Научная статья на тему 'Региональный инвестиционный бюджет Ростовской области: основные особенности формирования в современных условиях'

Региональный инвестиционный бюджет Ростовской области: основные особенности формирования в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
322
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economic Consultant
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БЮДЖЕТ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / INVESTMENT BUDGET / INVESTMENT ACTIVITY / INVESTMENT POLICY / INVESTMENT MODEL / INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов Илья Олегович

В статье рассматриваются особенности формирования регионального инвестиционного бюджета Ростовской области в современных условиях. Последовательно доказывается, что именно эффективность действий региональных властей при реализации государственной инвестиционной политики определяет будущее российской экономики. Автор обосновывает наличие ряда преимуществ Ростовской области, обеспечивающих привлечение инвестиций, что в конечном счете, обусловливает успешное экономическое развитие региона. Инвестиционная деятельность последних лет характеризуется явным переакцентированием на региональный уровень, что детерминировано усилением роли субъектов Российской Федерации в экономической и правовой сферах, возрастающей востребованностью инвестиционных ресурсов в регионах. При том, что государственная инвестиционная политика предполагает ряд стратегических направлений, регионы становятся всё более самостоятельными в выборе ведущих принципов и инструментов формирования регионального инвестиционного бюджета. Региональные власти получают дополнительные возможности в формировании инвестиционного бюджета не только посредством федеральных денежных средств, но и с помощью дополнительных инвестиционных ресурсов самого субъекта РФ, осуществляя консолидацию в принятии решений в инвестиционной деятельности с федеральным центром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional investment budget of the Rostov region: basic features of formation in modern conditions

In the article features of formation of the regional investment budget of the Rostov area in modern conditions are considered. It is consistently proved that it is the effectiveness of the actions of the regional authorities in implementing the state investment policy that determines the future of the Russian economy. The author justifies the existence of a number of advantages of the Rostov region that ensure the attraction of investments, which ultimately determines the successful economic development of the region. The investment activity of recent years is characterized by a clear re-accentuation to the regional level, which is determined by the strengthening of the role of the subjects of the Russian Federation in the economic and legal spheres, the increasing demand for investment resources in the regions. While the state investment policy implies a number of strategic directions, the regions are becoming more independent in choosing the leading principles and tools for the formation of a regional investment budget. The regional authorities receive additional opportunities in the formation of the investment budget, not only through federal funds, but also with the help of additional investment resources of the constituent entity of the Russian Federation itself, by implementing consolidation in making decisions in investment activities with the federal center.

Текст научной работы на тему «Региональный инвестиционный бюджет Ростовской области: основные особенности формирования в современных условиях»



The State Counsellor, 2017

УДК 330.332.01

И.О.Кузнецов

Региональный инвестиционный бюджет Ростовской области: основные особенности формирования в современных условиях

В статье рассматриваются особенности формирования регионального инвестиционного бюджета Ростовской области в современных условиях. Последовательно доказывается, что именно эффективность действий региональных властей при реализации государственной инвестиционной политики определяет будущее российской экономики. Автор обосновывает наличие ряда преимуществ Ростовской области, обеспечивающих привлечение инвестиций, что в конечном счете, обусловливает успешное экономическое развитие региона. Инвестиционная деятельность последних лет характеризуется явным переакцентированием на региональный уровень, что детерминировано усилением роли субъектов Российской Федерации в экономической и правовой сферах, возрастающей востребованностью инвестиционных ресурсов в регионах. При том, что государственная инвестиционная политика предполагает ряд стратегических направлений, регионы становятся всё более самостоятельными в выборе ведущих принципов и инструментов формирования регионального инвестиционного бюджета. Региональные власти получают дополнительные возможности в формировании инвестиционного бюджета не только посредством федеральных денежных средств, но и с помощью дополнительных инвестиционных ресурсов самого субъекта РФ, осуществляя консолидацию в принятии решений в инвестиционной деятельности с федеральным центром.

Ключевые слова: инвестиционный бюджет, инвестиционная деятельность, инвестиционная политика, инвестиционная модель, инвестиционные ресурсы

I.O.Kuznetsov

Regional investment budget of the Rostov region: basic features of formation in modern

conditions

In the article features of formation of the regional investment budget of the Rostov area in modern conditions are considered. It is consistently proved that it is the effectiveness of the actions of the regional authorities in implementing the state investment policy that determines the future of the Russian economy. The author justifies the existence of a number of advantages of the Rostov region that ensure the attraction of investments, which ultimately determines the successful economic development of the region. The investment activity of recent years is characterized by a clear re-accentuation to the regional level, which is determined by the strengthening of the role of the subjects of the Russian Federation in the economic and legal spheres, the increasing demand for investment resources in the regions. While the state investment policy implies a number of strategic directions, the regions are becoming more independent in choosing the leading principles and tools for the formation of a regional investment budget. The regional authorities receive additional opportunities in the formation of the investment budget, not only through federal funds, but also with the help of additional investment resources of the constituent entity of the Russian Federation itself, by implementing consolidation in making decisions in investment activities with the federal center.

