Научная статья на тему 'Региональный промышленный кластер: характерные свойства и виды'

Региональный промышленный кластер: характерные свойства и виды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
408
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР / СТРУКТУРА КЛАСТЕРА / СВОЙСТВА КЛАСТЕРА / КЛАСТЕР СФЕРЫ УСЛУГ / INDUSTRIAL CLUSTER / CLUSTER STRUCTURE / CLUSTER PROPERTIES / SERVICE CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миролюбова Татьяна Васильевна, Афонина Анастасия Геннадьевна

Предлагается авторское определение промышленного кластера, его структуры, и раскрываются участники каждого уровня кластерной формы пространственной организации экономики. Осуществляется сравнение промышленного кластера и кластера сферы услуг, сформулировано определение кластера сферы услуг. Экономическое содержание кластера раскрывается через его характерные свойства кластера, которые выделены и систематизированы на основе анализа трудов зарубежных и отечественных ученых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Миролюбова Татьяна Васильевна, Афонина Анастасия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL INDUSTRIAL CLUSTER: TYPICAL FEATURES AND KINDS

The article proposes the author's definition of an industrial cluster, its structure, and describes the participants of each level of the cluster form of the spatial organization of economy. A comparison of an industrial cluster and a service cluster is performed. The definition for a service cluster is formulated. The economic content of the cluster is revealed through cluster characteristic features that are distinguished and systematized based on the analysis of works of foreign and national scientists.

Текст научной работы на тему «Региональный промышленный кластер: характерные свойства и виды»

УДК 332.133.6

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР: ХАРАКТЕРНЫЕ СВОЙСТВА И ВИДЫ

л 9

Т.В. Миролюбова1, А.Г. Афонина2

Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15.

Предлагается авторское определение промышленного кластера, его структуры, и раскрываются участники каждого уровня кластерной формы пространственной организации экономики. Осуществляется сравнение промышленного кластера и кластера сферы услуг, сформулировано определение кластера сферы услуг. Экономическое содержание кластера раскрывается через его характерные свойства кластера, которые выделены и систематизированы на основе анализа трудов зарубежных и отечественных ученых. Табл. 2. Библиогр.8 назв.

Ключевые слова: промышленный кластер; структура кластера; свойства кластера; кластер сферы услуг.

REGIONAL INDUSTRIAL CLUSTER: TYPICAL FEATURES AND KINDS T.V. Mirolyubova, A.G. Afonina

Perm State National Research University, 15 Bukirev St., Perm, 614990.

The article proposes the author's definition of an industrial cluster, its structure, and describes the participants of each level of the cluster form of the spatial organization of economy. A comparison of an industrial cluster and a service cluster is performed. The definition for a service cluster is formulated. The economic content of the cluster is revealed through cluster characteristic features that are distinguished and systematized based on the analysis of works of foreign and national scientists. 2 tables. 8 sources.

Key words: industrial cluster; cluster structure; cluster properties; service cluster.

В современной научной литературе существует большое количество дискуссионных определений кластера. Изучение функционирования кластеров в зарубежных странах позволило авторам данной статьи дать свою трактовку категории «промышленный кластер»: промышленный кластер можно определить как группу крупных лидирующих компаний, интегрированных с множеством средних и малых предприятий, находящихся в территориальной близости в пределах региона и связанных между собой устойчивыми партнёрскими отношениями, в то же время конкурирующих между собой, в результате чего достигается рост конкурентоспособности компаний-участников и кластера в целом.

Структуру кластера следует рассматривать с иерархической точки зрения, поскольку кластер - это сложная открытая система, состоящая из многочисленных элементов и многоуровневых связей между ними. Анализ элементов промышленных кластеров зарубежных стран показал, что в структуре кластера можно выделить три уровня:

первый (ядро кластера) - центральный, в котором сосредоточены компании - участники кластера, стоящие в одной цепочке создания добавленной стоимости тех продуктов, на которых специализируется данный кластер;

второй - сопутствующий, на котором сосредото-

чены компании кластера, осуществляющие поставку сырья, комплектующих изделий, оборудования и других видов продукции, необходимой для эффективного функционирования компаний первого уровня кластера;

третий - обслуживающий, к которому относятся сервисные компании, предоставляющие услуги компаниям центрального и сопутствующего уровней. На данном уровне сосредоточены такие организации, как учебные, научно-исследовательские, финансовые, консалтинговые и другие, это инфраструктура кластера.

