Научная статья на тему 'Региональные инструменты управления привлекательностью сферы туризма в Республике Адыгея'

Региональные инструменты управления привлекательностью сферы туризма в Республике Адыгея Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
385
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ / СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ / ПОДСИСТЕМЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / APPEAL OF REGION / TOURIST APPEAL OF REGION / THE SYSTEM APPROACH / A CONTROL SYSTEM / OBJECT OF MANAGEMENT / THE SUBJECT OF MANAGEMENT / A SUBSYSTEM OF A CONTROL SYSTEM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Калашникова Светлана Валентиновна

В статье рассматриваются вопросы необходимости управления процессами повышения привлекательности региона для туристов. Обосновывается применение системного подхода к управлению туристической привлекательностью региона. Описываются инструменты управления привлекательностью сферы туризма. Для решения данной проблемы предлагается разработка и реализация специальных программ содействия повышению туристической привлекательности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Калашникова Светлана Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL TOOLS OF MANAGEMENT OF APPEAL OF SPHERE OF TOURISM IN THE REPUBLIC OF ADYGEYA

In article questions of necessity of management by processes of increase of appeal of region for tourists are considered. Application of the system approach to management of tourist appeal of region proves. Tools of management are described by appeal of sphere of tourism. For the decision of the given problem development and realization of special programs of assistance is offered to increase of tourist appeal of region.

Текст научной работы на тему «Региональные инструменты управления привлекательностью сферы туризма в Республике Адыгея»

17.2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ СФЕРЫ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ

Калашникова Светлана Валентиновна, соискатель, кафедра менеджмента и региональной экономики, Майкопский государственный технологический университет

Контакты автора: skalashnikova82@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы необходимости управления процессами повышения привлекательности региона для туристов. Обосновывается применение системного подхода к управлению туристической привлекательностью региона. Описываются инструменты управления привлекательностью сферы туризма. Для решения данной проблемы предлагается разработка и реализация специальных программ содействия повышению туристической привлекательности региона.

Ключевые слова: привлекательность региона, туристическая привлекательность региона, системный подход, система управления, объект управления, субъект управления, подсистемы системы управления

REGIONAL TOOLS OF MANAGEMENT OF APPEAL OF SPHERE OF TOURISM IN THE REPUBLIC OF ADYGEYA

Kalashnikova Svetlana Valentinovna, Seeker of the Department of Research of Management systems and regional economy, Maikop state technological university

Annotation: In article questions of necessity of

management by processes of increase of appeal of region for tourists are considered. Application of the system approach to management of tourist appeal of region proves. Tools of management are described by appeal of sphere of tourism. For the decision of the given problem development and realization of special programs of assistance is offered to increase of tourist appeal of teemwords: appeal of region, tourist appeal of region, the system approach, a control system, object of management, the subject of management, a subsystem of a control system

В современных условиях развития экономики России, одной из наиболее ярких тенденций, характеризующей процессы, происходящие в ее регионах, стало повышение ответственности субъектов управления за эффективность социально-экономического развития управляемой ими территории, что обусловило необходимость обеспечения устойчивого развития региона как социально-экономической системы [1]. Основным условием устойчивого развития является привлечение в регион туристов, представителей бизнеса и инвесторов, квалифицированных кадров.

Во многих странах туризм прочно утвердился как наиболее быстро развивающийся сектор экономики, способствующий созданию рабочих мест, модернизации смежных отраслей экономики, увеличению объе-

мов экспорта услуг, притоку инвестиций, значительная часть которых идет на улучшение качества жизни населения и увеличению налогооблагаемой базы всех уровней [2].

В России актуальной остается проблема недостаточного использования туристического потенциала территорий, хотя практически все российские регионы обладают определенной туристической привлекательностью и значительным потенциалом для развития туристической инфраструктуры. Именно этим обусловлен выбор направления исследования. Первые сложности заключаются в отсутствии четкой трактовки понятия «привлекательность» в региональном контексте, в том числе в силу субъективности данного понятия.

По нашему мнению, под привлекательностью региона следует понимать совокупность положительных признаков территории, влияющих на привлечение различных групп потребителей, позволяющих достигать значительные конкурентные преимущества в межрегиональной конкурентной борьбе, а, следовательно, благоприятно влияющих на социально-экономическое положение региона в экономическом пространстве страны.

