Научная статья на тему 'Региональные особенности транспорта Пензенской области в составе транспортного комплекса Приволжского федерального округа'

Региональные особенности транспорта Пензенской области в составе транспортного комплекса Приволжского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2409
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспорт / транспортный комплекс / transport system

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Симакова Н. А.

В статье рассмотрены экономикогеографические особенности развития грузового и пассажирского транспорта Пензенской области в составе транспортного комплекса Приволжского федерального округа. На основе сравнительного анализа выявлено место области по количеству перевозимых грузов (14,3 млн т) и пассажиров (58,7 млн чел.), грузообороту (695 млн ткм) и пассажирообороту (578 млн пасс.км) автомобильного транспорта, плотности железнодорожных путей (191 км на 10 тыс. кв. км) и автомобильных дорог (155 км на 1000 кв. км). Выявлены региональные различия в пространственном рисунке транспортной сети в пределах Приволжского округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economicalgeographical peculiarities of the development of motor and passenger transport of Penza region as a part of Privolzhsky federal region are discussed. Regional peculiarities are distinguished.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности транспорта Пензенской области в составе транспортного комплекса Приволжского федерального округа»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 14 (18) 2009

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO NATURAL SCIENCES № 14 (18) 2009

УДК 629.3

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В СОСТАВЕ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

© н. А. СИМАКОВА Пензенский государственный педагогический университет, кафедра экономической и социальной географии e-mail: kazakov@pspu.ru

Симакова Н. А. - Региональные особенности транспорта Пензенской области в составе транспортного комплекса Приволжского федерального округа // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2009. № 14 (18). С. 118-122. -

В статье рассмотрены экономико-географические особенности развития грузового и пассажирского транспорта Пензенской области в составе транспортного комплекса Приволжского федерального округа. На основе сравнительного анализа выявлено место области по количеству перевозимых грузов (14,3 млн т) и пассажиров (58,7 млн чел.), грузообороту (695 млн т-км) и пассажирообороту (578 млн пасс.-км) автомобильного транспорта, плотности железнодорожных путей (191 км на 10 тыс. кв. км) и автомобильных дорог (155 км на 1000 кв. км). Выявлены региональные различия в пространственном рисунке транспортной сети в пределах Приволжского округа. Ключевые слова: транспорт, транспортный комплекс

Simakova N.A. - Regional peculiarities of transport system in the penza Region as a part transport system in Privol-zhsky federal region// Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2009. № 14 (18). P. 118-122. - Economical-geographical peculiarities of the development of motor and passenger transport of Penza region as a part of Privolzhsky federal region are discussed. Regional peculiarities are distinguished. Keywords: transport system

Транспорт представляет собой одну из важнейших отраслей хозяйственного комплекса, отличающуюся рядом специфических особенностей. Перемещение грузов и пассажиров является одновременно и процессом производства, и продукцией транспорта. Он не создает какой-либо новой продукции, а только перемещает продукцию, созданную другими отраслями материального производства, т.е. продолжает производство в сфере обращения. Это увеличивает конечную стоимость продукции по сравнению с себестоимостью ее производства на величину транспортных затрат. В связи с этим важную роль играет пространственный фактор: рациональная территориальная организация производительных сил и транспортно-экономические связи способствуют снижению расходов на перевозки и вследствие этого конечной стоимости продукции.

Транспорт выступает материальной основой формирования и развития территориального (географического) разделения труда. Благодаря его работе возникает хозяйственная специализация экономических районов и регионов другого ранга, комплексное развитие в них отраслей экономики и их межотраслевых сочетаний. Работа транспорта осуществляет не-

посредственную связь между производителями и потребителями различных видов продукции.

Приволжский федеральный округ России характеризуется развитым транспортным комплексом, в котором представлены все виды транспорта, кроме морского. Особенно важное место в его работе занимают сухопутный и внутренний водный виды транспорта. В Пензенской области основными видами транспорта являются автомобильный и железнодорожный (доля речного и авиационного видов транспорта в структуре грузооборота и пассажирооборота незначительна).