Таким образом, можно отметить, что в промышленном кластере участниками центрального и сопутствующего уровней являются промышленные компании, тогда как на обслуживающем уровне преимущественно расположены компании сферы услуг.

В литературе чаще всего встречается определение промышленного кластера либо даётся определение кластера, которое можно применить и к промышленному кластеру, и к кластеру сферы услуг. Однако, на наш взгляд, данные понятия следует различать в связи с различиями в иерархической структуре кластеров и взаимосвязях между участниками. Поэтому мы считаем, что применять трактовку промышленного кластера к кластеру сферы услуг не совсем корректно.

Основываясь на проведённом нами изучении кла-

1Миролюбова Татьяна Васильевна, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой мировой и региональной экономики, e-mail: mirolubov@list.ru

Mirolyubova Tatyana, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Global and Regional Economy, e-mail: mirolubov@list.ru

2Афонина Анастасия Геннадьевна, аспирант, e-mail: a-afonina@yandex.ru Afonina Anastasiya, Postgraduate, e-mail: a-afonina@yandex.ru

стеров сферы услуг в зарубежных странах, дадим следующее авторское определение кластера сферы услуг: кластер сферы услуг - это группа независимых компаний, находящихся в территориальной близости в пределах региона, которые конкурируют, кооперируются и взаимодействуют друг с другом, оказывая как местным потребителям, так и потребителям из других регионов, находящихся в данном регионе, комплекс услуг, удовлетворяющих их потребность в определённой сфере.

Таким образом, ядром кластера сферы услуг являются не промышленные предприятия, а компании, относящиеся к сфере услуг, спецификой которых является сам характер услуги, как неосязаемого и невидимого блага. Второй и третий уровни кластера представлены также компаниями сферы услуг. Вместе с тем деятельность кластера сферы услуг невозможна без поставщиков электроэнергии, воды. В некоторых кластерах услуг в их состав включаются и отдельные виды производств, например, в туристический кластер входят предприятия общественного питания.

Главной отличительной чертой кластера сферы услуг является то, что входящие в него компании, действуя в рамках единой цепочки создания стоимости, в то же время конечную услугу реализуют полностью самостоятельно, при этом компании кластера оказывают максимально возможный спектр услуг, что позволяет полностью удовлетворить запросы потребителя. Иными словами, предприятия кластера, конкурируя и в то же время взаимодействуя друг с другом, оказывают комплекс услуг, удовлетворяющих потребности клиента. Подчеркнём, что поскольку производство услуги означает одновременно её потребление, то не может быть услуги, являющейся частью другой услуги (как промежуточная и конечная продукция), услуга всегда только цельная, самостоятельная. Эта особенность услуг определяет специфику цепочки создания стоимости в кластере сферы услуг, каждое

звено этой цепочки является отдельной услугой, но может дополняться другой услугой, в результате чего потребитель получает не одну, а целый спектр услуг в одной сфере. В промышленном же кластере каждое звено цепочки создания стоимости дополняется другим, в результате чего только в конце этой цепочки создаётся конечный продукт.

Систематизируем указанные нами отличия между промышленным кластером и кластером сферы услуг (табл. 1).

В зависимости от вида оказываемой услуги будут существовать и разные виды кластеров сферы услуг: финансовые, туристические, транспортно-логистичес-кие и пр. Так, в случае, если ядром кластера сферы услуг являются финансовые компании, то такой кластер можно назвать финансовым. В качестве примера назовём кластер, сложившийся в Цюрихе (Швейцария), ядром которого являются банки и страховые компании. В состав кластера входят как крупные международные компании, такие как банк Credit Suisse и UBS, перестраховщик Swiss Re, страховая компания Zurich Financial Services, так и небольшие компании, ориентированные на потребности местных клиентов. В финансовом кластере Цюриха на участников данного кластера приходится 4% от общего числа фирм, расположенных в кантоне Цюрих; 12% общей занятости кантона [1]. Таким образом, в ядро кластера входят только компании сферы услуг.

