Научная статья на тему 'Региональный художественный музей: учреждение искусства или субъект культурной политики?'

Региональный художественный музей: учреждение искусства или субъект культурной политики? Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
209
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный художественный музей: учреждение искусства или субъект культурной политики?»

гогического университета им. В.Г. Короленко; «Полтава в исторической и художественной трактовке А.С. Пушкина» Э.А. Ми-наковой, канд. ист. наук, доц. Орловского ГУ. В докладах других участников сообщалось о краеведческой литературе, праздниках и юбилеях, связанных с Полтавской битвой.

Участники четвертой секции «Полтавская битва: проблемы исследования и преподавания» обсудили широкий круг проблем, связанных с преподаванием истории в вузах и школах Украины и России. В докладах Л.Л. Бабенко, канд. ист. наук, доц. Полтавского государственного педагогического университета им. В.Г. Короленко «Дискуссионные проблемы Полтавской битвы в современной украинской историографии» и Н.А. Болотова, д-ра ист. наук, проф., декана факультета истории и права Волгоградского государственного педагогического университета «Отражение Полтавской битвы в школьных и вузовских учебниках России и Украины» нашли отражение разные подходы к трактовке истории Полтавской битвы и ее международно-исторического значения, что вызвало широкую научную дискуссию. В других докладах рассматривались нетрадиционные формы изучения Полтавской битвы, нравственно-этические аспекты сражения, мультимедийные технологии в практической деятельности учащихся.

В пятой секции «Социально-политические последствия Полтавской битвы» были представлены доклады В.И. Астрахана, д-ра ист. наук, доц. Орловской академии ФСО «Полтавское сражение как фактор военной реформы в России»; В.П. Чаплыгина, канд. ист. наук, доц. Курского ГУ «Поиск национальной идеи и интеллигенция (на примере Полтавской битвы)». Участники секции дополнили в своих выступлениях факты и события Северной войны, представления о ее итогах и значении.

Научная конференция завершилась «круглым столом», подведением итогов работы. Были намечены перспективы дальнейшего научного сотрудничества между ведущими научными центрами, учеными ведущих вузов России, Украины, Великобритании и Швеции в дальнейшем изучении истории Полтавской битвы, ее международного значения и различных аспектов военной истории.

Т.В. ГАФАР (Волгоград)

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ: УЧРЕЖДЕНИЕ ИСКУССТВА ИЛИ СУБЪЕКТ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ?

Музеи сегодня повсеместно признаны особо значимыми учреждениями культуры, выполняющим функции хранения историко-культурного наследия и трансляции исторического и культурного опыта поколений. Но эксперты и музейные специалисты разных стран утверждают, что новую роль музеи обретут, превратившись в системы хранения, обработки и передачи интерактивных сообщений в определенном социальном контексте, направленных на определенный социальный контекст. Это возможно при расширении границ исследовательской работы музеев от изучения коллекций до исследования социальной среды, в которой существует музей. Особое значение приобретают региональные музеи, деятельность которых осуществляется в конкретных экономических, географических, социальных и культурных условиях отдельного региона. В 2008 г. Волгоградский музей изобразительных искусств (ВМИИ) стал победителем конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина в номинации «Музейные исследования» с проектом «Музей в Твоей жизни» (рук. Ф.В. Ермолов). Целью проекта стала инициация диалога между посетителем и музеем, в попытке вместе понять, что же такое музей. С этой целью на протяжении полугода проводилось комплексное социологическое исследование. С октября 2008 г. по май 2009 г. было опрошено более 200 респондентов. Совместно с Научно-исследовательским институтом социальной антропологии города проводились фокус-группы, анкетирование, глубинные интервью. В результате были получены количественные и качественные данные о ценностных ориентациях и поведенческих установках различных социально-демографических категорий населения, влияющих на степень их вовлеченности в музейную коммуникацию. Также

© Гафар Т.В., 2009

в рамках проекта прошли акция «Уникальный натюрморт», выставки «Ангел мой, пойдем со мной» и «В поисках Бозона Хиггса», представлена инсталляция «Я поведу тебя в музей», состоялась презентация проекта для городской аудитории.

