Региональные аспекты управления банковской инфраструктурой Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Научная статья на тему 'Региональные аспекты управления банковской инфраструктурой' по специальности 'Экономика и экономические науки' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии ВАК
Авторы
Журнал
Выпуск № 1 (57) /
Коды
  • ГРНТИ: 06 — Экономика и экономические науки
  • ВАК РФ: 08.00.00
  • УДK: 33
  • Указанные автором: ББК:65.04, УДК:332.1

Статистика по статье
  • 58
    читатели
  • 12
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Ключевые слова
  • РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
  • БАНКОВСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
  • ЭЛЕМЕНТЫ БАНКОВСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
  • СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
  • ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
  • REGIONAL ASPECTS
  • BANKING INFRASTRUCTURE
  • ELEMENTS OF BANKING INFRASTRUCTURE
  • SUBJECTS OF MANAGEMENT
  • INNOVATIONS-AND-EDUCATIONAL COMPLEX

Аннотация
научной статьи
по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — УЛЯЕВА Э.А.

Статья посвящена аспектам эффективного управления банковской инфраструктурой на региональном уровне. Выделены ключевые объекты управлении и элементы банковской инфраструктуры, влияние на которые способно вызвать максимально возможные позитивные сдвиги в банковском секторе экономики региона

Abstract 2016 year, VAK speciality — 08.00.00, author — ULYAEVA E.A.

The article focuses on effective management of banking infrastructure on the regional level. The author distinguishes the key objects of management in banking infrastructure and discusses the impact that can be produced upon these objects by the maximally positive shifts in the banking sector of the regional economy

Научная статья по специальности "Экономика и экономические науки" из научного журнала "Проблемы современной экономики", УЛЯЕВА Э.А.

 
Рецензии [0]

Текст
научной работы
на тему "Региональные аспекты управления банковской инфраструктурой". Научная статья по специальности "Экономика и экономические науки"

