ПРИЗВАНИЕ—ИСТОРИЯ
A.A. Тереханова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ В ПЛАНИРОВАНИИ ТУРИЗМА
Вопросы туризма в настоящее время стали предметом обсуждения как на страницах монографий, так и в учебной литературе. Такой интерес вполне закономерен, поскольку активно формируется междисциплинарное поле туристических исследований, и научный подход в изучении отдельных аспектов развития туризма и разработке методических рекомендаций, отвечающих современным потребностям, становится все более актуальным. Очевидно, что туризм тесно связан с регионоведением. Изучением регионов, выявлением их особенностей занимаются ученые-регионоведы и специалисты в области туризма, для которых региональные особенности являются ключевыми при организации туристических маршрутов. Не удивительно, что понятие «региональный туризм» используется все чаще, особенно когда речь идет об изучении нескольких регионов (стран) в рамках одного путешествия.
Многие науки (география, экономика, история, международное право и др.) и смежные дисциплины дают свое определение понятия регион. Однако все чаще в учебной литературе можно встретить развернутое объяснение данного термина, а также сравнение его с другим понятием—район. Приводится и типология регионов по различным признакам — геополитическим, экономическим, социальным ит. п.1 Туризм как прикладное направление пользуется определенной свободой в трактовке этих понятий и, отталкиваясь в первую очередь от историко-культурных традиций, стремится к объединению всех существующих характеристик. Во многом это обусловлено сложностью подходов при составлении экскурсионных программ,
© A.A. Тереханова, 2010
предоставлении экскурсионного материала и туристических услуг в целом. Более того, само понятие путешествие также вызывает интерес у специалистов в различных областях знаний (географов, психологов, социологов, философов и т. д.)2. В современной туристической литературе широко используются и такие словосочетания, как районирование территорий и туристские (рекреационные) регионы, появившиеся благодаря так называемой рекреационной географии3.
Не претендуя на окончательное определение понятий и не стремясь дать исчерпывающие характеристики региональных компонентов в динамичном мире туристического бизнеса, попытаемся выделить основные направления в развитии современного регионального туризма, основываясь прежде всего на практическом опыте.
Первое направление—это путешествия, маршрут которых не выходит за границы одного исторического региона. Например, в нашей стране Смоленская область чрезвычайно богата памятниками героического прошлого города и области, здесь сохранилось немало усадеб, храмов, монастырей. Туристический потенциал региона позволяет организовать целый комплекс радиальных путешествий из Смоленска в областные историко-культурные центры (заповедники).
Страны Европы также могут предложить разнообразные маршруты. Например, путешествия по французским провинциям (историческим регионам) — Нормандии (города Руан, Онфлёр, Мон-Сен-Мишель и др.), Провансу (города Ницца, Марсель, Тулон, Авиньон, Арль и др.), долине р. Луары (знаменитые замки).
Италия сегодня активно рекламирует свои регионы, акцентируя внимание на их разнообразии и отличительных особенностях. Так, представители администраций таких итальянских регионов как Пьемонт, Эмилия-Романия, Марке организовали ряд международных встреч, способствовали выпуску региональных сборников и альбомов4, участвовали в проектах по составлению программ «Cities of art» и т. п.
С подъемом интереса к истории регионов Европы связано появление ряда книг об областях, исторических местностях, природных особенностях европейских стран. В 2000 г. в Великобритании, например, вышел сборник материалов о жизни традиционной британской деревни (English villages). Помимо колоритных описаний домов, дворов, других построек, перечисляются названия деревень,
представлена историческая справочная информация, прилагаются фотографии. Отмечая особое значение церковного прихода и школы в жизни каждой деревни, автор издания останавливается на особенностях Южной и Юго-Восточной Англии, Центральной и Северной Англии, Уэльса и Шотландии5. В другом сборнике речь идет о природных богатствах Англии—ее озерах, реках, а также об отдельных территориях (графствах). При этом особо подчеркивается значение водной среды в становлении традиций, характера и нравов британцев6. Британские авторы полагают, что не только каждое графство, но и каждый город Британии дал нечто особенное своей стране, участвовал в формировании ее неповторимого исторического образа. Например, красная роза—символ города Ланкастера — стала символом всего графства Ланкашир, а также династии Тюдоров7.
Государства центральной и восточной Европы, такие как Венгрия, Хорватия, Польша, Словения, Словакия, Болгария, Румыния, сегодня пытаются конкурировать в сфере туризма со странами западной и южной Европы. В то же время они стремятся найти свое место в списке значимых мировых культурных центров, делая ставку на собственные региональные особенности, национальные парки, заповедники. Это, в свою очередь, способствует проведению активной исследовательской работы и выпуску региональных справочни-ков-путеводителей8.
В 1990-е годы идея европейского единства, общей европейской цивилизации, ставшая доминирующей после подписания Маастрихтского соглашения, способствовала проведению ряда реформ, затронувших самые разные области жизни (включая образовательную сферу). Традиционная культура народов Европы, их национальнопатриотические принципы отошли на второй план9. В настоящее время прослеживается другая тенденция — стремление европейцев обратить внимание на свои региональные особенности, подчеркнуть их разнообразие. В этом отношении туризм как никакая другая сфера способен оперативно аккумулировать и передавать информацию о культурных, природных, исторических богатствах различных территорий. Посещение какого-либо региона — это, как правило, сочетание экскурсий и отдыха или экскурсий с лечением и спортом. Комплексный характер таких путешествий позволяет всесторонне и более внимательно изучить ту или иную местность.