Произведения живописи и скульптуры во все исторические периоды наделялись особыми аксиологическим и телеологическим значениями. В 1797 г. Л.И. Тик писал: «Картинная галерея... должна быть храмом, где в тихом и безмолвном смирении, во вдохновенном одиночестве человек будет восхищаться высочайшими из смертных - художниками». Художественные музеи по-прежнему во многом сохраняют в себе ощущение «храмовости». И хотя они не имеют такого повсеместного распространения, как музеи исторические и краеведческие, но именно этот тип музея для многих представителей общества продолжает олицетворять собой само явление «музей».

Наличие художественного музея в отдельном регионе является важным фактором повышения культурного статуса территории и способствует появлению культурных новаций, сохранению лучших образцов художественной культуры и культурного наследия, реализации эстетических переживаний. Эффективность взаимодействия территории и художественного музея определяется как потенциалом самого музея, так и исторически сложившимися условиями и традициями. ВМИИ был основан в 1960 г. и открыт для посетителей 22 июня 1963 г. В 2010 г. музей отметит свое пятидесятилетие. За эти десятилетия коллекция музея увеличилась в четыре раза. Но насколько заметным и привычным стало присутствие художественного музея в городе, в повседневной жизни горожан? Как часто волгоградцы вспоминают о нем в череде повседневных забот, какие личные воспоминания связывают музей и его посетителей, каким бы они хотели видеть музей и экспозиции в будущем? Ответы на эти вопросы попытались узнать сотрудники музея в преддверии юбилейной даты, проводя исследование в рамках проекта «Музей в Твоей жизни».

Доктор философских наук М.С. Каган, исходя из положения, что в художественном музее искусство предстает в его художественном качестве и обращено к худо-

жественному восприятию, переживанию, утверждает, что художественные и исторические музеи как учреждения принадлежат разным сферам культуры. Б.А. Столяров полагает, что художественный музей как данность не ориентирован ни на какой возраст - ни на пенсионера, ни на ребенка. Он существует в совершенстве своих вещей. С этим сложно не согласиться, но «совершенство вещей» человек разного возраста, образования и даже темперамента должен иметь возможность воспринять тем способом, который приемлем именно для него. Поэтому, проводя социологическое по форме исследование, ВМИИ обращался к представителям различных социально-демографических групп. Но базовыми при общем анкетировании, при проведении фокусированных и глубинных интервью были вопросы, посредством которых мы старались выяснить, что влечет человека в художественный музей, с каким настроением он уходит из него, по каким параметрам он определяет любимые художественные произведения, вызывают ли у посетителя произведения воспоминания из личной биографии или они для него -внеличностные объекты художественной культуры.

В рамках исследования респондентам фокусированных интервью были заданы вопросы не только о цели посещения, но и о воспоминаниях, которые остались при первом и повторных посещениях музея. Участники всех фокус-групп, а их было проведено пять, с охватом представителей возрастных групп от 10 до 70 лет, в основном вспоминали не конкретные произведения, выставки, знания, полученные на них, а ощущения. Именно атмосфера музея, которую характеризовали как «мистическую», «таинственную», «остановившееся время», «вечное», оставляла незабываемое впечатление. И этому не помешали ни небольшие площади музея, ни отсутствие исторических интерьеров.

Когда вопросы касались информационно-когнитивной области, то школьники (а данную группу аудитории в основном приводят в музей именно с образовательной целью) выражали желание узнать то, что чувствовал художник, когда создавал произведение, что с ним происходило, каковы обстоятельства создания произведения. В информационном плане на первое

место выходит личностный аспект восприятия произведения. Меньше всего во всех возрастных группах интересовались историческим периодом создания произведения, его стилистическими особенностями. Респонденты исследования «Музей в Твоей жизни» высказывались за зонирование пространства музейных залов, за создание экспозиций, характеризуя их как «открытия», «загадки», «иллюзии».