Так, например, значение показателя в 60% означает, что у домохозяйства есть только 60% дохода, необходимого для приобретения квартиры с помощью ипотечного кредита.
в) Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств.
Данный показатель рассчитывается путем определения минимального совокупного среднемесячного дохода семьи из трех человек, необходимого для приобретения стандартного жилья за счет собственных и заемных средств, и последующего сравнения полученного результата с данными о распределении домохозяйств по уровню среднемесячного дохода.
В таблице 2 (составлена автором) приведены показатели, характеризующие доступность жилья в Российской Федерации.
За анализируемый период уровень всех показателей значительно улучшился. Так, коэффициент доступности жилья снизился с 4,1 до 3,8 года, индекс доступности вырос с 76 до 107%%, а доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, увеличилась с 18,6 до 30%.
Отметим, что по данным материалов выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств, приведенных в таблице 3, значительная часть населения Российской Федерации не удовлетворена своими жилищными условиями и высказала
намерения по их улучшению. Удельный вес таких граждан вырос с 3,4% в 2005 году до 10,4 в 2014 году, то есть увеличился в три раза.
Количество населения, имеющего плохое жилье и не планирующее улучшить свои жилищные условия сократилось с 11,9% в 2005 году до 3,6% в 2014 году, при этом в качестве основных причин указывается: отсутствие права встать на учет по улучшению жилищных условий и других возможностей (2, 9%), вследствие того, что устраивает район проживания с точки зрения размещения социальной инфраструктуры (0,6%) и устраивает близость от места работы (0,1%).
В целом по данным выборочных исследований Росстата население Российской Федерации в 2014 году следующим образом оценивает свои жилищные условия: как отличные — 3,9%, хорошие — 43,8%, удовлетворительные — 46,1%, плохие — 5,4% и очень плохие — 0,8% [2].
Таким образом, в заключение следует отметить, что жилищные условия населения Российской Федерации оцениваются большинством населения положительно. В то же время жилищные условия в нашей стране значительно отстают от уровня развитых стран и поэтому необходимо и дальше со стороны государства управлять этим процессом, реализуя различные целевые программы, направленные на улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации.
Литература
1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.11.2015). [Электронный ресурс]. — URL: [http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/] Дата обращения: 12.12.2015
2. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. — URL: [http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_62/Main. htm] Дата обращения: 12.12.2015
3. Николаев С.В. Решение жилищной проблемы РФ на базе реконструкции и технического перевооружения индустриальной базы домостроения // Жилищное строительство. — 2010 — № 2. — С.2-6.
4. Саградов А.А. Экономическая демография. — М.: ИНФРА-М, 2011.
5. Зимина И.А., Давыдов Ф.Ф. Модели развития жилищной сферы за рубежом // Семейное и жилищное право. — 2013. — № 4. — С.35-37.
6. Индекс лучшей жизни. Материалы исследований Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). [Электронный ресурс]. — URL: [http://www.oecd.org/russia/newsletter] Дата обращения: 14.12.15
7. Показатели доступности жилья в России. Материалы Института экономики города. [Электронный ресурс]. — URL: [http:// www.urbaneconomics.ru/texts.php?folder_id=3&mat_id=432] Дата обращения: 14.12.15.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ БАНКОВСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ
Э.А. Уляева,
старший кредитный специалист ЗАО «Кредит Европа Банк»(г. Санкт-Петербург),
leanokina@mail.ru
Статья посвящена аспектам эффективного управления банковской инфраструктурой на региональном уровне. Выделены ключевые объекты управлении и элементы банковской инфраструктуры, влияние на которые способно вызвать максимально возможные позитивные сдвиги в банковском секторе экономики региона.
Ключевые слова: региональные аспекты, банковская инфраструктура, элементы банковской инфраструктуры, субъекты управления, инновационно-образовательный комплекс.
УДК 332.1 БКК 65.04
Важнейшим условием для стабильного экономического роста и устойчивого развития региона является создание разветвленной сети сбалансированной банковской инфраструктуры, субъекты которой должны обеспечивать удовлетворение потребностей государства, предприятий и домохозяйств, а также эффективное развитие регионов.
В российской научной литературе впервые термин «банковская инфраструктура» рассматривается в издании «Российская банковская энциклопедия», опубликованном в 1995 г. [1]. В дальнейшем этот термин стал употребляться и в учебной литературе. Специальная статья «Банковская инфраструктура» содержится в вышедшем в 2002 г. «Финансово-кредитном энциклопедическом словаре». В данных работах банковская инфраструктура определяется, по сути, одинаково — как со-
