УДК 304.4 Б-83
Бородина Светлана Николаевна
кандидат политических наук, доцент кафедры истории и культурологи Кубанского государственного университета тел.: (918) 467-72-08
Региональный компонент в системе образования современной России: проблемы и значение
Аннотация:
В статье автор обращает внимание на ситуацию, получившую развитие в российской системе образования на рубеже ХХ-ХХI вв. Активизация национального самосознания обеспечила появление в общеобразовательных курсах региональных компонентов с четко выраженным этноконфессиональным или этнорегиональным содержанием. Непродуманность в ряде случаев содержания подобных курсов, выступивших инструментами социализации, способствовала формированию проблем в процессе выработки у учащихся установок гражданской идентичности.
Ключевые слова: политическая социализация, система образования, школа, региональный компонент, национальная культура, молодежная субкультура, глобализация, национальное самосознание, гражданская идентичность.
Одной из ключевых характеристик мировой социосистемы на современном этапе является процесс глобализации. Интегрируясь в национальные культуры, он, неся в себе деструктивные тенденции, оказывает прямое и латентное влияние на трансформацию социокультурных структур стран и регионов. Динамичное развитие процесса глобализации, проявляясь в стирании национальных особенностей, нивелировании культурных норм и ценностей отдельных наций и этносов в русле «демократизации» существующих государственных режимов и целенаправленному приобщению к «мировым общечеловеческим ценностям», вызывает противостояние в мировом сообществе. То есть общественнополитические, экономические и культурные трансформации, происходящие на современном этапе в ряде стран и являющиеся для них закономерным этапом развития, при их трансляции в другие страны выступают в роли проблемных факторов в этих странах. Проблемой является то, что при заимствовании, декларируемые как общечеловеческие ценности, культурные и идеологические приоритеты одних народов и конфессий вступают в явное противоречие с исходными в определенном
178
социуме духовными и культурными приоритетами и ценностями. При «успешной» интеграции нового вектора социокультурного развития происходит выхолащивание существующей национальной культуры, разрушаются механизмы и методы социализации молодых поколений социума. Следствием этого является формирование в обществе «идеологического вакуума».
Позитивные и негативные формы глобализационного процесса нашли свое отражение в транзитивной модели социализации молодежи в процессе складывания новой российской государственности. Трансформация существующих институтов социализации, заимствование социализирующей модели, характерной для западных обществ с иными, чем российские, базовыми социально-культурными ценностями и нормами, оказали влияние на развитие в российском обществе негативных тенденций. Активное заимствование политических и культурных приоритетов способствовало постепенной утрате культурной самобытности народов Российской Федерации. Следствием этого явилось нивелирование у части социума осознания идентичности с обществом, государством, его историей, духовными и культурными ценностями.
Сложившаяся в российском обществе ситуация способствовала осознанию актуальности целенаправленной государственной политики в системе образования вследствие роли последней в политической социализации подрастающего поколения. Одной из приоритетных задач системы образования является формирование гражданской культуры российской молодежи, осознание ею необходимости усвоения и принятия активной гражданской позиции. Одним из механизмов выполнения подобной задачи выступали и могут продолжать выступать общеобразовательные гуманитарные курсы, обеспечивающие формирования установок идентификации с государством и социумом.
Одной из частей гуманитарного блока в общеобразовательной системе, играющей определенную роль в социокультурном и политическом воспитании российской молодежи, является региональный компонент. Сформировавшаяся на транзитивном этапе развития российского общества социокультурная ситуация способствовала проявлению различных политических, этнических и конфессиональных доктрин. Акцентирование в учебных программах внимания на курсах, связанных с эт-норегиональным аспектом, как попытке формирования региональных моделей социализации с целью обретения молодежью «своей идентичности», оказало определенное влияние на развитие механизмов, дающих толчок к прямому и латентному использованию молодежи в этно-региональных и этноконфессиональных конфликтах.
Выделение регионального компонента в системе образования в процессе трансформации политической и социальной системы государства способствовало занятию им свободной ниши в политической социализации молодежи, ранее принадлежавшей курсу Отечественной истории. Нивелирование содержания курса Отечественной истории, попу-
179
ляризация негативных, а в ряде случаев недостоверных исторических мифов средствами массовой информации способствовали складыванию и закреплению в молодежной среде пренебрежительного отношения к истории государства и общества. Единое социокультурное поле государственной системы образования уступало ведущее место в процессе социализации механизмам и формам социализации, складывающимся в регионах. Это способствовало не только раздроблению общегосударственного образовательного пространства, но и утрате системой образования значительной части методов и механизмов социализации молодежи, обеспечивающих политическую, социальную и экономическую стабильность государства. В ряде регионов страны содержание этноре-гиональных образовательных компонентов, по сути, способствовало формированию и закреплению норм и установок, противостоящих другим региональным этноконфессиональным культурам. Следствием этого стало не только нарушение исторической преемственности поколений, но и формирование в молодежной среде деструктивного, асоциального мировоззрения, обеспечившего появление экстремистских течений, основной задачей которых является выработка и усвоение стереотипов в определении «своих» и «чужих». Наиболее остро в молодежной среде встал вопрос отношений в межнациональной сфере.
