Научная статья на тему 'Региональные особенности социально-трудовой мобильности молодежи (эмпирический анализ)'

Региональные особенности социально-трудовой мобильности молодежи (эмпирический анализ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
550
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОБИЛЬНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / ПРОФЕССИЯ / РЕГИОН / РЫНОК ТРУДА / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ЦЕННОСТИ / EMPLOYMENT / LABOUR MARKET / MOBILITY / OCCUPATION / REGION / SOCIAL AND LABOUR POTENTIAL / VALUES / YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Татьяна Николаевна

В работе автор рассматривает актуальность изучения феномена социально-трудовой мобильности молодежи в современных условиях российского общества. Представлены роль макро-, мезои микроэкономических региональных условий как социальных детерминант профессионального становления молодежи. Раскрыты региональные особенности социально-трудовой мобильности молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional features of socio-labour youth mobility : empirical analysis

The author examines the relevance of studying the phenomenon of socio-labor mobility of young people in modern Russian society. The role of macro-, mesoand microeconomic regional conditions is presented as the social determinants of professional formation of young people. The author discloses the regional fea-tures of socio-labor mobility of the youth.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности социально-трудовой мобильности молодежи (эмпирический анализ)»

КОНТ TFTTT

научно-методический электронный журнал ART 14277 УДК 331.55

Иванова Татьяна Николаевна,

Иванова Т. Н. Региональные особенности социальнотрудовой мобильности молодежи (эмпирический анализ) // Концепт. - 2014. - № 10 (октябрь). -

ART 14277. - 0,7 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/142677.htm. - Гос. рег. Эл - № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

доктор социологических наук, доцент, заведующая кафедрой социологии ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти IvanovaT2005@tltsu.ru

Региональные особенности социально-трудовой мобильности молодежи

(эмпирический анализ)

Аннотация. В работе автор рассматривает актуальность изучения феномена социально-трудовой мобильности молодежи в современных условиях российского общества. Представлены роль макро-, мезо- и микроэкономических региональных условий как социальных детерминант профессионального становления молодежи. Раскрыты региональные особенности социально-трудовой мобильности молодежи. Ключевые слова: регион, рынок труда, трудоустройство, мобильность, профессия, ценности, молодежь, социально-трудовой потенциал.

Раздел: (04) экономика.

В настоящее время результаты социологических исследований показывают, что общей тенденцией является сокращение доли выпускников, которые определяются с трудоустройством еще до выпуска на старших курсах. Главная проблема при поиске работы для выпускников - низкая начальная оплата труда молодых специалистов. Заметно сократились и сроки поиска работы по специальности. Рейтинг трудностей, с которыми выпускники вузов сталкиваются в период профессиональной адаптации, остается следующим: недостаток практических навыков и низкая начальная оплата труда, недостаток правовой культуры, ограниченные возможности для должностного продвижения, карьеры, необходимость дополнительных знаний, проблемы в межличностных отношениях, отсутствие спроса на выпускников промышленности и недостаточное владение информационными технологиями. Знание иностранного языка, умение работать на компьютере, высокий уровень профессиональной подготовки, востребованная профессия, личные связи, знакомства, возраст, умение находить общий язык с разными людьми считаются основными требованиями современного рынка труда.

Потребность выпускников в дополнительной профессиональной подготовке достаточно велика. Предпочтительным вариантом дополнительной профессиональной подготовки для выпускников, работающих по полученной специальности, является второе высшее образование.

В регионе внешняя миграция способствует ослаблению местных кадровых ресурсов. Территориальное распределение рабочей силы должно использоваться в целях сбалансированности рынка труда. Этот путь решения проблемы дисбаланса спроса и предложения рабочей силы имеет ряд преимуществ перед составлением научно обоснованных прогнозов в кадровой потребности, так как он менее наукоемкий и затратный, более оперативный, нацелен на ближайшую перспективу и быстрый результат.

