Научная статья на тему 'Региональные университеты как центры развития интеллектуального потенциала населения и одаренных детей и молодежи'

Региональные университеты как центры развития интеллектуального потенциала населения и одаренных детей и молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ И МОЛОДЁЖЬ / РИСКИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА / REGIONAL UNIVERSITIES / INTELLECTUAL POTENTIAL / GIFTED CHILDREN AND YOUTH / RISKS OF MODERN SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хунагов Рашид Думаличевич

В статье ракрываются структура и компоненты интеллектуального потенциала региона и обосновывается роль университетов в развитии этого потенциала. Показаны ведущие идеи формирующейся региональной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хунагов Рашид Думаличевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL UNIVERSITIES AS CENTERS OF DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL POTENTIAL OF THE POPULATION AND GIFTED CHILDREN AND YOUTH

The paper discusses the structure and components of intellectual capacity of the region and substantiates the role which universities play in development of this potential. Leading ideas of a developing regional system are shown.

Текст научной работы на тему «Региональные университеты как центры развития интеллектуального потенциала населения и одаренных детей и молодежи»

УДК 371.3 ББК 74.202.4 Х 98

Р.Д. Хунагов

Доктор социологических наук, профессор, ректор Адыгейского государственного университета; E-mail: adsu@adygnet. ru

РЕГИОНАЛЬНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ КАК ЦЕНТРЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА НАСЕЛЕНИЯ И ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И

МОЛОДЕЖИ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье ракрываются структура и компоненты интеллектуального потенциала региона и обосновывается роль университетов в развитии этого потенциала. Показаны ведущие идеи формирующейся региональной системы.

Ключевые слова: региональные университеты, интеллектуальный потенциал, одарённые дети и молодёжь, риски современного общества.

R.D. Khunagov

Doctor of Sociology, Professor, Rector of Adyghe State University; E-mail: adsu@adygnet.ru

REGIONAL UNIVERSITIES AS CENTERS OF DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL POTENTIAL OF THE POPULATION AND GIFTED CHILDREN AND

YOUTH

Abstract. The paper discusses the structure and components of intellectual capacity of the region and substantiates the role which universities play in development of this potential. Leading ideas of a developing regional system are shown.

Keywords: regional universities, intellectual potential, gifted children and youth, risks of modern

society.

Среди рисков современного общества для человека особое положение, с точки зрения президента РАО Н.Д. Никандрова (2007), занимает возрастание примитивизации потребностей и интересов с соответствующим обратным влиянием на культуру со стороны ее потребителей. Следовательно, в условиях формирования инновационной экономики государства и его регионов главным фактором развития субъектов экономики становится наращивание ее интеллектуального потенциала, которая определяется нами как системная совокупность и системный результат реализации научно-технического, образовательного, культурного и инновационного ресурсов региона. Представление о структуре и компонентах интеллектуального потенциала региона представлены на презентации (рис 1), что позволяет перейти к определению непосредственно роли университетов в развитии этого важнейшего условия развития региона.

Интеллектуальный потенциал региона (системная совокупность и системный результат реализации ресурсов региона)

■ ► Научно-технический потенциал Совокупность научных знаний, результатов деятельности и ее итогов

Инновации и высокотехнологичные производственные комплексы

Наличествующие резервы новой техники и технологий, интеллектуальной собственности

Образовательный потенциал (создание знаний и формирование кадрового потенциала)

Качество обобщенного мышления населения;

Темпы продвижения различных слоев населения в обучении

Отношения между регионами и образовательными учреждениями

Фонд наличествующих и используемых знаний

Возможности обучающихся

Культурный потенциал (способность системы соответствовать запросам общества и региона ________________в целях повышения морально-этического и духовного уровня)___________________

Специфические признаки и культурные особенностей Духовная культура населения региона

Качество реализации целей (преобразование мира, обеспечение условий общения, регулирование деятельности и поведения, установление и поддержание системы ценностей)

Инновационный потенциал (результат преобразования знаний: технологии, услуги,

Наличие специалистов Квалификация рабочих Инфраструктура инновационного процесса

Инновационная культура региона (использование достижений науки, доступ к высоким технологиям, выпуск высококачественной продукции)

Рис. 1. Структура и компоненты интеллектуального потенциала региона

Образовательные учреждения региона являются активным элементом жизни территориального комплекса, поэтому формируются новые отношения между регионами и образовательными учреждениями. Однако только университеты, оказывающие разностороннее воздействие на все компоненты деятельности региона, являющиеся главными центрами образовательного, научного, культурного, интеллектуального и нравственного притяжения населения, могут стать локомотивом развития интеллектуального потенциала региона.

