Научная статья на тему 'Региональные практики КНР в контексте «Гармонизации» китайского общества'

Региональные практики КНР в контексте «Гармонизации» китайского общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
168
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЯ / ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / HARMONY / LOCAL AND GLOBAL REGIONALIZATION / SOCIAL CULTURAL SPACE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Озорнина Анна Сергеевна

Рассматриваются процессы внутренней и внешней регионализации, структурирующие китайские региональные практики в контексте идеологий гармоничного общества и гармоничного мира

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional Practices of China in the Context of «Harmonization»of Chineese Society

In the article the author inspects processes of local and global regionalization, structured Chinese regional practices in the context of «harmonious world» ideologies

Текст научной работы на тему «Региональные практики КНР в контексте «Гармонизации» китайского общества»

УДК 101.1.::316

Озорнина Анна Сергеевна Anna Ozomina

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ КНР В КОНТЕКСТЕ «ГАРМОНИЗАЦИИ» КИТАЙСКОГО ОБЩЕСТВА

REGIONAL PRACTICES OF CHINA IN THE CONTEXT OF «HARMONIZATION» OF CHINEESE SOCIETY

Рассматриваются процессы внутренней и внешней регионализации, структурирующие китайские региональные практики в контексте идеологий гармоничного общества и гармоничного мира

Ключевые слова: гармония, внутренняя и внешняя регионализация

In the article the author inspects processes of local and global regionalization, structured Chinese regional practices in the context of «harmonious world» ideologies

Key words: harmony, local and global regionalization, social cultural space

Современное развитие КНР характеризуется наличием множества дисбалансов, обуславливающих формирование социально-экономических, политических, экологических и других проблем. Однако, не смотря на это, Китай демонстрирует огромные темпы экономического роста, усиливая свое политическое и культурное влияние в региональном и глобальном измерениях. В связи с этим становится актуальным исследование специфики региональных практик КНР, обуславливающих не только стремительный рост экономики, но обеспечивающих стабильное национальное развитие.

Китайские региональные практики — это сложный социокультурный феномен, познание которого с учетом культурно-цивилизационной специфики китайской цивилизации требует соотношения различных методов и подходов. Региональные практики КНР являются предметом исследования ученых кафедры востоковедения ЧитГУ (В.А. Абрамов, Н.А. Абрамова, Т.Н. Ку-чинская), которыми разрабатываются системные представления о КНР как о «китайском регионе», а также различные аспекты процессов внутренней и внешней регионализации Китая, характеризующие китайс-

кие региональные практики.

Целью данной статьи является определение специфики региональных практик КНР в контексте традиционной китайской ценности «гармония», адаптированной к современности. Методологической основой исследования региональных практик должен выступать общенаучный комплексный подход, соединяющий системный, деятельностный, синергетический, герменевтический, социокультурный. Все эти методы позволяют выделить особенности процессов внутренней и внешней регионализации, составляющих структуру региональных практик, а также определить механизмы самоорганизации китайского социума и формирования китайского социокультурного пространства. В контексте методологического анализа особо следует выделить «метод гармонии» (хэхэфанфа), который позволяет выявить культурно-цивилизационную специфику китайских региональных практик.

«Гармония» является ключевой категорией в традиционной китайской философии. Она была предметом осмысления в учениях ведущих китайских философских школ: конфуцианства и даосизма, пред-

ставления о «гармонии» которых до сих пор увязываются в Китае с реалиями современного развития. В самом общем виде традиционное синергетическое понимание китайской «гармонии» ассоциируется с органическим единством человека, общества и природы, с состоянием взаимодействия и взаимосочетания элементов всех вещей и явлений, в результате чего вещи приобретают «устойчивый», «упорядоченный» вид, а «гармония» имеет характер «целостности», «комплексности», тем самым подчеркивается единство и общность вещей и явлений при признании их различий и многообразия [1].

«Метод гармонии» — новая форма теоретического мышления в китайской философии. «Метод гармонии» как составляющую «учения о гармонии» (хэхэсюэ), которое было основано в 80-е гг. прошлого века, достаточно подробно рассматривает китайский философ Чжан Лиэнь в ряде своих работ, где он противопоставляет его диалектическому методу, представляя оппозицию «метода антагонизма» и «метода инноваций». При этом гармоничную инновацию он определяет как метод взаимодополнения, когда все вещи развиваются не нанося вреда друг другу и соотносятся друг с другом без взаимного отторжения [2]. Можно сказать, что «метод гармонии» заключает традиционные представления о хэ (гармони), но адаптированные к современным условиям.