Родственными и сопутствующими компаниями являются финансовые посредники, такие как управляющие компании, пенсионные фонды, фондовая биржа, хедж-фонды и компании, занимающиеся прямыми инвестициями. Также в состав кластера входят образовательные учреждения, различные ассоциации и компании, дополняющие деятельность кластера [1]. Следовательно, в состав участников сопутствующего и обслуживающего уровней кластера входят также только компании сферы услуг.

Таблица 1

Сравнительная характеристика кластеров

Признак Промышленный кластер Кластер сферы услуг

Участники ядра кластера Только промышленные предприятия Только компании сферы услуг

Участники сопутствующего и обслуживающего уровней Как промышленные предприятия, так и компании сферы услуг Преимущественно компании сферы услуг

Внутрикластерное взаимодействие на уровне ядра кластера Предприятия действуют в рамках единой цепочки создания стоимости, добавляя новую стоимость к предыдущему элементу цепочки, что в итоге приводит к созданию конечного продукта Каждая компания, действуя в рамках единой цепочки создания стоимости кластера, производит и реализует конечную услугу, при этом компании кластера оказывают максимально возможный спектр услуг потребителю

Потребление продуктов деятельности кластера Потребление продуктов, создаваемых предприятиями кластера, осуществляется как на территории региона базирования кластера, так и за его пределами в результате экспорта товаров на национальный и мировой рынки Потребление оказываемой услуги осуществляется на территории региона как резидентами, так и нерезидентами региона базирования кластера

При анализе внутрикластерного взаимодействия участников данного кластера отмечено, что компании оказывают различный спектр услуг, которые являются звеньями единой цепочки добавленной стоимости. Компании объединены одним видом услуг - финансовые услуги - и являются конкурентами друг для друга. Потребление данных услуг осуществляется внутри страны физическими и юридическими лицами, резидентами и нерезидентами.

Изучение как зарубежной, так и отечественной научной литературы по кластерам позволило обнаружить, что практически все авторы говорят об определённых характерных свойствах кластеров. Так, В.А. Бондаренко отмечает, что одним из таких свойств является тесное взаимодействие компаний - участников кластера, которое приводит к росту конкурентоспособности кластера в целом. В процессе образования кластеров происходит неформальное объединение близко расположенных и технологически родственных предприятий в целях совершенствования производства на основе тесной кооперации и субконтрактных отношений при активном деловом и информационном взаимодействии. Это способствует развитию всех участников кластера и обеспечивает им конкурентные преимущества по сравнению с другими обособленными предприятиями, не имеющими столь крепких взаимосвязей [4].

Предприятия всех уровней кластера являются составными частями кластера, а значит деятельность и тех, и других направлена на достижение одной цели -создание конкурентоспособной продукции, имеющей спрос как в регионе, так и за его пределами. Как следствие этого, происходит развитие кластера и региона базирования данного кластера. А для эффективного функционирования и развития кластера необходима хорошо действующая обслуживающая система. И в этом смысле периферия и социально-экономическая институциональная среда оказывают непосредственное воздействие на функционирование ядра кластера.

Таким образом, в рамках кластера прослеживается взаимное влияние друг на друга компаний ядра кластера, периферии и социально-экономической институциональной среды. Причём данное взаимодействие усиливает конкурентоспособность компаний всех уровней кластера. На это обращает внимание О.Б. Кузнецова, отмечая, что кластер - это локализованное партнёрство, объединяющее производителей, потребителей, университеты, НИИ, объединения предпринимателей и другие структуры, направленное на оптимизацию условий совместного развития и рост конкурентоспособности друг друга [6].

