // Discussion Paper N° 88.08. Department of Economics, The University of Western Australia. 1988.

5. Salo M. Alkoholijuomien vahittaskulutuksen analyysi vuosilta 1969-1988. Helsinki, Alco, Taloudellinen tutkimus ja suunnittelu, Tutkimusseloste № 15. 1990.

6. CookP.J., Tauchen G. The Effect of Liquor Taxes on Heavy Drinking // Bell Journal of Economics. 1982. Vol. 13 (2). P. 379-390.

7. Ornstein S.I., Hanssen D.M. Alcohol Control Law and the Consumption of Distilled Spirits and Beer // Journal of Consumer Research. 1985. № 12. P. 200-213.

8. Chaloupka F. Rational Addictive Behavior and Cigarette Smoking // Journal of Political Economy. 1991. Vol. 99. № 4. P. 722-742.

9. Lewit E., Coate D. The Potential for Using Excise Taxes to reduce Smoking // Journal of Health Economics. 1982. Vol. 1. P. 121-145.

10. Chaloupka F., Saffer H. The Demand for Illicit Drugs: NBER Working Paper № 5238. Cambridge (MA): National bureau of economic research, 1995. 20 p.

11. Bretteville-Jensen A.L., Sutton M. Under the Influence of the Market: an Applied Study of Illicit Selling and Consuming Heroin: Discussion Paper № 147, York, England, University of York, Centre for Health Economics, 1996.

12. Van Ours J. The Price Elasticity of Hard Drugs: The Case of Opium in the Dutch Indies, 1923-1938 // Journal of Political Economy. 1995. Vol. 103. № 2. Р. 261-279.

13. Liu J.T., Liu J.L., Chou S.Y. The Demand for Opium in the Japanese Colony of Taiwan, 1914-1942. Taipei, Taiwan: Institute of Economics, 1996.

14. Дмитриев В.К. Критические исследования о потреблении алкоголя в России // Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков: в 5 т. Т. 3: Эпоха социальных переломов. М.: Мысль, 2005. 896 с.

15. КонстантиновВ.В., Капустина А.В., ШестовД.Б., Александри А.Л., Деев А.Д. Потребление алкоголя и его связь со смертностью от сердечно-сосудистых заболеваний мужчин 40-59 лет (данные проспективного наблюдения за 21,5 года) // Терапевтический архив. 2003. № 12. С. 8-12.

16. Peele S., BrodskyA. Exploring psychological benefits associated with moderate alcohol use: a necessary corrective to assessments of drinking outcomes? // Drug and Alcohol Dependence. 2000. № 60 (3). P. 221-247.

17. Sato M., Ohkusa Y. An Empirical Study of Alcoholic Consumption and Labor Productivity in Japan. Institute of Social and Economic Research, Osaka University, ISER Discussion Paper, 2003, no. 581.

18. Loveland-Cherry C.J. Alcohol, children, and adolescents // Annual Review of Nursing Research. 2005. Vol. 23. P. 77-135.

19. Cook P.J, Moore M.J. Drinking and Schooling // Journal of Health Economics. 1993. Vol. 12. Р. 411-429.

20. Bates M.E., Tracy J.I. Cognitive functioning in young "social drinkers": Is there impairment to detect? // Journal of Abnormal Psychology. 1990. Vol. 99. P. 242-249.

21. NezlekJ.B., Pilkington C.J., BilbroK.G. Moderation in excess: Binge drinking and social interaction among college students // Journal of Studies on Alcohol. 1994. Vol. 55. P. 342-351.

22. Chatterji P., DeSimone J. High School Alcohol Use and Young Adult Labor Market Outcomes. NBER Working Paper № 12529. 2006.

23. MacDonald Z., Shields M.A. The Impact of Alcohol Consumption on Occupational Attainment in England // Economica. 2001. Vol. 68 (271). P. 427-453.

24. Berger M.C., Leigh J.P. The Effect of Alcohol Use on Wages // Applied Economics. 1988. Vol. 20. № 2. P. 1343-1351.

25. Tekin Е. Employment, wages, and alcohol consumption in Russia: Evidence from panel data. IZA Discussion Paper № 432. 2002.

26. Bryant R.R., Sumaranayake V.A., Wilhite A. Alcohol use and wages of young men: Whites vs. nonwhites // International Review of Applied Economics. 1992. Vol. 6 (2). P. 184-202.

27. Zarkin G.A., FrenchM.T. Alcohol use and wages: New results from the National Household Survey on Drug Abuse // Journal of Health Economics. 1998. Vol. 17 (1). P. 53-68.

28. Edward G., Anderson P., Babor T.F. et al. Alcohol policy and the public good. Oxford: Oxford University Press, 1994. 226 p.

29. Андреев Е.М., Збарская И.А. Статистика смертности в России от причин алкогольной этиологии // Вопросы статистики. 2009. № 8. С. 44-50.

30. StenbackaM., Leifman A., Romelsjo A. Mortality and cause of death among 1705 illicit drug users: a 37 year follow up // Drug and Alcohol Review. 2010. Vol. 29 (1). P. 21-27.