Как утверждает китайский исследователь Цзе Циян, «Учение о гармони» и «метод гармонии» являются основополагающими в «гармонизации» китайского социума, т.к. богатый смысл ценности «гармония», заключенный в традиционной китайской культуре, составляет культурный дух современного развития, а гармоничное мышление способно разрешить конфликты между несколькими субъектами, синтезируя их интересы [3].

Опираясь на «метод гармонии» при исследовании региональных практик, следует упомянуть об официальной идеологии «гармоничного общества», оформившейся в КНР в конце XX - начале XXI вв. «Гармоничное общество», в определении китай-

ских партийных деятелей, представляет целостное, рациональное общество, функционирующее на принципах демократии (<<минчжу чжэнчжш), равенства и справедливости (<<гунпин чжэнш), жизнеспособности, стабильности и упорядоченности (тнъдин юсюш), доверии и дружбе (<<чэн-синь юаш), гармонии человека и природы {<<жэнь юй цзыжань хэсе)>> [4]. В самом общем виде данная идеология направлена на стабилизацию развития и устранения пяти разрывов: между экономикой и обществом, городом и деревней, регионами, между внутренним и внешним развитием, человеком и природой ит.д.

Стратегия «гармоничного общества», которая опирается на традиционные китайские представления о «гармонии», обеспечивает успехи и в региональном развитии КНР. Поэтому ориентация не только на общенаучные подходы, но и на собственно китайские методы теоретического мышления, т.е. «методгармонии», позволяет интерпретировать региональные практики КНР как внутреннюю и внешнюю регионализацию, развитие которых обуславливается стремлением китайского социума к гармонизации. При этом внутренняя регионализация КНР рассматривается как процесс формирования внутри государства различных по своему содержанию, но «гармонично» развивающихся и сосуществующих между собой территориальных образований — «внутренних» регионов, функционирование которых обуславливается стратегией «сбалансированного» развития регионов.

Стратегия «сбалансированного» (<<се-тяо») регионального развития выдвинута в 2006 г. с целью осуществления одной из задач «гармонизации» социума — сокращения региональных различий. Институционально стратегия закрепилась в «Плане социально-экономического развития КНР на 11 -ю пятилетку» (2006-2010), который предполагает, с одной стороны, нивелирование дисбалансов в развитии каждого «внутреннего» региона (Восточный, Северо-Восточный, Центральный и Западный) посредством гармонизации отношений человека, общества, экономики и природы, а

с другой — построение скоординированной системы межрегиональных связей.

Стратегия «сбалансированного» развития внутренних регионов КНР может быть представлена как новая парадигма управления региональным развитием Китая, направляющим вектором которой становится ценность «гармонии», концептуально оформленная как «гармоничное социалистическое общество». Данная стратегия имеет соорганизационное начало, учитывает особенности соорганизации сложных систем, которыми являются «внутренние» регионы КНР, наполненные синергетическим потенциалом.

Особенностями процессов внутренней регионализации КНР, происходящих в ходе реализации стратегии «сбалансированного» регионального развития, становятся стирание границ между регионами, выстраивание сети взаимодополняющих региональных социокультурных образований, а также «гармоничное» развитие внутренних регионов посредством структурирования такого пространства, в котором каждый из них развивается исходя из собственных потенциалов, но формируя «гармоничное» межрегиональное пространство через регулирующие механизмы стратегии «сбалансированного» развития. Особой характеристикой внутренней регионализации КНР можно назвать и некоторую регулирующую роль в этих процессах традиционных китайских ценностей, одной из которых является «гармония».

Китайские ученые Чжан Кэюнь и Чжу Вэнь рассматривают ценностное значение «гармонии» в региональном развитии, разграничивая его в развитии каждого внутреннего региона и в формировании межрегионального пространства, посредством их взаимодействия.

В конкретно-практическом смысле «гармония», выступая основной ценностью регионального развития, как считает китайский политолог Чжу Вэнь, должна соединять быстрый, эффективный и продолжительный экономический рост в регионах (включающий также и социальное, политическое, культурное развитие) с под-

держанием устойчивости экосистемы, соответствуя принципу «совпадающего единства человека и природы» (тянь жэнь хэ и). Кроме этого, «гармония» в регионах регулирует основные механизмы построения целостной «гармоничной» общественной и региональной структуры, включающей социальную справедливость, учитывающей интересы всех групп населения; построение эффективной многоуровневой структуры «региональных интересов», учитывающей не только экономические, политические или иные интересы самого региона, но и интересы каждого человека, что соответствует конфуцианскому идеалу «человек в основе» (и жэнь вэй бэнь) [5], обозначающего преимущественное значение народных интересов, свободы и всестороннего развития. «Человек в основе» — значит направленный на фундаментальные интересы большинства китайского народа.