В.А. Бондаренко также подчеркивает, что ключевым элементом создания сети, перерастающей в кластер, является наличие достаточного уровня доверия между участниками. В основе процесса образования кластера лежит обмен информацией о потребностях в технике, технологиях и услугах между производителями, поставщиками, покупателями и родственными отраслями. Это в свою очередь способствует развитию взаимодействия между близлежащими предприятиями, имеющими схожие или дополняющие производ-

ства. Множество предприятий в составе кластера в процессе развития, взаимодействия и сближения интересов постепенно преодолевают разобщённость, инертность и замкнутость на внутренних проблемах, что благотворно влияет на рост их технического уровня и конкурентоспособности. Предприятия кластера в процессе их взаимодействия приобретают новые качества, которые особенно ярко и разносторонне проявляются в успешной экономической и инновационной деятельности. Кластер чаще всего представляет собой сообщество экономически тесно связанных и близко расположенных фирм смежного профиля, взаимно способствующих общему развитию и росту конкурентоспособности друг друга [4].

Важной особенностью деятельности любого кластера является высокая производительность, которая может достигаться за счёт множества факторов. М. Портер указывает, что увеличение производительности в кластере происходит через доступ к специализированным факторам производства и рабочей силе. Конкретное местоположение внутри кластера может обеспечить привилегированный или более дешёвый доступ к таким специализированным факторам производства, как комплектующие изделия, машинное оборудование, бизнес-услуги, персонал, по сравнению с другими вариантами локализаций - объединением по вертикали, формальными альянсами с внешними структурами или с «импортом» факторов производства. Таким образом, кластер представляет собой пространственную организационную форму, которая по своей внутренней сущности может быть более эффективной в отношении компоновки факторов производства [8].

По М. Портеру, более высокая производительность кластера также достигается за счёт доступа к информации. Внутри кластера, в фирмах и местных организациях, накапливаются обширные сведения по маркетингу, технологиям, другие специализированные виды информации, доступ к которой может быть организован лучше, быть менее затратным для фирм кластера, позволяя им за счёт этого работать продуктивнее и выходить на передовой уровень производительности [8].

О более высокой производительности в кластере говорят и зарубежные исследователи-практики. По мнению представителей EUROCITIES Clusters Working Сп^р, в процессе кластеризации увеличивается производительность, поскольку компании получают лучший доступ к человеческому капиталу, привлечённому и удерживаемому кластером. Также производительность увеличивается вследствие более удобного доступа к специализированной информации внутри кластера или общественным благам, таким как улучшение инфраструктуры, в то время как соблазн сотрудничества с кластером и его компаниями-участниками может быть привлекательным для клиентов [2].

Следующей характерной чертой кластера является инновационное развитие. Так, М. Портер утверждает, что кластер, в который вкладываются инвестиции и идёт обновление в месте его базирования, со значительно меньшей вероятностью может прийти в упадок,

чем кластер, повышающий производительность только посредством сужения деятельности и внешнего обеспечения ресурсами [8].

О.Г. Марченко, выделяя свойства кластера, указывает, что основополагающим является его инновационная направленность. Организационная структура кластера должна быть ориентирована на повышение эффективности использования знаний, уменьшение транзакционных издержек, создание новых сетей сотрудничества. Создание инновационных технологий невозможно без поддержки научных исследований и учёных, которые проводят такие исследования, прежде всего, на региональном уровне [7].

В.А. Бондаренко определяет, что производственная структура кластера всегда эффективнее отраслевой, что обусловлено наличием в кластере инновационного ядра, стимулирующего рост производства новых видов продуктов и услуг [3].

Из вышесказанного следует, что кластерное развитие сопровождается инновационным развитием компаний - участников кластера. Важно также отметить, что инновационное развитие должно прослеживаться на всей цепочке создания ценности. А это означает, что все участники кластера должны быть вовлечены в инновационный процесс, и только в этом случае возможно эффективное распространение инноваций в регионе. Для этого, в свою очередь, необходимо наличие высокоразвитой сети научно-исследовательских организаций и содействие регионального правительства в осуществлении инновационных проектов.

