Научная статья на тему 'Региональные детерминанты функционирования сферы ЖКХ'

Региональные детерминанты функционирования сферы ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА ЖКХ / МОДЕРНИЗАЦИЯ В ЖКХ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ЖКХ / HOUSING AND PUBLIC UTILITIES SPHERE / MODERNIZATION IN HOUSING AND PUBLIC UTILITIES / ORGANIZATIONAL-ECONOMIC RELATIONS IN HOUSING AND PUBLIC UTILITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брякин Сергей Николаевич

Статья посвящена вопросам эволюции организационно-экономических отношений в сфере ЖКХ на региональном уровне. Рассматриваются факторы модернизации, которые опосредуют управленческие решения в данной сфере, организационно-структурные изменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL DETERMINANTS OF FUNCTIONING OF HOUSING AND PUBLIC UTILITIES SPHERE

The article is devoted to the questions of evolution of organizational-economic relations in housing and public utilities sphere at regional level. Factors of modernization which mediate management decisions in the given sphere, organizational-structural change are considered.

Текст научной работы на тему «Региональные детерминанты функционирования сферы ЖКХ»

УДК 512.83

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СФЕРЫ ЖКХ

© Сергей Николаевич БРЯКИН

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: [email protected]

Статья посвящена вопросам эволюции организационно-экономических отношений в сфере ЖКХ на региональном уровне. Рассматриваются факторы модернизации, которые опосредуют управленческие решения в данной сфере, организационно-структурные изменения.

Ключевые слова: сфера ЖКХ; модернизация в ЖКХ; организационно-экономические отношения в ЖКХ.

Динамика развития модернизационных процессов в экономической системе национального хозяйства России опосредует изменения, происходящие в различных секторах региональных экономик. Особенно актуальным процесс модернизации является для сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) региона.

Проблемы ЖКХ, связанные с необоснованным ростом тарифов на товары и жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), создают существенные риски в обеспечении положительной динамики качественной составляющей жизнеобеспечения населения в стратегической перспективе и влияют на конкурентоспособность регионов и хозяйствующих субъектов ЖКХ в рамках модернизационной региональной системы.

Модернизация организационно-экономических отношений на уровне регионов требует исследования теоретических и практических основ реформирования ЖКХ, выявления особенностей и специфики системы регионального управления данной сферой национального хозяйства в процессе деятельности многопрофильных предприятий, формирования стратегии управления тарифами с целью повышения эффективности функционирования и качественной составляющей представления населению жилищнокоммунальных услуг. Все вышеизложенное, на наш взгляд, определяет актуальность настоящего исследования.

Выявляя степень разработанности проблемы, хочется отметить, что над вопросами управления и организационно-экономическим развитием ЖКХ работали такие отечественные экономисты, как А.А. Аболин,

А.И. Безлюдов, П.П. Бирюков, С.В. Барулин, Е.А. Гутник, А.А. Дронов, Е.В. Егоров, Д.М. Жуков, В.Б. Зотов, Е.А. Каменева, С.А. Кирсанов, А.Г. Козлюк, В.Г. Поляков, А Н. Ряховская, Ф.Г. Таги-Заде, Л.Н. Чернышов и др.

Значительный вклад в развитие теории и практики регионального управления народным хозяйством внесли отечественные экономисты: Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян, П.И. Бурак, А.В. Бузгалин, С.Ю. Глазьев, М.Я. Гохберг, А.Г. Гранберг, А.А. Джаримов,

A.И. Добрынин, В.С. Золотарев, В.В. Иван-тер, В.Г. Игнатов, Н.П. Кетова, Н.Д. Кондратьев, В.Н. Лексин, Д.С. Львов, М.Б. Маза-нова, В. Л. Макаров, П. А. Минакир, Н.Н. Некрасов, Н.Я. Петраков, О.С. Пчелинцев,

B.К. Романович, Б.С. Хорев, Е.Г. Чистяков, И.Н. Шапкин, А.М. Швецов, В.А. Шульга и др.

