Научная статья на тему 'Региональный компонент в политкультурном образовательном пространстве: культурологический подход'

Региональный компонент в политкультурном образовательном пространстве: культурологический подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уфимцев С. В., Косян С. Б.

Формирование национально-регионального компонента содержания образования специалиста по туризму рассматривается с позиций культурологического подхода к созданию учебно-воспитательной среды туристского-сервисного вуза на пересечении региональной, национальной и глобальной культур. В поликулътурном образовательном пространстве Южного федерального округа культурологический подход как фактор эффективной подготовки специалистов к социально-профессиональной деятельности приобретает особое значение в силу ряда объективных обстоятельств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный компонент в политкультурном образовательном пространстве: культурологический подход»

Повышение взаимосвязи и взаимозависимости региональных систем профессионального образования и рынка труда наиболее перспективно с точки зрения устранения диспропорций в подготовке квалифицированных кадров. Ликвидация данных диспропорций возможна только за счет структурной перестройки профессиональной школы, главной проблемой которой в контексте соответствия запросам рынка труда региона является слабая ориентированность образовательных программ в учреждениях всех уровней образования на запросы экономики регионов в целом и отдельных предприятий в частности.

Литература

1. Джанджугазова Е.А. Маркетинг индустрии гостеприимства. Учебное пособие. М.: Академия, 2005.

2. Дурович А.П. Маркетинг в туризме. Учебное пособие. Минск: ООО «Новое знание», 2004.

3. Котлер Ф. Маркетинг: гостеприимство, туризм. М.: Юнити-ДАНА, 2005.

4. www.gaomoskva.ru — Официальный сайт ГАО «Москва».

УДК 378.02 14.35.07 Региональный компонент в поликультурном образовательном пространстве: культурологический подход

С.В. Уфимцев, С.Б.Косян,

Волгоградский филиал ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

Формирование национально-регионального компонента содержания образования специалиста по туризму рассматривается с позиций культурологического подхода к созданию учебно-воспитательной среды туристского-сервисного вуза на пересечении региональной, национальной и глобальной культур. В поликультурном образовательном пространстве Южного федерального округа культурологический подход как фактор эффективной подготовки специалистов к социально-профессиональной деятельности приобретает особое значение в силу ряда объективных обстоятельств.

Ключевые слова: образование, культурологический подход, национально-

региональный компонент.

Образование и культура совместно образуют «большое дыхание», ритмичное действие, аналогичное вдоху и выдоху: на «вдохе» образование втягивает в себя культуру, обретая тем самым содержание и предмет для творческого воспроизводства и само становясь особой формой и образом культуры. На «выдохе» культура воспроизводится, давая социуму культурную форму и дееспособность» [4].

Актуальность вопросов, связанных с культурой, приобрела в настоящее время небывалую остроту: повышенный интерес к изучению культур разных народов, направленность на многосторонний диалог культур, выделение культурологии в научную специальность ВАК России, включение её в учебные планы подготовки специалистов свидетельствуют об этом.

Внешнее окружение обнаруживает всё большую зависимость от человека, его ценностей, потребностей, умений, характера ведущей деятельности, уровня развития интеллекта, совести и других факторов, в целом определяемых как его личностная культура.

Целью современного образования, его высшим смыслом является не просто подготовка высокопрофессионального специалиста, но и «человека культуры», способного и готового к общению и сотрудничеству с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий и культур, к плодотворному мирному сосуществованию в обществе культурного и национального плюрализма, основанном на гуманистических и демократических ценностях, что особенно важно для специалиста по туризму — транслятора и проводника многообразия окружающего мира, являющегося достоянием всего человечества.

Образовательное пространство Южного федерального округа включает 14 крупных субъектов РФ: 9 республик — Адыгею, Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарию, Калмыкию, Карачаево-Черкессию, Северную Осетию-Аланию, Чечню, Приднестровье, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовскую, Волгоградскую и Астраханскую области. Это огромная территория, на которой проживают свыше 21,5 млн чел. (14,3% всего населения России), представляющих свыше 100 национальностей, относящихся к различным этническим группам и религиям, территория, где пересекаются два потока мировой истории — Восток и Запад. Это один из самых полиэтничных и многоконфессиональных регионов мира, один из немногих районов на планете, где сосуществуют три религиозные конфессии: христианство, ислам и буддизм.