Таким образом, анализ главных установок молодежи и их жизненных ориентиров позволяет сделать вывод о том, что в новых условиях возникает ценность индивидуальной жизни. Главные цели молодых людей связываются со справедливостью, жизненным благополучием, оптимизмом, личной независимостью. Необходимо внедрение эффективной системы профессионального информирования, консультирования и психологической поддержки молодежи. Ее назначение - повысить конкурентоспособность и содействовать переориентации молодежи на профессии, востребованные на рынке труда.

r\j Л r\j

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14277 УДК 331.55

Иванова Т. Н. Региональные особенности социальнотрудовой мобильности молодежи (эмпирический анализ) // Концепт. - 2014. - № 10 (октябрь). -

ART 14277. - 0,7 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/142677.htm. - Гос. рег. Эл - № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Обозначение новых тенденций и изменений в системе профессиональной ориентации выступает основным условием оптимизации социально-трудовой мобильности молодежи Самарского региона с целью выявления социологических аспектов экономического проектирования системы координации действий государственных и социальноэкономических структур региона по формированию социально-экономической занятости молодежи, с учетом при этом роли макро-, мезо- и микроэкономических условий как социально-трудовых детерминант профессионального становления молодежи.

Социально-трудовая мобильность представляет собой сложное и многоуровневое социальное явление, которое выступает как динамическая система перспективного социального ориентирования молодежи, направленная на сознательное позитивное изменение своей жизни в контексте ее профессионализации; способ планирования и проектирования молодежью собственной социальной и профессиональной жизни путем поэтапного формирования профессионального настоящего и будущего. Процесс трансформации современного российского общества в условиях негарантированной занятости сопровождается новыми вызовами в адрес молодежи в процессе ее профессионального самоопределения, профессионального становления и профессиональной карьеры [1]. Поэтому социально-трудовая мобильность и проблемы профориентации молодежи как важнейшие структурные элементы их жизненных позиций и социально-экономических стратегий являются определяющими в системе жизненных ориентаций, ведущих к достижению качественно новых состояний социальной и трудовой жизни в профессиональной среде.

Управление социально-трудовой мобильностью молодежи региона в современных условиях возможно на основе кластерного подхода формирования социально-экономической системы профессионального образования. При этом кластер выступает как группа соседствующих предприятий, учебных заведений и организаций, функционирующих в одной отрасли хозяйственного комплекса региона. Кластерная социально-экономическая система формирования социально-трудовой мобильности молодежи региона представляет собой взаимодействие предприятий, организаций, учреждений и образовательных структур на основе паритетного финансирования в целях создания условий для вертикальной восходящей и горизонтальной мобильности молодежи, а также нейтрализацию условий, ведущих к нисходящей мобильности. Структура кластерной социально-экономической системы включает в себя субъекты взаимодействия (социальные институты и организации, предприятия, учреждения, а также работодателей, школы, вузы и молодежь - с регулирующей стороны), формы регулирования (в зависимости от уровня реализации процесса регулирования; видов социально-трудовой мобильности молодежи; принадлежности молодежи к разным социальным группам) и функции регулирования (стабилизирующая, экономическая, инновационная, распределительная, регулятивная, личностномотивационная), посредством которой определяются компоненты и показатели социально-технологической мобильности молодежи, способствующие быстрой адаптации выпускника к выполнению профессиональной деятельности.

Профориентационная работа должна строиться на основе прогнозирования спроса экономики на кадры различной квалификации в регионе. Ответственность за его организацию целесообразно возложить на соответствующие государственные органы, сферой компетенции которых являются регулирование рынка труда и занятости, организация профессиональной подготовки кадров. Для преодоления структурных диспропорций между предложением образовательных услуг и потребностями отраслей экономики в квалифицированных кадрах [2] необходимо разработать и

IV О rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14277 УДК 331.55

Иванова Т. Н. Региональные особенности социальнотрудовой мобильности молодежи (эмпирический анализ) // Концепт. - 2014. - № 10 (октябрь). -

ART 14277. - 0,7 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/142677.htm. - Гос. рег. Эл - № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

осуществить комплекс мероприятий, включающих: определение приоритетных сфер, специальностей и направлений профессиональной подготовки, в отношении которых будут осуществляться меры государственной поддержки, в том числе через госзаказ, реализуемый на конкурсной основе; приведение структуры подготовки кадров в соответствие с перспективными направлениями развития экономики и социальной сферы; изменение масштабов подготовки квалифицированных кадров в пользу начального и среднего профессионального образования при их опережающем развитии по сравнению с высшим образованием (включая стимулирование работодателей, участвующих в финансировании образовательных учреждений).