Важнейшим компонентом развития интеллектуального потенциала региона и, на наш взгляд, функциональной обязанностью высших учебных заведений является всемерная помощь одаренным детям и молодежи в реализации своей одаренности.

Проблемы психолого-педагогической науки и педагогической практики обусловлены особенностями пространственно-временной ситуации XXI века в мире и не всегда напрямую определяются непосредственными проблемами российского государства.

Д.И. Фельдштейн (2012) подчеркивает: «Наблюдаются качественные изменения человека, обладающего новым типом мышления, новым типом сознания и самосознания». «Ребенок не стал хуже или лучше своего сверстника двадцатилетней давности, он просто стал другим» (Д.И. Фельдштейн, 2009). Поэтому «речь идет не о каких-то поправках, не о внесении чего-то нового, а о преобразовании образования, о формировании новых принципов, условий, форм его организации - предметно-содержательных, структурных, смысловых».

Переход от массового образования, заботящегося об образовании большинства детей (со средними способностями) к системе образования, ориентированного на максимальное использование задатков и возможностей каждого обучающегося, резко обостряет проблему обучения тех, кто значительно отклоняется от среднего уровня как в сторону меньших, так и в сторону больших способностей.

Трудности с обучением в школе детей, отстающих в своем развитии от возрастных норм, проявились в школьной неуспеваемости и заставили общество принять неотложные меры. Для образования таких детей организованы специальные учебные учреждения, уже давно ведется серьезная научная работа. К сожалению, пока что значительно меньше сделано в отношении детей, превосходящих возрастную норму в различных отношениях. Между тем именно высокоодаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, и транжирить таланты является непозволительной ошибкой для любого государства.

Оснований для утверждения о непонимании проблемы на верхних этажах государственной власти нет. Однако в настоящее время в РФ полноценной системы поддержки и сопровождения одаренных детей не существует. Есть отдельные нормативноправовые акты, есть отдельный хороший опыт в субъектах РФ, но целостной системы нет, ее нужно достроить и создать. И чем быстрее мы это сделаем, тем лучше для развития экономики и социальной сферы нашей страны.

Что сдерживает формирование такой системы и какова роль региональных университетов в решении означенной проблемы? Создание системы сдерживается не только управленческими проблемами, но и множеством методологических и методических проблем, решение которых под силу региональным университетам. Университет имеет научный и педагогический потенциал для аккумуляции и систематизации знаний по определению методологии построения региональной системы образования, выявления комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы поиска, методики поддержки и развития одаренных детей в условиях региональной системы образования.

Ведущими идеями формирующейся региональной системы могут быть:

- рассмотрение региональной системы образования как образовательной среды, способствующей полноценному развитию личности каждого ребенка (одаренного и с признаками одаренности), его самоопределению и самореализации, формированию его индивидуального дарования, достижению успеха в жизни, а также созданию условий для одаренных детей, имеющих особо выдающиеся достижения в разных предметных областях и сферах жизнедеятельности региона;

- определение позиции самого процесса выявления предпосылок и содержания развития одаренности: он должен служить не выделению одаренных детей в противовес остальным, а способствовать решению задачи создания с учетом современных социальных закономерностей, благоприятных условий для развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями;

- рассмотрение личностного развития как основополагающей цели обучения и воспитания одаренных детей; при этом отбор целей, содержания и форм работы с одаренными детьми должен производиться на основе принципов индивидуализации и дифференциации, позволяющих полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся;

- обеспечение непрерывности развития одаренного ребенка как по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическими особенностями одаренных учащихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая повышенный уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка);

- определение важнейшим компонентом образовательной среды информационного пространства, нахождение в котором позволит ребенку осуществить выбор вида деятельности, ее содержания, способа своего участия в ней;

- рассмотрение комплекса условий и средств развития одаренного ребенка как многоуровневой системы, включающей в себя следующие взаимосвязанные уровни: региональная система образования, муниципальная система образования, образовательные учреждения разных типов, субъекты образовательной деятельности (дети, родители, педагоги);

- обеспечение взаимодействия субъектов системы, предполагающего координацию их деятельности, ведущего к интеграции их усилий и достижению целостности системы работы с одаренными детьми в регионе, оптимизации процесса управления ею;

- поддержка эффективной деятельности на уровне образовательных учреждений, муниципальных образований, региона и разработка новых форм работы, позволяющих создать новый опыт работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.