Keywords: investment budget, investment activity, investment policy, investment model, investment resources

Эффективность принципов формирования регионального инвестиционного бюджета опирается, прежде всего, на такое определение инвестиций, которое учитывает вложение денежной и иной стоимости, которая имеет денежную оценку, в основной или оборотный капитал. Кроме того, вложения капитала на любой срок, в том числе и краткосрочный, могут считаться инвестициями, однако сам факт вложения еще не является облигаторным условием признания таких вложений инвестициями: только прирост основного капитала организации и / или повышение

эффективности его использования делает это признание легитимным.

Цель инвестиционной деятельности для коммерческих проектов определяется как увеличение прибыли организации, для некоммерческих проектов она состоит в положительном социальном эффекте, что в обоих случаях исключает саму возможность получения какой-либо выгоды отдельным индивидом. Исследователи выделяют особенности устойчивого инвестирования [См.: Фокина].

Будущее российской экономики во многом зависит

государственный СоВет-ник, 2017

от эффективности действий региональных властей в сфере реализации государственной инвестиционной политики. Регионы РФ в соответствии с критерием инвестиционного климата могут быть дифференцированы на три группы:

• регионы, характеризующиеся «благоприятным инвестиционным климатом, максимальной деловой активностью, высокими темпами формирования новых экономических структур. К ним относятся порядка 20 регионов и городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Тульская, Ярославская, Калужская, Московская, Ростовская, Свердловская, Нижегородская, Челябинская и Тюменская области,Татарстан, Башкортостан, Якутия, Краснодарский край)» [Ксено-фонтов, Зайков: 202]. По данным, представленным на сайте «Инвестиционные возможности России», около 80 % иностранных инвестиций приходится именно на эти регионы [Инвестиционные возможности России, эл. ресурс];

• регионы с благоприятным инвестиционным климатом, но невысокой деловой активностью и средними темпами преобразований в экономической сфере [Ксе-нофонтов, Зайков: 202] - так называемый промежуточный тип. Данную группу составляют более половины субъектов РФ;

• регионы, имеющие неблагоприятный инвестиционный климат с «минимальной деловой активностью, низкими темпами формирования новых экономических структур [Там же]. Данная группа представлена примерно 10-ю регионами (Калмыкия, Адыгея, Тува, Ингушетия, Чукотка, Еврейская автономная область, Алтай и др.).

Целесообразно в данном случае говорить об инвестиционном потенциале конкретного субъекта РФ, под которым традиционно понимается «совокупная возможность собственных и привлеченных в регион экономических ресурсов обеспечивать при наличии благоприятного инвестиционного климата инвестиционную деятельность в целях и масштабах, определенных социально-экномической политикой региона» [Ултургашева: 228]. В развитие данного определения Е.Е. Шваков указывает, что «категорию «инвестиционный потенциал» можно определить как совокупность инвестиционных ресурсов, а также условий и возможностей для их эффективного вложения» [Шваков: 13].

Отметим, что Ростовская область имеет ряд преимуществ, которые способствуют привлечению инвестиций и, как следствие, успешному экономическому развитию региона. Среди приоритетных выделим следующие:

• выгодное географическое положение, обеспечивающее области название "ворот" России в страны Черноморского, Средиземноморского и Прикаспийского бассейнов;

• важнейшее геополитическое значение области для России;

• развитая транспортная инфраструктура, представленная железнодорожными и автомобильными магистралями федерального значения, морскими и речными портами, международным аэропортом в г. Ростове-на-Дону;

я№2

• высокий природно-ресурсный потенциал (умеренно-континентальный климат, 65% земельных ресурсов составляют черноземы);

• высокоразвитая промышленность, и, прежде всего, машиностроительный комплекс;

• богатая сырьевая база для перерабатывающей промышленности;

• широкий спектр минерально-сырьевых ресурсов;

• наличие высококвалифицированной и активной рабочей силы;

• динамично формирующаяся инфраструктура рыночных институтов (банки, страховые, инвестиционные компании, лизинговые компании и др.);

• наличие нормативно-правовой базы, обеспечивающей инвестиционную привлекательность области;

• высокий потребительский спрос;

• стабильная социально-политическая ситуация [Инвестиции, эл. ресурс].