31. English D.R., Holman C.D., Milne E. et al. The quantification of drug caused morbidity and mortality in Australia, 1995. Canberra: Commonwealth Department of Human Services and Health, 1995. 686 p.

32. Данишевский К. Демографический кризис в России: оптимальные пути преодоления // Отечественные записки. 2006. № 29. С. 50-62.

33. Pernanen К. Alcohol in Human Violence. N.Y.: Guilford Press, 1991. 280 р.

34. BobakM., MurphyM., Rose R., MarmotM. Determinants of adult mortality in Russia. Estimates from Sibling Data // Epidemiology. 2003. Vol. 14. P. 603-611.

35. Simpura J. Mediterranean Mysteries: Mechanisms of Declining Alcohol Consumption // Addiction. 1998. Sept. № 93 (9). P. 1301-1304.

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

Integrated Economic-Socio-Ecological Analysis REGISTRATION OF THE STATE OF ADDICTIVE GOODS MARKETS Roman Yu. SKOKOV

Volgograd State Agricultural University, Volgograd, Russian Federation rskokov@mail.ru

Abstract

Importance Due to expanding the range of goods, which cause pathological addiction, the growing level of their consumption that leads to escalating economic and social threats, the deficit of empirical information, and social taboo on the subject areas of the analysis, the problem of developing the tools to characterize the markets of addictive goods and services becomes more significant.

Objectives The aim of the study is to improve the registration system of information on the condition of addictive goods markets.

Methods In the study, I used the subject-object method to determine the structure of addictive goods markets, the matrix theory and the combinatory analysis to demonstrate dependencies between market actors, objects and indicators. Based on the goals of market actors and industry characteristics, I systematized and classified the indicators of addictive goods market development, and identified directions of improving the statistical registration of information on the markets' development.

Results To describe the actors and objects of the markets of additive goods and their development, I have worked out a system of indicators, and offered proposals for improving the registration of information on the state of addictive goods markets.

Conclusions Scarce empirical information and social taboo on the subject areas of the analysis of addictive goods markets impede their socially oriented management. The study provides theoretical and practical ideas to perfect the registration and analysis of information about the markets' functioning.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015 References

1. Lopez A.D., Mathers C.D., Ezzati M., Jamison D.T., Murray C.J.L. Global Burden of Disease and Risk Factors. N.Y., World Bank and Oxford University Press, 2006, 476 p.

2. Clements K.W., Selvanathan E.A. Alcohol Consumption. In: Applied Demand Analysis: Results from System-Wide Approaches. Cambridge, Mass., Ballinger Publishing Company, 1987, pp. 185-264.

3. Selvanathan E.A. Alcohol Consumption in the United Kingdom, 1955-1985: a System-wide Analysis. Applied Economics, 1988, vol. 20, pp. 188-194.

4. Quek K.E. The Demand for Alcohol in Canada: An Econometric Study. Discussion Paper no. 88.08. Department of Economics, The University of Western Australia, 1988.

5. Salo M. Alkoholijuomien vahittaskulutuksen analyysi vuosilta 1969-1988. Helsinki, Alko, Taloudellinen tutkimus ja suunnittelu, Tutkimusseloste, 1990, no. 15.

6. Cook P.J., Tauchen G. The Effect of Liquor Taxes on Heavy Drinking. Bell Journal of Economics, 1982, vol. 13(2), pp. 379-390.

7. Ornstein S.I., Hanssen D.M. Alcohol Control Law and the Consumption of Distilled Spirits and Beer. Journal of Consumer Research, 1985, no. 12, pp. 200-213.

8. Chaloupka F. Rational Addictive Behavior and Cigarette Smoking. Journal of Political Economy, 1991, vol. 99, no.4,pp.722-742.

9. Lewit E., Coate D. The Potential for Using Excise Taxes to Reduce Smoking. Journal of Health Economics, 1982, vol. 1, pp. 121-145.

Article history:

Received 14 July 2015 Accepted 20 July 2015

JEL classification: C18, C51, D03, D11, D40, H21, H26, H30, H51, H83, Q02, Q11

Keywords: addictive goods, indicator, development, deficit, information

10. Chaloupka F., Saffer H. The Demand for Illicit Drugs. NBER Working Paper, 1995, no. 5238, Cambridge (MA), National Bureau of Economic Research, 20 p.

11. Bretteville-Jensen A.L., Sutton M. Under the Influence ofthe Market: an Applied Study of Illicit Selling and Consuming Heroin. Discussion Paper, 1996, no. 147. York, England, University ofYork, Centre for Health Economics.

12. Van Ours J. The Price Elasticity of Hard Drugs: The Case of Opium in the Dutch East Indies, 1923-1938. Journal of Political Economy, 1995, vol. 103, no. 2, pp. 261-279.

13. Liu J.T., Liu J.L., Chou S.Y. The Demand for Opium in the Japanese Colony of Taiwan, 1914-1942. Taipei, Taiwan, Institute of Economics, 1996.

