Научная статья на тему 'Региональные аспекты влияния развития малого и среднего бизнеса на занятость'

Региональные аспекты влияния развития малого и среднего бизнеса на занятость Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ / REGIONAL ASPECT / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / BUSINESS ACTIVITIES / КРИЗИС / CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гасанлы Эльдениз Орудж Оглы

В статье говорится о влиянии развития малого и среднего бизнеса на занятость, о его закономерностях и перспективах в региональном аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL ASPECTS OF INFLUENCE OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS DEVELOPMENT ON EMPLOYMENT

The article discusses how development of small and medium-sized business influences employment. The author considers the regularities and prospects of small and medium-sized business development in the regional context.

Текст научной работы на тему «Региональные аспекты влияния развития малого и среднего бизнеса на занятость»

УДК 331

Гасанлы Эльдениз Орудж оглы

Gasanly Eldeniz Orudzh

докторант Университета «Азербайджан»

Doctoral student, University "Azerbaijan'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА ЗАНЯТОСТЬ

REGIONAL ASPECTS OF INFLUENCE OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS DEVELOPMENT ON EMPLOYMENT

Аннотация:

Summary:

В статье говорится о влиянии развития малого и среднего бизнеса на занятость, о его закономерностях и перспективах в региональном аспекте.

The article discusses how development of small and medium-sized business influences employment. The author considers the regularities and prospects of small and medium-sized business development in the regional context.

Ключевые слова:

региональный аспект, малый и средний бизнес, предпринимательская деятельность, кризис.

Keywords:

regional aspect, small and medium-sized business, business activities, crisis.

Выполнение предстоящих задач в направлении развития экономики страны на настоящем этапе требует расширения возможностей предпринимательства, повышения его роли в решении социально-экономических проблем страны, усиления государственной заботы в его отношении и, самое главное, реализации потенциала предпринимательства в регионах. Развитие регионального предпринимательства является одним из особых вопросов.

Следует отметить, что экономика независимого Азербайджана ускоренно развивается. Когда во всем мире начиная с 2008 г. свирепствовал финансовый кризис, отражаясь на ряде государств, экономика страны оставалась относительно стабильной. Азербайджан не только не страдал от финансового и экономического кризиса, но даже вышел на свой путь развития [1]. Политический и экономический курс, основанный общенациональным лидером азербайджанского народа Гейдаром Алиевым, решительно и умело усиленный президентом Ильхамом Алиевым, вывел государство на путь прогресса. Динамичное развитие привело к расширению предпринимательской деятельности и достижению успеха.

Развитие малого и среднего бизнеса в целом оказывает положительное воздействие на предпринимательство. Известно, что по масштабам бизнес делится на малую, среднюю и большую группы деятельности. Каждая, исходя из собственных интересов, регулирует свою активность на основе соответствующего экономического поведения и стратегии. Большой бизнес демонстрирует экономическую и техническую мощь государства. Средний в зависимости от экономической конъюнктуры держится на основе принципов конкуренции внутри группы [2].

Малый бизнес занимается реализацией товаров и обслуживанием на внутреннем рынке. В этой классификации любая группа, составляя неотъемлемую часть системы развитого хозяйства, занимает соответствующую позицию для предпринимательства. Если крупнейший бизнес служит повышению общехозяйственной эффективности, то малый придает эластичность и мобильность хозяйству, предоставляет быстроизменяющейся структуре технические возможности.

Один из аспектов, обусловливающих развитие малого бизнеса, связан с тем, что ни в одном государстве большой бизнес не конкурирует с малым. Будучи самой мобильной и гибкой частью экономики, малый бизнес является гарантом будущего для большого. Он легко адаптируется к новым условиям, осваивает современную технологию и, не боясь рисковать, создает новые производственные сферы, где применяет инновационные разработки.