Эти идеи были определены и конкретизированы в 1996-2010 годы вначале на уровне города, а затем и республики при непосредственном участии большого коллектива профессоров и ведущих преподавателей Адыгейского государственного университета. Была создана модель процесса управления системой работы с одаренными детьми в условиях

города с учетом специфики региона. Реализация модели неоднократно проверялась и корректировалась (Всероссийская научно-практическая конференция по проблемам одаренности и ее развития, 1996; обоснование компонентов системы работы с одаренными детьми и представление на конкурс Президента России коллективной монографии «Система работы с одаренными детьми и учащимися в современных экономических, социокультурных трансформациях с учетом специфики региона (описание модели процесса управления системой работы с одаренными детьми в масштабах города)», 1997; совместное заседание коллегии Министерства образования и науки Республики Адыгея и Ученого совета АГУ, посвященное некоторым аспектам работы с одаренными детьми; Республиканское августовское совещание работников образования 2012 года с участием Президента Российской Федерации и др.)

В результате определения методологических и методических оснований уточнялись и выкристаллизовывались в течение указанного выше периода процессуально и методически значимые задачи, среди которых наиболее важными являются:

- оптимизация процесса управления взаимодействием субъектов региональной системы образования по созданию новых условий для развития одаренных детей;

- создание комплекса диагностических процедур и методов, направленных на раннее выявление, оценку и отслеживание развития одаренных детей региона;

- интеграция образовательных учреждений разных типов в рамках региональной системы образования, создание педагогических комплексов, в том числе и с включением академической науки;

- создание системы непрерывного социально-педагогического сопровождения одаренных детей в рамках региональной системы образования;

- подготовка педагогических кадров к работе с одаренными детьми и внедрение нового опыта в практику работы образовательных учреждений и систему повышения квалификации педагогов;

- обеспечение мотивационной поддержки работы с одаренными обучающимися в регионе;

- создание системы информационного обеспечения процесса выявления, поддержки и развития одаренных детей в региональной системе образования;

- обновление нормативно-правовой базы работы с одаренными детьми в регионе;

- поиск новых возможностей финансового обеспечения работы с одаренными детьми в рамках региональной системы образования.

На оснований изложенных выше подходов составлена организационнопроцессуальная модель работы Адыгейского государственного университета и ее взаимодействия с региональной системой образования, муниципальными системами образования, образовательными учреждениями и непосредственно с участниками образовательного процесса (родителями, одаренными детьми, учителями и педагогами) по направлениям деятельности (рис. 2).

Министерство образования и науки Республики Адыгея ||| | Адыгейский

и

I

госуниверситет

Проректоры

Председатель Ученого совета, ректор

Институты, факультеты, филиалы, кафедры

Гуманитарно-технологический колледж

а ^ Непосредственные структурные образования, обеспечивающие работу с одаренными ^ _____________________________детьми и молодежью региона__________________________

Республиканская естественно-математическая школа при АГУ Научная библиотека АГУ I

Научно- Студенчески Совет

исследовательский й центр аспирантов и

институт культуры молодых ученых

СНО

Спортивные команды и кружки

Центр космических услуг

Бизнес-

инкубатор

Летние предметные школы

Спортивный клуб АГУ

Центр интеллектуального развития ребенка

Некоторые формы работы с одаренными детьми и молодежью региона

Интеллектуальные олимпиады |

федр I

Выездные заседания ка<

Проблемные гранты

Подключение к библиотечным фондам

Привлечение к сотрудничеству ведущих ученых

Методическое образование учителей школ

Научные конференции, в том числе и выездные

Малые научные чтения

Научные

кружки

Исслед-ские

группы

Школьные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

конференции

Очно-заочные и дистанционные формы предметного обучения

Рис. 2. Взаимодействие структурных образований Адыгейского государственного университета по обеспечению развития интеллектуального потенциала населения и одаренных детей и молодежи

Реализовать все задуманное не удалось в силу ряда объективных и субъективных причин, но в каждом из выделенных направлений имеются интересные результаты.

Например, для удовлетворения потребности в обеспечении информационной поддержки одаренных детей в университете создан телефонный доступ к информационным базам библиотеки, разработаны и выставлены для пользования методические разработки для педагогов-предметников, проводящих работу с одаренными детьми.

Наглядным примером комплексной реализации всех направлений деятельности является Республиканская естественно-математическая школа при Адыгейском государственном университете, об особенностях работы которой подробно расскажет ее директор, декан факультета математики и компьютерных наук, доцент Д.К. Мамий. Мы же отметим лишь фактор и условия взаимодействия региональной власти и университета в обеспечении условий ее создания и функционирования.