Несмотря на это, многие вопросы регионального управления развитием региональной системы ЖКХ, а также формирования стратегических подходов к управлению ресурсной базой данной сферы недостаточно полно освещены.

Целью статьи является исследование современных тенденций модернизационного развития системы ЖКХ и разработка на основе этого основных направлений совершенствования системы регионального управления функционированием ЖКХ на уровне региона.

Объектом исследования определяется совокупность факторов и методов регионального управления системой ЖКХ.

Предметом изучения выступают организационно-экономические отношения, формирующиеся вследствие трансформации сущ-

ностных характеристик и методов регионального управления сферой ЖКХ.

Организационно-экономические отно-

шения в сфере производства товаров и услуг ЖКХ неотъемлемым образом являются составной частью существующей в данном социуме системы воспроизводственных отношений, включающих в себя как отношения по производству, так и отношения по распределению и потреблению произведенных товаров и услуг.

Модернизация сферы ЖКХ на региональном уровне должна быть направлена на удовлетворение территориальных специфических потребностей и спроса населения и предложения товаров и услуг производителей ЖКХ. Работы, услуги должны быть как платные, так и финансируемые из соответствующих региональных и муниципальных бюджетов. Одновременно региональная политика должна быть направлена на повышение заинтересованности производителей тех или иных товаров и услуг ЖКХ. Любые нововведения в сфере ЖКХ должны быть ориентированы на достижение конечной цели -качественно нового уровня характеристик жилищно-коммунального обслуживания населения.

Доминантной спецификой региональной сферы ЖКХ является то, что она включает в себя как предприятия, являющиеся субъектами естественной монополии, так и те, которые могут функционировать в рыночных условиях. Данная специфика обусловлена в первую очередь технико-технологическими особенностями отрасли и условиями формирования современных систем жизнеобеспечения территорий, связанными с сетевой поставкой ресурсов.

Жилищно-коммунальные товары и услуги имеют характеристики т. н. публичных товаров и услуг:

- имеют специфику всеобщего пользования, в зависимости от характеристик количественного и качественного характера;

- обеспечивают деятельность общезначимого характера для всего населения, т. е. общество заинтересовано в их выполнении;

- основываются на различных формах собственности, в т. ч. и на общественной;

- осуществляются органами федеральной, региональной и муниципальной власти, либо другим хозяйствующим субъектом.

Жилищно-коммунальные услуги в отличие от жилищно-коммунальных товаров являются нематериальными, но при этом направлены на материальные объекты.

Жилищно-коммунальные услуги, также как и другие услуги, имеют свою особенность, отличающую их от товара. Эта особенность заключается в том, что они характеризуются неотделимостью и несохраняе-мостью в процессе их производства и потребления, их качество непостоянно.

Неосязаемость жилищно-коммунальных услуг заключается в том, что в отличие от других товаров их увидеть, попробовать, потрогать очень сложно, и при этом возникает трудность их оценки, дифференциации и демонстрации для продавцов и покупателей.

И.А. Кузнецов указывает: «В обыденной жизни, традиционно наше внимание к ЖКУ подвержено тем, что потребление жилищнокоммунальных услуг носит постоянный и многократный характер. Но степень восприятия этих услуг у каждого человека разная, что, в свою очередь, порождает как положительную экономико-психологическую динамику ответной реакции, так и отрицательную. Глубинной основой положительной или отрицательной ответной реакции на потребление жилищно-коммунальных услуг является степень удовлетворения потребностей человека» [1].

Как известно, услуги в большинстве случаев потребляются в то же самое время, что и производятся, соответственно, они в отличие от товаров не сохраняемы и не транспортируемы.

В современном социально-экономическом понимании регионы России имеют разную динамику развития вследствие определенных объективных причин эволюционного развития всей системы национального хозяйства.

Однако основной поток эволюционного социально-экономического развития принято разделять, с точки зрения факторов влияния, на внешние характеристики, опосредуемые всеми регионами в общем состоянии, и внутренние характеристики, обладающие внутренними уникальными или доминантными характеристиками, присущие только данному региону.