вокупность организаций, предприятий и служб, обеспечивающих жизнедеятельность банков [2]. Очевидно, что в данных трактовках, преобладает этимологическое толкование инфраструктуры и потому считается неполным. Так считает, например, Котов А.В., по мнению которого определение банковской инфраструктуры только как совокупности организаций, обеспечивающих жизнедеятельность банков, не дает толкование понятия«жизнедеятельность банков» и не раскрывает конкретные аспекты проявления роли банковской инфраструктуры в ее обеспечении. Он предлагает понимать под банковской инфраструктурой совокупность институтов, формирующих необходимые условия для осуществления банковской деятельности, содействующие созданию и доведению банковских услуг до их потребителей [3].
Множество элементов банковской инфраструктуры, инструменты управления которыми находятся за пределами полномочий и возможностей регионального субъекта управления
Множество элементов банковской инфраструктуры, управление которыми может осуществляться (альтернативно или параллельно)как региональными, так и федеральными субъектами управления
Множество элементов банковской инфраструктуры, инструменты управления которыми находятся в ведении регионального субъекта управления
Законодательные и нормативно-правовые акты: «Правовое поле»
Блок регуляторов
Блок контролирующих ролей
Регулирование ликвидности
Блок обеспечения легитимности
Научное обеспечение
— Информационное обеспечение
— Кадровое обеспечение
— Обеспечение безопасности
Блок охранных ролей
Маркетинговое обеспечение
Операционное сопровождение
Управление рисками
Рис. 1. Относимость элементов банковской инфраструктуры к федеральному, региональному и смешанному (альтернативному) субъектам управления
Банковскую инфраструктуру можно рассматривать с институциональных и функциональных позиций. С институциональных позиций банковская инфраструктура представляет собой совокупность специализированных организаций, ориентированных исключительно на обслуживание коммерческих банков, а также неспециализированных фирм, которые ориентированы на иные сегменты рынка, но в число потребителей их товаров и услуг входят и коммерческие банки. С функциональных позиций банковская инфраструктура или инфраструктура банковского бизнеса включает в себя различные направления, позволяющие обеспечить эффективное функционирование банковской деятельности.
Важной проблемой, возникающей при разработке теории банковской инфраструктуры, является построение классификации входящих в нее элементов. Необходимость в ней обусловливается тем, что банковская инфраструктура характеризуется большим многообразием входящих в нее институтов. В этой связи возникает необходимость их упорядочения и унификации. С другой стороны, возникает необходимость «отсечения» лишних элементов, которые неправомерно включать в состав банковской инфраструктуры. Следует отметить, что в имеющихся немногочисленных публикациях четкой классификации банковской инфраструктуры пока не содержится. В них указываются лишь направления обеспечения жизнедеятельности банков и соответствующий им состав институтов банковской инфраструктуры.
Классификация элементов банковской инфраструктуры позволяет осуществить точное определение конкретных ее объектов, управление которыми является возможным и целесообразным осуществлять на уровне региона (рис. 1).
Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу о принадлежности к объектам управления регионального уровня таких элементов банковской инфраструктуры, как: блоков обеспечения легитимности деятельности, информационного, научного, кадрового и маркетингового обеспечения; блоков обеспечения безопасности и операционного сопровождения, охранных ролей и управления рисками.
Очевидно, что не все из перечисленных структурных элементов банковской инфраструктуры подвержены непосредственному влиянию со стороны региональных
субъектов управления. Для ряда из них, например блока обеспечения легитимности деятельности кредитных учреждений (содержание которого, включая в себя ряд государственных органов, охватывает не только внутрибанковские юридические службы или аутсорсинго-вые консалтинговые организации), или блока информационного обеспечения (основной объем которого представлен данными, сконцентрированными в ЦБ РФ, статистических материалах и аналитике различных федеральных министерств и служб, национальных бюро кредитных историй) эффективное взаимодействие с региональным субъектом управления не представляется возможным.
С учетом особенностей региональной системы управления объектами банковской инфраструктуры и степени важности каждого из них для успешного развития банковской сферы региона представляется целесообразным уделить особое внимание следующим институтам данного сегмента экономики:
— Блок обеспечения безопасности;
— Блок кадрового обеспечения;
— Блок научного обеспечения;
— Блок охранных ролей.
Рассмотрим комплексное представление взаимодействия региональной составляющей указанных блоков с кредитными организациями как потребителями их услуг (рис. 2).