Ещё одним свойством любого кластера является способность привлечения и создания новых бизнес-образований на территории кластера. На это свойство указывает М. Портер: многие, если не все деловые структуры (новые штаб-квартиры, недочерние офисы или вспомогательные производственные мощности) чаще возникают внутри существующих кластеров, а не изолированно. Это происходит по разным причинам. Прежде всего, кластеры создают побуждающие мотивы для их возникновения благодаря лучшей осведомлённости об имеющихся благоприятных возможностях. Возможности, обнаруженные в местах нахождения кластеров, там же преимущественно и реализуются, поскольку барьеры входа здесь ниже, чем в любом другом месте. Кроме того, кластер часто представляет собой своеобразный локальный рынок. Предпринима-

тель, стремящийся извлечь выгоду из существующих взаимоотношений, часто предпочитает оставаться в том же сообществе. Все эти факторы - более низкие барьеры входа, множество местных потенциальных потребителей, устоявшиеся контакты, присутствие других локальных фирм, «создавших» их - снижают риск при основании нового дела [8].

С.Г. Еремеев считает важным то обстоятельство, что развитие сектора услуг по кластерному направлению осуществляется, преимущественно, посредством создания малых предприятий, обеспечивающих оказание этих услуг. Тем самым в крупном городе создаются новые рабочие места [5].

Некоторые учёные отмечают, что кластер не может быть создан искусственно. М. Портер утверждает, что большинство кластеров формируются независимо от действий правительства, а иногда и вопреки этим действиям. Кластеры возникают там, где есть база локальных преимуществ для их построения. Для оценки усилий по развитию кластера необходимо, чтобы определённые зародыши кластера уже прошли проверку рынком [8].

О.Б. Кузнецова также подчеркивает, что кластер нельзя создать с нуля, так как невозможно фирмы заставить взаимодействовать между собой, если им это не будет выгодно [6].

Однако кластеры могут быть выращены искусственно, на что также обращают внимание зарубежные учёные. В этом случае правительство должно быть вовлечено в процесс кластеризации экономики с целью интенсификации данного процесса. Необходимым же условием создания кластера в регионе является наличие в регионе определённых конкурентных преимуществ и специализации. В практических работах различных кластерных организаций зарубежных стран подчеркивается, что необходимым условием функционирования и развития кластера является стратегическое и тактическое управление, а также оказание помощи компаниям - участникам кооперации, что реализуется через специальную кластерную организацию.

Таким образом, кластер как форма пространственной организации экономики обладает специфическими характеристиками. Проведённый авторами анализ зарубежной и отечественной литературы позволил систематизировать характерные свойства кластера (табл. 2).

Таблица 2

Характерные свойства кластера_

Свойства кластера Зарубежные авторы Российские авторы

Расположение компаний - участников кластера, на относительно компактной территории региона, то есть наличие географической близости Porter М. (1990) Enright M. (1992) Schmitz (1992) Swann and Prevezer (1996) Rosenfeld (1997) Bergman and Feser (1999) Crouch and Farrell (2001) Visser and Boshma (2002) Andersson T. et al (2004) Громыко Ю.В. (2007) Solvell O. (2008) EUROCITIES (2009) The World Bank (2009) Пилипенко И.В. (2005) Афанасьев М., Мясникова Л. (2005) Миролюбова Т.В. (2008) Кузнецова О.Б. (2008) Бондаренко В.А. (2010)

Устойчивое внутрикластерное взаимодействие, которое приводит к снижению издержек и усилению конкурентоспособности компаний - участников кластера, всех уровней и кластера в целом Rosenfeld (1997) Porter М. (1998) Feser (1998) Eisner (1998) Steiner and Hartmann (1998) Roelandt and den Hertag (1999) Bergman and Feser (1999) Egan (2000) Visser and Boshma (2002) Maskell and Lorenzen (2003) Andersson T. et al (2004) Громыко Ю.В. (2007) Solvell O. (2008) EUROCITIES (2009) The World Bank (2009) Пилипенко И.В. (2005) Афанасьев М. Мясникова Л. (2005) Кузнецова О.Б. (2008) Миролюбова Т.В. (2008) Еремеев С.Г. (2009) Денисова И.Н. (2009) Багаутдинова Н.Г. (2009) Бондаренко В.А. (2010)

