JL1
УДК 332.1 С.П. Монгуш
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЫВЫ
В статье представлены основные проблемы, стоящие перед экономикой РеспубликиТыва с учетом дилеммы дотационности бюджета. Рассмотрены приоритетные направления развития для улучшения социально-экономического положения региона.
Ключевые слова: экономическое развитие, отрасль, бюджет, промышленность, средства, РеспубликаТыва.
S.P. Mongush
ABOUT SOME PROBLEMS OF THE TUVA REPUBLIC SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT
The main problems facing the Tuva Republic economy taking into account thedilemma of the subsi-dydependence on the budget are presented in the article. The priority development directions for improvement of the social-economic region state are considered in the article.
Key words: economic development, branch, budget, industry, funds, Tuva Republic.
Республика Тыва является самым молодым субъектом Российской Федерации (РФ). Социально-экономическое положение республики определяется показателем валового регионального продукта (ВРП), являющегося макроэкономическим показателем развития (табл. 1). За 2011 г. данный показатель был на уровне 33790,5 млн руб., что больше аналогичного показателя 2010 г. (30772,8 млн руб.) на 109,8 %, или 3017,7 млн руб. По сравнению с другими субъектами Российской Федерации валовой региональный продукт республики растет медленными темпами, всего около 10 % [1, 2].
Таблица 1
Показатели валового регионального продукта в субъектах РФ, млн руб. [9]
Субъект РФ Период 2011 г. к 2010 г.
2000 г. 2010 г. 2011 г. Темп роста, % Абс. откл. (+,-)
СФО 687071 4131394 4795595 116,1 664201
Республика Алтай 2737,5 22393,7 26472,8 118,2 4079,1
Республика Бурятия 21574,5 133526 154678 115,8 21152,1
Республика Тыва 3594,1 30772,8 33790,5 109,8 3017,7
Республика Хакасия 17418,1 96039,8 115653 120,4 19613,2
Алтайский край 46736,8 302901 336184 111,0 33283,1
Забайкальский край 30024,6 166743 208258 124,9 41515,2
Красноярский край 214663 1055525 1188778 112,6 133253,1
Иркутская область 103014 546141 627856 115,0 81715,2
Кемеровская область 88728,1 625915 740735 118,3 114820,3
Новосибирская область 72012,7 484141 576782 119,1 92640,4
Омская область 46028,4 382620 448686 117,3 66066
Томская область 40539,5 284677 337722 118,6 53045,6
Если рассматривать структуру валового регионального продукта республики, то стратегически важные отрасли (промышленность, сельское хозяйство, строительство) составляют около 40 %, а непроизводственные 60 % (рис.).
□ Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
□ Рыболовство, рыбоводство
□ Добыча полезных ископаемых
□ Обрабатывающие производства
□ Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
□ Строительство
□ Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и
предметов личного пользования
□ Гостиницы и рестораны
□ Транспорт и связь
□ Финансовая деятельность
□ Операции с недвижимым имуществом, аренды и предоставление услуг
□ Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение
□ Образование
□ Здравоохранение и предоставление социальных услуг
□ Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
Отраслевая структура валового регионального продукта Тывы за 2011 год, % [9]
Это обусловлено неразвитостью экономики республики, где значительная часть потребностей народного хозяйства удовлетворяется за счет ввоза из других регионов, а вывоз товаров народного потребления осуществляется по низкой стоимости, что предопределяет зависимость республики от других экономических субъектов страны (табл. 2).
Таблица 2
Первенство субъектов Сибирского федерального округа (СФО) по валовому региональному продукту в 2012 г. [9]
Субъект СФО Занимаемое место по
Российской Федерации Сибирскому федеральному округу
Республика Алтай 70 12
Республика Бурятия 59 9
Республика Тыва 75 11
Республика Хакасия 40 10
Алтайский край 68 7
Забайкальский край 46 8
Красноярский край 9 1
Иркутская область 27 3
Кемеровская область 24 2
Новосибирская область 41 4
Омская область 35 5
Томская область 16 6
Как видно из данных табл. 2, Республика Тыва по показателю валового регионального продукта занимает 75-е место среди субъектов Российской Федерации и 11-е место в Сибирском федеральном округе.