Основное назначение блока научного обеспечения применительно к его роли в банковской инфраструктуре состоит в решении различных задач в области разработки инновационных и совершенствования традиционных методов исследования рынков сбыта и применимых в деятельности кредитных организаций сегментов окружающей информационной среды.
Такие разработки, как это отображено на рис. 2, широко применяются и в блоке охранных ролей, например, при создании систем безопасного хранения и передачи значительных объемов конфиденциальной информации, с которыми кредитным организациям приходится работать на систематической основе.
Эффективность работы страховых и коллекторских агентств также напрямую зависит от надлежащего уровня методологического и научного обеспечения, поскольку их деятельность неразрывно связана со сбором и анализом массивов данных о самых различных областях экономической, правовой, политической и социальной жизни, их оценкой и последующим принятием тех или иных стратегических решений.
Рис. 2. Взаимодействие некоторых блоков банковской инфраструктуры
1 4 1
Не менее важной представляется и роль блока кадрового обеспечения. Кадровый потенциал в настоящее время является одним из определяющих факторов в разрешении вопроса повышения эффективности деятельности экономических субъектов. Возникновение принципиально новых задач в самых разнообразных сферах экономики и экспоненциальное усложнение процессов, протекающих в экономических формациях, диктуют особые требования к подготовленности и уровню квалификации специалистов, обслуживающих различные объекты банковской инфраструктуры. В расширительном толковании, включающем в себя не только кадровую обеспеченность самих кредитных организаций, но и уровень общей кадровой насыщенности взаимосвязанных с ними отраслей хозяйствования, блок кадрового обеспечения приобретает особое значение для становления и эффективности развития большинства элементов банковской инфраструктуры.
Некоторые авторы, руководствуясь значительной функциональной близостью, высокой степенью общности целей и взаимопроникновения, объединяют блоки научного и кадрового обеспечения банковской инфраструктуры региона в инновационно-образовательные комплексы (Рис. 3) [4].
Инновационно-образовательный комплекс
Рис. 3. Структура инновационно-образовательного
комплекса
Рассмотрим современное состояние и основные (из существующих в настоящее время) проблемы в инновационно-образовательном комплексе банковской инфраструктуры СевероЗападного региона.
Как указано в Распоряжении Правительства РФ от 18.11.2011 г. №2074-р (в редакции от 26.12.2014 г.) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года», Северо-Западный федеральный округ и, прежде всего, г. Санкт-Петербург, остается одной из важнейших баз научно-технологического прогресса и инновационного развития экономики России [5]. Научно-инновационный комплекс Северо-Западного федерального округа включает более 500 организаций, выполняющих исследования и разработки. Комплекс располагает широкой сетью учреждений образования всех уровней, осуществляющих подготовку кадров по всем укрупненным группам специальностей и направлений высшего, среднего и начального профессионального образования.
Между тем, согласно этому же документу, научно-инновационный комплекс Северо-Запада как система отраслевой и академической науки, образовательных учреждений, инновационных и исследовательских центров, а также крупных производств в единое целое еще не сложился. Есть разрыв между востребованной и фактической структурой подготовки кадров, тематикой научных разработок и структурой инновационных потребностей.
Кроме того, несмотря на существующую в банковском секторе и смежных областях экономики (включающих в себя, в том числе, довольно разнородные инфраструктурные кластеры) значительную востребованность в специалистах и инновациях самого широкого профиля, основная — наиболее значимая для повышения эффективности банковской системы региона и степени ее интеграции в окружающее экономическое пространство роль здесь несомненно принадлежит достаточно узкоспециальным научным и административным направлениям, которые в научно-инновационном комплексе Северо-Западного региона представлены не достаточно широко.
Из ряда основных причин отмеченного выше структурного дисбаланса, существующего в научно-инновационном ком-
плексе Северо-Западного федерального округа на сегодняшний день, на наш взгляд, можно выделить следующее:
1) недостаточность обеспеченности научно-инновационного комплекса профессиональными кадрами, явившаяся следствием сложившегося за последние два десятилетия низкого уровня средней персональной доходности сотрудников комплекса и низкого престижа научно-педагогической деятельности;
2) неразвитость некоторых звеньев процесса по осуществлению фундаментальных и прикладных исследований, внедрению существующих инновационных разработок в системную практику;