Возрастает роль региональных органов исполнительной власти в решении вопросов оптимизации сети учебных заведений профессионального образования с учетом потребностей регионального рынка труда; определения перечня профессий и специальностей, подготовка по которым необходима для данного региона, установления контрольных цифр приема в учреждения профессионального образования разного уровня; создания региональных фондов развития профессионального образования, аккумулирующих средства государственных организаций, профессиональных ассоциаций, работодателей и населения.

Необходимо разработать методику прогнозирования потребности в рабочих и специалистах, выпускниках учреждений профессионального образования, что позволит федеральным и региональным органам исполнительной власти обоснованно формировать госзадания по приему граждан на обучение, а также разработать и внедрить методику конструирования показателей социально-трудового потенциала молодежи, которая применима для расчета и анализа величины регионального социального и трудового потенциала молодежи. Ее использование позволит выделить приоритеты в деятельности государства, направленной на повышение адаптивного уровня населения и ее трудовых ресурсов, а значит, поможет повысить уровень конкурентоспособности экономики региона.

Рынок вакансий в регионе на сегодняшний день обладает сложной структурой, которая зависит от источников информации. Рынок газетных объявлений на три четверти состоит из рабочих вакансий. В объявлениях на сайтах чаще представлена информация о работе для служащих. Рынок вакансий, предлагаемых на сайтах, в большей мере соответствует потребностям образованной молодежи, часть которой продолжает учиться в вузах. Наблюдается неудовлетворенность спроса на представителей рабочих специальностей: слесарей, токарей, фрезеровщиков и т. д. Отмечается большой спрос на работников торговли и общепита, медицинские учреждения не могут заполнить вакансии врачей и медицинских сестер, а дошкольные - воспитателей.

В регионе слабо выстроена система непрерывного профессионального образования. Подтверждением этого является большое количество предложений по найму рабочей силы, особенно по техническим и рабочим специальностям. Руководители крупных промышленных предприятий отмечают необходимость помощи государства в реализации программ переподготовки персонала. Руководители средних и малых предприятий в большей степени заинтересованы в развитии внешнего рынка труда. Официальная часть открытого рынка труда характеризуется значительным количеством вакансий для трудоустройства по рабочим профессиям. Безработная молодежь проявляет большую заинтересованность в переподготовке, чем безработные старшего возраста. Стратегии трудоустройства молодежи чаще включают возможности переезда в другие регионы для трудоустройства, чем людей

IV 3 ^

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14277 УДК 331.55

Иванова Т. Н. Региональные особенности социальнотрудовой мобильности молодежи (эмпирический анализ) // Концепт. - 2014. - № 10 (октябрь). -

ART 14277. - 0,7 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/142677.htm. - Гос. рег. Эл - № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

старшего и среднего возраста. Уровень притязания безработных на размер заработной платы выше, чем предлагаемые работодателями условия оплаты.

Рынок труда Самарского региона обладает значительным потенциалом в аспекте трудоустройства работников с начальным и средним профессиональным образованием, в то время как трудовой потенциал нуждающихся в работе ориентирован на сферу коммерции, бизнеса, торговли.

Региону необходимо использовать в полной мере потенциал внутренней мобильности молодежи, что уменьшит необходимость внешней миграции, ослабляющей местные кадровые ресурсы. Условиями экономического воздействия на социально-трудовую мобильность молодежи региона, детерминирующими мобильность молодежи, являются: на макроуровне - социально-экономическая ситуация в регионе, статус и престиж профессии; на мезоуровне - уровень заработной платы, отсутствие условий карьерного роста; на микроуровне - пол, возраст, образование, профиль и квалификация.

Государственная молодежная политика занятости должна носить опережающие действия (в том числе со стороны населения) по формированию современной структуры рабочей силы.

Одной из основных особенностей регионального рынка труда Самарского региона является рассмотрение влияний различных факторов на процессы движения труда в регионе. С одной стороны, это движение, направленное на «вход», то есть найм работников; с другой стороны, это движение на «выход» с предприятий, учреждений, организаций, которое можно рассматривать как социальные институты, регулирующие и воспроизводящие социальные отношения. Проводя различие между этими двумя сторонами, мы выделяем организационные и социально-структурные, а также институциональные факторы социально-трудовой мобильности молодежи. Организационные факторы связаны с финансово-экономическим положением предприятий, учреждений и организаций, их способностью платить высокую зарплату, а в текущей ситуации речь идет также о современных выплатах зарплаты. Две группы предприятий, учреждений и организаций находятся на рынке труда в разных условиях: первая использует преимущества избыточного предложения, вторая сталкивается с дефицитом труда. К организационным факторам относятся особенности технологической структуры предприятий, учреждений и предприятий, которые детерминируют наём работников определенной квалификации. Под институциональными факторами мобильности понимаются формальные механизмы - процедуры приема по разным каналам адаптации, неформальные нормы и установки работодателей при отборе новых работников. О. Уильямсон назвал эти механизмы структурами управления, которые регулируют наём на предприятиях, учреждениях и в организациях [3]. На профессиональное самоопределение и выбор профессий молодежью неоднозначно действуют следующие социально-экономические процессы:

1. Структурные преобразования в экономике региона.

2. Тяжелая экологическая ситуация.

3. Изменение демографической ситуации (впервые в 1999 г. смертность превысила рождаемость).

4. Рост сельской безработицы.

5. Нарастание интенсивности предложения свободной рабочей силы, которая характеризуется низким профессионально-квалификационным уровнем.

6. Продолжающаяся маргинализация населения, активное «перемещение» в города жителей села, не имеющих образовательной, профессиональной подготовки

IV ^ rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14277 УДК 331.55

Иванова Т. Н. Региональные особенности социальнотрудовой мобильности молодежи (эмпирический анализ) // Концепт. - 2014. - № 10 (октябрь). -

ART 14277. - 0,7 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/142677.htm. - Гос. рег. Эл - № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

и четких нормативно-ценностных ориентации.

7. Неоднозначность миграционных процессов: «отток» квалифицированных специалистов в Россию и страны СНГ, неконтролируемый «приток» малоквалифицированных работников из бывших республик Союза, появление мощных «торговокриминальных» организаций из представителей стран Юго-Восточного региона.

Если сопоставить общую численность рабочих и служащих с уменьшившимися объемами производства, с уровнем производительности труда, с числом высвободившихся кадров, то станет явным наличие безработицы в скрытой форме, что особенно заметно в сельскохозяйственных регионах. В то же время наблюдается структурный дефицит в профессиональной сфере: требуются высококвалифицированные строители, мастера по деревообработке, переработке сельскохозяйственной продукции, социальные работники, ювелиры, мастера по традиционным отраслям народного хозяйства, специалисты по обработке драгоценных камней, обслуживанию инженерных сооружений водовода, железнодорожного транспорта и др.

Естественно, ситуация, складывающаяся в сфере воспроизводства кадровопрофессиональной структуры региона, не остается без внимания со стороны государственных учреждений и организаций.

В основном целенаправленная деятельность по воздействию на профессиональное самоопределение молодежи сосредоточена в системе образования и органах занятости. Система образования Самарской области состоит из ряда учреждений: министерство образования, управление средних специальных учебных заведений, управление начального профессионального образования, департамент образования по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров, высшие учебные заведения, общеобразовательные школы и другие учебно-воспитательные учреждения и т. д. Для получения представления о предстоящем объеме работы и подходах к ней по координации и систематизации социально-трудовой мобильности молодежи охарактеризуем функционал этих учреждений. В систему органов занятости включены региональный центр по трудоустройству, переподготовке и профориентации, центр по трудоустройству, переобучению и профориентации молодежи и другие учреждения региона [4].

Функционал государственных органов в основном состоит в администрировании, которое сложно назвать координацией того или иного вида деятельности, тем более системы, формирующей векторы развития региональной социально-трудовой мобильности молодежи. Министерство образования разрабатывает проекты государственной целевой программы развития профессионального образования и закона «О профессиональном образовании»; занимается разработкой специальных поощрительных мер по стимулированию средних специальных учебных заведений за внедрение программ по многоступенчатой подготовке учащихся; созданием системы государственного заказа на подготовку специалистов со средним профессиональным образованием и их трудоустройству; переходом на непрерывное образование, созданием для средних специальных заведений статуса учебных заведений по переподготовке и повышению квалификации работающих и высвобождающихся работников; переходом в интегральную многоуровневую систему для обеспечения взаимосвязи и взаимообмена всех форм и методов образования; открытием коммерческих отделений, факультетов, специальностей.