В статье следовало бы остановиться на применяемых в университете организационных формах работы по развитию интеллектуального потенциала населения и одаренных детей и молодежи, раскрыть совокупность общеизвестных форм, таких, как интеллектуальные олимпиады, научные конференции и т.п., и таких оригинальных, как подключение к библиотечным фондам различных категорий населения, вовлечение в творческую работу студентов и их мотивирование к творчеству через бизнес-инкубатор, привлечение к сотрудничеству ведущих ученых, использование новых технологий, например, через центр космических услуг; создание условий для инклюзивного обучения одаренных детей, имеющих проблемы со здоровьем; работа с одаренными и способными студентами в рамках студенческих научных обществ, научных кружков и проблемных грантов, работа летнего методологического лагеря (университета), деятельность Центра интеллектуального развития ребенка, проведение летних предметных школ для одаренных детей; очно-заочные и дистанционные формы обучения, ориентированные на работу с одаренными школьниками из сельской местности, и многое другое.

Следует выделить несколько тезисов, подчеркивающих наличие ряда важнейших региональных проблем.

Первая проблема связана с закреплением в регионе талантливых выпускников школ и

вузов.

Понятно, что глобализация представляет собой закономерность саморазвития общества, а закономерности отменить либо запретить невозможно. Их нужно

целесообразным образом использовать.

В 2003 году Россия присоединилась к Болонской декларации, взяв на себя тем самым ряд обязательств, в том числе и по созданию условий для академической мобильности.

Но создание условий для академической мобильности студентов и преподавателей в нынешних условиях может привести к уничтожению российской системы воспитания, к усилению оттока из страны наиболее талантливой и подготовленной молодежи.

В этой связи следует задаться вопросом: может ли выходящая из кризиса система образования обеспечивать равноценный двухсторонний поток в Европу и в Россию при создании условий для академической мобильности? Наверное, следует вначале создать привлекательные условия обучения для иностранных студентов в России и лишь затем -пытаться обеспечивать академическую мобильность. Насколько готовы успешные молодые российские специалисты, выезжающие в процессе реализации академической мобильности за границу, вернуться на Родину и работать на благо ее развития?

Вторая проблема, которую мне хотелось бы обозначить, связана с проблемой воспитания вообще и воспитания одаренных в частности. Считается, что воспитание личности является производным образовательного поля вуза. Каким образом следует формировать нравственные и профессионально значимые свойства личности, если воздействующее образовательное поле постоянно меняет свою конфигурацию, содержание воздействия, целевые установки, что происходит сейчас и что всегда будет непременно происходить в условиях академической мобильности?

Особое беспокойство вызывает отсутствие в новых условиях обоснованных подходов к формированию патриотизма как высшего нравственного проявления личностных чувств человека. Отрыв молодого человека от воздействия нравственных ценностей приведет его к отлучению от познания нравственных императивов, заложенных в мудрости собственного народа и народов, проживающих рядом. Может ли в такой образовательно-воспитательной ситуации «родиться» патриот?

Третья проблема. Значительным риском, вытекающим из сужения входа в образовательную систему, является постоянно возникающая в разных кабинетах власти идея сокращения количества вузов вообще и университетов в частности. Нельзя утверждать, что у данной проблемы есть однозначное, удовлетворяющее все личностные, общественные и государственные потребности решение.

Невозможно согласиться с «расползанием», резким увеличением количества структурных единиц в системе образования хотя бы потому, что это тупиковый путь, путь разрушения, а не созидания. Поэтому с точки зрения государства и части общества сокращение вузов - это верное решение.

Вероятно, логично согласиться и с тем, что «места под солнцем» достойны крупные вузы, которые, как известно, расположены в крупных городах. Однако в таком случае периферии России остаются без высших учебных заведений, которые играют не только роль поставщиков кадров для народного хозяйства. Они являются и научными, и культурными центрами своих регионов. Не факт, что одаренная часть молодежи, желающая получить высшее образование, обязательно представляет членов экономически состоятельной семьи. И не факт, что молодой человек, получивший высшее образование в крупном городе, вернется в свой регион.

В этой связи встает особый вопрос о существовании высших учебных заведений национально-территориальных образований. Существование России как единого государства обеспечивается за счет единства культуры, возможностей различных народов познавать ценности общества и науки через русский язык. Реализация прав одаренных детей, особенно детей нерусской национальности, напрямую связана с овладением русским языком. В случае ликвидации или ограничения (количественного или качественного) региональных и национальных вузов возникает вакуум государственных возможностей трансляции русской культуры и русского языка. Каким образом это может отразиться на сохранении государственности России, на её территориальной и ментальной целостности?

У этой проблемы есть еще один аспект. Русский язык является языком межнационального общения и обеспечения взаимопонимания между людьми на территории России. Известно, что 2013 год объявлен годом русского языка. А вот Адыгейский государственный университет в этом году получил на направление русской филологии 13 бюджетных мест. Как это сопрягается с необходимостью повышения статуса русского языка?

Думается, что решение указанных выше проблем поставит на новый качественный уровень развития систему повышения интеллектуального потенциала населения и одаренных детей и молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.