3) сравнительно низкое качество подготовки специалистов в системе высшего и среднего профессионального образования; необеспеченность системы образования образовательными стандартами, отвечающими современным требованиям; интегрированными образовательными программами надлежащего уровня; несоответствие существующей профильной структуры подготовки кадров актуальным запросам отраслевых групп, составляющих банковский сектор и банковскую инфраструктуру Северо-Западного федерального округа; низкая ориентированность системы высшего и средне-специального образования на подготовку квалифицированных кадров как для самого научно-инновационного комплекса, так и для приоритетных отраслей финансовой сферы региона.
При этом стимулирование блоков кадрового и научного обеспечения банковской инфраструктуры Северо-Западного федерального округа средствами государственного регулирования, безусловно, должно иметь комплексный характер, осуществляться на фоне систематического мониторинга основных показателей текущего состояния научно-инновационного комплекса региона, производиться с использованием всей совокупности методов административно-ведомственной, программно-целевой и косвенной форм.
Значительную роль в банковской инфраструктуре региона играет такой элемент блока обеспечения безопасности, как страховые компании. Общее функциональное назначение этого сектора инфраструктуры заключается в страховании всевозможных рисков (в первую очередь — финансового характера), неизбежно возникающих в процессе деятельности кредитных организаций.
Кредитные организации, в силу выдвигаемого большинством из них требования к обязательному страхованию приобретаемого в кредит имущества заемщиком, в свою очередь являются для страхового рынка существенным спросооб-разующим фактором. Так, доля договоров по страхованию имущества, заключенных в Российской Федерации в последние годы по инициативе банков, лизинговых компаний, ипотечных корпораций и прочих участников кредитного бизнеса, достигает 50% от общего их количества. Вместе с тем, страховая отрасль в России и особенно ее составляющая, касающаяся страхования косвенных и биржевых рисков, не достаточно развита. Многие из страховых продуктов, представленных в настоящее время на рынке страхования, могут быть отнесены к так называемому «псевдо страхованию», по сути, представляя из себя незначительно модифицированные в маркетинговых целях клоны основных направлений данной деятельности.
Таким образом, методический подход к развитию инфраструктурного обеспечения банковской деятельности, на наш взгляд, должен основываться на оценке текущего состояния банковской инфраструктуры, степени ее развития и адекватности потребностям банков, выявлении факторов, влияющих на развитие банковской инфраструктуры и их оценки, определении потребности банков в услугах инфраструктурных составляющих и включать инфраструктурное прогнозирование, разработку выводов и рекомендаций по совершенствованию объектов банковской инфраструктуры, реализацию программ и проектов в данной сфере, а также сбор информации и мониторинг развития элементов банковской инфраструктуры. Среди первоочередных регионально-ориентированных направлений
совершенствования научно-инновационного комплекса банковской инфраструктуры Северо-Западного федерального округа отмечены:
— содействие развитию фундаментальных и прикладных научных исследований;
— увеличение кадрового потенциала инновационной деятельности;
— формирование пакета региональных государственных заказов на проведение научно-исследовательских разработок в отраслях, наиболее востребованных банковским сектором и его инфраструктурной составляющей;
— стимулирование инновационной кооперации между институтами банковской инфраструктуры, кредитными организациями, высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими центрами;
— создание и систематическое совершенствование региональной нормативно-правовой базы инновационной деятельности.
Инфраструктурные группы, как блоки обеспечения легитимности деятельности, информационного обеспечения, научного и кадрового обеспечения, обеспечения безопасности мотивированно отнесены к множеству элементов инфраструктуры, управление которыми может осуществляться как региональным, так и федеральным субъектами управления. Особо выделены блоки научного и кадрового обеспечения, в силу важности выполняемой ими функции — обеспечения адекватного современным требованиям уровня кадровой насыщенности не только собственно кредитных организаций, но и всех взаимосвязанных с ними институтов, занимающие ключевое место в формировании эффективной кредитной системы региона.
Литература
1. Российская банковская энциклопедия: ЭТА, 1995.
2. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 1168 с.
3. Котов А.В. Формирование и развитие банковской инфраструктуры в России: Автореферат дисс. — Саратов, 2004.
4. Овчинникова О.П., Михалева Ю.В. Стратегия институционально-сетевого развития банковской инфраструктуры // Финансы и кредит. — 2009. — №3(339).
5. Распоряжение Правительства РФ от 18.11.2011 г. №2074-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года».

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх