Региональные особенности инновационных процессов в сельском хозяйстве Ростовской области
Е.В. Гариева, соискатель,
Донской зональный НИИСХ РАСХН
Важнейшая задача государственной политики на современном этапе развития страны заключается в переходе агропромышленных, а особенно сельскохозяйственных, предприятий на постиндустриальные технологии. Основным средством достижения поставленной задачи перед региональным АПК является активизация инновационного развития в сельском хозяйстве.
Под словом «инновация» понимается практически любое новшество, нововведение. Однако применительно к нашим реальным условиям точнее говорить об инновационной деятельности. Инновационная деятельность — это такой вид деятельности, который на основе результатов научных исследований ведёт к созданию принципиально нового продукта, новой услуги, нового знания, в результате которых появляется то, чего раньше не было [1]. При этом выбор приоритетов инновационного развития должен осуществляться на основе анализа потребностей производства, существующих и прогнозных ресурсов, спросовых и инфраструктурных ограничений, достижений в научно-технической сфере и передового опыта.
Как известно, инновационная политика в стране определяется федеральными и региональными нормативно-правовыми актами. В настоящее время на федеральном уровне принят ряд таких актов (законы «О науке и научно-технической политике», «О техническом регулировании», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и др.), нацеленных на решение отдельных задач в инновационной сфере. Что касается конкретно АПК, то реализации инновационной политики способствует принятие ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Доктрины продовольственной безопасности РФ, Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., Концепции устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 г., Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 гг.
Ростовская область, как регион, ориентированный на инновации, разрабатывает свои регламентирующие документы. Так, осуществлению инновационной политики в области способствуют следующие нормативные акты: областной Закон «О развитии сельского хозяйства» (2009 г.), Стратегия социально-экономического развития
РО на период до 2020 г., областная долгосрочная целевая программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в РО на 2010—2014 гг., комплекс мероприятий по развитию конкуренции в РО на 2011—2013 гг., областная долгосрочная целевая программа «Пилотный проект по развитию аквакультуры, рыболовства и рыбопереработки в РО на период 2012—2016 гг.», а также ряд других областных целевых программ по проблемам развития АПК.
Считаем, что особое значение имеет принятие Концепции развития АПК Ростовской области на период до 2020 г. В концепции определено, что под инновациями на практике в сельском хозяйстве понимается использование новых сортов растений, пород сельскохозяйственных животных, технологий производства в отраслях растениеводства, животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции. В более широком понимании инновации — это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции [2].
К числу важнейших задач инновационного развития АПК следует отнести формирование инновационной инфраструктуры, предусматривающей создание организаций по продвижению научно-технической продукции на рынке инноваций; информационно-консультативное обеспечение инновационной деятельности; экспертизу научных и инновационных программ, проектов, предложений и заявок; развитие опытной базы; создание структур для финансирования научно-технической и инновационной деятельности. Для финансирования экспериментальных разработок и быстроокупаемых инновационных проектов необходимо формирование региональных инновационных фондов. Ростовская область также гарантирует возмещение части затрат на внедрение инновационных проектов в сфере сельскохозяйственного производства и (или) переработки сельскохозяйственной продукции [2].
Для создания и внедрения новшеств нужны высокоразвитые наука и образование, условия для кооперации и интеграции научной, научнотехнической и образовательной деятельности. С целью поддержки научных исследований в регионе следует укреплять прямые связи между предприятиями, вузами и научно-иссле-
довательскими институтами, создавать интегрированные производственные структуры, творческие группы с целью увеличения числа и объёмов контрактов по внедрению технологий.
В настоящее время в Ростовской области создан Инновационный центр АПК при поддержке Донского минсельхозпрода. Донские учёные могут через эту организацию предоставлять свои разработки для их внедрения на предприятиях АПК. При этом речь идёт не только о технологиях обработки почвы, среди направлений разработок будут в том числе био- и нанотехнологии, системы космического мониторинга, альтернативная энергетика.
Агропромышленный инновационно-консультационный центр, основной задачей которого является внедрение научных изысканий учёных вуза в практическую работу, создан также в Донском государственном аграрном университете. Данные инновационные центры должны выполнять функции интегрирования науки и производства, доведения инновационных разработок до практического воплощения, демонстрации современных технологий в производстве [3].
Оценивая эффективность инновационного развития АПК области, следует рассмотреть показатели, характеризующие интенсивность освоения инноваций при участии учёных Донского зонального научно-исследовательского института сельского хозяйства Россельхозакаде-мии. Разработанные учёными Донского НИИСХ «Зональные системы земледелия на ландшафтной основе» (2012 г.) создают научно-практическую базу стабилизации и роста производства растениеводческой продукции АПК Ростовской области, снижения убыточности и повышения эффективности работы сельхозтоваропроизводителей всех уровней, повышения конкурентоспособности продукции отрасли на отечественном и внешнем рынках.
За период 2012 г. в Госреестр селекционных достижений, допущенных к использованию в РФ, включено 7 новых сортов сельскохозяйственных растений, получено 4 патента на изобретения и полезные модели, разработана система ведения агропромышленного производства Ростовской области по теме: «Зональные системы земледелия Ростовской области (на период 2013—2020 гг.)». С целью внедрения инновационных разработок на базе института организованно малое инновационное предприятие «ТОР».
Несмотря на проводимую исследовательскую работу аграрными научными (образовательными) учреждениями области, необходимо отметить низкий уровень использования существующих инновационных проектов и разработок. Проблема внедрения инновационных разработок заключается в низкой платёжеспособности сельхозтоваропроизводителей, а также их консерватизме. Низкий уровень технической и технологической оснащённости аграриев для внедрения инноваций, отсутствие универсальности реализации инноваций в сельскохозяйственном производстве вследствие территориальных особенностей региона, различных почвенно-климатических условий, низкая информированность сельхозтоваропроизводителей в области научных разработок тормозят внедрение инноваций в сельскохозяйственное производство. Многие темы научных исследований в НИИ недостаточно тесно связаны с проблемами, потребностями АПК региона, вследствие чего существует недостаточная адаптация научных разработок для практического применения аграриями Ростовской области.
Для успешного инновационного развития необходимо сочетать меры государственной поддержки, направленные на стимулирование предложений по внедрению инноваций, с мерами, пропагандирующими инновационное технологическое развитие отрасли.
На современном этапе, в силу ограниченности выделяемых государством ресурсов, первоочередным приоритетом должна стать государственная поддержка фундаментальных исследований и важнейших прикладных разработок, ориентированных на быструю отдачу. В перспективе следует усилить исследования по земледелию, экологическому испытанию видового и сортового разнообразия, земельным отношениям, экономике и управлению агропромышленного производства.
Литература
1. Геращенкова Т.М. Государственное регулирование инновационного развития АПК. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/gosudarstvennoe-regulirovanie-innovatsionnogo-razvitiya-agropromyshlennogo-kompleksa#ixzz2JRLBJtPg.
2. Постановление правительства РО от 20.01.2012 № 45 «О порядке предоставления субсидий на возмещение части затрат на внедрение инновационных проектов в сфере сельскохозяйственного производства и (или) переработки сельскохозяйственной продукции» // Наше время. 01.02.2012. № 25-40.
3. Инновационная деятельность для развития АПК Ростовской области и социальной сферы села. URL: http: // innoapk. ru>project.htm.