По количеству перевозимых грузов лидирует автомобильный транспорт, грузоперевозки которым в 2007 г. составили 12,8 млн т. Масса грузоперевозок железнодорожным транспортом составила 1,5 млн т, что в 8,5 раза меньше. С начала 90-х годов ХХ века по настоящее время количество грузоперевозок этими видами транспорта постоянно снижалось: перевозки грузов автотранспортом уменьшились с 97,7 млн т, т.е. в 7,6 раза, железнодорожным транспортом -с 4,6 млн т, т.е. в 3,1 раза.

По количеству грузоперевозок автомобильным транспортом Пензенская область (12,8 млн т) занима-

ет предпоследнее место в Приволжском федеральном округе (ниже этот показатель только в республике Марий Эл - 8,8 млн т). Лидерам округа Пензенская область уступает по объему перевозимых грузов в несколько раз: республикам Татарстан (116,7 млн т) и Башкортостан (100,7 млн т) - соответственно в 9,1 и в 7,9 раза, а также Пермскому краю (103,8 млн т) -в 8,1 раза и Самарской области (96,6 млн т) - в 7,5 раза.

По отправлению грузов железнодорожным транспортом Пензенский регион (1,5 млн т) превосходит только республики Марий Эл (1,1 млн т) и Чувашию (1,3 млн т). По сравнению с Пермским краем (42,5 млн т) этот показатель ниже в 28,3 раза, с республикой Башкортостан (31,9 млн т) - в 21,3 раза, с Оренбургской областью (30,3 млн т) - в 20,2 раза, с Самарской областью (23,9 млн т) - в 15,9 раза, с Нижегородской областью (19,5 млн т) - в 13,0 раза, с Саратовской областью (14,7 млн т) - в 9,8 раза.

На количество перевозимых автомобильным и железнодорожным транспортом грузов влияет множество факторов, среди которых главными являются уровень социально-экономического развития области и ее административных районов, глубина специализации и уровень развития кооперирования производства, степень оптимальности территориальной структуры хозяйства регионов разного ранга.

небольшое по сравнению с другими субъектами Приволжского федерального округа количество грузоперевозок в Пензенской области определяет невысокий грузооборот автомобильного транспорта -695 млн т-км. ниже этот показатель только в республике Марий Эл (517 млн т-км). Примерно такой же грузооборот автотранспорта в республике Чувашия -711 млн т-км. В Пермском крае грузооборот автомобильного транспорта (6070 млн т-км) выше, чем в Пензенской области, в 8,7 раза, в республиках Татарстан (5455 млн т-км) и Башкортостан (3067 млн т-км) - соответственно в 7,8 и в 4,4 раза, в Самарской области (4467 млн т-км) - в 6,4 раза.

основной тенденцией изменения грузооборота автомобильного транспорта в Пензенской области, как и в других субъектах Приволжского федерального округа, было снижение грузооборота: с 3329 млн т-км в 1990 г. до 695 млн т-км в 2007 г., т.е. в 4,8 раза. Подобная тенденция была характерна для всех субъектов Приволжского округа в рассматриваемый период, но темпы снижения грузооборота были в Пензенской области наиболее высокими (они сравнимы только с оренбургской областью, в которой грузооборот автотранспорта снизился за данный период в 4,9 раза). Это свидетельствует о нестабильности развития транспортного комплекса, неравномерности его развития в разных районах области. В определенной степени на это оказывают влияние такие факторы, как общий уровень социально-экономического развития, изменение отраслевой структуры экономики, снижение уровня развития ряда отраслей, степень сформированности территориальной структуры хозяйства отдельных районов и области в целом. Немаловажное значение имеют также такие показатели, как густота (плотность) авто-

мобильных дорог, удельный вес автодорог с твердым и усовершенствованным покрытием в протяженности автомобильных дорог общего пользования.