Прогресс малого и среднего предпринимательства наблюдается и в регионах. Развитие предпринимательства и его поддержка являются одним из ведущих направлений экономической политики, осуществляемой в Нахчыванской Автономной Республике в последние годы. Так, развитие частного сектора намного ускорилось, внимание и забота о предпринимательстве умножились. В регионе предпринимателям предоставлена необходимая финансовая гарантия, стимулирование этой сферы было в центре внимания местного руководства: оказывается финансовая поддержка, выделяются льготные кредиты. Результатом стало то, что каждый год сдаются в эксплуатацию десятки новых объектов производства и обслуживания.

Председатель Али Меджлиса Нахчыванской Автономной Республики Васиф Талыбов 17 февраля 2013 г. принял участие в мероприятии, посвященном открытию предприятия Группы компаний G8miqaya НоМ^ по производству пластиковых капсул и колпачков, провел деловую

встречу с местными предпринимателями, где выступил с речью. Он подчеркнул: «Мировой опыт показывает, что без развития субъектов малого и среднего бизнеса невозможно достичь устойчивого социально-экономического развития страны». Именно этот фактор берется за основу, когда в центр внимания ставится развитие деятельности предпринимательских субъектов.

Общенациональный лидер Гейдар Алиев заметил: «Развитие предпринимательства, существование свободной экономики, создание рыночной экономики являются нашим стратегическим путем». В настоящее время этот путь успешно продолжается президентом страны Ильха-мом Алиевым. Указом Президента от 23 ноября 2003 г. «О мерах ускорения социально-экономического развития в Азербайджанской Республике» вопросам предпринимательства придан приоритетный характер. Реализация этого указа, также первой (2004-2008) и второй (2009-2013). государственных программ по социально-экономическому развитию регионов привела к сбалансированному расширению предпринимательской деятельности [3].

Для обеспечения социально-экономического развития в Нахчыванской Автономной Республике предпринимательская деятельность окружена всесторонней заботой. Ежегодное увеличение объема выделяемых из государственного бюджета средств для малого и среднего бизнеса, устранение искусственного вмешательства в деятельность деловых людей, усиление антимонопольных мер, упрощение регистрации субъектов бизнеса и системы лицензирования, введение принципа «единое окно» дают положительные результаты.

Рассматривая период с конца прошлого века по сегодняшний день, можно отметить принятие нормативно-правовых актов, имеющих особое значение в области создания и совершенствования законодательной базы. В стране в целях развития предпринимательства в последние годы приняты специальные государственные программы, изданы указы, распоряжения и постановления, направленные на устранение бюрократических препонов. Эти меры, охватывая все сферы экономики, служат обеспечению свободной конкуренции и динамическому развитию экономики.

С начала XXI в. в стране принято свыше 350 нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. В целях создания необходимых условий для развития предпринимательства в результате приватизации и земельных реформ произошли коренные изменения в структуре экономики. Частный сектор превратился в действенную силу, способную серьезно повлиять на экономику. Удельный вес частного сектора в ВВП в 1995 г. увеличился с 30 до 73 % в 2002 г., до 87 % - в 2014 г. Сегодня субъекты, функционирующие в сферах сельского хозяйства и торговли, всецело относятся к частному сектору. 75 % платных услуг, оказываемых населению, 85 % перевозок пассажиров, 57 % перевозок грузов, более 60 % оборота внешней торговли приходятся на долю частного бизнеса. 40 % доходов государственного бюджета формируются за счет поступлений от него.

Сегодня в Азербайджане более последовательно создается база, необходимая для осуществления свободной предпринимательской деятельности. Также приносят плоды меры по созданию механизма сотрудничества с международными финансово-экономическими учреждениями, способного дать толчок предпринимательству в аграрной сфере.