14. Dmitriev V.K. Kriticheskie issledovaniya opotreblenii alkogolya v Rossii. Vkn.: Mirovaya ekonomicheskaya mysl'. Skvoz' prizmu vekov: v 51. T. 3: Epokha sotsial 'nykhperelomov [Critical studies on alcohol consumption in Russia. In: World economic thought. Through the prism of centuries: in 5 volumes. Vol. 3: The era of social cataclysms]. Moscow, Mysl' Publ., 2005, 896 p.

15. Konstantinov V.V., Kapustina A.V., Shestov D.B., Aleksandri A.L., Deev A.D. Potreblenie alkogolya i ego svyaz' so smertnost'yu ot serdechno-sosudistykh zabolevanii muzhchin 40-59 let (dannye prospektivnogo nablyudeniya za 21,5 goda) [Alcohol consumption and its relation to the mortality rate due to cardiovascular disease of men of 40-59 years old (the prospective monitoring data for 21.5 years)]. Terapevticheskii arkhiv = Therapeutic Archive, 2003, no. 12, pp. 8-12.

16. Peele S., Brodsky A. Exploring Psychological Benefits Associated with Moderate Alcohol Use: a Necessary Corrective to Assessments of Drinking Outcomes? Drug and Alcohol Dependence, 2000, no. 60(3), pp. 221-247.

17. Sato M., Ohkusa Y. An Empirical Study of Alcoholic Consumption and Labor Productivity in Japan. Institute of Social and Economic Research, Osaka University, ISER Discussion Paper, 2003, no. 581.

18. Loveland-Cherry C.J. Alcohol, Children, and Adolescents. Annual Review of Nursing Research, 2005, vol. 23, pp.77-135.

19. Cook P.J., Moore M.J. Drinking and Schooling. Journal of Health Economics, 1993, vol. 12, pp. 411-429.

20. Bates M.E., Tracy J.I. Cognitive Functioning in Young 'Social Drinkers': Is There Impairment to Detect?

Journal of Abnormal Psychology, 1990, vol. 99, pp. 242-249.

21. Nezlek J.B., Pilkington C.J., Bilbro K.G. Moderation in Excess: Binge Drinking and Social Interaction among College Students. Journal of Studies on Alcohol, 1994, vol. 55, pp. 342-351.

22. Chatteiji P., DeSimone J. High School Alcohol Use and Young Adult Labor Market Outcomes. NBER Working Paper, 2006, no. 12529.

23. MacDonald Z., Shields M.A. The Impact of Alcohol Consumption on Occupational Attainment in England. Economica, 2001, vol. 68(271), pp. 427-453.

24. Berger M.C., Leigh J.P. The Effect of Alcohol Use on Wages. Applied Economics, 1988, vol. 20, no. 2, pp.1343-1351.

25. Tekin E. Employment, Wages, and Alcohol Consumption in Russia: Evidence from Panel Data. IZA Discussion Paper, 2002, no. 432.

26. Bryant R.R., Sumaranayake V.A., Wilhite A. Alcohol Use and Wages ofYoung Men: Whites vs. Nonwhites.

International Review of Applied Economics, 1992, vol. 6(2), pp. 184-202.

27. Zarkin G.A., French M.T. Alcohol Use and Wages: New Results from the National Household Survey on Drug Abuse. Journal of Health Economics, 1998, vol. 17(1), pp. 53-68.

28. Edwards G., Anderson P., Babor T.F. et al. Alcohol Policy and The Public Good. Oxford, Oxford University Press, 1994, 226 p.

29. Andreev E.M., Zbarskaya I.A. Statistika smertnosti v Rossii ot prichin alkogol'noi etiologii [Mortality statistics in Russia from causes of alcoholic etiology]. Voprosy Statistiki, 2009, no. 8, pp. 44-50.

30. Stenbacka M., Leifman A., Romelsjo A. Mortality and Cause of Death among 1705 Illicit Drug Users: a 37 Year Follow Up. Drug and Alcohol Review, 2010, vol. 29(1), pp. 21-27.

31. English D.R., Holman C.D., Milne E. et al. The Quantification of Drug Caused Morbidity and Mortality in Australia. Canberra, Commonwealth Department of Human Services and Health, 1995, 686 p.

32. Danishevskii K. Demograficheskii krizis v Rossii: optimal'nye puti preodoleniya [Demographic crisis in Russia: the best ways to overcome it]. Otechestvennye zapiski = Patriotic Notes, 2006, no. 29, pp. 50-62.

33. Pernanen K. Alcohol in Human Violence. N.Y., Guilford Press, 1991, 280 p.

34. Bobak M., Murphy M., Rose R., Marmot M. Determinants of Adult Mortality in Russia. Estimates from Sibling Data. Epidemiology, 2003, vol. 14, pp. 603-611.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. Simpura J. Mediterranean Mysteries: Mechanisms of Declining Alcohol Consumption. Addiction, 1998, no. 93(9), pp. 1301-1304.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.