Именно здесь, в зоне пограничья, сильнее чем где бы то ни было, ощущается бинарность русской культуры, её двойственность, сопричастность Востоку и Западу. Русская культура, являясь синкретичной, диалогична по своей природе. Она выработала способность вбирать в себя, ассимилировать, не разрушая, элементы других культур, способность к бесконфликтному существованию и взаимодействию с различными этносами, религиозными и социальными группам. В процессе многовекового исторического развития в регионе складывалось особое культурное пространство, влияющее на протекание в зоне межэтнических процессов, характеризующихся взаимной терпимостью и консолидацией этносов и этнических групп, с особым семиотическим полем, открытым для внешних коммуникаций и контактов.

В силу социальной и национальной неоднородности региона, вынужденной миграции, деструктивных процессов, имеющих место на Северном Кавказе, проблема сохранения и развития единого образовательного пространства актуальна для ЮФО более, чем для других региональных округов. Вследствие этого интегративный подход является основой организации и функционирования образовательной системы Юга России. При этом единство предполагает развитие вариативных национальнорегиональных систем на общих методологических основаниях гуманистической личностно ориентированной педагогики.

Общей методологической стратегией развития образования, по мнению учёных Южного округа, как в регионе, так и в России в целом, является переход к личностно ориентированному типу образования, означающему наполнение содержания образования ценностями и личностными смыслами, служащими развитию, самоопределению, самореализации человека; моделирование непрерывного профессионального образования; научное обеспечение концепции современного воспитания на основе социо и личностно ориентированного подходов; формирование национально-регионального содержания образовательных программ на базе региональных особенностей.

Поликультурность региона обуславливает необходимость создания единого образовательного пространства с целостной культуросообразной образовательновоспитательной средой, построенной на идеях открытости, общности, взаимосвязи, многостороннего диалога славянской и иных культур, обеспечивающих развитие национального самосознания и чувства причастности к мировому сообществу. «Поликультурность человека закладывается отнюдь не на генетическом уровне. Она социально детерминирована и должна быть воспитана» [2]. Поликультурность

проявляется как внутри отдельной культурной области (предъявление в пределах конкретной культурной формы различных версий, подходов к одному и тому же факту,

событию, явлению; рассмотрение учебного процесса как диалога разных идей, мнений и т. д.), т.е. на микроуровне, реализуемом в академических аудиторных условиях, так и на макроуровне — в создании целостной поликультурной образовательной среды, как научно-образовательного пространства вуза, региона.

Задачей качественного образования, наряду с обучением, является воспитание свободной, гуманной, творческой, толерантной личности независимо от национальности, социальной и религиозной принадлежности, что позволит решить проблемы социализации, компенсации, социально-психологической адаптации, культурной идентификации и индивидуально-личностного развития будущего специалиста по сервису и туризму. Формирование гуманистических личностных качеств обеспечивает выпускнику университета не только безболезненную адаптацию в социальнопрофессиональной среде, но и успешную трудовую деятельность в различных сферах социально-культурного сервиса.

Основным подходом в проектировании личностно ориентированного образования выступает культурологический. Это означает видение образования как культурного процесса, осуществляющегося в образовательной среде, составляющие которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку — его развитию, самоопределению, самореализации. Ориентация российской системы образования на общекультурное развитие обучающихся исторически является одной из приоритетных позиций. Она находит отражение и в тексте современного Закона Российской Федерации «Об образовании» (ред. 2002 г.), где отмечено, что «общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности к жизни в отечестве» [3]. Общая культура и образованность будущего специалиста являются основой для формирования его социально-профессиональной компетентности. Являясь базовой детерминантой структуры личности, общая культура «должна оставаться в качестве объекта упрочения, развития совершенствования наряду с задачей собственно формирования социально-профессиональной компетентности на всём протяжении образования и самообразования человека, что созвучно общепринятому афоризму, согласно которому в образовании сначала воспитывается человек, а затем на этой основе — специалист» [4].