Следует отметить, что принятие парламентом республики - Милли Меджлисом - законов «О собственности», «О предпринимательской деятельности», «О приватизации государственной собственности», «Об основах реформ в аграрном секторе» и «О земельных реформах», с одной стороны, обеспечивает правовую базу экономических реформ, с другой - создает условия для поддержания взаимосвязи многоукладных хозяйственных форм. Исследования показывают, что роль и значение последних в решении продовольственной проблемы и предоставлении социальной защиты населению по разным зонам и регионам неодинаковы. Это означает, что для выявления приоритетного развития той или иной формы хозяйствования, учитывая местные особенности каждого района, его обычаи и традиции, земельные, имущественные и иные материально-технические ресурсы, необходимо брать самый высокий конечный результат. Итоговые показатели должны сопоставляться. При этом определяется форма хозяйствования, позволяющая производить больше качественной продукции, и для ее развития создаются все условия.

В последние годы Министерство экономического развития Азербайджанской Республики вместе с международными организациями начало реализовывать специальные региональные программы. Кроме того, предусмотрены особые налоговые льготы для развития регионов, 2 %-е кредиты для видов деятельности производственного назначения. В региональной и финансовой политике государства наблюдаются принципы протекционизма, направленные на защиту внутреннего рынка, стимулирование экспорта, производство импортозамещающих товаров, выделение значительных средств на поощрение туризма.

Зарождение свободной рыночной экономики диктовало принятие нормативных правовых актов, призванных обеспечить свободную конкуренцию. Среди подобных документов следует выделить Закон Азербайджанской Республики «Об утверждении Соглашения о создании свободных торговых зон» от 8 октября 1996 г., реализация которого в 1995-2003 гг. привела к оживле-

нию реформ в экономике, экономическому развитию и приватизации крупных масштабов. Процесс приватизации, осуществленной на основе экономических программ этого периода, был направлен на обеспечение макроэкономической стабильности и структурных изменений. Разработанные вместе с международными финансовыми учреждениями и успешно осуществленные реформы создали предпосылки для реализации поставленных целей, а также для экономического роста и повышения материального благосостояния населения.

Кроме того, в организации благоприятных условий для развития предпринимательства и регионов сыграла важную роль «Государственная программа социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики (2004-2008 гг.)», утвержденная 11 февраля 2004 г.

Принятие этих программ имело несколько причин. Так, вопросы исполнения инфраструктурных проектов для развития регионов в первую очередь были в центре внимания. В то же время меры, направленные на решение проблем предпринимательства, усиление государственной поддержки, составляли сущность правовых актов. Задачи усиления местного производства, уменьшения зависимости от импорта, организации рабочих мест и, таким образом, ликвидации бедности и безработицы также имели большое значение.

Государственная программа социально-экономического развития регионов представляет собой основной экономический инструмент для успешного, устойчивого развития страны, диверсификации экономики.

В связи с выполнением первой государственной программы по региональному развитию президент Ильхам Алиев заметил: «...в 2004 году, когда мы принимали пятилетнюю Программу, мы ставили перед собой определенные задачи. Очень рад, что в результате исполнения первой пятилетней Программы прогнозы об открытии новых рабочих мест оправдались. Открылось свыше 600 тысяч рабочих мест, чем мы достигли заявленных в 2004 году целей» [4]. Надо отметить, что вторая государственная программа (2009-2013), продолжающая первую, также выполнена.

Экономика Азербайджана сегодня находится в одном ряду с быстроразвивающимися экономиками. В этом аспекте она высоко оценивается рядом международных учреждений. Намного увеличилось число компаний, участвующих в международных проектах. В течение последних 9 лет созданы десятки тысяч новых предприятий. В настоящее время Азербайджан из инвестируемой страны превратился в инвестирующую. Государство выделяет кредиты даже в Международную финансовую корпорацию. Данные меры играют большую роль в развитии малого и среднего бизнеса в регионах, в том числе в Нахчыванской Автономной Республике.

Финансовые гарантии для осуществления инвестиционных проектов по сферам экономики, привлечение денежных ресурсов, разработка инвестиционных программ для развития предпринимательства, обеспечение здоровой конкуренции составляют важное направление экономической политики в республике.

