Научная статья на тему 'Региональный компонент в российском библиотечноинформационном образовании'

Региональный компонент в российском библиотечноинформационном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНО-ВУЗОВСКИЙ КОМПОНЕНТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / THE COMPETENCE APPROACH IN EDUCATION / LIBRARY-INFORMATION EDUCATION / A REGIONAL-UNIVERSITY COMPONENT / THE STATE EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калегина О. А.

Охарактеризована специфика реализации стандартов третьего поколения в библиотечно-информационной отрасли. Показаны особенности включения регионально-вузовского компонента в содержание компетентностных моделей с учетом конкретной образовательной системы «вуз-регион». Определена цель регионального компонента библиотечно-информационного образования, которая помимо национальной самоидентификации обучаемого, заключается в развитии способностей содействия этому процессу в отношении пользователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL COMPONENT IN THE RUSSIAN LIBRARY-INFORMATION EDUCATION

The article characterizes the specificity of realization of the third generation standards in library-informational sphere. It also shows the main features of inclusion of regional and university's component into the maintenance of competence models taking into account the educational system "university-region". The author defines the purpose of the regional component of library-information education, that besides the national self-identification of the trainee, consists in development of the abilities to assist to this process concerning users.

Текст научной работы на тему «Региональный компонент в российском библиотечноинформационном образовании»

УДК 023.5+378.1

О.А.Калегина

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В РОССИЙСКОМ БИБЛИОТЕЧНОИНФОРМАЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Охарактеризована специфика реализации стандартов третьего поколения в библиотечно-информационной отрасли. Показаны особенности включения регионально-вузовского компонента в содержание компетентностных моделей с учетом конкретной образовательной системы «вуз-регион». Определена цель регионального компонента библиотечно-информационного образования, которая помимо национальной самоидентификации обучаемого, заключается в развитии способностей содействия этому процессу в отношении пользователей.

Ключевые слова: компетентностный подход в образовании, библиотечно-информационное образование, регионально-вузовский компонент, государственный образовательный стандарт.

O.A.Kalegina regional component in the Russian library-information education

The article characterizes the specificity of realization of the third generation standards in library-informational sphere. It also shows the main features of inclusion of regional and university’s component into the maintenance of competence models taking into account the educational system "university-region ". The author defines the purpose of the regional component of library-information education, that besides the national self-identification of the trainee, consists in development of the abilities to assist to this process concerning users.

Key words: the competence approach in education, library-information education, a regional-university component, the state educational standard.

Болонский процесс, существенно влиявший более десяти лет на цели и содержание российских образовательных реформ, находится на стадии конкретной реализации. Несмотря на разрешение ряда методологических и организационных проблем, система высшего образования в стране по-прежнему находится в кризисной ситуации, которая проявляется, прежде всего, в сокращении тех направлений подготовки, которые не востребованы в обществе. Это приводит в итоге к сокращению вузов, факультетов, кафедр и профессорско-преподавательского состава. Необходимые в данном контексте преобразования следует проводить очень взвешенно, опираясь на многофакторный анализ той или иной системы отраслевого образования. Одним из значимых факторов является региональные особенности отрасли, существенно влияющие на востребованность выпускников вузов в соответствии со спецификой современного состояния и перспектив развития отраслевых инфраструктур.

Библиотечно-информационное образование, отражающее крайне сложные противоречия социокультурной и экономической ситуации, оказалось наиболее уязвимым по сравнению с другими отраслевыми системами образования, как на общероссийском, так и на региональном уровне.

С одной стороны, с ростом национального самосознания происходит корректировка культурологической функции библиотек региона. В библиотеках российских республик разрабатываются программы сохранения и развития национальной культуры, создания языковой среды, собирания предметов национальной письменности и культуры. Кроме того, на библиотеки возлагается задача по осуществлению культурного взаимовлияния народов, одной из предпосылок которого является развитие двуязычия. Отсюда возникают вполне конкретные требования к подготовке библиотечно-информационных кадров, выражающиеся в том, что в центре содержания образования должен быть этногенез: зарождение и развитие этноса, история этноса и его отношения с другими народами, культура и искусство, их диалектическое единство с всеобщей человеческой культурой .