Высокая производительность, которая достигается за счёт доступа к специализированным факторам производства и рабочей силе, а также специализированной информации внутри кластера и общественным благам Porter М. (1998) Andersson T. et al (2004) EUROCITIES (2009) Ketels C. (2009) The World Bank (2009) Pezzi A. (2011) Пилипенко И.В. (2005) Афанасьев М Мясникова Л. (2005) Бондаренко В.А. (2010)

Наличие инновационной активности, которая сопровождается инновационным развитием ключевых компаний по всей цепочке добавленной стоимости кластера Porter М. (1998) Rosenfeld (2002) Andersson T. et al (2004) Solvell O. (2008) Ketels C. (2009) EUROCITIES (2009) The World Bank (2009) Pezzi A. (2011) Цихан Т.В. (2003) Афанасьев М. Мясникова Л. (2005) Нестеренко Ю.Н. (2008) Миролюбова Т.В. (2008) Марченко О.Г. (2009) Ли Чунь (2009) Еремеев С.Г. (2009) Багаутдинова Н.Г. (2009) Бондаренко В.А. (2010)

Наличие в составе кластера вузов и/или научно-исследовательских институтов, генерирующих новые знания и создающих возможности для совершенствования производимой продукции Porter М. (1998) Rosenfeld (2002) Andersson T. et al (2004) Solvell O. (2008) EUROCITIES (2009) Пилипенко И.В. (2005)

Стимулирование создания новых бизнес-образований за счёт более низких барьеров для входа, а также лучшей осведомленности об имеющихся благоприятных возможностях Porter М. (1998) Solvell O. (2008) Ketels C. (2009) EUROCITIES (2009) The World Bank (2009) Pezzi A. (2011) Афанасьев М. Мясникова Л. (2005) Еремеев С.Г. (2009)

Наличие внутренней конкурентной среды, которая приводит к усилению конкурентоспособности кластера в целом Porter M. (1998) Rosenfeld (2002) Andersson T. et al (2004) Solvell O. (2008) EUROCITIES (2009) Пилипенко И.В. (2005) Афанасьев М. Мясникова Л. (2005) Миролюбова Т.В. (2008)

Наличие внешнеэкономической деятельности, то есть осуществление экспорта производимых товаров и услуг за пределы региона Egan (2000) Миролюбова Т.В. (2008) Нестеренко Ю.Н. (2008)

Самостоятельно образующаяся форма взаимодействия компаний, которую невозможно создать только искусственно с помощью реализации различных правительственных программ, поскольку необходимо наличие предпосылок Rosenfeld (2002) Porter M. (2003) Пилипенко И.В. (2005) Миролюбова Т.В. (2008) Кузнецова О.Б. (2008)

Наличие некоммерческой кластерной организации (менеджера кластера) для продвижения и управления кооперацией внутри кластера Scheer G., von Zallinger L. (2007) EUROCITIES (2009) Dr. Gerd Meier zu Kocker (2009) Миролюбова Т.В. (2009)

Таким образом, в процессе систематизации кластерных свойств авторами было выделено десять характерных специфических свойств кластера. Подчеркнём, что все выделенные характерные свойства кластера являются ключевыми, позволяющими в полной

мере раскрыть экономическое содержание кластерной формы пространственной организации экономики, причём это относится и к промышленным кластерам, и к кластерам сферы услуг.