Главным барьером развития Тывы является периферийное положение (приграничность территории, дотационный бюджет свыше 70 %) и транспортная изоляция (отсутствие железной дороги; перевозки речным транспортом осуществляются только внутри республики; авиагрузоперевозки, авиапассажироперевозки осуществляются в малых объемах из-за дороговизны), экономическая отсталость (отсутствие производящих и перерабатывающих отраслей), крайне низкий уровень жизни (высокая доля безработицы и низкая оплата труда) [7]. Д.Ф. Дабиев вполне закономерно указывает на то, что политика регионального бюджетного выравнивания путем перераспределения бюджетных средств из регионов-реципиентов в пользу регионов-доноров «искусственно сдерживают развитие первых и порождают иждивенческие настроения у последних» [3]. Основные проблемы социально-экономического развития Тывы видятся в следующем.
Во-первых, неразвитость транспортной инфраструктуры, отсутствие железной дороги, высокая стоимость авиаперевозок (авиарейсы), речной транспорт ограничен по своим территориальным особенностям, автомобильный транспорт дорогостоящий; во-вторых, низкий уровень освоения природных ресурсов (дефицит инвестиционных средств); в-третьих, низкий уровень развития промышленных отраслей экономики республики, отсутствие перерабатывающих предприятий.
В Республике Тыва с учетом степени использования производственного потенциала и разнообразия природных условий основными конкурентоспособными отраслями экономики являются горнодобывающая промышленность; лесоперерабатывающая промышленность; сельское хозяйство (переработка продукции отрасли); производство строительных материалов; лечебно-оздоровительный комплекс; туристический комплекс.
Одним из главных конкурентных и перспективных преимуществ региона является минерально-сырьевой комплекс, развитие которого требует привлечения в республику крупных инвестиционных проектов.
Несмотря на достаточно высокий потенциал минеральных ресурсов, их освоение остается очень сложной задачей (без строительства железной дороги, реконструкции и строительства, автомобильных дорог внутри республики, развития речного транспорта, решения проблемы расширения энергетических мощностей).
Понятно, что даже крупный бизнес не решится инвестировать разработку данного месторождения в республике по причине отсутствия инфраструктуры. А из-за нехватки инвестиционных средств в невозможно в полной мере освоить месторождения природных полезных ископаемых.
Богатство природно-ресурсной базы может стать ключевым фактором развития экономики, и в перспективе Тыва может стать развитым горнопромышленным регионом. По имеющимся данным, на территории республики 150 месторождений полезных ископаемых разного вида, из них в разработке находится только 30. Наибольшим потенциалом обладают месторождения угля, цветных, редких и редкоземельных металлов, золота и строительных материалов [4].
Наиболее крупные разрабатываемые месторождения - Элегесткое (каменный уголь), Ак-Довуракское (хризолит-асбест), Хову-Аксынское (никель-кобальтовые руды), Тарданское (золотодобыча), Ак-Сугское (медь, молибден, золото, серебро), Кызыл-Даштыгское (свинец, цинк), Улуг-Танзекское (редкие металлы и редкоземельные элементы), Баян-Кольское месторождение уртитов.
Общая площадь лесного фонда республики составляет 11033,2 тыс. га, покрытая лесом -7864,8 тыс. га (71,3 % площади лесного фонда). Лесной фонд изменяется в результате воздействия природных и антропогенных факторов. Помимо изъятия земель из лесного фонда на прокладку автодорог, проведение линий электропередач, площадь лесного фонда сокращается и за счет лесных пожаров.
Основными причинами возникновения лесных пожаров являются неосторожное обращение населения с огнем в лесу. В 2013 г. лесных пожаров было меньше в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, соответственно расходы по тушению пожаров также уменьшились на 63,8 млн руб., но ущерб, нанесенный пожарами больше, чем в прошлом году, на 85,8 млн руб. (табл. 3).