Информация об инвестициях, направленных в основной капитал Нахчыванской Автономной Республики, приведена в таблице 1. Анализ показывает, что в первые годы независимости, в том числе в 1995 г., в экономику региона была вложена инвестиция в размере всего 3 млн манатов. Но из года в год объем вложений увеличивался, в 2000 г. эта цифра составила 12,4 млн манатов, 2005 - 126,0, 2011 - 815,6, 2013 - 1 млрд 37 млн, 2014 - 624,6 млн. Все это создало условия для дальнейшего развития предпринимательства.

Таблица 1 - Инвестиции в основной капитал в Нахчыванской Автономной Республике,

тыс. манатов [5]

Год Всего инвестиций В том числе

строительно-монтажные работы машины, оборудование, инструменты, инвентарь и т. д.

1995 3 049,0 2 352,3 696,7

2001 12 449,9 11 755,2 694,7

2002 14 419,6 13 694,4 725,2

2003 15 525,1 14 762,2 762,9

2004 63 210,3 61 501,6 1 708,7

2005 80 194,1 70 707,5 9 488,6

2006 126 051,7 102 003,0 24 048,7

2007 191 757,2 108 802,5 82 954,7

2008 222 948,0 173 792,3 49 155,7

2009 309 598,1 280 839,9 28 758,2

2010 411 522,2 363 037,7 48 484,5

2011 501 105,5 443 426,0 57 679,5

2012 815 572,6 728 160,1 87 412,5

2013 1 037 748,4 919 043,3 118 705,1

2014 924 628,6 806 943,3 117 685,3

Региональная политика и осуществленные мероприятия обеспечили устойчивый рост количества субъектов предпринимательства. Так, по данным Министерства налогов Нахчыванской Автономной Республики на 1 января 2015 г. в целом в регионе действовали 14 285 физических лиц, 1979 юридических и 36 иностранных юридических лиц. Из них 22 юридических лица и 2796 физических лиц были зарегистрированы в 2014 г.

Объем кредитов, предоставленных в 2014 г. для предпринимательской деятельности, составил 21,5 млн манатов. Эти средства израсходованы на создание новых производственных мощностей или расширение существующих. В целом в 2014 г. банками и кредитными учреждениями субсидии предоставлены хозяйственным субъектам во всех сферах экономики в объеме 54,5 млн манатов, что в сравнении с соответствующим показателем 2013 г. больше на 9,4 %.

Положительные изменения в экономике Азербайджана способствовали решению проблемы занятости. Именно поэтому при принятии первой государственной программы на 20042008 гг. в экономической платформе президента предусмотрено создание 600 тыс. рабочих мест. В течение 5 лет организовано 800 тыс. новых рабочих мест. В результате экономических реформ, начатых с 1995 г., в стране установилась макроэкономическая стабильность, дан толчок развитию предпринимательства в регионах.

В результате развития малого и среднего бизнеса в 2013-2014 гг. в стране создано свыше 1,2 млн новых рабочих мест, а в Нахчыванской Автономной Республике - более 60 тыс. Это играет положительную роль в обеспечении занятости населения. Число физических лиц, занимающихся предпринимательством, также увеличилось.

Решающий фактор для развития предпринимательства и производства - обеспеченность ресурсами и материальная возможность. Направление денежных доходов на производство способствует повышению потребительской способности рынка. В этих целях наряду с привлечением в оборот финансово-кредитных ресурсов проводится политика регулирования. Поэтому для улучшения положения предпринимательства на территории региона и использования его возможностей требуется повышенное вливание капиталов. Следует отметить, что размещение природных ресурсов в республике совершенствует структуру производства, поток инвестиции, количество и ассортимент продукции для импорта. Природные ресурсы, влияя на импорт сырья и минеральных ресурсов, также увеличивают приток валюты. Рынок поставок выходит за рамки региона и превращается в составную часть мирового рынка.