Специфику регионального управления жилищно-коммунальным хозяйством, с точ-

ки зрения Д.М. Жукова, определяет набор факторов, влияющих на данную сферу:

- географических (расположение города, природно-климатические условия, наличие полезных ископаемых и сырья, наличие и расположение рек и водоемов, лесных массивов, топливно-энергетических ресурсов и др.);

- демографических (плотность населения, половозрастная структура, число семей, число детей в семье и т. д.);

- производственных (производственная ориентация, отраслевая структура промышленности, инфраструктура обслуживающей производство сферы, наличие транспортных сетей федерального значения и др.);

- социальных (социальная стабильность в муниципальном образовании, уровень безработицы, социальная структура населения, национальные особенности и традиции, уклад жизни и др.);

- экологических (предельно допустимые концентрации выбросов в атмосферу и водоемы, экологические требования к производимой продукции, сохранение окружающей среды и др.);

- экономических (наличие и интенсивность финансовых потоков, степень экономической самостоятельности муниципалитета, дотации, средние показатели трудоемкости и стоимости ресурсов и готовой продукции, размеры местных налогов, средние доходы населения, финансовая устойчивость и платежеспособность предприятий, уровень платежеспособности населения и др.) [2].

Анализ факторов, влияющих на региональное управление, достаточно весом в силу причин и закономерностей объективного характера. И, что кажется важным, работа по выявлению объективных воздействий данных факторов должна носить системный характер с формированием в организационной структуре исполнительных властей соответствующих аналитических служб программно-прогностического характера.

Продуктом данных служб должны являться конкретные сценарные планы развития сферы ЖКХ региона, программы развития, носящие как краткосрочный, так и долгосрочный характер, на основе конкретного инструментария и методики принимаемых решений.

На сегодняшний момент, зачастую, в регионах таких конкретизированных программ развития сферы ЖКХ нет. Есть общие программные направления. Самым главным региональные чиновники считают финансовый и ситуационный контроль. И что особенно часто бывает - операционный контроль в различных аварийных ситуациях.

По мнению И.А. Кузнецова, А.Н. Колма-кова, «...вопросы контроля чиновники всегда любили, причем понимая это несколько в упрощенной форме. Весь контроль сводился к сверке нормативных требований к реальным показаниям. В случае отклонения от требований, норм и правил следовало составление актов и наказание. Причем аналитический разбор ситуаций, а также разработка мероприятий по исправлению проблемных ситуаций практически не проводилась» [3].

Приведем факторы, которые влияют на развитие региональной сферы ЖКХ. В общем понимании, «. факторы - условия, причины, параметры, показатели, оказывающие влияние, воздействие на экономический процесс и результат этого процесса» [4].

В связи с вышеизложенной выявленной и уточненной спецификой жилищно-коммунального рынка в региональной экономической системе экономическая политика администрации регионов по отношению к ЖКХ должна содержать следующие факторы:

- ликвидацию бюрократических издержек при государственных актах регистрации собственности на квартиры, дома, землю, используя при этом систему многофункциональных центров обслуживания населения;

- формирование системы обоюдной ответственности (собственников жилых и нежилых помещений и юридических лиц -управляющих их собственностью) по соблюдению установленных нормативов содержания жилья и обеспечению необходимого уровня финансирования для содержания принадлежащей им недвижимости;

- формирование программ для жилищного сектора с целью вовлечения их в структурные и инфраструктурные преобразования в регионе;

- стремление муниципальных и региональных властей обеспечить сбалансированность спроса и предложения жилья путем содействия новому жилищному строительству;

- ликвидацию недостаточной возможности населения регионов в реализации жилищных прав и свобод;

- наладку эффективной системы регионального регулирования деятельности естественных монополистов, осуществляющих производство и транспортировку коммунальных ресурсов;

- повышение уровня региональной инвестиционной активности. Определить точки роста и систему льгот в «примерном» для инвестиционной привлекательности какого-либо муниципального образования;

- формирование системы регионального контроля над деятельностью сферы ЖКХ и отношениями, складывающимися между субъектами жилищного рынка региона;