Сложившаяся в России в конце 1990-х гг. ситуация обеспечила появление в системе образования гуманитарного компонента, отражающего этническое, культурное, политическое развитие каждого региона в отдельности. Являясь вынужденной и в определенном значении необходимой мерой на этапе транзитивного развития, региональный компонент, к сожалению, не всегда являлся продуманным инструментом социализации. В регионах с преобладанием русскоязычного населения оформилась тенденция введения в учебные планы различных курсов, отражающих специфику региона, его историю и культуру, этнические и конфессиональные особенности. Например, в школах Москвы и Московской области, был введен региональный курс «Москвоведение». Соответственно в школах Хабаровского края - «Древняя культура Дальнего Востока»; в школах Ростовской области - «История Донского казачества»; в Краснодарском крае - «Кубановедение» и др. Основной задачей, поставленной перед региональными компонентами, являлось формирование у молодежи установок поведения, получивших ценностное обоснование согласно региональной или этноконфессиональной принадлежности. Позиции разработчиков данных курсов объяснялись желанием воспитать патриотические чувства у подрастающего поколения, расширить их знания о «малой родине» и сформировать установки идентификации с регионом и социумом региона. Разработка и внедрение в цикл гуманитарных курсов подобных региональных компонентов по существу явились попыткой формирования механизма, направленного на противостояние закрепления в обществе заимствованных куль-
180
турно-идеологических приоритетов как одного из факторов глобализации.
Однако парадоксом явилось то, что в попытке противостоять глобализации посредством усиления влияния этноконфессиональных ориентиров в социализации молодежи России произошло еще большее заимствование культурных элементов за пределами страны. Ведь радикальные и экстремистские движения молодежных субкультур являются своеобразным аналогом молодежных субкультур, получивших развитие в западных странах. Так, экономические проблемы и связанный с ними большой приток эмигрантов не только из стран СНГ, но так же из Африки и Юго-Восточной Азии способствовали формированию в молодежной среде расистских настроений и установок поведения. Характерно, что в русскоязычных регионах, особенно в крупных промышленных городах, конфликтные ситуации среди подростков опираются на этнические различия, без привязки к конфессиональным.
Особенность получившего развитие национально-регионального компонента в российской системе образования заключается в том, что он оказался ориентирован на усвоение учащимися социальных, политических и культурных ценностей, являющихся базовыми, как по этнической принадлежности, так и по месту проживания, формируя учащегося как представителя определенного региона. То есть социализация учащихся происходила внутри социокультурного пространства региона. Вследствие чего происходило стирание основного вектора социализации, направленного на формирование и усвоение молодым поколением установок идентификации с государством. Закреплялась установка идентификации с регионом, этносом или конфессией, что по существу явилось латентным каналом распространения среди молодежи идей национализма, этнических предрассудков и ксенофобии.
Усиление регионального компонента в системе образования в транзитивный период явилось отражением феномена возрастающей государственности ряда республик в составе России. Обратной стороной внутриполитической трансформации России, нашедшей свое отражение в региональных компонентах, стало проявление обострения национального и культурного самосознания. Итогом внедрения региональных этнокомпонентов в образовательный процесс явилось формирование в молодежной среде гиперпозитивной этнической идентичности. Основной упор делался на трактуемые в необходимую для разработчиков курса сторону - героические события. При этом героизация рассматривалась как характерный элемент этноса. Возможная воинская доблесть соседних народов и этносов подвергалась принижениям. Подобная постановка изучения истории этноса и региона способствовала формированию в молодежной среде достаточно высокого уровня внут-риэтнической солидарности.
Определенную роль в региональных курсах при мобилизации национального сознания регулятором поведения молодежи играли взаим-
181
ные исторические обиды, связанные с периодами насильственной коллективизации и сталинской депортации, автократическими изменениями административных границ этнорегионов. Складывание в молодежной среде установок этнического превосходства и мессианства своей этнической культуры способствует формированию негативного отношения к представителям других этносов. То есть происходит деформация осознания идентичности со «своим» этносом в кризисную сторону. На наш взгляд, школа в данном случае становится инструментом этнической дифференциации учащихся. А увеличение межэтнической дистанции способствует усилению потенциала социальной конфликтоности. Неоднократно проводимые мониторинговые исследования показывают, что в случае этнических конфликтов молодежь будет выступать на стороне своей нации. При этом предпочтительно силовое решение проблемы.