Региональная система расположения полезных ископаемых, их переработка разными способами определяют структуру развития производственных сил на этих территориях. Строительный комплекс является самой выгодной сферой использования природных богатств. С помощью этих ресурсов можно воздействовать на рыночную среду, создавать новые рабочие места, обогащать рынок товаров. Природные строительные, водные ресурсы, дешевая рабочая сила, благоприятный горный воздух, подходящие условия для производства влияют на экономическую эффективность предпринимательства. Местные программы осуществляются на базе региональных ресурсов, что способствует выпуску дешевых товаров и низкозатратному обслуживанию.

Контролируемые накопление и воспроизводство рентных доходов в местном бюджете региона являются основным источником формирования рынка. Природные ресурсы - отдельная сфера предпринимательской деятельности, между тем их можно применять при развитии других областей производства и обслуживания. Это в свою очередь позволит добиться мультипликативной эффективности. Поэтому для обеспечения текущих расходов регионы должны искать пути получения кредитов, разрабатывать структурные планы использования ресурсов. Условия долгосрочных кредитов, их возвращения должны быть изучены и закреплены обязательствами за счет централизованно-территориальных фондов по всем сферам социально-экономического развития республики.

Совершенствование регионального рынка, организационно-экономическое управление с учетом производства и природно-географической среды позволяют умножить положительные результаты. Состав населения, его занятость определяют динамику и использование доходов, источники их формирования, влияние предпринимательства на структуру рынка и покупательскую способность. Качество сферы обслуживания и уровень производства продукции влияют на развитие региона, его материальные и человеческие факторы. Также распределение доходов между государством и предпринимателем, конечно, стимулирует производство и создание новых рабочих мест. При этом роль доходов населения в регулировании потребностей рынка возрастает.

Региональная политика в условиях рыночных отношений, развитие предпринимательства требуют организации экономических связей на новых основах. Помощь бизнесу в регионах позволяет создавать рабочие места, повышать уровень жизни населения в целом, а это в свою очередь дает возможность гражданам зарабатывать деньги в достаточном для удовлетворения своих потребностей количестве. Мировой опыт показывает, что риск обнищания людей, работающих в частном секторе, относительно мал.

Развитие малого и среднего предпринимательства в республике, расширение границ частного сектора в целом служат повышению уровня благосостояния и усилению социальной защиты малоимущего населения, позволяют решать проблемы занятости.

Ссылки и примечание:

1. Azarbaycan Respublikasinin Ma§gulluq Strategiyasinin hayata kegirilmasi uzra Dovlat Proqrami (2007-2010-cu illar). Baki, 2007.

2. Abbasov A.B. Biznesin asaslari. Baki, 2005.

3. Государственная программа социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики (20092013 годы) [Электронный ресурс]. URL: http://ru.president.az/articles/14135 (дата обращения: 25.01.2016).

4. Ghmadov N.H. Naxgivan iqtisadiyyatinin prioritetlari: iqtisadi artim, dinamik inki§af. Baki, 2008. 452 s.

5. Таблица составлена автором на основе сборника, изданного Государственным комитетом статистики Нахчыванской Автономной Республики. См.: Государственный комитет статистики Нахчыванской Автономной Республики [Электронный ресурс]. URL: http://statistika.nmr.az/menu/source/4_1/index.php (дата обращения: 25.01.2016).

References and notes:

1. Azarbaycan Respublikasinin Ma§gulluq Strategiyasinin hayata kegirilmasiuzra DovlatProqrami (2007-2010-cuillar) 2007, Baki.

2. Abbasov, AB 2005, Biznesin asaslari, Baki.

3. State program of socio-economic development of regions of the Azerbaijan Republic (2009-2013) 2013, retrieved 25 January 2016, <http://ru.president.az/articles/14135>.

4. Ghmadov, NH 2008, Naxgivan iqtisadiyyatmin prioritetlari: iqtisadi artim, dinamik inki§af, Baki, 452 s.

5. Compiled by the author based on the collection, published by the State Statistics Committee of Nakhchivan Autonomous Republic. See: State Statistics Committee of Nakhchivan Autonomous Republic 2016, retrieved 25 January 2016, <http://statistika.nmr.az/menu/source/4_1/index.php>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.