По густоте автомобильных дорог с твердым покрытием (155 км на 1000 кв. км) Пензенская область занимает 33-е место в России. В Приволжском федеральном округе область опережает по этому показателю такие субъекты, как республики Марий Эл (148 км) и Удмуртию (152 км), Пермский край (70 км), Кировскую (77 км), Оренбургскую (107 км) и Саратовскую (103 км) области. В то же время Пензенская область по густоте автодорог с твердым покрытием значительно уступает республикам Татарстан (200 км), Мордовии (171 км) и Чувашии (264 км), а также Нижегородской (176 км) и Ульяновской (161 км) областям. Хотя по сравнению с 1970 г. этот показатель вырос в Пензенской области в 4,6 раза. Увеличение плотности автомобильных дорог с твердым покрытием - это, конечно, положительная тенденция в развитии транспортного комплекса и экономики области в целом, поскольку это способствует улучшению надежности и стабильности связей между отдельными районами и населенными пунктами.

Важным технико-экономическим показателем развития автомобильного транспорта является удельный вес автодорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог. По этому показателю (100 %) Пензенская область является лидером в Приволжском федеральном округе и занимает одно из первых мест в России. Такого показателя достигла доля автодорог с твердым покрытием в 2001 г., и с того времени область является в Приволжском регионе безусловным лидером.

Наиболее высокими качественными характеристиками отличаются автомобильные дороги с усовершенствованным покрытием, удельный вес которых составляет в Пензенской области 84,4 %. По данному показателю область уступает таким субъектам Приволжского округа, как республики Марий Эл (90 %), Мордовия (99,6 %), Чувашия (96,8 %), Нижегородская (98,7 %), Самарская (97,7 %), Саратовская (97,8 %) и Ульяновская (92,1 %) области. Но в то же время доля автодорог с усовершенствованным покрытием в Пензенской области значительно выше, чем в республиках Башкортостан (49 %) и Удмуртия (60,7 %), Пермском крае (47,6 %), Кировской (65,6 %) и Оренбургской (44,3 %) областях.

Густота железнодорожных путей общего пользования составляет в Пензенской области 191 км на 10 тыс. кв. км. Это значительно превосходит аналогичный показатель, характерный для республик Марий Эл (65 км), Башкортостан (102 км), Татарстан (128 км), Пермского края (93 км), Оренбургской (134 км) и Нижегородской (158 км) областей. В то же время в ряде субъектов Приволжского округа данный показатель значительно выше, чем в Пензенской области. К ним относятся республики Мордовия (209 км) и Чувашия (217 км), Саратовская (227 км) и Самарская (255 км) области.

В 90-е годы ХХ века отправление пассажиров и железнодорожным, и автомобильным транспортом

на территории Пензенской области имело тенденцию к снижению, которая сохранилась до настоящего времени. Количество пассажироперевозок железнодорожным транспортом уменьшилось с 9809 тыс. чел. в 1990 г. до 3942 тыс. чел. в 2007 г., т.е. в 2,5 раза. Число пассажироперевозок автобусами общего пользования уменьшилось за рассматриваемый период с 252,7 млн чел. до 54,8 млн чел., т.е. в 4,6 раза. Таким образом, темпы снижения числа пассажироперевозок автотранспортом были в 1,8 раза выше темпов уменьшения пассажироперевозок железнодорожным транспортом.

Аналогичная тенденция уменьшения количества пассажироперевозок была характерна для всех субъектов Приволжского федерального округа. По отправлению пассажиров железнодорожным транспортом Пензенская область (3942 тыс. чел.) в настоящее время намного уступает таким субъектам, как республики Башкортостан (10577 тыс. чел.) - в 2,7 раза, Татарстан (18618 тыс. чел.) - в 4,7 раза, Удмуртия (7435 тыс. чел.) - в 1,9 раза, Пермскому краю (26869 тыс. чел.) - в 6,8 раза, а также областям - кировской (12035 тыс. чел., т.е. в 3,1 раза), Нижегородской (37544 тыс. чел., т.е. в 9,5 раза), Самарской (18998 тыс. чел., т.е. в 4,8 раза) и Саратовской (11897 тыс. чел., т.е. в 3 раза). В то же время по данному показателю Пензенская область превосходит ряд субъектов округа - республики Марий Эл (1442 тыс. чел.), Мордовию (2492 тыс. чел.), Ульяновскую область (2477 тыс. чел.). На эти различия большое влияние оказывают различия субъектов Приволжского округа в транспортно-географическом положении, особенно транзитное расположение ряда субъектов на пересечении важнейших широтных железнодорожных магистралей, связывающих области Центрального экономического района с Уралом и Сибирью.