Управление начального технического образования, учитывая низкую престижность профессионально-технического образования, планирует согласование потребностей различных отраслей в квалифицированных рабочих за счет следующих мер:

(V С rw

ART 14277

научно-методический электронный журнал

УДК 331.55

Иванова Т. Н. Региональные особенности социальнотрудовой мобильности молодежи (эмпирический анализ) // Концепт. - 2014. - № 10 (октябрь). -

ART 14277. - 0,7 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/142677.htm. - Гос. рег. Эл - № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

- создания новых профессионально-технических училищ, колледжей;

- лицеев по востребованным рабочим специальностям;

- модернизации существующих учреждений профессионального образования;

- подготовки определенной части учащихся по заказу промышленных предприятий, используя систему распределения молодых специалистов (возврат к прошлому), создание налоговых и других льгот для таких предприятий;

- разработки и внедрения региональной программы подготовки квалифицированных рабочих по промышленным профессиям;

- подготовки профессиональных кадров по новым специальностям в региональных базовых профессионально-технических училищах для обслуживания крупных инвестиционных проектов;

- создания регионального центра, который станет центром по обмену опытом, повышению квалификации работников, по разработке и выпуску учебно-наглядной и учебно-методической продукции.

Управление средними специальными заведениями занимается укреплением связей с учреждениями и организациями по профилирующей деятельности; восстановлением учебно-производственных комплексов; открытием новых отделений по дефицитным специальностям.

Анализ статистической информации показывает, что более 3 тысяч человек, ежегодно направляемых по различным дефицитным для региона профессиям (свыше 55%), устраиваются работать за пределами Самарского региона.

Отметим, что в последнее время на формирование профессиональных ориентаций молодежи стали обращать большее внимание научно-исследовательские учреждения. Заслугой академических ученых является их участие во всероссийских молодежных программах. Важным моментом в подготовке специалистов можно считать возобновление практики работы со студентами вузов, отбор выпускников при распределении на работу, усиление прямых связей научных институтов с промышленными предприятиями, создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы и разработку соответствующей государственной программы в регионе.

Одним из важных направлений воздействия на профессиональное самоопределение молодежи является организация муниципальными органами общественных работ для учащихся школ в возрасте от 12 лет и старше. Традиционно общественные работы проводятся для молодых людей из числа безработных в целях смягчения безработицы и социальной напряженности. Во многих развитых странах программы по проведению общественных работ действуют постоянно и имеют следующие функции: обеспечить материальное положение малообеспеченных слоев населения, помочь молодежи в различных жизненных ситуациях (первоначальное вхождение в трудовую деятельность, компенсация, потери работы и др.). На первый взгляд суть общественных работ традиционно не профориентационная, потому что большинство занятых на них вряд ли выберут себе профессию сборщика бытовых отходов, маляра, озеленителя и т. п. Смысл в другом: участвуя в общественных работах, молодежь должна осознавать ценность любого труда, формировать представление о «мире профессий» не с точки зрения «грязная», «непрестижная», «низкооплачиваемая», а с точки зрения созидателя: «полезная», «необходимая», «интересная лично мне». Поэтому организация общественных работ для молодежи должна быть спланирована с обязательным конечным результатом, мотивацией, долговременной перспективой, системой поощрений и наказаний. 6

6

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14277 УДК 331.55

Иванова Т. Н. Региональные особенности социальнотрудовой мобильности молодежи (эмпирический анализ) // Концепт. - 2014. - № 10 (октябрь). -

ART 14277. - 0,7 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/142677.htm. - Гос. рег. Эл - № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

На данный момент отсутствует согласованная система воздействия на социально-профессиональное самоопределение молодежи. Формирование профессиональных ориентаций молодежи происходит помимо государственных социальных институтов. Для молодежи не созданы условия, позволяющие трудом и предприимчивостью обеспечить себе соответствующие материальные блага; отсутствуют адресность и гарантии социальной поддержки со стороны государства в первую очередь экономически незащищенных слоев населения; не существует условий для вхождения человека в «информационное общество».

Для развития социально-профориентационной среды региона решения необходима разработка комплексных программ на основе координации деятельности всех заинтересованных социальных институтов на базе служб занятости. Программа должна включать несколько направлений: экономическое, социально-правовое, профориентационное, методическое, организационное, социализирующее.