С точки зрения экономических параметров «гармония» в региональном развитии рассматривается другим китайским специалистом по регионологии — Чжан Кэюням, по мнению которого «гармония» отражается в формировании «гармоничного» межрегионального экономического пространства, реализующегося в следующем:

1) рациональное распределение труда среди регионов, перетекание факторов производства и товаров между регионами;

2) взаимодействие региональных и государственных рынков, формирование межрегиональной конкуренции;

3) отсутствие значительных региональных различий и межрегиональных конфликтов;

4) интеграция города и деревни;

5) эффективная система и принципы региональныхвластей [6].

Несмотря на явную экономическую направленность таких представлений, они также отражают функциональное значение ценности «гармония», заключающееся в построении такого межрегиональналь-ного пространства, которое будет основано на отсутствии противоречий и наличии «гармоничных» взаимоотношений, синтезирующих принципы взаимопомощи, вза-

имоподдержки и взаимодополняемости, в результате чего формируются целостные, устойчивые «социокультурные пространства» внутри китайского государства, объективирующие процессы внутренней регионализации.

Но представления о региональных практиках кажутся недостаточно полными без рассмотрения их внешнего измерения, которым являются процессы внешней регионализации, т.е. гармоничное глобализирующееся социокультурное развитие Китая, в ходе которого выявляются относительно самостоятельные субъекты международных отношений «трансграничные регионы», включающие некитайские социокультурные пространства [7].

Эти процессы обусловлены стремлением КНР к «гармонизации» мира и «окружения», поэтому китайский исследователь Чжу Вэнь, обосновывая ценностное значение «гармонии» во внешних связях КНР, определяет следующее её понимание: «ценность «гармония» предполагает согласованное межрегиональное экономическое развитие между странами, устранение административных барьеров, формирование единого регионального рынка ресурсов и экономик на основании принципов взаимоуважения и взаимопринятия других культур» [5].

Иными словами, «гармония» способствует формированию такого международного окружения, которое содействует КНР в достижении ее стратегических целей, в увеличении влияния на окружающие территории. В результате происходит формирование не имеющего четких пространственных границ «китайского региона», представляющего собой новое социокультурное региональное образование с доминирующим экономическим, политическим и культурным влиянием КНР.

Процессы внутренней и внешней регионализации, характеризующие региональные практики КНР, образуют китайское единое социокультурное пространство, также структурируемое из внешнего и внутреннего. При этом оно представляет собой форму организации китайского социума и его «гармоничной» культуры в пространс-

твенном аспекте.

Такая организация социокультурного пространства достаточно четко просматривается на примере Северо-Восточного региона КНР (Дунбэй) (пров. Хэйлунцзян, Цзилин, Ляонин, восточная часть АРВМ), формирование которого, с одной стороны, отражает процессы внутренней регионализации, с другой — эти процессы в ходе своего развития «пересекаются» с внешней регионализацией.

Дунбэй сформировался в результате проводимой Китаем региональной стратегии «сбалансированного» развития и «Плана возрождения старых промышленных баз Северо-Восточного региона», согласно которому предполагается создание экономического региона с «скоординированной системой производства, с развитой социально-экономической, научно-технической, инновационной и культурной базой и международными связями» [9].

По мнению автора, Северо-Восточный регион следует рассматривать на основе системных представлений о регионе и анализировать как социокультурную подсистему КНР, т.к. он представляет совокупность социальных (территориальная организация, воспроизводственные процессы, ресурсный потенциал) и культурных (ценности) характеристик, образующих «социокультурное». «Гармоничное» развитие этого региона соотносится с поддержанием баланса в развитии его элементов и основными механизмами расширяющегося социокультурного пространства КНР.

Территориальная организация региона отличается «разрыванием» административных границ и их несоответствием экономическим и социокультурным. Административные границы Северо-Востока приобретают роль своеобразной территориальной площадки для функционирования регионального социокультурного пространства, которое не ликвидирует административные границы, а лишь «над-страгивается» над ними, приобретая иную пространственную организацию. Кроме этого, территориальная организация Северо-Восточного региона способствует его

«гармоничному» развитию путем использования приграничного потенциала в сотрудничестве с сопредельными территориями, и определяет Дунбэй как «транзитный» регион в расширении китайского социокультурного пространства и развития процессов внешней регионализации.

