Научная статья на тему 'Региональные науки и экономическая география'

Региональные науки и экономическая география Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1015
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОНАЛИСТИКА / РЕГИОНОВЕДЕНИЕ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ХОЗЯЙСТВА / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / ECONOMIC AND SOCIAL GEOGRAPHY / REGIONAL ECONOMICS / REGIONAL SCIENCES / TERRITORIAL ORGANIZATION OF SOCIETY / COMPETITION ADVANTAGES / EDUCATION / SCIENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидоров Валерий Петрович, Брусенцева Анастасия Александровна

Сравниваются объект изучения, предмет и задачи экономической и социальной географии и региональных наук. Оцениваются их конкурентные преимущества в научном и образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional sciences and economic geography

The article contains the comparative characteristic of object of studying and a subject of economic and social geography and regional sciences, and also an estimation of their comparative advantages in scientific and educational spaces.

Текст научной работы на тему «Региональные науки и экономическая география»

50

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2010. Вып. 1 БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

Социально-экономические проблемы

УДК 914/919 (045)

В.П. Сидоров, А.А. Брусенцева

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАУКИ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

Сравниваются объект изучения, предмет и задачи экономической и социальной географии и региональных наук. Оцениваются их конкурентные преимущества в научном и образовательном пространстве.

Ключевые слова: экономическая и социальная география, региональная экономика, регионалистика, регионове-дение, территориальная организация населения и хозяйства, конкурентные преимущества, образование, наука.

Выбор названия статьи и ее содержание обусловлены возникшей в последнее время в российской географической науке и набирающей силу дискуссии о соотношении между экономической и социальной географией (ЭСГ) и региональными экономическими науками (РЭН), то есть взаимодействуют ли они в деле более полного познания общих объектов исследования или пересекаются и конкурируют в борьбе за достижение каких-либо больших выгод в научной и образовательной сфере? Следует заметить, что дискуссия началась и идет только в научном пространстве и с некоторым запозданием, поскольку в пространстве образовательном различные отрасли ЭСГ и разновидности РЭН уже давно конкурируют. Конечно, нет нужды драматизировать эту конкуренцию, но в какой-то степени определиться с местом и целью каждой из групп наук необходимо.

К дискуссиям не привыкать. В отечественной географической среде советского периода ее развития уже была дискуссия о единстве географии - по поводу места ЭСГ в системе наук, точнее о том, относить ЭСГ к наукам естественным или относить к наукам общественным. В реальности дискуссия победителей не выявила. Формальные победители (опираясь на идеологические нормы в науке советского времени) отнесли ЭСГ к общественным наукам. Но многие представители отечественного географического сообщества того времени считали возможным относить ЭСГ и к группе естественных, и к группе общественных наук [12]. В самом деле, ЭСГ не может не быть наукой естественной, поскольку «естественен» ее предмет - размещение, территориальная организация, то есть география элементов социальных и экономических систем. В то же время объект ее изучения - ойкумена, население и хозяйство - категории общественные. Как наука естественная ЭСГ мирно сосуществует и активно взаимодействует с другими географическими науками, но как наука общественная вполне может соперничать с РЭН.

К РЭН можно отнести нижеследующие научные и (или) учебные дисциплины: региональную экономику (и управление) (РЭУ), регионоведение, регионалистику, территориальную организацию населения (ТОН), территориальную организацию населения и хозяйства (ТОНХ), экономику региона. Следует заметить, что на исторических факультетах некоторых университетов (в том числе и Удмуртского) есть учебная специальность «регионоведение». Но авторы относят ее больше к историкокраеведческим, чем к экономическим специальностям. Ведущей и старшей среди чисто экономических региональных наук является РЭУ. Старшей, но не старейшей. РЭУ как наука в СССР/России начала развиваться лишь 30-35 лет назад. При этом ее представители до сих пор не определились с однозначной трактовкой объекта и предмета РЭУ, из-за чего, собственно, возникла проблема взаимодействия или соперничества региональной экономики с ЭСГ. Что же касается других РЭН, то они появились позднее в основном как учебные дисциплины, поэтому называть их науками в полном смысле этого слова не совсем правильно.

Объект изучения и предмет - это одни из важнейших характеристик любой науки. Объект изучения - это что изучает данная наука, какой-либо материальный объект или категорию духовного порядка. Если это что имеет разные стороны, структуры, то та из сторон, структур, которая изучается именно данной наукой, и есть ее предмет. Предмет, методы и результаты исследований образуют содержание науки, то есть то, что отличает ее от других наук. Причем главный в этой тройке именно предмет науки [1]. Нечеткость в определении объекта изучения, неясность с предметом затрудняют

БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ 2010. Вып. 1

позиционирование науки в системе научных знаний. Науки, имеющие одинаковый объект изучения, наверняка будут сотрудничать. А вот одинаковый предмет наук говорит о том, что это не разные науки, а одна наука под разными названиями.