Ярким примером может служить ситуация в системе образования в Татарстане, когда при вычленении своей социокультурной самобытности и исторического развития, кириллица была заменена латиницей. Как в Татарстане, так и в других этнических регионах, время, выделенное на изучение иностранного языка в национальных общеобразовательных школах, функционирующих на территории Российской Федерации, существенно превышало время, выделенное на изучение русского языка, как общегосударственного. То есть в учебных планах национальных общеобразовательных школ значение изучения общегосударственного языка стояло на третьем месте.
Таким образом, вербальная коммуникация посредством общего языка внутри государства разрушалась, но при этом усиливалась связь с англоязычной культурой и ценностными приоритетами ее носителей.
Трансформация экономической системы государства способствовала развитию кризисных ситуаций в экономике всех регионов страны. Это так же нашло отражение в региональных курсах. Критике подвергался или весь период нахождения этнорегиона как в составе Российской империи, так и в составе СССР. Как правило, дороссийский период в истории региона характеризуется экономическим расцветом и благосостоянием всего народа. Школьники в Татарстане знают, что в период вхождения их нынешней территории в состав Золотой Орды налоговая политика ордынцев была очень мягкой, что позволяло всему населению хорошо жить. А сейчас из региона выкачиваются все средства. Негативное отношение к современной налоговой политике проявляется в сравнении с бывшим благосостоянием и в других этнорегионах.
Еще одним примером противостояния стиранию культурных традиций стало введение в школах регионов, где основной конфессией является ислам, обязательного предмета «Основы ислама». Минусом в данном случае стало проявление ориентации молодежи данных регионов на социокультурную политику стран исламского мира, а также жесткое закрепление установок идентификации с ортодоксальными исламскими течениями. Расхождение задач содержания федерального и ре-
182
гионального компонентов предметов гуманитарного цикла способствовало складыванию противопоставлений образовательных целей между ними.
То есть попытка противостоять закреплению в обществе заимствованных социально-идеологических норм, духовных и культурных ценностей на начальном этапе имела негативные последствия как и из-за не проработанности методов и механизмов социализации молодежи посредством региональных образовательных компонентов, так и вследствие отсутствия общегосударственной этнонациональной политики в системе образования.
Еще одной проблемой явилось то, что ранее осуществлявшаяся социализация по вертикали во всей системе образования была нарушена. Это привело к тому, что в одних регионах, или крупных промышленных и культурных центрах, таких как Москва и Санкт-Петербург, социализация молодежи в основном идет по горизонтали, а в регионах с преобладанием у населения этнических и конфессиональных норм - по вертикали. Такая разновекторность социализирующего процесса способствует развитию проблем коммуникаций и консолидированности российского общества.
Осознание роли системы образования в процессе эффективности социализации молодежи в необходимом для российского общества идеологическом и культурном векторе и обеспечении стабильности складывающейся государственной системы способствовали проявлению заинтересованности государственной власти к содержанию предметов гуманитарного цикла в системе образования. Следствием явилась разработка концепции государственной этнонациональной образовательной политики.
Региональные компоненты в гуманитарных циклах остались, однако была проведена ревизия соотношения содержания региональных компонентов. При этом обращено внимание на единство образовательного пространства государства, равноправие всех языков России, сохранение региональных этнокультурных и конфессиональных традиций. В концепции отмечается необходимость исключения национального, религиозного и языкового превосходства. Теперь социализирующая направленность региональных компонентов определяется фактором поли-этничности и поликультурности российского государства, усиления его роли в социокультурном развитии общества. Основной задачей как федерального, так и региональных компонентов является формирование у молодого поколения установок гражданственности, патриотизма, толерантности, осознания, что все население России является единой политической нацией и государство обеспечивает всем российским народам равноправие и самоопределение.
Попыткой найти выход из кризисных ситуаций, складывающихся на разнице культурных норм, ценностей и традиций, в основе чего лежат религиозные нормы и ценности, является апробация комплексного
183
учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Курс состоит из шести модулей, включающих информацию по основным религиям и сформировавшимся под влиянием этих религий культурам. Курс носит светский культурологический характер, а учащиеся вправе сами выбирать тот модуль курса, который соответствует их конфессиональной принадлежности или интересам. Задачей курса является формирование поликультурности, уважения к религиозным традициям и нормам, истории народов России, воспитание духовности, высокой нравственности.
184