Территориальная организация региона предопределила и его ресурсный потенциал, который, с одной стороны, создает преимущества для его развития, с другой — формирует социальные и экологические дисбалансы. В этих условиях расширение китайского социокультурного пространства путем привлечения природных ресурсов «извне» и «вложения» социальных ресурсов «вовне» создает условия для «гармоничного» развития внутреннего Северо-Восточного региона.

Для поддержания устойчивости воспроизводственных процессов Северо-Восточный регион инвестирует капиталы в строительство предприятий или добычу полезных ископаемых на территории других стран, что обуславливает расширение китайского социокультурного пространства в

воспроизводственном аспекте.

Культурные ценности как неотъемлемый элемент китайского «социокультурного» играют ведущую роль в расширении социокультурного пространства КНР. В данном случае Северо-Восточный регион ввиду особенностей своей территориальной организации выступает «транслятором» традиционных китайских ценностей на сопредельные территории, новто же время и сами ценности играют регулирующую роль в «гармоничном» развитии Северо-Восточного региона.

Таким образом, «гармония» как ценностная составляющая регионального развития КНР определяет специфику китайских региональных практик, которые способствуют развитию сложных процессов «гармонизации» и стабилизации как социально-экономического, политического, экологического развития каждого из «внутренних» регионов, так и построению таких межрегиональных отношений, которые будут способствовать в дальнейшем формированию «единого» «гармоничного» социокультурного пространства КНР.

Литература

1. Линь Яньмэй. Формирование культуры гармоничного социалистического общества // Проблемы Дальнего Востока. — 2008. —№1— С. 134-145.

2. Чжан Ливэнь о методе гармонии //IX Всерос. конф. «Философии Восточно-азиатского региона и современная цивилизация». — М., 2004, — С. 130-136.

3. Цзе Циян. Хэсе шэхуэй юй хэхэсюэ: 21 шицзидэ вэньхуа чжаньлюэ = Гармоничное общество и учение о гармонии: культурная стратегия 21 века [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gmw.cn/01ds/2007-02/07/content_548420.htm.

4. Чжоу Вэньдун, Дин Шуэйхуа. Гоцзянь шэхуэйчжуи хэсе шэхуэй луньган = Теоретический очерк строительства «гармоничного социалистического общества». — Чэнду: Синань цзяотун да-сюе чубаньшэ, 2009. — С. 66. — Кит. яз.

5. Чжу Вэнь. Гоуцзянь хэсе шэхуэй юй цююй цзинцзи сятяо фачжань = Построение гармоничного общества и сбалансированное развитие регионов // Цююй фачжань чуансинь лунь = Инновационная теория регионального развития / Под. ред. Чэнь Даюнь, Чэнь Душэн. — Бэйцзин: Цзинцзи кэсюе чубаньшэ, 2008. — С. 478-489.

6. Чжан Кэюнь. Луню цююй хэсе дэ чжаньлюе ии юй шисянь юйцзин = О стратегии гармоничного регионального развития и перспективы осуществления // Чжунго цююй цзинцзи сюе: 30 нянь луньвэнь цзинсюань = Теория регионального развития КНР: избранные материалы за 30 лет. — Бэйцзин: Бэйцзин шифань дасюе чубаньшэ, 2009. — С. 584-590.

7. Абрамов В.А. Глобализирующийся Китай: грани социокультурного измерения. — М.: Восточная Книга, 2010. — 240 с.

8. Абрамова Н.А., Морозова B.C. Некоторые категории традиционной китайской культуры в современных интерпретациях: ценностный аспект // Вестник ЧнтГУ. — 2007. — № 2 (43). — С.

9. Дунбэй дицю чэнсин гуйхуа = План возрождения Северо-Востока КНР [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://chinaneast.xinhuanet.com/2007-08/20/content_10905015.htm. — Кит. яз.

ОзорнинаА.С. ,аспирантка,ассистенткакафедры A. Ozornina, post-graduate student, assistant of ori-востоковедения, Читинский государственный уни- ental studies department, Chita state university верситет (ЧитГУ)

Служ. тел.: (3022) 36-32-91

Научные интересы: востоковедение, региональ- Scientific interests: oriental and regional studies ные исследования

119.

Коротко об авторе

Briefly about the author

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.