Лесной комплекс республики представлен лесозаготовительной и лесоперерабатывающей промышленностью, лесным хозяйством. Хозяйственное использование лесов должно быть многоцелевым и комплексным.
Таблица 3
Пожары и причиненный ими ущерб [8]
Показатель Год
1990 2000 2010 2011 2012 2013
Всего лесных пожаров, число случаев 293 236 76 223 224 123
Лесная площадь, пройденная пожарами, тыс. га 13,3 21,6 1,7 13,3 17,0 32,5
Нелесная площадь, пройденная пожарами, тыс. га - 9,2 0,5 12,9 9,9 9,4
Сумма ущерба в ценах соответствующего года, млн руб. 0,9 29,0 60,8 61,8 332,3 418,1
Расходы по тушению лесных пожаров в ценах соответствующего года, млн руб. 0,5 2,0 17,2 46,8 127,1 63,3
В связи с ростом себестоимости заготовки и транспортировки древесины с учетом повышения цен на них, в перспективе необходима глубокая переработка с использованием всех отходов с целью вывоза за пределы республики конкурентоспособной продукции.
Тенденция развития сельского хозяйства в Тыве показывает, что аграрный сектор республики в настоящее время находится в кризисном состоянии. Общий структурный и системный кризис не позволяет сельхозпроизводителям выйти на новый более качественный уровень развития.
В настоящее время республика испытывает недостаток в сельхозпродуктах собственного производства и одним из актуальных вопросов является недостаток предприятий, которые занимались бы переработкой сельхозпродукции для получения в промышленных масштабах продукции по доступным для потребителя ценам.
Основные показатели сельского хозяйства в 2013 г. были следующими: продукция растениеводства составляла 1051,4 млн руб. (20 %), продукция животноводства - 4201,9 млн руб. (80 %). Животноводство является ведущей отраслью сельского хозяйства, что обусловлено природно-географическими условиями с преобладанием степных и горностепных ландшафтов, способствующих развитию данной отрасли [5, 6].
Таким образом, сельхозпредприятия продолжают работать в сложных условиях. Основным препятствием для дальнейшего развития является недостаток эффективности работы в связи с отсутствием или недостатком производственных мощностей, и их значительным износом, нехваткой квалифицированных специалистов в данной отрасли.
Перспективными отраслями хозяйства Тувы целесообразно признать развитие горнодобывающего, лесного и агропромышленного комплексов, что может повысить конкурентоспособность депрессивного региона. Стратегия развития республики, нацеленная на разработку минерально -сырьевых ресурсов в сочетании с совершенствованием структуры агропромышленного комплекса, наиболее экономически целесообразнапо сравнению с другими путями развития.
Литература
1. Балакина Г.Ф. Депрессивные регионы: формирование стратегий социально-экономического развития / под ред. Е.Б. Кибалова. - Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2012. - 218 с.
2. Балакина Г.Ф. Стратегии развития депрессивного региона / под ред. С.В. Параманова. - Кызыл: ТувИКПР СО РАН, 2009. - 344 с.
3. Дабиев Д.Ф. Богатство минерально-сырьевых ресурсов - конкурентное преимущество Тувы: монография. - Кызыл: Аныяк, 2011. - 60 с.
4. Дабиев Д.Ф. Управление минерально-сырьевым потенциалом приграничных территорий Тувы и Западной Монголии. - Кызыл: ТувИКПР СО РАН, 2012. - 196 с.
5. Дабиев Д.Ф. Анализ развития сельского хозяйства Республики Тыва // Междунар. журн. прикладных и фундаментальных исследований. - 2010. - № 8 - С. 66-70.
6. Матохаева М.Ю., Андреев В.Н., Копытова О.Н. Приграничное положение как ресурс развития региона // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 44. - С. 2-12.
7. Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года [Электронный ресурс] // mert.tuva.ru.
8. Юбилейный статистический сборник к 100-летию единения России и Тувы / Тывастат. - Кызыл, 2014. - 208 с.
9. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: стат. сб. / Росстат. - М., 2013. - 990 с.