Эффективность формирования инвестиционного регионального бюджета обеспечивается его корреспондированием с инвестиционной политикой Ростовской области. Эта политика строится в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года, Стратегией инвестиционного развития Ростовской области до 2020 года, государственной программой Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» (подпрограмма «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область»).

В Ростовской области обеспечены определенные гарантии инвесторам:

• Равные права при осуществлении инвестиционной деятельности и получении государственной поддержки;

• Гласность и открытость процедуры принятия решения о предоставлении государственной поддержки;

• Беспрепятственное использование полученных доходов от инвестиций и денежных средств после уплаты соответствующих налогов и сборов;

• Право обжалования в судебном порядке решений, действий (бездействия) должностных лиц органов государственной власти;

• Возмещение убытков, причиненных им в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

• Защита инвестиций в течение всего срока инвестиционного договора;

• Гарантируется стабильность условий и режима в течение срока окупаемости инвестиционного проекта [Инвестиции, эл. ресурс].

Безусловная и полная правовая защита обеспечивается иностранным инвестициям, которые могут быть вложены во все отрасли региональной экономики, иностранные инвесторы вправе заниматься людыми видами деятельности, за исключением тех отраслей и производств, видов деятельности и территорий области, на инвестирование в которые вводятся ограничения, установленные законодательством РФ.

Механизм формирования регионального инвестиционного бюджета охватывает набор основных

я№2

The State Counsellor, 2017

инструментов государственной региональной инвестиционной политики, а также предполагает наличие определенных процедур их применения для достижения поставленных целей. Региональный инвестиционный бюджет реализуется посредством четырех групп инструментов инвестиционной политики:

• мотивация инвесторов к вложению средств в производство на территории региона;

• информирование инвесторов об инвестиционном климате региона;

• развитие регионального инвестиционного потенциала;

• сопровождение инвестиционного проекта до его полного выполнения (достижения окупаемости).

Указанные инструменты можно разделить по критерию направленности за пределы региона и внутри него: первые два направления реализуются вне региона, другие два - преимущественно в региональной экономике. Разумеется, такое дифференцирование инструментов инвестиционной политики весьма условно, т.к. отдельные из них представляют собой факторы, которые способны улучшить внутреннюю подсистему инвестиционной политики, одновременно действуя и вне региона (таково, например, льготное налогообложение инвесторов). Поэтому целесообразно подразделять инструменты механизма формирования регионального инвестиционного бюджета на основные, определяющие содержание региональной инвестиционной политики, и производные от основных - организационные. Отношения между этими двумя группами диалектичны, т.к. реализация основных инструментов невозможна без организационных (например, СМИ сообщают о льготном налогообложении инвесторов на территории конкретного региона, и инвесторам становится известен этот факт).

Статистические данные свидетельствуют об эффек-

тивности осуществления избранной инвестиционной модели: так, в 2014 году объем инвестиций в донскую экономику превысил 265 млрд руб. (примерно 27 % валового регионального продукта (ВРП), рекорд, который неуклонно увеличивается третий год). В 2015 году был достигнут целевой показатель инвестиций в 270 млрд руб. Инвестиционные проекты закономерно генерируют деловую активность в Ростовской области, и прежде всего здесь стоит упомянуть «100 губернаторских инвестиционных проектов», перечень, существующий с 2011 года. Успешно реализованы 29, 64 находятся в различных стадиях реализации (общий объем инвестиций - более 517 млрд руб., 35 тыс. рабочих мест). Разумеется, в этот перечень включены и те проекты, которые связаны с проведением в Ростове-на-Дону игр Чемпионата мира по футболу-2018, в том числе, - и самый крупный на юге России международный аэропорт.

Инвестиционная деятельность последних лет характеризуется явным переакцентированием на региональный уровень, что, во многом, является следствием усиления роли субъектов Российской Федерации в экономической и правовой сферах, а также возрастающей востребованностью инвестиционных ресурсов в регионах. При том, что государственная инвестиционная политика предполагает ряд стратегических направлений, регионы становятся всё более самостоятельными в выборе ведущих принципов и инструментов формирования регионального инвестиционного бюджета. Региональные власти получают дополнительные возможности в формировании инвестиционного бюджета не только посредством федеральных денежных средств, но и с помощью дополнительных инвестиционных ресурсов самого субъекта РФ, осуществляя консолидацию в принятии решений в инвестиционной деятельно-

сти с федеральным центром.