С другой стороны, получение библиотечной профессии непопулярно в обществе: невысокий престиж, скептическое отношение значительной части населения к библиотеке является причиной негативной кадровой ситуации в каждой конкретной библиотеке и в регионе в целом. Нежелание выпускников школ и их родителей ориентироваться на библиотечное направление подготовки при достаточно сложном сочетании единых государственных экзаменов, необходимых для поступления, приводит к недобору или набору слабоподготовленных и профессионально не ориентированных абитуриентов и постоянному сокращению контрольных цифр приема в вузах культуры по данному направлению.

В каждом из регионов обозначенные противоречия решаются по-разному. Например, не соответствующая современному представлению библиотека и не популярность профессии библиотекаря вызвали настоятельную необходимость создания Республиканской целевой программы «Развитие библиотечного дела в Республике Татарстан на 2010-2014 годы и на перспективу до 2020 года». Основной стратегической целью Программы является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества в качественном библиотечном обслуживании путем ускоренного

внедрения информационно-коммуникационных технологий, повышения качества библиотечных фондов, создания новых механизмов взаимодействия со всеми заинтересованными ведомствами республики, развития программ по поддержке чтения, обновления материально-технической базы библиотек, усовершенствования системы непрерывного образования. Реализация Программы позволит не только сохранить библиотеки и библиотечно-информационное образование, но и повысить их престиж и статус в регионе.

В соответствии с поставленной целью должна быть организована подготовка библиотечно-информационных кадров в Республике Татарстан. Возможности стандартов третьего поколения вполне позволяют это сделать.

Тенденции в разработке стандартов третьего поколения просматриваются очевидные, вытекающие из общей логики европейской образовательной интеграции. Это тенденция не вызывает возражений у теоретиков и практиков высшей школы, она характеризуется стремлением к общедоступности высшего образования, свободе выбора вида образования и специальности, характера обучения и сферы будущей деятельности, отказ от авторитаризма и командно-бюрократической модели управления. Вариативные возможности новых стандартов относительно внедрения регионального компонента весьма велики. Именно поэтому методология их содержательного наполнения в последние годы находилась в центре внимания ученых и специалистов.

Результаты, полученные в ходе многочисленных исследований и дискуссий, создали предпосылку изучения компетентностных моделей, которые функционируют в образовательных системах «вуз-регион». Не случайно, внимание уделяется именно к компетентностному компоненту - определенные предпосылки для этого были созданы учеными, рассматривающими формирование профессиональной компетентности специалистов социально-культурной деятельности (Р.Р.Юсупов, Р.З.Богоудинова, П.П.Терехов и др.), а также наработок в сфере образовательной и библиотечно-информационной регионалистики (С.Д.Бородина, Т.ИКлюченко и Ю.Н.Дрешер др.). Обобщая результаты этих исследований, можно выделить два принципиально-важных вывода, к которым пришли авторы:

• во-первых, отмечается, что содержание национально-регионального компонента библиотечно-

ин-формационного образования «унифицировано региональной ситуацией: в библиотечно-

информационной сфере (краеведческая подготовка), в социокультурной сфере (культурологическая либо культурологическая + этнокультурологическая подготовка). Опосредованность национальнорегионального компонента региональной социокультурной ситуацией способствует его вариативности в полиэтнических регионах, что сказывается на содержании и дисциплинарной оформленности образования»;

• во-вторых, утверждается, что «регионализация информационно-библиотечного образования, не создающая угрозы профессиональной компетентности выпускника, возможна при стандартизации регионального компонента» (1, с.96-97).

Мы всецело разделяем первый вывод, в котором отмечается реальный социокультурный контекст регионализации библиотечно-информационного образования. Исследователи делают обоснованный акцент на выделении специфики региональной образовательной политики, базисом которой являются высокий интеллектуальный потенциал, сосредоточенный в системе образования, и признание приоритетности образования. Точно и емко охарактеризованы и составные части регионального компонента профессиональной подготовки.