Таким образом, можно сделать вывод, что контакты наук и учебных дисциплин происходят в объектной и предметной областях. Взаимодействие наук практически неизбежно и вполне естественно, если у них одинаковый предельный объект изучения. Для ЭСГ таким объектом выступает освоенная и населенная часть географической оболочки Земли (ойкумена) [1; 7; 17]; конкретным объектом - природные ресурсы, население и хозяйство. Население (народонаселение) является объектом изучения для ТОН [13; 16], а население и хозяйство - для ее (более емкой по содержанию) «сестры» -ТОНХ [14]. В экономике региона, регионалистике [6; 7] и регионоведении [3; 11] объектом изучения выступает регион, то есть часть ойкумены. Поэтому ЭСГ, с одной стороны, ТОН, ТОНХ, экономика региона, регионалистика и регионоведение, с другой стороны, взаимодействуют и будут взаимодействовать в общей для них объектной области исследования. Сложнее определить и оценить взаимодействие ЭСГ и региональной экономики и управления, поскольку в последней до сих пор нет общепринятого определения объекта исследования. Среди самых распространенных в соответствующей научной и учебной литературе вариантов объекта РЭУ можно отметить: экономику отдельных регионов и их групп, межрегиональные экономические связи и отношения [2; 4; 9], региональные экономические системы страны [5; 8], производительные силы и отрасли хозяйства страны, национальную экономику в региональном разрезе [1; 6; 10; 13]. Все они расположены на одном с ЭСГ объектном поле, предопределяя возможность и даже необходимость взаимодействия этих в основном близких наук.

Конкуренция ЭСГ с другими науками может быть и чаще всего имеет место в предметной области. Именно предмет определяет индивидуальность каждой конкретной науки. Предметом ЭСГ являются территориальные общественные системы, то есть пространственные сочетания всех компонентов и сфер жизнедеятельности населения, пространственно-временные формы организации ойкумены, тесно взаимодействующие с окружающей средой, смежными системами и системами более высокого иерархического уровня [17]. Трудно согласиться с утверждением, что предмет ЭСГ не постоянен и определяется господствующей в данное время исследовательской парадигмой; что в наши дни предмет ЭСГ - изучение изменений антропогенной сферы, негативных проблем, вызванных взаимодействием общества и природы, и поиск решения геоэкологических проблем на основе системного и информационного подходов [15]. Последнее определение больше подходит для предмета геоэкологии. Также неприемлемым кажется сужение предмета ЭСГ до изучения поведения экономических субъектов в конкретном географическом пространстве [15]. Предмет любой географической науки, в том числе и ЭСГ, - это размещение, пространственная организация, территориальная структура ее объекта, его составных элементов. В этом и консерватизм любой географической науки, но одновременно и залог ее долголетия.

ТОН, ТОНХ в своих предметах - территориальные структуры населения и совокупность процессов по размещению населения [13], факторы, определяющие пространственно и организационно оформленную среду обитания, на которой под влиянием территориального разделения труда концентрируются необходимые и достаточные условия жизнедеятельности и воспроизводства населения [16], процессы по размещению и сложившиеся территориальные структуры населения и хозяйства в целях их оптимизации для ускорения социально-экономического развития общества [14] соответственно - фактически дублируют ЭСГ, выступая не совсем удачными экономизированными версиями географии населения, геоурбанистики, экономической и социальной географии России, географии отраслей хозяйства и некоторых других ветвей ЭСГ. Но при этом не перестают быть конкурентами ЭСГ, например, в сфере высшего профессионального образования, а именно в учебных планах специальностей экономического профиля.

Сложнее сравнивать предмет ЭСГ и РЭУ. Причем «виноваты» сами представители РЭУ, чья не-тождественность, некоторая небрежность, расплывчатость в определении предмета (в научной и учебной литературе можно встретить три варианта его трактовки) затрудняют развитие и самой этой науки. Если в качестве предмета РЭУ принимать законы, факторы, проблемы и методы формирования, развития и функционирования региональных экономических систем, пространственные аспекты и проблемы экономического развития [4; 5; 6; 8], то ЭСГ и РЭУ - не конкуренты. Если же предметом РЭУ считать размещение производительных сил [1; 10; 13], экономику отдельных регионов, регио-

52

В.П. Сидоров, А. А. Брусенцова

2010. Вып. 1 БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

нальные аспекты экономической жизни [2; 9], то СЭГ и РЭУ - конкуренты и в образовательном пространстве, и на научном поле, и в борьбе за хоздоговорные заказы.