При этом автор предлагает опираться на следующие принципы:

- учет целей развития региона в соответствии с экономикой Самарской области, которые характеризуются стремительностью изменений на рынке высокотехнологических и наукоемких услуг, быстро возрастающей сложностью производства, резким нарастанием конкуренции со стороны как российских регионов, так и зарубежных государств. В этих условиях одной из решающих составляющих мощного прорыва вперед в экономическом плане являются квалифицированные человеческие ресурсы, уровень профессиональной компетенции которых соответствует новой инновационной модели экономики региона:

- опережающий, а не «поспевающий» за кадровыми требованиями характер программы профессионально ориентированной работы;

- использование специфических социально-психологических и национальных особенностей региона, влияющих на становление тех или иных форм собственности, организацию производства, трудовую активность и мобильность населения [5].

Формирование экономического мышления и экономического сознания молодежи может развить не только специальные экономические знания и умения, актуальные в современных условиях, но и социально востребованные качества личности, формировать нравственно-ценностные мотивы экономической деятельности.

Проблема экономического сознания актуальна и многоаспектна [6], поскольку затрагивает интересы учащихся, их родителей, учителей, администраторов образовательной сферы, работодателей. Анализируя происходящие изменения в российском обществе, следует выделить два типа экономического образования: массовое, позволяющее сформировать рациональное экономическое мышление, дающее знания современной экономики, вырабатывающее творческие навыки для решения экономических проблем, и специальное экономическое образование, формирующее профессиональное сообщество экономистов-прикладников, преподавателей, научных сотрудников, экспертов-аналитиков, финансистов и других специалистов, работающих в сфере экономической деятельности. Оба этих типа экономического образования представляют системы, включающие довузовское образование [7].

Особенность нынешнего процесса экономической социализации в России состоит в том, что в обществе до сих пор не сложилось единого мнения о необходимости выявления социологических аспектов экономического проектирования системы координации действий государственных и социально-экономических структур по формированию векторов направленности по социально-трудовой мобильности молодежи. Характерно, что главный инструмент социализации современного общества - школа -

7

ART 14277

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

научно-методический электронный журнал

УДК 331.55

Иванова Т. Н. Региональные особенности социальнотрудовой мобильности молодежи (эмпирический анализ) // Концепт. - 2014. - № 10 (октябрь). -

ART 14277. - 0,7 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/142677.htm. - Гос. рег. Эл - № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

по-прежнему не включен в переходные процессы и остается оплотом традиционных ценностей, ставших тормозом дальнейшего экономического развития [8].

Активное включение старшеклассников в фазы производства, а в условиях рыночной экономики и конкуренции труда оказывается наиболее востребованной компетенция в экономической сфере, определяется, таким образом, выбором ими профессии этой специализации [9].

Вследствие изменения социально-экономической ситуации сменилось содержание основных детерминант социального и профессионального самоопределения молодежи. На взгляд автора, подход к данной проблеме должен быть системным, при котором достигалось бы согласование профессионального, кадрового обеспечения общества и индивидуальных свойств и интересов личности.

Проведенный анализ и результаты социологических исследований позволяют сформулировать следующие выводы. Профессиональное самоопределение молодежи имеет большое значение в процессе социализации личности и рассматривается как существенная сторона развития индивида. Трудовая деятельность является одной из важнейших сфер жизни человека. Профессиональное самоопределение молодежи - это процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. По мере развития процесса самоопределения происходит расширение социальных ролей и намерения относительно желаемого социального статуса. В связи с изменением социально-экономических условий людям приходится принимать новые экономические нормы и ценности, осваивать новые сферы и виды профессиональной деятельности.

Таким образом, социально-трудовая мобильность молодежи протекает под воздействием целого ряда разновекторных социально-экономических факторов, действующих стихийно и целенаправленно. Все эти факторы воздействуют на индивида не непосредственно и автоматически, а опосредованно, через сознание и формирование внутренней активности личности [10]. Всякий выбор, в том числе и выбор «канала» получения профессиональной подготовки, связан с ограничениями. Первая группа ограничений связана с личностными характеристиками молодого человека: темпераментом, характером, интересами, склонностями, потребностями и т. п. Кроме того, в процессе профессионального выбора играют большую роль знания, умения, навыки, способности, половые и возрастные критерии, семейный статус [11].