На рубеже XX - XXI вв. тема определения места музея в системе культурно-досуговых организаций стала одной из центральных тем в культурологическом и музейном дискурсе. По мнению А.В. Лебедева, в прошлом веке исследователи различали в первую очередь просветительную и гедонистическую модели музея, в рамках современного гуманитарного знания музей чаще рассматривают в системе представлений о цивилизации досуга и видят в нем место творческой самореализации личности. Но большинство музеев (а в регионах практически все работают в дневное время) закрываются как раз с завершением рабочего дня у подавляющего большинства потенциальных посетителей. Сами же посетители, участвовавшие в опросах и интервью, в подавляющем большинстве (98% высказались за более позднее закрытие музея его для посетителей, в среднем предлагалось продлить время работы до 19.00).

В наших анкетах был выделен вопрос о возможности и необходимости проведения в музеях различных мероприятий. При желании сохранить в музее атмосферу «хра-мовости» и указании как негативного фактора шума и многолюдности (38 и 55%), 90% респондентов высказались за расширение форм работы со зрителями. Они считают, что атмосфера музея добавляет новые смыслы массовым мероприятиям, которые могут проходить в других местах (концерты, театрализованные представления, музыкальные вечера и т. п.), но только музей придает им демократичность.

Современные средства коммуникации, информационные технологии, новые формы досуга могут способствовать более тесному взаимодействию художественного музея с обществом. Тем более что при всем разнообразии средств коммуникации, доступных сегодня, именно в музее сохраняется возможность личного контакта не только с произведением, но и с собеседником,

которым выступает и гид-экскурсовод, и спутник, с которым посетитель пришел в музей. Именно за получение информации от экскурсовода выступили представители самого «технического» поколения - школьники от 10 до 17 лет, им вторили представители старшего поколения в возрасте от 55 лет. Музей становится тем местом, где сохраняется сама атмосфера, располагающая к диалогу - не виртуальному, а реальному.

Результаты исследования, проведенного в рамках проекта «Музей в Твоей жизни», стали основой итоговой выставки, открывшейся в музее 18 июня 2009 г., и определили структуру издания «Буклет воспоминаний». В экспозиции итоговой выставки были представлены те экспонаты музея, которые горожане пожелали увидеть вновь. Выставка состояла из трех частей. В фойе представлена вводная экспозиция, посвященная художественным музеям Волгограда, в прошлом Царицына и Сталинграда. В первом зале музея можно было увидеть произведения западноевропейского и отечественного искусства из коллекции музея, наиболее часто упоминаемые посетителями как самые любимые и значительные. Также здесь можно было познакомиться с акциями проекта, проведенными в течение года, и детскими работами, выполненными во время акции «Уникальный натюрморт». Смысловым ядром экспозиции стали видео-, аудио- и фотоматериалы, собранные в процессе исследования. В малом зале была представлена персональная выставка фотохудожника Л. Топрове-ра «Эффект присутствия». В течение нескольких месяцев фотограф наблюдал за посетителями музея, создавая фотохронику не торжественных мероприятий и презентаций, а музейных будней. Таким образом, музей предстал в первую очередь как социальное, общественное пространство, где экспонируемая коллекция явилась отражением городского социума. Выставка стала, по сути, музеем, созданным горожанами.

Анализ социологических и статистических данных дает основание рассматривать функцию организации досуга в музее как перспективную для дальнейшей институализации данного учреждения. Художественные музеи в данном контексте обладают рядом преимуществ, базирующихся на полифункциональности искусства как осно-

вы своих фондов, что позволяет качественно разнообразить формы работы со зрителями региональных музеев. И если сегодня признать одним из приоритетных направлений взаимодействие музеев и общества, то художественные музеи имеют значительный потенциал для деятельности, может быть, еще до конца не осознанный самими музеями.

Изменения в социальной и экономической сферах, произошедшие в последней четверти ХХ в. в России и мире, оказали существенное влияние на условия, в

которых происходит формирование личности, на структуру свободного времени человека, на предпочтения и мотивы обращения его к художественной культуре. Опираясь на опыт работы художественных музеев как целого, принимая во внимание результаты исследования «Музей в Твоей жизни» как части целого, можно предположить, что развитие регионального художественного музея неотделимо от процесса его участия в решении проблем современного общества и региональных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.