В определенной степени похожая ситуация сложилась вокруг регионалистики и регионоведе-ния. Предмет регионалистики чаще трактуют как экономику отдельного региона как целостной системы [6], как основного территориального подразделения народного хозяйства [7]. В этом случае ЭСГ и регионалистика пересекаются. Но говорить о конкуренции не следует, поскольку в отечественной науке и отечественном высшем образовании регионалистика в отдельности практически не встречается, а выступает терминологическим дополнением к ЭСГ в рамках дисциплины «Экономическая география и регионалистика». Если считать предметом регионоведения внутрирегиональные и межрегиональные экономические связи, все формы территориальной организации хозяйства всех уровней [11], то ЭСГ и регионоведение в определенной степени здесь конкуренты. Если же предмет регионоведения - закономерности процесса формирования и функционирования управления социально-экономической системой региона с учетом исторических, демографических, национальных, религиозных, экологических политико-правовых, природно-ресурсных особенностей, места и роли в общероссийском и международном разделении труда [3], - то регионоведение не столько пересекается с ЭСГ, сколько дублирует и соответственно конкурирует с РЭУ.

Конкуренция с региональными экономическими науками для ЭСГ не только необходима, но и полезна. Как правило, экономико-географы находят пути решения региональных экономических проблем быстрее, чем представители экономических наук находят способы использования пространственных, экономико-географических факторов для решения задач совершенствования региональной экономики.

При кажущейся малозначимости и надуманности проблема взаимоотношения, конкуренции или сотрудничества, наложения или расхождения, дублирования ЭСГ и РЭН сравнительно важна. Экономическая и социальная география, регионалистика, региональная экономика, регионоведение, территориальная организация населения, территориальная организация населения и хозяйства, экономика региона - учебные дисциплины. И от сочетания региональных и экономических компонентов (оптимального или нет) в учебных программах зависит содержание государственных образовательных стандартов многих специальностей географического и экономического профиля, а следовательно, уровень подготовки выпускников к практической деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983.

2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2004.

3. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение. Ростов н/Д.: ИЦ МарТ, 1998.

4. Кистанов В.В., Копылов Н. В. Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2006.

5. Коваленко Е.Г., Зинчук Г.М., Кочеткова С.А., Маслова С.Н., Полушкина Т.М., Рябова С.Г., Якимова О.Ю. Региональная экономика и управление. СПб.: Питер, 2008.

6. Козьева И.А., Кузьбожев Э.Н. Экономическая география и регионалистика. М.: Кнорус, 2005.

7. Крылов П.М., Рунова Т.Г. Экономическая география и регионалистика. М.: МГИУ, 2008.

8. Некрасов Н.Н. Региональная экономика: Теория, проблемы, методы. М.: Экономика, 1978.

9. Павленко В.Ф. Территориальное планирование в СССР. М.: Экономика, 1975.

10. Региональная экономика / под ред. Т.Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

11. Регионоведение / под ред. Т.Г. Морозовой. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1998.

12. Семевский Б.Н. Введение в экономическую географию. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976.

13. Симагин Ю.А. Территориальная организация населения. М.: ИТК «Денисов и Ко», 2007.

14. Симагин Ю.А. Территориальная организация населения и хозяйства. М.: КНОРУС, 2007.

15. Скопин А.Ю. Введение в экономическую географию. М.: Владос, 2001.

16. Территориальная организация населения / под ред. Е.Г. Чистякова. М.: Вузовский учебник, 2007.

17. Шарыгин М. Д., Столбов В. А. Введение в экономическую и социальную географию. М.: Дрофа, 2007.

Поступила в редакцию 15.02.10

БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ 2010. Вып. 1

V.P. Sidorov, candidate of geography, associate professor

A.A. Brusentseva, student

Regional sciences and economic geography

The article contains the comparative characteristic of object of studying and a subject of economic and social geography and regional sciences, and also an estimation of their comparative advantages in scientific and educational spaces.

Keywords: economic and social geography, regional economics, regional sciences, territorial organization of society, competition advantages, education, science.

Сидоров Валерий Петрович, кандидат географических наук, доцент ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул.Университетская, 1 (корп.4)

E-mail: sidorov@udm.ru

Брусенцева Анастасия Александровна, студентка

Филиал ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» в г. Губкинский 629830, Россия, ЯНАО, г. Губкинский, ул. Парк культуры и отдыха, 2.

E-mail: fudgu@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.