На социально-трудовую мобильность оказывают влияние процессы, протекающие в мире; общественное устройство; этнокультурные стереотипы современного этапа социального процесса; система социальных норм и ценностей; изменения в видах и формах трудовой деятельности, перечень профессий и их престиж в общественном мнении; демографические процессы; региональные особенности территории; национальный состав общества; поселенческая структура. Группа факторов воздействия на социально-трудовую мобильность молодежи формируется на уровне микросреды: семьи, системы образования, ближайшего окружения, средств массовой коммуникации, и территориальных особенностей профессиональной и социальной структуры и других. Соотношение объективных условий и микросреды в процессе профессионального самоопределения личности можно понимать как соотношение двух внешних источников формирования профессиональной направленности личности [12].

Итак, к организации социально-экономических взаимосвязей учреждений, предприятий и организаций Самарского региона по вопросам социально-трудовой мобильности молодежи следует подходить системно, заранее проектируя основные

8

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14277 УДК 331.55

Иванова Т. Н. Региональные особенности социальнотрудовой мобильности молодежи (эмпирический анализ) // Концепт. - 2014. - № 10 (октябрь). -

ART 14277. - 0,7 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/142677.htm. - Гос. рег. Эл - № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

направления реализации их взаимодействия, закладывая социально-экономические, правовые, психологические, дидактические условия координации их деятельности.

Выявление социально-экономических факторов, анализ их влияния на результат самоопределения молодежи открывают путь к пониманию и реконструкции механизма стимулирования профессионального самоопределения обществом структурами правления федерального, регионального, муниципального уровней.

Социально-трудовая мобильность молодежи Самарского региона имеет несколько характерных особенностей:

- профессиональный выбор не соответствует потребностям экономики региона в кадрах, что связано с формированием в общественном сознании определенного престижного «ряда» профессий и непродуманной структурой учебных заведений, штампующих «юристов и экономистов»;

- не согласованы профессиональное самоопределение молодежи и информация о видах профессионального труда, классификации профессий, характеристиках специальностей по различным параметрам; состояние рынка труда, потребность в специалистах и рабочих и возможности трудоустройства выпускников учебных заведений начального, профессионального образования, техникумов и вузов;

- выпускники периферийных школ проявляют большую реалистичность в выборе профессии, выделяя профессии престижного ряда, но для себя выбирая более необходимые в промышленности и инфраструктуре собственного поселения;

- независимо от успеваемости слушатели высказывают предпочтение одних и тех же учебных заведений и профессий, ориентируясь на новые социально-экономические условия жизни и рынок труда;

- учащиеся профессиональных училищ воспроизводят образовательный и профессиональный статус своих родителей и имеют небольшие шансы продемонстрировать вертикальную восходящую мобильность в уровне образования и достижения желаемой профессиональной роли;

- среди студенческой молодежи существует определенный слой тех, кто считает криминальную деятельность вполне возможной и выбирает профессии преступного мира только для получения материальных ценностей. Это происходит вследствие «массовизации» набора в учебные заведения, которые прошли аккредитацию и сертификацию.

Механизмами регулирования социально-трудовых установок молодежи являются: институциональный (разработка и внедрение нормативно-правовой базы, государственной кадровой политики), организационный (анализ условий внутриобразовательной среды: социальные, бытовые, психологические), экономический (включающий оптимальность, эффективность, структуризацию) и личностно-мотивационный (изучающий потребности, ценностные ориентации, интересы и мотивы) механизмы.

Ссылки на источники

1. Трубицын Д. В. «Модернизация» и «негативная мобилизация»: конструкты и сущность // Социологические исследования. - 2010. - № 5. - С. 3-13.

2. Тощенко Ж. Т. Социология труда: опыт нового прочтения. - М.: Мысль, 2005.

3. Кабалина В. И. Трудовая мобильность: организационные, институциональные и социальноструктурные факторы. - URL: http://www.socjournal.ru/article/257 (дата обращения 01.09.2009 г.).

4. Гарбер Е. И., Козача В. В. Методика профессиографии. - Саратов, 1992.

5. Чередниченко Г. А. Образовательные и профессиональные траектории выпускников средней школы // Социологические исследования. - 2010. - № 7. - С. 88-96.

(V Q rw

КОНТ TF.TTT

Иванова Т. Н. Региональные особенности социальнотрудовой мобильности молодежи (эмпирический анализ) // Концепт. - 2014. - № 10 (октябрь). -

ART 14277. - 0,7 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/142677.htm. - Гос. рег. Эл - № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 14277 УДК 331.55

6. Терюкова Т., Прутченков А. Экономический и научно-технический интернет-журнал // Экономическое воспитание молодежи в контексте современных социальных преобразований. - 2010. -№ 4. - С. 34-47.