Некоторые специалисты в области международного туризма определяют туристическую привлекательность региона только как «совокупность естественных аттрактивных характеристик» территории [3, с.11]. Такая смысловая нагрузка данного понятия не обоснована по отношению к туристической привлекательности российских регионов, так как не учитывает состояния региональной туристской инфраструктуры, на развитии которой федеральные и региональные власти страны сосредотачивают основные усилия. Привлекательность же туристского региона в первую очередь должна быть обусловлена наличием туристских ресурсов, являющихся первичными критериями аттрактив-ности региона, и наличием спроса на эти ресурсы [4], как следствия необходимого уровня развития туристской инфраструктуры.

При недостаточном внимании государства к сфере туризма региона, обладающего существенным туристско-рекреационным потенциалом, происходит его свертывание, ухудшение состояния региональной экономики, обнищание и усиление оттока трудовых ресурсов из региона, социальные взрывы и другие аналогичные явления. Недооценка значимости развития туризма, вызванная отсутствием подхода к нему как к единому целому, является препятствием на пути его развития [5].

Мировой финансовый кризис не только обострил проблему региональной привлекательности, поставив регионы в условия поиска новых возможностей по сохранению доходов своих территорий, снижения социальной напряженности, увеличения налоговых поступлений, но и стал катализатором, активизировавшим процесс подъема российской туристической отрасли и вывода ее на качественно новый уровень за счет переоценки имеющихся ресурсов [6].

Республика Адыгея располагает всеми необходимыми природными ресурсами для быстрого и эффективного развития туристско-рекреационного комплекса, однако его нынешний уровень не соответствует современным стандартам туристского сервиса. Необходимы значительные усилия для повышения экономической эффективности, социальной значимости туристско-рекреационного комплекса региона. Формирование его туристической привлекательности как стра-

Калашникова С.В. УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ

тегического фактора развития, влечет за собой увеличение туристских потоков и способствует развитию туристской инфраструктуры региона. Привлекательность региона требует к себе управленческого воздействия. Добиться этого, можно только грамотно управляя процессом повышения туристической привлекательности региона, рассматривая данную проблему с позиции системного подхода.

Туризм как открытая система, характеризующаяся наличием существенных, непредсказуемых возмущений, способных преобразовать структуру региональной экономики, находящаяся во взаимосвязи с внешним миром, включает в себя две подсистемы: субъект управления туризмом и объект управления туризмом. Каждая подсистема компетентна в решении определенного круга задач, обусловленного миссией и целями региональной системы управления туристической привлекательностью, представляющей совокупность элементов, осуществляющих управление, и связей между ними. В качестве субъектов управления процессами повышения туристической привлекательности региона выступают представители государственных органов, представители научно-исследовательских институтов, организации всех форм собственности, объединенные в единую систему взаимосвязей, выполняющих определенные функции для достижения установленных целей в процессе повышения туристической привлекательности региона. В роли объекта управления выступает сфера туризма, то есть совокупность факторов, оказывающих влияние на привлечение в регион туристов.

Система управления региональной привлекательностью сферы туризма должна включать в себя такие подсистемы как: планирования мероприятий по продвижению региона как привлекательного туристического направления; создания концепций регионального имиджа и развития туризма; информационного пространства; межрегионального и международного сотрудничества; развития туристской инфраструктуры региона и др.

Управление туристической привлекательностью Республики Адыгея, должно обеспечиваться взаимодействием Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея, Комитета Республики Адыгея по туризму и курортам, Координационного совета при Президенте Республики Адыгея по формированию имиджа Республики Адыгея. Интеграция общих усилий этих структур позволит добиться максимальной эффективности управленческих воздействий для достижения их общих целей в процессе решения стратегических задач территории, обеспечивающих выживаемость всей системы.

Результативность управления процессами, способствующими повышению привлекательности региона, напрямую зависит от эффективности управления инвестициями. В Республике Адыгея создан благоприятный климат для инвесторов и гибкая нормативноправовая база, продолжается работа по формированию позитивного имиджа республики, как инвестиционно-привлекательного региона.

Серьезный импульс повышению инвестиционной привлекательности сферы туризма Республики Адыгея и позиционированию региона как привлекательного туристического направления был дан органами федеральной власти. Реализация Федеральной целевой программы «Юг России» позволяет добиваться положительной динамики в развитии туризма в регионе [7]. Меры, принимаемые в рамках данной программы, на-

правлены на создание современной туристской инфраструктуры. В 2011 году ожидается принятие специального Федерального закона, создающего уникальные условия для развития курортной инфраструктуры регионов Северо-Кавказского федерального округа, Краснодарского края и Республики Адыгея, предоставляющего значительные налоговые льготы инвесторам. Еще одной мерой управляющего воздействия можно считать Стратегию развития туризма в Российской Федерации, рассчитанную на период до 2015 года, основными направлениями реализации которой являются совершенствование нормативно-правовой базы, развитие инфраструктуры туризма, продвижение России как привлекательного туристического направления на международном и внутреннем туристских рынках, повышение качества туристских и сопутствующих услуг и др.