По количеству пассажироперевозок автобусами общего пользования различия между Пензенской областью и другими субъектами Приволжского федерального округа приблизительно такие же. Пензенская область намного отстает по этому показателю (54,8 млн чел.) от республик Башкортостан (305,1 млн чел., т.е. в 5,6 раза), Татарстан (257,8 млн чел., т.е. в 4,7 раза), Удмуртия (196,6 млн чел., т.е. в 3,6 раза), Пермского края (72,1 млн чел., т.е. в 1,3 раза), от Нижегородской (268 млн чел., т.е. в 4,9 раза) и Самарской (135,4 млн чел., т.е. в 2,5 раза) областей. В то же время число пассажи-роперевозок автомобильным транспортом в Пензенской области превосходит аналогичный показатель, характерный для республик Марий Эл (47,4 млн чел.), Мордовия (39,9 млн чел.), а также для Кировской (37,0 млн чел.), Саратовской (35,5 млн чел.) и Ульяновской (17,4 млн чел.) областей.

Количество пассажироперевозок непосредственно определяет величину пассажирооборота автомобильного транспорта. Между этими показателями имеется прямая зависимость. Так, наибольший пасса-жирооборот автобусов общего пользования характерен практически для тех же субъектов Приволжского федерального округа, что и наибольшее количество пассажироперевозок. Среди них выделяются респуб-

лики Башкортостан (3681 млн пасс.-км), Татарстан (3084 млн пасс.-км), Удмуртия (1321 млн пасс.-км), Нижегородская (2469 млн пасс.-км), Оренбургская (1207 млн пасс.-км) и Самарская (1546 млн пасс.-км) области. Все они значительно превосходят по данному показателю Пензенскую область (578 млн пасс.-км). Меньший пассажирооборот автотранспорта характерен только для Кировской (517 млн пасс.-км), Ульяновской (334 млн пасс.-км) областей и республики Мордовия (443 млн пасс.-км).

Таким образом, различия в количестве пасса-жироперевозок автомобильным транспортом между субъектами Приволжского федерального округа очень контрастны и составляют 17,6 раза. Разница в величине пассажирооборота автомобильного транспорта в пределах округа составляет 11,1 раза. Выявленные различия во многом зависят от численности населения субъектов округа, степени его мобильности, уровня урбанизации, от уровня материального благосостояния и социально-экономического развития регионов в целом.

Число автобусов общего пользования в расчете на 100 тыс. чел. населения составляет в Пензенской области 44 единицы, что соответствует 47-му месту в Российской Федерации и 10-му месту в Приволжском федеральном округе. Данный показатель выше, чем в Пензенской области, в таких субъектах округа, как республики Марий Эл, Мордовия (по 53 автобуса на 100 тыс. чел. населения), Удмуртия (56 автобусов), Чувашия (69 машин), Татарстан (80 автобусов), Самарская (61) и Нижегородская (75 автобусов) области. В то же время в Пензенской области число автобусов общего пользования в расчете на 100 тыс. жителей значительно больше, чем в республике Башкортостан (36), Саратовской (27) и Ульяновской (34) областях. В целом для всех без исключения субъектов Приволжского округа характерно уменьшение числа автобусов общего пользования, что явилось общей тенденцией развития пассажирского автомобильного транспорта в последние 20 лет. основным фактором, определяющим данную тенденцию, стало увеличение быстрыми темпами числа автомобилей, находящихся в личном пользовании граждан.

Транспортный комплекс по характеру своей деятельности занимает промежуточное положение между отраслями материального производства и непроизводственной сферы. Перевозка грузов является прямым продолжением производственной деятельности, и с этих позиций транспорт следует относить к производственной сфере. Сюда же логично включать и перемещение людей с трудовыми целями. Все остальные виды пассажиропотоков по своей сущности скорее тяготеют к отраслям непроизводственной сферы. однако преобладание в общем объеме транспортных перевозок грузов, значительных затрат на их перемещение предопределило включение транспорта в состав отраслей материального производства.