7. Алашеев С. Ю., Зубов Е. Г., Порхун Т. Н., Посталюк Н. Ю. Эффективное поведение на рынке труда. - Самара, 2000.

8. Гуськова И., Пономарева О., Шешенина О. Нижегородская область: рынок труда и рынок высшего образования - состояние, взаимовлияние и перспективы развития // Человек и труд. - 2010. - № 7. - С. 29-33.

9. Данилова А. В., Мунтян Д. А., Хандрыга Н. Д. Структура престижности профессий современной студенческой молодежи и факторы, её формирующие // Электронная библиотека социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006.

10. Косова Л. Б. Нереализованные возможности: механизмы мобильности в советском и постсоветском обществе // Общественные науки и современность. - 2009. - № 6. - С. 96-107.

11. Анисимова С. Г. Воздействие социальных институтов на профессиональное самоопределение молодежи: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - М., 2002.

12. Кравченко С. А. Динамика современных реалий: инновационные подходы // Социологические исследования. - 2010. - № 10. - С. 14-25.

Tatiana Ivanova,

Doctor of Sociological Sciences, Professor, Togliatti State University, Togliatti lvanovaT2005@tltsu.ru

Regional features of socio-labor mobility of the youth: empirical analysis Abstract. The author examines the relevance of studying the phenomenon of socio-labor mobility of young people in modern Russian society. The role of macro-, meso- and microeconomic regional conditions is presented as the social determinants of professional formation of young people. The author discloses the regional features of socio-labor mobility of the youth.

Key words: region, labor market, employment, mobility, occupation, values, youth, social and labor potential. References

1. Trubicyn, D. V. (2010) “Modernizacija” i “negativnaja mobilizacija”: konstrukty i sushhnost', Sociologicheskie issledovanija, № 5, pp. 3-13 (in Russian).

Toshhenko, Zh. T. (2005) Sociologija truda: opyt novogo prochtenija, Mysl', Moscow (in Russian). Kabalina, V. I. Trudovaja mobil'nost': organizacionnye, institucional'nye i social'no-strukturnye faktory. Available at: http://www.socjournal.ru/article/257 (data obrashhenija 01.09.2009 g.) (in Russian).

Garber, E. I. & Kozacha, V. V. (1992) Metodika professiografii, Saratov (in Russian).

Cherednichenko, G. A. (2010) “Obrazovatel'nye i professional'nye traektorii vypusknikov srednej shko-ly”, Sociologicheskie issledovanija, № 7, pp. 88-96 (in Russian).

Terjukova, T. & Prutchenkov, A. (2010) “Jekonomicheskij i nauchno-tehnicheskij internet-zhurnal”, Jekonomicheskoe vospitanie molodezhi v kontekste sovremennyh social'nyh preobrazovanij, № 4, pp. 34-47 (in Russian).

Alasheev, S. Ju., Zubov, E. G., Porhun, T. N. & Postaljuk, N. Ju. (2000) Jeffektivnoe povedenie na rynke truda, Samara (in Russian).

Gus'kova, I., Ponomareva, O. & Sheshenina, O. (2010) “Nizhegorodskaja oblast': rynok truda i rynok vysshego obrazovanija - sostojanie, vzaimovlijanie i perspektivy razvitija”, Chelovek i trud, № 7, pp. 2933 (in Russian).

Danilova, A. V., Muntjan, D. A. & Handryga, N. D. (2006) “Struktura prestizhnosti professij sovremennoj studencheskoj molodezhi i faktory, ejo formirujushhie”, Jelektronnaja biblioteka sociologiche-skogo fakul'teta MGU im. M. V. Lomonosova (in Russian).

10. Kosova, L. B. (2009) “Nerealizovannye vozmozhnosti: mehanizmy mobil'nosti v sovetskom i postsovet-skom obshhestve”, Obshhestvennye nauki i sovremennost', № 6, pp. 96-107 (in Russian).

Anisimova, S. G. (2002) Vozdejstvie social'nyh institutov na professional'noe samoopredelenie molodezhi: avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk, Moscow (in Russian)

Kravchenko, S. A. (2010) “Dinamika sovremennyh realij: innovacionnye podhody”, Sociologicheskie issledovanija, № 10, pp. 14-25 (in Russian).

7.

8.

9.

11.

12.

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт» 10

r>J

10 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.