Мы также солидарны с авторами в определении цели регионального компонента библиотечно-информа-ционного образования, которая состоит не столько в национальной самоидентификации обучаемого, сколько в развитии способностей содействия этому процессу в отношении пользователей. Следовательно, «в условиях полиэтнической региональной ситуации подготовка специалистов должна включать: курсы по истории и культуре народов региона и ближайших народов; изучение языков народов, живущих в регионе, региональных особенностей библиотечно-библиографического и информационного обслуживания населения»(1, с.94-95).

Действительно, региональный компонент библиотечно-информационного образования способствует постижению регионального контекста профессиональной деятельности и выбору направления профессионализации в соответствии с конъюнктурой регионального рынка труда.

Однако, точность диагностики проблем региональной культурной и образовательной политики, не приводит автоматически ко второму выводу, в котором декларируется необходимость стандартизации регионально-вузовского компонента. Авторы, предлагая стандартизировать один из самых вариативных компонентов высшего профессионального образования, исходят из недавно сложившейся парадигмы образовательной стандартизации, которая, как и многие другие важные социальные инновации, в нашей

стране приобрела гипертрофированные формы.

На наш взгляд, одним из важных завоеваний отечественного высшего образования стало то, что в государственных образовательных стандартах нет четко прописанного набора дидактических единиц регионально-вузовского компонента, ограничиваясь лишь обозначением объема часов, отводимых на его освоение в каждом из циклов дисциплин. Эта норма во всех российских вузах если не приветствуется, то принимается с пониманием, поскольку позволяет решать не только содержательные задачи региональновузовской подготовки, но и учитывать традиции самих вузов, их кадровый и материально-технический потенциал.

Реализация компетентностного подхода в библиотечно-информационном образовании открывает простор для дальнейшей либерализации образовательных процессов. При их достаточно четкой структурированности и содержательной направленности, свобода выбора студентом элективных дисциплин даст новый импульс для разработки вариативных курсов. Компетентностный подход в зарубежных странах обеспечивает сосуществование и сравнимость различных, часто трудно сопоставимых образовательных программ. Именно эта задача - обеспечение сравнимости образовательных программ и качества подготовки специалистов - была в целом решена в двух поколениях российских государственных образовательных стандартов. Введенные в действие стандарты третьего поколения имеют очевидную тенденцию, вытекающую из общей логики европейской образовательной интеграции. Это тенденция к общедоступности высшего образования, свободе выбора вида образования и специальности, характера обучения и сферы будущей деятельности, отказ от авторитаризма и командно-бюрократической модели управления. Первый набор студентов для обучения по новым стандартам сделан. Необходимо приложить все усилия, чтобы новые библиотечные кадры были востребованы в республике.

Литература

1. Методология формирования содержания регионального компонента профессиональной подготовки специалистов СКС / Р.З.Богоудинова, С.Д.Бородина, А.А.Игламова, Т.В.Охотникова, Д.В.Шамсутдинова. -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2002. - 124 с.

2. Содержательное наполнение регионального компонента профессиональной подготовки специалистов СКС / Казан. гос. ун-т культуры и искусств, Поволжск. отд-ние РАО; Сост.: Р.З.Богоудинова, Т.В.Охотникова, П.П.Терехов; Научн. ред. О.А.Калегина. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2002. - 168 с.

3. Богоудинова Р.З. Формирование единого культурно-образовательного пространства региона: проблемы и решения / Р.З. Богоудинова, Р.Р. Юсупов. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2002. - 140 с.

4. Профессионализация библиотечно-информационных специалистов в контексте модернизации отрасли: монография / Бородина С.Д., Водолазская А.Я, Гайнуллина А.В., Калегина О.А., Кормишина ГМ., Нурмухаметова А.С., Савич Л.Е. .- Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та культ, и искусств.-, 2009.- 182 с.

5. Публичная библиотека как институт социальной интеграции населения региона / Гайнуллина А.В., Бородина С.Д., Кормишина Г.М., Калегина О.А., Казань: Культура, 2011.-197с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.