На уровне региона эффективному управлению туристической привлекательностью способствует обеспечение функционирования и контроля реализации Республиканской целевой программы «Развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Адыгея» » на 2007-2011 годы. Успех реализации данной программы выражается в значительном росте доходной части консолидированного бюджета региона, развитии смежных отраслей экономики, повышении общей привлекательности Республики Адыгея, увеличении занятости населения, повышении уровня его благосостояния.

Туристическая привлекательность Республики Адыгея во многом определяется освещением преимуществ территории, оказывающих положительное влияние на потенциальных туристов в прессе, деятельностью предприятий и организаций сферы туризма, транспорта, общепита, сервиса, индустрии развлечений и др. Простота поиска информации об интересующем регионе, а также достоверность, полнота и актуальность представленной информации значительно упрощают процесс общения с потенциальными туристами, а, следовательно, приближают их к решению о выборе того или иного региона как места для отдыха, туризма, путешествий.

Системный подход к решению данной проблемы должен найти свое отражение в разработке и реализации специальных программ содействия повышению туристической привлекательности Республики Адыгея посредством консолидации усилий всех уполномоченных структур органов власти (как региональных, так и федеральных). Формирование и развитие привлекательности региона должно стать значимым критерием его конкурентоспособности, а также стратегическим фактором регионального развития.

Список литературы:

1. Печенкина А. В. Методические рекомендации по оценке привлекательности региона для субъектов бизнеса / А. В. Печенкина //Научная редакция «Экономика» 9 июля 2008, с. 152-154.

2. Паспорт Республиканской целевой программы «Развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Адыгея» на 2007 - 2011 годы.

3. Ortolani, G. G. Tourism in Italian regions: performance and potentialities / G. G. Ortolani, A. Alivernini, L. Buldorini // 7th international forum on tourism statistics. Stockholm, 9-11 June

2004., p. 11.

4. Кипцевич Е. Государственное регулирование международного туризма в современных условиях // Журнал международного права и международных отношений. - 2007.-№2.

5. Боголюбов В. С. Экономика туризма. Издательство: Академия, 2005, 311 с.

6. Повышение туристической привлекательности регионов. Итоговый аналитический отчет. Международный фонд «Достояние». Екатеринбург, 2010.

7. Федеральная целевая программа «Юг России (2008-2012годы) от 9 июня 2007 года. №754 - р.

The literature

1. Pechenkina A.В. Century Methodical recommendations according to appeal of region to subjects of business / A. В. Pechenkina // Scientific edition «Economy» on July, 9th, 2008, p. 152-154.

2. The passport of the Republican target program «Development of a tourist-recreational complex of Republic Adygea» on 2007 - 2011.

3. Ortolani, G. G. Tourism in Italian regions: performance and potentialities / G. G. Ortolani, A. Alivernini, L. Buldorini // 7th international forum on tourism statistics. Stockholm, 9-11 June

2004., p. 11.

4. Kiptsevich E. Of the international tourism in modern conditions // Magazine of international law and the international attitudes(relations). - 2007. № 2.

5. Bogolyubov B.S. Ekonomy of tourism. Publishing house: Academy, 2005, 311 р.

6. Increase of tourist appeal of regions. The final analytical report. International fund «Property» . Ekaterinburg, 2010.

7. The federal target program «The South of Russia (20082012) from June, 9th, 2007. №754 - р.

РЕЦЕНЗИЯ

В статье автор акцентирует внимание на значении развития сферы туризма для формирования общей привлекательности региона, приводит конкретные примеры использования региональных инструментов управления региональной привлекательностью, обосновывает необходимость разработки и реализации специальных программ содействия повышению туристической привлекательности региона.

Актуальность статьи не вызывает сомнения и обусловлена тем, что практически все регионы России обладают развитыми в той или иной степени туристскими ресурсами. Уникальные ресурсы, которыми обладают территории туристского интереса, нуждаются в грамотном и эффективном управлении, что особенно важно в условиях значительной дифференциации регионов России по уровню их социально-

экономического развития.

Научная статья С. В. Калашниковой «Региональные инструменты управления привлекательностью сферы туризма в Республике Адыгея» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Зав. кафедрой менеджмента

и региональной экономики МГТУ

д.э.н., профессор., Л. И. Задорожная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.