- статистическое отслеживание износа и ремонта имеющегося жилищного фонда, модернизации и реконструкции ветхого и изношенного жилья с сохранением по возможности исторического облика зданий;

- формирование собственной (даже импортозамещающей - накопительной) самодостаточной ресурсной базы. Экономика регионов во многом зависит от количественного наличия и качественного состава ресурсов и их рационального использования;

- отход от нормативного и переход к рыночным принципам ценообразования на услуги по управлению и обслуживанию недвижимости;

- обеспечение сбалансированного нормативно-правового регулирования всего процесса деятельности ЖКХ;

- формирование стратегии развития социальной инфраструктуры;

- взаимосвязь проблем структуры и инфраструктуры экономики региона;

- снятие противоречий между существующей экономической базой большинства муниципальных образований региона и их потребностями. Федеральными органами делегировано значительное количество функций социально-экономического обеспечения населения, но они не обеспечены соответствующим экономическим потенциалом региона;

- поддержку высокого уровня степени предпринимательской активности в регионах;

- решение проблем разного уровня доходов у основной массы населения в регионах;

- решение региональных проблем политического противостояния;

- решение проблем региональных и муниципальных реорганизаций множества предприятий коммунальной сферы;

- сильную зависимость дотационных регионов от макроэкономического развития государства;

- формирование региональных программ содействия в ремонте жилья социально уязвимым слоям населения;

- создание региональной конкурентной среды между различными хозяйствующими субъектами, одни из которых представляют услуги по управлению недвижимостью, другие - по обслуживанию, а третьи - как по управлению, так и по обслуживанию;

- создание множества частных собственников с разнородностью интересов в потреблении ЖКУ и степенью ответственности в региональных организационно-экономических отношениях;

- формирование условий перехода на договорные (контрактные) отношения между собственниками и организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги;

- формирование региональных программ по устранению износа основных фондов коммунальных предприятий и организаций регионов, а также их модернизации;

- формирование региональной системы критериев доступности для потребителей товаров и услуг коммунальных организаций и предприятий;

- региональный учет и регулирование жилищной обеспеченности социально уязвимых категорий жителей;

- решение проблем финансово-экономической слабости предприятий и организаций ЖКХ региона различных уровней бизнеса;

- создание региональных и муниципальных программ развития сферы ЖКХ на основе современных механизмов инвестирования;

- формирование количественной и качественной базы трудовых ресурсов для сферы ЖКХ региона;

- поддержку программ по развитию технологии и организации производственной составляющей региональной сферы ЖКХ;

- формирование благоприятного налогового климата в экономике региона;

- расширение импортных поставок товаров, технологий в сферу ЖКХ региона;

- создание возможностей перераспределения производственных ресурсов в экономике региона.

Таким образом, формирование экономической политики в регионах при составлении программ краткосрочного и долгосрочного характера должно в своей систематичной работе опираться на направления и факторы, приведенные нами выше.

1. Кузнецов И.А. К вопросу потребительского воздействия на экономические отношения в

сфере ЖКХ на муниципальном уровне // Экономические науки. 2007. № 2.

2. Жуков Д.М. Экономика и организация жилищно-коммунального хозяйства города. М., 2003.

3. Кузнецов И.А., Колмаков А.Н. Некоторые основы муниципального управления жилищнокоммунальным хозяйством // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 1 (45).

4. Райзберг Б., Лозовский Л., Стародубцева Е. Современный экономический словарь: национальная экономическая энциклопедия. иКЬ: http://vocable.ru. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 13.11.2011 г.

UDC 512.83

REGIONAL DETERMINANTS OF FUNCTIONING OF HOUSING AND PUBLIC UTILITIES SPHERE Sergey Nikolayevich BRYAKIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Political Economy and World Global Economy Department, e-mail: [email protected] The article is devoted to the questions of evolution of organizational-economic relations in housing and public utilities sphere at regional level. Factors of modernization which mediate management decisions in the given sphere, organizational-structural change are considered.

Key words: housing and public utilities sphere; modernization in housing and public utilities, organizational-economic relations in housing and public utilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.