для транспорта характерны в основном линейные формы размещения, причем это касается разных видов транспорта, в большей степени сухопутного -

железнодорожного, автомобильного, трубопроводного. Линейные формы характерны и для водного транспорта, в частности, речного, который исторически получил большое развитие в Приволжском федеральном округе. По количеству перевозимых грузов в округе лидирует автомобильный транспорт. Железнодорожные перевозки преобладают над речными. Исторически по железным дорогам отправлялось большое количество нефтяных грузов, направляющихся преимущественно из отдаленных от Волги нефтяных районов Татарстана. В структуре перевозок железнодорожным транспортом большое место занимали также всегда хлебные и лесные грузы; значительна доля черных металлов.

Большие потоки грузов по железным дорогам идут параллельно Волге. Много грузов перевозится в смешанном железнодорожно-водном сообщении. Огромный транзитный поток грузов перевозится параллельно волжскому пути по линии Рузаевка - Пенза -Ртищево - Поворино.

Наиболее мощные грузопотоки по железным дорогам пересекают Волгу у Сызрани, Казани и Саратова. Через Сызрань проходит самый крупный поток главным образом транзитных грузов. В кинели соединяются два грузопотока: с Южного Урала из Челябинска и со стороны оренбурга. Максимальная в Поволжье густота (плотность) движения грузов имеет место на направлении Кинель - Сызрань. На запад преобладающий поток грузов идет через Пензу. Почти четвертую часть всего транзитного потока составляют нефтяные грузы. С востока к Сызрани доставляют черные и цветные металлы, каменный уголь, минеральные строительные материалы, лесные и хлебные грузы. В Самаре расположен крупный перевальный пункт смешанных железнодорожно-водных сообщений.

Вторая наиболее грузонапряженная железнодорожная магистраль проходит по территории Татарстана из Екатеринбурга через Казань на Канаш с преобладающим направлением грузового потока на запад. основные грузы, следующие в западном направлении, представлены древесиной, каменным углем, рудой, черными и цветными металлами, зерном. В Казани грузы переваливаются с железной дороги на водные транспортные средства.

Большой транзитный поток грузов проходит через Саратов с преобладающим западным направлением по основной транзитной линии Урбах - Саратов -Ртищево. Почти третью часть в грузообороте Саратовского железнодорожного узла составляют нефтяные грузы, которые через Саратов перевозятся во всех направлениях.

В транспорте приволжских городов огромное значение исторически играет Волга. В крупных промышленных узлах и центрах (Нижний Новгород, Самара, Саратов, Ульяновск, Казань и др.), имеющих разветвленную сеть железных и автомобильных дорог, по-прежнему преобладает прибытие грузов речным транспортом. На Волге большой поток грузов вниз по течению образуется за счет лесных грузов, поступающих главным образом с Камы. Выше устья Камы преобладает грузовой поток вверх, который слагается

из нефтяных, хлебных грузов и соли, идущих большей частью транзитом с нижней Волги.

Наряду с общими особенностями развитие транспортного комплекса в Приволжском федеральном округе и его пространственный рисунок имеют значительные порайонные различия, выраженные на уровне отдельных регионов. В транспорте Волго-Вятского экономического района ведущим является железнодорожный, на который приходится более 2/3 межрайонных перевозок. Он тесно взаимодействует с речным транспортом и дополняется трубопроводным. Автомобильный транспорт обеспечивает в основном внутрирайонные перевозки. Значительна доля транзитных перевозок.

Крупнейшим на Волге в Центральной России является Нижегородский железнодорожно-водный транспортный узел, имеющий вид радиального узла магистральных железных дорог и осуществляющий связи с многочисленными промышленными предприятиями города, расположенными главным образом на правобережье Волги при впадении в нее Оки. С Волги сюда поступают нефтяные грузы, минеральные строительные материалы, каменный уголь, древесина, зерно и соль, а с Оки, на берегах которой расположены причалы автомобильного завода, поступают минеральные строительные материалы и зерно. От Нижнего Новгорода направляются многочисленные автобусные рейсы на Москву, Арзамас, Владимир и Вязники.