Второе направление современного регионального туризма—это посещение различных регионов в пределах одной страны. Подобные туры дают возможность не только получить общее представление о каждой территории, но и провести их сравнительный анализ. Так, во время тура по Италии («Италия — Классика»), путешествуя от Милана до Рима, можно посетить несколько крупных культурных центров, проехать по территории таких областей, как Ломбардия, Тоскана, Пьемонт, Лацио и др., а также познакомиться с культурой итальянской провинции, увидеть множество маленьких городков, которыми так славится Италия. Не менее интересны и познавательны аналогичные поездки по провинциям Испании и Франции, землям Германии и Австрии, примеров можно привести много. Подобные программы также незаменимы при изучении регионов Южной и ЮгоВосточной Азии, Австралии, Океании.
Третье направление — это маршруты, предусматривающие посещение нескольких стран. Подобные туры получили большое распространение на европейском рынке туристических услуг. Такие программы, как «Страны Бенилюкс», «Франция — Бельгия», «Германия— Бельгия» и ряд других, пользуются неизменной популярностью. В немалой степени этому способствует возможность путешествовать на автобусе.
Межрегиональные туристические программы косвенно подтверждают тот факт, что какая-либо область (страна) может «переходить» из одного макрорегиона в другой. Так, например, Австралия в последнее время не только с геополитической10, но и с туристической точки зрения все чаще связывается с Юго-Восточной Азией. Такие туры как «Австралия— Сингапур — Вьетнам — Таиланд» становятся все более популярными и разрушают прежний стереотип путешествия— «Австралия—Океания». Много интересных и разноплановых предложений подобного рода предоставляет и Балтийский регион, отчасти благодаря динамично развивающемуся паромному сообщению.
Организация путешествий по историческим маршрутам также способствуют развитию регионального туризма. Несмотря на то, что такой вариант поездки вряд ли можно назвать экономичным, интерес к подобным турам растет. Разработка исторических маршрутов предполагает большую исследовательскую работу, а их организация и проведение требуют высокой профессиональной подготовки.
Презентации подготовленных программ проводятся в рамках специальных семинаров и так называемых воркшопов (workshops), где происходит их активное обсуждение. Так, например, маршруты из серии «Великий шелковый путь» активно обсуждались в 80-90-е годы XX в. и стали частью плана ЮНЕСКО11.
На рубеже тысячелетий в мире происходят значительные информационные и геополитические изменения. Туризм вынужден оперативно на них реагировать, поскольку от этого во многом зависит его дальнейшее существование. Так, сегодня туризм — один из лидеров электронной торговли12. Синтез различных знаний (гуманитарных, естественнонаучных, специальных) и быстрота их использования стали важными условиями функционирования отрасли. Но хотелось бы обратить внимание и на то, что туризм несет большую нравственную ответственность за интеллектуальный продукт, который он создает и предоставляет потребителю. Любой бизнес, особенно туристический, должен развиваться в интеллектуальной, духовной среде, и именно регионоведение (регионалистика) может дать научную основу для дальнейшего развития регионального туризма, потребность в котором очевидна (например, сельский туризм с элементами этнографии, событийный туризм приобретают все большую популярность). В то же время воссоздание традиционных праздников, фестивалей, карнавалов способствует как экономическому процветанию городов (регионов), так и сохранению традиций, неповторимой духовной атмосферы той или иной местности. Провинция, регион, город или маленькая деревня представляют собой особый духовный мир, который, с одной стороны, служит объединяющим национальным фактором, а с другой—подчеркивает многоликость картины мира, его неповторимость и красоту.
1 См., например: Дергачев В. А., Вардомский Л. Б. Регионоведение. М., 2004. С. 9-12.
2 См.: Замятин Д. Н. Гуманитарная география: пространство и язык географических образов. СПб., 2003. С. 76-80.
3 Косолапое А. Б. География Российского внутреннего туризма. М., 2009. С. 15.
4 См., например: The Marche: people and land (special edition). Milan, 2007. P. 106-115.
5 GordonS. Fxplore Britain’s Villages. Basingstoke, 2000. P. 14-17.
6 The English lakes I Text by R. Whiteman, photographs by R. Talbot. London, 1989. P. 16.
7 Lancashire. A portrait in color. Newbury, 2000. P. 74.
8 См.: Достопримечательности Венгрии. Мишкольц, 2006. C. 116-153.
9 См.: ЛиферовА.П. Интеграционный потенциал образовательных систем крупнейших регионов мира (типология, сравнительный анализ). Рязань, 1997. С. 9.
10 См.: ЛанкоД.А. Процессы глобализации, регионализации и локализации вокруг Балтийского моря. СПб., 2008. С. 184-185.
11 См.: ДрежЖ.-П. Марко Поло и шелковый путь. М., 2006. С. 178-179.
12 География туризма. М., 2009. С. 89.