Культурологическая направленность как фактор целостности содержания образования реализуется на основе единства его процессуальной и содержательной сторон; интеграции гуманитарных, естественнонаучных и специальных дисциплин; многообразия используемых культурологических педагогических технологий, методов и средств воспитания и обучения в процессе гуманитарно-естественнонаучного познания

мира путём совместной теоретической и практической деятельности субъектов образования.

На уровне учебного плана подготовки специалиста уточнение инвариантной (федеральный компонент) и вариативной (национально-региональный компонент, дисциплины и курсы по выбору студента, факультативы) частей содержания с позиций культурологической целостной оценки позволяет сбалансировать гуманитарные и технологические компоненты содержания с учётом региональных условий и особенностей обучения студентов.

Культурологический подход даёт возможность построить содержание и структуру регионального модуля таким образом, чтобы помочь студентам осмыслить события и явления на пересечении политических, глобальных и локальных тенденций в контексте отечественной и мировой культур, ясно представив различия и сходство, общность процессов, судеб региональных этносов. Региональный материал, включающий конкретные целостные знания о регионе, создающий условия и предпосылки для формирования личности с учётом региональной специфики, а также общенаучные и общепрофессиональные знания федерального компонента связаны между собой едиными образовательными целями: региональный компонент служит средством конкретизации общего и даёт сведения о частном.

Одним из основных противоречий, характеризующих современную образовательную ситуацию в России, выступает противоречие между универсальной общечеловеческой направленностью образования и его неотъемлемой функцией сохранения национальной идентичности. Суть национального образования состоит в том, чтобы обеспечить целостность образовательного процесса на традициях этноса, «на диалогическом способе связей человека с человеком, поколения с поколением, нации с нацией, региона с регионом, как и современности с прошлым, то есть на «многомерном диалоге культур» [6].

Содержание национально-регионального компонента рассматривается как комплекс геополитических, социально-экономических, природно-экологических, социокультурных, демографических, исторических и климатических структурных элементов, связанных между собой региональными характеристиками. К ним относятся внутренние и внешние социальные и экономические взаимоотношения, культура народов, система образования, региональные научные школы, демографические изменения, миграционные и реэмиграционные процессы, происходящие на территории региона. В качестве важных факторов проектирования регионального компонента называются запросы регионального рынка труда. В основе содержания и структуры национально-

регионального компонента лежит принцип системности и целостности, который обеспечивает формирование и реализацию интегративного регионального модуля на всех уровнях: метапредметном, предметном, учебного материала, педагогической

действительности, уровне обретения личностных смыслов.

Реализация концепции целостности содержания образования на уровне учебного материала осуществляется созданием условий для культурологических обобщений в рамках предметной образовательной области за счёт выхода в более широкий культурный контекст, позволяющий актуализировать метапредметные содержательные связи и отношения, на базе которых строятся образовательные ситуации, способствующие поиску, выбору, принятию, обретению личностных смыслов. Содержание изучаемого материала обращено к субъектно-ценностным свойствам знаний, так как востребует комплекс личностно-значимых ценностей: духовность, культурную идентичность,

способность к творчеству; гражданственность, свободу, ответственность, социализированность не только в качестве знаний об этих категориях, но и за счёт включения в их содержание оснований для личностно мотивированного информационноэнергетического обмена: открытости, дополнительности, диалогичности.

Литература

1. Бондаревская Е.В., Борисенков В.П., Греков А.А. Развитие образования в Южном федеральном округе // Педагогика, № 3, 2003. — С. 70—73.

2. Джуринский А. Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика, № 10, 2002. — С. 93—96.

3. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266- I «Об образовании».

4. Запесоцкий А.С. Образование, философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002.

5. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня, № 5, 2005. С. 14—20.

6. Каган М.С. Философия культуры. СПб. ТОО ТК «Петрополис», 1996.

УДК 658.3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.