По территории Кировской области, республик Чувашия, Мордовия и Марий Эл проходят важные транзитные железные дороги, связывающие Центральный промышленный район с Уралом и восточными регионами страны. Однако значительная часть территории Мордовии находится вне пределов крупных транзитных речных и автомобильных магистралей. Республику Марий Эл отличает сочетание выгодного транспортно-географического положения и некоторой периферийности, обособленности.

Транспортный комплекс субъектов Приволжского округа, входящих в состав Уральского экономического района, обеспечивает взаимодействие всех составных элементов хозяйства. Особенности экономико-географического положения определили конфигурацию транспортной сети, в которой преобладают широтные направления. Транспорт региона отличается высокой грузонапряженностью, осуществляя перевозки массовых грузов как внутри района, так и транзитные. Преобладает железнодорожный транспорт, хорошо развит трубопроводный. Крупными транспортными узлами являются Пермский и Уфимский, сочетающие работу железнодорожного транспорта с внутренним водным. Здесь размещены перевальные пункты прямого и смешанного железнодорожно-вод-ного сообщения.

Основные транспортные и инженерно-технические оси субъектов Поволжского экономического района, входящих в состав Приволжского федерального округа, развиваются преимущественно в широтном направлении и обеспечивают доставку разнообразного сырья и топлива. Наиболее мощным и грузонапряжен-

ным является Самарское направление - важное звено Транссибирской магистрали. Внутрирайонные связи осуществляются по меридиональной железной дороге Свияжск - Ульяновск - Сызрань - Саратов - Иловля.

На территории Пензенской области пространственный рисунок транспортной сети имеет практически линейно-радиальную форму с центром в г. Пензе. Наибольшее значение в перевозках грузов имеют железнодорожные магистрали Пенза - Сызрань и Пенза -Ртищево, а также Пенза - Рузаевка и Пенза - Ряжск. По северо-восточным районам проходит железная дорога Рузаевка - Сызрань, по юго-западным - дорога Ртищево - Тамбов. На юго-востоке практически нет железных дорог, но эти районы территориально близки к железнодорожной сети Саратовской области.

Таким образом, основными особенностями пространственного рисунка транспортной сети Приволжского федерального округа являются следующие:

- преобладание транспортных путей широтного направления, в том числе транзитного характера, связывающих районы Центральной России с Уралом и регионами Восточной экономической зоны;

- вытянутость железнодорожных, автомобильных и других транспортных путей вдоль Волги в меридиональном направлении, что сформировалось исторически и связано с первоначальным развитием внутреннего водного транспорта, то есть до начала периода массового строительства железных и автомобильных дорог (однако эта особенность территориальной организации транспортного комплекса не характерна для

субъектов Приволжского округа, удаленных от Волги -Пензенской и Кировской областей, республик Мордовия, Удмуртия и Башкортостан);

- исторически большее значение речного транспорта в пределах округа (за исключением Пензенской области и республики Мордовия) по сравнению с другими регионами России;

- формирование крупнейших транспортно-про-мышленных узлов в местах пересечения магистральных железных и автомобильных дорог, а также трубопроводов с Волгой;

Для Приволжского федерального округа характерна не только достаточно протяженная сеть транспортных путей, но и значительная плотность (густота) железных, автомобильных дорог и трубопроводов, по показателям которой Приволжский округ уступает только Центральному федеральному округу.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Географический атлас Пензенской области. Природа. Население. Хозяйство. Культура. Пенза: Облиздат, 2005.

2. Пензенская область. Основные показатели развития с 1992 г. по 2007 г. Ежегодный статистический сборник. Пенза: Пензастат, 2008.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007. Статистический сборник. М.: Росстат, 2007.

4. Российская Федерация. Статистический ежегодник. 2007. М.: Росстат, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.