Библиографический список

1. Cluster report 2009-2010. Canton of Zurich, Department for Economic Affairs, Division of Business and Economic Development. URL: http://www.awa.zh.ch/internet/volkswirtschaftsdirektion/awa/en/st andort/cluster.html

2. Clustering and City Competitiveness - an introduction. EU-ROCITIES Clusters Working Group, October 2009.

3. Бондаренко В.А. Зарубежный опыт государственной поддержки инновационных малых и средних предприятий / НП «Московский центр развития предпринимательства», 2010

[Электронный ресурс]. Портал информационной поддержки внешнеэкономической деятельности. URL:

http://www.vneshmarket.ru/content/document_r_53C5CE2B-F73C-4DE2-9366-31DC6A60F4A8.html

4. Бондаренко В.А. Развитие малого предпринимательства Индии в форме производственных кластеров / НП «Московский центр развития предпринимательства», 2010 [Электронный ресурс]. Портал информационной поддержки внешнеэкономической деятельности. URL: http://www.vneshmarket.ru/content/document_r_C15C2375-1FDF-479F-A2B5-397038A8A6E7.html

5. Еремеев С.Г. Кластеры как основа инновационной струк-

туры мегаполиса // Экономика и управление. 2009. № 1 (39). С. 45-47.

6. Кузнецова О.Б. Кластер: новый виток в развитии бизнеса: формирование новых форм интеграции малого и крупного бизнеса // Российское предпринимательство. 2008. № 12. Вып. 1. С. 48-51.

7. Марченко О.Г. Туристско-рекреационнный кластер для Приморского края // Российское предпринимательство. 2009. № 12. Вып. 2 (149). С. 175-179.

8. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. М.: ИД «Вильямс», 2005. 608 с.

УДК 332.87

ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Т.Н. Неровня1, Н.Т. Обоймова2

1Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 357528, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Февральская, 54. 2Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, 346500, г. Шахты, ул. Шевченко, 147.

Приведены основные направления региональной тарифной политики на территории Ростовской области с учетом специфики динамики уровня доходов и покупательной способности населения. Теоретические выводы верифицированы посредством анализа эмпирической базы федерального, регионального и местного характера. Сведения по г. Шахты Ростовской области с обоснованием репрезентативности выборки данного муниципального образования в качестве объекта исследования впервые введены авторами в научный оборот и послужили базой для подтверждения отраслевой и региональной достоверности и применимости научных выводов, сделанных по результатам проведенного исследования. Материалы исследования и научные выводы могут найти применение при разработке программ социально-экономического развития территорий различных уровней в практической деятельности органов власти на макро-, мезо- и микроуровнях. Ил. 1. Табл. 12. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: нормативы потребления коммунальных услуг; тарифная региональная политика; компетенция органов местного самоуправления; индексы потребительских тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

PROBLEMS AND KEY FACTORS AFFECTING REGIONAL TARIFF POLICY FORMATION IN HOUSING AND UTILITY SERVICES (ON EXAMPLE OF ROSTOV REGION) T.N. Nerovnya, N.T. Oboimova

Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation, 54 Fevralskaya St., Pyatigorsk, Stavropol Territory, 357528. South-Russian State University of Economics and Service, 147 Shevchenko St., Shakhty, 346500.

The article presents the main directions of regional tariff policy in the Rostov region with regard to the specific character of dynamics of income levels and purchasing power of population. Theoretical conclusions are verified by analyzing the empirical base of federal, regional and local character. Information on the town of Shakhty, Rostov region, with the justification of sample representativeness of the given municipality as an object of study was first introduced in the scientific use by the authors and it formed the basis for the confirmation of sectoral and regional reliability and applicability of scientific conclusions on the results of the study. Research materials and scientific conclusions can be applied in the development of programs for socio-economic development of territories of different levels in the practice of governments at macro-, meso- and microlevels. 1 figures. 12 tables. 5 sources.

1 Неровня Тамара Нигматовна, доктор экономических наук, профессор кафедры мировой и региональной экономики, тел.: 89289044015, e-mail: ntn200853@mail.ru

Herovnya Tamara, Doctor of Economics, Professor of the Department of Global and Regional Economies, tel.: 89289044015, e-mail: ntn200853@mail.ru

2Обоймова Наталья Тимофеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и рекламы, тел.: 89289003015, e-mail: natascha73@mail.ru

Oboimova Natalya, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Marketing and Advertising, tel.: 89289003015, e-mail: natascha73@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.