ЛИТЕРАТУРА:

Инвестиции / Правительство Ростовской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.donland.ru/economy/ Invest/?pageid=76307.

Инвестиции в Ростовской области / Министерство экономического развития Ростовской области [Электронный ресурс]. URL: http://mineconomikiro.ru/m52b.php.

Инвестиционные возможности в России [Электронный ресурс]. URL: www.ivr.ru/articles/invest.shtml. Инвестиционный портал Ростовской области [Электронный ресурс]. URL: http://invest-don.com/ru. Ксенофонтов, В.И., Зайков, В.П. Опыт формирования нормативно-правового обеспечения региональной инвестиционной политики [Текст] / В.И. Ксенофонтов, В.П. Зайков // Проблемы современной экономики. 2010, № 1-1. С. 201-206.

Официальный сайт Ростовстата // URL: http://rostov.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/rostov/ru/statistics/grp. Портал «Малый и средний бизнес Дона» // URL: http://mbdon.ru/informatsiya/podvedenie-itogov/razvitie-infrastruktury-podderzhki-subektov-malogo-i-srednego-predprinimatelstva.html/

Сайт Агентства инвестиционного развития Ростовской области // URL: http://www.ipa-don.ru/offers/projects/ Ултургашева О.Г., Лавренко А.В., Профатилов Д.А. Экономическая сущность и структура инвестиционного потенциала региона [Текст] / О.Г. Ултургашева, А.В. Лавренко, Д.А. Профатилов // Проблемы современной экономики. 2011. № 1. С. 227-229.

10. Фокина, О.М. Принципы ответственного инвестирования в формировании и реализации региональной инвестиционной политики [Текст] / О.М. Фокина // Регион: системы, экономика, управление. 2015, № 3. С. 62-66.

11. Шваков, Е.Е. Формирование и механизм реализации инвестиционной политики экономического роста региона: автореф. ...д.э.н.: 08.00.05 [Текст] / Е.Е. Шваков. Барнаул, 2007. 44 с.

1. 2.

3.

4.

5.

6. 7.

9.

\

REFERENcEs:

1. Investments / Government of the Rostov Region [Electronic resource]. URL: http://www.donland.ru/economy/ Invest/?pageid=76307.

2. Investments in the Rostov Region / Ministry of Economic Development of the Rostov Region [Electronic resource]. URL: http://mineconomikiro.ru/m52b.php.

3. Investment opportunities in Russia [Electronic resource]. URL: www.ivr.ru/articles/invest.shtml.

4. Investment portal of the Rostov region [Electronic resource]. URL: http://invest-don.com/en.

5. Xenophonov, VI, Zaikov, V.P. Experience in the formation of regulatory support for regional investment policy [Text] / V.I. Ksenofontov, V.P. Zaikov // Problems of Modern Economics. 2010, No. 1-1. Pp. 201-206.

6. Rostovstat official website // URL: http://rostov.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/rostov/ru/statistics/grp.

7. Portal "Small and medium business of the Don" // URL: http://mbdon.ru/informatsiya/podvedenie-itogov/razvitie-infrastruktury-podderzhki-subektov-malogo-i-srednego-predprinimatelstva.html/

8. The site of the Investment Development Agency of the Rostov Region // URL: http://www.ipa-don.ru/offers/projects/

9. Ulturgasheva OG, Lavrenko AV, Profatilov DA Economic essence and structure of the investment potential of the region [Text] / O.G. Ulturgasheva, A.V. Lavrenko, D.A. Profatilov // Problems of the modern economy. 2011. № 1.

10. Fokina, O.M. Principles of responsible investment in the formation and implementation of regional investment policy [Text] / O.M. Fokina // Region: systems, economics, management. 2015, No. 3. pp. 62-66.

11. Shvakov, E.E. Formation and mechanism for the implementation of the investment policy of the region's economic growth: author's abstract. ... e.D.: .: 08.00.05 [Text] / E.E. Shvakov. Barnaul, 2007. 44 p.

P. 227-229.

информация об авторе:

Кузнецов илья Олегович

Россия, г. Ростов-на-Дону Магистрант 2-го года обучения, специальность «Государственное и муниципальное управление» ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» Эл. почта: avk21@yandex.ru

Undergraduate 2nd year students, speciality "State and municipal management"

Information about the author:

Southern Federal University E-mail: avk21@yandex.ru

Kuznetsov Ilya Olegovich

(Russia, Rostov-na-Donu)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.